Обязанность собственников установить индивидуальные приборы учета. Порядок установки индивидуальных приборов учета

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Дело № 2-1319/2014

Заочное
решение

Именем Российской Федерации

Конаковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кирилиной И.Н.,

При секретаре Ермаковой И.О.,

С участием представителя истца по доверенности Вишняковой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Конаковский Жилфонд» к Кочеткову Владмиру Александровичу, Коровиной Наталье Алексеевне об обязании установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, об обязании предоставить доступ в квартиру для производства работ по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, обязании оплатить установки этих приборов, взыскании судебных расходов,

Установил:

Истец, уточнив требования по иску просит суд обязать ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить и ввести в эксплуатацию в принадлежащем ей жилом помещении индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве штук, с предоставлением уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» допуска к местам установки приборов учёта для производства указанных работ в принадлежащее ответчику помещение и оплатить расходы на установку этих приборов учёта.

В обоснование иска указывают, что ответчик Кочетков В. А. является собственником квартиры по адресу: , ответчик Коровина Н. А. является собственником квартиры по адресу: . Истец является управляющей компанией по отношению многоквартирного дома, в котором у ответчика имеется собственность на жилое помещение.

Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (Далее 261-ФЗ).

Во исполнение указанных норм истцом до 01 июня 2011 года проведены работы общедомовых приборов учёта, неоднократно проводил разъяснительную работу среди собственников жилых помещений о необходимости установки индивидуальных приборов учёта (далее ИПУ). Организовал работы по установке ИПУ всем обратившимся, при этом препятствий для установки приборов иными, по усмотрению собственника жилого помещения организациями, не препятствовал.

Ответчиками в принадлежащем им жилых помещениях ИПУ не установлены. Гражданским кодексом РФ не допускается принудительное проникновение в жилое помещение для установки ИПУ без согласия собственников жилого помещения, возможности установки предусмотрена на основании решения суда.

Бездействия собственника жилого помещения по установке ИПУ (бесконтрольное потребление коммунальных услуг) не соответствует нормам действующего законодательства, а также принципам разумности и добросовестности, препятствует справедливому распределению приходящихся на общедомовые нужды объёма коммунальных услуг между всеми собственниками многоквартирного дома. Противоправное бездействие ответчика может повлечь негативные санкции для истца как управляющей компании в виде штрафных санкций за несвоевременное оснащение ИПУ в жилых помещениях, расположенных в управляемом многоквартирном жилом доме.

Истцом неоднократно направлялись предупреждения в адрес ответчика о необходимости установки ИПУ, однако до настоящего времени в квартире ответчика ИПУ не установлены. По мнению истца, ответчик злоупотребляет своим правом, препятствует истцу в исполнении его прямых обязанностей осуществлять надлежащее управление жилым домом.

Представитель ООО «Конаковский Жилфонд» по доверенности Вишнякова Н.В. иск поддержала, просила его удовлетворить, указывая, что ИПУ в квартире ответчика до настоящего времени не установлены. Времени судом для разрешения вопроса в ходе судебного производства было предоставлено достаточно, ответчик корреспонденцию не получает. В поддержание требований об обязании предоставить допуск в квартиру для производства работ силами истца, указала, что ООО «Конаковский Жилфонд» является управляющей компанией в отношении дома, в котором истец имеет собственность. Управляющая компания осуществляет снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, сети инженерно-технического обеспечения организации имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов. Согласно ч.12 ст. 13 261-ФЗ, в отношении собственников жилых помещений в МКД, организации, указанные в части 9 указанной статьи, до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учёта, используемы энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые, в нарушение требований частей 3-6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учёта используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязано обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учёта и оплатить расходы указанной организации на их установку. После 1 июля 2013 года положения указанных норм закона должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений. Полагают, что именно управляющая организация в силу закона наделена указанными полномочиями. Не возражала против вынесения заочного решения.

Ответчик Коровина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени, дате, месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Ответчик Кочетков В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, в деле имеется конверт, возвращенный отделением связи с отметкой «Истек срок хранения».

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, ответчик Коровина Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 11). Согласно выписки из домовой книги ответчик зарегистрирована по указанному выше адресу (л.д.117).

Ответчик Кочетков В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 15). Согласно выписки из домовой книги ответчик зарегистрирован по указанному выше адресу (л.д.116).

Истец ООО «Конаковский Жилфонд» является управляющей компанией по отношению к многоквартирному жилому дому согласно договору управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В судебном заседании установлено, что ответчиками ИПУ в квартире не установлены и начисления производятся по нормативам потребления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Статьей 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Иск ООО «Конаковский Жилфонд» удовлетворить частично.

Обязать Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: , установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве в принадлежащей ему по праву собственности квартире по адресу месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в добровольном порядке обязать Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: , предоставить доступ к местам установки приборов учёта уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» для производства работ по установке приборов учета.

Обязать Коровину Наталью Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: , установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды в необходимом для надлежащего учёта количестве в принадлежащей ей по праву собственности квартире по адресу месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения решения суда в добровольном порядке обязать Коровину Наталью Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: , предоставить доступ к местам установки приборов учёта уполномоченным лицам ООО «Конаковский Жилфонд» для производства работ по установке приборов учета.

Взыскать с Кочеткова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: госпошлину в местный бюджет в размере копейки.

Взыскать с Коровиной Натальи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки, зарегистрированной по адресу: госпошлину в местный бюджет в размере копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.Н.Кирилина

Суд:

Конаковский городской суд (Тверская область)

Истцы:

ООО "Конаковский Жилфонд"

Ответчики:

Быков С. А., Данилина Н. А., Кожевникова Л. И., Коровина Н. А., Кочетков В. А., Латаева Н. В., Малеванная Л. В., Полежаев Н. Ф., некрасова Н. А.

Судьи дела:

Кирилина И.Н. (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением

Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

Советы юристов:

1. Обязательно согласие 100 процентов жильцов на установку индивидуальных приборов учета тепла?

1.1. согласие 100 процентов жильцов на установку индивидуальных приборов учета тепла не обязательно.

Вам помог ответ? Да Нет

2. При установке прибора учета тепла в многоэтажном доме за счет средств жильцов, нужно ли платить за прибор и установку, если установлена индивидуальная система отопления.

2.1. Помимо Вашей квартиры, возможно нужно отапливать места общего пользования. Это делают и несут расходы все жильцы совместно

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

3. Техник из жилкомхоза при контрольной проверке показаний индивидуальных приборов учета наклеил антимагнитную ленту, законноли это? Акт об установке ленты не выдан.

3.1. В соответствии с п.114 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги с обязательной опломбировкой соответствующего оборудования в случае задолженности по оплате этой коммунальной услуги.
При этом, в соответствии с п.117 Правил необходимо предварительно уведомить потребителя о приостановлении предоставления услуги в 20-дневный срок до момента отключения.
Благодарю за Ваше обращение.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Кто размещает, РСО или УК в системе гис жкх установку и поверку индивидуальных приборов учета в связи переходом на прямые договора?

4.1. При принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, исполнителем коммунальной услуги будет являться ресурсоснабжающая организация.
Таким образом поставщиком информации в ГИС ЖКХ, в том числе и об индивидуальных приборах учета, будет ресурсоснабжающая организация.

Вам помог ответ? Да Нет

5. В квартире индивидуального дома установил счётчик тепловой энергии. Теплоснабжающая организация отказывается принимать узел учёта в эксплуатацию до начала отопительного периода, ссылаясь на отсутствие пробной эксплуатации. Проверку повышенным давлением установка прошла, Проект имеется, документы на счётчик и поверка прибора есть. Правомерны ли действия администрации?

6. ОАО"Водоканал" самовольно установил

ПУ воды в колодец на улице и требует оплатить сам прибор и его установку, когда в доме уже стоит прибор учета индивидуальный.

6.1. В таком случае можете водоканалу ничего не платить. Отправляйте их в суд. Пусть взыскивают в судебном порядке.

Вам помог ответ? Да Нет

7. А на какое постановление или закон или ещё какой то документ можно ссылаться, когда я буду обращаться к коммунальщикам по вопросу установки индивидуальных приборов учета тепла? Могут ведь отказать... Спасибо заранее за ответ.

7.1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...
IV. Права и обязанности исполнителя

31. Исполнитель обязан:

Т) не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;
у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

Вам помог ответ? Да Нет

8. Вчера не допустили подрядчика в подвальное помещение для установки общедомового прибора учёта на холодную воду. Весь МКД оснащён индивидуальными приборами учёта, за отсутствие общего счётчика оплата идёт по нормативу и по формуле согласно постановления N°354. Подрядчик грозился применить болгарку.

8.1. Уважаемый Андрей, МКД обязаны установить общедомовой прибор учета. В противном случае вам насчитают много, не вредите себе.
Всего хорошего, удачи вам.

Вам помог ответ? Да Нет

8.2. Андрей! Предупредите подрядчика, что он не заключал договор с собственниками МКД об установлении прибора учета. Пусть решает вопрос с заказчиком работ. Самовольное применение болгарки чревато вызовом вызовом наряда полиции и будет квалифицироваться согласно УК РФ. У любой проблемы имеется решение, главное уметь его найти. Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

Вам помог ответ? Да Нет

9. В конце месяца сдается наш ЖК. Проектом предусмотрена установка приборов учета тепла. Есть обще домовой счетчик тепла. Как заставить УК согласиться на установку индивидуальных приборов учета тепла в квартирах и в дальнейшем принимать оплату по их показаниям?

9.1. В обязанности УО не входит установка ИПУ учёта тепла в жилых помещениях. Так что заставить именно УО устанавливать приборы учёта в квартирах - не получится.
Странно, но требования действующего законодательства и НПА предусматривают ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ установку ИПУ на все коммунальные ресурсы в жилых помещениях вновь построенных МКД.

См. ФЗ-261 "Об энергосбережении".

Вам помог ответ? Да Нет


10. Подал иск на основании ФЗ № 261 о понуждении РСО в установки индивидуального прибора учета тепла в частном доме. РСО предоставляет мне услуги отопление и ХВС, УК нет. Может мне суд отказать в иске? Есть ли судебная практика по этому случаю?

10.1. Доброго времени суток
Вопросы судебного характера необходимо обсуждать с юристом на очной консультации, на ней вы сможете показать свое исковое заявление
Удачи Вам. Анна Титова.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Кто должен оплачивать установку индивидуальных (квартирных) приборов учета ХВС и ГВС в квартирах, переданных нанимателям по Договорам социального найма и служебного найма?

11.1. Индивидуальные приборы учета не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома и установка и эксплуатация производятся за счет собственников жилых помещений - то есть муниципалитет. Удачи и всего доброго.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Установка и замена индивидуальных приборов учета, капитальный ремонт и его оплата в муниципальной квартире.

12.1. Если Вы проживаете по договору соц. найма и квартира не в вашей собственности, то оплата капитального ремонта, а так же установка и замена ИПУ производится за счет собственника, то есть департамента жилищного хозяйства, либо администрации города, на чьем балансе дом.

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. В чем заключается вопрос? Траты на указанные Вами в вопросе цели несет собственник жилого помещения - Администрация города.

Вам помог ответ? Да Нет

12.3. Чингис. Добрый день. Если бы Вы были собственником квартиры, все замены и установки оплачивали бы Вы. Но в данном случае собственник департамент жилищного хозяйства.
С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого хорошего исхода дела.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Каким постановлением нанимателя обязывают писать заявление на установку индивидуальных приборов учета воды?

13.1. Нет такого постановления! За установку индивидуальных приборов учета отвечает собственник жилого помещения, а не наниматель. Удачи и всего доброго.

Вам помог ответ? Да Нет

13.2. Вы вправе обратиться к СОБСТВЕННИКУ квартиры, предоставленной Вам по договору соцнайма, с заявлением об установке ИПУ в данной квартире.

Вам помог ответ? Да Нет

13.3. Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии со ст. 5 ук азанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Является ли законным отказ ЕРЦ в проведении перерасчета размера платы за горячее водоснабжение за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, в случае отсутствия акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета, за период до 31.12.2016 при обращении с заявлением после 01.01.2017?

14.1. Конечно, является законным. Любая льгота предоставляется с даты подачи заявления, но не ранее. Всего доброго.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Правомерно ли требование Водоканала установки коллективного прибора учета холодной воды в точке присоединения к магистральному водопроводу 4-х частных домов, и если правомерно каким нормативным документом это регламентируется. В каждом доме установлены индивидуальные приборы учета.

15.1. По индивидуальным приборам учета и оплачивайте расход воды. В Вашем доме не должно быть дополнительных кранов за пределами ваших квартир. Удачи.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Общежитие коридорного типа, общая кухня на 8 семей, туалет на 2 семьи, статус общежитие снят, блок приватизирован. Может ли управляющая компания требовать установки индивидуальных приборов учета.

16.1. Михаил
Нет, не может. Установка счетчиков - осуществляется добровольно. Можно платить по нормативам

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

17. С января 2017 года перерасчет за временное отсутствие будет производиться только для потребителей в жилых помещениях, в которых установка индивидуальных приборов учета воды (ИПУ) невозможна по техническим причинам, - такое изменение в существующий порядок перерасчета внесено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498. Почему же отказывают сделать перерасчет за декабрь 2016 (нет счетчиков, но установка их возможнаесть) ? Ведь в постановлении написано с января 2017 года?

17.1. Неизвестно. Но если в Вашем случае по старым правилам, полностью соблюденным Вами, перерасчет должен был быть - можете подать в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Могу ли я потребовать от управляющей компании акта о невозможности установки именно индивидуальных приборов учета для моей комнаты в коммунальной квартире? И могут ли они мне отказать в таком акте?

18.1. Можете подать заявление об осмотре инженерного оборудования в квартире и составления акта о невозможности установки ИПУ. В комнате можно установить только индивидуальный элетросчетчик. Проведение водоснабжения и водоотведение должно быть согласовано и оформлен тех. планом и тех. паспортом.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Жильцы дома нависали заявление на установку индивидуальных приборов учета газа во всех квартирах, но в Горгазе коллективное заявление не приняли, сказав, что заявление надо писать от каждой квартиры. Но такая установка счетчиков обойдется на много дороже каждой семье. Законно ли нам было отказано или Горгаз решил на этом больше заработать? И есть ли какой-то закон по этому поводу? Спасибо.

19.1. Если Вас не устраивают расценки горгаза, обратитесь в другую компанию, которая занимается установкой приботов учета. Удачи. Спаси за посещение.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Правомерно ли начисление ОДН за воду, если в квартире установлен счетчик. В доме имеются коммунальные квартиры, в которых по ряду причин нет возможности установки прибора индивидуального учета потребляемой воды.

20.1. Да, правомерно

Вам помог ответ? Да Нет

21. Я живу в доме с центральным отоплением и горячим водоснабжением, но моя квартира отключена от централизованных сетей (кроме холодного водоснабжения). Установлен индивидуальный газовый котел. Управляющая компания начислила сумму на установку общедомового прибора учета тепла. Правомерно ли это и какими актами обусловлена правомерность/неправомерность данного начисления.
Андрей, Калининград.

21.1. Неправомерна

Вам помог ответ? Да Нет

22. В 2011 году, летом мы установили в квартире индивидуальный прибор учёта тепла.
Потратили на это немалую сумму.
В декабре выходит вот этот документ: Приказ Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, в котором говорится о том, что установка тепловых счётчиков в домах с вертикальной разводкой труб нельзя устанавливать такие счётчики.

Как нам признать свой счётчик действительным?
Помогите пожалуйста.

22.1. Если нормативный правовой акт сказал "нельзя" и он с тех пор действителен, то мы ничем вам не поможем!

Вам помог ответ? Да Нет

23. Старый двух этажный деревянный дом 1954 года постройки, все коммуникационные системы гнилые, как правильно написать заявление, чтобы обследовали наш дом на предмет технической возможности (невозможности) установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и куда обращаться.

23.1. ---Здравствуйте, никто его не будет обследовать. вода течёт из кранов и ничто не мешает установке приборов учёта. Всего хорошего.

Вам помог ответ? Да Нет

Счетчики на газ, воду и свет россиянам больше не придется устанавливать за свой счет. С предложением переложить эту обязанность с жителей на поставщиков выступили комитеты Госдумы по природным ресурсам и экономполитике.

Соответствующие поправки в Жилищный кодекс могут рассмотреть уже в ноябре. Сейчас порядка 30% жильцов, не имеющих приборы учета, обязаны платить по повышенному тарифу. С принятием поправок они будут освобождены от таких трат до тех пор, пока их квартиры не оборудуют приборами учета. Минстрой и Минэнерго концептуально поддерживают инициативу депутатов.
Сейчас у потребителя фактически отсутствует обязанность устанавливать счетчики на тепло, свет и газ. При этом, если прибор отсутствует, гражданин платит надбавку. С 1 июля прошлого года она установлена на уровне 50% от базового тарифа.
Это несправедливо по отношению к потребителю, считает группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрием Афониным и зампредом комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николаем Арефьевым. Они подготовили поправки в Жилищный кодекс (ч. 1 ст. 157) и ФЗ «Об энергосбережении...» («Известия» ознакомились с документом). Эти предложения поддерживает и глава профильного комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.Предложенные поправки сэкономят деньги жильцов не только на установку, но и на оплату услуг ЖКХ. По закону «Об энергосбережении...» с 2014 года для не имеющих счетчики россиян ввели повышающий коэффициент к тарифу на услуги. С 1 января 2015 года он составлял 1,1, но с 1 июля 2016 года - уже 1,5. Согласно предложениям депутатов, повышающий коэффициент не будет применяться до тех пор, пока потребитель сам не откажется от установки оборудования за счет поставщика. По данным Министерства строительства и ЖКХ, сейчас счетчики имеют порядка 70% домохозяйств страны.
«Настоящий законопроект возлагает обязанность установки, контроля и замены приборов учета на организации, предоставляющие коммунальные услуги. Это соответствует канонам рыночной экономики, приборы учета ставит тот, кто в этом заинтересован», - отметили депутаты в пояснительной записке.
С аналогичной инициативой на заседании президиума Совета законодателей 31 октября выступала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Во время обсуждения вопроса ее предложение поддержали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минстроя.
В Минэнерго также высказались за перенос ответственности за счетчики на поставщиков. Это даст толчок к развитию интеллектуального учета электрической энергии на территории страны, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
- При внедрении интеллектуального учета электрической энергии основными выгодами для энергокомпаний будут снижение хищений, сокращение расходов и формирование прозрачного механизма взаимодействия сетей с энергосбытовыми организациями. Потребителю же не придется каждый месяц передавать показания приборов учета, это будет делаться автоматически, - отметили в ведомстве. - Заменяя старые приборы на новые в течение 15 лет мы сможем полностью обновить парк приборов учета. Энергетики, впрочем, не согласны так быстро переходить к новой модели работы. Поправки потребуют включения расходов на счетчики в тариф, что, в свою очередь, приведет к перекрестному субсидированию: уже установившие счетчики жители заплатят за тех, кому это только предстоит, заметили в пресс-службе крупного поставщика тепла и электричества компании «Квадра». Кроме того, непонятно, что считать отказом собственника в допуске к установке приборов учета, добавили в компании.
Приборы учета требуют специальных условий для установки и нормальной эксплуатации, обеспечить которые может только собственник. Если прибор выйдет из строя, неясно, кто будет за него ответственным, говорит представитель генерирующей компании «Фортум».
Необходимо двигаться поэтапно, начав с передачи ресурсоснабжающим организациям общедомовых приборов учета, а только затем переходить к индивидуальным, причем, с параллельной установкой систем интеллектуального учета, считает представитель компании «Т Плюс».
Представители «Газпром Межрегионгаза» и Enel, а также ФАС от комментариев отказались.
Министерство строительства и ЖКХ пока не знакомо с поправками, но поддерживает переход к установке систем учета за счет поставщиков. Это должны быть современные счетчики, оснащенные онлайн-передачей информации напрямую поставщику, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. Он также отметил, что, просто «переложив на ресурсоснабжающие компании установку индивидуальных приборов учета, мы не сделаем систему более прозрачной и эффективной, тогда как системы онлайн-учета с дистанционной передачей данных на это способны».
энергииПереложив обязанность по оборудованию квартир приборами учета на поставщиков, государство решит еще одну проблему. Нередко сторонние организации обманывают жильцов, предлагая переустановить якобы устаревшие счетчики. К примеру, в Москве граждане ежемесячно получают грозные предупреждения о переустановке водяных счетчиков, хотя срок их службы далеко не истек, указывают депутаты в своей инициативе. Часто это становится причиной судебных разбирательств между жителями и ресурсоснабжающими компаниями, подтвердил управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
По его словам, с юридической точки зрения нет никаких препятствий для того, чтобы сделать установку счетчиков обязанностью поставщиков ресурсов. К тому же это заметно увеличит темпы роста доли оснащенных счетчиками домов - установка оборудования будет в интересах поставщика, считает эксперт.
При отмене повышающего коэффициента к жильцам, не имеющим счетчики, платеж снизится на 30–40%, прогнозирует начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский.
По словам главы профильного комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, поправки могут быть приняты одновременно с другими поправками, благодаря которым поставщики будут сами собирать плату за ЖКХ в обход управляющих компаний. Как писали «Известия», над соответствующей инициативой сейчас работает Минстрой.

Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты. Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении.

В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.

Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что вынудит население перейти на учет воды.

Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2020 году по закону

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2020 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2020 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2019 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2020 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.

С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.

Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.

Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно , для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей .

После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.

Когда устанавливать счетчики на воду в новостройке и кто должен это делать?

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах

Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.

Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены . Они составляют:

  • для холодной воды – 6 лет,
  • для горячей воды – 4 года.

В горячую воду добавляются специальные химический компоненты, которые под воздействием высокой температуры могут быстрее изнашивать механизм прибора. Поэтому срок эксплуатации для горячей воды немного меньше.

Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.

Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.

Результат поверки счетчиков необходимо предоставлять в управляющую компанию в обязательном порядке. Если срок пройдет, а документы не поступят, то она имеет полное право начислять плату за воду, исходя из нормативов, применяемых к квартирам, где не установлены приборы учета.

Как проверяются счетчики на воду

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей .

Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?

Правила установки счетчиков воды в частном доме 2020 году

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.


Случайные статьи

Вверх