Россия в xvii веке. Россия при первых Романовых (экономическое и политическое развитие, церковный раскол) Социально политические изменения в период первых романовых

В XVII в. в результате постоянного продвижения на Восток Московское государство превратилось в огромную евроазиатскую державу, территория которой увеличилась в два раза. Ее границы раздвинулись от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря. С 6 до 13 млн. человек выросла численность населения, которое проживало в основном на малоплодородных землях Северной и Центральной России. Богатые черноземные земли Северного Причерноморья и Центральной России находились тогда за пределами Русского государства, Среднее и Нижнее Поволжье еще только осваивались. В ходе колонизационного процесса Московская Русь утратила первоначальную однородность, превратилась в многонациональное государство, в составе которой находились не только русские, но и украинцы, белоруссы, татары, башкиры, народы Урала, Сибири, а по вероисповеданию - христиане, мусульмане, буддисты, язычники. Именно в XVII в. утвердилось понятие «Россия» как более широкое и емкое, чем собственно «Русь» в территориальном, этническом и религиозном отношениях.

По социальному составу население делилось на служилых, тяглых и холопов. К первой категории относились бояре, дети боярские и дворяне. Во вторую категорию входили горожане и крестьяне, несшие тягло (повинности) в пользу государства и владельцев. К третьей причисляли зависимое население страны. Все категории населения являлись подданными царя, были прикреплены либо к месту службы, либо к месту жительства, либо к земле и землевладельцам. Таким образом, в XVII в. сформировался особый тип служилого государства с общегосударственной системой крепостного права.

Государственный строй России в XVII в. представлял из себя монархию. Среди исследователей нет единого мнения о том, какой - ограниченной или неограниченной была монархия при первом Романове. Так В.Татищев считал, что власть царя ограничивалась, и это нашло отражение в специальной «Ограничительной записи». С.Платонов утверждал, что «царь Михаил ограничен во власти не был, и никаких ограничительных документов от его времени до нас не дошло». Некоторые историки, признавая факт отсутствия письменного документа, говорят о существовании устного обещания Михаила не править без общества.

В современной литературе утвердилась характеристика государственно-политического строя России в первой половине XVII в. как сословно-представительной монархии, когда царь делил свою власть с представителями различных сословий. К этому его подталкивало ряд обстоятельств. Во-первых, Михаил не мог игнорировать народ, благодаря которому была прекращена Смута. Во-вторых, восстановление разоренной страны, наведение в ней порядка, защита внешних границ были возможны только при поддержке широких слоев общества. В третьих, на первого Романова еще оказывали влияние традиции, обязывавшие государей советоваться с лучшими людьми, особенно с боярской аристократией. В четвертых, опираться на сословия Михаила побуждали его молодость, неопытность, желание заработать авторитет и утвердить новую династию на престоле, а также, показать себя демократичным правителем в глазах мирового сообщества. Поэтому Михаил Федорович в годы своего царствования опирался на всю систему сословных органов России.


В царствование Михаила Федоровича важнейшим звеном государственного управления стал Земский Собор. В отличии от эпохи Ивана IV Земские Соборы при этом монархе работали непрерывно - в период с 1613 по 1621 гг. они вообще собирались ежегодно. Более демократическим стал их состав, возросли роль и компетенция. Для Земских Соборов времен первого Романова было характерно преобладание выборного элемента над должностным, широкое представительство низших сословий. Этому способствовало отсутствие имущественного ценза при выдвижении в Земский Собор. Главным был нравственный показатель, избрание «крепких, разумных, добрых» людей. В ведении Земских Соборов находился широкий спектр вопросов, включая: избрание царя, изменение в законодательстве, налогообложение, присоединение новых территорий. На основании решений Соборов Михаил Федорович составлял свои указы. Благодаря активной деятельности этих органов управления к середине XVII в. удалось преодолеть негативные последствия Смуты, восстановить страну.

Вместе с тем Земские Соборы в России отличались от западноевропейских парламентов того времени. На Западе в постоянно действующих парламентах кипели страсти, разворачивались бурные дискуссии, отстаивались сословные интересы, жестко критиковалась высшая власть. Земские Соборы в России рассматривались царем и его окружением как временные органы управления, необходимые для решения назревших после Смуты, конкретных проблем. Соотношение в Соборе выборных от различных сословий не регулировалось и постоянно менялось. Депутаты лишь излагали свое мнение, а окончательное решение было прерогативой верховной власти. Как правило, Земские Соборы соглашались с предложениями царского окружения. Более того, они были союзниками монарха, Боярской думы и церкви. Учитывая, что Земские Соборы не имели самостоятельного политического значения, многие историки считают, что в первой половине XVII в. существовали только элементы сословно-представительной монархии. Другие ученые полагают, что в этом проявилась цивилизационная особенность православной русской сословной монархии, когда представительный орган, обладая реальной властью, выступал не противовесом, а, наоборот, был условием укрепления царизма, помогал легитимации новой династии. Однако, уже в те времена, передовые русские люди думали о совершенствовании российского парламента. В 1634 г. стряпчий И.Бутурлин составил проект преобразования Земского Собора, предложив распространить принцип выборности на всех участников этого собрания, ограничить сроки полномочий для высших должностных лиц, превратить Земский Собор в постоянно действующий орган управления. Но царь и Боярская дума не согласились на реализацию замыслов данного деятеля. Кроме того, Михаил Романов опирался в своем правлении на традиционный орган власти Боярскую думу, куда выдвигало своих представителей феодальное сословие. Она выполняла роль высшего аристократического совета при царе. К ее компетенции относились вопросы суда, администрации и т.д. Статус Боярской думы на протяжении многих столетий оставался неизменным, но ее роль в управлении государством менялось. В частности, Иван IV, установив деспотический режим, репрессировал большинство членов Боярской думы и не привлекал ее к управлению. Михаил Романов возвратил думе утраченную роль, считался с ее мнением. На изданных монархом решениях содержалась пометка «Царь указал - бояре приговорили», что означало обсуждение данного вопроса на заседании думы.

В первой половине XVII в. огромное влияние на монарха оказывала церковь. Отношения церкви и государства тогда основывались на византийско-православной теории «симфония власти», предлагавшей двуединство независимо-существующих светской и духовной властей, но совместно отстаивающих православные ценности. Православная церковь, не посягая на светское управление, выступала нравственным противовесом русскому самодержавию, одновременно помогала ему управлять обществом. Освещенный Собор, как орган церковного управления, принимал участие в работе Земских соборов. Патриарх Филарет, отец Михаила Романова в течение 14 лет был соправителем царя и, фактически управлял Россией. Он вел во время отсутствия монарха в Москве заседания Боярской думы, принимал послов, издавал указы и инструкции. В 1620-1626 гг. патриарх провел реформу управления церковным имуществом и персоналом. Была создана система церковных приказов, которые ведали разными сферами церковной жизни, занимались сооружением храмов, вершили суд над духовенством, пополняли патриаршую казну. Деятельность Филарета укрепила самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой.

Относительно ограниченной была власть монарха и на местах. Полное самоуправление сохранилось в черных землях, преимущественно северных общинах. В 1627 г. правительство восстановило, утраченный в годы Смуты, институт выборных губных старост из дворян, которые сосредоточили в своих руках административную и судебную власть в городах и областях. Общественное участие в делах государства позволило царской власти решить многие сложные вопросы, восстановить государственность, ликвидировать экономический кризис, добиться социально-политической стабильности, укрепить династию Романовых на русском престоле.

Однако, в дальнейшем появилась тенденция свертывания сотрудничества высшей власти с обществом, и началось движение политического строя в сторону абсолютизма. Абсолютизм - это форма государственного строя времен позднего феодализма. Для него характерно отсутствие представительных органов власти, установление ограниченной монархии, наивысшая степень централизации, повышение роли бюрократического аппарата, наличие сильной регулярной армии и органов охраны порядка, подчинение церкви государству, развиты законодательство и дипломатия.

Как историческое явление абсолютизм имел место и в Западной Европе. Однако российский абсолютизм отличался от европейского и социально-экономической основой и содержанием. Абсолютные монархии в Западной Европе опирались на поддержку среднего сословия при известном равновесии между дворянством и буржуазией, заботились об экономическом прогрессе, восприняли идею материального благополучия каждого члена общества. Они формировались параллельно с созданием гражданского общества, утверждением широких прав и свобод для его членов. Социальной опорой абсолютизма в России было дворянство и общинная организация. Российские монархи препятствовали развитию капитализма и не допускали утверждения гражданского общества. Следствием этого стала устойчивость и длительность существования абсолютизма в России. До определенного момента монархия играла положительную роль. В условиях замедленного развития гражданского общества, слабости третьего сословия она выступала инициатором реформ, мобилизовывала материальные и людские ресурсы для развития экономики, укрепляла обороноспособность страны, заботилась о подъеме культуры. Но со временем возможности абсолютизма исчерпали себя и, он, не сумев приспособиться к новым требованиям времени, превратился в тормоз общественного прогресса, стал реакционной силой и был ликвидирован революционной волной 1917 г.

Зарождение абсолютизма в России пришлось на время правления Алексея Михайловича Романова, окончательное оформление - на годы царствования Петра I. При Алексее Михайловиче перестали созываться Земские Соборы, что объяснялось рядом факторов. К середине XVII в. был восстановлен механизм государственного управления, окрепло самодержавие. Закрепившаяся на престоле династия Романовых надобности в Земских Соборах уже не чувствовала. Новое Соборное уложение 1649г. стабилизировало правовое пространство страны, позволяло царской администрации, не советуясь с представителями разных сословий, проводить, опираясь на законы, самостоятельную политику. Свертывание деятельности Земских Соборов шло постепенно. С юридическим оформлением крепостного права, в них уменьшилось число выходцев из низов, и народная база парламентаризма была подорвана. Соборы стали созываться только царем и не для обсуждения перспективных вопросов, как это было ранее, а лишь для утверждения подготовленных им и его администрацией конкретных проектов. Со временем собирают все реже и реже и в конечном итоге заменяют периодическими совещаниями с представителями отдельных сословий.

Во второй половине XVII в. неуклонно падало значение боярства и Боярской думы. Царь перестал с ней советоваться. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 были составлены без участия Боярской думы. В самой думе все большую силу набирали неродовитые думные дворяне и думные дьяки. Была, предпринята попытка, изменить прерогативы думы, превратить ее из аристократического Совета в бюрократический орган, заставив ее членов выполнять обязанности начальников приказов. Из состава «большой» Боярской думы выделилась Дума «малая» («ближняя», «тайная», «комнатная»), состоящая из наиболее доверенных лиц царя, с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Отказ от сотрудничества с боярством свидетельствовал о движении политического строя к неограниченной монархии

О зарождение абсолютизма во второй половине XVII в. говорило и резкое возрастание значения приказов. Приказная система была реформирована в сторону сокращения количества, укрупнения и централизации приказов. Со 100 их численность стабилизировалась на уровне 37-38. Приказы превратились в крупные учреждения с большим штатом чиновников и сложной структурой. Особую роль играл вновь созданный Приказ тайных дел, который подчинялся лично царю, выполнял его поручения, контролировал деятельность всех государственных учреждений, занимался дворцовым хозяйством, рассматривал государственные преступления.

На местах в управлении шел тот же процесс централизации, бюрократизации и унификации, произошла замена принципа выборности на назначение. Еще в XVI в. в ряде пограничных уездов и городов, где требовалась сильная власть, появились воеводы, прежде всего в качестве военачальников, но также и в роли главных администраторов, судей по гражданским и уголовным делам. С начала XVII в. воеводская система проникла в глубь страны. При Алексее Михайловиче и его преемниках приказно-воеводское управление распространилось по всему государству, стало главной системой, оттеснило на второй план местное самоуправление, получило право контроля за работой земских и губных изб. Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России слоя населения бюрократии, численность и значение которой непрерывно росли. С 1640 по 1690 гг. число приказных людей увеличилось в 3,3 раза, составив 1690 человек, а вместе с провинциальными чиновниками 4650.

Развитию абсолютизма способствовала реорганизация воинской службы. В начале XVII в. основой русского войска оставалось дворянское ополчение, существующее на средства самого служилого сословия. У государства не хватало денег для создания профессиональной армии. Но к середине столетия потребность в регулярном войске усилилась. Дворянское ополчение окончательно продемонстрировало свою отсталость и несостоятельность в столкновениях с южными и западными соседями Для решения этих внешнеполитических задач необходима была иная армия. Сильная военная организация нужна была и для укрепления позиций абсолютизма, поддержания порядка в стране. Поэтому власть приступила к формированию регулярных солдатских и рейтарских полков по европейскому образцу. Они набирались из вольных людей и обучались наемными офицерами-иностранцами. В ряде случаев правительство прибегало и к принудительным наборам «даточных людей». Появление регулярных частей в армии стало важнейшим фактором усиления неограниченной власти царя.

Во второй половине XVII в. изменились взаимоотношения церкви и государства. Ранее существовавшая «симфония власти» была разрушена, церковь была поставлена под контроль монархии. Одни считают, что это произошло из-за непомерных амбиций патриарха Никона, другие из-за усилившегося влияния в стране протестантских идей, третьи полагают, что в условиях утверждения абсолютизма подчинение церкви государству было неизбежно. Видимо, уместней говорить о целой совокупности обстоятельств взаимоотношения светской и духовной власти. Несомненно, что экономическая мощь церкви, большие богатства, накопленные иерархами, церковными организациями и монастырями, обусловили рост политических притязаний церкви, что не устраивало крепнущее русское самодержавие. Оно стремилось ограничить влияние церкви и поставить ее под свой контроль. Алексей Михайлович учредил Монастырский приказ, державший в поле зрения деятельность духовенства, ограничил масштабы церковного землевладения, запретил церквям, монастырям, духовенству скупать земли у населения и принимать их за помин души. Была проведена частичная экспроприация ряда городских слобод, ранее принадлежавших патриарху, епископам и монастырям. Кроме того, вводилась подсудность духовенства гражданскому суду по уголовным делам. Таким образом, автономия церкви была значительно ограничена. В 1652г. на патриарший престол был избран новгородский митрополит Никон, политика которого объективно содействовала дальнейшему подчинению церкви государству. В 1653-1654 под его руководством Никона была проведена церковная реформа, которая встретила яростное сопротивление со стороны ревнителей «древнего благочестия», привела к расколу населения на старообрядцев и сторонников официальной религии, ослабила русскую церковь, что позволило светской власти еще больше подчинить ее своему влиянию. При этом раскол совпадал с конфликтом Никона и царя. Патриарх демонстрировал непомерное властолюбие. Став соправителем царя он активно вмешивался в дела гражданского управления, пытался оттеснить на задний план не только Боярскую думу, но и самого Алексея Михайловича. По выражению С.Платонова «временщик и иерарх в одно и то же время, Никон не только пас церковь, но ведал и все государство». Амбиции Никона, его стремление добиться политического первенства вызывали нарастающее недовольство монарха. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидевшись, Никон, отказался от патриаршества и покинул Москву, рассчитывая на то, что царь будет уговаривать его вернуться. Но вместо этого Алексей Михайлович инициировал созыв в 1666г. Церковного Собора, который лишил Никона патриаршего сана и заставил его постричься в монахи. Собор постановил: «У царя власть править превыше патриаршей и всех иерархов». Отстранение от власти сильного православного лидера облегчило задачу подчинения церкви государству. К концу XVII в. автономия церкви была утрачена окончательно. Церковные соборы редко принимали самостоятельные решения. Они превратились в совещательные учреждения при царе, в органы царского законодательства по церковным делам, а патриарх и епископы стали по существу, простыми царскими чиновниками. Патриархов собора предлагал монарх. Таким же «порядком» на соборах избирались епископы, назначались игумены и даже протопопы. Дело дошло до того, что царь издавал распоряжения о соблюдении постов, об обязательности говения, о служении молебнов, о порядке в церквах. В итоге церковь попадала в прямую зависимость от государства, что являлось одним из индикаторов эволюции самодержавия в сторону абсолютной монархии.

Во второй половине XVII в. Россия заметно продвинулась по пути правового государства. Об этом свидетельствовало принятие в 1649г. «Соборного Уложения», ставшего важным событием в развитии отечественного законодательства. Оно включало в себя 25 глав и 967 статей, отражавших пожелания средних классов общества - служилых и посадских людей. Соборное Уложение было шагом вперед и потому, что стремилось поставить суд и управление в государстве на прочное и «неподвижное» основание закона. Но в целом оно стояло на защите интересов самодержавной монархии, господствующего класса феодалов, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России. Возросшую роль монарха в обществе отразило включение в «Соборное уложение» главы по уголовной защите чести и здоровья царя, вводилась система доносов «Государево слово и дело». Умысел против особы государя относился к разряду государственных преступлений, за которые жестоко наказывали. Даже обнажение оружия в присутствии царя каралось отсечением руки.

К концу своего правления Алексей Михайлович на своих указах стал подписываться: «Божей милостью государь, царь и Великий князь всея Великой и Малой и Белой Руси самодержец», что подчеркивало абсолютный характер его власти, дарованной богом.

XVII вв.это время эволюции не только политического, но и экономического строя. В данное столетие передовые страны, такие как Англия, Нидерланды, Франция вступили в эпоху Нового времени, начали переход от традиционного, феодального, аграрного общества к индустриальному, буржуазному, приступили к модернизации. Импульсы из этого региона постепенно распространились на другие государства, которые встали на путь догоняющего развития, или, если учитывать региональный аспект, на дорогу европеизации и модернизации.

В литературе нет единого мнения, когда зародились буржуазные отношения в России. Струмилин считал, что это произошло в XVII в., Туган-Барановский - в конце XVIII в., Лященко - с середины XIX в. Убедительнее точка зрения тех исследователей, которые полагают, что в XVII столетии зародились ростки новых буржуазных отношений, в XVIII и первой половине XIX вв. они медленно, но неуклонно прорастали, а после реформ Александра II Россия уверенно встала на дорогу капитализма.

В XVII в. были сделаны первые шаги по модернизации страны. Появились реформаторы, сторонники заимствования лучших достижений Запада. По их проектам было упразднено местничество, введены Торговые уставы, облегчено положение холопов, отменена казнь за «возмутительные» слова, стала перестраиваться армия, совершенствовалось законодательство. В страну приглашались иностранные инженеры для строительства заводов и первого корабля, в вооруженные силы привлекались иноземные офицеры, а в школы - зарубежные учителя. Переводилась западная литература и распространялось западное зодчество.

Однако, модернизация в России протекала своеобразно, противоречиво, по выражению С.Соловьева накладывалась на особенности «крепкого» российского абсолютизма, отношений собственности, русского национального характера, сформировавшегося под влиянием православия. Реформы осуществлялись в жестких формах при нарастающем деспотизме власти и крепостничестве. Часть историков объясняют такой жесткий характер реформаторства стремлением правительства догнать развитые страны прежде всего в военно-техническом отношении, укрепить обороноспособность страны. Другие выводят преобразования XVII в. из внутренних потребностей развития, обусловленных зарождающимися буржуазными отношениями.

Противоречивость модернизации просматривается в развитии всех сфер экономики. Ведущей отраслью было сельское хозяйство, а в нем земледелие. До середины XVII в. в сельском хозяйстве шел восстановительный период, а затем начался его постепенный рост. Характерной чертой этого столетия была колонизация русским населением восточных земель и продвижение его на юг до самых степей. Это обусловило такую форму прогресса в сельском хозяйстве как рост посевных площадей. Новым явлением стало усиление связи сельского хозяйства с рынком. Главными регионами товарного хлеба были Среднее Поволжье, Верхнее Приднепровье, товарного производства льна и пеньки - районы Новгорода и Пскова. В основном развивалось мелкотоварное крестьянское производство. Одновременно в торговые операции хлебом активно включались монастыри, царский двор, бояре и дворяне. Помимо земледелия восстанавливались другие отрасли сельского хозяйства, продукция которых, также, частично направлялась на рынок. Скотоводство развивалось на Ярославщине, Поморье, южных уездах. Рыболовство - в северных районах, в Белом и Баренцевом морях, где ловили треску, палтуса, сельдь, семгу и т.д. На Волге и Яике ценилась добыча красной рыбы. Рост общественного разделения труда, хозяйственная специализация отдельных районов страны способствовали увеличению товарного обращения.

Однако товарно-денежные отношения в деревне еще не стали доминирующими. Более того, ведущей тенденцией явилось укрепление феодально-крепостнических отношений. Основными владельцами земли становились феодалы в лице дворянства, которому принадлежало свыше 50% земельного фонда. Вырастал социальный статус дворянства, начинался процесс сближения в правах поместья и вотчины. После Смуты для обеспечения службы правительство широко практиковало раздачу казенных земель. Земли раздавались не в поместья, что было бы платой за службу, а в вотчины, в наследственную собственность. Только в Московском уезде к концу 70-х годов XVII в. 5/6 владельческих земель были вотчинными. Поместье оставалось за дворянином и его семьей даже в том случае, если он прекращал службу. Более того, поместья теперь разрешалось менять, отдавать в качестве приданого и пр. Иными словами, утрачивался условный характер поместного землевладения, и оно вплотную приблизилось к вотчине. Новым шагом на пути к сближению дворянства и боярства стала отмена царем Федором Алексеевичем в 1682г. местничества. Таким образом, в XVII в. было подготовлено слияние поместий с вотчинами, завершенное в первой половине XVIII в. В интересах дворянства в XVII в. закончилось юридическое закрепощение крестьян, владельческие крестьяне навечно закрепились за хозяевами, становились их собственностью. Они были подсудны своим хозяевам по широкому кругу дел, в том числе несли имущественную ответственность по долгам своих господ. Крепостное состояние объявлялось наследственным для потомков крепостных крестьян. Вводился бессрочный сыск беглых и в два раза увеличивался размер штрафа за их укрывательство. Основой отношений феодалов и крестьян признавалась барщинная система с высокой эксплуатацией крепостных до 6-7 дней в неделю на барской запашке. Хозяйство носило в основном натуральный характер. Крестьяне владели примитивными орудиями труда, использовали устаревшие способы обработки земли. Феодалы, чтобы увеличить урожайность не прибегали к внедрению технических новшеств, а использовали экстенсивные методы хозяйствования, расширяя собственные пашни и усиливая эксплуатацию своих крестьян. Эксплуатация еще более усилилась с развитием товарно-денежных отношений и стремлением помещиков увеличить производство товарного хлеба. Помимо частновладельческих существовал слой черносошных крестьян, проживающих на казенных землях. Они располагались на Севере, в бассейнах рек Печора и Северная Двина, где почти не было феодальных владений. Категория черносошных крестьян находилась в более благоприятных условиях. Они выполняли только одно тягло - в пользу государства. У них сохранялось местное самоуправление и некоторые личные гражданские права. Они могли продать, заложить, обменять, подарить свои участки, заниматься не только земледелием, но и промыслами. Среди северных крестьян были распространены союзы совладельцев «складников», где каждый владел некоторой долей общей земли и мог распоряжаться ею. Вместе с тем, государственные крестьяне-дворохозяева, входившие в крестьянские общества и записанные в податные списки, не могли покидать деревню, не найдя замену на свое место, то есть они также были прикреплены к земле, хотя и не так, как крепостные. Близкие по своему положению к государевым крестьянам были дворцовые, обслуживающие непосредственно нужды царского двора. На землях государства, дворца и феодалов после установления крепостной зависимости продолжала существовать традиционная крестьянская община. Община осуществляла передел земельных наделов, распределяла подати и повинности, контролировала договорные отношения. Крестьянские наделы передавали по наследству сыновьям, но распоряжение ими было ограничено земельными правами общины. На юге, по течению Дона, Терека, Яика в XVII в. окончательно оформилось сословие казаков. Они составили особое войско по охране границ, но одновременно вели сельское хозяйство и занимались промыслами. Казаки считали себя вольными людьми и болезненно воспринимали меры по ограничению правительством их прав в XVII в. Свидетельством этого являлось активное участие казачества в движении Болотникова, война под предводительством С.Разина.

Несколько по-иному складывались аграрные отношения в странах Запада. В них господствовала система сеньории с характерным для нее практическим отсутствием владельческой пашни, а значит, и барщины. Крестьянин ограничивался выплатой сеньору-землевладельцу подати обычно в денежной форме, был зачастую лично свободным, что обеспечивало автономность крестьянского хозяйства. Втягиваясь в рыночные отношения, крестьянин не только обеспечивал покрытие феодальной денежной ренты, но и удовлетворял свои потребности. Заинтересованность в результатах своего труда стала мощным стимулом для сельскохозяйственного производителя. Это определило прогрессирующий подъем западноевропейского земледелия. В то же время аграрный строй, утвердившийся в XVII в. в России обрекал сельское хозяйство на длительный застой. Если первоначально урожайность зерна на Руси и в Западной Европе была примерно одинакова, составляя сам-2, сам-3, то в XVII столетии на Западе она увеличилась до сам-6, сам-10, а в России остались на прежнем уровне в нечерноземных районах, и только немного выросла в черноземных.

В XVII в. новые явления были особенно заметны в сфере промышленной деятельности. Первоначальной формой промышленности было городское и сельское ремесло (крестьянские промыслы). На Западе в силу роста городов, организации ремесленных цехов сразу преобладало городское ремесло. На Руси во время иноземных нашествий были разрушены многие города, угнаны в плен или уничтожены в посадах мастера ремесленного искусства. В период упадка городского ремесла в противовес ему усиленно стали развиваться и заняли его место крестьянские промыслы. В XVII в. после Смуты по мере улучшения жизни людей вырастает спрос на промышленные изделия. Поэтому усилилась начавшаяся еще в XVI в, специализация крестьянских промыслов, произошла их переориентация на рынок с работы на заказ. Одновременно в процессе восстановления и развития городов постепенно возрождается городское ремесло. В XVII в. также как и в сельской местности наблюдалась специализация ремесленного производства по городам, увеличивалось количество ремесленных специальностей, повышался уровень квалификации работников, шла работа не на заказ, а на рынок. И все же уровень развития городов в XVII в. остался еще невысоким, многие из них по-прежнему были центрами феодальных и княжеских вотчин, а горожане находились в сильной зависимости от феодальной знати. Большинство южных и юго-восточных городов не имели торгово-промышленного населения, а состояли из военных гарнизонов. Наиболее ценные ремесленники со всей страны сосредотачивались в дворцовом хозяйстве и работали не на рынок, а выполняли заказы казны. С промыслами и торговлей преимущественно были связаны северо-восточные города. Превращению ремесла в товарное производство мешала политика правительства. Посадское население, как и крестьянство, было прикреплено к месту жительства и обязано было нести тяжелые казенные повинности - тягло. Спецификой ремесленного производства в России был его сезонный характер, когда часть времени отдавалась производству изделий, а часть - сельскому хозяйству. Промыслы и городское ремесло представляли из себя мелкое семейное производство и не в состоянии были полностью удовлетворить спрос государства и населения на промышленные изделия. Поэтому в XVII в. возникает новая форма производства - мануфактура. Она представляла собой более крупное, чем ремесленная мастерская предприятие численностью от 100 до 500 человек. На мануфактурах использовалась ручная ремесленная техника, но существовало разделение труда. Последнее обстоятельство позволяло повышать производительность труда и наращивать объемы производства. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации подготовили почву для возникновения мануфактур. Они создавались государством, царским двором, феодалами, купцами. Важной особенностью экономического развития России был государственный характер первых мануфактур. В условиях отсутствия в стране предпринимательского слоя, государство вынуждено было само основывать мануфактуры с целью обеспечения потребностей в вооружении, металле, полотне, сукне. Первой частновладельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631г. В XVII в к строительству мануфактур привлекали и иностранный капитал. В 1637г. голландским купцом А.Виниусом было основано три железоделательных предприятия под Тулой. Всего в XVII в. насчитывалось приблизительно 30 мануфактур в металлургии, оружейном, кожевенном, полотняном деле.

Следует отметить, что XVI-XVII вв.это время бурного развития мануфактурного производства и на Западе. Однако западноевропейские мануфактуры отличались от российских. Они были преимущественно частными, развивались в условиях конкуренции, свободного предпринимательства и ценообразования, не контролировались, а поддерживались государством, опирались на вольнонаемный труд. Поэтому западноевропейская мануфактура давала высокую производительность труда и стала важным этапом в развитии капиталистического производства. В России удельный вес мануфактур в XVII в. был еще невелик. Они удовлетворяли в основном потребности армии. Главным заказчиком выступал не рынок, а государство. Оно установило жесткий контроль над частными и казенными предприятиями, не допускало между ними конкуренции, определяло объемы производства, цены на выпускаемую продукцию. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам, т.е. российские мануфактуры использовали принудительный труд крепостных. Такая крепостная мануфактура была менее эффективной, чем капиталистическая. Из-за дешевизны крепостной рабочей силы, гарантированного государственного заказа, отсутствия конкурентной борьбы мануфактуристы не проявляли интереса к совершенствованию производства, что тормозило его постоянный рост.

О зарождении в XVII в. в России раннебуржуазных отношений свидетельствовало складывание Всероссийского национального рынка. До этого времени, как отголосок раздробленности, сохранялись замкнутые на себя местные рынки, между которыми не существовало постоянных торговых связей. В XVII в. по мере восстановления и дальнейшего развития экономики, начавшейся специализации промыслов, городского ремесла, сельского хозяйства появилась возможность и назрела потребность в установлении более стабильного обмена между районами. Начался процесс расширения экономических связей, что постепенно привело к слиянию местных рынков в один, общероссийский. Появились новые формы реализации товаров. Если в XVI в. внутренняя торговля велась на небольших рынках - торжках, то в XVII в. ведущую роль играли периодически организуемые торги в установленном месте - ярмарки. Они различались по профилю, продолжительности и по значению. Славились Макарьевская около Нижнего Новгорода, Ирбитская в Сибири, Свенская близ Брянска, Сольвычегодская, Тихвинская. Товары на торги везли со всех концов страны: из Сибири - мех, из Орла - хлеб, с Волги - рыбу, с Севера - соль и т.д. Крупным торговым центром была Москва, где функционировало120 специализированных торговых рядов, включая рыбный, мясной, сапожный, винный, ряд белил и румян и пр. Оживленная торговля велась в Устюге Великом, Ярославле, Вологде, Костроме, Астрахани, Архангельске, Казани и т.д. Одновременно росло число местных рядов и торжков в других городах. Не случайно, иностранцы, посещавшие Россию, поражались масштабами торговли, изобилием товаров, их дешевизне. Выдающиеся экономист той эпохи Кильбургер отмечал, что русские «обнаруживают до такой степени любовь к занятиям торговлей, что в Москве гораздо больше лавок, чем в Амстердаме». В процессе торговли зародилась первая русская буржуазия - купечество и появился торговый капитал. Характер деятельности купцов сам по себе предполагал проявление предпринимательской инициативы, позволял им самим определять цену товара, работать на рынок. В XVII в. в России сложились благоприятные условия для развития торговой инициативы, для роста состояния купцов. Связи между районами были еще слабыми, разница в ценах по территориям существовала огромная. Купцы, покупая товары в местах с низкими ценами, продавали их в других районах намного дороже, получая до 100% прибыли. Одним из источников накопления купеческого капитала была система откупов, когда правительство предоставляло богатым торговцам право на продажу соли, вина и других, важных для казны товаров, на сбор кабацких и таможенных пошлин. Не случайно процесс первоначального накопления капитала в России начался именно в сфере торговли. Сколачивая капитал, купцы вкладывали его в промыслы, в добывающую и обрабатывающую промышленность, основывали купеческие мануфактуры. При этом на принадлежащих купцам предприятиях в большей мере, чем на других, применялся труд свободных горожан, оброчных крестьян, а также иностранных мастеров.

В XVII в. шел процесс развития внешней торговли. При царе Алексее Михайловиче по инициативе государственного деятеля Ордин-Нащокина правительство приступило к реализации политики меркантилизма, т.е. всемерного обогащения государства за счет внешней торговли. Внешняя торговля осуществлялась в основном через Астрахань, где шел внешнеторговый оборот с азиатскими странами и через Архангельск - с европейскими. Внешнеторговые операции велись также через Новгород, Псков, Смоленск, Путивль, Тобольск, Тюмень, Москву. В пункты торговли приезжали иностранные купцы сбывали свои товары и покупали российские на выгодных для себя условиях. Таким образом, иностранный капитал стремился захватить российские рынки, сталкиваясь с интересами русских купцов. Россия не имела выходов к незамерзающим, удобным для торговли морям, не владела флотом, и русское купечество пока еще не могло конкурировать на рынке с сильными иностранными компаниями. Поэтому правительство, стремясь оградить русских купцов от конкуренции с иностранным торговым капиталом, приняло ряд протекционистских мер. В 1646г. была отменена беспошлинная торговля с Англией, в 1653г. по торговому уставу устанавливались более высокие торговые пошлины на иностранные товары, в 1667г. по «Новоторговому уставу» иностранным купцам запретили вести розничную торговлю, и разрешили только оптовые операции в определенных приграничных городах. «Новоторговый устав» поощрял экспортные операции, давал большие льготы российским купцам, таможенные пошлины для которых стали в четыре раза ниже, чем для иноземных. Структура внешнеторгового оборота отражала характер российской экономики. В экспорте преобладало сырье, вывозили кожи, зерно, сало, поташ, пеньку, меха, мясо, икру, полотно, щетину, смолу, деготь, воск, рогожи. В импорте присутствовали в основном промышленные изделия и предметы роскоши. Ввозили металлы, порох, оружие, драгоценные камни, пряности, благовония, вина, краски, ткани, кружева и т.д. Вместе с тем на пути развития торговли в России было немало препятствий. Русское купечество в силу неразвитой сети городов было еще немногочисленно. Оно находилось под жестким контролем государства, которое накладывало высокие налоги на прибыль купцов и занималось мелкой регламентацией купеческой деятельности. На многие выгодные для торговли товары устанавливалась монополия. Государство насильственно объединяло купцов в корпорации, чтобы было легче управлять торговыми людьми и обеспечивать государственные нужды. Русским купцам мешала также конкуренция крупных светских феодалов и церкви, которые вели крупномасштабную торговлю. В итоге русское купечество было менее состоятельным и богатым, чем западное. Следует также отметить, что русские купцы, как правило, выходили из богатых крестьян и ремесленников. Поэтому они были презираемы верхами общества. В целях повышения своего социального статуса, купцы вступали в браки с выходцами из дворянских семей, покупали дворянское звание. В итоге русское купечество не стало как западное силой противостоящей монархии, авангардом капиталистического прогресса.

В XVIIв. важным элементом движения экономики в сторону рыночных отношений стало создание единой денежной системы. До конца XVв. чеканкой монет самостоятельно занимались практически все княжества. По мере укрепления Московского централизованного государства правительство стремилось упорядочить валютно-финансовую систему. Это объяснялось тем, что постоянно росли расходы на содержание административного аппарата, растущую армию, огромного царского двора. В странах, где развивался капитализм, эти расходы покрывались за счет налогов на предпринимателей. В России, в условиях преобладания натурального хозяйства таких денежных ресурсов не было. Российское правительство прибегало к особым способам покрытия государственных расходов. В 1680г. был принят первый государственный бюджет, где подробно перечислялись источники доходов и статьи расходов. Основную часть доходов составляли прямые налоги с населения. Другим источником пополнения казны были монополии государства на торговлю водкой, хлебом, поташем, пенькой, икрой. Широко практиковались косвенные налоги, а также таможенные пошлины. Однако эти источники доходов все же не покрывали расходную часть, и государственный бюджет в основном оставался дефицитным. Правительству не удалось также до конца наладить устойчивое денежное обращение.

Таким образом, в экономике России XVII в. появились условия для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике. Однако раннебуржуазные элементы в России имели свою специфику, были сильно подвержены воздействию феодального строя, что растянуло развитие капитализма в стране на века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дореволюционная и советская историография о причинах Смуты.

2. Годы Смуты - время упущенных возможностей для демократического развития России.

3. Последствия Смутного времени.

4. Причины эволюции политического строя России от сословно-представительной к абсолютной монархии в XVIIв..

5. Отличительные особенности российского и европейского абсолютизма.

6. Новые явления в экономическом развитии России XVIIв.


Глава IV. Российская империя в XVIII в.

Понадобилось несколько десяти-летий для восстановления разрушенного хозяйства.

Укреплялось положение феодальных землевладельцев; особенно выросло дворянское землевладение (дворяне требовали не только новых земель, но и упрочения прав на землю, чтобы превратить свои поместья в вотчинные владения).

Больше половины населения России находилось в крепостной зави-симости. Крестьяне дворцовых и черносошных волостей и посадское население тоже не были свободными людьми, подвергаясь эксплуатации со стороны государства.

Внутренняя торговля в России значительно возросла: проводились ежегодные ярмарки (Москва имела широкие торговые связи), из Сибири везли меха, с Нижней Волги - рыбу, с Севера - соль, из Орла - хлеб.

Социально-политическое развитие:

Ослабление самодержавия в начале XVII века. Значение в государ-стве феодальной знати оставалось весьма большим.

На смену старой выросла новая аристократия.

При решении государственной вопросов все большее значение стали приобретать думные дворяне.

Наряду с Боярской думой в первой половине XVII века часто соби-рались Земские соборы из выборных представителей различных сосло-вий. С укреплением царской власти созывы Земских соборов к концу XVII века прекратились.


Существовала разветвленная система приказов.

Вооруженные силы - предмет постоянных забот правительства. Были сформированы постоянные солдатские полки «нового строя». Было усилено вооружение армии.

Во внешней политике: налаживание нарушенных международных отношений.

Отражение нападений с юга.

Восстановление государственного единства русских земель.

Московское правительство начало войну за возвращение Смоленска (1632-1634).

1648 год - в Москве произошло крупное восстание.

1650 год - произошли крупные восстания в Новгороде и Пскове, которые обнаружили классовое размежевание в среде горожан.

1649 год - Земским собором был принят новый свод законов, кото-рый получил название Соборного уложения.

Зарождение абсолютизма. Теперь, когда усилилось дворянство и выросло купечество, значение Боярской знати в государстве уменьши-лось.

Церковный раскол (появление течения старообрядцев. Люди выхо-дили из подчинения официальной церкви под предлогом борьбы за сохранение старой веры).

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий - Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.

Историческая заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

В эпоху правления первых Романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение) , была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России.

Итоги правления Романовых

Во время правления династии Романовых Россия достигла настоящего расцвета. Русь окончательно перестала быть разрозненным государством, закончились междоусобицы, и страна постепенно начала набирать военную и экономическую мощь, что позволяло ей отстаивать собственную независимость и противостоять захватчикам.

Несмотря на трудности, которые периодически происходили в истории России, к 19 веку страна превратилась в огромную могущественную Империю, которой принадлежали огромные территории. В 1861 году было полностью отменено крепостное право, страна перешла на новый тип хозяйства и экономики.

9.Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Оценка их в российской историографии

XVIII век стал во многом переломным периодом в истории России, который начался противоречивой эпохой петровских реформ. Для начала XVIII века трудно отделить внутреннюю политику от внешней, экономическое развитие и выход России на широкую международную арену. Многие преобразования Петра I были вызваны войной, как и сама война была необходима для дальнейшего развития страны.

Для внешней политики начала XVIII века характерны те же направления, что и в предыдущий период, - южное и западное. Борьба России за выход к Черному и Балтийскому морям стала насущной необходимостью. Попытки выхода к Черному морю были предприняты в 1687 и в 1689 годах (походы В. Голицына были неудачны), в 1695 и 1696 годах (Азовские походы Петра I, второй из них закончился взятием крепости Азов). Поиск союзников в Европе («Великое посольство» 1697 года) привел к переориентации внешнеполитического курса - выход к Балтийскому морю должен был помочь решить многие экономические и политические задачи.

Северная война (1700-1721) закончилась победой России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход к Балтийскому морю.

Северная война дала мощный толчок к проведению реформ. В ходе войны в России были созданы сильная армия и военно-морской флот, основана новая столица - Санкт-Петербург (1703 год). Была проведена реформа государственного аппарата управления, сложилось абсолютистское государство. В 1711 году был учрежден правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. В 1718 году вместо старых приказов были введены коллегии. Изменения коснулись областного управления; страна была поделена на 8 (позже 11) губерний во главе с губернаторами. С 1719 года страна стала делиться на 50 провинций. Введена система расквартирования войск. Таким образом, было создано албсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Усиление личности власти царя нашло отражение в принятии Петром I титула императора (1721 год).

Основой экономической политики стал меркантилизм (накопление средств за счет активной торговли), составной частью которой был протекционизм - поощрение отечественной промышленности. Создаются новые и активизируются старые промышленные районы, появляются мануфактуры, основывающиеся на труде крепостных.

Изменения произошли и в социальной сфере. Происходит унификация сословий, упрощается социальная структура. Этому способствовали, прежде всего, указ о единонаследии (1714 год) и «Табель о рангах», изданная в 1722 году.

Ряд мер был проведен в интересах купечества, городских жителей. Была введена новая система налогообложения (подушная вместо подворной). Новый налог оказался значительно выше прежнего. Это, как и ряд других факторов, привело к росту социальной активности населения, бегству крестьян, вооруженным восстаниям, наиболее крупными из которых были восстание в Астрахани (1707-1708) и восстание К. Булавина на Дону (1707-1708).

10. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762). Россия при Екатерине II. Политика "просвещенного абсолютизма"

Эпоха дворцовых переворотов - временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. В условиях абсолютной монархии дворцовый переворот оказывался единственным действенным способом обратной связи между верховной властью и обществом, точнее, его дворянской верхушкой.

Автор термина В. О. Ключевский датирует эпоху дворцовых переворотов периодом от смерти Петра I в 1725 году до вступления на престол Екатерины II в 1762 году. Однако представление о том, что именно гвардия определяет, к кому перейдёт престол, бытовало также в начале XIX века, во время событиймеждуцарствия 1825 года (Восстание декабристов).

За вычетом перехода власти от Анны Иоанновны к Анне Леопольдовне в 1740 году, от Елизаветы Петровны к Петру III в 1761 году и от Екатерины II к её сыну Павлу I в 1796 году, во всех прочих случаях в течение первого века существования Российской империи власть передавалась путём применения угрозы или силы:

· 1725 - возведение партией Меншикова на престол Екатерины I

· май 1727 - Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов

· сентябрь 1727 - свержение Меншикова

· 1730 - престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие

· 1740 - свержение Бирона группировкой Миниха

· 1741 - возведение на престол Елизаветы Петровны

· 1762 - возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III

· 1801 - убийство Павла I

Екатерина 2

Политика Петра 3 и внешняя, и внутренняя спровоцировала негодование практически всех слоев русского общества. Да и не могло вызвать никакой иной реакции, к примеру, возвращение Пруссии захваченных во время Семилетней войны территорий. Екатерина же, напротив, пользовалась немалой популярностью. Неудивительно, что в такой ситуации вскоре сложился заговор, возглавила который именно Екатерина.

Гвардейские части 28 июня 1762 г. принесли Екатерине присягу в Санкт-Петербурге. Петра 3 вынудили отречься от престола на следующий же день и арестовали. А скоро он был убит, как полагают, с молчаливого согласия жены. Так началась эпоха Екатерины 2, именуемая не иначе, чем Золотым Веком.

Во многом внутренняя политика Екатерины 2 зависела от приверженности ее идеям Просвещения. Именно так называемый просвещенный абсолютизм Екатерины 2 способствовал унификации системы управления, усилению бюрократического аппарата и, в конечном счете, укреплению самодержавия. Реформы Екатерины 2 стали возможны благодаря деятельности Уложенной Комиссии, в которую входили депутаты от всех сословий. Тем не менее, стране не удалось избежать и серьезных проблем. Так, сложными стали 1773 – 1775 гг. – время восстания Пугачева.

Внешняя политика Екатерины 2 оказалась очень активной и успешной. Особенно важным было обезопасить южные границы страны. Турецкие кампании имели огромное значение. В их ходе сталкивались интересы величайших держав – Англии, Франции и России. Во время правления Екатерины 2 большое значение придавалось и присоединению к Российской империи территорий Украины и Белоруссии. Этого Екатерина 2 царица смогла достичь с помощью разделов Польши (вместе с Англией и Пруссией). Нужно упомянуть и указ Екатерины 2 о ликвидации Запорожской Сечи.

Царствование Екатерины 2 оказалось не только удачным, но и долгим. Она правила с 1762 по 1796 год. По некоторым источникам, задумывалась императрица и о возможности отмены крепостного права в стране. Именно в то время в России были заложены основы гражданского общества. В Петербурге и Москве открылись педагогические училища, создавались Смольный институт, Публичная библиотека, Эрмитаж. 5 ноября 1796 года у императрицы произошло кровоизлияние в мозг. Смерть Екатерины 2 наступила 6 ноября. Так завершилась биография Екатерины 2 и блистательный Золотой Век. Престол унаследовал Павел 1, ее сын.

Просвещённый абсолютизм

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.

Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  3. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  4. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви

Правление Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645 гг.)

11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович - венчался на царство. В условиях разоренной страны молодому и неопытному царю требовалась поддержка. Первые десять лет его правления почти беспрерывно заседали Земские Соборы, где решающую роль играли мать царя и его родственники по материнской линии - бояре Салтыковы. С 1619 г. фактическим правителем России с титулом «великий государь» стал отец царя - вернувшийся из польского плена патриарх Филарет. Основным содержанием внутренней политики этих лет было укрепление принципов самодержавия. С этой целью властью были предприняты следующие меры:

Широко практиковалась передача крупных угодий и городов во владение светским и церковным землевладельцам.

Дворянство за службу получало в награду земли и привилегии.

Шёл процесс дальнейшего закрепления крестьян за их владельцами.

Расширился социальный состав Боярской думы: увеличилось представительство в ней дворян за счет пожалования им чинов думных дворян и дьяков.

В то же время круг лиц, имевших реальные властные полномочия, сужался: была создана Ближняя дума из четырех бояр - родственников царя.

Происходил рост числа приказов.

Усилению централизации государства служили и изменения в системе местного управления - постепенно власть сосредотачивалась в руках воевод. Повышению авторитета центральной власти должны были служить введение новой государственной печати и включение понятия «самодержец» (1625 г.) в царский титул. После поражения русских войск под Смоленском (1634 г.) правительство Михаила Федоровича задумало военную реформу. Началось формирование пехотных и кавалерийских соединений по западноевропейскому образцу. Эти части - «полки нового строя» - вооружались западным оружием и действовали согласно принятым в то время в западноевропейских странах тактическим приемам. В Москве значительно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу: офицеров-наемников, ремесленников, лекарей; за городской чертой возникла особая Немецкая слобода.

Признаки абсолютной монархии.

Основной тенденцией внутриполитического развития России XVII в. являлось формирование абсолютизма - формы правления, при которой власть всецело принадлежит монарху; участие общества в законодательстве и контроль над управлением страной минимален или отсутствует вообще.



Признаки начала формирования абсолютизма в России:

Падение роли Земских соборов.

Падение роли Боярской думы и расширение ее социального состава за счет дворянства, купечества.

Рост государственного аппарата и чиновничества.

Замена на местах выборных земских органов назначаемыми воеводами.

Увеличение числа постоянной армии («полков нового строя»).

По мнению многих историков, XVII век - первый этап формирования абсолютизма в России. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию, ему подчиняется церковь как идеологическая сила. Однако абсолютная монархия, сложившаяся в России, в силу конкретно-исторических условий была достаточно эффективной. Поэтому уже в конце XVII в. появилась острая необходимость в реформировании институтов государственного управления.

Система управления

По инициативе царя Алексея Михайловича продолжались изменения в системе управления:

Были созданы приказ Тайных дел, лично подчиненный царю, и объединивший финансовое управление страной Счетный приказ;



С сер. 50-х г. XVII в. путем набора крестьян и посадских людей формировались «полки нового строя» (по западноевропейскому образцу), при этом снижалось значение и численность дворянской конницы.

В XVII в. усилились власть и влияние приказов - учреждений, занимавшихся решением военных, финансовых, земельных и внешнеполитических проблем.

Царствование Алексея Михайловича. (1645-1678 гг.)

Алексей Михайлович взошел на престол шестнадцатилетним юношей. Он был человеком довольно хорошо образованным, начитанным, отличался крепким здоровьем, негневливым, веселым характером и непритворной набожностью. За кроткий нрав его прозвали Тишайшим.

Новым существенным моментом внешней политики России середины XVII века стало стремительное расширение границ русского государства до Тихого океана и связанное с этим установление отношений с государствами Средней Азии и Дальнего Востока. За короткий период к России была присоединена Сибирь.

К 30-м годам складывается благоприятная международная обстановка (обострение польско - турецких отношении и Тридцатилетняя война в Европе) для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. В декабре этого же года Смоленск был осажден русскими войсками, которыми командовал боярин М.Б. Шеин. Осада натянулась на восемь месяцев и закончилась неудачно. Подоспевший новый польский король Владислав IV в свою очередь блокировал армию Шеина. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор. Полякам возвращались все города, захваченные в начале военных действий, за ними оставался и Смоленск. Владислав же окончательно отказался от претензий на московский престол. В целом, результаты Смоленской войны были признаны неудачными, и виновники - Шеин и Измайлов были казнены. Новые военные столкновения между Речью Посполитой и Россией начались в 1654г.

Вначале война протекала успешно для России: в первую кампанию был взят Смоленск и еще 33города в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.). В это же время в пределы Польши вторглись шведы и заняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а еще в мае этого же года начинает войну со Швецией на территории Прибалтики. Овладев рядом крепостей, русские подошли к Риге, но осада была неудачной. Война шла и в землях Приневья, где, в частности, был взят имевший большое стратегическое и торговое значение шведский город Ниеншанц, построенный шведами около устья Невы при впадении в нее речки Охты. Тем временем возобновила военные действия Польша. Поэтому вначале со Швецией заключается перемирие, а затем в 1661 г. - Кардисский мир (в местечке Кардиса около Тарту), по которому все Балтийское побережье оставалось за Швецией.

Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13,5 лет. России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. «Вечного мира», закрепившего за Россией на вечные времена Киев. Окончание войны с Речью Посполитой позволило России активно противостоять агрессивным намерениям Османской империи.

Еще в 1637 г. донские казаки овладели турецкой крепостью Азовом, но, неподдержанные московскими войсками, вынуждены были в 1642 г. его оставить. В августе 1677 г. и июле1678 г. османы предпринимают попытки взять крепость на Правобережной Украине - Чигирин. Во второй раз им это удалось, русские покинули Чигирин. В январе 1681 г. было подписано Бахчисарайское перемирие на 20 лет. Османы признали право России на Киев, земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными.

Заключив «Вечный мир» с Речью Посполитой в 1686 г., Россия одновременно принимала обязательства в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступить против Крыма и Османской империи, что, впрочем, было важно и для самой России, так как обеспечивало выход к Черному морю. Следствием этого были два Крымских похода В. Голицына. Во время первого в 1687 г. татары подожгли степь, и в условиях недостатка воды, продовольствия и фуража русское войско вынуждено было вернуться.

Второй поход позволил100 - тысячной русской армии достичь Перекопа, но обессиленные зноем и беспрерывными стычками с татарами войска в пределы Крыма вступить не решились. Внешнеполитические задачи, таким образом, оставалось прежними - в будущем предстояла борьба за выход к морям.

Таким образом, перед Россией в XVII веке, как и в предыдущее столетие, стояли те же внешнеполитические задачи: возвращение древнерусских земель, выход к Балтийскому и Черноморскому побережьям, продолжение борьбы с преемником Золотой Орды – Крымским ханством и стоявшей за ним могущественной Турцией. Одновременное выполнение всех этих задач было для России не по силам, но кое – что всё, же было сделано.

В результате ряда войн Украина в 1654 г. воссоединилась с Россией, за короткий период была присоединена Сибирь. Война с Польшей, закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13,5 лет, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. «Вечного мира», закрепившего за Россией на вечные времена Киев. Окончание войны с Речью Посполитой позволило России активно противостоять агрессивным намерениям Османской империи.

Глава II. Процесс формирование абсолютистской государственной власти новой династии Романовых

2.1 Основные перемены в политическом строе России

После освобождения Москвы от польских интервентов начал восстанавливаться правительственный аппарат, который стал налаживать связи с городами и уездами страны. В феврале 1613 г. на Земском соборе царём был избран представитель старого московского боярства - 16-летний Михаил Фёдорович Романов (1613 - 1645 гг.).

Государственная власть в России постепенно эволюционировала в абсолютную. В структуре государственных органов, которые ограничивали власть царя, заметную роль играли Боярская Дума и Земский собор.

В Боярскую Думу - высший орган сословно-представительной монархии входила верхушка родовитой боярской аристократии. Постепенно в Боярскую Думу начинают проникать представители неродовых фамилий - думные дворяне и думные дьяки, которые занимали государственные посты благодаря своим личным качествам и заслугам. Аристократический характер Боярской Думы с течением времени снижается, её значение падает. Не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что наряду с ней при первых Романовых действовала «ближняя» или «тайная дума», которая состояла из немногих доверенных лиц по приглашению царя. К концу XVII века значение «ближней думы» возросло.

Земские соборы, которые являлись представительным органом бояр, дворян, духовенства и торговой верхушки или посада, а в отдельных случаях и крестьян, в первое десятилетие царствования Михаила Романова заседали непрерывно. Они занимались изысканием денег для государственной казны и сбором ратных людей для войн.

Позднее крепнущее самодержавие всё реже и реже прибегало к помощи Земских соборов, последний состоялся в 1686 г.

Одновременно росло идеологическое и политическое значение царской власти. Была введена новая государственная печать, а в царский титул вводится слово самодержец. Идеология самодержавия покоилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей. Соответственно этому прославлялась персона царя, ему присваивали пышный титул, а все дворцовые церемонии совершались с торжественностью и великолепием.

С укреплением самодержавия происходят изменения и в его социальной опоре. Основой его становится дворянство, а оно, в свою очередь, было заинтересовано в укреплении царской власти.

В XVII веке дворянство укрепляется экономически не без поддержки самодержавия. Оно всё более становится монополистом феодальной собственности на землю, постепенно оттесняя в этом отношении боярство и родовитые княжеские роды. Этому способствовала политика пожалования земель дворянству преимущественно в виде наследованного владения - вотчин, вытеснявших поместье как вид землевладения, закреплённый за владельцем только на срок его службы государю. Расширялись права дворян и на крепостных крестьян.

В течение XVII века возрастает и политическая роль дворянства. Оно успешно теснит родовитое боярство в госаппарате и в армии. В 1682 г. было отменено местничество.

Крепнувшее самодержавное государство опиралось на развитый государственный аппарат управления. Важнейшим звеном центрального управления оставались приказы, в руководстве которых видную роль стал играть бюрократический элемент дьяки и подьячие. На местах, в уездах управляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. В их руках была сосредоточена вся полнота военной, судебной и финансовой власти.

Эволюция государственного строя сопровождалась изменениями в вооружённых силах. С 40 - х гг. XVII века начинает возникать система комплектования солдатских полков «даточными людьми». Создаются первые солдатские, рейтарские и драгунские полки. Государство вооружало солдат, платило им жалование. Зарождалась русская регулярная национальная армия.

Укрепление абсолютизма в России затронуло проблему взаимоотношения самодержавия и церкви, светской и духовной власти, требовала дальнейшего подчинения церкви государству.

В этой связи в 50 – 60 - х гг. XVII века была предпринята церковная реформа. Она выросла, во - первых, из потребностей укрепления госаппарата, включая церковь, ибо она являлась его частью. И, во - вторых, эта реформа была связана с далеко идущими внешнеполитическими планами правительства Алексея Михайловича, в которые входило объединение православных церквей Украины и Балканских стран с русской церковью, как одного из условий объединения славянских православных народов с Речью Посполитой и Османской империей.

Церковная реформа была круто проведена патриархом Никоном. Одновременно, проводя реформу, патриарх ставил и теократические цели: создать сильную церковную власть, которая была бы независима от светской и стояла выше царской власти.

И если реформа церкви, которая проводилась патриархом, отвечала интересам российского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Происходит разрыв между царём и патриархом. Никон был низложен и сослан в монастырь.

Реформа, в конечном счёте, привела к расколу русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую. Раскол вызвал кризис церкви в России, её ослабление и негативные дестабилизирующие социальные последствия для внутренней жизни страны.

Вторая половина XVII века, несмотря на все сложности и трудности, стала важным историческим рубежом в развитии России. Несколько укрепились международные позиции. Складывался всероссийский рынок. Сословно - представительная монархия эволюционировала в абсолютную. Перед ней встал ряд жизненных задач, не решённых в XVII века.

Среди них можно выделить следующие: во - первых, необходимо было пробиться к морским рубежам, без чего не могло быть обеспечено быстрое экономическое развитие страны. Во - вторых, борьба за Украину не привела к объединению с Россией всего украинского народа. Правобережная Украина оставалась под оккупацией Польши. В - третьих, необходима была регулярная армия. В - четвёртых, страна нуждалась в промышленном развитии и подготовленных кадрах, которых не могло дать церковное образование. В - пятых, крестьянские восстания показали правящему классу важность укрепления государственного аппарата.

Исторически назрела задача преодолеть отсталость страны в хозяйственном, военном и культурном отношении. Предпосылки для проведения реформ были заложены во второй половине XVII века.

В XVII веке форма власти была сословно – представительной монархией, которая постепенно эволюционировала в абсолютную. Основой самодержавной власти становится дворянство, а не боярская власть. Власть строится на сильном госаппарате, и подчинялось царю, Земские соборы больше не созывались.

2.2 Правление Михаила Федоровича (1613 – 1645 гг.)

Михаил Федорович Романов - русский царь, положивший начало царской династии Романовых. Был выбран царем на Земском Соборе, состоявшемся в январе - феврале 1613 года. Венчался на царство Михаил Федорович 11 июля того же года, в возрасте 16-ти лет отроду. После «смуты» страна была разорена, её экономика находилась в плачевном состояние. В таких условиях молодому царю требовалась поддержка. Первые десять лет правления Михаила Федоровича почти беспрерывно заседали Земские Соборы, которые помогали решать молодому Романову важные государственные вопросы. В Земском Соборе, одну из главных ролей играли родственники Михаила Федоровича по материнской линии – бояре Салтыковы. Михаил Федорович не без помощи митрополита Филарета, своего отца, ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. Впервые годы своего правления Михаил Федорович уделил большое внимание международным делам. Внешняя политика первого Романова была весьма продуктивна.

В 1617 г. был заключен «Столбовский мир» или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. Согласно которому Россия теряла выход к балтийскому морю, но получала назад свои территории, которые раннее были завоеванные шведами. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали вполть до «Северной войны».

В 1618 г. заключается вечный мир с Польшей, получивший название «Деулинское перемирие». Согласно этому документу Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли, а взамен польский король отказывался от претензий на русский престол.

Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое - чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 г., в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье. В 1619 г., из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политике государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии, шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов.

С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634г., Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам. В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу.



Случайные статьи

Вверх