Стиль взаимодействия руководителей верхнего. Стиль управления и руководства

Стиль руководства - это совокупность способов и приемов деятельности по решению задач, вытекающих в процессе управления.

Типы руководителей

Руководитель - Автократ (автократичный стиль управления):

Принимает решения сам. Придирчив, жесток, сам контролирует, никому не доверяет, часто не тактичен, не любит критики, окружает себя конформистами, узкими исполнителями. Вокруг него бездари и подхалимы. Плохо руководит работой в пределах его компетенции.

Руководитель - Демократ (демократический стиль управления).

Считает, что труд - процесс естественный, Создает атмосферу открытости и доверия. Методы работы: просьба, совет, рекомендации. В случае контроля акцент делает на положительное. Требователен, справедлив, доброжелателен, строг.

Руководитель - Либерал (либеральный стиль управления).

Либеральный стиль - значит попустительский. Не руководит коллективом. Пассивен, боится менять существующий порядок, боится указаний «сверху», стремится переложить ответственность на подчиненных, склонен к управленческой работе и хищениям. Методы работы: - упрашивание, уговоры, бесконтрольность, панибратство, формализм.

Стили руководства

В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.

При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы.

Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.


В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конечном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность производства.

2. Демократический стиль руководства (от греч. demos — народ и kratos — власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники.

Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менеджера подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

3. Либеральный стиль руководства (от лат. Hberalis — свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности, попустительству.

Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты.

В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий, Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу.

Такой руководитель не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, и он всеми силами старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет увольнять плохих работников. Главное для него — поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы.

Создается подобие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт обволакивает работников и отодвигает на второй план дело. Пока все спокойно, коллектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энергичные, дружные действия всей команды, — и хорошие личные отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

Планирование, прогнозирование, проектирование как виды управленческой деятельности

Планирование - это функция менеджмента .

Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях.

Планирование - определение цели и путей ее достижения на определенный период работы.

Задачи планирования:

1. Определение ресурсной базы (где и в каком состоянии находится организация в настоящее время).

2. Определение направления деятельности (миссия, сверхзадача).

3. Определение какими путями мы пойдем к достижению цели, с помощью чего (формы, методы, средства).

Главная задача планирования - определение мер по дальнейшему повышению эффективности деятельности предприятия культуры.

План УК должен определять главные цели и конкретные плановые задания, показатели по всем направлениям деятельности. План должен стать конкретным выражением принятых управленческих решений.

Значение планирования.

Планирование - одна из функций управления, выступающая как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования; систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях в ожидаемых условиях.

Планирование становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности учреждения культуры.

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творче-скую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социально-культурных явлений соответствующих сложившимся нормам.

Проектировани е - это процедура планирования, распределения и регулирования ресурсов, задействованных в проекте (трудовых, материальных и др.) с учётом всех ограничений данного проекта (технических, бюджетных и временных).

Проект можно определить как последовательность взаимосвязанных операций, направленных на достижение конкретного значительного результата и для их выполнения требуется продолжительное время.

Прогнозирование - процесс научного предвидения.

Оно включает в себя:

1) Состояние данной организации.

2) В каком направлении мы двигаемся, задачи которые мы будем решать для достижения.

3) Что может помешать в реализации поставленных задач.

4) Какие ресурсы (основные или доп-е) потребовались для решения этих задач.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о будущем и путях его достижения.

Прогнозирование - это метод предвидения возможных направлений развития организации, учреждения.

Прогнозирование бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.

В процессе прогнозирования решаются следующие основные задачи:

1. Установление целей развития.

2. Определение рациональных путей и средств достижения.

3. Расчет необходимых ресурсов.

Виды прогнозов. Прогнозы классифицируются по следующим признакам:

1. По назначению:

Научно-технические;

Социально-экономические;

Демографические;

Политические.

2. По масштабу действий:

Международные прогнозы;

Национальные прогнозы;

Межотраслевые прогнозы;

Отраслевые прогнозы;

Прогнозы самостоятельных хозяйствующих единиц (фирм и т.п.).

3. По периоду прогнозирования:

Оперативные прогнозы (до 6 мес);

Краткосрочные (до 2 лет);

Среднесрочные (до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

Принципы планирования

Планирование должно следовать следующим принципам (правилам):

- гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его изменение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

- непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

- коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

- участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования учреждения культуры;

- адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования;

- комплексность, как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

- итеративность - предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

- принцип единства - предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.

При разработке планов необходимо использовать и такие принципы планирования, как:

1) Своевременность

2) Обоснованность

3) Целенаправленность

4) Информативность

5) Рациональность

6) Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)

Источники планирования

Планируя свою будущую деятельность учреждения культуры должны учитывать некоторые социальные аспекты, а именно:

Запросы, интересы и потребности населения;

Образовательный и культурный уровень населения, проживающего в зоне культурного обслуживания;

Свободное время потенциальных посетителей;

Реальные возможности самого учреждения культуры;

Различные тенденции развития учреждения культуры и его роль в системе культурно-досуговой деятельности.

Очевидно, что эти задачи поможет выполнить сбор, анализ и обработка различных источниковпланирования, к которым можно отнести:

Различного рода исследования (бюджет свободного времени, образование, круг интересов, потребности, и т.п.);

- финансовый план учреждения культуры на предстоящий год (смета доходов и расходов);

- анализ деятельности предприятия культуры за прошедший год;

- социально-творческие заказы, исходящие от общественных организаций, предприятий и фирм, находящихся в зоне культурного обслуживания учреждения культуры, муниципальных органов управления, ветеранских и молодежных организаций и т.д.;

- праздники и знаменательные даты в жизни страны, региона, города, района отдельного трудового коллектива и т.д.;

- федеральные и региональные культурные программы;

- планы работы отделов, клубных формирований самого учреждения культуры и другие источники.

Методы планирования

В сфере культуры сложилось несколько групп методов планирования:

1. Аналитическое планирование

Метод аналитического планирования предполагает анализ содержания и итогов деятельности учреждения культуры в предшествующем периоде. Аналитический метод предполагает исследование трудового процесса, изучение факторов, влияющих на затраты труда, расчет времени на выполнение работ, разработку мероприятий по созданию условий для более эффективной деятельности работников и учреждения культуры

2. Нормативное планирование

Метод нормативного планирования заключается в обосновании плановых показателей с помощью норм (финансовых, материальных, трудовых и.т.п.) и нормативов (как совокупности производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу потребителя, финансирования, площади, оборудования и т. д.)

Нормативное планирование предполагает систему количественных показателей, нормирование труда: нормы времени, нормы выработки, норму обслуживания, нормы управляемости, нормы расхода производственных ресурсов, нормы финансовых средств и т.п.

3. Балансовые методы планирования.

Эти методы являются важной стороной обоснования реальности выполнения плана и приведение в соответствие (баланс) имеющихся ресурсов и затрат. Для решения этой задачи используются три основных вида балансов: материальный (натуральный), финансовый (стоимостный), и трудовой.

- Трудовой баланс помогает выявлять и планировать степень обеспечения учреждения культуры квалифицированными кадрами, способными реализовать планы предприятия.

- Материальный баланс помогает сопоставить запланированный объем работы и возможность ее реализации с помощью имеющихся материальных ресурсов.

- Финансовый баланс позволяет сопоставить доходы и расходы учреждения культуры. В случае расхождения доходов с расходами, производят их корректировку: либо сокращают объем расходов, либо планируют поступления в доходную часть, для покрытия недостающих финансовых средств.

Виды планов. Виды планов в учреждениях культуры

Существует множество видов планов работы.

Виды планов, создаваемые в целом на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их отраслевой принадлежности.

Они могут различаться:

Это может быть:

Финансовый план (составляется отделов, реализующим финансовые функции);

План хозяйственной деятельности (отделом хоз.функции);

План повышения квалификации (отделом персонала);

Тематический план (отделами, организующими мероприятия, посвященные той или иной теме, событию);

Комплексный план, программа (общий план организации, включающий в себя и планы всех ее подразделений).

2. По уровню принятия планового решения

Федеральные планы;

Республиканские;

Областные и краевые;

Городские и районные;

Планы учреждений и организаций;

Индивидуальные планы.

3. По степени директивности:

a) прогнозные планы (выражающие ориентировочные представления о планируемом периоде). Эти планы представляют собой выявление наиболее вероятностных тенденций развития сферы культуры, организации и т.п., являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера;

b) рекомендательные планы (как правило, содержат установочные рекомендации). Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер, так как, обычно рекомендуются для включения в план минимальные значения определенных показателей. А это означает, что нельзя иметь показатели ниже контрольных цифр (таким образом, планируются вышестоящим органом объемы работы для учреждения культуры).

c) директивные планы.

Подлежат обязательному выполнению. В них содержится четкое определение заданий в цифровых показателях и сроки их выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности.

4. по срокам, на которые рассчитаны планы:

Перспективные (среднесрочные и долгосрочные);

Текущие (краткосрочные и оперативные) и календарные планы.

5. В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка - собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно - начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.

Долгосрочные планы - разрабатываются на срок от 3 до 5 лет и более. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. В таких планах указываются наиболее общие показатели. Долгосрочное планирование осуществляется на базе стратегическогопланирования.

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, региона.

Среднесрочное планирование охватывает период от 1 до 3 лет и отличается большей детализацией.

К краткосрочным планам относятся планы, разрабатываемые на срок до 1 года включительно, а также оперативные планы на квартал, месяц, неделю. Краткосрочные планы также называют планами текущей работы.

К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день и индивидуальные планы.

Перечислим примеры названий планов, составляемых в учреждениях культуры:

1. План работы учреждения культуры на год.

2. План работы учреждения культуры на 1-е или 2-е полугодие (данные планы, как правило, составляются в больших учреждениях культуры, или по настоянию учредителя).

3. План работы учреждения культуры на квартал.

4. План работы учреждения культуры на календарный месяц.

5. План работы отдела или подразделения учреждения культуры.

6. План работы клубного формирования (кружка, коллектива, студии, любительского объединения или клуба по интересам.

7. План работы учреждения культуры на неделю, декаду (например, Дни культуры, Неделя музыки для детей и юношества, Неделя книги для детей и юношества, Неделя науки и техники для детей и юношества и т.п.).

8. План работы учреждения культуры на период проведения политических или экономических компаний.

9. План подготовки отдельно взятого мероприятия.

10. План проведения отдельно взятого мероприятия.

Аннотация. В статье рассматривается влияние различных стилей управления на взаимодействие «руководитель-подчиненный». Представлено четыре наиболее распространенных стилей управления, используемых в практической деятельности, а также их преимущества и недостатки при взаимодействии «руководитель-подчиненный».

Ключевые слова: стиль управления, руководитель, подчиненный, взаимодействие

Стиль управления представляет собой определенный комплекс приемов, которые использует руководитель применительно к собственным подчиненным. Определение эффективности того или иного стиля осуществляется в соответствии с тем, насколько он помогает влиять на работников для решения имеющейся в настоящий момент задачи.

О. С. Виханский и А. Н. Наумов определяют управление в качестве определенного типа взаимодействия, которые существует между двумя субъектами, один из которых имеет статус субъекта управления, а другой является объектом управления . Представленное взаимодействие имеет некоторые моменты, а именно :

– субъектом управления направляется объекту управления определенных импульсов влияния, в состав которых в явном или косвенном виде включены сведения о том, что как в будущем должен действовать объект управления. Представленные импульсы представляют собой управленческие команды;

– получение управленческих команд осуществляется объектом управления, и его деятельность происходит в полном соответствии с содержанием таких команд. Управленческое взаимодействие признается реально существующим только в случае выполнения объектом управления команды субъекта управления.

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют о том, что для преобладающего большинства подчиненных в случае получения приказа от менеджера существенное значение принадлежит таким факторам, как: тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, которые содержатся в инструкции и др. Значимое влияние оказывает также учет или игнорирование со стороны менеджера мнения персонала, подбор для них конкретных ролей, соответствующих профессиональному потенциалу конкретного человека .

На основании представленных черт происходит формирование конкретного стиля руководства. Обычно его формирование обусловлено уровнем общих и профессиональных знаний, практического опыта, идеалов и системы ценностей руководителей, в том числе темперамента, иными словами, всем тем, что используется для определения содержания его личности. Соответственно, необходимо рассмотреть каждый стиль управления по отдельности .

Использование авторитарного стиля управления предполагает использование руководителем собственного опыта, посредством использования собственных знаний, а также происходит игнорирование мнения подчиненных и их личных целей и интересов. В данном случае наиболее часто используемым является принцип «кнута и пряника», а именно: обеспечением выполнения работы являются или вознаграждения, или взыскания . Со стороны авторитарного руководителя не происходит разъяснение работникам выгод, которые ожидают предприятие, в том числе их самих при выполнении возложенных обязанностей.

В то же время использование авторитарного стиля обладает определенными выгодами как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений, в которых он используется. Наиболее выгодным применение такого стиля во взаимодействии «руководитель-подчиненный» является начальный этап образования предприятия, при котором у сотрудников отсутствуют требуемые навыки и четкое видение целей предприятия . Ключевой недостаток применения данного стиля состоит в том, что он направлен на снижение творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, способствует текучести кадрового состава. Наиболее ярким примером применения авторитарного стиля в управлении является деятельность компании Генри Форда. Наиболее распространенным среди руководства мнением было то, что сотрудник представлял «винтик машины», который всегда можно было заменить на другого. Применение данного мнения способствовало образованию существенной текучести кадров и снижению профессионального уровня работников .

Авторитарный стиль управления характеризуется наличием двух основных подвидов – бюрократического и патерналистского. Базовой составляющей бюрократического стиля выступает жесткая административная иерархия, в рамках которой происходит четко распределение и закрепление функции сотрудников. В данном случае подчиненные не участвуют в процессе выработки и принятии решений, их действия подлежат четкому контролю. Ответственность при невыполнении тех или иных задач является строго индивидуальной, контакты с подчиненными являются формализованными и ограниченными исключительно служебными вопросами .

Патерналистский стиль характеризуется наличием четко выраженной иерархии отношений, при котором начальник выступает в качестве хозяина, который единолично принимает решений. Указания такого руководителя подчиненные не могут игнорировать или обсуждать. В данном случае осуществляется строгий контроль выполнения приказов руководителя, и, в зависимости от итогов трудовой деятельности работники могут получить поощрения или подвергаться взысканию. Независимо от строгой иерархии, взаимоотношения имеют личностный характер, который выходит за рамки служебных обязанностей. При патерналистском стиле руководства взаимодействие «руководитель-подчиненный» осуществляется аналогично семейным отношениям. В рамках такого взаимодействия руководитель играет роль «отца», в подчиненные выполняют роль детей, послушных или неразумных .

Большое количество специалистов в сфере управления придерживаются мнения о том, что авторитарный стиль управления потерял свои позиции. На территории США этот стиль руководства получил наиболее широкое распространение в первой половине XX в., а на современном этапе практически не используется компаниями, особенно крупными. Данный стиль управления достаточно часто имеет связь с формой правления государства и уровнем его демократичности. Однако в странах, в которых традиционно сильными являются социалистические партии, преобладающее положение принадлежит лидерству патерналистского типа. Этот стиль управления характеризуется наибольшей живучестью в государственных организациях . Практические данные свидетельствуют о том, что использование авторитарных методов управления в большинстве случаев способствуют сокрытию недобросовестности сотрудников предприятия и приводит к сращиванию с бюрократически аппаратом государственных организаций. Такое положение в наибольшей степени характерно для компании Parmalat .

Основанием применения демократического стиля управления выступает сочетание принципа единоначалия с активным участием подчиненных в управленческом процессе, а также организации и контроле над функционированием предприятия. Демократичный руководитель прилагают максимальные усилия для формирования у подчиненных командного духа. Ключевой характеристикой такого руководителя является хорошая осведомленность относительно личных качеств, практических навыков работы, талантах и наклонностях каждого подчиненного. Принятие решений руководителем осуществляется в соответствии с представленными сведениями. В данном случае в обязательном порядке осуществляется учет мнения коллектива относительно той или иной инициативы .

Применение демократического стиля признается наиболее эффективным при формирования командных взаимоотношений, он способствует установлению дружеской атмосферы как между руководством и подчиненными, так и в коллективе. Результатом такого состояния является достижение наилучших результатов трудовой деятельности. Ключевой характеристикой применения демократического стиля является использование методов убеждения и «мягкого» принуждения, а именно – каждый сотрудник обладает способностью четкого формулирования собственных личных целей, что не является препятствием к эффективному взаимодействию «руководитель-подчиненный» .

Несмотря на явные преимущества, представленный стиль управления имеет некоторые недостатки – обсуждение проблемы предполагает необходимость существенного количества времени; деятельность коллектива признается успешной при наличии у начальника значительно таланта разговора с людьми и их убеждения. Таким образом, в большинстве случаев на предприятиях применяется не исключительно демократический стиль, а его разновидность, которая называется кооперативной .

На современном этапе наиболее распространение в западных предприятиях получил стиль кооперации. Так, глава отдела маркетинга компании Philips Альберт ван Грид отмечает: «Мы не имеем возможности строго контролировать все нюансы работы всех сотрудников, да и не должны этого делать». В данном случае необходимо акцентировать внимание на установление определенных условий трудовой деятельности, при которых персоналу выгодно демонстрировать максимальную отдачу и повышать квалификационный уровень. Основанием работы с использованием данного принципа является личная заинтересованность работников .

В качестве следующего стиля управления необходимо выделить делегирующий стиль. Делегирующий стиль представляет собой комплекс приемов управления, которые основываются на передаче задач подчиненным, принимающим на себя часть ответственности за их выполнение. Отличительной особенностью данного стиля управления по сравнению с демократическим является представление руководителем почти полной свободы подчиненным при принятии отдельных решений, в том числе относительно способа достижения результатов .

Основным предназначением данного стиля управления являются руководители, которые хорошо владеют ситуацией и имеют способность по распознаванию степени зрелости работников за счет передачи им тех дел, которые они могут выполнить. Стиль делегирования используется в сплоченных коллективах и при условии, что работники, которым передается право самостоятельно решения проблемы, являются высококлассными специалистами. Достаточно часто применение делегирования происходит при наличии у сотрудника уникальных познаний в узкоспециализированной сфере. Наибольшую популярность этот стиль получил в корпорации Microsoft . Отрицательной стороной делегирования является наличие ограниченной возможности контроля эффективности методов, которые предлагаются работниками, в случае, если начальник не является высококлассным специалистом.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что стиль руководства не может быть признан четкой фиксированной совокупностью черт конкретного руководителя или стереотипом взаимоотношений в рамках компании. Стиль руководства подвергается изменениям в зависимости от повышения уровня профессионального мастерства, практического опыта руководителя и его подчиненных, в том числе в соответствии с условиями текущей рыночной конъюнктуры. Как правило, применение определенного метода напрямую зависит от конкретной рабочей ситуации.

Список литературы

1. Виханский O. C., Наумов A. Н. Мeнeджмeнт: чeлoвeк, cтpaтeгия, opгaнизaция, пpoцecc. Учeбник - 4-e изд., пepepaб. и дoп. М.: Экoнoмиcты, 2006. - 670 c.

2. Духина Т. Н. Проблема выбора стилей руководства в управленческой культуре: теоретический анализ //Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. - Т. 8, №1/2- С. 140-144

3. Ищук А. С., Серочудинов Е. С. Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 487-491

4. Кудащев А.Р. Структура основных компетенций в ходе профессионального становления современных менеджеров // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. – №1. – С.97-101

5. . Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное // Вестник РГГУ, Серия «Социология», 2008. - № 2. – С. 149-150

6. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.:Дело, 2006. - 720 с.

7. Перфильева М. Б. Социологический подход к оценке стиля руководства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. - № 137. – С. 162-169

У опытного руководителя, как правило, имеется свой набор методов и алгоритмов для постановки задач, мотивации персонала и проверки результативности своих подчиненных. Это называется стиль управления персоналом. Рассмотрим наиболее эффективные стили управления, которые тесно связаны с уровнем развития и профессиональной зрелостью сотрудников компании.

Традиционное управление и ситуационное лидерство

Одна из особенностей традиционного стиля управления эффективного руководителя заключается в том, что руководитель взаимодействует со всеми подчиненными так, словно между ними нет профессиональных и личностных различий. Каждый сотрудник принимает задания и предоставляет отчеты о выполнении в одном и том же формате. Все получают одинаковую мотивацию и обратную связь. Такой усредненный стиль управления персоналом в организации снижает эффективность сотрудников и компании.

Исправить ситуацию помогает принцип ситуационного лидерства. Он гласит, что есть несколько уровней зрелости сотрудников, в зависимости от которых строяться стили взаимодействия. Применяя эти стили персонально к каждому сотруднику, можно в разы повысить эффективность управления.

Эффективность сотрудника

Эффективность не следует путать с результативностью.

Результат - это законченное действие, которое измеряется в конкретных единицах. Результативность сотрудников важна и для руководителей, и для собственников бизнеса. Свою результативность сотрудники обменивают на зарплату.

Эффективность включает в себя способы и ресурсы, при помощи которых достигается результат. Эффективность сотрудника определяют две составляющие: профессионализм и лояльность к компании. К профессионализму относятся знания, навыки, опыт и компетенции сотрудника. Лояльность показывает, как сотрудник вовлечен в работу, нацелен ли он на результат, и насколько он мотивирован достигать результатов на благо компании.

Если измерять профессионализм и лояльность по 10-балльной шкале, то эффективность сотрудника будет определяться наименьшим баллом по одной из них.

К примеру, профессиональный продажник продает с первого звонка и перевыполняет планы (9 баллов по шкале профессионализма), но ему не очень интересно, что будет с компанией (3 балла по шкале лояльности). Его эффективность будет равняться 3 из 10. Аналогичная картина будет в случае супер лояльного сотрудника, который готов работать по выходным и носить футболку с логотипом компании, но при этом не понимает продукт, который продает, и не умеет разговаривать с клиентом. Он будет эффективен для компании настолько, насколько умеет продавать.

Грамотный руководитель определяет личную эффективность каждого сотрудника, выбирает какой стиль управления является наиболее эффективным для него и прокачивает его слабые стороны.

4 основных стиля эффективного управления персоналом

Для повышения эффективности управления руководитель должен общаться с каждым сотрудником в том стиле, который соответствует уровню его зрелости. Различают 4 наиболее эффективных стиля управления сотрудниками.

Директивный стиль.

Для кого подходит. Новичок или сотрудник с низким уровнем профессиональной зрелости.

Постановка задачи. Руководитель ставит задачу с максимальной детализацией, поэтапно расписывает, что нужно делать, использует подробный чек-лист.

Обратная связь. Сотрудника можно не мотивировать, пока он не добьется реальных успехов.

Период отчетности. Не реже чем раз в 60 минут. Это делается для того, чтобы минимизировать возможные ошибки, которые сотрудник может допустить по неопытности.

Эффективность. Поначалу взаимодействие с таким сотрудником будет забирать много времени и сил, и поэтому его эффективность будет составлять около 10%.

Переход на следующий уровень. В случае регулярного успеха, сотрудник переходит на следующий уровень. Если не справляется - остается на должности, не требующей ответственности, или увольняется.

Наставнический стиль.

Для кого подходит. Сотрудник, который уже имеет положительный опыт решения типичной задачи.

Постановка задачи. Общий инструктаж с подчеркиванием важных моментов. Меньше подробностей по сравнению с директивным стилем.

Сотрудник может вносить свои предложения, если знает, как облегчить процесс.

Обратная связь. Обязательно мотивировать и хвалить, если все получается, и поправлять в случае ошибок.

Период отчетности. От 60 минут до 1 дня.

Эффективность. от 35%.

Если готов не только выполнять задачу, но и брать на себя ответственность.

Поддерживающий стиль.

Для кого подходит. Специалист, берущий ответственность за выполнение задачи.

Постановка задачи. Достаточно поставить задачу, но не нужно разжевывать, напоминать и рассказывать, каким образом ее выполнять. Это может обидеть и демотивировать специалиста.

Обратная связь. Сотруднику важно слышать, что у него получается хорошо, где процесс можно улучшить. Получая такого рода поддержку, он получит внутреннюю уверенность, что руководитель ценит его как профессионала.

Период отчетности. От 1 дня до недели.

Эффективность. от 65%.

Переход на следующий уровень. Если берет на себя ответственность и не требует дополнительной мотивации.

Делегирующий стиль.

Для кого подходит. Самодостаточные профессионалы, способные полностью нести ответственность за определенный объем работы.

Постановка задачи. Осуществляется согласно принципам делегирования полномочий . Сотрудник сам выбирает методы выполнения. Например, руководитель поручает продать товар на 200 тысяч, а продажник сам выбирает, в каких тендерах участвовать, где искать клиентов, и как работать с ними.

Обратная связь. Хвалить не обязательно. Сотрудника мотивируют его же достижения. Он сам знает, что работает хорошо.

Период отчетности. От 1 недели до месяца.

Эффективность. 80%+.

Переход на следующий уровень. Из сотрудников такого уровня может получиться хороший заместитель, топ-менеджер или директор.

Важные дополнения

  • Переход с уровня наставничества на уровень поддержки крайне показателен. Поддерживающий стиль управления сотрудниками можно применять исключительно к тем людям, которые готовы брать на себя ответственность.
  • Если сотрудник достиг 4-го уровня в своей специализации, и руководитель решил поставить его на новый функционал, то управление нужно переключить на директивный стиль. К примеру, если профессиональный продажник получает должность руководителя отдела продаж, то его предыдущая компетенция не распространяется на новую. Вполне возможно, что он очень быстро вернет свой уровень зрелости, но в самом начале его нужно направлять, контролировать и требовать отчет каждый час.
  • В случае, если у ценного специалиста упал уровень лояльности, также будет уместен переход на более низкий уровень управления. Необходимо работать с уровнем мотивации, так как он будет напрямую влиять на эффективность. Обычно подробный разбор неудачи и качественная обратная связь помогает избежать выгорания и повысить мотивацию сотрудника.

Нельзя наверняка сказать, какой стиль управления сотрудниками является наиболее эффективным. Оптимальный вариант - определить, на каком уровне зрелости находится сотрудник, помочь ему дорасти до следующего и подбирать свой стиль управления для каждого индивидуального случая.

И помните, уважаемые руководители: “Приходят в компанию, уходят от руководителя!” Выбирайте правильный стиль управления по отношению к каждому сотруднику, и помогайте им быть эффективными!


Во взаимоотношениях «руководитель - подчиненные» важную роль играет стиль руководства. Остановимся на этом подробнее.
В понятии «управление персоналом» под стилем руководства понимают привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказать на них влияние и побудить к достижению желаемых результатов. Стиль руководства - это своеобразный управленческий почерк (вершина, искусство). Необходимо четко различать два понятия:
  • тип стиля, к которому мы тяготеем. При различных классификациях, существующих в настоящий момент в обществе, мы попадаем в ту или иную категорию;
  • индивидуальный стиль, свойственный каждому из нас и который представляет собой уникальное явление; его нельзя воспроизвести, скопировать: каждый человек неповторим.
В то же время, как это ни парадоксально звучит, промышленные психологи, изучающие на производстве поведение руководителя и его окружение, выделяют такой феномен как эталонная роль руководителя. Что это такое? Каждый руководитель, в силу своего особого положения в системе управления организацией, является для своих подчиненных, сотрудников объектом для подражания, эталоном во всем, включая его манеры. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. С одной стороны, подражание - это элемент обучения (как в армии - «делай как я»). С другой... согласимся, что не все наши манерьг-безупречны (а ведь копируют все подряд). Стиль руководителя создает в коллективе особую атмосферу, внедряет свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Наблюдения, проводимые в разных организациях, подтверждают, что в 80-90 % случаев в отсутствие самого руководителя по манере поведения его подчиненных можно определить, что он собой представляет.
Управление - это одна из древнейших профессий, и интерес к ней никогда не угасал. Теория и практика, стиль руководства изучаются уже на протяжении многих десятилетий. Рассмотрим, как менялись подходы к изучению стиля.
В наиболее ранних исследованиях, например К. Левина (30-е - 40-е годы XX в.), не утративших научной ценности и в наше время, выделяли три стиля руководства:
  • авторитарный (автократический);
  • демократический (коллегиальный);
  • либеральный (попустительский).
Их характерные признаки представлены в таблице 6.
Таблица 6 Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодей- Стили руководства
ствия руководителя с подчиненными Авторитарный Демократический Либеральный
2. Способ доведения Приказывает, Предлагает, Просит,
решений до исполнителей распоряжается,
командует
просит упрашивает
3. Распределение Берет на себя Распределяет в Снимает с себя
ответственности или перекла соответствии с всякую
дывает на подчиненных переданными
полномочиями
ответственность
4. Отношение Подавляет Поощряет, Отдает инициативу
к инициативе полностью использует в инте в руки подчинен
ресах дела ных
5. Отношение Боится квали Подбирает Подбором кадров
к подбору кадров фицированных работников, старается от них избавиться деловых,
грамотных
работников
не занимается
6. Отношение Все знает, Постоянно повы Пополняет свои
к недостатку все умеет шает свою квали знания и поощряет
собственных знаний фикацию, учитывает критику эту черту у подчиненных
7. Общение Держит Дружески Боится общения,
с подчиненными дистанцию, настроен, общается с подчи
необщителен любит
общение
ненными только по их инициативе
8. Характер отноше Диктуется Ровная манера Мягок, покладист
ний с подчиненными настроением поведения, постоянный самоконтроль
9. Отношение Приверженец Сторонник разум Требует
к дисциплине формальной ной дисциплины, формальной
жесткой
дисциплины
осуществляет дифференцированный подход к людям дисциплины
10. Отношение Считает нака Использует Действует
к моральному зание основ различные виды таким же
воздействию ным методом стимулирования образом
на подчиненных стимулирования, поощряет избранных только ПО праздникам постоянно

В 60-70-е гг. исследуются стили руководителей, ориентированных или на производственные задачи, или на людей.
В 80-е гг. модернизацией этого подхода является «решетка» менеджмента. Что такое «решетка» менеджмента? Каждый управляющий должен знать ее, чтобы иметь правильную ориентировку, поддерживать уровень своей квалификации. Р. Блейк и его сотрудница Джейн С. Моутон пришли к выводу, что любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком. Первая «силовая линия» ведет к максимальному объему производства, выражающемуся в разнообразных видах товаров и услуг. Здесь постоянными целями являются максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т. п. Вторая «силовая линия» направлена на человека, на его хорошее самочувствие и удовлетворение работой, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и желаниям.
Между этими двумя «силовыми линиями» есть определенное противоречие. При этом образуется некое «поле», как это показано на рисунке 14.
9-- В 1.9. F 9.9.
s 7 о;
С 5.5.
Q6+
  • 5- " 4ф
х га 2 са
1 А 1.1. D 9.1.
Где А 1.1. Минимальное внимание к результатам производства и человеку.
В 1.9. Заинтересованное внимание к человеческим нуждам создает дружественную атмосферу и соответствующий темп производства.
С 5.5. Удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, склонность к компромиссам и традициям тормозят развитие оптимистического взгляда.
D 9.1. Достигается крупный производственный результат без внимания к человеку.
F 9.9. Высокие результаты получают заинтересованные сотрудники, преследующие общую цель.
Каждое измерение, забота о производстве и забота о людях, характеризует определенный тип управления по девятибалльной шкале. В этой шкале 1 балл характеризует низкую степень проявления качества, а 9 баллов - высокую. Количественная оценка определяется по конкретным элементам управления:
  • инициативность (руководитель может проявлять или не проявлять инициативу);
  • информированность (стремление к максимуму знаний о происходящих организационно-технологических и экономических процессах или отсутствие этого стремления, сведение к минимуму);
  • защита своего мнения (отстаивание руководителем определенной позиции при принятии управленческих решений);
  • разрешение конфликтных ситуаций (способ разрешения конфликтных ситуаций: противоборство, сотрудничество, компромисс, избежание, уступчивость);
  • принятие решений (способ принятия решений: единолично, предоставление этого права подчиненным, коллективная работа);
- критический анализ (совокупность методов и приемов исследования проблем в деятельности организации).
Представленные шесть элементов играют главную роль при определении основных типов управления (А, В, С, D, F).
Формирование индивидуального стиля конкретного руководителя является целенаправленным, достаточно продолжительным по времени процессом. На него оказывают влияние различные факторы, которые условно можно сгруппировать следующим образом.
Первая группа объединяет национальные особенности и официально регламентированные нормы поведения руководителя по отношению к подчиненным.
  • В теории управления уже оформилось описание стиля управления в японских фирмах, в американских, западноевропейских компаниях. Мы также пытаемся выделить характерные признаки отечественного стиля, отражающего славянский менталитет.
  • Тип организации, определяющий специфику управленческих отношений. Например, производственная, военная, научно-исследовательская, учреждения культуры и т. д. Управленческие отношения в каждой из них определяются административно-правовыми нормами, закрепленными в статусах организации, положениях, уставах и инструкциях.
  • Уровень, или ранг, управления. Стиль управления на каждом уровне или звене (низовой, средний, высший) имеет свои особенности, определяемые содержанием деятельности и функциями, которые регламентируются положениями, должностными инструкциями.
Во вторую группу мы включаем факторы, отражающие особенности конкретного коллектива, которым приходится руководить в настоящее время.
  • Характер и состояние производственно-экономической деятельности коллектива. Если низкие показатели, в работе наблюдается застой, запущенность, тогда оправдан более жесткий, директивный стиль руководства.
  • Социально-демографические особенности производственного коллектива. Стиль руководства в женских, мужских или смешанных, разных по возрастному составу (молодежные или преобладают люди более зрелого возраста) должен учитывать специфические особенности женской, мужской, возрастной психологии, принимать в расчет образовательный уровень и квалификацию сотрудников.
  • Социально-психологические факторы. В своем единстве они могут быть обозначены как неформальная организация коллектива, т. е. совокупность таких образцов поведения, которые возникают спонтанно в процессе повседневного взаимодействия членов коллектива и обусловлены обычаями и традициями.
Здесь проявляются такие социально-психологические особенности коллектива, как сознательность его членов, соблюдение трудовой дисциплины, социальная активность, участие в управлении. Этот обобщенный показатель отражает уровень развития конкретного коллектива, его социальную зрелость.
Третья группа факторов, формирующих стиль руководства, включает индивидуально-психологические особенности личности самого руководителя (тип темперамента, черты характера).
Наконец, четвертая группа объединяет так называемые ситуационные факторы, лишь временно оказывающие влияние^ на изменение поведения руководителя по отношению Ч подчиненным. Например, прием новых сотрудников или реорганизация структурного подразделения и др.
В реальной управленческой практике каждый руководитель должен четко представлять преимущества и недостатки каждого стиля и уметь пользоваться ими в конкретной ситуации, осваивая так называемый гибкий стиль руководства.

Стиль руководства - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Это один из важных факторов эффективной работы организации, которая полна реализациями потенциальных возможностей коллектива и людей. О стиле руководства писал Адизес Ицхак Кальдерон в своей книге "Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные" Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные. - Альпина Паблишер, 2016 г. - 200 с., он писал, что "идеального руководителя" не существует, потому что один человек просто не способен выполнять одинаково хорошо все роли, необходимые для эффективного руководства организацией. В своей книге "Основы менеджмента" Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова; под ред.Д. Д. Вачугова. / - М.: Высшая школа, 2013. - 377 с. с.169 - 170, с.174 - 179 Д.Д. Вачугов рассматривал стили управления и общие понятия о стилях управления, давал им определения и подробно рассматривал их. Японский исследователь Коно Т.Н. в своей работе "Стратегия и структура японских предприятий" Коно Т.Н. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. - М.: "Дело" 1987 384 с. выделил и описал четыре типа или стиля управления:

5. Новаторско-аналитический. При таком типе управления руководитель выступает энергичным новатором и хорошим организатором. Данный руководитель характерен тем, что он предан своей фирме, богат идеями, готов учитывать мнения других, терпим к неудачам.

6. Новаторско-интуитивный. При таком типе управления менеджер представляется как авторитарный руководитель, способный к нововведениям и также энергичный.

7. Консервативно-аналитический. При данном типе управления менеджер выступает теоретиком, который стремится к совершенству, но при этом не принимает риск.

8. Консервативно-интуитивный. Его действия основываются в большинстве на интуиции.

Он определил, что наиболее эффективным управлением является новаторско-аналитический, так как оно наиболее рациональное. Также о стиле управления писал И. Марченко в своей книге "Стили управления" Марченко И. Стили управления / И. Марченко, И. Марченко / Служба кадров и персонал. 2007. - № 5.. В ней рассматриваются и описываются различные стили управления, которые уже существуют.

Стиль руководства представляет собой комплекс поведенческих черт руководителя, который проявляется в его отношениях с подчинёнными, то есть - это способ, при помощи которого руководитель управляет подчиненными, и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций.

Курт Левин, как и большинство исследователей, выделяет следующие стили руководства:

Демократический стиль (коллегиальный);

Либеральный стиль (попустительский или анархический).

1. Авторитарный стиль управления (директивный) характеризуется высокой централизацией руководства, где доминирует единоличие. Руководитель требует, чтобы обо всех происходящих делах докладывали именно ему, а не кому-то еще, он принимает решения единолично или отменяет их. Не прислушивается к мнению коллектива, все решает за них сам. Первостепенными методами управления являются приказы, замечания, выговоры, наказания, лишение различных льгот. Контроль при таком стиле управления очень строгий, лишающий подчиненных инициативы, детальный. Значительно выше интересов людей ставятся интересы дела, в общении преобладают грубость и резкость. Директивный стиль (авторитарный) руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, ответственности работников и самоконтроля.

2. Демократический стиль управления (коллегиальный) характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными, руководителем и заместителями. Руководитель демократического стиля всегда принимает коллегиальные решения, выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам. Своевременно и регулярно проводится информирование всех членов коллектива по важным для них вопросам. Общение руководителя с подчиненными проходит в форме пожеланий, просьб, советов, рекомендаций, поощрений за качественную, хорошую и оперативную работу, доброжелательно и вежливо обращается к своим подчиненным, но по необходимости применяются приказы. Руководитель отстаивает интересы своих подчиненных и стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе.

3. Либеральный стиль управления (попустительский или анархический) характеризуется отсутствием высокоактивного участия руководителя в управлении своим коллективом. Такой руководитель "плывет по течению", требует или ждет указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель предпочитает не рисковать, "не высовываться". Он стремится уменьшить свою персональную ответственность и пытается увильнуть от разрешения назревших конфликтов. Работу свою пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью, то есть сами могут решить многие вопросы и без руководителя, и очень отличаются творческой индивидуальностью.

Рассмотрим достоинства и недостатки этих стилей.

Достоинства: обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала.

2. Демократический стиль (коллегиальный).

Достоинства: создает условия для инициативной творческой работы, мобилизует резервы.

Недостатки: активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации, хоть это даже и не плохо.

3. Либеральный стиль (попустительский).

Достоинства: свобода исполнителей. Недостаток - тот же, потому что свобода в исполнении почти всегда вредна.

Дисциплина, исполнительность, ответственность при авторитарном стиле - низкие, при демократическом стиле - высокие.

Психологический климат в коллективе, то есть уровень конфликтности, при авторитарном стиле - плохой (высокий), при демократическом - благоприятный (низкий).

Квалификация, образовательный и культурный уровень исполнителей при авторитарном стиле - низкие, при демократическом - высокие.

Ценностные ориентации, преобладающие в коллективе при авторитарном стиле - индивидуалистские, при демократическом стиле - коллективистские.

Основные ожидания членов коллектива относительно стиля руководства при авторитарном - авторитарные или попустительствующие, при демократическом - демократические.

Характер решаемых производственных задач при авторитарном стиле - сложные, ответственные, незнакомые; при демократическом - простые, привычные.

Не существует "плохих" или "хороших" стилей управления. Вид деятельности, личностные особенности подчиненных, конкретная ситуация и прочие факторы предопределяют наилучшее соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Большое изучение практики руководства организациями показывает, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Также существует непоследовательный стиль руководства, он представляет собой смесь всех предыдущих стилей. Данный стиль дезориентирует деятельность и общение с подчиненными. Руководитель часто действует в зависимости от своего эмоционального состояния в работе и применяет тот или иной стиль руководства. В книге О.С. Виханского и А.И. Наумова "Менеджмент" Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-е изд. - М.: 2014. - 576 с. подробно рассмотрены основные подходы к изучению стиля руководства. Авторы не только описывают достоинства каждого подхода, но и выясняют их недостатки. Вопросом управления занимался В.И. Кнорринг в своей книге "Теория, практика и искусство управления" Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: 2001 г. - 528 с., он писал о том, что процессы управления рассматриваются не только с позиции теории, но и искусства воздействия на любой социум: общество, производственный коллектив, семью, личность. Сформулировал принципы управления как теоретической основы государственного и производственного управления, методы искусства управления личностью и коллективом.

Когда руководитель решат вопрос о выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства - форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления - выбор системы методов управления. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Метод отчасти влияет на стиль, а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный и эффективный метод. Стиль руководства - ключевой фактор управления.



Случайные статьи

Вверх