Сколько уровней общего образования. Структура системы образования россии

– это совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Реализующие их уровни образования состоят из учреждений, которые не зависят друг от друга. Учреждение каждого уровня обладает собственными формами организации и органами правового подчинения, которые его контролируют.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения. Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Виды и уровни российского образования

На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, - это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.

Уровни образования:

  • общеобразовательный;
  • профессиональный;
  • высший.

Общее образование

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на получение каждого уровня общего образования на бесплатной основе во всех государственных учреждениях. Уровни общего образования - это:

  • дошкольное;
  • школьное.

Школьное обучение, в свою очередь, делится на:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее.

Каждая из ступеней готовит к освоению образовательной программы последующего уровня.

Самой первой ступенью в нашей стране является дошкольное обучение. Оно готовит будущих учащихся к освоению школьной программы, а также дает первоначальные знания о гигиене, этике и здоровом образе жизни. При этом, согласно исследованиям, дети, которые не посещали дошкольное учреждение, на следующей ступени - школе, испытывают трудности, как в социальной адаптации, так и в освоении учебного материала.

Все последующие уровни образования, как и дошкольная ступень, преследуют единую цель – подготовить к освоению следующего этапа обучения.

При этом, первостепенной задачей основного образования является овладение основами разных наук и государственного языка, а также формирование склонностей к определенным видам деятельности. На этой ступени образования необходимо научиться самостоятельно познавать окружающий мир.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Высшее образование. Уровни

Итак, уровни высшего образования – это:

  • бакалавриат;
  • специалитет
  • магистратура.

Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.

Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.

Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:

  • очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
  • заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
  • очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
  • экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).

Заключение

Виды образования и его уровни выглядят таким образом. Именно их совокупность составляет систему образования Российской Федерации. Все они регулируются на законодательном уровне нормативными документами различного характера и содержания.

Следует учитывать, что цель образовательной системы заключается не только в том, что она позволяет освоить различные профессии. В процессе обучения формируется личность, которая совершенствуется с каждым преодоленным образовательным уровнем.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.

Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.

Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:

Второй вид разделяется на такие подвиды:

Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.

В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.

Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.

В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.

Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:

Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.

В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и разные страны.

  • Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
  • Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
  • В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
  • В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
  • Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.

Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.

  • Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
  • Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
  • Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
  • Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
  • Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
  • Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
  • Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
  • Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
  • Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).

Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.

  • За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
  • За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
  • За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
  • За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
  • За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: закон об образовании (ст. и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. комментарий к ч. 10 ст. 11 Закона).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и главу 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона Об образовании в Российской Федерации).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. 3, 5 ст. 96 Закона).

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Система образования существует для реализации права человека на образование. Укаждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определен в статье 8 Закона «Об образовании» (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы системы образования России

Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Закон РФ «Об образовании» понятием «система образования» объединяет следующие объекты: совокупность взаимодействующих образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений и организаций, а также органов управления ими. Таким образом, система образования – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования.

Сеть образовательных учреждений – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании. Сеть образовательных учреждений – важная характеристика системы образования. К основным ее свойствам относятся: состав образовательных учреждений, их функциональное назначение, способ взаимосвязи учреждений в единое целое.

Сеть образовательных учрежденийРоссийской Федерации масштабна и качественно разнообразна. В 2000/2004 учебном году в ней функционировали 140,4 тыс. образовательных учреждений, в которых работали более 5,7 млн человек и обучались 33 млн человек. Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях работают и учатся почти 39 млн человек, что составляет более четверти всего населения России.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы, или подсистемы, образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессио­нального образования. В то же время непрерывное образование предполагает взаимодействие ряда секторов, существование системообразующего фактора, определяющего наличие единой структуры таких учреждений. Проблема формирования целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. Такое взаимодействие и преемственность – задача чрезвычайно сложная, и ее решение зависит от совместных усилий органов управления всех уровней.

До 90-х гг. ХХ в. структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами планово-административной системы. Так, в школьном образовании отсутствовали социально-активные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык давался весьма ограниченными «порциями», информатика преподавалась на крайне низком качественном уровне, иногда даже без использования техники, в то время как в школах развитых стран преподавалось три блока предметных областей: коммуникативный (родной язык, иностранные языки, информатика); естественно-научный (математика, физика, биология, химия и т.д.); социально-гуманитарный (экономика, право, политология, социология, история, социальная антропология). Третий предметный блок знаний практически отсутствовал в советской школе, лишь в последнее время он стал пошагово вводиться в российскую школу (обществознание, основы экономических знаний). В целом, по своему содержанию российское образование унаследовало от советского полную десоциолизированность, в нем не изучаются формы взаимодействия человека (индивид, группа индивидов, отдельные сообщества, страты, общество в целом, мировое сообщество).

Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. работает по одной или нескольким образовательным программам, обеспечивает содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религи­озных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью peaлизуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно быть указание о характере образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, работающего по образовательным программам дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифици­рованной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательные учреждения учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Создаются следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобра­зовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, химия, профиль физико-математический или гуманитарный); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

Общеобразовательные школы-интернаты учреждения, созданные для оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. В такие учреждения преимущественно принимаются дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, находящиеся под опекой. К этому типу учреждений относятся: школа-интернат начального образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Основные задачи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,это создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. Исходя из индивидуальных особенностей детей (возраста, диагноза заболевания), в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В учреждениях такого типа содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессио­нально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием ведут образовательные учреждения среднего профессионального образования(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Отличительная особенность колледжа в том, что в нем обеспечивается повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии ведется образовательная и профессиональная подготовка учащихся.

Третья ступень профессионализации – высшее профессиональное образование – обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которые осуществляются путем обучения в высших учебных заведениях.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академию; институт. Академия , в отличие от университета, осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), работающее по профессиональным образовательным программам по ряду направлений науки, техники и культуры. При этом изменяется структура обучения, делаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – аспирантура на базе высшего профессионального образования. Лицам, получившим высшее образование, предоставля­ется возможность получить послевузовское профессиональное образование для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Образование взрослых стало важным направлением работы образовательных учреждений и явно будет перерастать в самостоятельную сферу услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно-методические особенности. В большинстве развитых стран образование взрослых функционирует как особая и достаточно самостоятельная структура. В последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования. В России же пока образованием и переподготовкой взрослого населения занимаются разнообразные образовательные учреждения: вечерние школы, ПТУ, курсы профессионально-технической подготовки, заочные и вечерние средние специальные учебные заведения; заочные, вечерние и дневные вузы; факультеты и курсы повышения квалификации.

Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя прежде всего учреждения дополнительного профессионального образования – повышения квалификации. Функциональное назначение этого типа учреждений – повышение уровня профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Исходя из реализуемых образовательных программ (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), создаются различные виды учреждений: академии; отраслевые, межотраслевые и региональные институты повышения квалификации, институты усовершенствования; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, к познанию и творчеству, организация содержательного досуга детей. Перечень видов учреждений, относящихся к этому типу, настолько велик, что классифицировать их следует по укрупненным группам: дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей традиционной культуры, народных ремесел; школы по различным видам искусств; спортивные школы, в том числе олимпийского резерва; клубы юных моряков, пограничников, парашютистов и т.д. В 2003/2004 учебном году в России функционировало 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучалось 9 млн детей и работало 203,6 тыс. взрослых.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий.



Случайные статьи

Вверх