Формирование организма заканчивается к. Основные периоды развития организма человека

Смысл жизни заключается в постоянном воспроизведении видов. Рост организма и развитие организма являются важнейшими элементами при становлении живой особи. Какими особенностями обладают эти процессы? Выделяют ли ученые отдельные закономерности развития и роста? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что представляет собой рост?

Под ростом биологи подразумевают процесс увеличения массы организма в процессе его развития. Уже в определении находится первая взаимосвязь между развитием организма и ростом организма.

Рост является важнейшим и необходимым процессом. Без него организм так бы и оставался не оплодотворенным яйцом. На рассматриваемый процесс влияет множество самых различных факторов. В частности, здесь стоит выделить:

  • увеличение количества и размера клеток;
  • рост продуктов жизнедеятельности - неклеточного вещества.

В объеме веществ происходит особенный сдвиг. Появляются условия, благоприятствующие поступлению воды, синтезу, отложению межклеточного вещества. Все эти факторы также указывают на процесс роста.

Какие существуют особенности роста и развития организма человека? Биологи выделяют две формы роста: неограниченную и ограниченную. В первом случае рост не прекращается вплоть до биологической смерти. Ограниченный же процесс роста конечен - однако, у каждого организма по-разному.

Что такое развитие?

Если рост можно назвать количественным изменением организма, при котором увеличивается число клеток, то развитие - изменение качественное. Происходит процесс синтеза новых соединений, посредством дифференцирования образуются различные клетки.

Не стоит думать, что рост организма и развитие организма - процессы исключительно возрастающие. В животном мире большое количество видов могут быть подвержены и отрицательным процессам, то есть деградации. Важно понимать, что рост - это, в первую очередь, изменение. Отдельные части организма утрачиваются и добавляются новые. При положительных процессах развития синтез более активен, чем распад. При этом преобладание процесса распада над синтезом именуется старением. Большую часть жизни в организме живого существа процессы распада и синтеза сбалансированы. Однако постоянному обновлению подвержены лишь клеточные органеллы.

Одноклеточные организмы

Как соотносятся рост организма и развитие организма у одноклеточных существ? В данном случае существует одна интересная особенность. Одноклеточный организм способен прожить ровно столько, сколько может прожить одна клетка. Однако бактерии и протисты - существа чересчур изменчивые, а потому подвержены процессам мутации. Одноклеточные организмы обмениваются друг с другом генетическим материалом. Из-за этого процесс развития клетки становится необязательным.

Как долго живет один конкретный одноклеточный организм? Здесь все зависит от полученной наследственной информации. Существу требуется синтез белка. Новый белок есть гарантия новой функции. При этом функция может вести как к повышению жизнеспособности, так и к вреду организму. В последнем случае организм становится менее способным к жизни и погибает.

Многоклеточные организмы

В случае с организмами, содержащими в себе множество клеток, ситуация обстоит несколько сложнее. Сразу стоит отметить, что многоклеточное существо более приспособлено к жизни, чем одноклеточное. У него есть гораздо больше функций, к тому же, отсутствует изоляция. Значение роста и развития организма в данном случае особенно велико. Это максимально сбалансированные процессы, постоянно дополняющие друг друга.

На первых этапах развития и роста одна клетка многократным образом делится. Плод организма увеличивается в размере, после чего появляется на свет. Организм многоклеточного существа обладает сбалансированным ростом и развитием до определенного возрастного периода. Все компоненты и параметры уже заложены в геноме: здесь и цвет кожи, и физиологические особенности, и максимально возможный рост. Большая часть живых организмов останавливается в развитии в первой половине жизни. Однако существуют такие многоклеточные, что способны расти постоянно. Это, например, некоторые виды рептилий или земноводных. Крокодил - простое тому подтверждение.

Значение человеческого роста

Рост и развитие детского организма человека максимально сбалансировано, процессы соотносятся между собой. Однако существует здесь и небольшой парадокс. Связан он с социальной составляющей. Так, рост для человека действительно важен. Он влияет на развитие организма, его укрепление. Это движущий фактор воспроизводства, что имеет по-настоящему позитивный эволюционный смысл. Однако он противоречит самому существованию общества, которое выстроил человек. В социуме даже самый физически неразвитый человек способен воспитывать потомство - а все благодаря интеллектуальным способностям. В этом и заключается парадокс. Общество поддерживает человека, а потому возможность воспроизводиться появляется почти у всех.

Отличие человека от прочих животных организмов поистине велико. Особенно большую роль в этом играет явление социума. Сегодня на первый план выходят общественные процессы роста и развития, которые, однако, никак не противоречат процессам физиологическим.

О закономерностях роста и развития организма человека

Фактором человеческого роста является группа молекул белкового типа, что способствуют синтезу клеточной ДНК. Рост и развитие основаны на ряде закономерностей. Самыми важными являются принципы непрерывности и единства. Что они собой представляют?

Принцип единства развития и роста означает, что качественные и количественные изменения организма всегда будут сбалансированы. Простым примером является увеличение мышечной силы при наращивании мышечной массы.

Непрерывность роста и развития организма - закономерность еще более важная. За все время онтогенеза (индивидуального развития) процессы качественного и количественного изменения продолжаются непрерывно. Они могут быть менее или более интенсивными, более регрессивными или прогрессивными. Рост и развитие могут угасать, а могут и расцветать. Однако полное прекращение этих процессов возможно лишь со смертью организма.

Гетерохронность и надежность

Принцип гетерохронности развития и роста был сформирован знаменитым физиологом Петром Кузьмичом Анохиным. Согласно концепции этого ученого, созревание разных функциональных систем происходит в разновременном порядке. Необходимо это для достижения организмом адаптивного и максимально оптимального результата.

Гетерохронность подразумевает и системогенез. Это поэтапный процесс включения и смены разных функциональных систем. Системогенез всегда можно наблюдать на примере младенцев. Вначале созревают системы функционального типа, затем - вегетативные, и лишь в конце двигательные. Новорожденный должен научиться дышать, видеть и слышать, переваривать пищу и т. д. Лишь потом появляется способность к передвижению.

Еще один важный принцип был сформирован физиологом Акопом Маркосяном. Именуется он надежностью. В основе человека находятся механизмы, обеспечивающие развитие и рост организма. Все они надежно защищают человека от опасных вредных факторов. Такие механизмы способствуют дублированию функций (пара глаз, ушей, почек, легких и т. д.), избыточности (например, некоторые нервные клетки существуют в качестве запасных), пластичности и т. д.

Гармоничность и гетеросенситивность

Принцип гармоничности организма был сформирован Николаем Петровичем Гундобиным. Он утверждал, что все этапы развития и роста взаимосвязаны между собой. Один этап готовит почву для другого. Данный принцип несколько схож с теорией гетерохронности. Функциональная система является базой для формирования вегетативных органов, а вегетативная система есть основа для развития движения. В свою очередь, движение предполагает интеллектуальное развитие. Во всем этом физиолог Гундобин наблюдал некую гармонию, а потому и назвал свой принцип соответствующим образом.

Наконец, основной закономерностью роста и развития организма многие ученые называют гетеросенситивность - чувствительность формирующихся систем к внешним воздействиям. Наличие или отсутствие сенситивных периодов значительно сказывается на развитии и росте человека. Простой пример - отсутствие общения, которое приводит к ухудшению речи.

Сенситивные периоды не стоит путать с периодами кризисными и критическими. Кризис - это своеобразная перестройка организма. Критический же период знаменует собой переход от одного этапа развития к другому.

Периоды развития

Существует много классификаций, по которым ученые определяют периоды развития человека. Эмбриогенезом и фетогенезом именуют этапы от момента зачатия до формирования зиготы. Весь этот этап занимает 9 месяцев. Далее следует новорожденный период, длящейся 10 дней. Грудной возраст занимает период от первого месяца до одного года.

Грудной возраст сменяется ранним детством. Первый его период длится от 1 до 7 лет, а второй - от 8 до 12 лет. Подростковый период заканчивается в 15 лет у девочек и в 17 у мальчиков. После следует юность, длящаяся до 20 лет у представителей обоих полов.

Первый зрелый возраст длится с 22 до 35 лет. Второй период зрелости заканчивается в 60 лет. Далее следует пожилой возраст, заканчивающийся в 74 года. Старость прекращается в 90 лет, после чего можно говорить о таком явлении, как долгожительство.

До скольки лет растет человек? Развитие и рост нашего организма - как всего тела, так и внутренних органов - непостоянно и, можно сказать, скачкообразно. Самое быстрое увеличение массы и размеров тела приходится на период За девять месяцев маленькая яйцеклетка достигает веса в три килограмма. Но и после появления на свет рост не прекращается, хотя и замедляется. В первый год жизни здоровый младенец вырастает в среднем на 23 сантиметра, а вот на второй год он прибавляет лишь десять сантиметров. Потом, до 11 лет у девочек и 13 лет у замедляется, хотя и не прекращается совсем, чтобы в период полового созревания стремительно увеличиться, сразу на десять или даже больше сантиметров. Тогда, как говорят, ребенок «вытянулся» и превратился в высокого и угловатого подростка.

Но и позже организм продолжает развиваться в высоту, хоть и незаметно - на пару миллиметров-сантиметр в год. Раньше не было единого мнения о том, до скольки лет растет человек. Считалось, что до двадцати, хотя эта цифра очень обобщена и условна. В 25 лет полностью заканчивается формирование тела, всех органов и жизненных функций. С подросткового возраста до двадцати лет идет интенсивная работа по укреплению внутренних органов - сердца, легких. Стремительно происходит половое развитие - всплеск гормонов буквально перекраивает женский организм, за один-два года превращая несуразного прыщавого подростка с торчащими ключицами и острыми коленками в соблазнительную красавицу с мягкими женственными чертами. Обычно удлинение тела у девушек прекращается в шестнадцать-девятнадцать лет, поскольку все ресурсы развития идут на то, чтобы подготовить организм к продолжению рода.

Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше - до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год. Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка. После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине - что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.

В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. и общего формирования организма у негроидной который живут на юге Азии, проходит несколько раньше. Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет - еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте - это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность - также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост? Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.

Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела. Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый,про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия: зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яич-ник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.

Изучение нового материала

Развитие человеческого организма

Процесс оплодотворения у высших позвоночных животных, в том числе и человека, происходит в половых органах. Это связано с тем, что один или несколько сперматозоидов мужчи-ны, введенные в женский организм, сливаются с яйцеклеткой, образовавшейся в яичнике (половой Железе). Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид и яйцеклетка. Яйцевод соединяет яичник с маткой, в которой происхо-дит дальнейшее развитие зародыша.

Начальный этап развития организма человека характеризует-ся образованием зиготы оплодотворенной яйцеклетки, которая несет Диплоидный (двойной) набор хромосом: один от яйцеклетки, а другой от сперматозоида. Каждая пара хромосом гомо логична.

я стадия развития зародыша — бластул представляет собой однослойный многоклеточный пузырек, кото-рый образуется в яйцеводе в результате дробления зиготы.

2-я стадия развития з ар о д ы ш а — гаструла- характеризуется тем, что оплодотворенная яйцеклетка перемеща-ется в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее формиру-ется двухслойный зародыш, который имеет уже два зародышевых листка (слоя клеток) — энтодерма (внутренний слой) и эктодерма (внешний слой). Затем появляется мезодерма (слой клеток между эктодермой и энтодермой). Из этих трех листков и формируются все системы органов. На той стороне, где делящаяся яйцеклетка контактирует со стенкой матки, формируются зародышевые обо-лочки (плацента, пузырь), а на противоположной — сам зародыш.

В процессе развития плода пузырь наполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки мат-ки. Плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода развивается один круг кровообращения. "Жаберные щели, хвост, а также волосяной покров на ранних стадиях развития пло-да свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и под-тверждают положение биогенетического закона, утверждающего, что индивидуальное развитие организма-есть краткое повторение развития данного вида к 9 месяцам плод полностью приобре-тает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной сре-де, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту зародыш получает кислород и питательные вещества от матери и возвращает ей продукты распада. На этом заканчивается зародышевый этап развития.организма человека.

Послеродовой период характеризуется двумя этапами: новорожденным и грудным

Физиологические особенности новорожденного этапа разви-тия плода характеризуются наличием несросшихся костей, ко-торые заходят друг за друга, уменьшая объем головы и таза, что помогает при рождении ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток углекислого газа в крови, что гумо- рально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга, и в результате происходит первое рефлекторное движение — вдох и крик, а затем уже появляется следующий врожденный рефлекс — сосательный.

Новорожденный ребенок имеет непропорциональное строение тела — очень крупную голову и короткие конечности. Кости чере-па несросшиеся, между ними имеются кожные пленки — роднич-ки, тазовые кости также несросшиеся, позвоночник не имеет изгибов.

Послеродовой период развития продолжается до 12 месяцев и называется грудной. В этот период ребенок овладевает движения-ми, поднимает голову, ложится на живот, встает на ноги, это способ-ствует образованию изгибов на позвоночнике: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы. Физиологические особен-ности этого периода связаны у ребенка с формированием мышц. Движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, возни-кает потребность ходить. В первый период грудного ребенка мать кормит грудным молоком, в кармливать ребенка пищей, содержащей витамины. В это время у ребенка происходит интенсивное развитие высшей нервной деятель-ности и он начинает произносить первые слова.

Ясельный период развития ребенка охватывает период от 1 до 3 лет. У него в это время изменяются пропорции тела: уменьшается объем головы, удлиняются конечности. В про-цессе развития головного мозга образуются борозды и извилины. Физиологические особенности данного периода характеризуются потребностью ребенка в самостоятельности. Он переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают, развива-ется членораздельная речь.

Дошкольный период продолжается от 3 до 6 лет. В это время молочные зубы сменяются на постоянные, продолжает-ся развитие головного мозга. Физиологические особенности этого периода связаны с согласованием движения ребенка, речь ос-мысленна и связана с развитием мышления. Формируются ус- ловно-рефлекторные центры речи и письма.

Школьный период от 6 до 16 лет. В это время идет усиленное развитие костно-мышечной системы, рост организма, формирование характера, который заканчивается к 20—25-лет-нему возрасту. После 10 лет жизни у ребенка срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма разли-чают детский, подростковый и юношеский этапы развития. Физи-ологические особенности подросткового этапа (13—15 лет) связаны с наличием перестройки организма в связи с половым созревани-ем. Изменяется деятельность желез внутренней и внешней секре-ции. Это вызывает психологические изменения (преобладание возбуждения над торможением) и физиологические изменения в организме (появляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса, а у мальчиков — пропор-ции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, по-являются волосы на лице). Однако половое формирование заканчивается только к 20—25-летнему возрасту.

Подумайте и ответьте. 1. Какой из способов размножения появился у живых организмов позже (вегетативный, половой, бесполый)? 2. Чем от-личается воспроизведение организма от размножения? 3. Какие стадии развития проходит зародыш и в чем их особенности? 4. Какова роль пла-центы и пупочного канатика? 5. Чем характеризуется строение и форми-рование ребенка в разные периоды его развития? 6. Какую роль играет трудовое воспитание, физическое развитие, духовный рост в формирова-нии молодого человека?

Объясните значение терминов : зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яич-ник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.

Эмбриогенез : Развитие зародыша

Дошкольный период развития ребенка

Возрастные особенности школьного возраста

Как меняются дети от 11 до 16 лет?

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Хостинг презентаций

У человека половые клетки формируются в специальных органах - гонадах (в яичниках у женщин и в семенниках у мужчин).

Женская половая клетка - яйцеклетка - гаплоидная, крупная, округлая, неподвижная.

В процессе эмбриогенеза в женском организме закладывается около 400 тыс. первичных половых клеток, их размножение к моменту рождения прекращается и они превращаются в ооциты первого порядка. Каждый ооцит окружен эпителиальными клетками и образует яйцевой пузырек {фолликул). Лишь небольшая часть ооцитов яичника женщины созревает и дает начало яйцеклеткам. Этот процесс начинается с 12-13 лет и заканчивается к 50-53 годам. По мере роста ооцита фолликулярный эпителий разрастается, в нем появляется полость с жидкостью - образуется Граафов пузырек. Разрыв созревшего фолликула и выход яйцеклетки из яичника называется овуляцией. Она происходит в среднем раз в 29 дней. Созревает обычно одна яйцевая клетка поочередно то в одном, то в другом яичнике. Образование ооцита второго порядка происходит в маточной трубе. Здесь же яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом.

Мужская половая клетка - сперматозоид - формируется в семенниках в процессе сперматогенеза. Ядро с гаплоидным набором хромосом находится в головке сперматозоида. На формирование половых клеток влияют секреты гипофиза, яичников, семенников и другие железы внутренней секреции.

В процессе оплодотворения яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя диплоидную зиготу.

Процесс дробления зиготы совершается в течение 3-4 суток, когда зигота продвигается по маточной трубе к матке. Возникшие бластомеры образуют морулу, а затем однослойный зародыш - бластулу; в ней различают полость - бластоцель и стенку - бластодерму. В результате дробления поверхностно расположенных бластомеров формируется оболочка, участвующая в питании зародыша - трофобласт, а центральные бластомеры образуют эмбриобласт, из него развивается зародыш. Следовательно, образовавшийся зародышевый пузырек включает в себя трофобласт, окружающий полость с жидкостью, и эмбриобласт - зародышевый узелок, лежащий в полости.

Во вторую неделю происходит гаструляция и трофобласт погружается в стенку матки: у семидневного зародыша эктодерма образует амниотический пузырек. Из зародыша, имеющего форму щитка, в полость бластулы выселяются клетки и заполняют ее. Вместе с трофобластом эти клетки формируют хорион. В дальнейшем развиваются зародышевые оболочки - амнион и желточный мешок. Желточный мешок функционирует как кроветворный орган. Производным желточного мешка является первичный мочевой пузырь - аллантоис. Впоследствии амнион обрастает зародыш и образует водную оболочку плода, защищающую его от повреждений и создающую здесь однородную жидкую среду. Часть хориона, обращенная к стенке матки, имеет ворсинки, врастает в ее ткани и формирует детское место, или плаценту, через которую плод питается. В плаценте переплетаются кровеносные сосуды плода и матери. Из крови материнского организма поглощаются питательные вещества, кислород и выделяются продукты распада.

После рождения ребенка его организм растет и развивается до 20-23 лет. Процесс развития подразделяют на четыре периода: 1) грудной, в течение которого ребенок питается высокоценным продуктом - молоком матери, содержащим все необходимые вещества для развития; 2) ясельный - от одного года до трех лет; 3) дошкольный - от трех до семи лет; 4) школьный - от семи до 17 лет - период формирования основных физических, умственных и нравственных качеств человека.

Периоды развития Особенности строения Физиологические особенности
Зародышевый Зигота Оплодотворенная яйцеклетка. Несет диплоидный набор хромосом: один набор - от яйцеклетки, другой - от сперматозоида. Каждая пара хромовом гомологична Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид в результате полового акта. Яйцевод соединяет яичник (женскую половую железу) с маткой, где происходит дальнейшее развитие зародыша
Бластула Первая стадия развития зародыша. Представляет однослойный многоклеточный пузырек Образуется в яйцеводе в результате дробления (митотическое деление без последующего роста клеток) зиготы
Гаструла Вторая стадия развития зародыша. имеющая два зародышевых листка: эктодерму и энтодерму; затем появляется мезодерма. Из этих трех листков формируются все системы органов Бластула перемещается в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее образуется гаструла. На стороне гаструлы где она контактирует со стенкой матки" формируются зародышевые оболочки (плацента, пузырь), на противоположной стороне - зародыш
Плод Проходит все стадии зародышевого развития, сходные со стадиями развития позвоночных; пузырь заполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки матки; плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода один круг кровообращения Черты зародышевого развития (жаберные щели, хвост), а также волосяной покров свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и подтверждают положение биогенетического закона. К. 9 месяцам плод полностью приобретает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной среде, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту по пупочной вене он получает кислород

и питательные вещества, по пупочной артерии венозная кровь возвращается в организм матери

Послеродовой Новорожденный Новорожденный имеет непропорциональное строение тела - очень крупную голову и короткие ноги и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки - роднички; тазовые кости несросшиеся, позвоночник без изгибов Несросшиеся кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток СО2 в крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и в результате происходит первое рефлекторное движение - крик и вдох. Затем появляется следующий врожденный рефлекс - сосательный
Грудной (до 12 мес) Ребенок овладевает движениями - поднимает голову, ложится на живот, встает - это способствует образованию изгибов позвоночника: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы У ребенка формируются мышцы, движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, появляется потребность ходить. В первый период - питание грудным молоком, содержащим все необходимые питательные вещества, затем докармливание пищей, содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность - произносятся первые слова
Ясельный (1-3 года) У ребенка изменяются пропорции тела: голова становится относительно меньше, удлиняются конечности. Мозг развивается более выражены борозды и извилины Самостоятельный организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают. Выраженные эмоции, членораздельная речь. Требуется постоянный медицинский надзор и уход за неокрепшим организмом
Дошкольный (3-7 лет) Молочные зубы сменяются на постоянные. Ярко выявляются различия клеток коры головного мозга Согласованные движения. Речь, связанная с мышлением. Формируются условно-рефлекторные центры речи и письма
Школьный (7-17 лет) Усиленное развитие костно-мышечной системы, усиленный рост организма, который заканчивается к 20-25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский периоды развития В возрасте 13-15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием, изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание возбуждения над торможением), физиологические (менструальный цикл) и физические изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса; у мальчиков - пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако полное формирование заканчивается к 20-25-летнему возрасту.

Формирование человеческого организма продолжается после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22-25 годам. В периоды роста организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Существует несколько схем периодизации развития человека. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Возрастные периоды онтогенетического развития

Основное название

Другие названия

Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез)

Эмбриональный период

Развитие эмбриона

Фетальный период

Развитие плода

Внеутробное развитие

Постнатальный онтогенез

Период новорож- денности

Неонатальный период

От рождения до 4 недель

Грудной возраст

Младенчество

4 недели - 1 год

Раннее детство

Ясельный возраст

Первое детство

Дошкольный возраст

Второе детство

Отрочество, младший школьный возраст

Мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет

Подростковый возраст

Пубертатный период, старший школьный возраст

Мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет

Юношеский возраст

Зрелый возраст

Зрелость

Зрелость

Мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет

Мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет

Пожилой возраст

Старческий возраст

Долгожители

90 лет и старше

В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.

Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост - это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие » понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Рост и развитие - это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.

Рост и развитие организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекают гетерохронно : периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или их системы, которые необходимы для организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения формируется система питания жидкой пищей - молоком (при этом задерживается развитие функциональной системы питания твердой пищей). В процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т.е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.

Достижение зрелости - продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходят развитие мозга и становление психических функций - речи, мышления, сознания; для этого необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т.п. Все это имеет значение не только для физического развития ребенка, но и чрезвычайно важно для адекватного его возрасту психического развития. Для ребенка необходимы не только благоприятная обстановка в семье, детском коллективе, но и любовь самых близких ему людей - родителей, друзей. Для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и заброшенность.

Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis - превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов первого поколения в настоящее время не установлены. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении. Отсюда понятно, что в настоящее время, когда совершенствование средств связи позволяет преодолевать географическую изолированность, гетерозис начинает играть особо важную роль в эволюционном развитии человеческого общества.

При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.



Случайные статьи

Вверх