Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII в
← 1132 - 1471 Столица Киев Язык(и) Древнерусский Религия Православное христианство Население восточные славяне...
« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .
Народное искусство древней Руси
ДУХОВНАЯ
Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.
ФОЛЬКЛОР
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.
В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .
« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве»)
Баян - древнерусский певец и гусляр.
Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.
Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.
Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол
Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.
Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия
Рожок - древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.
Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины
Трещётки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов
Трещётки
Бубен - музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора
Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские
Инструментальные (наигрыши)
Презенация к уроку МХК 10 кл.: " Изобразительное искусство Древней Роуси", Содержит дополнительную информацию об иконографии Иисуса Христа и Божьей Матери. Презентация в 2 частях. При использовании можно соединить.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Изобразительное искусство Руси. Иконы, фрески мозаики, Иисуса Христа Основные виды. (IX-XVII века) Андрюхина З.А. Учитель МХК МОУ «СОШ п.Дубки Саратовского района Саратовской области» «2013 год»
«Я вчера видел коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе картин Фра Анджелико. В этих иконах как мистический цветок, раскрывается душа художника. И у них нам нужно учиться пониманию искусства». Анри Матисс, французский художник и скульптор (1869-1954)
Иконографическое изображение Иисуса Христа. Пантократор (Вседержитель) Спас на престоле Спас в Силах Спас Эммануил (С нами Бог) Одеяние Иисуса Христа: хитон,на котором от плеча до низа подола полоса- клавт - знак власти. Поверх хитона гиматий плащ синего цвета.
Иисус Пантократор (Вседержитель) В Храме святой Софии в Киеве. 11 век. Мозаика.
Иисус Пантократор (Вседержитель) В церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фреска.1378г. Великий Новгород.
Иисус Пантократор (Вседержитель) Икона. Около 15 века.
Спас на Престоле Икона 16 век (?). Тверь.
Спас в Силах Икона. 15 век. Тверь.
Спас нерукотворный Икона. 12 век. Новгород ГТК.
Спас Эммануил Икона 1670 г. Оружейная Палата. «Эммануил»- «С нами Бог»
Деисусный Чин Де́исус (греч. δεησις - прошение, моление; деисис) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус).
Деисусный чин Спас Эммануил с Архангелами.Икона. 12 в. ГТК.
«Музыка Древней Руси» – это презентация, которая, уверена, окажется полезным наглядным пособием для урока мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» Я постаралась снабдить презентацию не только иллюстративным материалом, но и аудио примерами к каждому описанию. К сожалению, аудио примеры можно услышать только в программе PowerPoint.
В презентации рассказывается об истоках русского музыкального искусства, о различных видах и жанрах музыки от древности до 17 столетия, о музыкальных инструментах, звучавших в будни и праздники, в горе и радости. Презентация «Музыка Древней Руси» , по моему замыслу, должна стать своеобразной мини-энциклопедией, созданной специально для урока мировой художественной культуры.
«Музыка – это накрепко запечатанный флакон с волшебными духами, неизменно сохраняющий аромат своего, и только своего, времени».
Антон Гопко
В презентации три основных раздела. Первый − познакомит с истоками древнерусского музыкального искусства , корни которого уводят в далёкие времена ещё до формирования древнерусского государства, во времена формирования славянских племён.
Возникновение и развитие музыки Древней Руси связано с верованиями славян, с обрядами и ритуалами, посвящёнными языческим божествам и предкам. Эти обряды сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи. Скоморохи были настоящими артистами: музыкантами, жонглёрами, акробатами, дрессировщиками. К сожалению, православная церковь запрещала деятельность скоморохов, называя их представления дьявольскими игрищами, подвергая их гонениям и даже казням.
Второй раздел расскажет о древнерусских музыкальных инструментах: гуслях, гудках, рожках, свирелях и других. Слайд с изображением музыкального инструмента включает и аудио-файл, который продемонстрирует звучание этого инструмента.
Отдельный раздел посвящён церковной музыке, её основным видам и жанрам. Здесь также есть музыкальные примеры. Специальный значок на слайде является триггером, «включающим» звук. Но, к сожалению, сработает триггер только при просмотре презентации в программе PowerPoint.
Хочется верить, что труд мой, в который вложила душу, принесёт пользу.
С древнерусским искусством помогут познакомиться ещё несколько презентаций, которые вы найдёте на моём сайте:
Класс: 10
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.
Цель вводного урока:
Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций
Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев
Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»
(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)
Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства
На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности
Центром средневековой христианской культуры стала – Византия
Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)
(храм Софийский в Константинополе)
Слайды 4-5
Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии
Слайд 6
Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости
Слайд 7
С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?
Слайд 8
Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)
Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )
Слайд 9 Фрески и мозаики
Слайд 10 Базилика
Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика
Слайд 11 Базилика
Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе
Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол
Как называют такой тип храма? – крестово-купольный
Слайд 13 Крестово-купольный храм
Слайд 14 Купольный храм
Крыша храма увенчивается куполом с крестом.
По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:
Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.
Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.
Слайд 17 Шатровый храм
На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
Слайд 18 Православный храм
В Храме выделяются три части:
Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток
Слайд 19 Алтарь
Слайд 20 Притвор
Слайд 21 Москва – третий Рим
Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке
Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева
Слайд 23
Кремль – визитная карточка Москвы
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)
Слайд 26 Новый Сретенский храм
Слайд 27
Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.
Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.
Премия присуждается по 4 номинациям:
Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.
Слайд 28
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин
Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)
Памятка
Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»
МозаикаМозаика Алтаря Киевской
Софии
Мозаика –
монументальная
живопись с помощью
разноцветных
кусочков слюды.
Мозаичными панно украшались
Византийские храмы и
русские древние храмы,
например, Собор Софии в
Киеве.
В алтарной части храма
сохранилась мозаика 11 века
«Богоматерь».
В связи с набегами кочевников
это искусство был утрачено.
Интерьер Киевской Софии