Достоинства и недостатки современных систем рекрутирования элит. Презентация современные теории элиты

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Современная теория элит итальянских социологов Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. Причины появления элит, особенности их генезиса. Основные типы элит, понятие их циркуляции. Правящая и не правящая элиты. Социологическая теория политического класса.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2015

    История и предпосылки возникновения теории элит. Характеристика идей и взглядов Г. Моска - итальянского исследователя, одного из основателей политологии. Сущность теории элит. Идеи Вильфредо Парето. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Структура политически активной части населения страны, значение в ее организации политической элиты. Характерные черты и назначение политической элиты, порядок ее взаимодействия с остальной частью общества. Типология и рекрутирование политической элиты.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Классические и современные концепции политических элит. Типологии элит и системы их рекрутирования. Процессы демократизации российского общества, протекающие с конца ХХ века. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2013

    Формирование и развитие элитистских подходов и представлений. Элиты и власть – основы видения Парето. Сущность политической элиты. Основные функции, место и роль элит в политическом процессе. Заинтересованность демократической элиты в стабильности.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Анализ элитических теорий. Типологизация политических элит по способу отбора, роду деятельности, месту в политической системе, характеру отношений, степени представительности. Системы их рекрутирования. Сравнение советской и современной российской элит.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2015

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т.е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

Классификация П. Шарана

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования . Власть традиционных элит основана на обычаях, ритуалах, религии. В традиционную элиту Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила) и состоит из четырех групп.

  • 1. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, его личные друзья и т.п. Величину высшей элиты в западных демократиях Шаран оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, по принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.
  • 2. В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения страны.
  • 3. Маргинальную элиту составляют те группы, у которых отсутствует один из трех вышеназванных показателей. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту.
  • 4. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

Системы отбора в элиту

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важны при этом следующие вопросы: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?

В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две такие системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система

Она ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т.е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться, прежде всего, на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, т.е. тем, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган начинал свою карьеру в качестве киноактера, а не профессионального политика, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического университетского образования. Однако это не помешало ему стать одним из популярных президентов послевоенной Америки.

Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдии

Эта система отбора предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост (уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми). Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партии. Система рекрутирования закрытая. Отбор кандидатов осуществляет узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации. Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее эта система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы такой системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т.д.

Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы ее рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (состоятельные классы), университетское образование. Входят в нее и представители рабочих, фермеров.

Номенклатурная система

Это особая разновидность системы гильдии. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в СССР и других социалистических странах была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве.

Как отмечал М. Джилас, советская номенклатурная элита имела жесткую иерархию (соподчиненность). Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Высшую ступень партийно-государственной пирамиды занимал генеральный секретарь ЦК КПСС, далее шли члены политбюро ЦК, кандидаты в члены политбюро и секретари ЦК и т.д. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем эта система культивировала личную преданность кандидата руководству, угодничество, показную активность и т.д. Поэтому со временем способных, талантливых и самостоятельных людей система все реже допускала к власти.

  • См.: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992.

Процессы формирования, воспроизводства и реорганизации политической элиты являются острой проблемой современного российского общества. Эта тема становится особенно актуальной и сложной в периоды реформирования системы управления и в кризисных социально-экономических ситуациях. Процесс реформирования современной политической элиты в России входит в сферу интересов многих ученых и общественных деятелей.

Вопрос об особенностях рекрутирования элиты - один из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ, политическая элита представляет собой открытую систему. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения, например, сравнительно поздно - в возрастном отношении - пришедшие в сферу музыкального искусства С.Рихтер и Л.Паваротти, крайне редки), тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов - в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев). Так, известный голливудский актер Р.Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать головокружительную политическую карьеру и дважды добиться поста президента США. «Главную причину «открытости» политики обусловливает фундаментальный признак данного феномена - универсальность: происходящие здесь коллизии являются формой выражения не только политических, но также экономических, социальных, национальных, духовных и иных противоречий. Поэтому в круг политической элиты могут входить лица различных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом», Ибрагимов А. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита - определение основных понятий. М., 2007. URL: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/81518 (Дата обращения: 15.02.2010) - считает доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Гаман - Голутвина О.В.

Политологи различают «закрытую» и «открытую» элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация ее состава за счет выходцев из внеэлитных слоев. Элиту называют открытой, если доступ в нее открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрел самовоспроизводящийся характер.

При этом следует отметить, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое/закрытое) и формой элитной ротации: закрытость общества от внешнего мира не есть автоматическое свидетельство закрытого характера элитного рекрутирования. Так, несмотря на то, что советское общество было очевидно закрытым, процессу элитного рекрутирования в раннесоветский период была свойственна открытость в силу весьма интенсивной ротации элиты из внеэлитных слоев. И, наоборот, открытость общества и плюралистический характер элитной организации отнюдь не стопроцентно гарантируют аналогичного характера элитного рекрутирования. М.Марджер на примере изучения особенностей структурирования элит США показал, что, несмотря на плюрализм элитной организации американского общества, система рекрутирования американской элиты «является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус». Marger, M. 1981. Elites and Masses: an Introduction to Political Sociology. N.Y., p.207. Этот автор описал элиту как систему, состав которой пополняется из ее потенциального пула. Своеобразный резерв элиты образуют индивиды, обладающие качествами, которые в рамках данной системы признаются необходимыми для лидерства. Между претендентами внутри пула элиты существует конкуренция, однако самое главное для них - оказаться в элитном резерве.

Мы называем механизмами рекрутирования политической элиты принципы выдвижения в ее состав новобранцев, неизбежно разнящиеся в зависимости от общественного строя и исторической эпохи (такими принципами, попеременно либо синхронно, были кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.). И здесь следует снова подчеркнуть, что особенности доминирующих механизмов рекрутирования не всегда коррелируют как с открытостью или закрытостью общества, так и со спецификой элитного рекрутирования. Так, в закрытом советском обществе в основном открытое по своему характеру элитное рекрутирование осуществлялось преимущественно посредством закрытых механизмов (здесь можно вспомнить «номенклатурный» принцип отбора, необходимость выслуги лет, наличие многочисленных институциональных фильтров, учет, например, таких факторов, как социальное происхождение, партийность, возраст, стаж работы). Этот парадокс, по мнению профессора Гаман-Голутвиной О.В., обусловлен тем, что закрытые механизмы элитного рекрутирования были призваны способствовать успешной конкуренции внеэлитных слоев с выходцами из элитного круга, обладавшими в такого рода состязании очевидными преимуществами, с целью обеспечения (в условиях форсированной модернизации) максимальной эффективности управленческого аппарата. Ибрагимов А. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита - определение основных понятий. М., 2007. URL: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/81518 (Дата обращения: 15.02.2010)

Рассмотрим еще одну категорию теории элит - каналы рекрутирования. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов такого рода государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

Интересный материал для сопоставления эффективности тех или иных каналов рекрутирования элит в различных странах дает работа Р.Патнема «Сравнительное исследование политических элит». Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира. Putnam R. D. The Comparative Study of Political Elites.Englewood Cliffs, N.J., 1976.

Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция, значительная часть высшего эшелона власти обязана своим положением в составе политической элиты именно государственной службе. В системе местного самоуправления работало большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии. Для политических систем Великобритании и США в сравнительном отношении характерны относительно поздняя институционализация государственной службы в качестве канала рекрутирования политической элиты и сравнительно слабое влияние стажа работы на этом поприще на процесс формирования высших эшелонов власти. В России, напротив, государственная служба традиционно была бесспорным, не имеющим конкурентов “лидером” среди других каналов.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют порой и некоторые значимые социальные институты, например, религиозные организации и профсоюзы. В ряде стран Латинской Америки (скажем, Бразилии, Аргентине, Перу) существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии является армия. Служба в армии и в других силовых структурах традиционно считается залогом удачного политического будущего и в Израиле: по крайней мере четыре последних премьер-министра этой страны (Ш.Перес, И.Рабин, Б.Нетаньяху и Э.Барак, которые, как известно, имеют генеральские звания) во многом обязаны своей политической карьерой успешной службе в армии и спецформированиях.

Практически во всех регионах мира маршрут движения к вершине политической иерархии проходит и через систему образования, однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона. Лишь небольшая часть из нескольких десятков тысяч школ Великобритании принадлежит к категории public school. Здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты. Некоторые из описываемых школ отличаются высокой степенью династичности, что, соответственно, благоприятствует замкнутости элиты, ее самовоспроизводимости (например, среди школьников Итона две трети составляют сыновья бывших выпускников данного учебного заведения, между тем из его стен вышли 18 премьер-министров). Второе звено в британской системе элитного воспроизводства - колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Во Франции, где образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в высший административный эшелон, условием отбора в специализированные престижные институты является успешное прохождение жесткого конкурсного отбора в процессе вступительных экзаменов. Поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации, выпускников которой здесь именуют «энархами» в соответствии с французской аббревиатурой названия школы) гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. Как пишет известный французский исследователь современных политических элит Д. Пинто, государство во Франции «фактически монополизировано собственной государственной элитой» (Пинтою, 1995). При этом рекрутирование политической элиты Франции ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, так как не прошедшие экзаменационный фильтр не располагают возможностью в следующий раз попытаться добиться успеха.

Категория проницаемости каналов рекрутирования описывает способы горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования. Исследования Патнема, Т.Дая и Дж.Пикеринга показывают, что США свойственна высокая степень проницаемости каналов рекрутирования. Как правило, высший эшелон управленческого аппарата заполняется лицами из различных сфер бизнеса и образования, которые покидают официальный Вашингтон после очередных выборов и возвращаются в администрацию, когда главным руководителем страны вновь становится выдвиженец от их партии. Едва ли не половина представителей высшего американского бизнеса в то или иное время работала на важных правительственных должностях, а карьерные успехи пяти из каждых шести правительственных чиновников были достигнуты в частном секторе (Putnem, 1976). В этом отношении показательна биография Дж.Буша, который пришел в политику, будучи крупным бизнесменом-нефтепромышленником.

Изменения в пользу большей проницаемости каналов рекрутирования происходят и в современном российском обществе: можно привести немало примеров (сегодняшнего дня или недавнего прошлого) вхождения представителей большого бизнеса в структуры государственной власти (В.Потанин, Б.Березовский и др.). И наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в системе большого бизнеса. Очевидно, что проницаемость каналов, равно как и ротация политических элит в целом, имеет тенденцию к увеличению в периоды кризисов. В спокойные времена темпы ротации замедляются.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны :

· Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

· Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

· Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

· Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

· Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

· Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

· Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

· Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

· Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Вопрос об особенностях рекрутирования элиты – один из самых важных в элитологии. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения, например, сравнительно поздно – в возрастном отношении – пришедшие в сферу музыкального искусства С.Рихтер и Л.Паваротти, крайне редки), тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов – в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев). Так, известный голливудский актер Р.Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать головокружительную политическую карьеру и дважды добиться поста президента США.

Политологи различают “закрытую” и “открытую” элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация ее состава за счет выходцев из внеэлитных слоев. Элиту называют открытой, если доступ в нее открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрел самовоспроизводящийся характер.

При этом следует отметить, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое/закрытое) и формой элитной ротации: закрытость общества от внешнего мира не есть автоматическое свидетельство закрытого характера элитного рекрутирования. Так, несмотря на то, что советское общество было очевидно закрытым, процессу элитного рекрутирования в раннесоветский период была свойственна открытость в силу весьма интенсивной ротации элиты из внеэлитных слоев. И, наоборот, открытость общества и плюралистический характер элитной организации отнюдь не стопроцентно гарантируют аналогичного характера элитного рекрутирования. М.Марджер на примере изучения особенностей структурирования элит США показал, что, несмотря на плюрализм элитной организации американского общества, система рекрутирования американской элиты “является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус”. Этот автор описал элиту как систему, состав которой пополняется из ее потенциального пула. Своеобразный резерв элиты образуют индивиды, обладающие качествами, которые в рамках данной системы признаются необходимыми для лидерства. Между претендентами внутри пула элиты существует конкуренция, однако самое главное для них – оказаться в элитном резерве.

Механизмами рекрутирования политической элиты называются принципы выдвижения в ее состав новобранцев, неизбежно разнящиеся в зависимости от общественного строя и исторической эпохи (такими принципами, попеременно либо синхронно, были кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.).

Рассмотрим еще одну категорию теории элит. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов такого рода государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

Интересный материал для сопоставления эффективности тех или иных каналов рекрутирования элит в различных странах дает работа Р.Патнема “Сравнительное исследование политических элит”. Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира.

Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция, значительная часть высшего эшелона власти обязана своим положением в составе политической элиты именно государственной службе. В системе местного самоуправления работали большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии. Для политических систем Великобритании и США в сравнительном отношении характерны относительно поздняя институционализация государственной службы в качестве канала рекрутирования политической элиты и сравнительно слабое влияние стажа работы на этом поприще на процесс формирования высших эшелонов власти. В России, напротив, государственная служба традиционно была бесспорным, не имеющим конкурентов “лидером” среди других каналов.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют порой и некоторые значимые социальные институты, например, религиозные организации и профсоюзы. В ряде стран Латинской Америки (скажем, Бразилии, Аргентине, Перу) существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии является армия. Служба в армии и в других силовых структурах традиционно считается залогом удачного политического будущего и в Израиле: по крайней мере четыре премьер-министра этой страны (Ш.Перес, И.Рабин, Б.Нетаньяху и Э.Барак, которые, как известно, имеют генеральские звания) во многом обязаны своей политической карьерой успешной службе в армии и спецформированиях.

Практически во всех регионах мира маршрут движения к вершине политической иерархии проходит и через систему образования, однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона. Лишь небольшая часть из нескольких десятков тысяч школ Великобритании принадлежит к категории public school; здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты. Некоторые из описываемых школ отличаются высокой степенью династичности, что, соответственно, благоприятствует замкнутости элиты, ее самовоспроизводимости (например, среди школьников Итона две трети составляют сыновья бывших выпускников данного учебного заведения, между тем из его стен вышли 18 премьер-министров). Второе звено в британской системе элитного воспроизводства – колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Во Франции, где образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в высший административный эшелон, условием отбора в специализированные престижные институты является успешное прохождение жесткого конкурсного отбора в процессе вступительных экзаменов. Поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации, выпускников которой здесь именуют “энархами” в соответствии с французской аббревиатурой названия школы) гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. Как пишет известный французский исследователь современных политических элит Д.Пинто, государство во Франции “факти­чески монополизировано собственной государственной элитой”. При этом рекрутирование политической элиты Франции ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, так как не прошедшие экзаменационный фильтр не располагают возможностью в следующий раз попытаться добиться успеха.

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижения людей к активной политической жизни . Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирования элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран является каналы рекрутирование элиты - те социальные институты, вхождение в которые дает людям возможность достичь власти.

К таковым относятся:

  • Политические партии . Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти все ступени партийной иерархии. Так делали свою карьеру М.тэтчер, Ф.Міттеран, Г.Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
  • Бюрократический аппарат . Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых стран, как Япония и Швеция.
  • Церковь и церковные религиозные организации . Этот канал рекрутирования более характерен для испанских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  • Профсоюзы . Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р.Рейган и бывший президент Польши Л.Валенса "вошли в большую политику" как лидеры профсоюзных движений.
  • Экономические институты, сфера бизнеса .
  • Армия . Влияние этого фактора особенно велик в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министры Израиля - боевые генералы.
  • Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, которые закончили Оксфорд или Кембридж и имеют одно или два высших образования, чаще юридическую и экономическую. Американский истеблишмент (этим понятием в США называют правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, принадлежащих к так называемой "Лиги плющей", среди которых Гарвардский, Уэльский и Пристонький.

Универсальны и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, которая включает в себя критерии, порядок и круг лиц, которые осуществляют отбор. В наиболее общем виде представления о системы рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г.Моска. Современная наука трактует их как антрепренерську систему и систему гильдий .

Система гильдий предусматривает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх, к власти. Отбор осуществляется по определенным (весьма ограниченных социальных групп или партий. Относительно кандидатов выдвигается много формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность перед высшим начальством. Обновления элиты происходит проповедано и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в Древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В XX в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита КПСС в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

При антрепренерській системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и с разных по своим положением групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность.

Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и для общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса. Но, с другой - ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества к ее старения: бюрократизации, а в результате - к вырождению господствующей группы и потери ею способности к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но у этой системы есть свои недостатки.

К важнейшим необходимо отнести:

  • неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее различными сегментами;
  • частую смену политического курса через отсутствие единства во взглядах разных политиков;
  • риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.

Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерської системы, ни чистой системы гильдий, потому что нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предусматривает наличие каналов, которые позволяют представителям "низов" прийти к власти. Примером может быть роль партии как канала рекрутирования в пределах СССР. Так в 1986 г. согласно социологическим данным, среди членов КПСС доля выходцев из низших слоев достигла 90%. С другой стороны, любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное желание элитарных групп к самоизоляции. В течение всего XX в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев населения. Например, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же группы из ста членов сената составили соответственно 27% и 12%. Очевидно, что пополнения элиты из представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится довольно тяжелым. Случаи, подобные выдвижение на первую роль в руководстве Великобритании М.тэтчер (дочери мелкого купца) скорее являются редкими случаями, чем закономерностью. Правда, и высокое происхождение не гарантирует успешной политической карьеры и существенного политического влияния. Так, Палата лордов парламента Великобритании, которая состоит из наследственной аристократии, не является институтом, который обладает реальным политическим влиянием. Более амбициозные политики пытаются заявить о себе через Палату общин, пройдя процедуру выборов. Вопрос о социальном представительство политической элиты демократического общества остается открытым. Как отмечают западные политологи, в парламентах Великобритании, Германии, Франции среди депутатов от лейбористской и социалистической партий доминируют не сами рабочие и фермеры, а профсоюзные лидеры, которые стали профессиональными политиками. Наоборот же, половина депутатов Верховного Совета СССР была представлена рабочими и крестьянами. Но при этом сам представительный орган власти собирался меньше чем на четыре недели в год для принятия решений, которые принимались в Политбюро КПСС. Подобная практика ставила под сомнение вопрос о реальной участие представителей народа в законодательной деятельности. Много современных политологов разделяют позицию, что законодательная власть не должна непосредственно отражать весь социальный состав населения. Главным, по их мнению, является компетентность политиков, которая позволяет принять эффективные нормативные решения в интересах всех слоев общества. Социальное представительство трансформировалось в организационную принадлежность - вхождение в партии, общественные движения, профсоюзы. Именно через эти структуры наиболее активные представители низших слоев общества могут быть рекрутированы в политическую элиту и отстаивать интересы своих групп.



Случайные статьи

Вверх