Какое основание занятие у эскимосов. Эскимосы Чукотки: самый малочисленный народ России


Эскимосы - народ, который встречает утро.

Первым народом, который встречает утро нового дня на территории России, являются азиатские эскимосы, живущие на самой оконечности. Название эскимосы происходит от индейского слова "эскимо" ("употребляющий сырое мясо"). Сами себя эскимосы называли "юит" ("люди") и "юпиит" ("настоящие люди"). Язык азиатских эскимосов входит в самостоятельную экимосско-алеутскую языковую семью. По внешнему облику они классические представители арктической расы.

Бок о бок с азиатскими эскимосами проживают приморские чукчи.Основная часть чукчей (всего чукчей 14 тыс.) - оленеводы расселена во внутренних районах Чукотского полуострова, на севере Якутии и Камчатки.

Южными соседями чукчей являются близкие им по культуре, языку (чукотско-камчатской группы) и антропологическому типу (камчатский тип арктической расы) коряки.

На побережье Берингова моря, - кереки (около 100 чел.) - морские охотники и рыболовы, близкие по языку и культуре корякам и растворившиеся теперь среди чукчей.

По западному побережью полуострова Камчатки, в непосредственном соседстве с коряками, живут рыболовы и охотники ительмены. Они потомки коренных жителей центральной и южной частей Камчатки, культура которых прекрасно была описана известным исследователем XVIII в. С.П. Крашенинниковым.

Моря, омывающие Чукотку Камчатку, с древнейших времён славились богатством и разнообразием морских животных. Гренландский и серый кит, белуха, морж, тюлени, лахтак (морской заяц) и нерпа составляли в прошлом основу экономики азиатских эскимосов, приморских чукчей и, отчасти, береговых коряков.

Охотились на китов и моржей в определенные сезоны года, а на тюленей и нерп круглогодично. Китобойный промысел был широко распространен в Беринговом проливе. Охота на китов была коллективной. Чаще всего их подкарауливали в узких проходах и с двух сторон кололи копьями. С исчезновением льдов морские зверобои выходили в море на кожаных лодках - байдарах или каяках.

Охотились при помощи гарпунов с привязанными к ним на ремне поплавками из шкуры нерпы, снятой целиком.

Особенностью индивидуальной охоты алеутов на кита, малого полосатика являлось применение растительного яда - аконита, которым смазывались наконечники копий.

Важным объектом промысла у алеутов являлись морские котики, мех которых высоко ценился на мировом рынке.

Охота на моржей, клыки которых представляли большую ценность, проводилась весной (апрель-май), летом и осенью вплоть до октября.

Более мелких ластоногих - нерпу, лахтака и тюленей ранней весной ловили ставными сетями.

Важную роль при индивидуальной охоте ранней весной играла маскировочная одежда. С появлением солнца после полярной ночи нерпы и тюлени выползали на лёд и длительное время находились на поверхности. Охотник в маскировочной одежде, со специальным скребком, сделанным в виде лапы с укреплёнными когтями тюленей, незаметно подползал к животным и бросал в них гарпун или стрелял из ружья. Если добыча оказывалась в воде, то её доставали специальной закидушкой грушевидной формы с крючками и транспортировали домой на небольших саночках.

Кожаная лодка-каяк, на которой отправлялись охотники, была поистине "инженерным триумфом" алеутов. Охотники были опытными мореходами, что позволяло им справляться с любой непогодой и благополучно вернуться домой в любую погоду. Ориентиром для них служили летящие птицы, высота волны, направление ветра. В ненастную погоду члены семей охотников выходили на высокий берег со светильниками и жирниками, служившими своего рода маяками.

Продукция морского промысла давала населению мясо, жир для еды, отопления и освещения, крепкие шкуры для изготовления одежды, обуви, жилища, лодок и ремней. Длинные толстые кости китовых челюстей еще в XVIII в. употреблялись азиатскими эскимосами в качестве центральных и боковых опорных столбов, поперечных балок для настила потолка, крепления стен полуподземного жилища "нын"ю". Гигантские позвонки кита, поставленные вплотную друг к другу, образовывали длинный коридор, служивший входом; черепные кости и лопатки использовались для мощения пола.

Позднее под влиянием чукчей, пришедших из внутренних районов материка и заимствовавших у эскимосов культуру морских зверобоев, полуземлянка была заменена ярангой каркасного типа. Она была более просторной и практически не разбиралась. Стены яранги обкладывали дерном; покрышки из сшитых шкур моржа при сильном ветре закрепляли большими камнями, подвешенными на веревках. Меховой спальный полог, который сооружался внутри яранги, в холодное время отапливался и освещался жирником - каменным или глиняным светильником, наполненным тюленьим жиром. Фитиль делали из мха.

Утварь была достаточно проста. В сосудах из пузыря морских животных хранили жир, а в деревянных лотках-корытцах подавали мясо. Для воды использовали ведерки из дерева или сшитые из кожи морских животных и уса кита.

Основной пищей служило сырое, вяленное, замороженное или квашенное мясо морских животных.

Мужская и женская верхняя наплечная одежда была глухого покроя в виде широкой рубахи до колен. Для шитья одежды, особенно производственной, широко использовались шкуры нерпы, тюленя, лахтака, а у алеутов также и мех котика и калана. Летом и осенью, во время промысла и в сырую погоду носили камлейки того же покроя, но с капюшоном, сшитые из кишок морских животных. Весенне-осенняя и производственная обувь имела поршневидную подошву с высоко загнутыми вверх краями. При изготовлении такой подошвы женщины загибали её своими передними зубами.

Объектом почитания и обрядовых действий на праздниках алеутов, азиатских эскимосов, приморских чукчей и коряков были морские животные, особенно те, которые давали максимальные средства существования на долгий период.



Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая числ.- ок. 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке. Антропологически относятся к арктич. типу монголоидов. Э. сформировались ок. 5-4 тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистич. норм в распределении добычи, жизнь терр. общинами. Религия - культы духов, нек-рых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой плем. организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап. Гренландии сформировались в отд. народ - гренландцев, не считающих себя Э. На Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европ. происхождения. Повсюду остатки традиц. культуры Э. быстро исчезают.

В СССР Эскимосы - малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие - мор. зверобойный промысел. За годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э. переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э. и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел, оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась интеллигенция.

Л. А. Файнберг.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-му тыс. н. э. костяные наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление статуэток из моржового клыка (реже - мыльного камня), резьба по дереву, художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

ЭСКИМОСЫ

Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек", «инуит».
Численность - 1704 человек.
Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.
По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах - "ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Широко известно также эскимосское жилище – иглу, которое складывалось из снежных глыб.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.
Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.
Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке.
В наше время сопровождение 1С для многих жителей Чукотского полуострова, которые занимаются предпринимательством, стало важней владения бубном.

Использованы материалы энциклопедии Русская цивилизация".

Эскимосы

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

югит, югыт, юит : Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).

Основная территория расселения

Расселяются на территории Чукотского АО.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 1307, 1926 - 1293, 1959 - 1118, 1970 - 1308, 1979 - 1510, 1989 - 1719.

Этнические и этнографические группы

В XVIII в. делились на ряд племен - уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Антропологические характеристики

Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Язык

Эскимосский : Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.

Писменность

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)

Религия

Православие : Православные.

Этногенез и этническая история

История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э.
Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки.
Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски. Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.
Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.

Хозяйство

Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.

Традиционная одежда

В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.

Традиционные поселения и жилища

С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.

Библиография и источники

Эскимосы. М., 1959./Меновщиков Г.А.

Арктическая этноэкология. М., 1989./Крупник И.И.

Народы Сибири, М.-Л., 1956;

Народы Америки, т. 1, М., 1959;

Меновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959;

Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964;

Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;

Митлянекая Т. Б., Художники Чукотки. М., 1976;

R а у D. J., Eskimo art, Seattle-L., 1977.

Жизнь эскимосов полностью зависит от добычи тюленей и китообразных, именно это сделало их обитателями морского побережья. Жир этих животных, а также тюленьи шкуры, позволяют эскимосам переносить суровый арктический климат и совершенно не зависеть от каких бы то ни было растительных ресурсов. Тюлени - необходимое и достаточное условие их существования. Добывают их частью с каяков - легких лодок в форме челнока, частью со льда или берега.

Главными приспособлениями для охоты у эскимосов служат:

каяки, или лодки, состоящие из деревянного каркаса, скрепленного ремнями, и водонепроницаемой обшивки из тюленьих шкур;

специальная куртка, фартук и другие приспособления к каяку, позволяющие полностью защитить охотника на тюленей от воды; открытым у него остается только лицо. У некоторых эскимосских племен встречаются двух- и более местные каяки (таковы, например, байдары эскимосов Берингова пролива); у самых северных племен каяков нет вообще, поскольку море там почти все время покрыто льдом;

охотничьи пузыри - надутые воздухом пузыри морских зверей, прикрепленные на ремне к гарпуну или дротику. Они призваны помешать раненому животному уйти, а в случае промаха удержат оружие на поверхности;

особым образом закрепленные на древке наконечники гарпунов и других метательных орудий. Проткнув кожу животного, такой наконечник отделяется от древка и разворачивается в ране; древко или совсем отделяется, или остается висеть на ремне вместе с пузырем. При этом раненое животное не может сломать гарпун или выдернуть наконечник из раны;

сани с собачьей упряжкой.

Жилища у эскимосов обязательно двух видов - шатры для летней кочевки и зимние дома.

Шатры обычно рассчитаны на десять или меньшее число человек (иногда большее). Они представляют конструкцию из 10—14 шестов, скрепленных на одном конце и покрытых двойным слоем шкур. Шатры, судя по всему, повсюду устроены примерно одинаково и отличаются от жилищ соседних племен только тем, что самые длинные шесты и самая высокая часть шатра находятся либо в центре его, либо на входе.

Зимние дома гораздо более разнообразны. Обычно они строятся из камней и земли, с деревянными стропилами и подпорками для крыши. Только эскимосы центральных районов пользуются снежными домами; западные эскимосы строят свои дома преимущественно из досок и покрывают снаружи дерном. На Крайнем Севере они вынуждены использовать вместо дерева камни и кости морских зверей. Что же касается устройства домов, то в каждый из них ведет длинный и очень узкий проход, приподнятый на обоих концах - то есть, входя в дом, человек должен сначала спуститься вниз, а затем снова подняться, прежде чем попасть внутрь. Внутренняя часть состоит из одной комнаты, где находится только лежанка или скамья для отдыха и сна; помещение разделено на части для отдельных семей. Входной коридор, или туннель, обычно имеет боковую комнатку с очагом. В прежние времена в более многолюдных селениях принято было иметь также общественное здание для собраний и торжественных случаев. В зимнем доме почти всегда живет не одна семья, но число их редко превышает три или четыре, хотя встречаются дома около 20 метров в длину, предназначенные для десяти семей.

Мужчины и женщины у эскимосов одеваются фактически одинаково - в облегающие штаны и куртку с капюшоном, который можно натянуть на голову (по крайней мере у мужчин); открытыми остаются только лицо и кисти рук. Так же примерно устроена и куртка каякера , нижний край которой плотно прижимается к специальной раме вокруг места, где сидит охотник; руки его при этом защищены непромокаемыми кожаными рукавицами. Обувь эскимосов - различные башмаки и сапоги - изготавливается с большим мастерством из тщательно и изобретательно подготовленной кожи.

Правильнее отнести эскимосов к оседлым, а не кочевым племенам, так как обычно они по многу лет зимуют на одном месте. Однако остальную часть года они постоянно находятся в движении, перевозя шатры и вещи с места на место; маршрут выбирается в зависимости от цели - будь это охота на северных оленей или на тюленей, рыбная ловля или торговый обмен.

Эскимосы ведут жизнь охотников и рыболовов и, говоря в широком смысле, не имеют собственности. Они владеют лишь самыми необходимыми предметами и запасом провизии меньше чем на год; большего им не позволяют традиции и обычаи.

В целом собственность эскимосов можно классифицировать следующим образом:

1. Собственность нескольких семей, имеющая отношение к зимнему дому; правда, реальную ценность здесь имеют только его деревянные части, все остальное женщины сооружают из подручных материалов.

2. Общая собственность одной или максимум трех родственных семей - шатер и прочее хозяйственное имущество, как то: лампы, корыта, деревянные блюда, каменные котлы; лодка умиак, в которой можно перевезти все это имущество, включая и шатер; сани или двое саней и собачьи упряжки к ним. К этому можно добавить припасы на зиму, исключительно на которых обычно можно прожить два-три месяца; и, наконец, различный, но всегда очень небольшой запас предметов для обмена.

3. Что касается личной собственности, то таковой можно признать одежду (обычно, по крайней мере у главных членов семьи, это два комплекта, больше бывает редко); швейные принадлежности у женщин; каяки у мужчин вместе с относящимися к ним принадлежностями, инструментами и оружием; кое-какие другие инструменты для работы по дереву; оружие для охоты на суше. Только самые лучшие охотники на тюленей владеют двумя каяками, но у некоторых по два комплекта принадлежностей к ним (это большой гарпун - отдельный наконечник и древко с ремнем и пузырем; малый гарпун или дротик с пузырем; дротик для охоты на птиц; копье с гладким незазубренным наконечником; рыболовные снасти и еще кое-какие мелкие предметы).

Несмотря на весьма ограниченные представления о собственности, эскимосы поддерживали между собой что-то вроде торгового обмена, для чего предпринимали далекие путешествия (хотя могли отправиться в путь и просто так, без всякой определенной цели). Предметом обмена служили обычно необходимые в быту вещи или предметы, которые можно найти только в определенных местах - такие, как мыльный камень, лампы и сосуды из него, китовый ус, моржовая кость и зубы нарвала, некоторые сорта кожи, иногда даже готовые лодки и каяки, но почти никогда продовольствие.

Язык

Диалекты всех эскимосских племен близки между собой и понятны в любом месте, где живут настоящие эскимосы.

Социальное устройство, обычаи и законы

То, о чем пойдет речь в этом разделе, тесно связано с особенностями образа жизни эскимосов, что вполне естественно. Жизнь народа охотников требует естественного партнерства и совместного владения вещами; это ограничивает права собственности и позволяет многим пользоваться результатами труда одного человека. Разумеется, это уравновешивается определенными обязательствами со стороны остальных. Рассмотрим особенности общественного устройства эскимосского общества.

Эскимосы образуют сообщества трех видов: семья, обитатели одного дома и жители одного зимовья. Связей такого рода между зимовьями практически не существует.

Семья. Очень редко можно увидеть, чтобы мужчина имел больше одной жены, но право его развестись с женой и взять другую почти не ограничено. Однако и развод, и полигамия, и обмен женами пользуются поддержкой общественного мнения только в том случае, если необходимы для продолжения рода, особенно для появления наследников мужского пола. Браки устраиваются тремя путями: через посредников, по договоренности с детства и силой. Некоторая доля насилия при заключении брака обычна для всех варварских и диких племен. Кроме того, для заключения брака необходимо согласие родителей и братьев невесты. В сказках часто встречается сюжет о девушке, у которой было множество прекрасных поклонников, но которую не хотели отпускать от себя братья или родители. Брак заключается без особых церемоний и не накладывает никаких особенных обязательств. Невеста приносит в дом жениха свою одежду, особый полукруглый нож уло и обычно лампу. Семья в узком смысле, как правило, включает, кроме супругов и их детей, еще приемных детей, вдов и других зависимых и беспомощных родичей, которые занимают подчиненное положение и являются чем-то вроде прислуги. Мы склонны считать, что так называемые рабы, или пленники, западных эскимосов занимают примерно такое же положение. Семья в более широком смысле включает женатых детей, если они не заводят себе отдельный зимний дом, отдельную лодку и шатер для летних кочевок. Именно владение такого рода собственностью определяет реальное сообщество - семью. Иногда в нее включаются и родители второго супруга. Жена всегда подчиняется матери мужа. Кроме того, муж имеет право наказать жену ударом по лицу, достаточным для того, чтобы остался видимый след. Зато дети и тем более слуги никогда не подвергаются телесным наказаниям. Если у мужчины две жены, вторая считается всего лишь наложницей и занимает место первой только в случае ее смерти. В случае развода сын всегда уходит с матерью. В результате такой организации в семье обычно бывает больше одного кормильца. Главой семьи считается владелец лодки и летнего шатра. После смерти эти вещи переходят к старшему сыну вместе с обязанностями кормильца. Если у покойного нет взрослого сына, место кормильца занимает ближайший родственник; когда же дети вырастут, их мать может завести вместе с ними собственный дом, не оглядываясь на их приемного отца.

Обитатели одного дома. В Гренландии в одном доме часто живут несколько семей. Каждая из них ведет по большей части отдельное хозяйство; каждой семейной паре и их детям отведено свое место на главной лежанке, рядом стоит своя лампа; неженатые обитатели дома и гости спят на боковых лежанках и лежанке у окна.

Жители одного зимовья или селения постоянно контактируют друг с другом и в селении, и в общих охотничьих угодьях и, вполне естественно, составляют тесную общину. Никто посторонний не может поселиться рядом без общего согласия обитателей зимовья.

Основные правила, имеющие отношение к собственности и добыче

От каждого добытого тюленя каждый обитатель зимовья получал небольшой кусочек мяса и соответствующую часть жира; если на всех не хватало, первыми свою долю получали обитатели дома. Не обходили никого; таким образом, даже самые бедные не нуждались в пище и жире для ламп, пока охотники зимовья регулярно возвращались с добычей. Кроме того, удачливый охотник обычно приглашал остальных разделить с ним трапезу.

Вне постоянных селений каждый имел право поставить дом, охотиться и ловить рыбу где угодно. Даже запруды, перегораживавшие реку на летних ловищах, никому не принадлежали; их мог использовать или даже разрушить кто угодно.

Каждый, кто нашел кусок дерева или какие-то бесхозные вещи, становился их законным владельцем; для этого ему достаточно было вытащить вещи выше линии прилива и отметить камнями.

Если раненый тюлень уходил с наконечником гарпуна, охотник терял на него право, как только зверю удавалось освободиться от охотничьего пузыря. То же самое происходило, если зверь с маленьким пузырем от дротика уходил далеко. Тот, кто находил и приканчивал раненого тюленя, забирал тушу себе, а оружие возвращал владельцу, если таковой объявлялся.

Если два охотника одновременно поразили птицу или тюленя, добытую тушу делили поровну вместе со шкурой. Но если речь шла об олене, его получал тот, чье оружие попало ближе к сердцу; второму доставалась только часть мяса.

Всякая необычная - по виду или размеру - добыча считалась общей даже в большей степени, чем обычная. Это относилось также к первой добыче сезона и зверям, добытым в период нужды или длительных неудач. А самые большие звери - преимущественно киты - вообще считались общей добычей. Каждый, кто принимал участие в разделке туши, мог получить свою долю, независимо от места жительства и от того, принимал ли он участие в охоте.

Если не удавалось добыть ни тюленей, ни других крупных зверей, то самые обеспеченные провизией семьи в доме обычно приглашали остальных принять участие в трапезе. К остальным обитателям зимовья это не относилось.

Если один охотник одалживал у другого оружие или инструменты, а затем терял или повреждал их, он не должен был никак компенсировать потерю. Более того, если хозяин переставал следить за своими лисьими ловушками, то любой, кто привел их в порядок, сторожил и проверял, становился законным владельцем добычи.

Если человек пожалел о совершенной сделке, он имел право отказаться от нее. Ничего не продавалось в кредит без немедленной оплаты.

К этому можно добавить некоторые общие правила.

Каждый здоровый мужчина обязан был заниматься морской охотой до старости или пока его не сменит сын. Соответственно, он обязан был с детства готовить сына к этому нелегкому делу.

Жизнь в тесных и скученных сообществах делала необходимым правило дружеского спокойного общения - всякие ссоры и споры были запрещены. Вследствие этого в гренландском языке практически нет ругательств.

У эскимосов не было ни судов, ни органов управления - все вопросы решались на общих встречах.

Собрания первого рода - ежедневные общие трапезы, на которые добытчик приглашал других охотников. Участвовали в них только мужчины, женщины ели позже; на таких встречах обсуждались и оценивались события дня и другие вопросы, представлявшие общий интерес.

Другие собрания представляли собой настоящие праздники, которые устраивались обычно в середине зимы; но бывали и летние праздники, куда, конечно, съезжалось больше гостей. Кроме еды и разговоров, главными развлечениями таких праздников были:

различные игры и состязания в силе и ловкости;

пение и игра на бубнах с танцами и декламацией;

сатирические или оскорбительные песни, исполнявшие в каком-то смысле роль суда.

Любимым развлечением была игра в мяч. Играли двумя способами - либо члены одной команды перекидывали мяч друг другу, а члены второй пытались его перехватить, или для каждой команды устанавливалась своя цель на расстоянии 300—400 шагов, и игроки старались попасть в нее мячом, пиная его ногами с разных сторон.

Практиковались также состязания на силу рук и пальцев, упражнения на натянутой под потолком веревке, гонки на каяках, боксирование на ровной площадке и др.

Любые споры, кроме тех, которые требовали кровной мести и смерти обидчика, разрешались при помощи оскорбительных песен. «Истец», имевший какие-то претензии к «ответчику», заранее складывал песню и приглашал противника встретиться с ним, указывая время и место. Обычно, особенно в важных случаях, у каждой стороны была группа поддержки, сменявшая его при необходимости. Пение сопровождалось игрой на бубнах и танцами. Одобрение или осуждение аудитории и было решением «суда» - а заодно и наказанием.

Что касается настоящих преступлений, то нарушение прав собственности, по понятным причинам, могло быть только пустяковым. Убийство же требовало кровной мести со стороны ближайшего родственника. Исполнив месть, он должен был объявить об этом родным убитого.

Эскимосы

ЭСКИМО́СЫ -ов; мн. Народ, живущий на побережье Чукотского полуострова в России, на арктическом побережье Северной Америки и в Гренландии; представители этого народа.

Эскимо́с, -а; м. Эскимо́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Эскимо́сский, -ая, -ое.

эскимо́сы

(самоназвание - инуит), группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1995), севере Канады (28 тыс. человек), острове Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в России (Магаданская область и остров Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык эскимосский.

ЭСКИМОСЫ

ЭСКИМО́СЫ, народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тыс. человек, 2000), севере Канады (41 тыс. чел., 1996), острове Гренландия (50,9 тыс. чел., 1998) и в Российской Федерации (Чукотка и остров Врангеля, 1,7 тыс. чел., 2002). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).
Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.
На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.
Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.
Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.
В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "эскимосы" в других словарях:

    Эскимосы … Википедия

    ЭСКИМОСЫ, эскимосов, ед. эскимос, эскимоса, муж. Народность, живущая по полярному побережью Северной Америки и на северо восточной оконечности Азии. Западные эскимосы. Восточные эскимосы (живущие по берегам и островам Берингова моря, то же, что… … Толковый словарь Ушакова

    Соплемённость, насчитывающая около 100 тысяч человек и расселённая от острова Гренландия и острова Лабрадор через Арктическую Канаду, северную и западную Аляску до восточной Чукотки включительно. Эскимосы создали самобытное декоративно… … Художественная энциклопедия

    - (самоназв. инуит) группа народов на Аляске (США, 38 тыс. человек, 1992), севере Канады (28 тыс. человек), о. Гренландия (гренландцы, 47 тыс. человек) и в Российской Федерации (Магаданская обл. и о. Врангеля, 1,7 тыс. человек, 1992). Язык… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭСКИМОСЫ, ов, ед. ос, а, м. Группа народов, живущих по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо восточной оконечности Азии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Племя живущее в сев. Полярных, странах Америки; занимаются охотой и рыболовством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народ, расселенный от восточной оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность около 90 тыс. человек (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке (См. Эскимосский язык). Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов. Э … Большая советская энциклопедия

    Народ, расселенный от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая численность ок. 90 тыс. чел. (1974, оценка). Эскимосский язык принадлежит к эскимосо алеутской семье языков. Антропологически Э. относятся к арктич. типу монголоидов. Как народ… … Советская историческая энциклопедия

    эскимосы - представители народа, проживающего на Чукотке и Камчатке (а также в США). Эскимосы отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой. Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических … Этнопсихологический словарь

    эскимосы - ЭСКИМОСЫ, ов, мн (ед эскимос, а, м). Группа народов, живущих на Аляске (США), севере Канады, о.Гренландия и в Российской Федерации (в Магаданской обл. и о. Врангеля); люди, принадлежащие к этой группе народов; яз. эскимосский, эскимосско… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Как эскимосы сохраняют своих детей в тепле или Самый практичный подход к воспитанию вашего ребенка , Хопгуд М.. Американская журналистка в увлекательной манере рассказывает о методах воспитания детей в разных странах. С большой долей юмора и веселой иронией она делится своими впечатлениями от того, как…

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Г.А.Ушаков

Пища эскимосов

«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе – тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.

Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.

Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.

До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.

Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.

Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.

В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман"так"». Большинству европейцев с непривычки «ман"так"» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман"так"» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман"так"», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».

Как «ман"так"», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг"-нык"».

Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман"так"». Когда свежей «ман"так"» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак"». На «ныфкурак"» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак"» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак"» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.

Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.

Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк"-лъяк» (вид съедобного корня), «к"угылн"ик"» (щавель) и ягоды «ак"авзик» (морошку), «сюгак"» (голубику) и «пагунг"ак"» (шикшу).

Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык"нипих"тук"!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.

Грибов эскимосы не едят, называя их «туг"ныг"ам сигутн"ат» – чертовы уши.

Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.

Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».

«Все едят руками, нагибаясь над «к"аютак"ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.

Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к"аютак"», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых"лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.

Посуда, как правило, не моется.

В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.

Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.

Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».

Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».

Табакокурение у эскимосов

«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».

Жилище эскимосов

Автор часто останавливался в эскимосских ярангах, которые воспринимались им как привычное жилище, поэтому он не дает подробного описания яранги, но обращает внимание на интересные детали. «В эскимосской яранге нет обеденного стола. Столовую посуду составляет одно узкое, продолговатое и мелкое деревянное блюдо – «к"аютак"» и широкий полукруглый женский нож – «уляк"». «К"аютак"» ставится прямо на пол, и вокруг него располагается вся семья. Проворно работая ножом, хозяйка нарезает на блюде мясо и жир тонкими ломтиками. Причем, первый и последний ломтики от каждого куска обязательно съедает сама.

Одежда эскимосов

«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.

Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.

Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.

Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.

Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак"» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак"» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.

Кроме «насяпрак"а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг"ак"». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы , по существу, представляют собой разновидность «насяпрак"а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг"ак"» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.

Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.

Последнее время появились под общим наименованием «лък"-ик"» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.

Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик"» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к"аслъик"» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик"у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к"аслъик"», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.

Штаны – «к"улъиг"ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.

В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак"ак"» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх"аг"ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к"алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк"ак"» – из нерпичьих шкур; «тунук"итылг"и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.

«Сюпак"ак"» и «к"алнак» носят только в холодное время года, «илыпх"аг"ык» – круглый год, а «тумк"ак"» – летом, «тунук"итылг"и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…

Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг"илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх"атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг"илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг"ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).

В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун"итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к"агуг"итак"» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».

Обувь эскимосов

«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.

Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.

Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.

Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг"ык», «акугвиг"асяг"ык», «куильхихтат» и «муг"ник"ак». «Стулъюг"ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг"ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг"ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.

Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг"асяг"ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».

Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.

Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк"ык» и «муг"ник"ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».

Бытовые обычаи эскимосов

«На ночь эскимос раздевается догола. (Впрочем, в пологе он обычно сидит совершенно голый и днем.) Просыпаясь, он ждет, пока жена приготовит завтрак, и, только уделив достаточно внимания последнему, принимается за одевание. Всю одежду, отданную с вечера для просушки, по порядку подает ему жена. В первую очередь он натягивает штаны. Если он остается дома, то ограничивается одними «илыпх"аг"ык». Затем, натянув меховые чулки, эскимос обувается, и туалет закончен. Кухлянку надевает только при выходе из полога и подпоясывается кожаным ремнем – «тафси». На ремне всегда висит нож – «савик» – и несколько корольков стеклянных бус. Последние – про запас, для жертвы злому Духу.

Отправляясь на охоту, эскимосы берут с собой еще и большой охотничий нож – «стыгмик», который носят на бедре и прикрепляют деревянной застежкой к поясу штанов».

Астрономические знания эскимосов

По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».

Исчисление времени у эскимосов

Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк"ик"» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.

Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:

к"уйн"им к"алг"иг"вига – гон у домашних оленей – октябрь;

туп"тум к"алг"иг"вига – гон у диких оленей – ноябрь;

пынъиг"ам к"алг"иг"вига – гон у диких баранов, или ак"умак" – месяц сидящего солнца – декабрь;

канах"таг"ъяк – месяц инея в ярангах – январь;

ик"алъюг"вик – месяц рыболовной сетки – февраль;

назиг"ахсик" – месяц рождения нерп – март;



Случайные статьи

Вверх