Полиции - год. Реформа продолжается

Как известно, в законах, регулирующих земельные отношения, имеются значительные пробелы и нестыковки. Эти нестыковки планируется устранить в законодательном порядке в самое ближайшее время.

С 1 июля 2011 г. началась реализация глобальной земельной реформы в Российской Федерации. Цель проводимой реформы заключается в том, что граждане смогут получать в собственность и распоряжаться по своему усмотрению земельными участками, а муниципальные поселения получат право распоряжения землей и смогут получать дополнительные доходы.

Уже сейчас претерпели значительные изменения законы, касающиеся оборота земель сельскохозяйственного назначения. На данный момент процедура оформления документов на земельные паи существенно упростилась. И эта процедура для муниципальных образований стала стоить значительно дешевле, так как органы кадастрового учета будут бесплатно предоставлять сведения, касающиеся земли (выписку из кадастра, план территории, кадастровой паспорт объектов недвижимого имущества). Администрация муниципальных образований также должна бесплатно предоставлять гражданам информацию и документы, которые нужны для подготовки к межеванию земельных участков. Также должны быть предусмотрены меры, которые ограничат участие посредников в решении земельных вопросов. Все процедуры, связанные с межеванием земель и проведением кадастровых работ, должны выполняться четко в самые кратчайшие сроки на местах, так, чтобы граждане не тратили время на дорогу.

Законом будут предусмотрены меры, которые не позволят при передаче в собственность россиянам земли сельскохозяйственного назначения, заниматься спекуляцией. Участки земли могут быть попросту изъяты у собственников, в случае если земли не будут в течение трех лет использоваться по назначению. Правительство Российской Федерации уже готовит постановление, определяющее признаки неиспользования земель для сельскохозяйственных нужд.

Те же земли, которые пока считаются невостребованными, могут быть отданы в распоряжение муниципалитетов. Сами муниципальные образования смогут передавать такие земли фермерам, работающим на земле. Органы местного самоуправления уже сейчас могут отстаивать свои права на невостребованные земли в судебном порядке. Приоритетное право оформления таких участков в собственность будет предоставлено сельхозпроизводителям, то есть тем предприятиям и гражданам, которые непосредственно работают на земле. Выкуп таких земельных участков будет производиться по сниженным ценам (15% вместо прежних 20% от кадастровой стоимости), а половина расходов фермерских и крестьянских хозяйств будет оплачиваться из федерального бюджета РФ. Перед местными властями также поставлена задача - найти резервы для финансирования оставшихся затрат.

В будущем планируется в законодательном порядке закрепить нормы передачи земельных участков в безвозмездное пользование тем гражданам, которые работают или планируют работать в сельской местности. В первую очередь воспользоваться этим правом смогут работники бюджетной сферы - учителя, врачи, социальные работники и библиотекари. Возможно, безвозмездно будут выдавать земельные участки и переселенцам, тем которые хотят жить и работать на земле и производить сельскохозяйственную продукцию.

Многодетные семьи (имеющие трех и более детей) смогут бесплатно, без конкурсов и торгов, получить в собственность земельные участки для строительства жилья. Порядок предоставления и размер участков будут определяться на региональном уровне органами местного самоуправления.

Сейчас правительство Российской Федерации разрабатывает Федеральную целевую программу, касающуюся совершенствования инфраструктуры села. Эта программа будет способствовать совершенствованию инженерных коммуникаций и жилищно-коммунальной сферы на селе. Федеральная программа будет работать до 2020 г. Работающую сейчас (уже восемь лет) Федеральную программу «Социальное развитие села» решено продлить до 2013 г. В рамках этой программы на социальное развитие сел было выделено более сорока миллиардов рублей из федерального бюджета, а свыше ста девяноста миллиардов было выделено из региональных бюджетов и внебюджетных фондов. В рамках этой программы были проведены газопроводы и водопроводы во многие селах нашей страны, было построено свыше четырнадцати миллионов кв. метров жилья для сельчан. Также во многие дома провели телефонные линии и значительно улучшили электроснабжение в селах.

Также необходимо разрешить вопросы, связанные с землями, которые используются Министерством обороны и специализированные учреждения. На данный момент эти ведомства платят льготный налог, который составляет всего лишь 0,3 процента от кадастровой стоимости объектов. Это льготу вполне можно убрать, но делать это нужно внимательно. Сначала нужно провести тщательный анализ всех объектов недвижимости и проследить то, как они используют вверенные им земельные участки.

По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. Что сейчас происходит в наиболее многочисленной правоохранительной структуре страны, чем вызваны изменения и насколько они успешны, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович, в ходе реформирования действительно ли удалось осуществить замену старого правоохранительного института на качественно новый? В чем суть этих изменений?

Рашид Нургалиев: Напомню, что начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года - когда Закон "О полиции" вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.

Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка - российской полиции, была сформирована законодательная база ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы.

Проведена внеочередная аттестация личного состава и обновлен кадровый состав, включая руководящее звено, начато преобразование ведомственного кадрового обеспечения.

Кардинально изменена система социальной поддержки сотрудников как во время службы, так и после увольнения.

МВД избавляется от несвойственных функций. Отрыв от основной функции - правоохраны - сведен к минимуму. Продолжается большая работа, направленная на изменение отношения к документации, - сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это очень важно, поскольку граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема.

В этой связи в повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются электронный документооборот, а также передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Это закреплено нормативно. В статье 11 Федерального закона "О полиции" определена не просто такая возможность, а обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Произошедшие изменения в деятельности министерства наглядно подтверждают, что реформирование было не самоцелью и тем более не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески.

Проблемы действительно есть, но мы их видим и теперь наша задача - целенаправленно работать по этим точкам, оперативно реагировать и принимать меры по их устранению.

И все же какова основная цель преобразований? Насколько ее удалось достичь?

Нургалиев: Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.

Менялся сложнейший институт, остававшийся длительные годы без преобразований, внутри которого объективно накопилось множество изъянов. Многие когда-то результативные конкретные методы, средства, приемы и даже принципы деятельности в некоторой степени утратили свою эффективность. Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан. Выход был только один - строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.

Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации нами проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть.

Сотрудники органов внутренних дел вписали немало героических страниц в нашу историю. Только за 2011 год зарегистрировано более двадцати тысяч преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов правопорядка. При исполнении служебных обязанностей получили ранения 3602 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Погибли от рук бандитов 322 сотрудника. Пятерым посмертно присвоены звания Героя России.

Уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, успешно решает поставленные задачи. Это показало подведение итогов деятельности за 2011 год на расширенном заседании коллегии МВД России.

А были ли глобальные причины, послужившие переходу из милиции в полицию?

Нургалиев: Реформирование органов внутренних дел было обусловлено целым комплексом причин. Прежде всего тем, что граждане Российской Федерации, приняв на референдуме в 1993 году Конституцию, закрепив принципы построения правового и демократического государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, сделали свой выбор.

Исторические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, потребовали по-новому определить место и принципы деятельности органов внутренних дел в изменившемся общественно-политическом устройстве государства. Стала очевидна необходимость новой правовой платформы, которая бы отвечала современным реалиям. Действовавший закон "О милиции" неоднократно корректировали, но это не дало желаемых результатов. Он так и не стал документом, отвечающим приоритетам в сфере защиты интересов личности, общества и государства.

Одним из факторов реформы органов внутренних дел послужила и существенно изменившаяся преступность, возникновение новых вызовов и угроз XXI века. Речь идет о терроризме, экстремизме, коррупции и транснациональной организованной преступности, преступлениях в сфере высоких технологий.

Поэтому перед министерством внутренних дел встала задача - реорганизовать ведомство так, чтобы система работала по самым высоким международно-правовым стандартам, по самым современным технологиям, эффективно и профессионально реагировала на новые вызовы и угрозы.

Не менее важным было и поднять престиж органов внутренних дел, существенно повысить авторитет полиции и доверие к ней со стороны населения.

Принципиальное отличие проводимой реформы от всех предшествующих преобразований состояло в том, чтобы создать не очередную модификацию силового инструмента государственного принуждения, а действительно правоохранительный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека, надежно обеспечивающий безопасность личности, общества и государства.

По каким направлениям происходили преобразования?

Нургалиев: Было семь основных направлений процесса реформирования. Во-первых, обновление нормативно-правовой базы. Во-вторых, проведение организационно-штатных мероприятий, направленных прежде всего на освобождение от несвойственных функций, избавление от излишних управленческих звеньев и повышение роли оперативных служб.

Важным направлением стала и гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органа правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.

Потребовалось создание и внедрение эффективной системы контроля за деятельностью полиции со стороны гражданского общества. Была проведена внеочередная аттестация всего личного состава, что важно - под руководством президента Российской Федерации. Произошло законодательное закрепление правового статуса сотрудника полиции, внедрение антикоррупционных стандартов и повышение требований к профессиональным и моральным качествам.

И, разумеется, реформа денежного довольствия и повышение уровня социальной защищенности сотрудников и пенсионеров, установление государственных гарантий для членов семей погибших при исполнении служебного долга сотрудников.

Реализация каких из этих направлений вызвала наибольшие трудности?

Нургалиев: Столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проводилась в России впервые. Попытки реформирования системы в советское время предпринимались неоднократно. Но эти преобразования затрагивали лишь форму, отдельные сферы деятельности и касались, главным образом, ее оперативно-служебной составляющей. Локальные структурные изменения происходили и в постсоветский период, но и их также нельзя рассматривать как реформы в глобальном смысле этого понятия.

Но, как известно, "начало - это половина любого дела". Поэтому самым сложным, пожалуй, было формирование новой нормативно-правовой базы. Трудности заключались даже не в том объеме работы, который предстояло выполнить, а в том, что в ходе нее закладывался правовой фундамент будущей правоохранительной системы. И права на ошибку у нас не было.

Основой нового полицейского законодательства стали федеральные законы - назову их сокращенно - "О полиции" , "О социальных гарантиях..." и "О службе в органах внутренних дел..." . Помимо них, обновленную правовую базу деятельности органов внутренних дел составляют 17 указов президента России, 19 постановлений правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нашей нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал президент России Дмитрий Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода.

Принятые акты будут определять направление развития МВД на несколько ближайших десятилетий.

Не повлияло ли отрицательно на борьбу с преступностью сокращение личного состава?

Нургалиев: Процесс реформирования органов внутренних дел не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности. В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие.

Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбоев, краж. Сотрудниками органов внутренних дел выявлены виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч - тяжкие и особо тяжкие. Выполнен значительный объем разыскной работы. Обнаружено более 100 тысяч преступников. Установлено местонахождение свыше 62 тысяч пропавших без вести.

Что касается сокращения личного состава - действительно, в соответствии с Указом президента от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ" такая задача была поставлена. В течение двух лет общая численность сотрудников была оптимизирована на 20 процентов, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности.

Решения в каждом конкретном случае принимались руководителями территориальных органов, исходя из имеющегося кадрового потенциала и складывающейся криминальной обстановки. При этом в наибольшей степени сокращению подверглись аппараты управления и непосредственно подчиненные им подразделения, в наименьшей - подразделения, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Кроме того, рациональному применению личного состава способствует широкое использование современных технических средств и информационных технологий в охране общественного порядка в целом. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в прошлом году было раскрыто 23 тысячи 800 преступлений и 17 миллионов 200 тысяч правонарушений. Он позволяет не просто сократить количество полицейских, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, но и поднять эту работу на качественно новый уровень. Представляя собой сложную систему интеллектуального контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасностью граждан, дорожного движения, объектами особой важности, новая система создает условия для наиболее успешного выявления людей, транспортных средств и предметов, находящихся в розыске, раскрытия "по горячим следам" разбоев, грабежей, краж и других преступлений.

Комплекс развернут в 80 областях и регионах. В 366 населенных пунктах функционируют подсистемы видеонаблюдения, в 303 - мониторинга мобильных объектов. На улицах городов и поселков установлено более 119 тысяч камер видеонаблюдения, из которых 81 тысяча напрямую выведена в дежурные части органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.

Сколько всего было сокращено сотрудников? Какова сегодня численность полиции и МВД России в целом?

Нургалиев: Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Почти наполовину был обновлен высший руководящий состав органов внутренних дел. Кроме того, в порядке ротации поменяли свое прежнее место службы почти 2/3 руководителей высшего звена. Всего же на службу в полицию перешли свыше 875 тысяч сотрудников органов внутренних дел.

Как вы относитесь к тому, что к процессу реформирования МВД был проявлен столь широкий общественный интерес?

Нургалиев: В связи с масштабом проводимых преобразований вполне естественно, что к реформированию было обращено самое пристальное внимание не только экспертного сообщества, но и общественности, средств массовой информации и простых граждан.

Впервые мы с этим столкнулись при обсуждении проекта Закона "О полиции". По инициативе главы государства в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года он был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет. Это позволило обществу реально участвовать в его доработке. Специально созданный для обсуждения законопроекта сайт посетили более 1,5 миллиона человек. Получено свыше 33 тысяч откликов, большинство из которых были учтены при его доработке. В результате - в Государственную Думу был представлен документ, отражающий позицию юристов, профессионалов-практиков, представителей правозащитных, общественных организаций, мнение граждан.

Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан - важнейший показатель эффективности нашей работы. Именно поэтому сегодня внедряются новые критерии оценки деятельности полиции, среди которых одно из центральных мест занимает мнение населения о качестве работы органов внутренних дел.

В прошлом году полиция раскрыла 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие

Работу МВД часто критиковали за пресловутую "палочную систему". Есть ли изменения?

Нургалиев: В свое время так называемая палочная система во многом была обязана всей системе криминальной статистики, которая основывалась на сравнении количественных данных с показателями предыдущего периода. Далеко не всегда такое сравнение являлось обоснованным. И прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.

В части 6 статьи 9 Федерального закона "О полиции" отражены новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.

26 декабря 2011 года подписан соответствующий приказ, утверждающий инструкцию и показатели ведомственной оценки. Теперь о работе полиции мы судим по таким критериям, как эффективность деятельности по ведомственным показателям, результаты исследования общественного мнения, итоги отчетов должностных лиц территориальных органов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, информирование государственных, муниципальных органов и граждан, результаты инспекторских выездов и зонального контроля.

А эффективность работы территориальных органов оценивается по таким основным направлениям, как обеспечение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, расследование преступлений, предупреждение и пресечение преступлений, качество расследования уголовных дел, возмещение материального ущерба, эффективность исполнения законодательства об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения.

Приоритет отдается уже не цифре как таковой, а качественной характеристике, результату, который слагается из множества факторов.

Какие задачи поставил президент России перед МВД?

Нургалиев: Президентом России Дмитрием Медведевым на расширенном заседании коллегии МВД России по подведению итогов за 2011 год перед министерством был поставлен целый ряд задач, связанных с повышением эффективности борьбы с преступностью.

Прежде всего министерству необходимо обеспечить качественную работу территориальных отделов и пунктов полиции. Именно они находятся ближе всего к гражданам, оказывают им помощь и содействие. На этом уровне и формируется отношение к полиции. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, закрепленная в Законе "О полиции", предполагает уважительное отношение, что будет возможным при профессиональном выполнении своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к людям.

В связи с этим необходимо максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно оперативных подразделений полиции и тех, которые несут службу в общественных местах.

Для органов внутренних дел задачей государственной важности является борьба с коррупцией. В этих вопросах особое внимание глава государства предложил уделить ситуации в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень "эпидемии".

Полиции необходимо и в дальнейшем укреплять взаимодействие с обществом, со средствами массовой информации, при этом активнее реагировать на расследования, которые ведутся журналистами.

Остро стоит задача по предупреждению и своевременному пресечению актов экстремизма. Нет необходимости убеждать в актуальности этой проблематики для федеративного, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Российская Федерация.

Поставлена задача по внедрению принципиально новых методов и форм борьбы с преступностью. Поэтому органы внутренних дел должны быть оснащены высококлассной техникой и специалистами, способными эффективно ее использовать.

В целом же перед МВД стоит важнейшая задача - эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность.

Времени на раскачку у нас нет. Общество ждет от полиции реальной отдачи и конкретных улучшений.

В сегодняшнем номере "РГ - Недели" читайте продолжение разговора с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым. Министр рассказал, что изменена структура денежного довольствия сотрудника. Его основа - денежное содержание, состоящее из должностного оклада и оклада по специальному званию. В зависимости от региона, должности и выслуги лет оно увеличилось в пределах от 1,7 до 2,1 раза.

Была подготовлена и направлена на места брошюра, в которой подробно прописан порядок начисления и выплаты денежного довольствия всех категорий сотрудников органов внутренних дел.

полиция и выборы

Нургалиев: Только за последний месяц уже проведены два расширенных заседания Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений, посвященных готовности подразделений МВД России к охране общественного порядка в период подготовки и проведения выборов президента России. Участвовали представители Центральной избирательной комиссии, члены Общественного совета при МВД, Общественной палаты, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Если коротко, то в данный момент уже приняты все необходимые меры безопасности.

Более того, сейчас мы столкнулись с еще одной проблемой - сохранностью аппаратуры видеонаблюдения, призванной обеспечить честность выборов. Уже известны 14 случаев хищения этой аппаратуры с избирательных участков. В 13 случаях - задержаны, а в одном установлены подозреваемые...

А как полицейские будут следить за соблюдением избирательного законодательства?

Нургалиев: Во все территориальные органы внутренних дел разосланы методические рекомендации, где подробно разъяснены действия сотрудников по 11 составам административных правонарушений избирательного законодательства, отнесенных к компетенции ОВД. На каждом избирательном участке обязан быть старший из офицеров, ответственных за охрану порядка. А в территориальном органе будет дежурить специальная группа, которая в случае необходимости прибудет на проблемный участок для документирования административного правонарушения. Подчеркну, что полицейский не принимает ничью сторону - строго следует закону. Если наблюдатель - неважно, от какой общественной группы - аккредитован на конкретный участок, то никаких препон ему чинить не будут. Если же человек сам себя "назначил" наблюдателем и пытается вмешиваться в работу избирательной комиссии, то, конечно, делать это ему не позволят. В любом случае решение принимает руководитель территориальной комиссии.

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Гумаровича Нургалиева Сергей Вадимович Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О милиции» для всеобщего обсуждения в интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию .

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция.

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»).

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, затем сроки перенесли на март.

По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности.

Закон Украины «О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VI (далее – Закон), который вносит существенные изменения в пенсионную систему Украины, вступит в силу 01.10.2011г. (за исключением положений, которые касаются учета средней заработной платы за три последних года для определения скорректированной заработной платы при назначении пенсии (абз. 11 пп.11 и абз. 138 пп.17 п.6 раздела II), которые вступят в силу с 01.01.2012г.).


Главные изменения, которые вносятся этим Законом,касаются повышения пенсионного возраста и страхового стажа, необходимого дляназначения пенсии. Так, предусматривается повышениепенсионного возраста :

  • для женщин – до60 лет;
  • для мужчин,работающих на государственной службе, – до 62 лет с возможностью заниматьдолжность до 65 лет;

повышениестрахового стажа :

  • с 20 до 30лет – для женщин;
  • с 25 до 35лет – для мужчин;
  • с 5 до 15 лет– для инвалидов.

При этом указанное повышение пенсионного возрастабудет происходить постепенно путем ежегодного увеличения на 6 месяцев ежегодно:

  • для женщин,начиная с 01.01.2012г.;
  • для мужчин,работающих на государственной службе, – с 01.01.2013г.

Так, для женщин, родившихся до 01.10.1956 г.сохраняется пенсионный возраст 55 лет, женщины, родившиеся после 01.04.1961г. смогутуйти на пенсию уже не в 55, а в 60 лет, а для тех, кто родился в период с 01.10.1956г.по 01.04.1961г. повышение пенсионного возраста будет поэтапным. Например, для лиц,рожденных с 01.10.1956г. по 31.03.1957г., пенсионный возраст будетповышен до 55,5 лет и т.д.

Аналогично будет проводиться повышение пенсионноговозраста для мужчин – государственных служащих. Так, для лиц, родившихся до31.12.1952г. – пенсионный возраст все еще будет равен 60 годам, а для лиц,родившихся после 31.12.1955г. пенсионный возраст будет составлять 62 года. Длявсех, кто родился в периоде с 01.01.1953г. по 01.01.1956г., – повешениепенсионного возраста будет проводиться постепенно, как и для женщин.

Минимальныйразмер пенсии по возрасту приналичии требуемого страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц,утративших трудоспособность. Максимальныйее размер не может превышать десятипрожиточных минимумов , установленных для лиц, утративших трудоспособность. Позитивныммоментом этого нововведения является то, что ограничения максимального размера пенсиине распространяется на пенсионеров, которым была назначена пенсия до вступленияв силу норм этого Закона. Однако, для лиц, которые только собираются выйти напенсию и уровень заработной платы которых значительно превышает максимальныйуровень, установленное ограничение является отнюдь не благоприятным. На нашвзгляд, скрасить негативные последствия таких нововведений сможет лишь открытиечастного пенсионного вклада в одном из банков, который сможет обеспечить хотябы частичную компенсацию потерь уровня доходов.

Отметим, что указанные выше ограничения некоснулись государственных служащих, а это значит, что для них размер пенсиипо-прежнему «привязан» к уровню заработной платы. Однако, Закон все же внеснезначительные «корректировки» в размер пенсии и для них. Так, пенсия будетназначаться в размере 80% (а не 90%, как это было ранее) суммы заработнойплаты, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственноесоциальное страхование, а до 01.01.2011г. – страховые взносы наобщеобязательное государственное пенсионное страхование.

Еще одним нововведением Закона является возможностьповышения размера пенсии для лиц, достигших пенсионного возраста. Так, вслучае, если лицо после достижения такого возраста выразило желание продолжать работатьи получать пенсию с более позднего возраста, пенсионное пособие будет рассчитыватьсяс учетом страхового стажа на день обращения для его назначения с учетомповышения размера на следующий процент :

  • на 0,5% – закаждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста вслучае отсрочки выхода на пенсию сроком до 60 месяцев;
  • на 0,75% – закаждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста вслучае отсрочки выхода на пенсию на срок свыше 60 месяцев.

Таким образом, возможность повышения размерапенсии предусмотрено только для тех лиц, которые продолжают вести трудовуюдеятельность и не оформляют пенсионное пособие по возрасту. Поступать такимобразом, на наш взгляд, целесообразно тем лицам, у которых размер указанногопособия на моментдостиженияпенсионного возраста не превышает максимально допустимого размера и, продолжаяработать, они смогут повысить уровень пенсии.

Следует также отметить, что в Законе нет четкихнорм относительно получения работающими пенсионерами ипенсии, и заработной платы одновременно. На сегодняшний день, остается лишьожидать урегулирования данного вопроса путем внесения соответствующих измененийв действующее законодательство.

Реформа МВД стала одним из самых нашумевших событий уходящего 2011 года, официально ее принято считать успешной, но под самый занавес года ведомство Рашида Нургалиева обнародовало на своем сайте "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2012-2020 годы. Этот документ дает серьезные основания сомневаться в том, что проведенные преобразования пошли во благо системе внутренних дел.

Госпрограмма изобилует полярными сценариями развития правоохранительной структуры в среднесрочной перспективе — от "существенногоулучшения значений показателей" до негативных результатов в "функционировании системы МВД". Такая лексика беспрецедентна для документов, которые исходили до сих пор из недр министерства, и отличались казенным оптимизмом.

Из проекта госпрограммы следует, что "повышение качества функционирования системы МВД России" может быть сорвано или оказаться нерезультативным в силу различных внутренних и внешних рисков. К внутренним рискам министерство отнесло, в частности, ситуации, связанные с недостаточным финансированием, неэффективным расходованием или неосвоением денежных средств. Само ведомство, согласно проекту, в ближайшие девять лет готово расходовать 9,83 трлн руб., что сопоставимо с запланированными доходами бюджета РФ в 2011 году. В том числе 5,27 трлн руб. — на "повышение качества и результативности деятельности полиции".

При этом МВД прогнозирует на ближайшие 3-5 лет увеличение "массива преступлений, совершаемых в общественных местах, рост отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальную алкоголизацию и наркотизацию населения, разрастание коррупции". Идеологи документа объясняют это "влиянием на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом", которое "не только не исчерпало своего потенциала, но и вообще не проявило себя в полной мере".

Апокалиптические предсказания министерства имеют определенный подтекст. Исходя из весьма спорной предпосылки, что "криминальная ситуация в настоящий момент определяется преступностью предыдущего периода, а усилия, предпринимаемые государством, окажут свое влияние с запозданием на несколько лет", ведомство на первом этапе планирует реализовать меры, направленные на преодоление "инерционности преступности" и "стабилизацию" криминальной обстановки в стране. Возврат ситуации к "прежним показателям" и "стабильному функционированию" правоохранительной системы в МВД ожидают не ранее, чем к 2015 году.

Но и здесь МВД прибегает к многозначительной оговорке: этот прогноз может быть "действителен при отсутствии проявления новых рисков". По мнению министерства, негативное влияние на конечные результаты будут оказывать принципиальные изменения, происходящие в процессе реформирование ведомства. Упразднение "важных структурных элементов системы МВД России", 20-процентное сокращение штатной численности органов внутренних дел и повышение квалификационных требований к сотрудникам полиции, "с высокой степенью вероятности в течение трех лет повлекут за собой снижение эффективности в установленной сфере деятельности". Согласно проекту госпрограммы, в течение этого времени усилия ведомства буду направлены на минимизацию неблагоприятных последствий "проводимых в настоящее время преобразований системы МВД России".

Существенного "улучшения значений показателей" МВД предполагает добиться только на следующем этапе - в 2016-2020 годах. Однако авторы документа и в этом случае не исключают влияния пресловутых рисков, на этот раз внешних. Основным из них в МВД считают возможность изменения взглядов руководства страны на структуру и задачи системы министерства. В связи с этим целесообразно напомнить, что председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос, не считает ли он, что реформа МВД была проведена поверхностно и формально, заявил, что практически не участвовал в реформе МВД , а самое главное ее достижение видит в повышении заработной платы для сотрудников полиции. Нельзя исключить, что после марта 2012 года Путин, уже в ранге главы государства, может вернуться к проблеме реформирования МВД.

Итак, тема очередного опроса "Право.Ru" — насколько эффективно проведена очередная реформа правоохранительных органов. Если предложенные варианты ответов не отражает вашей позиции, изложите ее в комментариях.



Случайные статьи

Вверх