Проект комплексной разработки штокмановского газоконденсатного месторождения

/ 30.07.2010 / Штокмановское газоконденсатное месторождение

Рис. 1. Общая схема расположения нефтяных и газовых месторождений Баренцевоморской провинции

Рис. 2. Геологический разрез отложений Штокмановско-Лунинской мегаседловины

Рис. 3. Схематический разрез среднеюрских отложений Штокмановского месторождения. Условные знаки: 1 – флюидоупоры; 2 – газонасыщенные слои; 3 – водонасыщенные слои; 4 – разломы.

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря в центральной части Восточно-Баренцевоморского прогиба, который протягивается в субмеридиональном направлении вдоль западных берегов островов Новая Земля. Прогиб имеет сложное строение, обусловленное наличием трех глубоких впадин - Южно-Баренцевоморской, Северо-Баренцевоморской и Нансена, разделенных региональными поднятиями-седловинами. Южно-Баренцевоморская и Северо-Баренцевоморская впадины разделены крупной Штокмановско-Лунинской мегаседловиной, к которой приурочены три наиболее крупных месторождения Баренцевского шельфа - Штокмановское, Лудловское и Ледовое (рис. 1). По величине запасов Штокмановское и Ледовое месторождения относятся к уникальным, а Лудловское - к крупным.

Штокмановско-Лунинская седловина представляет собой сложнопостроенную структуру, размеры которой в поперечном сечении составляют 250-300 км. Вертикальная амплитуда вала относительно юрско-меловых отложений, выполняющих дно бассейна, составляет около 500-800 м. В строении мегаседловины выделяется ряд субширотных положительных и отрицательных морфоструктур - Штокмановско-Ледовое, Лудловское и Лунинское поднятия и Северо-Штокмановский и Южно-Лунинский прогибы (рис. 2).

На основании данных сейсморазведки в пределах Штокмановско-Лунинской мегаседловны выделяется осадочный чехол мощностью не менее 15 км. Наиболее древними породами, установленными глубинными сейсмическими исследованиями, являются отложения рифейско-раннедевонского возраста, выполняющие узкие рифтогенные прогибы. На рифтогенном комплексе залегают девонско-пермские глубоководные эффузивно-кремнистые и черносланцевые породы. Вышележащие толщи перми и триаса представлены мощными (не менее 5 км) песчано-глинистыми отложениями, отражающими этап лавинного осадконакопления в регионе.

Бурением вскрыт и описан разрез глубиной лишь 4 км. Он представлен песчано-глинистыми отложениями мезозоя (триас-юра-мел) и кайнозоя.

Верхнетриасовые-среднеюрские породы представляют собой мощную (до 1200 м) толщу песчаников, которые являются хорошими коллекторами. Высокие коллекторские свойства пород и площадная выдержанность регионального резервуара создают благоприятные условия как для вертикальной, так и для латеральной миграции углеводородов.

В верхнеюрской части разреза отмечаются довольно протяженные региональные прослои черных битуминозных глинистых отложений, являющихся ловушками газа, который аккумулируется в среднеюрских песчаниках. Такой тип газовых залежей характерен для Штокмановского и Ледового месторождений.

Над верхнеюрскими экранирующими породами располагается вторая коллекторская толща, сложенная песчано-глинистыми породами нижнего и верхнего мела. Эту толщу экранируют верхнемеловые преимущественно глинистые породы, достигающие наибольших мощностей в Южно-Баренцевоморской впадине. Однако невыдерженные мощности экранирующих отложений, а также ограниченная область их распространения (они срезаются кайнозойскими морскими осадками) существенно снижают перспективы нефтегазоносности верхней коллекторской толщи. Тем не менее в меловой части разреза все же наблюдаются газопроявления на территории Лудловской, Ледовой и Лунинской площадей. Причиной этого, вероятно, является нарушение сплошности региональных верхнеюрских покрышек вследствие разрывной тектоники, что создает условия для миграции углеводородов из нижнего коллекторского комплекса в верхний.

Штокмановское месторождение было открыто при поисковом бурении в 1988 году с борта судна «Профессор Штокман». Расстояние от месторождения до Мурманска составляет около 650 км. Глубины моря в районе месторождения колеблются от 279 до 380 м.

По разведанным запасам газа Штокмановское - самое крупное из известных в мире морских месторождений, его площадь составляет 1400 км². Общие геологические запасы газа по категориям C1+C2 (предполагаемые запасы) составляют 3,2 трлн. м 3 . Запасы конденсата по категориям C1+C2 составляют 31 млн. т. Глубина продуктивных пластов составляет около 1500-2500 м, что создает существенные трудности при освоении месторождения.

В настоящее время на месторождении пробурено небольшое количество скважин, из которых лишь часть вскрыла отложения триаса, остальные же находятся в пределах юры. По результатам бурения в среднеюрских породах установлено четыре газоносных пласта - Ю0, Ю1, Ю2 и Ю3 (рис. 3). Основные запасы сосредоточены в пластах Ю0 и Ю1. Выявленные залежи относятся к пластовым сводовым, пластовым и тектонически экранированным. Коллекторами для газоконденсатных залежей являются мелкозернистые песчаники, иногда с прослоями алевролитов, обладающими достаточно высокими фильтрационными свойствами, которые улучшаются вверх по разрезу. Основные продуктивные пласты Ю0 и Ю1 выдержаны по мощности, составляющей в среднем 73,6 и 78,3 м соответственно. Региональным флюидоупором для всего юрского продуктивного комплекса Южно-Баренцевоморской впадины служат глинистые образования позднеюрского возраста. Строение Штокмановского месторождения осложнено рядом незначительных разрывных нарушений.

Газовые залежи Штокмановского месторождения характеризуются как метановые, бессернистые, низкоуглекислые, низкогелееносные, низкоазотные. В составе конденсатов присутствуют твердые парафины, смолы и асфальтены. Содержание стабильного конденсата в газе месторождения низкое, оно увеличивается с глубиной до 14,1 г/м 3 .

Основными газоматеринскими толщами для Штокмановского месторождения считаются черносланцевые и битуминозно-глинистые породы девонско-каменноугольного, пермского и триасово-юрского комплексов.

Источники:

Большакова М.А., Кирюхина Т.А. Газоконденсаты Штокмановского месторождения // Геология нефти и газа. 2007. №3. С. 39-48

Маргулис Е.А. Факторы формирования уникального Штокмановско-Лудловского узла газонакопления в Баренцевом море // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. Т2. №3. С. 1-15

Борисов А.В., Таныгин И.А., Винниковский В.С., Борисова И.А. Штокмановско-Лунинский структурный порог Баренцевоморского шельфа - новый крупный нефтегазоносный район России // Геология нефти и газа. №7. 1995.

Шишлов Э.В., Мурзин Р.Р. Месторождения углеводородного сырья западной части российского шельфа Арктики: геология и закономерности размещения // Геология нефти и газа. №4. 2001.

Грамберг И.С., Супруненко О.И., Шипелькевич Ю.В. Штокмановско-Лунинская мегаседловина - высокоперспективнй тип структур Баренцево-Карской плиты // Геология нефти и газа. №1. 2001. С. 13-23.

Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 году. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м.

Цифры и факты

Запасы по категории С1 - 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 трлн куб. м газа и 53,4 млн тонн газового конденсата.

Разработка Штокмановского месторождения разделена на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд куб. м газа, второй - 47,4 млрд куб. м. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность - 71,1 млрд куб. м газа в год. По итогам реализации первых фаз при благоприятной конъюнктуре на целевых рынках и соответствующем спросе на газ предусмотрена возможность увеличения добычи на месторождении.

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ПАО «Газпром».

Штокмановское газоконденсатное месторождение считается крупнейшим в мире. Располагается оно в в акватории, принадлежащей России.

Общие сведения о территории

Штокмановское месторождение находится на шельфе в центральной зоне Восточно-Баренцевоморского прогиба. Он проходит в субмеридиональном направлении в районе западных берегов о. Новая Земля. Прогиб отличается сложным строением. Это обусловлено присутствием глубоких впадин: Южно- и Северно-Баренцевоморской и Нансена. Их разделяют региональные поднятия-седловины. Южная и Северная часть отделяются мегаседловиной. К ней относятся 3 самых крупных месторождения шельфа - Ледовое, Штокмановское и Лудловское. Последнее по объему ресурсов считается крупным. Первые два считаются уникальными.

Обнаружение

Исследование Штокмановского месторождения началось в 1981-м году. В то время проводились комплексные геофизические изучения Баренцево-Карского бассейна. Работы проводились сотрудниками "Североморнефтегеофизики" на научно-исследовательском судне "Пр-р Штокман". Отсюда и название участка. Бурение Штокмановского месторождения газа началось в 1983-м году. Первые скважины были сделаны с судна "Валентин Шашин" и "Виктор Муравленко". Глубина первой поисковой скважины была 3153 м. В результате бурения были обнаружены две залежи.

Характеристики бассейна

Штокмановское газовое месторождение находится в 550 км от Мурманска (к северо-востоку). Ближайшей сушей является западное побережье Новой Земли (в 300 км). Глубина моря в этом районе от 320 до 340 м. Запасы Штокмановского месторождения - около 3.94 трлн. м 3 . Конденсат присутствует в объеме 56.1 млн. т. На донной поверхности выявляются комплексы современных мягких и слабых грунтов. Их мощность до 8 м. Кроме этого, здесь распространены нижележащие мягкие грунты, мощность которых 4-24 м. По оценкам специалистов, прогибание поверхности в ходе эксплуатации бассейна через 15-25 лет приведет к образованию в центральной зоне площади мульды оседаний, глубина которых не меньше 10 м.

Проекты освоения

Для исследования и разработки Штокмановского месторождения в 2002-м году было сформировано специальное предприятие. Оно имеет лицензию на освоение до 2018-го г. Эта компания была образована "Газпромом" и "Роснефтью". Последняя в 2004-м продала свою долю партнеру. В настоящее время работу на территории осуществляет ООО "Газпромнефть-шельф". предполагалась на основании соглашения о разделении продукции. На первоначальном этапе была запланирована добыча в 22 млрд. м 3 /год. Часть ресурсов предполагалось направлять на производство Этот продукт предназначался по проекту для экспорта в США. В с. Териберка, расположенном на Кольском п-ве, предполагалось соорудить завод и терминал. Управляющая компания предполагала привлечь на Штокмановское месторождение иностранных инвесторов. Планировалось передать заинтересованным компаниям 49 % акций бассейна. К сентябрю 2005-го был составлен список, в который вошло 5 зарубежных предприятий - потенциальных участников консорциума по освоению территории. Однако в начале октября 2006-го "Газпром" объявил, что никто из них не предоставил соответствующих активов. В этой связи недропользователем осталась отечественная компания. Однако в связи с изменением плана привлечения зарубежных инвесторов оказалось, что Штокмановское месторождение заморожено надолго. Усугубляли ситуацию суровый арктический климат, значительная удаленность от береговой линии. Кроме этого, большая глубина скважин требует соответствующих технологий добычи и перевозки. Отечественная компания такими возможностями не располагала. По прогнозам, необходимые инвестиции должны составлять 15-20 млрд. долл. В случае выхода бассейна на полную мощность объем добычи составит 67 млрд. м 3 /год.

Новый этап

В середине июля 2007-го года после того как состоялся телефонный разговор между Саркози и В. Путиным, было объявлено, что новым партнером отечественного монополиста "Газпрома" станет французская корпорация Total. Предполагалось, что она получит 25 % акций. Оставшиеся 24 % могут достаться другому зарубежному партнеру. Эксперты считают, что такое решение было обусловлено резким улучшением взаимоотношений России и Франции. 24 % оставшихся акций переданы компании из Норвегии StatoilHydro.

Сложности в работе

Для реализации созданных проектов в 2008-м была сформирована компания "Газпромнефть-шельф", 100% акций которой принадлежат "Газпрому". Вновь образованное предприятие было назначено оператором 1 и 2 фаз освоения территории. В конце августа 2012-го года "Газпром" и его зарубежные партнеры договорились о временной приостановке реализации планов. Обусловлено такое решение было слишком высокими расходами и появляющимися новыми проектами по получению сланцевого сырья. С того момента начался поиск вариантов повышения эффективности плана. В октябре 2012-го Президент РФ сказал, что предполагается заключить соглашение по проекту. Песков заявил, что строительство начнется до конца 2017-го года. С декабря 2012-го проект снова запущен в реализацию. На январь 2013-го планировалось проведение конкурса для определения проектировщика будущего завода.

Экономический аспект

Штокмановское месторождение считается весьма капиталоемким. Это значительно затрудняет, кроме прочего, его освоение. В этой связи в качестве основных задач проекта, вместе с достижением высоких показателей по добыче, выступают:



Решение этих задач возможно в том случае, если, по мнению экспертов, Штокмановское месторождение будет осваиваться постепенно. В этой связи в принятом проекте по разработке территории предусмотрено поэтапное увеличение эквивалентных мощностей по 3-м составляющим бассейна. Таким образом, выделяется три стадии. Каждая из них представляет собой запуск новой связки: одна платформа - одна нитка подводного газопровода - три технологические линии на заводе СПГ (либо сухопутный газопровод). По достижении третьей стадии начнется выход на заложенные в проекте показатели. Прибыль, полученная от продажи продукции на каждой из стадий, может реинвестироваться на последующее развитие.

Специфика морского промысла

Эта область по своему объему капвложений находится сегодня на доминирующей позиции. На долю морского промысла приходится порядка 48% от всех инвестиций в освоение бассейна. Массогабаритные и прочие характеристики данной системы оказывают огромное влияние на уровень проектной добычи газа и конденсата на Штокмановском месторождении.

Оборудование

Основным технологическим элементом организации морского промысла на этой территории выбрана полупогружная ледостойкая платформа. Она рассчитана на одновременное бурение и использование скважин с обустройством на площадке устьев. Возможными вариантами могут стать такие платформы, как SPAR и TLP. На каждой площадке предполагается установить весь комплекс используемого бурового оборудования, технологических агрегатов для промысловой подготовки добытого газа. Последняя необходима для обеспечения однофазной транспортировки сырья по магистральному трубопроводу. Проектный уровень по добыче достигается посредством установки в разных частях Штокмановского месторождения трех платформ. К каждой из них подводится по 3 системы скважин. Проектом предполагается равномерное их распределение по всей площади месторождения. Каждая платформа связывается с береговыми сооружениями посредством одного магистрального трубопровода. Для обеспечения надежности и предотвращения отказов в работе всей системы все площадки соединяются дополнительными газопроводами.

Заключение

Исследование Штокмановского месторождения требует, несомненно, больших средств. Однако его освоение позволит получить значительные объемы сырья ежегодно. Месторождение располагается в достаточно неблагоприятной зоне. Задача проекта состоит на сегодняшний день в оптимизации расходов. Постепенное освоение месторождения позволит решить многие задачи, получить необходимые средства для реинвестирования. Большое значение тем не менее имеют и средства зарубежных партнеров.

Глобальная проблема энергетической безопасности ставит перед современной цивилизацией вопрос о необходимости перехода к возобновляемым источникам энергии.

Однако переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии будет происходить постепенно. На ближайшие десятилетия углеводородное сырье будет оставаться основным источником энергии, и спрос на него продолжит расти.

Многие экологические неправительственные организации из всех ископаемых видов топлива отдают предпочтение природному газу в силу его минимального воздействия на экологию. Именно этот вид топлива будет еще долгие годы использоваться в качестве основного при переходе к полномасштабному использованию экологически безопасных возобновляемых источников энергии.

Природа Мурманской области

Располагая более чем четвертью разведанных мировых запасов природного газа, Россия уже много лет является надежным поставщиком голубого топлива на европейский и мировой рынки. С запасами в 3,9 триллиона кубометров газа Штокман станет крупнейшим месторождением в мире, эксплуатируемым в арктических широтах. На ближайшие десятилетия его разработка откроет для мировой индустрии новый фронт работ — арктический шельф.

Запасы углеводородов в Арктическом бассейне, по некоторым оценкам, достигают 200 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Это означает, что Арктика может содержать более четверти еще не разведанных мировых запасов углеводородного сырья. Штокмановский Проект открывает собой новую эпоху — эпоху промышленного освоения Арктики.


Штокмановское газоконденсатное месторождение

Штокмановское газоконденсатное месторождение было открыто в 1988 году. Свое название оно получило в память об известном советском океанологе, профессоре Владимире Штокмане, а также в честь научно-исследовательского судна, названного его именем и принимавшем активное участие в поисках месторождения. Месторождение расположено в центральной части шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 550 от побережья Кольского полуострова. Глубина моря в районе месторождения составляет от 320 до 340 метров.

По разведанным запасам природного газа Штокман на сегодняшний день является одним из крупнейших месторождений в мире. Геологические запасы месторождения составляют 3,9 трлн. кубометров газа и около 56 млн. тонн газового конденсата.

Штокман разрабатывается в экстремальных природных условиях. Арктический климат и тяжелая штормовая обстановка – серьезное испытание и для персонала, и для технологического оборудования. В этих условиях существенно сокращается время на осуществление строительных и монтажных работ, усложняется процесс их проведения. В районе разработки неоднократно фиксировалось появление многолетних льдов и айсбергов. Существенное удаление района добычи от береговой линии определяет сложность процедуры снабжения и обслуживания инфраструктуры Проекта.

Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает полный цикл освоения от исследования до переработки и транспортировки. Комплексная программа разработки рассчитана на три фазы с совокупным объемом добычи более 71 млрд. куб. м природного газа и 0,7 млн. тонн газового конденсата в год.

В рамках первой фазы Проекта планируется добывать 23,7 млрд. куб. м. природного газа и 218 тыс. тонн конденсата в год.

«Штокман Девелопмент АГ»

Техническая уникальность Штокмановского Проекта, его масштабность, необходимость распределения проектных рисков – все это обусловило необходимость интеграции финансовых и инжиниринговых возможностей крупнейших нефтегазовых компаний мира.

Реализацию Первой фазы Штокмановского Проекта осуществляет созданная в феврале 2008 г. компания «Штокман Девелопмент АГ», совместный проект трех ведущих мировых компаний: ОАО «Газпром» (51%), Total S.A.(25%) и Statoil ASA (24%). Столь мощный консорциум гарантирует применение самых передовых технологий, безопасность Проекта и эффективное корпоративное управление.

Компания будет являться собственником и оператором инфраструктуры Первой фазы Штокмановского Проекта на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию.

Газ, добытый в рамках Штокмановского Проекта, определен в качестве ресурсной базы для поставок по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, для осуществления газификации Кольского полуострова, а также для производства российского СПГ, который впоследствии будет реализован на международных рынках.

Проектные решения для Фазы 1


Общая схема морских объектов включает в себя:

  • Подводный добычный комплекс (3 куста скважин с общим объемом добычи 71 млн. куб. м в сутки);
  • Систему промысловых трубопроводов и гибких райзеров для подачи на технологическое судно газоконденсатного потока, выходящего из скважин. Планируется до 30 подводных соединений;
  • Самоходное ледостойкое технологическое судно (Floating Production Unit – FPU) с возможностью экстренного отсоединения в случае возникновения ледовой угрозы – крупнейшее в мире; водоизмещение – около 250 тыс. тонн, длина – порядка 320 м, высота от палубы до верхней точки – около 45м;
  • Морской двухниточный трубопровод диаметром 36 дюймов и длиной 550 км для подачи газа и конденсата в двухфазном режиме на берег.

Береговые объекты:

  • Береговая часть морского магистрального трубопровода;
  • Установка подготовки газа, отгружаемого в магистральный трубопровод;
  • Завод СПГ производительностью 7,5 млн т/год, крупнейшая линия по производству сжиженного природного газа в арктических широтах;
  • Резервуары для хранения СПГ;
  • Морской порт для отгрузки конденсата и СПГ;
  • Комплексная база обеспечения;
  • Вспомогательные объекты: жилой поселок, вертолетная площадка и т. д.

Акционеры считают, что освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения - это единый комплексный Проект, объединяющий добычу, транспортировку газа и производство СПГ. Добыча и транспортировка газа подразумевает строительство Пускового комплекса. Пусковой комплекс включает в себя морские объекты в соответствии с проработанной технологической схемой (подводный добычной комплекс, технологическая платформа, подводный трубопровод) и береговые объекты приема продукции (установки приемки и подготовки газа, стабилизации, хранения и отгрузки конденсата).

Текущий статус Проекта – все работы ведутся по графику

  • Проработана нормативная база Проекта с учетом мирового опыта и действующего российского законодательства;
  • Завершаются работы в рамках FEED по морским объектам и заводу СПГ;
  • Тендеры по основным объектам Фазы 1 Штокмановского ГКМ вошли в завершающую стадию;
  • Ведется работа по проектированию установки подготовки газа;
  • 2-фазный поток утвержден акционерами в качестве технической концепции Проекта. Концепция 2-фазного потока предполагает доставку газа и газового конденсата с месторождения на берег с последующим разделением их на берегу. Двухфазный поток позволяет сократить морские операции, упростить состав оффшорного оборудования и избежать хранения и отгрузки конденсата в суровых условиях Арктики.

Все работы выполняются в полном соответствии с графиком, утвержденным акционерами.

Экология и безопасность. Высочайшие экологические стандарты.

По сравнению с другими регионами мира природа Арктики чрезвычайно уязвима. Компания «Штокман Девелопмент АГ» взяла на себя обязательства по сохранению экологии Баренцева моря. Все объекты в рамках Проекта планируются с учетом специфики этого уникального региона и будут построены с использованием хорошо зарекомендовавших себя экологически безопасных технологий. Компания проводит работу в области обеспечения экологической безопасности в соответствии с высочайшими российскими и мировыми стандартами.


Стандарты безопасности будут применяться на нескольких уровнях:

  • детальный технический дизайн проекта;
  • использование передового оборудования;
  • ­
  • использование высококачественных материалов;
  • внедрение комплексной системы обеспечения и контроля качества (QA/QC);
  • мониторинг строительства и эксплуатации.

За период с осени 2007 г. по настоящее время ШДАГ организовала и профинансировала программу самых масштабных инженерно-экологических изысканий, которые когда-либо проводились в Баренцевом море. Изыскания выполнялись во всех зонах воздействия Проекта – морской, прибрежной, береговой. Данные, полученные в ходе изыскательских работ, используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при разработке Проекта.

Результаты проведенных исследований вошли в документацию по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводившейся в соответствии с российскими стандартами и требованиями российского законодательства, а также в материалы по ESHIA (Environmental, social and health impact assessment) согласно международным стандартам. Два параллельных процесса Оценки воздействия деятельности компании позволяют в полной мере оценить проектные риски и подготовить меры по их минимизации или полному устранению. По морским объектам получено положительное заключение Государственной Экологической экспертизы. Материалы по береговым объектам готовятся к представлению на экологическую экспертизу.

«Штокман Девелопмент АГ» подписала Соглашение о намерениях с российским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia). Соглашение предусматривает проведение двусторонних консультаций, рабочих совещаний, обмен информацией в отношении реализации природоохранных проектов и защиты природы. Оно открыто для присоединения к нему всех заинтересованных сторон. В сентябре 2011 г. к соглашению присоединился Кольский центр охраны дикой природы.

Важным элементом обеспечения экологической безопасности Проекта являются регулярные консультации с представителями основных заинтересованных сторон по Проекту, в том числе с экологическими организациями и представителями коренных малочисленных народов Севера.

Обязательным условием одобрения проектных решений, как со стороны российских органов власти, так и со стороны международных финансовых организаций, являются общественные слушания. «Штокман Девелопмент АГ» регулярно проводит общественные слушания по российским стандартам (ОВОС) и по международным стандартам (ESHIA). В декабре 2011 года в сельском поселении Териберка Мурманской области прошли третьи общественные слушания по обсуждению проектной документации для объектов Первой фазы освоения Штокмановского месторождения. На слушаниях были представлены результаты оценки воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации завода СПГ и объектов береговой инфраструктуры. В слушаниях приняли участие местные жители, руководители органов региональной власти и местного самоуправления, областных и федеральных государственных учреждений, представители Союза рыбопромышленников Севера, Ассоциации Кольских саамов, учреждений Кольского научного центра Российской Академии наук, а также общественных экологических организаций. По итогам обсуждений были одобрены предлагаемые проектные решения, а также материалы по оценке воздействия на окружающую среду.

Устойчивое развитие Баренц-региона

Реализация масштабного Штокмановского Проекта обеспечит долгосрочный социально-экономический рост северо-западных регионов России. Уже в ближайшее время Проект даст положительный импульс развитию регионов за счет создания новых производств, загрузки существующих и строительства новых верфей и заводов, обеспечения занятости населения, развития инфраструктуры, научной и проектной базы, привлечения инвестиций в различные сектора экономики регионов, налоговых отчислений в региональные бюджеты.

Кадровый потенциал Штокмановского проекта

Для реализации Проекта такого уровня, как Штокман, необходима сильная и профессиональная команда. Одной из ключевых задач Компании является подбор и подготовка будущих специалистов для работы на Проекте.

Для решения задачи комплексной подготовки специалистов для работы на арктическом шельфе «Штокман Девелопмент АГ» привлекает ведущие российские и международные высшие и профессиональные учебные заведения. Специалисты Фазы 1 Штокмановского проекта выведут научный и кадровый потенциал российской газовой индустрии на принципиально новый качественный уровень, а также создадут солидный кадровый резерв для реализации последующих Фаз и будущих нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе.

В 2011—2012 году «Штокман Девелопмент АГ» заключила Рамочные соглашения о сотрудничестве по подготовке специалистов для проекта с ведущими профильными высшими учебными заведениями России:

  • В Москве – с Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М.Губкина;
  • В Санкт-Петербурге – с Государственной морской академией им. Адмирала С.О.Макарова;
  • В Мурманске – с Мурманским государственным техническим университетом;
  • В Архангельске – с Северным (Арктическим) Федеральным университетом;
  • В Москве – с МГИМО(У) МИД РФ и Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО(У) МИД РФ.

Участие российских компаний в Проекте

Участие российских компаний в освоении Фазы 1 Штокмановского Проекта станет стартовой площадкой для их участия в реализации последующих фаз. «Штокман Девелопмент АГ» реализует политику по обеспечению российского участия в Проекте. Соответствующие условия закреплены в регулирующих процедурах — участие российских компаний является одним из обязательных критериев оценки тендерных предложений, а технические задания формулируются таким образом, чтобы позволить им принять участие в Проекте.

Реализация Штокмановского Проекта придаст импульс развитию производственного и сервисного потенциала российской промышленности:

  • Газификация северо-западных регионов России;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Привлечение к участию в Проекте конкурентоспособных промышленных предприятий России и развитие их технологической базы;
  • Содействие развитию сотрудничества международных компаний с российскими университетами, исследовательскими и проектными институтами в области НИОКР и подготовки кадров;
  • Рост налоговых отчислений во все уровни бюджета;
  • Повышение инвестиционной привлекательности Северо-Западного региона РФ;
  • Развитие новой транспортной инфраструктуры в регионе.

Информация и факты

Характеристики месторождения

Координаты расположения:

  • Открыто: 1988 г.;
  • Расположено в 900 км к северу от полярного круга, на расстоянии около 550 км от побережья Кольского полуострова, в российском секторе Баренцева моря;
  • Глубина моря в районе добычи: 320-340 метров;
  • Общая площадь месторождения: 1600 кв. км;
  • Разведанные запасы по категории С1 составляют 3.9 трлн. куб. м газа;
  • Сырье: газ с низким содержанием конденсата;
  • Глубина залегания: 1800–2500 м;
  • По объему разведанных запасов газа Штокман входит в 10-ку крупнейших месторождений в мире и в 3-ку крупнейших месторождений, расположенных за полярным кругом.

Природно-климатические условия в районе добычи

  • Высота волн в районе добычи: до 27 м;
  • Годовой диапазон изменения температур: от –50º до +33º С;
  • Сильные ветры: более 30 м/с;
  • Наличие айсбергов массой свыше 1 млн. тонн.

Разработка месторождения

  • Проект разработки ШГКМ предусматривает полный цикл освоения месторождения от исследования до переработки и транспортировки. Комплексная программа разработки рассчитана на три фазы с совокупным объемом добычи 71, 7 млрд. куб. м природного газа и 650 тыс. тонн газового конденсата в год.
  • Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд. куб. м. природного газа.
  • Реализацию Первой фазы Штокмановского проекта осуществляет созданная в феврале 2008 г. компания «Штокман Девелопмент АГ», совместный проект трех ведущих мировых компаний: ОАО «Газпром» (51%), Total S.A.(25%) и Statoil ASA (24%). Компания будет являться собственником и оператором инфраструктуры Первой фазы Штокмановского проекта на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию.
  • Владельцем лицензии на разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения, а также собственником добываемой продукции является ООО «Газпром Нефть Шельф» (100% дочернее общество ОАО «Газпром»).
  • Маркетинг газа, добываемого на Штокмановском месторождении, будет осуществлять ОАО «Газпром».
  • Газ, добытый в рамках Штокмановского проекта, определен в качестве ресурсной базы для поставок по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, а также для производства российского СПГ, который впоследствии будет реализован на международных рынках.

Хроника освоения месторождения

  • 1988 г. – открытие Штокмановского газоконденсатного месторождения.
  • 2002 г. – для освоения месторождения государственные российские компании «Газпром» и «Роснефть» создают ООО «Севморнефтегаз».
  • 2004 г. – «Роснефть» продает «Газпрому» свою долю в ООО «Севморнефтегаз».
  • 2005 г. – сформирован шорт-лист из пяти зарубежных компаний, потенциальных участниц консорциума по разработке месторождения на условиях соглашения о разделе продукции (Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США).
  • 2006 г. – принято решение о том, что единственным недропользователем Штокмановского месторождения будет выступать ОАО «Газпром», а иностранные компании будут привлекаться в качестве подрядчиков.
  • Июль 2007 г. подписано рамочное соглашение между ОАО «Газпром» и Total S. A.
  • Октябрь 2007 г. — подписано соглашение об участии в проекте StatoilHydro ASA (c 2010 г. - Statoil ASA).
  • Февраль 2008 г. — ОАО «Газпром», Total S.A. и StatoilHydro ASA подписали соглашение акционеров о создании компании «Штокман Девелопмент АГ», в которой «Газпрому» принадлежит 51%, Total S.A.- 25%, StatoilHydro ASA - 24%.
  • Апрель 2011 г. – Совет директоров принял принципиальные решения по дальнейшей реализации Фазы 1 Штокмановского проекта: был утвержден 2-фазный поток в качестве технической концепции Проекта. Концепция 2-фазного потока предполагает доставку газа и газового конденсата с месторождения на берег с последующим разделением их на берегу.

Штокман – приоритетный проект в государственной стратегии РФ по развитию арктического шельфа

Государственные решения по вопросу развития арктического Шельфа России:

  • «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации18 сентября 2008 г.)
  • «Стратегия развития морской деятельности до 2020 года» (рассмотрена Морской коллегией РФ 24 декабря 2008 г.)
  • Рабочая группа Государственного совета РФ по вопросам развития Арктической зоны РФ (образована решением Президиума государственного совета РФ 05 августа 2010 г.)

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования:

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

Кафедра: «Логистика и коммерческая работа»

Дисциплина: «Основы логистики»

«ШТОКМАНОВСКОЕ ГКМ»

Выполнил:

студент группы МНБ-208: Койфман И.Д.

Проверил: д-р.геогр.н. Шабарова Э.В.

Санкт-Петербург

Введение

1.Характеристики бассейна

2.Структура месторождения. Характеристика продуктивной толщи.

3.Углеводороды

4.История развития

6.Экономическое значение

7.Штокмановский проект

9.Реализация проспекта

Заключение


Введение

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе Баренцева моря в центральной части Восточно-Баренцевоморского прогиба, который протягивается в субмеридиональном направлении вдоль западных берегов островов Новая Земля, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Прогиб имеет сложное строение, обусловленное наличием трех глубоких впадин - Южно-Баренцевоморской, Северо-Баренцевоморской и Нансена, разделенных региональными поднятиями-седловинами. Южно-Баренцевоморская и Северо-Баренцевоморская впадины разделены крупной Штокмановско-Лунинской мегаседловиной, к которой приурочены три наиболее крупных месторождения Баренцевского шельфа - Штокмановское, Лудловское и Ледовое (рис. 1). По величине запасов Штокмановское месторождение относится к уникальным.

Рис. 1. Общая схема расположения нефтяных и газовых месторождений Баренцевоморской провинции.

1.Характеристики бассейна

По разведанным запасам газа Штокмановское - самое крупное из известных в мире морских месторождений, его площадь составляет 1400 км².

Штокмановско-Лунинская седловина представляет собой сложнопостроенную структуру, размеры которой в поперечном сечении составляют 250-300 км. Вертикальная амплитуда вала относительно юрско-меловых отложений, выполняющих дно бассейна, составляет около 500-800 м. В строении мегаседловины выделяется ряд субширотных положительных и отрицательных морфоструктур - Штокмановско-Ледовое, Лудловское и Лунинское поднятия и Северо-Штокмановский и Южно-Лунинский прогибы (рис. 2).

Рис. 2. Геологический разрез отложений Штокмановско-Лунинской мегаседловины

На основании данных сейсморазведки в пределах Штокмановско-Лунинской мегаседловны выделяется осадочный чехол мощностью не менее 15 км. Наиболее древними породами, установленными глубинными сейсмическими исследованиями, являются отложения рифейско-раннедевонского возраста, выполняющие узкие рифтогенные прогибы. На рифтогенном комплексе залегают девонско-пермские глубоководные эффузивно-кремнистые и черносланцевые породы. Вышележащие толщи перми и триаса представлены мощными (не менее 5 км) песчано-глинистыми отложениями, отражающими этап лавинного осадконакопления в регионе. Бурением вскрыт и описан разрез глубиной лишь 4 км. Он представлен песчано-глинистыми отложениями мезозоя (триас-юра-мел) и кайнозоя.

2.Структура месторождения. Характеристика продуктивной толщи

Верхнетриасовые-среднеюрские породы представляют собой мощную (до 1200 м) толщу песчаников, которые являются хорошими коллекторами. Высокие коллекторские свойства пород и площадная выдержанность регионального резервуара создают благоприятные условия как для вертикальной, так и для латеральной миграции углеводородов.

В верхнеюрской части разреза отмечаются довольно протяженные региональные прослои черных битуминозных глинистых отложений, являющихся ловушками газа, который аккумулируется в среднеюрских песчаниках. Такой тип газовых залежей характерен для Штокмановского и Ледового месторождений.

Над верхнеюрскими экранирующими породами располагается вторая коллекторская толща, сложенная песчано-глинистыми породами нижнего и верхнего мела. Эту толщу экранируют верхнемеловые преимущественно глинистые породы, достигающие наибольших мощностей в Южно-Баренцевоморской впадине. Однако невыдерженные мощности экранирующих отложений, а также ограниченная область их распространения (они срезаются кайнозойскими морскими осадками) существенно снижают перспективы нефтегазоносности верхней коллекторской толщи. Тем не менее в меловой части разреза все же наблюдаются газопроявления на территории Лудловской, Ледовой и Лунинской площадей. Причиной этого, вероятно, является нарушение сплошности региональных верхнеюрских покрышек вследствие разрывной тектоники, что создает условия для миграции углеводородов из нижнего коллекторского комплекса в верхний.

В настоящее время на месторождении пробурено небольшое количество скважин, из которых лишь часть вскрыла отложения триаса, остальные же находятся в пределах юры. По результатам бурения в среднеюрских породах установлено четыре газоносных пласта - Ю0, Ю1, Ю2 и Ю3 (рис. 3).

штокмановский газоконденсаторный месторождение разработка


Основные запасы сосредоточены в пластах Ю0 и Ю1. Выявленные залежи относятся к пластовым сводовым, пластовым и тектонически экранированным. Коллекторами для газоконденсатных залежей являются мелкозернистые песчаники, иногда с прослоями алевролитов, обладающими достаточно высокими фильтрационными свойствами, которые улучшаются вверх по разрезу. Основные продуктивные пласты Ю0 и Ю1 выдержаны по мощности, составляющей в среднем 73,6 и 78,3 м соответственно. Региональным флюидоупором для всего юрского продуктивного комплекса Южно-Баренцевоморской впадины служат глинистые образования позднеюрского возраста. Строение Штокмановского месторождения осложнено рядом незначительных разрывных нарушений.

Основными газоматеринскими толщами для Штокмановского месторождения считаются черносланцевые и битуминозно-глинистые породы девонско-каменноугольного, пермского и триасово-юрского комплексов.

3.Углеводороды

Газовые залежи Штокмановского месторождения характеризуются как метановые, бессернистые, низкоуглекислые, низкогелееносные, низкоазотные. В составе конденсатов присутствуют твердые парафины, смолы и асфальтены. Содержание стабильного конденсата в газе месторождения низкое, оно увеличивается с глубиной до 14,1 г/м3.

4.История развития

Штокмановская структура (вероятность существования месторождения) была выявлена в 1981 году в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста «Севморнефтегеофизика» с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман», в связи с чем и получила свое название. Тогда же было начато изучение ее геологического строения. В 1985 году структура была подготовлена к оценке бурением. В 1988 году было начато строительство первой поисковой скважины проектной глубиной 4500 метров, которое было завершено 27 июля 1988 г. на глубине 3153 метров. В результате ее испытания были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом, и на Государственный баланс запасов по состоянию на 1 января 1989 г. впервые поставлены более 2,4 трлн м3 свободного газа промышленных категорий. Месторождение расположено в центральной части шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря.

5.Запасы

По разведанным запасам природного газа Штокмановское месторождение на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире. Геологические запасы месторождения составляют 3,9 трлн м3газа и около 56 млн т газового конденсата.

6.Экономическое значение

Наличие больших запасов газа, благоприятный состав сырья, позволяющий минимизировать затраты на очистку и подготовку газа, а также возможность расширения производства позволяют обеспечить стабильные долгосрочные поставки.

Проект характеризуется возможностью диверсификации поставок - параллельное ведение поставок трубопроводного природного газа в Европу и сжиженного природного газа в Европу и Северную Америку с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий.

Отсутствие транзитных стран на пути трубопроводного газа от Штокмановского месторождения по морскому газопроводу «Северный поток» в Западную Европу, сравнительно небольшие расстояния от сырьевой базы до рынков сбыта СПГ и низкие температуры в регионе, позволяющие снизить энергозатраты на сжижение газа, обеспечивают высокую конкурентоспособность проекта.

7.Штокмановский проект

Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения создает основу для промышленного освоения углеводородного потенциала арктического шельфа, а также укрепляет позицию России в качестве ведущего игрока не только на европейском газовом, но и на глобальном энергетическом рынке.

Газ, добытый в рамках Штокмановского проекта, будет играть важную роль в поставках голубого топлива на европейский и международный рынки. Штокман определен в качестве ресурсной базы для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы, а также для производства российского СПГ, который впоследствии будет реализован на западноевропейском и североамериканском рынках.

Штокман обеспечит долгосрочные поставки энергетического сырья зарубежным партнерам Российской Федерации и станет важным фактором обеспечения энергетической безопасности на европейском континенте.

8.Основные характеристики проекта

Разработка Штокмановского месторождения разделена на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд куб. м газа, второй - 47,4 млрд куб. м. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность - 71,1 млрд куб. м газа в год. Объемы годовой добычи газа на месторождении будут соизмеримы с годовым потреблением газа в такой стране, как Германия.

По итогам реализации первых фаз при благоприятной конъюнктуре на целевых рынках и соответствующем спросе на газ предусмотрена возможность увеличения добычи на месторождении.

В апреле 2011 г. решением Совета директоров «Штокман Девелопмент АГ» в качестве технической концепции проекта был утвержден двухфазный поток. Концепция двухфазного потока предполагает доставку газа и газового конденсата с месторождения на берег с последующим разделением их на берегу. Двухфазный поток позволяет сократить морские операции, упростить состав оффшорного оборудования и избежать хранения и отгрузки газового конденсата в суровых условиях Арктики, что особенно важно для первого проекта в этом регионе.

9.Реализация проспекта

Окончательное инвестиционное решение по первой фазе (о производстве трубопроводного газа и СПГ) будет принято до конца 2012 года.

Компания специального назначения «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ) является оператором первой фазы Штокмановского проекта и будет собственником инфраструктуры первой фазы Штокмановского ГКМ на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию. ШДАГ отвечает за проектирование, строительство и эксплуатацию объектов первой фазы освоения месторождения.

Заключение

Важность Штокмановского проекта определяется несколькими факторами. Проект создаст основу для дальнейшей разработки арктического шельфа. Штокман на длительный срок укрепит энергетическую безопасность на региональном, европейском и глобальном рынках, поставляя газ, необходимый для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы. Диверсификация экспортных продуктов (трубный газ и СПГ), а также маршрутов их вывода на глобальный рынок сбыта сделает поставки газа более гибкими и потому - надежными.

Кроме того, Штокмановский проект создаст базу для переноса в Россию современных технологий управления, проектирования и производства промышленной продукции для освоения морских месторождений углеводородов и, что немаловажно, обеспечит загрузку производственных мощностей российских промышленных предприятий в условиях глобального экономического кризиса.

Список используемой литературы

1)

)

)Большакова М.А., Кирюхина Т.А. Газоконденсаты Штокмановского месторождения // Геология нефти и газа. 2007. №3.

)Борисов А.В., Таныгин И.А., Винниковский В.С., Борисова И.А. Штокмановско-Лунинский структурный порог Баренцевоморского шельфа - новый крупный нефтегазоносный район России // Геология нефти и газа. №7. 1995.

)Грамберг И.С., Супруненко О.И., Шипелькевич Ю.В. Штокмановско-Лунинская мегаседловина - высокоперспективнй тип структур Баренцево-Карской плиты // Геология нефти и газа. №1. 2001.

)Маргулис Е.А. Факторы формирования уникального Штокмановско-Лудловского узла газонакопления в Баренцевом море // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. Т2. №3.

)Шишлов Э.В., Мурзин Р.Р. Месторождения углеводородного сырья западной части российского шельфа Арктики: геология и закономерности размещения // Геология нефти и газа. №4. 2001.



Случайные статьи

Вверх