Что такое икт компетентность учителя. Доклад "Профессиональная ИКТ - компетентность педагога"

ИКТ – компетентность современного учителя

Тронина В.Л. учитель ИЗО

МОУ «Нылгинская СОШ

Сегодня и спользование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.

ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.

Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.

Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:

  • наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  • эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
  • понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию

  • новых целей образования;
  • новых форм организации образовательного процесса;
  • нового содержания образовательной деятельности.

В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.

ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:

  • проведение уроков с использованием ИКТ;
  • объяснение нового материала на уроке;
  • подборка ПО для учебных целей;
  • поурочное планирование;
  • мониторинг развития учащихся;
  • поиск учебных материалов в интернет;
  • взаимодействие с родителями и коллегами.

Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.

Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.

  1. Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):

Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.

  • Подуровень общей компьютерной грамотности
  • Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
  1. Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):

На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.

  • Подуровень организационных инноваций
  • Подуровень содержательных инноваций

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:

  • знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
  • умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
  • владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
  • эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
  • уметь применять НИТИ-методики;
  • уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
  • организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
  • уметь сформировать цифровое портфолио и др.

Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство с образовательной политикой

Понимание образовательной политики

Инициация инноваций

Учебная программа и оценивание

Базовые знания

Применение знаний

Умения жителя общества знаний

Педагогические практики

Использование ИКТ

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ

Базовые инструменты

Сложные инструменты

Распространяющиеся технологии

Организация и управление образовательным процессом

Традиционные формы учебной работы

Группы сотрудничества

Обучающаяся организация

Профессиональное развитие

Компьютерная грамотность

Помощь и наставничество

Учитель как мастер учения

ИКТ-технологии в преподавании

Изобразительного искусства в школе

(из опыта работы)

Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.

Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  2. Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  3. Развитие материально-технической базы процесса обучения.

Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.

Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

  • Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
  • Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
  • Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно построить образовательный процесс:

  • нормативно-правовые документы;
  • программно и учебно-методические материалы;
  • энциклопедии, учебники, учебные пособия;
  • иллюстрации, фото, аудио, видео материалы;
  • обучающие курсы, презентации, экскурсии;
  • коллекция проектов и творческих работ (учителя и учащихся);
  • портфолио (учителя и учащихся) и др.

Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами

При помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)

Социальный сетевой сервис - виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения, поддержки и развития социальных контактов;
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;
  • творческой деятельности сетевого характера;
  • выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые профессиональные сообщества учителей.

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.

Очевидно, что использование персонального сайта учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.

Что такое сайт?

Сайт (от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:

  • Сайт помогает создать учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека.
  • Сайт с качественными материалами показывает профессионализм и уровень компетентности учителя.
  • Сайт помогает учителю находить заинтересованных коллег из других школ, осуществлять обмен конспектами, интересными методами и приемами преподавания, профессиональными мнениями.
  • Сайт предоставляет учителю возможность проводить консультации и давать профессиональные рекомендации родителям по вопросам обучения их детей.
  • Сайт выступает средством организации дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Сайт выступает одним из основных критериев при аттестации учителей.

Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИКТ – компетентность современного учителя Тронина В.Л. МОУ «Нылгинская СОШ»

ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.

Три основных аспекта ИКТ-компетентности Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.

ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования. ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.

Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения

ИКТ-компетентность учителя Text Урок с использо ванием ИКТ Text Для взаимодей ствия с родителями ИКТ Объяснение нового материала на уроке Подобрать ПО для учебных целей Поурочное плани рование Для мониторинга развития учащихся Поиск учебных материалов в Интернет Для взаимодей ствия с коллегами

ЗНАНИЕВЫЙ УРОВЕНЬ (подготовленность к деятельности) УРОВНИ ИКТ-компетентности современного учителя ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ (состоявшаяся деятельность) Характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач. ПОДУРОВНИ: Общая компьютерная грамотность Предметная компьютерная грамотность ПОДУРОВНИ: Организационные инновации Содержательные инновации Профессиональное совершенствование современного учителя в сфере ИКТ

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню). Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.).

Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.). Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). http://edu-lider.ru/

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://edu-lider.ru/ http://ru.iite.unesco.org/


"Если солдаты не будут практиковаться изо дня в день,

то на передовой они попадут во власть страха и сомнений.

Если генералы не будут тренироваться изо дня в день,

то во время боя они не будут способны к маневрированию."

(Сунь Цзы "Искусство побеждать"

в переводе Виногродского)

Технологии действительно никогда не заменят учителя, но они все более настойчиво вытесняют прежние способы обучения. Учитель - генерал на поле, ведущий свое войско не просто к постижению отрывочных знаний, но всех и каждого в отдельности к открытию окружающего мира и развитию собственной личности в этом мире.

Упоминая о законе распространения инноваций, Саймон Синек (TED talks Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать) приводит интересные цифры: "...Первые 2,5% населения являются инноваторами. Следующие 13,5% населения - их ранние последователи. Следующие 34% - раннее большинство, позднее большинство и 16% - замшелый тормоз - люди, тяжелые на подъем. Единственной причиной, почему такие люди покупают телефоны с тоновым набором, это потому что телефоны с вращающимся диском уже не продаются."

Судя по всему, этот закон распространяется и на инновации в образовании. К какой группе кто относится, каждый из нас понимает сам, но очевидно, что медлить генералу с "тренировками" никак нельзя - "телефон с вращающимся диском" уже не обеспечивает нужных нам возможностей для маневрирования - реализации своих педагогических задач. Базовых навыков-грамотностей пользователя информационных технологий уже явно недостаточно, на повестке дня - развитая цифровая компетентность генерала.

Существует ряд определений понятия цифровой компетентности, мы здесь приведем определение из исследования Г.У.Солдатовой, в котором ИКТ-компетентность понимается, как "основанная на непрерывном овладении компетенциями (знания, уме­ния, мотивация, ответственность) спо­собность индивида уверенно, эффек­тивно, критично и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедея­тельности (информационная среда, ком­муникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятель­ности." По мнению авторов исследования, цифровая компетентность - это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ - компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятель­ность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности."

Выделяют следующие виды цифровой компетентности :


Стандарты ЮНЕСКО цифровой компетентности педагога (2011 г.) затрагивают все аспекты образования, включающие понимание педагогом роли информационных технологий для обучения и развития своих учеников, знание основных средств и выработку стратегии их использования для решения дидактических задач, реализации учебных программ, оценки результатов, управления образовательным процессом и мониторинга, профессионального развития.

В структуре ИКТ-компетентности профессиональный стандарт российского педагога выделяет три блока, включающих перечень навыков соответственно деятельности: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность


























* * *


"Нет ни в чем абсолютной пользы или вреда,

всегда существует преобладание одной из сторон".

(Сунь Цзы "Искусство побеждать")

При очевидном стремительном распространении информационных технологий до сего времени вокруг ИТ в образовании не утихают дискуссии. И если уже речь не идет о том, нужно ли учителю тратить время и силы на их освоение и чего в них больше - пользы или вреда, то о том, в какой степени, какие, как и когда осваивать и применять, и какие современному учителю нужны навыки, - все это активно обсуждается. Не вызывает сомнения то, что, как показывает опыт, сегодняшнему "генералу" на его полях сражений важны ежедневные тренировки в следующих навыках:

Операциональные навыки - учитель должен уверенно пользоваться технологиями, уметь решить возникшую в ходе урока проблему, связанную с их использованием; уметь быстро освоить, опираясь на свой опыт, новые сервисы и приложения самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами (и учениками).

Поисковые навыки - нужно уметь пользоваться разными поисковыми системами, чтобы рассмотреть разные ресурсы и представляемые точки зрения по нужному вопросу.

Критическая оценка - необходимо уметь самому и научить учащихся критически оценивать и отбирать адекватные, соответствующие времени и образовательной задаче, надежные и безопасные ресурсы и информацию.

Креативность - знание назначения и умение увидеть целесообразность применения тех или иных инструментов для расширения возможностей и творчества в решении конкретных дидактических задач, реализации проектов.

Коммуникационные навыки - умения использовать соответственно решаемым педагогическим задачам имеющиеся в наличии средства коммуникации (электронная почта, встроенные в приложения чаты, мессенджеры и т.д.).

Навыки безопасности - учитель должен владеть сам и научить учеников безопасному поведению и использованию ресурсов интернета, социальных сетей, защите персональной информации, постоянно работая над формированием у учеников навыков цифрового гражданина.

Гибкость - технологии и сервисы постоянно совершенствуются, и обладающий цифровой грамотностью учитель должен уметь подстраиваться к новым изменениям, быть открытым для обучения.

Знание платформ для коммуникации - все более широко в образовательном процессе используются такие средства коммуникации как Skype или Google Hangouts, которые открывают большие возможности для общения учащихся с экспертами по всему миру, осуществления видеоэкскурсий, оналйн обучения у удаленных преподавателей. Потому знание таких платформ для учителя особенно ценно.

педагога.

Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.

Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образо -

вательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.

ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС.

Профессиональная ИКТ-компетентность

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

Общепользовательская ИКТ-компетентность.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

2. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

3. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию.

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ – компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ – компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя

Общепользовательский компонент

1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

2. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

3. Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

4. Клавиатурный ввод.

5. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

6. Навыки поиска в Интернете и базах данных.

7. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

1 . Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

    Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

    Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

    Организации образовательного процесса:

- выдача заданий учащимся,

- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

2. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

3. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

4. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

5. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

6. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

7. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

8. Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

9. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

10. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

11. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогический компонент.

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

2. Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

3. Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

4. Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

5. Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

6. Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

o литературные тексты и экранизации, o исторические документы, включая исто-

рические карты.

7. Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

8. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

9. Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

10. Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

11. Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности.

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального).

2. Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.

3. Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.

4. Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.

Татьяна Рындина
Статья «ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»

Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»

Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Информатизация способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.

Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.

В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:

Общепользовательская ИКТ-компетентность;

Общепедагогическая ИКТ-компетентность;

Предметно-педагогическая компетентность.

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.

ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:

В организации образовательного процесса с детьми;

Организации методической работы с педагогами;

В процессе взаимодействия с родителями.

Использование ИКТ:

Дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;

Способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;

Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

Активизируется познавательная активность.

1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми

Использование сети Интернет:

Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);

Обмен опытом, распространение идей и пособий.

Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.

Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.

Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.

Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.

2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.

Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.

Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно-развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.

3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:

Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.

Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.

Литература

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5

3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

6.. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997



Случайные статьи

Вверх