Роль монастырей в государстве европе. Проектно-исследовательская работа "средневековый монастырь"

Многие века аббатства служили местом проживания для людей, решивших посвятить жизнь служению Богу. В Средние века в них сосредотачивалась культурная, научная и просветительская жизни городов, открывались и хранились библиотеки. Сегодня средневековые монастыри Европы крайне популярны у туристов, значительная их часть является достопримечательностью и объектом культурного наследия.

Общая информация

Слово «монастырь» происходит от греческого «один, одинокий». Это религиозная община мужчин или женщин (монахов и монахинь), которой принадлежат комплекс зданий (хозяйственных, богослужебных и жилых) и которая имеет единый устав. Иными словами, аббатства - это целые небольшие города, способные обеспечить себя всем: едой, водой, одеждой, необходимыми предметами быта. Они также были окружены стеной и могли защищаться, пока к ним спешит помощь.

Аббатства - это западные католические монастыри, управляемые аббатом или аббатисой. Некоторые православные мужские монастыри называют лаврами: например, Троице-Сергиева лавра.

Интересный факт для презентации в классе: монастыри существуют не только в христианстве, но и в буддизме, протестантство же монашество не признает.

Первые религиозные общины появились еще в III веке н. э. в Египте, когда христианство начало активно распространяться, а его законы стали менее строгими. Желая уединиться и посвятить себя исключительно Богу, люди уходили в пустыни и горы, оставаясь там. Их называли отшельниками и пустынниками.

Первый монастырь был основан преподобный Пахомием Великим. Он объединил одинокие дома отшельников, построил вокруг них стену для защиты и составил единые правила и распорядок дня, которому должны были следовать все жители. В 318 году им был составлен первый монастырский устав.

После смерти Пахомия Великого монастыри начинают распространяться через Палестину до Константинополя. На Западе аббатства начали появляться после 340 года, когда Рим посетил Александрийский епископ Афанасий Великий. На Руси первыми монахами стали Антоний и Феодосий Печерские - основатели Киево-Печерской лавры.

Распространение в Европе

Монастыри Средневековья в Европе быстро стали богатыми сооружениями и выглядели как крепости (это можно увидеть на рисунках и в описаниях). Этому способствовали пожертвования местных жителей, королей и рыцарей (многие даже завещали свои земли монастырям, чтобы последние поминали их в молитвах), освобождение от налогов и неоплачиваемая рабочая сила (монахи сами трудились на полях и в мастерских, не получая платы).

При этом монастыри также были творческими центрами просвещения и науки. Светское образование Древних Греции и Рима было запрещено, поскольку основывалось на еретических мыслях и учениях. Школы при монастырях были единственными. Образование они давали в соответствии с религиозными запросами. Например, астрономия нужна была не для изучения планет и звезд, а для вычисления дат церковных праздников, грамматика нужна была для чтения Библии и ее переписывания.

Учеба проводилась на латыни круглый год, дисциплина была крайне строгой, а за провинности наказывали физически. И все же стоит отметить, что в те времена монастыри были местом сосредоточения науки и искусства: в них жили и работали художники, скульпторы, музыканты, мыслители, литераторы, даже алхимики (например, францисканец Роджер Бэкон). Впоследствии многие аббатства превратились в университеты.

Места для посещения

Первые монастыри были основаны в IV-V вв. Некоторые из них сохранились до наших дней и являются действующими. Большая часть из них открыта для посещения и экскурсий. Дополнительные информационные сообщения о времени работы и порядке посещения можно найти на сайтах каждого монастыря.

Аббатство святой Екатерины

Старейший монастырь Европы в Средние века - это мужской монастырь Святой Екатерины расположен в Южном Синае в Египте. В III веке на высоте 1,5 тысяч метров на горе Синай (священном месте, где Бог явился Моисею и передал ему заповеди) начали собираться отшельники. Они расселились в пещерах по одному и собирались для богослужений.

В IV веке на этом месте появился сам монастырь, названный в честь Преображения или Неопалимой купины. В VIII веке в аббатство привезли мощи святой Екатерины, в XI название сменилось на современное.

Сегодня монастырь является одним из старейших в мире. В начале XXI века он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря расположению место ни разу не подвергалось разорению, его не захватывали, а потому монахам удалось сохранить большое количество ценностей.

К сокровищам монастыря относятся:

  1. Мощи святой Екатерины, открытые для поклонения.
  2. Неопалимая купина - терновый куст, в котором Бог явился Моисею при передаче заповедей.
  3. Библиотека, в которой хранятся более 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг. Тут находятся несколько листов древнейшей Библии и первый псалтырь на славянском языке, книги, напечатанные в первом десятилетии книгопечатания, важные документы.
  4. Уникальное собрание икон, некоторые из них написаны еще в VI веке восковыми красками.
  5. Колодец Моисея, возле которого тот встретил дочерей священника Рагуила.

Паломники могут попасть внутрь с 9 до 12 часов. Для осмотра доступны Неопалимая купина и передняя часть церкви, православные могут также пройти в библиотеку и часовню. К внешнему виду посетителей предъявляют определенные требования: одежда должна быть скромной и закрытой, женщинам стоит прикрыть волосы.

Святой Галл

Санкт-Галленское аббатство бенедиктинцев было основано в 613 году ирландским монахом святым Галлом в городе Санкт-Галлене в Швейцарии. В 1983 году оно было включено в список ЮНЕСКО.

Монастырь был крупнейшим европейским культурным и научным центром в Средние века. Тут располагались:

  1. Художественная школа, рукописи и иллюстрации которой высоко ценились.
  2. Певческая школа, в которой обучали григорианскому пению.
  3. Тут трудились поэты Ноткер Заика и Туотило, мастер словесности Ноткер Губастый.

К сожалению, в начале XVIII века в монастырь вторглось ополчение и забрало значительную часть богатств. Во второй половине этого же столетия средневековые постройки были разобраны, на их месте появились новые храмы в стиле барокко.

Несмотря на потери, в монастыре есть на что посмотреть. Его библиотека считается одной из самых крупных: в ней около 160 тысяч единиц. В числе особенно интересных - архитектурный план идеального монастыря начала IX века, более 2 тысяч рукописей VIII-XV (в том числе «Песнь о Нибелунгах»), более 1,5 тысяч инкунабул (книг, изданных до появления книгопечатания). Библиотека открыта для посетителей.

Адмонт в Австрии

Католический монастырь расположен на реке Энс в городе Адмонт. Он является старейшим в федеральной земле Штирии на юго-востоке Австрии.

История места удивительна и разнообразна:

  1. Он был основан в 1074 году зальцбургским архиепископом Гебхардом.
  2. В 1120 году к нему присоединился женский монастырь, упраздненный в XVI-XVII.
  3. В XII был создан скрипторий (мастерская по переписке рукописей), после которого остались уникальные книги.
  4. Во время войны с Турцией и в Реформацию монастырь переживал упадок. Процветание началось только в Контрреформацию.
  5. В XVII-XVIII вв. еках тут трудились видные скульпторы и художники, в числе которых Йозеф Штаммель и Бенно Хаан.
  6. Пожар 1865 года серьезно повредил Адмонт: пострадала библиотека, был уничтожен орган Франца Кристманна. Восстановительные работы были завершены только в 1890.
  7. В 1930-х годах Великая депрессия едва не разорила аббатство. Чтобы выручить деньги, пришлось продать некоторые художественные ценности.
  8. При национал-социалистах монахи были выселены. Они вернулись только после ВОВ.

Сегодня главной достопримечательностью Адмонта является его библиотека - самая большая монастырская библиотека в мире. Ее длина составляет 70 метров, потолки украшены фресками, вдоль стен расположились скульптуры. Кроме того, в монастыре есть несколько коллекций: насекомых, минералов и горных пород, исторического и современного искусства.

На Леринских островах

Католическое Леринское аббатство находится на острове Сент-Онора возле Канн во Франции. Оно принадлежит ордену цистерцианцев.

Аббатство было основано около 410 года святым Гоноратом, мощи которого хранились тут. Уже в VIII веке оно стало одним из самых влиятельных и крупных в Европе: тут проживало около 500 человек. Проживающие отличались социальной активностью: они основывали новые монастыри или становились епископами. Монастырю принадлежала значительная часть земель и рыбацкая деревушка, в конце XI для защиты с моря был построен форт.

И все же в конце XVIII аббатство было закрыто и начало разрушаться. Мощи Гонората перенесли граский собор. Возрождение места началось в середине XIX с приходом цистерцианцев. К сожалению, из старых построек сохранились только внутренний двор и башни, новые возведены в романском стиле.

Поскольку монастырь остается действующим, а монахи ведут аскетичную жизнь, для посетителей открыта только часть острова. Доступны церковь, музей с манускриптами и крытая галерея, идущую вокруг двора. Восточная половина закрыта, она называется «зона тишины». Там проживает около 25 монахов.

В 25 км на запад от Вены на краю Венского Леса в 1133 году цистерцианцы основали мужской монастырь Святого Креста или Хайлигенкройц. Сегодня это один из самых крупных действующих аббатств ордена и большой, хорошо сохранившийся средневековый комплекс.

В 1182 году в подарок австрийскому герцогу из Иерусалима передали крест с фрагментами животворящего Креста Господня. Через 6 лет герцог передал реликвию в Хайлигенкройц , где она хранится до сих пор. Подарок привел к процветанию места: сюда стекались паломники.

Однако в XV-XVI вв. из-за эпидемий, пожаров и нападений начался упадок. В конце XVII столетия во время осады турками аббатство было сожжено, погибла огромная библиотека. Восстановление началось только после поражения врага.

При короле Иосифе II, закрывшем многие монастыри, Хайлигенкройц спасся только благодаря основанию Богословского института (сегодня - Философско-Богословская Высшая школа). При национал-социалистах была отобрана значительная часть земель, несколько монахов были арестованы. Только после ВОВ монастырь вернул все обратно.

Туристы могут проходить на территорию только в установленное время и посещать ограниченную территорию.

Другие варианты

Разумеется, это далеко не все средневековые монастыри, которые могут посетить туристы. Практически в любой стране есть несколько мест такого рода. Перечень средневековых монастырей Европы с планом и картинками можно найти дополнительно на сайтах, а также в докладах и проектах по этой теме.

Ниже указаны некоторые аббатства (по Википедии):

  1. Монастырь Святого Маврикия Агонского в Швейцарии. Основан в 515 году. В I веке до н. э. тут находился римский храм бога Меркурия, позднее на этом месте был замучен фиванский легион под командованием святого Маврикия.
  2. Кандида Касса («Белый дом») в Шотландии. святой Ниниан в 397 году построил первый христианский храм из камня в Шотландии. Вскоре вокруг него образовалось поселение.
  3. Айнзидельнское аббатство в Швейцарии. Датой основания считается 934 год. По легенде тут жил святой Мейнрад - немецкий монах, привезший с собой чудотворную статую Мадонны. Статуя сгорела в пожаре 1465 и была заменена подарком настоятельницы из Цюриха. Скульптура получила название «Черная Мадонна».
  4. Монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции. Мон-Сан-Мишель - это небольшой остров-крепость, основанный в 709. Аббатство было построено в XI веках бенедиктинцами. Оно несколько раз закрывалось, последний раз в конце XVIII века, но в 1969 здесь вновь поселилась небольшая община (7 человек).

Европейские средневековые монастыри привлекают большое количество туристов со всего мира благодаря сохранившимся постройкам и богатствам, описать которые непросто. Многие из них остаются действующими, а потому посетителями доступны не все территории, также им необходимо соблюдать некоторые условия посещения.

Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.

Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.

В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.

Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.

Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.

Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.

Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.

Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.

Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.

Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.

Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.

С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).

Все мы слышали о монастырях во Франции, Испании, Италии, Греции...а вот про немецкие монастыри почти ничего не известно, а все потому, что из-за Реформации церкви в XVI веке большинство из них было упразднено и не дошло до наших дней. Однако в на юге Германии близ Тюбингена сохранился один очень интересный монастырь.

Бебенхаузен был основан в 1183 году пфальцграфом Тюбингена и туда заселились монахи Ордена цистерцианцев, хотя строили монастырь монахи другого Ордена - премонстранцев, но они почему-то покинули монастырь через пару лет после его постройки. Монастырь был достаточно богатым и владел хорошими наделами, на которых монахи занимались земледелием, включая выращивание виноградников. Самостоятельность монастыря обеспечивала грамота императорна Генриха VI и булла Папы Иннокентия IIII. Кроме того монастырю принадлежал большой участок леса, где можно было охотиться. В 1534 году монастырь упразднили из-за того, что на эти земли пришло протестанство и католические монастыри были тут больше не нужны,но монахи продолжали жить здесь до 1648 года. С тех пор монастырь использовался как протестанская школа, одно время был резиденцией Вюртембергских королей, занимавшихся охотой в том самом лесу, а также использовался как место, где заседал парламент региона. Сейчас это просто музей, но монастырь уникален тем, что он сохранился гораздо лучше других. Архитектура монастыря - это прекрасный образец немецкой готики конца XV века. Первоначальные строения в романском стиле XII-XIII веков просто были перестроены.


План монастыря

От северных окраин Тюбингена здесь не больше километра, поэтому можно обойтись и без машины. Кроме того есть автобусы между и Тюбингеном с остановкой у монастыря - 826 (828) и 754, курсирующего между Зинтерфингеном и Тюбингеном.

Для тех, кто на машине, просто сворачивайте с дороги L1208 и почти сразу увидите бесплатную парковку у самых стен монастыря.


Как раз справа впереди красный автобус идет

Сам монастырь больше напоминает средневековую, укрепленную деревню. Здесь есть мощные стены и башни, но также есть и уютные частные домики, а также огородики. Зайти за стены не представляет труда - это бесплатно. Осмотреть большую часть монастыря можно и так.

Сначала вы поднимаетесь по лестнице и попадаете за первые стены

Затем поднимаемся еще выше


Одна из двух башен укреплений


Плац


Зеленая башня. Очевидно названа так по цвету черепицы


Между стенами


Деревня за стенами

Это бывший Дом аббатов, сейчас тут расположена дирекция музея


Дом Аббатов

Это, как я понимаю, и есть замок королей Вюртемберга. Он стоит из нескольких залов и кухни и связан коридором с основным зданием монастыря


Коридор, соединяющий замок и монастырь


Зал под основным зданием замка


За стенами


Основное здание монастыря справа

В глубине двора у задних стен находится монастырская церковь, однако входа в нее тут нет

В этой части монастыря у самых стен расположилось монастырское кладбище

Тут на углу стен находится вторая башня укрепления - Башня записи (Schreibturm). Под ней находится еще один вход в монастырь, очевидно, главный


Дома за стенами монастыря. Тут находится еще одна общественная парковка


Южная стена монастыря


Западная стена монастыря


Башня записи


Дом аббатов


Лекарственный огород

И вот, наконец, обойдя всю территорию монастыря, мы подошли к главному зданию

Здесь можно приобрести билет и осмотреть основное здание монастыря и его церковь. На кассе не забудьте попросить описание монастыря на русском, тут вам дадут пачку файлов, где будет рассказано обо всех помещениях монастыря

Это только с первого взгляда просто сувенирный магазин с кассами, на самом деле тут находилась монастырская кухня, о чем свидетельствует сохранившаяся печь.По монастырскому уставу здесь монахи питались 2 раза в день, а зимой, из-за укороченного светового дня - всего 1 раз. Рацион состоял из 410 грамм хлеба, овощей, фруктов и яиц. Больным братьям разрешалось есть мясо. По праздникам давали белый хлеб, рыбу, вино.

Внутри монастыря нас ждут традиционные галереи вокруг сада.

Первым залом в этой части монастыря станет трапезная, она находилась прямо у кухни, но до конца XV века тут питались миряне, а не монахи. В 1513 году на этом месте построили рефекторий - то есть теплое отапливаемое помещение для зимнего времени (помещение отапливали печи, находящиеся в подвальном помещении). А это зал зимней трапезной.


На резных колоннах, поддерживающих потолок, есть много интересных узоров, включая крендель и речных раков


На фреске изображен визит аббата Гумберта фон Сито в 1471 году

Стены и потолки зала украшены гербами основателей монастыря, монахов, аббатов и немецких князей

С 1946 по 1952 года тут заседал местный Ландтаг

Из зимней трапезной мы попадаем в трапезную послушников, которая до 1513 года была кладовой. Это помещение, как и соседнее, было отапливаемым. Роспись на потолке оригинальная и относится к 1530 году. Дверь в правом дальнем углу вела в спальни послушников.

Что касается количества послушников, то есть сведения, что в конце XIII века при монастыре было сразу 130 человек. Питались послушники так же, как и монахи.

Сейчас здесь находится небольшой музей сокровищ монастыря


Обратите внимание на стрелу Святого Себастьяна, такой его пытались убить. Реликвия очень важная, так как Святой Себастьян, как считалось, оберегает от чумы, а из-за нее в монастыре в свое время погибло много народу.

Из части монастыря, предназначенной для послушников, мы попадаем в северное крыло галереи. Здесь монахи читали, а также тут проходили некоторые обряды, например, омовение ног. Кроме того в этом крыле часто хоронили погибших братьев. На другой стороне галереи находится вход в монастырскую церковь, там же на стене высечены отметки о размерах захоронений Иисуса Христа и Девы Марии, которые привез со святой земли граф Эберхард в 1492 году


Западная галерея, крыло послушников

Тут на стенах после Реформации многие оставляли информацию о себе


Из северного крыла галереи мы попадаем в монастырскую церковь в честь Девы Марии. Он был построен в 1228 году. Это трехнефная базилика в романском стиле, весьма строгая, как и положено архитектуре цистерцианцев. Правда, до Реформации
церковь была украшена гораздо богаче, в частности в ней находилось, аж, 20 алтарей.

Согласно монастырскому распорядку дня богослужения тут проходили 7 раз днем и 1 раз ночью


Наиболее заслуживающая внимание деталь здесь канцель (кафедра) 1565 года, украшенная лепниной

Сразу у входа в церковь находится лестница, которая ведет в келии монахов - дормиториум. Это единственное место в монастыре, где для посетителей доступен второй этаж. До 1516 года здесь была общая спальня, затем появились отдельные комнаты (кельи). Стены и потолок украшены растительными мотивами. Кроме того при входе сохранились надписи из монастырского устава. Плитка здесь также старинная, начиная с XIII века. В середине XX века, когда в здании монастыря находился Ландтаг, здесь спали парламентарии

Для осмотра доступна одна из комнат


Умывальники

У лестницы на этаж расположены ряд помещений, например, тут находилась библиотека и архив монастыря.

Первое помещение на первом этаже этой части здания - капитул - место, где собирались монахи. Ежедневно это происходило в 6 утра. Вдоль стен стояли лавки, напротив входа сидел аббат. Также здесь хоронили наиболее достойных, о чем свидетельствует большое количество могильных плит. Это самая старая часть монастыря, она датируется 1220 годом. Роспись сводов произведена в 1528 году.

Слева в дальнем конце капитула находится небольшая комнатка, здесь в 1526 году жил эрцгерцог Фердинанд Австрийский, готовясь к исповеди

Следующее помещение в восточном крыле - парлаториум. Дело в том, что монахам-цистерцианцам по уставу запрещено было говорить, единственное помещение, где это можно было делать - парлаториум. Причем заходить сюда можно было только для короткого разговора по делу. Изначально наверх в спальни вела лестница, но в XIX веке ее разрушили.

Под полом зала находилась отопительная установка, которая была старше, чем сам монастырь

Сейчас здесь выставлены некоторые экспонаты

На цветной схеме монастыря видно к каким эпохам относятся те или иные части здания

В южном крыле здания находится одно из самых больших и красивых помещений монастыря - Летняя трапезная. Она была построена в 1335 году в готическом стиле взамен аналогичного романского помещения

Стены тут украшают гербы

А оригинальная потолочная роспись рассказывает о растительном мире и изображает фантастических животных

И только тут, в южном крыле галерей я обнаружил, что их своды украшены не менее изысканно. Каждое пересечение венчает 130 рельефных украшений и ни одно не повторяется. Изначально в этой части располагался калофакторий (отапливаемое помещение), но после того, как его построили западнее, расположенное здесь было разрушено.

И последнее помещение монастыря, доступное посетителям - источник, своего рода беседка, располагавшаяся напротив входа в трапезную. В центре этого помещения был фонтан с питьевой водой, кроме того братья мыли здесь руки перед едой. К сожалению, сама комната и фонтан были разрушены и были ваосстановлены только в 1879 году.

Над входом в комнату с источником сохранились два интересных изображения


Человек в меховой шапке, похоже, сам строитель


А это легендарный шут и балагур, герой сказок - Тиль Уленшпигель

И после изучения всех залов монастыря мы, наконец, выходим в сад с фонтаном



Сам фонтан XIX века

Как видно, у всех галерей был второй этаж, к сожалению, из всего туристам доступен только дормиториум в восточном крыле

В теплое время года монастырь открыт каждый с 9 до 18.00, и только по понедельникам здесь есть обед с 12 до 13 часов. В зимнее время монастырь не работает по понедельникам, а в остальные дни работает с 10 до 12 и с 13 до 17. Билет стоит 5 евро. Правда, съемка на территории платная. Кроме этого отдельно, но только вместе с гидом, на территории монастыря можно осмотреть дворец вюртембергских королей XIX века, а также замковую кухню.

Если будете в этих краях, то не забудьте посмотреть сам Тюбинген - очень интересный город. Там же можно и остновиться на ночлег, рекомендую для этого отель

Средневековые монастыри Европы – одни из самых посещаемых туристами мест. Раньше они были настоящими центрами общественной жизни, потому что совмещали в себе культуру, религию, административное управление, просвещение и даже судебную сферу. Здесь могли найти приют отчаявшиеся и бездомные, а для многих детей из бедных семей воспитание и жизнь в обители означали повышение социального статуса.

Несмотря на то, что в современном мире большинство первоначальных функций этих духовных мест утрачено, они не прекращают вызывать живой интерес.

Во-первых, они представляют собой прогрессивные архитектурные образцы средневековья, во-вторых, являются примерами замкнутых комплексов, которые обслуживали сами себя за счёт выполняемых монахами работ, содержащихся животных и выращиваемых сельхоз культур. По сути, это были образцы «государств в государстве» с особой жизнью и историей. Нередко монастыри Европы становились пульсарами исторических действий, где происходили трагические или великие событий. Многие из них окутаны таинственными и даже мистическими историями, до сих пор волнующими и поражающими воображение людей.

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус. Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры.

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Всем, кому посчастливилось побывать в австрийском городе Адмонт, расположенном на реке Энс, никогда не удастся забыть прекрасную картину: старейшие монастырские здания времён Средневековья, отражающиеся в водной глади реки.

Своим появлением живописный Адмонт обязан архиепископу Зальцбургскому, который инициировал его возведение в 1704 году. Здесь проводилась активная просветительская работа, особенно прогрессивными были монахи в естественных науках и в описании исторических фактов. Рядом с монастырской территорией была построена современная школа для девочек, в которой преподавали лучшие из монахов.

Пик процветания пришёлся на средние века, во времена служения аббата Энгельберта. Он был учёным, опередившим своё время, из-под чьего пера вышло много значимых научных работ. Именно в это время в обители начинает функционировать библиотека, по сей день являющаяся крупнейшей монастырской библиотекой не только Европы, но и всего мира. Коллекция книг настолько великолепна, что сюда ежедневно выстраиваются очереди посетителей. За год библиотеку посещает более 70 тыс. человек. Здесь можно увидеть 70 тыс. рукописных текстов и гравюр, а среди 200 тыс. книг есть огромное количество старейших экземпляров, созданных до XIII века.

Зал, где находится библиотека, представляет собой огромное светлое помещение, в котором причудливо смешались элементы неоготики, барокко и романского стиля. Кроме того, на территории действуют музеи естествознания и истории искусств, а в выставочном зале часто проходят музыкальные фестивали. Специальный отдел экспонирует картины для слепых. Можно только представить, насколько уникальны были бы выставки, если бы в 1865 году монастырские здания не пострадали от пожара.

Некоторые сокровища старейшей коллекции были проданы в кризисные 30-е годы XX столетия, которые стали очень тяжёлыми для жизни монахов. Были годы, когда деятельность монастыря прекратилась национал-социалистическим правительством, но с 1946 года духовная деятельность возобновилась, и с тех пор больше не приостанавливалась.

Монтекассино

Монастырь, созданный Бенедиктом Нурсийским на месте бывшего храма Аполлона, считается знаковым местом не только для Италии, но и для истории всей средневековой Европы. Его судьба полна горьких страниц, поскольку он неоднократно подвергался разрушениям. По этой причине тут сбереглась только небольшая часть старейшего величия и красот, наблюдаемых монахами и паломниками Средневековья. Тем не менее потоки гостей в эту обитель, расположенную на расстоянии 120 км от Рима, не прекращаются в любой сезон.

После постройки Монтекассино в 529 году на его территории возник Бенедиктинский орден. Но уже через 33 года строения разрушили лонгобарды. На восстановление ушло полтора столетия, но ещё через 170 лет его разорили сарацины. Отстроил Монтекассино папа Агапит II, понимающий его важность в жизни всей Италии. Военные атаки происходили и во время наступления Наполеона в 1799 году.

Следующее и величайшее разрушение произошло уже в ходе Второй Мировой войны в феврале 1944 года. Тогда возникло подозрение, что на территории монастыря находятся высокопоставленные фашистские военачальники, поэтому территория была разбомблена. От зданий смогли уцелеть только некоторые элементы, но основные ценности коллекций, к счастью, успели эвакуировать до начала бомбардировки, поэтому они остались невредимыми. Во время воздушных атак в стенах Монтекассино погибли сотни мирных людей, нашедших убежище в этих стенах в военное время.

По личному указанию Папы Римского вотчина бенедиктинцев была восстановлена в семидесятых, после чего сюда устремились тысячи паломников, желающих увидеть замок Средневековья. Гости могут любоваться внутренним двориком, храмами, виноградниками и слушать истории из средневековой жизни.

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Настоящая жемчужина христианства расположена на острове побережья Нормандии на северо-западе Франции. Замок удивительной красоты с высокими башнями, уходящими в небо и отражающимися в морской воде, представляет собой незабываемую картину, увидеть которую ежегодно стремятся более 4 млн туристов со всего мира.

Мон–Сен-Мишель с французского переводится как «Гора Святого Архангела Михаила». Уникальное расположение способствует тому, что добраться на него по сухопутному пути можно только во времена значительных отливов, а приливы отрезают его от материковой суши, оставляя тончайший перешеек, по которому не каждый решается ступить. Это заставляет туристов быть предельно осмотрительными: ещё Виктор Гюго писал, что скорость прилива воды равна скорости лошади, скачущей галопом. По этой причине огромное количество туристов не смогли преодолеть этот путь, утонув в заливе.

История возникновения старейшего монастыря связана с красивой легендой: в 708 году епископу Авраншу Святому Оберу во сне явился Архангел Михаил с указом начать строительство обители монахов на острове. Проснувшись, епископ подумал, что мог неправильно понять видение. После второго подобного сна он продолжал сомневаться, поэтому Архангел приснился Авраншу и в третий раз, оставив на голове ожог. Сразу после этого епископ решил инициировать строительство.

В X веке количество паломников стало так велико, что для них у подножия обители был построен маленький город, а обилие пожертвований позволило собрать нужную сумму, чтобы на вершине горы воздвигнуть огромный храм. На территории Мон-Сен-Мишель к началу XIII века жили несколько сотен регулярных монахов. Но постепенно значение аббатства ослабевало, и уже к 1791 году монашеская жизнь здесь закончилась, уступив место тюрьме, просуществовавшей до конца Великой французской революции. С 1873 года начата масштабная реконструкция, в ходе которой Мон-Сен-Мишель имеет современный внешний вид. Многим он напоминает замок с заставки кинокомпании Дисней, много лет олицетворяющую красоту замков Средневековья.

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

5 / 5 ( 2 votes )

  1. Введение
  2. Жители монастыря
  3. Время и дисциплина
  4. Архитектура

Христианское монашество возникло в египетской и сирийской пустынях. В III веке некоторые верующие, чтобы укрыться от мира с его искушениями и полностью посвятить себя молитве, стали уходить из языческих городов в безлюдные места. Первые монахи, практиковав-шие крайнюю аскезу, жили либо в одиночестве, либо с несколькими учениками. В IV веке один из них, Пахомий из египетского города Фивы, основал первый общежительный (киновийный) монастырь и написал устав, который описывал, как монахам следует жить и молиться.

В том же столетии монастыри начали появляться и на западе римского мира — в Галлии и Италии. После 361 года бывший римский солдат Мартин основал под Пуатье общину отшельников, а после 371 года — монастырь Мармутье под Туром. Около 410 года святой Гонорат Арльский создал на одном из ост-ровков в Каннском заливе Леринское аббатство, а святой Иоанн Кассиан около 415 года — монастырь Сен-Вик -тор в Марселе. Позже благодаря усилиям свя-того Патрика и его последователей своя — очень суровая и аскетичная — традиция монашества появилась в Ирландии.

В отличие от отшельников, монахи общежительных монастырей объеди-нялись под властью аббата и жили по уставу, созданному кем-то из отцов. В восточ- но- и западно-христианском мире существовало множество мона-стырских правил Пахомия Великого, Василия Великого, Августина Гиппонского, Колумбана и др. , но самым влиятельным стал устав, составленный около 530 года Бенедиктом Нурсийским для аббатства Монтекассино, которое он основал между Неаполем и Римом.

Страница устава Бенедикта Нурсийского. 1495 год Biblioteca Europea di Informazione e Cultura

Бенедикт не требовал от своих монахов радикального аскетизма и постоянного сражения с собственной плотью, как во многих египетских или ирландских монастырях. Его устав был выдержан в духе умеренности и предназначался скорее для «начинаю-щих». Братья должны были беспрекословно подчиняться настоятелю и не покидать стены монастыря (в отличие от ирландских монахов, которые активно странствовали).

Его устав формулировал идеал монастырской жизни и описывал, как ее орга-низовать. В бенедиктинских монастырях время распределялось между бого-служением, уединенной молитвой, душеспасительным чтением и физическим трудом. Однако в разных аббатствах это делали совершенно по-разному, а прин-ципы, сформулированные в уставе, всегда требовалось уточнять и адап-тировать к местным реалиям — образ жизни монахов на юге Италии и на се-вере Англии не мог не отличаться.


Бенедикт Нурсийский передает свой устав святому Мавру и другим монахам своего ордена. Миниатюра из французского манускрипта. 1129 год Wikimedia Commons

Постепенно из радикального выбора для немногих аскетов, готовых к воздер-жа-нию, бедности и послушанию, монашество превратилось в массовый институт, тесно связанный с миром. Даже умеренный идеал все чаще стал забываться, а нравы — разбалтываться. Поэтому история монашества полна призывов к реформе, которая должна была возвратить монахов к первоначаль-ной строгости. В результате таких реформ в бенедиктинской «семье» возни-кали «подсемьи» — конгрегации монастырей, реформированных из одного центра и часто подчиненных «материнскому» аббатству.

Клюнийцы

Cамой влиятельной из таких «подсемей» стал Клюнийский орден. Аббатство Клюни было основано в 910 году в Бургундии: монахов оттуда приглашали реформировать другие обители, они основывали новые монастыри, и в итоге к XI-XII векам возникла огромная сеть, которая охватывала не только Фран-цию, но и Англию, Испанию, Германию и другие земли. Клюнийцы добились иммунитета от вмешательства в свои дела мирских властей и местных еписко-пов: орден был подотчетен только Риму. Хотя устав святого Бенедикта предпи-сывал братьям трудиться и самим возделывать свои земли, в Клюни этот принцип был позабыт. Благодаря потокам пожертвований (в том числе за то, что клюнийцы неустанно служили заупокойные мессы по своим благодетелям) орден превратился в крупнейшего землевладельца. Монастыри получали подати и продукты от крестьян, возделывавших угодья. Теперь для монахов благородных кровей физический труд считался постыдным и отвлекавшим от главной задачи — богослужения (в обычные дни оно занимало семь часов, а в праздники и того больше).

Цистерцианцы

Обмирщение, восторжествовавшее среди клюнийцев и в других близких по духу монастырях, вновь пробудило мечты о возвра-щении к первоначальной строгости. В 1098 году аббат бургунд-ского монастыря Молем по имени Роберт, отчаявшись привести братьев к строгости, с 20 монахами ушел оттуда и основал аббатство Сито. Оно стало ядром нового, Цистерцианского (от Cistercium — латинского названия Сито) ордена, и вскоре в Европе появились сотни аббатств-«дочерей». Цистерцианцы (в отличие от бене--диктинцев) носили не черные, а белые (из некрашеной шерсти) одея-ния — поэтому их стали называть «белыми монахами». Они тоже следовали уставу святого Бенедикта, но стремились исполнять его буквально, чтобы вер-нуться к первоначальной строгости. Для этого требовалось удалиться в далекие «пустыни», сократить продолжительность богослужений и посвятить больше времени труду.

Отшельники и рыцари-монахи

Помимо «классических» бенедиктинцев, на Западе существовали монашеские общины, жившие по другим уставам или сохраняв-шие устав святого Бенедик-та, но применявшие его принци-пиаль-но иначе — например, отшельники, практиковавшие крайнюю аскезу в небольших общинах, такие как камальдулы (их орден был основан святым Ромуальдом), картезианцы (последователи свя-того Бруно) или гранмонтенсы (ученики святого Стефана из Мюре).

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там мона-хи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга парал-лельно стояли два ряда скамей или кресел Англ. stalls, фр. stalles. . В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды Вспомним французское слово misericorde («сострадание», «милосердие») — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев. .

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка Англ. rood screen, фр. jubé. , на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, кото-рый вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегоро-док было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневеко-вый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и до-ступ-но для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство пра-ведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латин-ского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Биб-лии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных мон-стров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих мона-стырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам Ин. 13:5-11 . — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собе-седования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад прин-ципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали мона-хам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»). .

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, бого-служебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело матери-альное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литур-гические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др. , жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по канони-ческому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грам-матики, творения древне-греческих и древнеримских авторов… Хорошо извест-но, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подо-зрительное отношение к языческой муд-рости, сохра-нили средневеко-вые монахи В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библио-теки монастыря Сен-Рикье на севере Фран-ции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, при-водится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и бого-служебных книг, он включал комментарии и богослов-ские сочинения Оригена, Августина Гиппон-ского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д. .

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их чита-телями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum ) бенедик-тинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или свет-скими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на арка-дах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болту-нов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполго-лоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium ). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сооб-щения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или сло-ги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов бого-служения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослу-жения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизин-цами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестику-лирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по пере-ходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.
Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не дол-жны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, распо-ло-женного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скан-динавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В раз-личных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволя-лись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.

В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было мно-жество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в суббо-ту вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Вели-кий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включав-шее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали пор-цию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправ-ных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от горо-дов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клю-нийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, кото-рый следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, не доеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разреша-лось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные бого-служения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопуска-ние (minutio ) — процедуру, которая и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстано-вить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделы-вали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возво-дили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Источники

  • Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980–1420 годов.

    М., 2002. Prou M. (éd.). Paris, 1886.



Случайные статьи

Вверх