Что входит в соц сферу. Сферы жизни общества

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Понятие «социальная сфера»

Определение 1

В современной научной литературе существует большое количество определений понятию «социальная сфера». Также стоит отметить, что, помимо многоаспектности этого понятия, оно используется в различных контекстах. В широком смысле «социальное» - это все то, что напрямую связано с обществом, с человеком и его жизнью во всех проявлениях: экономической, политической, социальной и духовной.

  • Как совокупность больших социальных групп (классов, народов, этносов и национальностей). В данном случае понятие социальной сферы полностью совпадает с понятием социальной структуры современного общества;
  • Социальная сфера выступает в качестве обеспечения воспроизводства общества. Таким образом она является совокупностью экономических отраслей, которые в той или иной степени задействованы в процессе удовлетворения социальных потребностей различных участников общественных отношений: граждан, работников различных предприятий, которые получают заработную плату в зависимости от своих обязанностей и способностей. Чаще всего в этом смысле социальная сфера – это сфера услуг, или иначе ее можно назвать третичным сектором экономики. Иногда этот сектор в некоторых исследованиях имеет еще одно название – социальная инфраструктура (социально-культурная сфера общества).

Структура социальной сферы

Замечание 1

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента: здравоохранение, образование, а также культура и искусство как отдельный аспект социальной сферы жизни человека. В зависимости от элемента и определяются ключевые цели социальной сферы.

Целью здравоохранения является организация и обеспечение доступного и, по возможности, бесплатного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья населения государства. Функции здравоохранения также достаточно разнообразны:

  • Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения.
  • Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней.
  • В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества.
  • В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости.
  • В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса. Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения. В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие: сохранение культурных исторических и национальных памятников; приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей; пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи; духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Значение социальной сферы

Роль и значение социальной сферы для общества определяется не только ее структурой, но и теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важная функция социальной сферы – это функция социального воспроизводства. Она влияет на все слои и группы населения, заключается в сохранении их целостности как основных субъектов исторического процесса. Также функция социального воспроизводства напрямую влияет на всестороннее жизнеобеспечение каждого члена общества в отдельности, и наиболее обширных социальных групп в целом.

Социальное воспроизводство социальной среды характеризуется еще одним рядом немаловажных, но второстепенных функций:

  1. Социорегулятивная;
  2. Социоадаптивная;
  3. Социопродуктивная;
  4. Социокультурная;
  5. Социодинамическая;
  6. Социозащитная.

Замечание 2

Многие авторы и исследователи отдельно выделяют их, поскольку представляют социальную сферу как единую социальную систему. Способ ее организации должен обеспечивать целостность, а главное, гармоничность в проявлении главной функции – функции социального воспроизводства.

Социальная сфера направлена также на следующее: она регламентирует показатели социальной деятельности социально-экономически активного населения, а также регулирует их отношения, которые направлены на повышение эффективности в использовании всеобщего потенциала социальной сферы. Сюда также входит дальнейшее развитие системы норм и ценностей, которые выступают в качестве реальной основы макропроцессов в социуме, направленных на смену моделей поведения человека или целых социальных групп.

Благодаря социальной сфере появляется возможность достигнуть согласованности действий людей в обществе, а также стимуляция деятельности индивидов и социальных групп, повышение их мотивированности, которая направлена на эффективную реализацию потенциала каждого члена общества. Отсюда и решение проблем, которые возникают в связи с новыми потребностями, запросами и тенденциями населения.

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

К примеру, регистрируя ребенка по месту жительства , устраиваясь на работу и выходя на пенсию, мы вступаем в социальные отношения, а, значит, становимся субъектами социальной сферы общества.

Экономическая сфера

Экономическая сфера общества — это огромный пласт человеческих отношений, связанных с созданием и перемещением материальных благ. Работая на производстве и выпуская продукцию, оказывая платные услуги и потребляя их, вы становитесь участником экономической сферы жизни общества.

А как же дети? — спросите вы. — Они не работают и не покупают, выходит, малыши и школьники выпадают из этой области развития социума. Нет, они тоже являются его участниками. Родители покупают для них одежду и продукты питания, оплачивают посещение спортивных секций и кружков, получают на них пособие и льготы. Таким образом, дети тоже опосредованно приобщаются к экономической сфере жизни.

Политическая сфера

Все, что изучает политология , относится к политической сфере общества. Устройство государства и функционирование местных органов власти, проведение выборов и образование партий, формирование политических течений и идеологий, — все это элементы политической сферы жизни общества.

Когда мы становимся ее участниками? Вступая в ряды партии, обращаясь в городскую администрацию за справкой, отдавая свой голос за одного из кандидатов на выборах, меняя гражданство и даже просто участвуя в опросах, связанных с оценкой деятельности политической власти, мы соприкасаемся с политической сферой деятельности.

Взаимодействие различных сфер общества

Вопрос о выделение приоритетной сферы общества относится к разряду риторических, хотя, как мы писали выше, попытки дать на него ответ были. Это напоминает ситуацию, когда нужно определить, кто в семье главный: папа, который приносит деньги в дом, мама, которая покупает за эти деньги продукты, готовит еду и кормит домочадцев, или ребенок, без которого родители не смыслят свою жизнь?

Сферы развития общества тесно переплетаются и не могут существовать изолированно одна от другой. Судите сами: разве можно провести предвыборную кампанию без финансирования, не изучив общественное мнение и не учтя традиционные устои жителей той местности, где она проходит?

Жизнь каждого из нас является яркой иллюстрацией взаимопроникновения сфер общества: социальной, когда мы получаем паспорт гражданина , экономической при совершении покупок, политической во время выборов и духовной, когда мы воспитываем у своих детей любовь к Родине.

Мы живем, не подозревая о том, что различные сферы общества стали неотъемлемой частью нашего существования. Это одно из правил социума, нарушить которое не может никто.

Предлагаем посмотреть видео на тему «Сферы жизни общества и направления его развития»:

Социальная сфера общества - это нечто неодностороннее, нечто такое, что понять можно, только лишь изучив детально. По поводу ее сущности до сих пор идут споры.

Конечно же, состоит из больших социальных групп, а также из отношений, возникающих между этими группами. Группы - это не только трудовые коллективы и классы, но и нации, народы и так далее. Все человечество - это одна большая социальная общность.

Социальная сфера - это не что иное, как сфера воспроизводства, а также производства. Человек реализует в ней себя не только как существо духовное и социальное, но и, конечно же, биологическое. Социальная сфера - это то, благодаря чему мы получаем образование, работаем. Получаем необходимую медицинскую помощь, имеем дом, соответствующий определенным стандартам и пригодный для проживания. К примеру, жизни общества тоже важна. Однако ее важность никак не может быть выше важности социальной сферы, так как она является основой порядка и общего благополучия.

Люди неравны по образованию, способностям и прочему. Если из важного механизма выпадет один винтик, разве просто будет подобрать на его место подобный? Да, все зависит от ситуации, а также от того, есть ли из чего выбирать. Так же и с людьми: общество стремится воссоздавать тех, кто мог бы вмиг овладевать любыми видами деятельности.

Люди неравны не только по способностям, но и по Отличия в данном случае существуют следующие:

Семейные;

Половозрастные;

Классовые.

Классовые признаки человека, как правило, связаны с собственностью. Собственность - это то, чем владеет человек, то, что является его капиталом. Классовое расслоение имеет место с древних времен, и никуда от него не деться.

Средства производства - это то, по поводу чего складываются отношения собственности. Те материальные блага, которые производятся при их помощи - это то, что должно удовлетворять потребности людей. Конечно же, кому-то их достается больше, а кому-то - меньше.

В древности основой расслоения были касты. Речь о том, что одни группы людей имели определенные привилегии, а другие их не имели. Эти привилегии передавались по наследству.

Можно наблюдать в обществе практически любой страны. Многие великие политики и мыслители предлагали множество вариантов его устранения. Одни из них предлагали открыть перед человеком все дороги, чтобы он выбрал свою и сам добился нужных благ, а другие утверждали, что необходимо дать всем стандартный набор благ.

Люди неравны также и по половозрастным признакам. Да, действительно, молодые люди, дети, пенсионеры и прочие живут по-разному, занимаются разной деятельностью, выполняют разные социальные функции и так далее. Здесь все зависит от степени самостоятельности, предрасположенности к чему-либо и так далее. Женщин часто ущемляли в правах, не давали заниматься определенными видами деятельности. Сегодня их положение лучше, но дискриминация все равно наблюдается.

Человек должен быть защищен, независимо от пола и возраста. Социальная защита - это то, что дает гарантии благополучия всех и каждого.

Семья - это малая социальная группа. В социальной структуре общества ей всегда отводилось особое место. Какие отношения складываются здесь? Речь идет о биосоциальных отношениях между супругами, необходимых для воспроизводства рода. Отношения внутри семьи складываются в зависимости от материальных и иных условий жизни людей. Никто не станет спорить с тем, что крестьянская семья живет совсем не так, как семья городская.

Общество меняется под влиянием давления сферой можно управлять, но для этого управления нужно уметь понимать интересы и настроения не только больших социальных групп, но и отдельных индивидов.

В социальной философии, социологии, других социальных науках широко используется понятие "социальной сферы общества". В оценках сути социальной сферы общества и в её понимании обычно присутствуют два ракурса - научный и административно-бытовой. В науке, прежде всего, в социальной философии и социологии социальная сфера общества представлена сферой социума, в котором наличествует вся палитра предметно социальных связей и отношений. В административно-бытовом плане в социальную сферу включают различные виды деятельности и отношения непроизводственного, общественного характера, применительно к человеку. В силу этого стоит предметно разобраться, что собою действительно представляет социальная сфера жизни общества.

Мы отмечали, что социум имеет многовековой уклад и представляет собой социальное пространство общества, изменяющееся исторически по мере изменения общественных условий бытия: естественных, технических, социальных, экологических и иных. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции общественно-экономической формации (марксистский подход) отмеченные условия учитывались специфически: детерминация была одна - партийно-идеологическая. В соответствии с цивилизационным подходом к развитию общества - западная научная парадигма А. Тойнби, О. Шпенглера и других мыслителей, становление и функционирование социума имело иные факторы детерминации, основу которых составляли особенности бытия той или иной цивилизации.

Исходя из двух концепций, можно отметить, что каждому крупному этапу в истории общества - формации либо цивилизации, должен соответствовать свой социум, свой социальный тип, своя социальная система, то есть наличие определённого структурированного состава: социальных институтов и общностей, социальных групп и страт, а самое главное - связей и отношений между ними и внутри них.

Когда заходит речь об общественно-экономической формации либо о цивилизации, то представляется исторически сложившийся тип общества, определённый уровень его развития и, соответственно, специфический тип его социума. Смена одной общественно-экономической формации другой, динамика цивилизаций приводят к сущностным изменениям в социальной сфере, то есть изменениям содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс закономерен и вызывает повышенный научный интерес, потому что социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно изменяющимся цивилизационным или общественно-экономическим условиям бытия. Её собственная динамика обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определённой устойчивостью и достаточной самостоятельностью, в связи с сохранением социальных отношений предыдущей социальной системы (например, в феодальном обществе - социальные группы рабов и отношения, детерминированные их деятельностью; в постиндустриальном обществе - социальные группы наёмных рабочих с функциональными особенностями их бытия). Однако более совершенный способ производства при формационном построении общества (в совокупности с рядом других факторов - политических, территориальных, этнических, глобализационных и т.п.) и культурный фактор при цивилизационном подходе, постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Процесс этот непростой, но закономерный для социальной сферы, то есть для социума.

Важное значение для понимания сути социальной сферы жизни общества и процесса её формирования имеют такие известные категории, как "социальное пространство", "социальная среда", "социум", "общество"; кроме этого, необходимо знание структуры общественной жизни, которая посферно (структурно-функционально) детерминирует всю систему общественных отношений: экономических и экологических, управленческих и педагогических, научных и художественных, медицинских и физкультурных, оборонных и общественной безопасности. Здесь важно осознание того, что возникновение каждого системообразующего института жизни общества, то есть её сферы, было детерминировано базовой формой общественной деятельности, которая порождала эти отношения. Экономика формировалась как сфера жизни общества, самостоятельный системообразующий институт общественной жизни через систему отношений производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг посредством необходимой всему обществу деятельности. Экология - через систему отношений, обеспечивающих сохранение окружающей среды, её восстановление и селекционное совершенствование, а также защиту человека от пагубного воздействия природных факторов. Управление - через систему отношений при разработке, принятии, реализации и корреляции стратегических, тактических и оперативных решений, необходимости несения ответственности за их результаты. Педагогика - через отношения, возникающие в процессе деятельности при получении знаний, умений и установок, то есть в процессе образования, обучения и воспитания. Наука - через систему отношений, отражающих деятельность по получению новых знаний, созданию новаций. Искусство - через специфику отношений художественного и художественно-прикладного спектров деятельности и взаимной связи их творца и потребителя. Медицина - через отношения в профессиональных областях деятельности по диагностике, профилактике, лечению и реабилитации людей. Физическая культура - через отношения гармоничного физического развития человека с использованием современной физкультурной базы и новейших методик тренировок. Оборона - через систему отношений, обеспечивающих применение Вооружённых сил для защиты общества и его институтов от возможной внешней вооружённой агрессии и оснащение их современными видами вооружения и военной техники. Общественная безопасность - через систему отношений, складывающихся в специфике её многогранной профессиональной деятельности: милицейской, судебно-правовой, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной, специальной и т.п., гарантирующей всестороннюю защиту общественных институтов и прав людей в стране и за её пределами. Всё означенное отражает функциональный характер общественных отношений, на основе которых выстраивается сферная система жизни общества, ключевую роль в которой играет человек, индивид, социум. Сфера социума представляет собой социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями, которые "вплетены" во всё многообразие общественных отношений. Но социальная сфера общества не являет собой системообразующего института общественной жизни, так как не строится по принципу базовой формы общественной деятельности, с исторически присущими ей традициями, принципами, нормами, культурой. Она целостно отражает социальное пространство общества с его социальной структурой: индивидами, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами и, присущими им, отношениями. "Социальная сфера", в этом значении, не встроена в типологический ряд "сфер общественной жизни", характер отношений которых обусловлен институциональной деятельностью и представлен выше.

Социальная сфера - это исторически сформировавшееся социальное пространство жизни людей, в котором наличествуют устойчивые связи и отношения между различными социальными элементами общества: индивидами, группами, общностями, институтами. Социальная сфера - это сфера социума, предметно человеческое образование, в котором структурируются социальные отношения людей. Социальная сфера - исторически сложившееся социальное пространство общества. Не надо путать её с обыденным и административным пониманием "социальной сферы", сводимом к учреждениям непроизводственного характера, функционально предназначенным удовлетворять людские потребности в различных областях жизни: в области здравоохранения, в области образования, в области трудоустройства, в области пенсионного обеспечения, в области защиты прав детей и материнства и т.п. Они представляют элементы общественного, гражданского, административно-правового, а не "чисто" социального характера. Конкретно социальное в них - люди, со своими чувствами, переживаниями, потребностями, отношениями, деятельностью. Поэтому научное - философское, социологическое, педагогическое, историческое понятие "социальной сферы" не аналогично административному и бытовому использованию термина "социальной сферы" как некой "социалки". В первом случае, "социальная сфера" - это сфера социума, охватывающая исторически сложившееся социальное пространство общества с присущими ему социальными отношениями и институтами, порождёнными деятельностью человека; во втором случае, под "социальной сферой" понимается функционирование федеральных, региональных и местных административных структур, по своему предназначению обязанных предметно заниматься жизненными проблемами населения, то есть выполнять служебные обязанности.

В связи с этим целесообразно определиться с той средой, в которой проявляются социальные отношения, а для этого необходимо понимание различий между социальной сферой жизни общества и общественным бытием. Эти различия принципиальны и являют сущностной характер, хотя имеются отдельные теоретические построения, не проводящие грани между ними. Социальная сфера жизни общества - это сфера его социальных отношений, возникающих в процессе деятельности и носящих человеческий, то есть социальный характер. Эти отношения возникают непосредственно внутри и между социальными общностями и индивидам - людьми, личностями, персонами, социальными структурами: родовые, этнические, демографические, стратификационные, поселенческие, национальные, семейные. Общественное бытие - это всё пространство человеческой жизни с включением в него полного спектра экономических, экологических, управленческих, педагогических, научных, художественных, медицинских, физкультурных, оборонных и, осуществляющих безопасность общества, базовых форм общественной деятельности, а также, наполняющих их, предметных видов профессиональной деятельности с присущими им отношениями (например, в сфере экономики - финансовыми и промышленными; в сфере управления - руководством и исполнением и т.п.).

Общественное всегда более ёмкое понятие, чем социальное, хотя последнее встроено во все типы общественных отношений, характеризуя их с человеческой, личностной, персональной стороны в экономической и научной, управленческой и педагогической, оборонной и медицинской и других сферах, то есть, системообразующих институтах жизни общества.

Здесь уместно вспомнить точку зрения К. Маркса и Ф. Энгельса на объяснение понятий "общественное" и "социальное", означенную ими в ряде своих работ при анализе общества, процессов, происходящих в нём, и складывающихся при этом отношений. Они употребляли понятие "geBellschaftlich" - "общественный", для обозначения "общественных отношений", "общественных потребностей", "общественной связи" и т.п. в том случае, когда возникала необходимость вести речь об обществе в целом, во взаимодействии всех его сфер жизни. Понятие же "sozial" - "социальный", употреблялось ими при исследовании природы отношений людей друг к другу, то есть "чисто" человеческих отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей, индивидов и социальных групп.

В связи с этим, при характеристике социального в общественном целесообразно применять понятие социума, являющегося человеческой (социальной) основой общества и одной из трёх его подсистем. Наряду с социумом в систему общества входят индустриально-техническая подсистема (созданная человеком искусственная среда) и экологическая подсистема (изменённая человеком естественная среда). Социум - это люди, включённые в процесс социальных отношений посредством собственной деятельности, со своими специфическими социальными образованиями (семья, коллектив, группа), а также потребностями и способностями. Компоненты социума - потребности, способности, деятельность, отношения, институты образуют его структуру. Структура социума отражает содержание и форму социального пространства, где формируются, функционируют и развиваются разнообразные социальные отношения людей: индивидов, личностей, персон, социальных групп. Социум - это социальное пространство общества, в котором интегрированы все его социальные отношения.

Основой социальных отношений выступают потребности, детерминированные индивидуальными или групповыми материальными и духовными факторами. Поэтому регуляция социальных отношений объективирована, в большей части, традиционными (нравственными) правилами и нормами жизни людей, которые реализуются на основе принципов формального равенства, свободы и справедливости. Основой общественных отношений выступают институциональные потребности общества, регулируемые в основном юридическими нормами - законами, указами, постановлениями. Поэтому социальные отношения - персонифицированы, а общественные отношения - институционализированы.

В социальную сферу (социальное пространство) включаются все элементы социальной структуры общества - индивиды, социальные общности и группы, социальные институты и страты, а главное - существующие между ними и внутри них отношения. В силу этого представляется целесообразным более подробно остановиться на социальной структуре общества.

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Применительно к марксизму - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, индустриальный. Иной подход - региональный тип отношений общества, отражающий национальную специфику, социально-экономические и политические особенности: латиноамериканский, европейский, азиатский, африканский. Социальная структура общества предполагает единство территории, общность языка, единство экономической жизни, единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать. Немаловажен фактор менталитета нации. Поэтому социальная структура представляет качественную определённость общества, сочетающую в себе социальные институты и образования, отношения, присущие им, а также общезначимые нормы и ценности.

Центральным звеном социальной структуры общества является человек, индивид, личность, как субъект социальных отношений, как персона. Он конкретный представитель каждого элемента социальной структуры. Он включён в систему и исполнение самых разнообразных статусов и социальных ролей, одновременно осуществляя свою деятельность и как член семьи, и как профессионал, и как горожанин или селянин, и как этнический, конфессиональный или партийный представитель общества.

Современная социальная структура общества достаточно разнообразна. Её можно представить следующим образом:

  • - этнический компонент (этническая структура);
  • - демографический компонент (демографическая структура);
  • - поселенческий компонент (поселенческая структура);
  • - стратификационный компонент (стратификационная структура).

Компоненты социальной структуры неоднородны, зависимы от уровня развития общества. Например, в первобытнообщинном обществе отсутствовал не только стратификационный, но и поселенческий компонент, ибо появление последнего связано с выделением города как центрального места для ремёсел и торговли, его отделение от деревни. Не было в этом архаичном общественном строе и ранжированность по экономическим, профессиональным и иным признакам.

Историчен и процесс совершенствования компонентов социальной структуры общества и их корреляция. В частности, стратификационный компонент, если подходить к нему с точки зрения П.А. Сорокина, включает три слоя: экономический, политический и профессиональный, которые вертикально ранжированы. Он представляется весьма динамичным. Например, ранжированность по образованию: если в начале XX в. насчитывалось несколько сотен специальностей, по которым велось обучение в высшей школе, то на начало XXI столетия востребуемых обществом специальностей уже несколько тысяч, соответственно и стратификационная структура требует корреляции.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.), крупнейший социолог планеты, мыслитель. Родился в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Жешарт, Республика Коми. Учился в церковно-учительской семинарии, за социал-революционные взгляды (в партии эсеров с 1904 г .) в 1906 г . из семинарии исключён. Мать умерла, когда он был уже юношей, отец начал сильно выпивать и Питирим вместе с братом подались в разнорабочие. Увлёкся чтением самой разнообразной литературы, которую можно было достать. В 1907 г. стал слушателем курсов в Петербурге, по окончании которых сдал экзамены экстерном за 8 лет гимназии. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, возглавляемая поочерёдно П.И. Ковалевским и Де-Роберти, а в 1910 г. перевёлся на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 г. Работал личным секретарём Ковалевского, взгляды которого во многом определили его научную деятельность как социолога. В 1917 г. был редактором правоэсеровской газеты "Воля народа", личным секретарём председателя Временного правительства России А.Ф. Керенского. Активно участвовал в созыве Учредительного собрания России (конец 1917 - начало 1918 г .), был избран его членом от партии эсеров. Один из инициаторов "Союза возрождения России", идея которого была практически нивелирована большевиками. Несколько раз арестовывался ВЧК, был приговорён к расстрелу, но по счастливой случайности (или закономерности) этого не произошло. При выходе П.А. Сорокина из заключения A.B. Луначарский - нарком просвещения, предложил ему работать в аппарате наркомата, но Сорокин отказался, заявив, что будет заниматься наукой. На это заявление, доложенное Ленину, последовала его немедленная реакция, написавшего статью "Ценные признания Питирима Сорокина", в которой Ленин, со свойственной большевикам однозначностью, критиковал позицию Сорокина. С 1918 г. Сорокин преподавал в Петроградском университете, научным итогом его работы стал труд - "Система социологии", который он защитил как докторскую диссертацию. Параллельно трудился над "Историей социологии России XIX века до наших дней". Был основателем и руководителем первого в России отделения социологии в этом университете, профессор социологии. Сотрудник журналов "Экономическое возрождение", "Артельное дело". В 1922 г. в соответствии с постановлением СНК РСФСР был выслан из страны с большой группой выдающихся мыслителей России - крупных учёных, педагогов, литераторов, деятелей искусства, которые не признавали Октябрьского переворота 1917 г. Около года совместно с женой провёл в Берлине и в Праге, читал лекции о современном положении в России и работал над "Социологией революции". Осенью 1923 г. по приглашению американских социологов Э. Хайса и Э. Росса переехал в США. В 1924-1929 гг. - профессор социологии в университете Миннесоты, где написал классический труд "Социальная динамика". В 1929 г. был приглашён в Гарвардский университет и основал там в 1931 г. факультет социологии, который возглавлял 11 лет и проработал на нём до выхода на пенсию в 1959 г. За это время у П. Сорокина на факультете обучались сыновья 32-го президента США Ф. Рузвельта, будущий 35-й президент Америки Дж. Кеннеди. В I960 г. Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации, что совершенно закономерно. Он - крупный учёный, социолог с мировым именем, автор многих работ и теоретических разработок, в том числе концепций социальной стратификации и социальной мобильности. Книга "5ocia1 and cultural mobility" (1927 г ., 1959 г.) и сейчас остаётся классическим трудом, в котором проведено научное исследование социальных отношений в различных сферах общества и раскрываются причины их изменений. Есть теоретические работы, посвященные анализу российских проблем: "Россия и США" (1944 г.), "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967 г.). Однажды Питирим Сорокин пробовал получить разрешение на кратковременное посещение Родины, попросив об этом членов советской делегации (в частности, Осипова), приехавшей на социологический кон фесе в США. Осипов пытался по-человечески способствовать этому через идеологический отдел ЦК КПСС, но после просмотра его личного дела Генеральным секретарём партии Л. Брежневым, на титуле которого была сделана запись рукой В. Ленина, категорически (под знаком смертной казни) запрещающая П. Сорокину нахождение в России, получил отказ и более к этому вопросу не возвращался.

До конца своих дней Питирим Александрович прожил с семьёй - женой и двумя сыновьями - Сергеем (профессор, доктор биологии) и Петром в своём доме в Принстоне, где и скончался после болезни 11 февраля 1968 г.



Случайные статьи

Вверх