Виды благоустройства. Отдельные виды благоустройства территории


Понятие «благоустройство городской территории» включает в себя работу по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержанию и развитию сетей освещения, содержанию рекреационных зон, работу по озеленению городских территорий, содержанию общественных туалетов, содержанию и развитию объектов ливневой канализации, организации площадок для выгула собак, комплексному развитию внутридворовых территорий.

Все эти виды работ осуществляются для приведения территории в состояние пригодное для создания условий, способствующих нормальной жизнедеятельности населения города. Иными словами, улучшение благоустройства городских территорий - это такая организация территории, которая будет способствовать экологической безопасности здоровья человека, повышению качественного уровня жизни горожан.

Города и поселки представляют собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия труда, быта и отдыха людей.

Населенные пункты создают материальную, социальную, культурную и эстетическую среду, в которой живут, работают, проводят досуг граждане, воспитываются новые поколения и реализуются иные формы жизнедеятельности населения. Другими словами - среду обитания (жизнедеятельности) населения.

Уровень благоустройства населенных пунктов - один из показателей качества среды обитания, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики.

Современное качество среды обитания во многих населенных пунктах нельзя назвать удовлетворительным. Структура организационного построения сети населенных пунктов существенно нарушена, особенно на низовом территориальном уровне, где перестали существовать многие колхозы и совхозы, а их центральные усадьбы утратили свое значение многофункциональных центров и пришли в упадок. Материальное положение подавляющей части населения в существующих экономических условиях не позволяет справиться с такой задачей.

Объектами деятельности муниципального образования в сфере благоустройства являются :

Территория муниципального образования в пределах его городской черты;

Территориальные зоны (подзоны);

Территории планировочных районов;

Градостроительные комплексы;

Земельные участки с возводимыми на них: зданиями или сооружениями;

Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;

Временные сооружения, в том числе элементами благоустройства;

Объекты реконструкции и капитального ремонта.

Территория муниципального образования - в Российской Федерации - земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения .

Территориальная зона - это территория, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент разрешенного использования и строительного изменения объектов недвижимости. Разрешенное использование устанавливается в соответствии с законодательством и с учетом сервитута.

Территориальные зоны имеют следующую классификацию:

Городская зона - условная территориальная единица города. Городские зоны:

1) отражают историческое развитие и внутреннюю организацию города;

2) различаются по интенсивности использования занимаемой площади, составу населения и другим социально-экономическим характеристикам;

Пригородная зона - это территория, прилегающая к городу и находящаяся с ним в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой взаимосвязи. Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являются частью городских агломераций. В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья;

Зона загородного отдыха - территория:

1) охватывающая акватории, леса, горы и луга;

2) расположенная в пригородной зоне;

3) используемая для кратковременного или длительного отдыха городского населения;

Рекреационная зона - специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты;

Водоохранная зона - территория:

1) примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов;

2) выделяемая для охраны вод от загрязнения.

В водоохранной зоне запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах:

1) предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов;

2) сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

Зеленая зона - территория вокруг населенного пункта, где сохраняются древесная растительность, кустарники, травяной покров и животный мир в целях создания условий для очистки среды от загрязнений, обогащения воздуха кислородом и поддержания условий для отдыха жителей. Зеленая зона в Российской Федерации составляет 50 км. вокруг населенного пункта;

Санитарно-защитная зона - ГОСТ Р 22.0.04-95 - территория вокруг фермы, животноводческого комплекса, предприятий и учреждений биологического профиля, свободная от жилых построек, на которой запрещены проезд транспорта, пастьба и водопой животных.

Придомовая территория - примыкающий к дому земельный участок, включающий:

Тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды;

Зеленые насаждения;

Хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки;

Оборудованные для сбора твердых бытовых отходов и т.п.

Благоустройство придомовой территории предполагает проведения комплекса базовых работ и услуг по поддержанию в исправном состоянии площадок, оград, мест отдыха, зеленых насаждений и других элементов благоустройства .

При благоустройстве территории муниципального образования предполагает учет баланса территории объекта озеленения, т.е. учет соотношения площадей на озелененной территории, занятых под насаждениями, дорогами, площадками, сооружениями или отведенных под различные функциональные зоны.

Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач. Основными задачами благоустройства являются:

Привлечение инвестиций в инфраструктуру и коммунальное хозяйство, в жилищное строительство;

Упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости;

Предвидение и предупреждение негативных общественных последствий социального и имущественного расслоения города;

Планомерный контроль экологической ситуации в городе.

Система благоустройства и озеленения муниципального образования - это система принятия решений, направленных на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное решение территории муниципального образования.

В соответствии с Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года в ст. ст. 14-16, к вопросам местного значения поселения относятся :

Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и т.д.;

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов и т.д.

Н ачнем с того, что как таковое понятие «благоустройство территории» отсутствует в законодательстве. На этом основании чиновники советуют руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Итак, под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации (письмо Минфина от 30.10.2007 г. № 03-03-06/1/745).

К внешнему благоустройству относятся асфальтирование, устройство дорожек, газонов, посадка кустарников, установка внешнего электрического освещения и т.д. (письмо Минфина от 25.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/201). Сюда также можно включить фонтаны, памятники, малые архитектурные формы (письмо Минфина от 23.06.2006 г. № 03-06-02-04/92). У санаториев внешним благоустройством являются внутрисанаторные дороги, терренкуры, подпорные стенки, лестницы, скульптуры и пляжные сооружения (письмо Минфина от 13.10.2004 г. № 03-03-01-04/1/73).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Расходы на создание объектов внешнего благоустройства не учитываются в составе первоначальной стоимости основных средств, а формируют первоначальную стоимость объектов внешнего благоустройства, которые являются самостоятельным амортизируемым имуществом (письмо Минфина от 25.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/201). В налоговом учете предметы внешнего благоустройства не подлежат амортизации. В данном случае речь идет об объектах лесного хозяйства, дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированных сооружениях судоходной обстановки (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Если прямо читать Налоговый кодекс, то получается, что факт наличия бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования относится только к объектам ­лесного и дорожного хозяйства.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Судьи поддержали налоговиков, сказав, что, исходя из буквального толкования Налогового кодекса, наличие бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования относится только к объектам лесного и дорожного хозяйства. К специализированным сооружениям судоходной обстановки данное условие не применяется и, следовательно, не является обязательным в отношении иных, не поименованных в данной правовой норме объектов внешнего благоустройства (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).

Тем не менее, по нашему мнению, любой объект, созданный без привлечения источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования (за исключением специализированных сооружений судоходной обстановки), под понятие «объекты внешнего благоустройства» не подходит. Правда, с данным выводом не согласны налоговики.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Арбитры установили, что спорный объект «Благоустройство, озеленение и МАФ» сооружен ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» без привлечения источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Поэтому под понятие «внешнего благоустройства» данный объект не подходит ­(постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 г. № А56-11749/04).

Финансисты уверены, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли. Объясняют это чиновники тем, что указанные затраты не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса (письмо Минфина от 30.10.2007 г. № 03-03-06/1/745). Как правило, налоговики считают, что любые затраты на внешнее благоустройство никак не могут повлиять на доход предприятия и, следовательно, являются ­экономически необоснованными.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Налоговики посчитали, что расходы на благоустройство экономически не обоснованы. Однако судьи с ними не согласились. Арбитражный суд отметил, что Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Причем по смыслу правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в постановлении от 24.02.2004 г. № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности (постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2008 г. № Ф03-А73/08-2/1322).

Однако следует помнить, что Конституционный Суд в определении от 04.06.2007 г. № 366-О-П сказал, что в настоящее время налогоплательщикам предоставлена возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае и исходя из фактических обстоятельств, относятся ли те или иные, не поименованные в главе 25 Налогового кодекса затраты, к расходам в целях налогообложения. Дело в том, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея при этом в виду многообразие содержаний и форм экономической деятельности и видов возможных расходов (определение Конституционного Суда от 04.06.2007 г. № 320-О-П).

Учтите, что предприятия не вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль расходы по содержанию прилегающих к зданию территорий, если при этом у компании отсутствуют документы, подтверждающие ее права пользования данными земельными участками (письмо УФНС по г. Москве от 13.10.2005 г. № 18-11/2/73604).

НДС

Чиновники уверены, что по работам, связанным с благоустройством, налоговый вычет по НДС не применяется. Тем не менее хотелось бы напомнить, что вычет по НДС становится возможным при наличии счета-фактуры и если приходованные товары (работы, услуги) используются в операциях, облагаемых НДС. Так что если вы сумеете доказать экономическую обоснованность расходов, то сможете воспользоваться и правом на вычет налога.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Налоговый орган отказал в применении вычета по НДС по работам, связанным с асфальтированием дорожек, подъездных путей, озеленением и устройством внешнего ограждения и освещения. Чиновники объяснили это тем, что объекты внешнего благоустройства в целях налогообложения являются амортизируемым имуществом, не подлежащим амортизации. Поэтому НДС, уплаченный за выполнение данных работ, следует включить в стоимость объектов основных фондов.

Суд не согласился с требованиями налоговиков. Арбитры сказали, что созданные объекты используются для производственных целей и способствуют извлечению доходов. А в связи с тем, что реализация произведенной обществом продукции облагается НДС, вышеперечисленные работы подлежат налогообложению НДС (постановления ФАС Московского округа от 16.01.2008 г. № КА-А41/14082-07 и от 14.06.2007 г. № КА-А40/4876-07).

Виды благоустройства

Озеленение

Достаточно часто возникает вопрос, как списывать затраты по озеленению наружных производственных территорий, а также работы ­по реставрации газонного покрытия.

Итак, если благоустройство территории, прилегающей к офисному зданию, производится после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, то затраты по озеленению рассматривают как расходы капитального характера. Как мы уже писали, финансисты считают, что в данном случае в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса указанные объекты внешнего благоустройства относятся к амортизируемому имущест­ву, по которому в целях налогообложения прибыли начисление амортизации не производится (письмо Минфина от 25.05.2007 г. № 03-03-06/1/309). Поэтому расходы, связанные с озеленением территории земельного участка предприятия, не уменьшают базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 07.11.2007 г. № 03-03-06/1/777).

В свою очередь в письме УФНС по г. Москве от 17.03.2006 г. № 18-11/20791 указано, что затраты по озеленению имеют непроизводственный характер (объекты озеленения не относятся к основным средствам) и не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Причем, по мнению налоговиков, расходы по устройству газонов невозможно учесть, даже если указанные работы производятся по распоряжению органов местного самоуправления. Чиновники объясняют это тем, что устройство газонов напрямую не связано с производством и реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (письмо УФНС по г. Москве от 18.11.2005 г. № 18-11/85322).

Однако не стоит забывать, что закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Причем во многих и многих случаях нельзя использовать здания без соответствующего благоустройства прилегающих территорий.

При этом для оправдания затрат на озеленение территории можно опираться на соответствующие вашему виду деятельности санитарно-гигиенические нормы. В этом случае озеленение попадает под подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса в качестве материальных расходов на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Арбитры напомнили, что согласно пункту 3.77 Строительных норм и правил «Генеральные планы промышленных предприятий» СНиП 11-89-90 на предприятия возложена обязанность по благоустройству принадлежащих им территорий (в т.ч. озеленение). В свою очередь для предприятий, производящих цемент, санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона установлена в размере 1000 м. Исходя из этого затраты на благоустройство и озеленение территории следует относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 г. № А09-3658/07-29).

Кстати, с 1 марта 2008 года действует новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденная Роспотребнадзором от 25.09.2007 г. № 74. Отметим, что нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов влечет наложение ­административного штрафа (п. 6.3 КоАП РФ).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Судом было установлено, что работы по озеленению производственных территорий являлись необходимыми в целях соблюдения требований санитарно-гигиенических норм, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 для предприятий, производящих гипс. Поэтому у налогоплательщика имелись все законные основания отнести полную стоимость спорных работ в состав расходов (постановление ФАС Центрального округа от 26.04.2007 г. № А68-АП-400/14-04).

Об озеленении территории говорится и в приказе Госстроя от 15.12.1999 г. № 153 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ».

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Арбитры постановили, что ОАО «Славнефть-ЯНОС» правомерно включило в состав расходов затраты, связанные с благоустройством территории (озеленение газонов и уничтожение нежелательной древесно-кустарниковой растительности). При этом судьи опирались на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса, статью 20 Градостроительного кодекса, статью 12 закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, а также на приказ Госстроя от 15.12.1999 г. № 153 (постановление ФАС Московского округа от 11.01.2008 г. № КА-А40/13672-07).

В свою очередь площадь озеленения территорий загородного оздоровительного учреждения в принципе не может быть менее 60 процентов участка основной застройки. При размещении же учреждения в лесном или парковом массиве площадь озелененных территорий может быть сокращена только до 50 процентов (п. 2.8 СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», утвержденные Главным государственным санитарным врачом 16.03.2003 г.).

Вырубка деревьев

С расходами на вырубку деревьев налоговики также вряд ли согласятся. Однако можно упирать на характер осуществляемой деятельности либо на наличие на территории предприятия опасных производственных объектов. А в связи с тем, что законодателем не установлен исчерпывающий перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции, наиболее логичным будет применить подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса - «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Учитывая характер осуществляемой заявителем деятельности (выработка и реализация тепловой и электрической энергии), а также наличие опасных производственных объектов, суд правомерно посчитал, что вырубка деревьев на территории ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» связана с осуществлением основной деятельности предприятия (постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2007 г. № А49-500/07-35А/21).

Асфальтирование

Теперь рассмотрим порядок признания расходов, связанных с асфальтированием площадок и тротуаров у зданий офисов и на территории промышленных предприятий. Финансисты в письме от 28.03.2007 г. № 03-03-06/1/178 напомнили, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Поэтому расходы, связанные с мощением земельного участка (объекта основных средств), не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Тем не менее отстоять затраты на асфальтирование можно. Для этого следует опираться на соответствующие виду деятельности организации санитарные правила. Например, у предприятий продовольственной торговли подъездные пути, тротуары и разгрузочные площадки должны быть заасфальтированы или замощены (п. 3.2.3 СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 30.12.1994 г. № 14).

Опасные производственные объекты

В свою очередь при работе с опасными производственными объектами при обосновании расходов на благоустройство можно сослаться на закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (далее - Закон о промышленной безопасности). Ведь согласно пункту 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны соблюдать законодательные и нормативно-правовые акты в области промышленной безопасности.

Например, на основании подпункта 2.1.4 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов от 01.12.2000 г. ВРД 39-1.10-006-2000 установлено, что открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов должны быть засеяны газонной травой либо заасфальтированы. Получается, что производственные объекты благоустройства созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов. Поэтому даже чиновники согласны с тем, что затраты на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в соответствии с положениями статьи 260 Налогового кодекса (письмо Минфина от 02.04.2007 г. № 03-03-06/1/203).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Арбитражный суд решил, что затраты на асфальтирование площадок и тротуаров у здания заводоуправления уменьшают налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что указанные расходы на благоустройство территории направлены на создание организацией производства, обеспечивающего нормальное функционирование опасных производственных объектов (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2008 г. № КА-А40/2263-08).

Развлекательные центры

Для любого развлекательного комплекса важным является наличие благоустроенной территории. К примеру, для аквапарка имеет большое значение присутствие на его территории искусственной растительности, бетонных площадок и тротуарной плитки вокруг бассейнов, устройство малых архитектурных форм, а также декоративное освещение парка. Вот здесь и возникает вопрос, являются ли в нашем случае объекты благоустройства амортизируемым имуществом для налогообложения? Ответ чиновников не может не удручать. Дело в том, что финансисты считают, что все перечисленные выше объекты внешнего благоустройства согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса не подлежат амортизации (письмо Минфина от 30.01.2008 г. № 03-03-06/1/63).

Как видите, специалисты Минфина решили «не обращать внимание» на то, что в данном случае указанные затраты напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. И, как следует из рассмотренного нами ранее письма чиновников от 30.10.2007 г. № 03-03-06/1/745, данные затраты должны удовлетворяют критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса.

Для справки напомним, что гигиенические требования к устройству аквапарков прописаны в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.2.1331-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.06.2003 г.

Автостоянки

Чиновники отмечают, что обустроенная бесплатная автостоянка для сотрудников и клиентов также является объектом внешнего благоустройст­ва территории. При этом в целях налогообложения прибыли по объектам внешнего благоустройства амортизация не начисляется (письмо Минфина России от 15.11.2006 г. № 03-03-04/2/241). В более раннем разъяснении финансисты уточнили, что по ОКОФ к основным фондам не относятся следующие объекты благоустройства: подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки и газоны (письмо Минфина РФ от 30.05.2006 г. № 03-03-04/1/487).

Тем не менее московские налоговики считают, что гостевая парковка у торгового центра не только является основным средством, но и непосредственно влияет на торговлю. При этом гостевая парковка, в соответст­вии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, может быть отнесена к седьмой амортизационной группе (письмо УФНС по г. Москве от 14.02.2006 г. № 20-12/11368).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Налоговый орган посчитал, что ЗАО «Символ» неправомерно включило в состав расходов амортизационные отчисления по автостоянке, прилегающей к зданию торгового комплекса.

Арбитражный суд не согласился с налоговиками. Дело в том, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса объект внешнего благоустройства не подлежит амортизации, только если он сооружен с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного финансирования. В свою очередь гостевая автостоянка была построена без привлечения источников финансирования и непосредственно связана с осуществляемой организацией деятельностью. Причем указанная автостоянка была предусмотрена (согласно СНиП 02.07.01-89 и ТСН 30-305-2002) проектом строительства как необходимый элемент функционирования объекта торговли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 г. № А56-4910/2007).


Налоговый учет расходов на благоустройство

Итак, организация проводит работы по благоустройству территории. В результате появляются объекты благоустройства. Как организация должна учесть их в целях налогообложения прибыли?

Стоимость объектов внешнего благоустройства формируется исходя из расходов на их создание. Такие объекты относятся к амортизируемому имуществу, не подлежащему амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ), и для целей налогообложения прибыли их стоимость не учитывается.

Стоимость созданного объекта, который организация будет использовать для извлечения дохода, уменьшает налогооблагаемую прибыль. Объект стоимостью более 10 000 руб. и со сроком полезного использования более 12 месяцев признается основным средством, и его стоимость включается в расходы путем начисления амортизации. Таковы требования пункта 1 статьи 256 НК РФ. Если созданный объект не отвечает этим требованиям, его стоимость включается в материальные расходы в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Рассмотрим некоторые виды работ по благоустройству территории и определим, можно ли расходы на их проведение учесть при налогообложении прибыли.

Асфальтирование . Как правило, организации асфальтируют прилегающие к их зданиям участки тротуара, внутреннюю территорию, подъездные и внутрихозяйственные дороги. Для целей налогообложения прибыли расходы на проведение таких работ можно учесть только в том случае, если данная территория непосредственно используется для извлечения дохода.

Например, расходы на асфальтирование внутрихозяйственных дорог и внутренней территории у профессиональных хранителей (товарных складов) признаются обоснованными при условии, что на заасфальтированной территории осуществляется погрузка (разгрузка) или складирование товаров, принятых на хранение. Аналогичным образом в целях налогообложения прибыли можно признать расходы на асфальтирование территории, которую организации используют для ведения коммерческой деятельности. Например, автозаправочные станции, автосервисы и т. д. Такие объекты учитываются как основные средства. Их стоимость включается в расходы путем начисления амортизации.

А вот расходы на асфальтирование тротуара, прилегающего к зданию, или внутренней территории, на которой не ведется коммерческая деятельность, налогооблагаемую прибыль не уменьшают. Работы по асфальтированию проводятся для того, чтобы сделать территорию удобной. Поэтому у организации возникают не основные средства, а объекты внешнего благоустройства, которые не подлежат амортизации. То есть их стоимость в целях налогообложения прибыли не учитывается.



Устройство автостоянок . Как уже отмечалось, объект основных средств должен использоваться для извлечения дохода. Только в этом случае расходы на его создание можно учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому организации, которые осуществляют деятельность по хранению автотранспорта, могут учесть платную автостоянку как объект основных средств, а все затраты на обустройство (асфальтирование, ограждение, разметку, установку дорожных знаков, освещение и пр.) в полном объеме включить в ее первоначальную стоимость. Такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли путем начисления амортизации.

Аналогично учитывают расходы на оборудование платных автостоянок и другие организации (например, платная стоянка для покупателей перед магазином).

В то же время обустроенная бесплатная автостоянка для сотрудников и клиентов - это объект внешнего благоустройства. Его стоимость путем начисления амортизации не погашается.

Ограждения . Ограждения устанавливаются для того, чтобы очертить границы территории, а также в целях безопасности. Исходя из этих функций ограда вокруг территории организации признается основным средством. Ее стоимость уменьшает налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При этом не имеет значения, какая ограда установлена - высокий забор или низкое ограждение. Главное - чтобы она определяла границы территории организации.

Нередко организация устанавливает декоративные ограды, чтобы эстетически выделить отдельные участки (например, ограда у газона внутри заводской территории). Расходы на установку таких оград организация не сможет учесть для целей налогообложения прибыли. Чисто декоративные ограждения относятся к объектам внешнего благоустройства, стоимость которых не принимается в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Озеленение . К озеленению относятся посадка деревьев, кустарников, разбивка газонов, клумб и т. д., а также их периодическое обновление. Очевидно, что такие объекты для извлечения прибыли не используются. Значит, это объекты внешнего благоустройства, и расходы на озеленение организация не сможет учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом не имеет значения, по собственной инициативе организация проводит работы по озеленению или это предписано нормативными актами местных органов власти.

Прочие объекты благоустройства . К прочим видам работ по благоустройству территории можно отнести установку фонтанов, скамеек и прочих малых архитектурных форм. Расходы на такие виды благоустройства не уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций. Как и в случае с озеленением, данные объекты не используются в коммерческой деятельности организации и поэтому не могут быть признаны основными средствами.

Объекты благоустройства в организациях, обеспечивающих отдых, досуг и оздоровление людей . К таким организациям относятся гостиницы, санатории, дома отдыха, рестораны, кафе, развлекательные центры и пр. Для них перечисленные выше объекты обустройства территории являются основными средствами. Это связано с тем, что в таких организациях объекты, которые делают территорию удобной для использования с практической и эстетической точек зрения, непосредственно участвуют в деятельности, приносящей доход. Чем больше деревьев, цветов, фонтанов и других аналогичных объектов на территории гостиницы (санатория, дома отдыха), тем выше ее категория. А это способствует притоку отдыхающих и, следовательно, ведет к увеличению дохода. Сказанное справедливо и для организаций «индустрии развлечений»: ресторанов, кафе, казино, развлекательных центров и пр.

Таким образом, в организациях, занимающихся досугом, отдыхом и оздоровлением людей, расходы на обустройство территории направлены на осуществление основной производственной деятельности. Поэтому в результате обустройства территории у таких организаций возникают не объекты внешнего благоустройства, а объекты основных средств. Расходы на их создание признаются в налоговом учете в общеустановленном порядке.

Санитарно-гигиеническое и противопожарное оборудование . Многие организации устанавливают на своей территории урны, щиты с противопожарными инструментами, контейнеры с песком и прочее оборудование, необходимое для поддержания чистоты и предотвращения пожара. Подобное оборудование не относится к объектам внешнего благоустройства. Это основные средства, стоимость которых учитывается для целей налогообложения прибыли либо через амортизацию (если они соответствуют установленным критериям), либо путем включения в состав материальных расходов (если их стоимость меньше 10 000 руб. и срок полезного использования меньше 12 месяцев).

Благоустройство территории – это совокупность мероприятий, которые призваны сформировать на участке комфортную и привлекательную среду для деятельности человека.

Благоустройство включает в себя работы по преобразованию участка с целью улучшения его функциональности, экологического состояния и внешнего вида.

Создание общей композиции на осваиваемом участке территории осуществляется с использованием мероприятий по благоустройству и озеленению.

Озеленение – это совокупность работ, производимых с использованием различных растений для придания ландшафтным объектам эстетического вида.

Благоустройство включает в себя работы по преобразованию участка с целью улучшения его функциональности

Этапы благоустройства территории

  • Исследование особенностей земельного участка. Изучение рельефа, грунта. Составление проекта.
  • Работы с рельефом местности, засыпка ям, устройство дренажа и коммуникаций, выкопка водоемов, зонирование территории.
  • Прокладка сети дорог и тропинок, мощение, освещение территории, улучшение плодородия почвы.
  • Работы по озеленению.
  • Установка скамеек, скульптур, беседок и других малых архитектурных форм.

Благоустройство городов

Благоустройство территории городов напрямую связано с градостроительством и представляет собой его неотъемлемую часть. Оно состоит из мероприятий по транспортному обслуживанию людей, улучшению санитарных условий жилых зданий, освещению, а также оснащению территорий и озеленения. Непременно учитывается действующий СНиП III 10-75 и используется утвержденный план.

Правила благоустройства территории осуществляются согласно Федеральному закону «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N131 — Ф3.


Правила благоустройства территории осуществляются согласно Федеральному закону

В благоустройстве придомовых территорий значительную роль играют ТОС (ТОС — территориальные органы самоуправления), взаимодействуя с предприятиями ЖКХ и различными организациями. ТОС реализовывают всевозможные проекты, привлекая внимание граждан к проблемам благоустройства.

Основными направлениями в городском благоустройстве являются:

  • Развитие территории, включающее в себя строительство различных объектов муниципального образования.
  • Непосредственно эксплуатация, которая включает в себя ремонт и содержание этих объектов.

За всеми процессами, происходящими в данной сфере, наблюдает специально созданная инспекция по контролю за благоустройством городских территорий.

Благоустройство территории муниципального образования должно заключать в себе ряд мер по созданию комфортных и здоровых условий жизни населения. Оно предполагает:

  • подготовку территории, план;
  • строительство дорог и развитие транспортного сообщения;
  • прокладку водо- и электроснабжения, канализации;
  • озеленение, улучшение санитарной климатической обстановки;
  • охрану и очистку водоемов и земельных участков;
  • принятие мер по снижению шума.


Благоустроенная околодомовская территория

Благоустройство придомовой территории

Придомовая территория включает в себя участок возле дома и различные объекты возле него (проезды к дому, детские и спортивные площадки, стоянки для автомобилей, дорожки и элементы озеленения). Все это должно представлять ансамбль, гармонично вписывающийся в окружающее пространство, и соответствовать СНиП III 10-75.

Придомовое пространство служит переходным этапом от квартиры к окружающей территории. Оно может оформляться разнообразными клумбами и цветниками (в том числе и своими руками), газонами и декоративными насаждениями, содержать скамьи и беседки для отдыха.

Чем шире придомовая территория, тем больше возможностей интересно и многофункционально ее использовать. Она может иметь размеры до 10-15 метров.

Проект придомовых территорий производится согласно санитарным требованиям и пожарным нормам.

Также необходимо учитывать нужды пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.


Зеленные насаждения у жилого дома

Право собственности

Собственниками территории, прилежащей к многоквартирному дому, являются жильцы этого дома (статья 36 ЖК России).

Отправив в Росреестр соответствующий запрос, можно получить информацию, которую содержит кадастровый паспорт данной территории.

Собрание собственников вправе определить проведение мероприятий по благоустройству собственного двора, а также рассмотреть варианты использования этого участка, например, аренду.

Возможно установление ограды вокруг территории только в том случае, если она не препятствует свободному доступу к самому дому, въезду машин экстренных служб, прокладке и обслуживанию коммуникаций и не ущемляет интересов жильцов соседних домов.

Основные функции придомовой полосы

  • экологическая;
  • защитная;
  • эстетическая.

Устройство придомовой территории прежде всего должно начинаться с уборки мусора и дальнейшего поддержания чистоты.

Благоустройством городских территорий занимаются специализированные компании, хотя жильцы домов при желании могут сделать это своими руками.

Вход в жилой дом

Для оформления фасадной части зданий часто используется вертикальное озеленение, устанавливаются светильники, скамейки, контейнеры с растениями. Разбиваются небольшие клумбы, высаживаются низкорослые деревья или декоративные кустарники. Часто люди, проживающие в доме, делают это своими руками.


План дома

Устройство дорожек

Устройство дорожек можно разделить на 3 основных этапа:

  • проектирование. Составляя проект, важно учитывать стиль оформляемой территории, а также СНиП III 10-75. При использовании пейзажного стиля дорожки не должны иметь прямых линий и острых углов. И наоборот, — если территория выполняется в регулярном стиле, то наличие плавных изгибов не предусматривается;
  • подготовка грунта и ложа для создания дорожек;
  • выбор материала для дорожек.

При создании дорожек часто используются асфальт, бетон, различные виды тротуарной плитки, гравийное покрытие и т. п.

Детские площадки

Для детей различных возрастных групп сооружаются отдельные площадки, разделенные между собой посадками из кустарников и изолированные от проездов транспорта.

Растения для детских площадок подбираются наиболее скрупулезно, исключая ядовитые и колючие экземпляры.

Площадки для спорта


Спортивная площадка

Спортивные площадки необходимо располагать на значительном расстоянии от окон жилых знаний, согласно СНиП III-10-75, не менее 15 метров. Необходимо учитывать необходимость проветривания и обеспечение хорошей освещенности, но в то же время и предусмотреть насаждения, защищающие от палящего солнца. Обязательное наличие шумоизоляции.

При оформлении спортивных площадок зелеными насаждениями лучше избегать растений ярких, с пестрой листвой, засоряющих территорию своими семенами и опадающими листьями.

Хозяйственные площадки

К хозяйственным площадкам можно отнести площадки для мусорных баков, места, где сушится белье, выбиваются ковры и т. п. Подобные площадки необходимо изолировать от мест отдыха и детских площадок, высаживая деревья, кустарники или используя элементы вертикального озеленения.

Зеленые насаждения

Зеленые насаждения должны сочетаться с основной стилистикой территории, органично вписываться в ландшафт и рельеф местности, быть адаптированными к условиям произрастания: к газам (для городских условий и насаждений, расположенных вблизи автомобильных трасс), обладать морозостойкостью (для зон с холодным климатом), жаро- и засухоустойчивостью (для местностей с жарким или засушливым климатом).

Насаждения должны высаживаться с учетом грамотного использования пространства. Они не должны мешать использованию основных элементов благоустройства, а лишь эффектно и ненавязчиво дополнять их.


Настил газона

В качестве зеленых насаждений при благоустройстве территорий около жилых домов часто используются газоны, различные цветники и клумбы.

Газон – выровненная площадка, засеянная специальными злаками.

Устройство газона во дворе положительно сказывается на микроклимате пространства, а приятная зелень действует успокоительно и снимает стресс.

Устройство газона – дело достаточно трудоемкое. Поскольку он закладывается на длительный срок существования, то предполагает тщательное выполнение всех правил и нюансов его создания, включая план. Но тем не менее, осуществить это своими руками вполне реально.

Использование рулонного газона способно значительно облегчить труды по его созданию.

Разбивая газон, необходимо учитывать, насколько сильно он будет подвергаться вытаптыванию. Исходя из этого подбираются соответствующие травосмеси.

Осуществив проект высадки основных древесных насаждений, можно приступить к организации цветника. Желательно также составить план. Многие жильцы предпочитают создавать интересные клумбы своими руками.

Составив проект цветника, необходимо выбрать для него подходящую площадку, желательно достаточно освещенную.

Подбор растений может быть очень разнообразным, но главное – необходимо обеспечить непрерывное цветение в течение всего лета.


Цветник у жилого дома

Благоустройство территории вокруг частного дома

В отличие от жильцов многоквартирных домов, владельцы частного дома могут распоряжаться пространством по собственному усмотрению.

  • На начальном этапе нужно избавиться от мусора, оставшегося после постройки частного дома.
  • Необходим план предстоящих действий, чтобы грамотно осуществить проект благоустройства.
  • Устройство необходимых коммуникаций.
  • Въезд на участок должен быть тщательно спланирован, в том числе с учетом парковки автомобилей возможных гостей.
  • Также необходим план разметки дорожек для передвижения по участку и доступа к постройкам.
  • Разбивка участка на отдельные функциональные зоны.
  • Устройство клумб, миксбордеров. Высадка деревьев и кустарников.
  • Осуществить проект по благоустройству территории частного дома хозяева могут своими руками, или же воспользовавшись услугами специализированных фирм.

Благоустройство жилых территорий является комплексной, многоаспектной задачей. К понятию «благоустройство» относится целый ряд мероприятий по инженерному благоустройству, социально-бытовому и внешнему благоустройству. К инженерному благоустройству относится в основном оборудование, его подготовка, а также искусственное освещение. К социально-бытовому благоустройству относится совершенствование системы социально-бытового обслуживания населения. А внешнее благоустройство включает в себя озеленение, организацию движения транспорта и пешеходов, оснащение территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства.

Оздоровление окружающей среды и улучшение санитарно-гигиенических условий относится к ряду мероприятий, обеспечивающих экологическое благоустройство жилых территорий .

Как правило, на жилых территориях работы по защите от неблагоприятных природных воздействий, по приспособлению участков для строительства уже проведены. Поэтому перед эксплуатационными организациями встают вопросы улучшения организации поверхностного стока, структура которого нарушается из-за повышения планировочных отметок лотков проезжих частей прилегающих улиц и внутриквартальных проездов в результате ремонта дорожного покрытия и нарушения пропускной способности дождеприемных решеток. Реконструкция довольно часто приводит к изменениям в трассировке и начертании внутриквартальной сети переулков и дворовых пространств, через которые ранее отводились дождевые стоки .

Два основных положения, которым должны отвечать мероприятия по водоотведению:

  • 1) обеспечение естественного стока дождевых вод путем вертикальной планировки поверхности;
  • 2) создание инженерных систем водоотведения на территориях, где естественный сток невозможен.

Одним из важнейших элементов благоустройства является искусственное освещение. Его основная задача - это обеспечение нормальной видимости для пешеходов и водителей в темное время суток, а также ориентация на территории и создание художественного восприятия жилой застройки. Освещение в жилой застройке функционирует в двух режимах - вечернем и ночном.

Существуют нормированные показатели освещенности на территории жилой застройки, которые определяют выбор осветительных приборов и установок эксплуатирующими организациями. Освещение территорий должно иметь определенные декоративно-художественные качества при освещении зеленых насаждений, малых форм, фасадов зданий, скульптур и других элементов благоустройства.

Осветительные установки должны быть сомасштабны человеку и по дизайну вписываться в архитектурную среду жилой застройки .

Обеспечение жилых территорий объектами первичного и повседневного культурно-бытового обслуживания населения - назначение социально-бытового благоустройства территории.

В процессе реализации проектов планировки и застройки жилых территорий осуществляется формирование и размещение элементов культурно-бытового обслуживания населения. Но оно значительно изменяется во время эксплуатации. Из-за увеличения возможностей аренды помещений на территории жилой застройки возникают непривычные для этих территорий организации, например, по производству чего-либо. При этом происходит удаление с жилых территорий таких элементов культурно-бытового обслуживания как торговые объекты, учреждения бытового обслуживания, места для проведения досуга и изменение основного назначения этих объектов, что нарушает нормативы по доступности объектов культурно-бытового обслуживания и понижение уровня обслуживания, в частности по детским дошкольным и школьным учреждениям. Эти нарушения связаны в основном с доступностью и условиями подхода без пересечения транспортных магистралей, улиц, проездов.

Эксплуатирующие организации должны обеспечивать на жилых территориях необходимое количество социально значимых объектов культурно-бытового обслуживания и вместе с городскими управами, учреждениями управления городским имуществом контролировать процессы сохранения и совершенствования культурно-бытового обслуживания населения жилых комплексов.

Предприятия эксплуатации должны следить за тем, как функционируют объекты торгово-бытового назначения. Их размещение должно быть предусмотрено как в отдельно стоящих зданиях и сооружениях, так и во встроено-пристроенных помещениях и первых этажах жилых зданий. Комфортность проживания и уровень благоустройства территории может быть нарушен шумом от погрузочно-разгрузочных работ, несвоевременной уборки мусора, беспорядочного хранения тары .

Основной сферой деятельности эксплуатирующей организации является внешнее благоустройство на территориях жилой застройки. К мероприятиям, которые обеспечивают внешнее благоустройство территории относится: озеленение территории, содержание и ремонт транспортных и пешеходных коммуникаций, малых архитектурных форм, планировочных и объемных элементов благоустройства, игрового и спортивного оборудования, садово-парковой мебели.

На жилых территориях значение зеленых насаждений особенно велико. Во-первых, зеленые насаждения являются частью природного комплекса города и принимают участие в оздоровлении городской среды через регулирование теплового режима, снижение скорости ветра, очищение и увлажнение воздуха, снижение уровня шума. Зеленые насаждения - основа рекреации жилых территорий. Это лучшая среда для формирования площадок для отдыха, детских игровых площадок, спортивных площадок. Помимо этого, они играют важную эстетическую роль, обогащая ландшафт территории жилой застройки. Поэтому необходимо правильно и своевременно ухаживать за зелеными насаждениями, обеспечивая их сохранность .

В соответствии с градостроительными нормами зеленые насаждения городов и населенных пунктов подразделяются на три основные категории:

  • - насаждения общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары);
  • - насаждения ограниченного пользования (зеленые массивы жилых кварталов);
  • - насаждения специального назначения (питомники, санитарно-защитные и водоохранные насаждения, озеленение кладбищ и т.д.) .

Насаждения общего, ограниченного пользования и специального назначения вместе составляют и в целом характеризуют систему озеленения города.

На две группы подразделяется озеленение общего пользования: озеленение общегородское и озеленение жилых районов.

К общегородским зеленым насаждениям относятся лесопарки, городские парки культуры и отдыха, которые предназначены для длительного отдыха населения (от 2 до 8 часов).

К насаждениям жилых районов относятся парки, скверы, сады, насаждения общественных и культурно-бытовых учреждений, а также посадки на улицах и придомовые посадки .

Зеленые насаждения делятся по назначению на сады, бульвары, скверы, насаждения вдоль улиц и озелененные дворы, а также озеленение на территориях школьных и дошкольных учреждений и общественно-торговых центров повседневного пользования. 5-7 м2 - это минимальная норма зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя в пределах жилых территорий. Обеспечение этой нормы почти везде достигается путем формирования микросадов при каждом жилом доме или объединением свободных участков при группе жилых домов в один сад микрорайона.

Цветники, газоны, кустарники и деревья - это основные виды зеленых насаждений, которые создаются в пределах жилых территорий.

Газоны бывают партерные, луговые, мавританские, спортивные, обыкновенные и специальные. Это зависит от их назначения, от того как они создаются и содержатся. В пределах жилой застройки цветники могут создаваться как клумбы, одиночные посадки, цветочные вазы, а также в виде партеров, рабаток, групп и массивов. Различными способами размещаются деревья и кустарники на территории жилой застройки. Это могут быть групповые и одиночные посадки, массивы или рядовые посадки, а также в виде куртин .

Система озеленения формируется строго в соответствии с проектом благоустройства территории еще на стадии строительства. Но, как правило, система зеленых насаждений значительно изменяется на этапе эксплуатации. Содержаться и эксплуатироваться объекты озеленения должны в соответствии с «Правилами по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах Российской Федерации» .

Во время эксплуатации происходят значительные отклонения в системе озеленения и благоустройства. Чаще всего это происходит на придомовых территориях, на которых осуществляются незапланированные посадки, пересадки, вырубки. Там, где не учитывается местоположение сложившейся сети пешеходных коммуникаций, происходит вытаптывание газонов, кустарников, цветников. В связи с отсутствием парковочных мест для автомобилей, значительная часть газонов и площадок, придомовых территорий заполняются припаркованными автомобилями. Больше всего это проявляется в районах с высоким уровнем автомобилизации, где на одну тысячу жителей приходится 350-400 автомобилей. Разрушение инженерных коммуникаций и фундаментов зданий, снижение инсоляции жилых помещений с первого по четвертый этажи жилых домов вызывает самостоятельное озеленение палисадников жильцами первых этажей без учета подземных коммуникаций.

Экологическое состояние жилых территорий города должно учитываться при озеленении. Это одно из основных условий для формирования устойчивых, долговечных и декоративных зеленых насаждений.

Величина и характер открытых пространств жилых территорий влияет на состав и размещение планировочных и объемных объектов благоустройства. Существуют различные способы застройки архитектурно-планировочного решения и благоустройства, их выбор зависит от вида и композиционного приема застройки.

Планировочные элементы благоустройства достаточно разнообразны. К ним относятся площадки для активного и спокойного отдыха детей и взрослых, площадки спортивные и игровые, а также пешеходные аллеи, бульвары, прогулочные трассы и набирающие популярность велодорожки. Существуют также объемные элементы благоустройства, которые подразделяются на три группы:

  • 1) для культурно-бытового использования - беседки для отдыха, телефонные автоматы, киоски, павильоны;
  • 2) для торгового использования - павильоны и киоски по продаже печатной продукции, продуктов первой необходимости, летние небольшие кафе;
  • 3) для транспорта - павильоны и навесы на остановках .

На территориях жилых застроек, где преимущественно высокие здания, в основе организации территории лежит микрорайонный принцип. На таких территориях открытые пространства разделяются на зоны. Среди них зоны социальной активности, зоны, обеспечивающие социально-бытовые, физкультурно-оздоровительные и рекреационные потребности горожан. На этих территориях можно моделировать пространство с помощью средств ландшафтной архитектуры, например, создавать искусственный рельеф, водоемы, крупные зеленые массивы, каскады прудов и т.д.

На всех жилых территориях должны быть организованы следующие объекты благоустройства со специальным оборудованием:

  • - зоны для кратковременного отдыха, тихого спокойного отдыха и для настольных игр;
  • - игровые площадки для детей разных возрастов (до 3-х лет, 4-6 лет и 7-12 лет);
  • - площадки, предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд, например, для сушки белья, чистки одежды и ковров, для сбора мусора и т.д.;
  • - площадки, предназначенные для выгула собак;
  • - автомобильные стоянки;
  • - велосипедные стоянки.

Внешнее благоустройство, помимо всего прочего, призвано максимально разнообразить и художественно выразить объекты жилой застройки и озелененных пространств. Малые архитектурные формы в пределах жилой территории играют важную не только эстетическую роль. Они подразделяются на 5 основных групп в зависимости от их назначения:

  • - малые формы массового использования, предназначенные для утилизации (скамьи, урны, ограждения, указатели, номерные знаки на домах, лестницы, подпорные стенки и т.д.);
  • - малые формы, предназначенные для внешнего декорирования (декоративные стенки, трельяжи, фонтаны, беседки, вазы для цветов, скульптуры);
  • - малые формы, предназначения для игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также игровые элементы детских площадок (качели, карусели, песочницы, стенки для лазания, катальные горки и т. п.);
  • - малые формы, предназначенные для отдыха для взрослых (перголы, питьевые фонтанчики, столы и др.);
  • - элементы оборудования спортивных площадок (сетки со столбами, баскетбольные щиты, ворота для хоккея, столики для настольного тенниса и др.).

Многие элементы внешнего благоустройства являются типовыми, так как носят массовый характер использования. КУ ним относятся, например, урны, скамьи, указатели, ограды и т.д. .

Нормальная эксплуатация малых архитектурных форм предусматривает их содержание. Содержание садово-парковой мебели, малых архитектурных форм и оборудования предполагает, что данные объекты должны иметь хороший внешний вид, а именно: окрашены, содержаться в чистоте и находиться в состоянии пригодном для использования. При эксплуатации детских площадок особое внимание необходимо уделять безопасности и надежности конструкций, а также качеству, чистоте и экологичности песка. В составе используемого песка не должны содержаться вредные примеси, соли тяжелых металлов, примеси глины. Не менее 2-3 раз в год песок должен обновляться .

Экологическое благоустройство жилых территорий является частью экологических программ, направленных на оздоровление городской среды, представляет собой важный этап в экологизации жилищно-коммунального хозяйства города. Благоприятное санитарно-гигиеническое и экологическое состояние жилых территорий, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности на этих территориях - основная задача экологического благоустройства жилых территорий .

Через реализацию комплексных мероприятий по улучшению экологических условий и снижению уровня загрязнения окружающей среды должна проводиться городская экологическая политика на местах силами эксплуатационных организаций . Сущность экологического благоустройства в пределах жилых территорий заключается в осуществлении следующих задач:

  • - достижение оптимальных микроклиматических условий (во многом определяется ландшафтно-климатическими характеристиками местности, архитектурно-планировочными решениями жилой застройки и благоустройства территорий);
  • - обеспечение охраны атмосферного воздуха от загрязнения (за счет санитарно-защитных зон между селитьбой зоной и промышленными предприятиями, ширина которых определяется санитарными нормами и правилами);
  • - обеспечение защиты жилых территорий от городского шума;
  • - обеспечение санитарной очистки территории (сбор мусора и отбросов, их утилизация и уничтожение, соблюдение чистоты на городской территории, рациональное использование парка коммунальных машин) .

Итак, классические приемы озеленения и благоустройства жилых территорий, которые включают целый комплекс мероприятий, способны значительно улучшить внешний вид, экологическое, санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние города.



Случайные статьи

Вверх