“Медвежий народ”.Русские и индейцы - как это было. Русские корни северной америки

21 ноября 1871 года великий князь Алексей Александрович - четвертый сын Александра II, доводившийся соответственно братом Александру III и дядей Николаю II. ,прибыл в США на борту военного корабля “Светлана”. С ним приехали молодые графы Шувалов и Олсуфьев и группа гвардейских и флотских офицеров.

После военно-дипломатической поддержки, которую Россия оказала северянам во время Гражданской войны, и продажи Аляски двусторонние отношения переживали подъем, поэтому гостя приняли по высшему разряду.

Президент Улисс Грант обратился к нации с особым посланием, призвав приветствовать на американской земле принца дружественной великой державы.

Алексей Александрович пробыл в Штатах до конца февраля следующего года, объехав 34 города. Банкеты у губернаторов, балы и праздники следовали непрерывно. Шампанское лилось рекой.

Для американцев Россия тогда была такой же экзотикой, как для россиян - Америка. Поглядеть на сына царя собирались толпы.

Великий князь был восхищен энтузиазмом и непосредственностью американских женщин. Особенно понравилась ему артистка Лидия Томпсон, певшая для него в Нью-Орлеане.

Визит положил начало традиции, которая живет и поныне. Каждый год на карнавале в Нью-Орлеане избираются “царь” и “царица”, а праздник открывается любимой песней великого князя из репертуара Томпсон: “Если я когда-нибудь перестану любить”.

В Чикаго Алексей Романов пожертвовал пять тысяч золотых рублей в пользу пострадавших от большого пожара…

Кульминацией визита стала грандиозная охота в прериях штата Небраска, где вольно бродили стада бизонов.

Организовывал ее сам великий Баффало Билл (Уильям Коди) - легендарный стрелок, лично убивший 4280 бизонов, герой вестернов, впоследствии хозяин известного на весь мир ковбойского цирка. Вместе с русским гостем на охоту отправились герои Гражданской войны генералы Шеридан и Кастер.

Баффало Билл нашел идеальное место недалеко от городка Хейс Каунти - широкое плато рядом с живописным синим озером, защищенное от холодных ветров высокими холмами.


Индейцы выгоняли бизонов прямо на охотников. Баффало Билл одолжил гостю свою знаменитую винтовку “Лукреция Борджиа”. В результате великий князь, который вообще-то неважно стрелял из-за близорукости, лично уложил девять животных. Всего за два дня было убито больше ста бизонов.

Алексей Александрович остался в полном восторге от охоты, фуршета на открытом воздухе и индейских плясок под барабанный бой, и вручил каждому из 38 загонщиков револьвер “смит-энд-вессон” и охотничий нож с рукояткой из слоновой кости.

В ответ вождь Пятнистый Хвост преподнес ему настоящий индейский вигвам и набор стрел. Алексей Романов привез подарки в Петербург, где ими играли маленькие великие князья. Вигвам и стрелы по сей день хранятся в музее в Твери.


На месте царской охоты жители Хейс-Каунти каждый год разыгрывают театрализованное представление. К палаточному городку участники подъезжают на старинных телегах, запряженных лохматыми тяжеловозами. По озеру скользят “индейские пироги”. Мужчины в черных шляпах мечут ножи и томагавки, женщины наряжаются в старинные юбки до земли и кофточки с оборками.

(Взято из материалов Алексея Кречетникова)



Остаётся добавить, что индейский вигвам и стрелы были не единственным подарком, полученным от индейцев. С тех пор, как группа русских посетила резервацию, индейцы группы сиу, а также дружественные им шайены и арапахо, а за ними и многие другие племена стали называть русских «Медвежьим народом». Возможно потому, что некоторые русские охотники были одеты в боярские шубы из медвежьих шкур.

Судя по всему, русские произвели на индейцев хорошее впечатление – ведь их назвали «народом». Индейцы шайены, например, называют всех бледнолицых «пауками». Мексиканцы на их языке, например, дословно называются «пауки с волосатыми носами» , американцы – просто пауки, немцы – «плохие пауки» и т.д. И только других индейцев они именуют уважительно – «народ», «люди». Потому что все индейцы, даже из враждовавших между собой племён, знают, что они приходятся друг другу братьями, т.к. живут по законам Матери – Земли, а не вопреки им. Когда пришли бледнолицые, всё перевернулось вверх дном. Индейцы прежде считали, что всё вокруг наделено жизнью – камень, вода, облака,деревья, крылатые и двуногие существа…Судя по действиям белых людей, те считали, что всё вокруг мертво. И если кто-то при этом пытался выжить, они убивали их…»Хороший индеец – мёртвый индеец» - вот поговорка тех лет, характеризующая отношение американцев к коренным жителям континента. Постепенно исчезали с Великих равнин миллионные стада бизонов, служившие основным источником пищи для кочевых индейских племён, и последние остатки свободолюбивых воинов, ряды которых сильно поредели в кровопролитных «индейских кампаниях» сдались американской армии в форте Робинсон…

Русские не были для индейцев теми людьми, которые стали причиной их трагедии. Для них они были таким же «народом» - Народом Медведей, живущим за Большой Солёной Водой. Впоследствии пути их ещё не раз пересекутся…

Индеец навахо в Минске.

Из Соединенных Штатов Америки в Минск приехал индеец-навахо Вильям Яззи. По такому случаю здесь собрались индеанисты России, Украины и Белоруссии. В течение двух дней Мистер Яззи выступил в Минском Доме Дружбы и Минской консерватории.

Индейцы к нам приезжают нечасто, поэтому такие встречи - всегда большое событие, ведь появляется возможность узнать что-либо об индейской культуре непосредственно от ее представителя, а это совсем не то, что прочитать об этом в книге или посмотреть на видео. Конечно, не у всех есть возможность ездить на такие встречи, поэтому я предлагаю вам речь м-ра Яззи, записанную на аудиокассету во время его выступления.

В самом начале м-р Яззи произнес несколько предложений на языке навахо…

-… Я вас благодарил. “Я-тэ” на языке навахо значит “здравствуйте”. Это слово также значит “хорошо”. Под этим мы имеем в виду, что все хорошо: вся природа хороша, и между мною и вами существует добро, вот откуда все начинается. Еще я сказал, что меня зовут Вильям Яззи. Фамилия Яззи переводится как “маленький”. Я поблагодарил вас за то, что нахожусь сейчас в вашей стране, Беларуси Я здесь уже два дня, и за это время видел много красивых и крепких людей. Мне оказали хороший прием, и я чувствую себя как дома.

Я бы хотел поблагодарить некоторых людей, начиная с американского посла, Игоря Зайцева из USSAS, фонд Сороса, Майкла Голденхофа, Сергея Шафрана, Олега Жилинского, Алеся Симакова и группу индеанистов из Санкт-Петербурга.

В своем сегодняшнем выступлении я бы хотел изобразить некоторые индейские обычаи с помощью музыки. Я из племени навахо, одного из трехсот или трехсотпятидесяти племен Северной Америки. Все они разговаривают на разных языках, у каждого - свои обычаи и церемонии. Сегодня мне хотелось бы исполнить песни пяти-шесть племен.

Сейчас на мне одета традиционная одежда моего народа. То, что мы носим, может многое рассказать о наших отношениях с природой. Индейцы верят, что Земля - наша мать, а Небо - отец, и все, что живет в этом мире - вода, растения, животные, насекомые - является частью этого мира. Мы не контролируем природу, мы являемся частью природы. Наши мокасины также являются воплощением этой идеи. Красный цвет на них символизирует Землю. Белая подошва символизирует облака, которые приносят дождь и плодородие. Этим объясняется жизнь.

Бирюзовый цвет очень важен для народа навахо. Бирюза - это драгоценный камень, он небесного цвета, но происходит из земли. Он символизирует брак Неба с Землей, а все мы - дети отца-Неба и матери-Земли.

Индейцы верят, что идут по “уравновешенной” дороге, и все в мире имеет свою пару. Идя по этой дороге, мы несем поровну и добра и зла, оба эти элемента необходимы, чтобы идти правильно. Именно это мы имеем в виду, когда говорим: “Мы идем в красоте”.

Чтобы правильно воспринимать индейскую музыку, сперва нужно правильно понять философию, которая лежит в ее основе. Философия взаимосвязана с музыкой. Индейцы верят, что святые люди дали им музыку и музыкальные инструменты, поэтому когда мы поем, играем на флейте или барабане, мы благодарим отца-Небо и мать-Землю за все, что они нам дали. Через наши песни мы также выражаем свое уважение всем живым существам и друг другу.

В индейской музыке есть множество направлений: социальные, церемониальные песни, песни-молитвы, бытовая музыка - например, для помола кукурузы, ткачества ковра, езды на лошади и др. Существует музыка, которой приветствуют различные времена года, охотничьи песни и военные танцы. Индейцы не идеализируют войну, они уважают тех, кто защищает свою родину. А сейчас я хотел исполнить несколько традиционных навахских песен… (Звучат песни.)

Должен отметить, что выступление м-ра Яззи было рассчитано на неподготовленную аудиторию, то есть, на тех, кто мало знает об индейцах или вообще думает, что они живут в Индии (были и такие). Разговор с индеанистами, получился более конкретным, и, к счастью, лишенным обычных формальностей. М-р Яззи оказался простым и открытым человеком, и общаться с ним было легко. Он многое знал из того, что интересует нас, и поэтому его буквально засыпали вопросами, на которые он по мере возможность старался отвечать.

Некоторые версии происхождения тех или иных элементов одежды мы услышали впервые. Например, историю о происхождении роуча.

Однажды воин возвращался домой из военного похода и увидел, как большой медведь гризли пытается напасть на маленького дикообраза. Тот ощетинил свои иглы. Медведь ударил его лапой, укололся и с ревом убежал. Воин пришел домой и рассказал людям об увиденном. С тех пор индейцы стали делать головные уборы из игл дикообраза, которые обладают защитной силой.

- Когда одно из племен пуэбло - акома - пришло на юго-запад Соединенных Штатов, оно обосновались в одном районе и стало строить свою деревню. Им понадобилось на это около двадцати пяти лет. Когда строительство завершилось, они сложили песню под названием “Город в небесах”в честь этого подвига… (Звучит песня.)

М-р Яззи у себя дома работает парк-рейнджером, то есть смотрителем национального парка, или полицейским, кому как больше нравится. Он женат, у него пятилетний сын, который уже принимает участие в пау-вау с отцовским бастлом и двенадцатилетняя дочь-красавица.

- Индейцы верят, что мать-Земля тоже была когда-то маленькой девочкой, потом она выросла и стала женщиной. В этом переходном возрасте для нее была проведена особая церемония, организованная таинственными существами. До сих пор племена апачей в Аризоне проводят ее для повзрослевших девочек. Это событие длится четыре дня, и танцоры одевают костюмы горных духов. Они танцуют для молодых девушек всю ночь… (Звучит песня.)

Мы показали м-ру Яззи видеозапись последних пау-вау под Санкт-Петербургом. Он, конечно, не ожидал увидеть в России ничего подобного, так как думал, что у людей, пригласивших его, увлечение не выходит за рамки хобби. Но пау-вау - это уже совсем другое дело. Это уже иной образ жизни, иное мировоззрение, это путь, по которому сегодня идут индейцы и который также делает индейцами тех, кто по нему идет. По крайней мере, я в это верю…

- Когда люди идут на охоту и находят животное, которое им нужно, они разговаривают с ним и приносят ему жертву со словами: “Прости, маленький брат за то, что мы убиваем тебя, ты нам нужен.” После этого они могут убить и другое животное, так как они уже попросили прощение символически у всех животных. Так же поступают и с растениями. Теперь послушайте охотничью песню из Бизоньего танца… (Звучит песня.)

- Одна из разновидностей песен - любовные песни. Послушайте любовную песню племени навахо… (Звучит песня.)

Как и всякий индеец, м-р Яззи большой любитель поесть. В один из вечеров он съел большую тарелку драников со сметаной, которые мы выдали за белорусскую национальную еду, в другой раз его угощали украинскими варениками. В общем, взаимопроникновение культур прошло с большим успехом.

- Круг - это очень важная для индейцев форма. Он содержит в себе все элементы жизни и природы. Наша жизнь идет по кругу - рождение, детство, зрелость и старость. Четыре времени года идут по кругу - весна, лето, осень и зима. Этому посвящен танец Круга. Люди становятся вокруг и танцуют… (Звучит песня.)

Выступление в Доме Дружбы не было единственным. М-р Яззи также выступил перед студентами Минской консерватории примерно с той же программой. В консерватории все танцевали настоящий танец Круга. Наверное, его можно воспринимать как наш “хоровод”, но, по-моему, кроме названия у нас от него ничего не осталось. Показывают, конечно, по телевизору, но это не в счет. Это все равно, что в музее кости мамонта: кости есть, а мамонтов нет - вымерли давным-давно. В нашей современной жизни ничему такому нет места, поэтому бесполезно искать аналоги таким традициям, как пау-вау, и невозможно постороннему человеку растолковать, чем наше пау-вау отличается от его туризма. В остатках нашей собственной традиционной культуры утеряны традиции и ритуалы, которые помогают обрести связь с прошлым, со своей Матерью-Землей. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, чтобы поучиться этому у народов, которые еще что-то помнят и умеют. И это ответ на вопрос, отчего мы занимаемся “чужой” культурой, когда у нас, якобы, есть своя. Это может быть также ответом тем индейцам, которые считают, что мы воруем их культуру. Лично я у них ничего не воровал. Орлиные перья у меня от наших орлов, танцую я на своей земле, а тем ритуалам, которые мы пытались проводить, научился у настоящих индейцев, приезжавших к нам в гости: Скай Хок (черноногий), Скотт Момадэй (кайова), Мерли Тенди (кри), Би Мэдисин (лакота)…Еще был приезд группы Денниса Бэнкса со “Священным Бегом”, приезд 300 танцоров со всех Соединенных Штатов на Игры Доброй Воли…

- Народ юта из юго-западного Колорадо танцует, чтобы приветствовать приход весны. Этот танец называется “Танец медведя”, потому что в это время медведи просыпаются после зимней спячки. Танец длится три дня. Вот песня танца Медведя… (Звучит песня.)

- Многие племена встали сейчас на путь пау-вау. Эта традиция пришла из северных степей. Сейчас пау-вау - важный фактор, помогающий объединению племен. Послушайте женскую танцевальную песню из северных равнин… (Звучит песня.)

Олег Жилинский подарил м-ру Яззи красивое бело-черное перо беркута. Он сказал, что в нашем небе живут такие же орлы, и через них мы будем чувствовать единство с народом навахо и другими племенами.

М-р Яззи сказал, что у них на владение орлиными перьями нужен документ, так как орлы находятся под охраной. Пришлось научить мистера Яззи, как обойти строгий американский закон - про орлиное перо не обязательно упоминать в таможенной декларации.

- Это флейта (показывает). Она стала очень популярной среди индейцев. Сначала флейта появилась у индейцев степей. Она используется как любовный музыкальный инструмент. Когда молодой человек влюбляется в девушку, он придумывает мелодию в надежде, что она понравится девушке, и она в конце концов выйдет за него замуж. Однажды я взял флейту и придумал мелодию, чтобы просто попрактиковаться. Это закончилось тем, что я женился. (Бурные аплодисменты.) Эта мелодия называется “Ночная песня”. Солнце садится, поднимается Луна. Луна смотрит вниз на народы. Она говорит им: “Спите, мои дети. Вы выполнили сегодняшнюю работу. Завтра вы проснетесь и продолжите ваш труд, а сейчас наступает пора для ночных существ, чтобы они выполняли свою работу”… (Звучат мелодии на флейте.)

Думаете, это легкий способ жениться - сделать флейту и придумать мелодию? И не надейтесь, я пробовал. Не так то просто сделать хорошую флейту, к тому же надо еще научиться на ней играть. А если сделать плохую флейту, то попадется плохая жена. Имейте это в виду!

- Я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы сегодня здесь, и за то, что я здесь. Я очень рад, что приехал к вам. Если когда-нибудь вы будете в Америке, остановитесь ненадолго у народа навахо. Вы услышите песни, музыку и познакомитесь с культурой этого народа. Последней песней, которую я исполню перед вами, будет Общественная песня навахо. Откуда бы вы не пошли, пусть вас благословят отец-Небо и мать-Земля, пусть они заботятся о вас всю жизнь. То, что я показал вам сегодня вечером - это всего лишь маленькая частичка культуры американских индейцев. Это наш способ выразить свою благодарность Земле. И если мы сможем распространить это уважение по всему миру, то, возможно нам удастся уменьшить “эффект всемирного потепления” и таянье полярных льдов, делать меньше дыр в озоновом слое и восстановить тропические леса, найти лекарство от СПИДа…

Большое спасибо за внимание!…

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами - одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку - калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. «Злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» - в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы.

И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения - куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени - Волка/Орла и Ворона. Эти кланы - Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. - нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие - вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли — пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов - уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон — из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь - Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля — «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова — торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова — giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, «варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов … не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях»

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям … Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.
Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год - год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск - столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость - будущая столица Русской Америки - Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы - Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Новоархангельск (скорее всего начало 1830-х гг.)

Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

В Новоархангельске стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий — харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные "индейцы" — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не "киношные". Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как "камчадалы". Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек. Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.

Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что "душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России".

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией. К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку. В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.


Официально эта война длилась 200 лет и закончилась только в 2004 году.

Когда мне говорят, что американцы убивали индейцев и захватывали их земли, я задаю встречный вопрос: «А сколько индейцев убили русские?». После этого, как правило диалоги прерываются, потому что мало кто слышал, например, о Русско-Индейской войне 1802-1805 гг. Мало кто слышал о карательной операции Ивана Соловьёва, который убил на острове Уналашка более 5 тысяч алеутов (коренных жителей Алеутского архипелага). Мало кто в России слышал об экспедиции Григория Шелихова, который (цитирую источник) «устроил массовую резню местного населения, убив от 500 до 2500 эскимосов». Мало кто слышал об экспедиции Ивана Кускова (1808-1809 гг.), который перед основанием Форт-Росса убил немало индейцев, а потом заключил с ними перемирие. Мало кто слышал о том, как промышленник Ларион Беляев «зачистил» остров Атту от всех алеутов, которые там жили…

За 200 лет до продажи Аляски русские убили много тысяч коренных жителей тихоокеанского побережья Америки. Сейчас историки пытаются восстановить картину прошлого, но даже приблизительно не могут назвать цифру убитых индейцев 49-го штата США. Жертв даже не считали. Да и русских считали только «их благородие», знатных купцов и промышленников. Простой люд был не в счёт.

Зато почитаешь российские исторические документы, письма, записки, донесения, корабельные журналы и пр. создаётся впечатление, что это индейцы напали на Россию и издевались над людьми под Москвой. О своих «подвигах» говорили не охотно, часто умалчивали и вообще не упоминали. Так, например, капитан корабля «Св. Евдоким» Михаил Васильевич Неводчиков в своём бортовом журнале, по прибытию на остров Агатту, сделал запись о том, что «по досадному недоразумению, ружейным выстрелом был ранен алеут». О том, что после этого «досадного» выстрела завязалась потасовка можно узнать только в контексте записей. Сколько же пострадало людей, в ходе этого инцидента, вообще не сообщается.

Итак почти каждая экспедиция. Если кто причаливал к берегам Америки или Камчатки - обязательно проливалась кровь. А виноваты были конечно же местные жители, которых описывали как: «злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» и т.д.

Но давайте возьмём один из эпизодов русской экспансии на Аляске. У основателя Северо-Восточной компании Григория Шелихова (1747 - 1795) был в подчинении некий промышленник Александр Андреевич Баранов (1746 - 1819), который настаивал на продвижении Русской компании вглубь материка. Шелихову такая идея была по душе и он назначил Баранова вместо себя. А сам уехал в Иркутск за повышением, мечтая занять пост губернатора, но неожиданно умер от цинги в 48 лет.

Баранов же собрал экспедицию из 30 военных моряков и на двух лодках-байдарах (вместимость каждой до 30 человек) отправился восточнее острова Кодьяк, который уже прочно закрепился за русскими. Баранова также сопровождали алеуты, находящиеся в рабстве у русских. Подплыв к острову Монтагью, тогда он назывался островом Сукли, Баранов встретил там индейцев-тлинкитов, которые отличались от остальных жителей Аляски тем, что были искусными охотниками. А потому и вооружены были копьями, топорами, луками, стрелами и ножами. До этого русские ни разу не встречали вооружённых алеутов и убивали их смело, не опасаясь сопротивления. А тут наткнулись на вооружённых индейцев и отступили.

Если подробно, то дело было так: в ночь с 20 на 21 июня 1792 года, когда русские остановились на ночлег, Баранов сотоварищами устроили свой лагерь отдельно, а алеуты - отдельно. Вдруг ночью внезапно раздался крик, топот, сильное шуршание, треск ломанных кустов… Все были подняты на ноги, но тлинкиты почему-то не трогали славян. Они напали на кадьякцев (т.е. алеутов, что приплыли с экспедицией, жители острова Кодьяк) и резали исключительно их, сводя давние счёты.

Однако русские сочли это опасностью для себя и открыли по тлинкитам огонь из ружей. В результате ночного столкновения 2 русских было убито и 15 ранено. Сам же Баранов был «едва не убит». Хотя в этом же письме, в котором он описал ночёвку на Сукли, признался, что был одет в кольчугу, которую «пуля не брала». Именно благодаря ей остался жив. То есть пуля не брала, а индейская стрела чуть не убила…

Сколько при этом погибло индейцев с обоих сторон Баранов не сообщил. Подумаешь какие-то эскимосы. Вот американцы убивали индейцев - это да, геноцид как минимум. Русские - только защищались…

Но продолжу свой рассказ о Русско-Индейской войне. Мысль о продвижении в глубь материка Баранова не покидала. На следующий год Александр Андреевич послал вооружённый отряд Лебедева-Ласточкина, который (цитирую записи) «опустошили два селения чугачей, увезя всех от мала до велика с собою на Грековский (о-в Грин)». А ещё через год (в 1794 -м) лично сам начальник так называемой «Северо-Восточной компании» А.А. Баранов собрал флот из 500 байдарок и отправился на остров Ши (полное название «Ши Аттика» или «Ситка»), который впоследствии был переименован на остров Баранова. Подойдя к берегу, русские увидели индейцев вооружённые ружьями и фальконетами. А потому выходить на берег побоялись и уплыли восвояси.

Откуда у них появились ружья, Баранову не трудно было догадаться. Индейцы успешно торговали пушниной с британскими и американскими (бостонскими) торговцами. Эти по совести платили за каждую шкурку, давая взамен ткани, охотничьи ножи, бытовую утварь и даже «огненную воду» (спиртное). Но в этот раз по заказу британцы доставили индейцам огнестрельное оружие. Баранов был разочарован такой торговлей и сообщил об этом Шелихову.

Шелихов был крайне обозлён на донесение Баранова и лично, за год до своей смерти, отправился в вооружённый поход из Охотска на остров Уналашка. Там он собрал подкрепление и поплыл дальше к острову Атха, который полностью очистил от алеутов. Почему был выбран остров Атха в качестве козла отпущения - историки не объясняют и стараются этот момент обходить стороной. Но после разгрома острова, Шелихов написал гневное письмо Баранову, где чуть ли не в приказном порядке потребовал продвижение вглубь материка. Баранов был сильно напуган рейдом Григория Ивановича и прекрасно понимал, что придётся столкнуться с мощным сопротивлением местных жителей, а потому решил тщательно обдумать план «освоения» восточных земель Аляски.

В результате было принято неожиданное решение - заключить с индейцами мир! Индейцы, конечно, по численности превосходили людей Баранова, так что могли запросто их вымести из острова Кадиак, да и вообще из Аляски, но мир для них - это святое. И в этом плане индейцы готовы на всё. Приплыв к острову Хинчинбрук (по-эскимосски «Тхалха»), Баранов пригласил чилхатского вождя по прозвищу Скаутлельт для заключения мира. Тот охотно согласился. В честь этого был устроен небольшой пир с огненной водой:) Индейцам были преподнесены подарки, в виде ненужных побрякушек, а в ответ вождь племени тлинкитов выдал за Баранова женщину, по имени Алеут, которая родила ему сына Антипатра и две дочери - Ирину и Екатерину (кстати, российская жена, оставшаяся в Петербурге, и дочь так об этом и не узнали).

С 1795 года, после того как был заключён мир с индейцами, русские расположились на острове Ши и построили там Михайловскую крепость. Крепость была названа в честь тлинкитского вождя Скаутлельта, которого Баранов крестил в православие, дав ему имя Михаил. Русским удалось без боя занять остров и обосноваться в заливе Ситка Саунд, в который часто заплывали торговые корабли из Британии, Франции, США и Швеции. К тому моменту патрон Баранова - Шелихов отошёл в мир иной и тем самым подарил полную свободу Александру Андреевичу действовать по своему усмотрению.

Почти пять лет русские и индейцы жили бок о бок, сохраняя шаткий, но всё-таки мир между собой. Хотя местные жители, которые прожили здесь по оценкам историков около 10 тыс. лет, были ужасно недовольны поведением русских. Ведь индейцы-тлинкиты буквально боготворили своих женщин и любое посягательство на них воспринимали как личную обиду и оскорбление. А русские матросы то и дело после принятия горячительных напитков, приобретённых у шотландских и ирландских купцов, насиловали индеек как могли. И только благодаря Баранову-Скаутлельту серьёзных стычек удалось миновать.

Но в 1800-м году Баранова вызвали на остров Кадиак и ему пришлось на время оставить Ситку. В Михайловской крепости оставалось около 120 русских под руководством В.Г. Медведникова и приблизительно 900 алеутов служивших им. Индейцы приняли это как знак. Но вождь племени киксади (самого большого у тлинкитов) Скаутлельт (он же Михаил) выступать против русских отказался. Потому что он был верен тому перемирию, которое было заключено с Барановым. В таких случаях индейцы выражают необыкновенную преданность своему обещанию.

Тогда предводителем восстания стал его племянник - вождь чилхатского племени Катлиан. Первую атаку летом 1800 года русские отбили без проблем, и Медведников об этом Баранову докладывать не стал. Через 2 года Катлиан объединил свои усилия с эяками и наконец осадил крепость Святого Архистратига Михаила, уничтожив всех находящихся в ней.

Тем не менее американские источники говорят, что было убито всего 12 русских, остальные же были просто ранены. Взятие крепости произошло в тот момент, когда несколько кораблей под управлением капитанов Алексея Евглевского и Алексея Батурина отправилась к «дальнему Сиучьему камню» на охоту. Поэтому потери у русских были не такие велики. Возможно индейский вождь прекрасно знал о том, что русские были на охоте, и просто воспользовался моментом.

Вернувшись с охоты, русские обнаружили, что крепость занята индейцами и быстро развернули свои корабли в сторону острова Кадьяк, где на то время находился Баранов. А тот просто пришёл в бешенство, когда узнал о восстании тлинкитов. Глава Северо-Восточной русской компании объявил всеобщую мобилизацию и провозгласил о начале Русско-Индейской войны.

Баранов собрал всё что имелось в своём распоряжении, плюс прихватил капитана Лисянского, который на своём бриге «Нева» случайно оказался там, совершая кругосветное путешествие, и все вместе они выдвинулись на Ситку. Крепость была взята за 4 дня - с 1го по 4е октября 1804 года, не смотря, что индейцы отпустили всех русских и их слуг, которые находились там. 10 ноября Лисянский уже отплыл из Ситки-Саунд за ненадобностью, так как русские к тому времени полностью контролировали южный берег острова Ши. Однако несколько тысяч тлинкитов всё ещё прятались в горах.

В 1805 году Баранов приказал окружить остров и уничтожать всех индейцев, которые попадались на глаза. Так был «зачищен» восьмой по величине остров Аляски, который в скорости переименовали в «остров Баранова». Война закончилась тихо, без подписания капитуляций и мирных соглашений. Да потому что не с кем было подписывать договора. Те индейцы, которым посчастливилось вырваться из острова, бежали. А остальные все были убиты.

Более того, прослышав о том, что 2 крепости в заливе Якутата были заняты индейцами (хотя источники этого не подтверждают и сам Баранов на Ситку отправился из одной из них), главнокомандующий российской армии на Аляске отправил туда отряд Демяненкова, который без разбора сжёг обе крепости. Были ли там индейцы или нет - не известно. Но все погибли, о чём Демяненков доложил Баранову.

До сих пор количество погибших индейцев на этой войне неизвестно. Хотя предполагают, что их могло быть несколько тысяч - не меньше. В России об этом ничего не знают и знать не хотят. По их правильному мнению, если и убивали индейцев, то это могли только американцы.

В 2004 году, уже через 200 лет, на Аляску была приглашена делегация из России во главе с потомком А.А. Баранова - И. О. Афросиной. В окрестностях города Ситка между русскими и американскими индейцами из племени киксади (потомками вождя Катлиана) было заключено перемирие, поставившую жирную точку в войне между индейцами и русскими. Русско-Тлинкитская война (как её называют в России, чтобы никто не догадался кто с кем воевал) официально провозглашена оконченной.

Комментарии: 0

    Конкистадоры прославились своей жестокостью к местному населению, однако и сами индейцы вовсе не были пацифистами. Археологам удалось восстановить хронологию кровавых событий, произошедших почти 500 лет назад.

    Анахронический термин «геноцид индейцев Америки» является одним из краеугольных камней черной легенды, передаваемой врагами Испанской империи для подрыва ее престижа. На голландской гравюре XVII века изображен герой битвы при Лепанто дон Хуан Австрийский, наслаждающийся мучениями группы американских индейцев. Эта ложь вызывающе глупа: внебрачный сын Карла I Испанского никогда не участвовал в завоевании Америки. Так, среди лжи, завышенных цифр и выдуманных событий вызрел и дожил до наших дней миф о том, что испанцы совершали спланированные массовые убийства американских индейцев. Истина в этом историческом споре показывает: несмотря на то, что испанцы не скупились на жестокости в осуществлении своих целей, настоящий геноцид вызвали болезни, завезенные европейцами.

    Существует очень распространенный миф, о том что резкое сокращение численности индейцев, после прибытия в Америку европейцев, было следствием спланированного геноцида. При этом в геноциде обвиняют в том числе и правительство США. Самое интересное это то, что громче всех обвиняют правительство США именно американские авторы, что не удивительно. Сейчас в политкоректной Америке самобичевание стало нормой, а оправдывать политику государства считается дурным тоном. Тем не менее насчет того то что произошло с индейцами существует противоположная точка зрения. Например профессор университета Массачусется, Гюнтер Леви (Guenter Lewy), еще в 2007 году написал статью под названием "Были американские индейцы жертвами геноцида?" (Were American Indians the Victims of Genocide?), перевод которой я хочу предложить вашему вниманию.

    Для большинства наших граждан неизвестным фактом остается помощь американского народа в рамках программы Американская администрация помощи (АРА) (англ. American Relief Administration, ARA) Советской России в 1921-1922 годах во время небывалого голода. Причины трагедии две: ограбление большевиками крестьян, когда были изъяты даже семена для посева, и засуха.

    Историки по-разному оценивают вклад этого человека в историю нашей страны. С одной стороны, его имя ассоциируется с массовыми репрессиями. А с другой - за время его правления Советский Союз стал промышленно развитой страной, что и позволило нам победить во Второй мировой войне. Но как СССР из отсталой аграрной страны всего за несколько лет смог превратиться в индустриального гиганта? Помните знаменитую фразу «Он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой»? Приоткроем страницы истории, не описанной в школьных учебниках.

    В неосоветском обществе давно укоренилось представление о том, что США - это сравнительно молодая страна, не имеющая серьезного бэкграунда по сравнению с «тысячелетней» Россией. Между тем, первые высшие учебные заведения в США появились раньше, чем в России.

    Голод в мировой истории; Помощь АРА ("Американская администрация помощи") голодающей России в 1922 году; Голод в Нидерландах в 1944-1945 годах; Политика голода в послевоенной Германии; Технологии производства продуктов питания.

    Во время неурожая 1921-23 годов советское правительство не справлялось с голодом и вынуждено было просить поддержки у международных организаций. Так, Американская администрация помощи за два года израсходовала около 78 миллионов долларов на оказание помощи России, обеспечив голодающих продовольствием и медикаментами. Однако деятельность ее по-прежнему остается малоизученной. Публикуем не издававшиеся ранее документы из южноуральских архивов о сотрудничестве российской и американской сторон во время голода 1920-х годов и деятельности Американской администрации помощи на территории Южного Урала.

    Для большинства наших граждан неизвестным фактом остается помощь американского народа Советской России в 1921-1922 годах во время небывалого голода. Причины трагедии две: ограбление большевиками крестьян, когда были изъяты даже семена для посева, и засуха.

    Сохранились протоколы допросов жителей сел, которые массово сначала начали есть трупы односельчан, сваленные возле кладбищ, а затем дошли и до тех, кто был еще жив, но беззащитен. Вот отрывок из "Протокола дознания с. Александровки по делу разследования человечьяго мяса в вареном виде" (орфография документа сохранена) 27 февраля 1922 года: "Несколько дней спустя к нам двое мальчиков странников… и просились обогреться, один ушел, а другого мы задержали и в эту ночь мы его зарезали и съели, резал его мой муж 23 февраля … (неразборчиво) который кричал и очень долго бился и до этого мы зарезали еще Веру Шибилину девочку к нам которая пришла ночевать, а валенки мы с нее сняли и отнесли ее тетке Татьяне Акишкиной и ей сказали что у нас заболела и померла и мы ее схоронили".

22-07-2015, 02:00

Освоение земель Аляски русскими колонистами началось в конце XVIII века. Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой Тлинкитами – одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья. Русские называли их Колошами (Колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную планку – калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. "Злее самых хищных зверей", "народ убийственный и злой", "кровожаждущие варвары" – в таких выражениях отзывались о Тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

К концу XVIII в. Тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра.

Страна Тлинкитов делилась на территориальные подразделения – куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов, сибов), принадлежавших к двум большим фратриям племени – Волка/Орла и Ворона. Эти кланы – Киксади, Кагвантан, Дешитан, Тлукнахади, Текуеди, Нанъяайи и т. д. – нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе.

Первые столкновения русских с тлинкитами датируются 1741 годом, позже также происходили небольшие стычки с применением оружия.

В 1792 году на острове Хинчинбрук произошёл вооружённый конфликт с неопределённым результатом: глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб, индейцы отступили, но русские не решились закрепиться на острове и также отплыли на остров Кадьяк. Тлинкитские воины были одеты в плетёные деревянные куяки, лосиные плащи и звероподобные шлемы (по-видимому, из черепов животных). Вооружены индейцы были преимущественно холодным и метательным оружием.

Если при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. Тлинкиты ещё не применяли огнестрельного оружия, то уже в 1794 г. у них было множество ружей, а также приличные запасы боеприпасов и пороха.

Мирный договор с индейцами острова Ситки

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года.

После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории.

Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.

Союз между русскими и киксади был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен.

15 июля 1799 года русские начали строительство форта «Святого Архистратига Михаила», теперь это место называется Старая Ситка.

Тем временем племена киксади и дешитанов заключили перемирие – вражда между индейскими кланами прекратилась.

Опасность для киксади исчезла. Слишком тесная связь с русскими становится теперь чересчур обременительной. И киксади, и русские почувствовали это весьма скоро.

Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения там военных действий, насмехались над её жителями и «хвалились свободою своей». Крупнейшая размолвка произошла на Пасху, однако, благодаря решительным действиям А.А. Баранова, кровопролития удалось избежать. Однако, 22 апреля 1800 г. А.А. Баранов отбыл на Кадьяк, оставив в новой крепости начальствующим В.Г. Медведникова.

Несмотря на то, что тлинкиты имели богатый опыт общения с европейцами, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более обострялись, что привело, в конечном итоге, к затяжной кровавой войне. Однако, такой результат отнюдь не был всего лишь нелепой случайностью или же последствием происков коварных иностранцев, как не были эти события порождены и единственно природной кровожадностью «свирепых колошей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели иные, более глубокие причины.

Предпосылки войны

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли - пушнина, мех каланов. Но средства достижения этой цели были различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла второстепенную роль.

Прямо противоположно поступали, в силу специфики своего положения, британские и американские (бостонские) торговцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Русско-индейская война на Аляске 1802 - 1805 г.г.

Российско-Американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих, столь ценимых ими, товаров. Действующий среди русских запрет на торговлю огнестрельным оружием, толкал тлинкитов к ещё более тесным связям с бостонцами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше мехов. Однако русские своей деятельностью мешали тлинкитам торговать с англосаксами.

Активный промысел калана, который вели русские партии, был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного товара в сношениях с англо-американцами. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским колонистам. Англосаксы активно подогревали их враждебность.

Ежегодно около пятнадцати иностранных судов вывозили из владений РАК 10-15 тысяч каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им лишением прибылей.

Таким образом, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-Американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими морскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта. Необдуманные и грубые поступки русских промышленных послужили толчком к объединению тлинкитов в борьбе за изгнание РАК со своих территорий.

Зимой 1802 г. в Хуцнуву-куане (о.Адмиралти) состоялся великий совет вождей, на котором было принято решение о начале войны против русских. На совете был разработан план военных действий. Было намечено с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось подстеречь в Погибшем проливе.

Военные действия начались в мае 1802 г. с нападения в устье р.Алсек на Якутатскую промысловую партию И.А. Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских промышленных. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отражена. Тлинкиты, видя полную неудачу своих воинственных планов, пошли на переговоры и заключили перемирие.

Восстание тлинкитов – уничтожение Михайловского форта и промысловых партий русских

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро «англичан» (американских матросов на службе у русских), 20-30 кадьякцев и около 50 женщин и детей. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами.

Индейцы атаковали одновременно с двух сторон - из леса и со стороны залива, приплыв на боевых каноэ. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек под командованием вождя ситкинцев Скаутлелта окружила казарму и открыла сильный ружейный огонь по окнам. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия боевых каноэ на которых находилось не менее 1000 индейских воинов, немедленно присоединившихся к ситкинцам. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему превосходству нападавших: двери казармы были вышиблены и, несмотря на прямой огонь пушки, стоявшей внутри, тлинкитам удалось проникнуть внутрь, перебить всех защитников и разграбить хранившиеся в казарме меха

Существуют различные версии участия англосаксов в развязывании войны.

Ост-индский капитан Барбер высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты.

По другой версии реальным же подстрекателем индейцев следует считать не англичанина Барбера, а американца Каннингема. Он, в отличие от Барбера и матросов оказался на Ситке явно не случайно. Есть версия, что он был посвящён в замыслы тлинкитов, а то и участвовал непосредственно в их разработке.

То, что виновниками Ситкинской катастрофы будут объявлены иностранцы было предопределено изначально. Но причины того, что главным виновником был тогда признан англичанин Барбер кроются, вероятно, в той неопределённости, в какой пребывала в те годы российская внешняя политика.

Крепость была полностью разрушена, а все население истреблено. Там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы вернуться в Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез английский капитан Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - «Юникорн». Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке.

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Тлинкиты питали особую ненависть к Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях"

В том же 1802 году: была выслежена индейцами Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, «начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы». Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и «почти на повал истребили их пулями и кинжалами». В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Возвращение русских в Ситку

Затем наступил 1804 год – год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода «Невы» в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав».

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Начались военные действия. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский.

После упорного и длительного сопротивления от колош явились парламентеры. После переговоров все племя ушло.

Новоархангельск – столица Русской Америки

Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Ново-Архангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с горностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана США.

Падение русского форта Якутат

20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Таким образом, вооруженные действия тлинкитов и эяков в 1802-1805 гг. значительно ослабили потенциал РАК. Прямой финансовый ущерб достигал, видимо, не менее полумиллиона рублей. Все это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе арх. Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски.

Рецидивы противостояния

Так, 4 февраля 1851 г. индейский военный отряд с р. Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской одиночки (фактории) Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама одиночка. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты (ситкинские колоши) устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Новоархангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция ситкинцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Новоархангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 г. произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий - харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать.



Оцените новость

Новости партнеров:



Случайные статьи

Вверх