Роль денег в жизни человека!!! Значение современных денег в жизни людей Какую роль играют деньги в жизни людей.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует. У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Деньги влияют на наше пищеварение, деньги у нас на уме, когда мы занимаемся каким-либо делом. Это проблема, которая всегда с нами.

Мысль о том, что по мере удовлетворения наших желаний они не ослабевают, на первый взгляд, кажется противоречащей здравому смыслу. Однако кто может утверждать, что огорчение от неудовлетворенного острого желания отправиться в отпуск на горнолыжный курорт окажется слабее мук голода? Вероятно, так уж устроен человек: как только удовлетворяются его главные жизненные потребности, тут же появляются новые. По-видимому, мы не только стремимся удовлетворять наши желания, но еще и создаем новые объекты вожделений. В книге “Общество процветания” экономист Джон Кеннет Гэлбрейт указывает, что этот аспект нашего экономического устройства -- один из главных факторов, отличающих его от всех других экономических систем, известных в истории. “Невозможно выступать в защиту производства как средства удовлетворения потребностей, если это производство создает новые потребности, -- пишет он. -- Производство всего лишь заполняет пустоту, которую само же и создает... Именно процесс удовлетворения потребностей рождает новые потребности... Тот, кто настаивает на важном значении производства для удовлетворения этих потребностей, -- не кто иной как наблюдатель, восхваляющий белку за ее старания обогнать колесо, которое она сама же и раскручивает”. Далее Гэлбрейт говорит, что экономисты не сумели обратить должного внимания на то, какое значение имеет в наше время данный процесс создания потребностей. Все еще считается, что потребности возникают сами по себе, и экономисты по-прежнему, не испытывая никаких сомнений, изыскивают средства удовлетворения этих потребностей. Он утверждает, что из-за такой своей слепоты экономисты уподобляются “благотворителю, которого давным-давно убедили, что в городских больницах не хватает мест. Он по-прежнему выпрашивает у прохожих деньги на открытие новых мест в больницах, не желая замечать, что городской врач ловко сшибает пешеходов своим автомобилем, чтобы больничные койки не пустовали”. Создавая новые потребности, мы рождаем и новые конфликты. В романе Стивена Кинга “Предметы первой необходимости” демон приезжает в маленький городок в штате Мэн и открывает магазин. Он торгует вещами, специально созданными, чтобы удовлетворять тайные подспудные вожделения всех жителей городка. Каждый из горожан сразу понимает, что тот или иной предмет предназначен для удовлетворения его острой потребности, даже если та вообще не существовала, пока он не взглянул на предмет. Один из персонажей романа видит удочку -- в точности такую же, какая была у его любимого отца. Другая обнаруживает портрет Элвиса Пресли, доводящий ее до вершин блаженства, близких к оргазму. Азартный игрок покупает игрушку, предсказывающую, какая лошадь победит на скачках. Брать деньги за все эти предметы демон отказывается. Он предпочитает “торговаться”. Однако такая торговля приводит к тому, что жизнь каждого человека подвергается опасности, и он теряет все, что имел.

Демон Кинга создает предметы первой необходимости, подобно “демонам” Гэлбрейта, рождающим искусственные потребности. Однако настоящие демоны -- это не дьявол и не фабрики, создающие вещи, которые возбуждают у нас желания, неведомые нам, до тех пор, пока мы не узнаем о существовании этих вещей. Демоны живут в нас самих; они олицетворяют вожделения, не поддающиеся контролю, жажду удовлетворения потребностей, а их удовлетворение, в свою очередь, порождает новую жажду. В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех этих вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь “порше” (именно “порше”, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время. Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

Деньги являются неотъемлемой частью современной жизни. Мы сталкиваемся с ними во всех сферах жизни ежедневно. А для многих людей деньги могут составлять одну из основных ценностей жизни. Деньги играют различные роли в экономике и социальной жизни. В своем эссе я постараюсь рассмотреть роль денег в современном обществе именно как роль социокультурного феномена.
Деньги формируют универсальные связи между людьми и предметным миром, сами не обладая никакой качественной определенностью, «самые удаленные друг от друга вещи находят в них общую основу и вступают в контакт друг с другом» — пишет Г. Зиммель. Как давно были написаны эти слова, но сейчас они не менее актуальны. Представьте, современный мир без денег, без какой-либо валюты. Возможно ли такое общество? Ответ очевиден, конечно, нет. Если раньше в традиционном обществе люди могли обходиться без денег, самостоятельно производя и потребляя продукты, то сейчас в XXI веке такое невозможно. С развитием общества развиваются и потребности индивидов. Людей интересуют не только продукты питания и одежда, но также информация и различные услуги. Трудно представить, возможность получить ту или иную услугу в обмен на что-либо. Да, теоретически такое возможно, но в таком случае наше общество вряд ли бы развивалось и было эффективно.
Возвращаясь к Зиммелю можно вспомнить его высказывание «деньги — это родина безродных». Это означает, что деньги позволяют людям вступать в социальные связи, объединяя их. Потребность в деньгах может вынуждать человека прибегать к определенным социальным связям и действиям. Хотя потребности в деньгах как таковой не существует. Разве может быть потребность в цветных бумажках? Вовсе нет. Под «потребностью в деньгах» я подразумеваю потребности, которые можно удовлетворить с помощью денег. Кроме того, деньги являются показателем успеха человека. Люди, обладающие большим количеством денег, как правило, ведут себя совершенно иначе нежели люди среднего или низшего класса. В современном мире, деньги и есть тот самый показатель, определяющий принадлежность к тому или иному социальному классу. Сегодня деньги - основной индикатор социальной стратификации.
Выше говорилось о том, что деньги имеют способность сближать людей, побуждать вступать в социальные связи. Но у этого феномена есть и обратная сторона. Деньги также способны и отчуждать людей друг от друга. Наличие денег или же их отсутствие рождают в людях такие чувства как зависть, гордыня, ненависть и так далее. С. Московичи отмечает, что удовлетворение нажитым определяется только соотношением с потерями другого. Преуспевающим свойственно не только испытывать чувство превосходства над менее удачливыми, но и приписывать последним негативные качества - глупость, трусость, нерасторопность, лень и т. п. Самое главное качество, которое существует в людях благодаря деньгам - это жадность. И в современном обществе это очень важная составляющая социальной жизни. Именно жадность побуждает людей выполнять не самую приятную работу, вступать в браки по расчету, жертвовать личными предпочтениями ради получения выгоды. Н. Зарубина в своей статье «Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности» пишет о том, что бедные ненавидят богатых, и наоборот, и называет все это - порочным кругом отчуждения и ненависти, в основе которого лежат деньги.
Нередко деньги могут выступать как регулятор отношений между людьми. И это наиболее актуально именно в современном мире; в мире, где за деньги можно получить практически все желаемое. Вернуться даже на несколько десятков лет назад, когда в СССР был коммунизм, и достать какой-либо желаемый товар было трудно. Тогда проблемы могли решить полезные связи или обмен. Сейчас же ситуация кардинально изменилась в противоположную сторону. Можно сказать, что сегодня людей интересуют только деньги. Предоставляя какую-либо услугу или помощь, мы рассчитываем на определенное вознаграждение, и в современном обществе таким вознаграждением могут выступать только деньги.
Таким образом, деньги в современном мире играют весьма важную роль. Без них общество не могло бы развиваться и функционировать. Несомненно, деньги пронизывают все сферы жизни общества. Тем не менее деньги все-таки способны делать людей жадными, жестокими и циничными. Несмотря на все разнообразие товаров и услуг, которые сегодня можно купить за деньги, существуют ценности, неизмеримые никакими деньги. Такие как любовь, семья, здоровье, внутренняя гармония.

Тема денег – одна из самых больных тем современного общества, сопровождающаяся психозами, конфликтами и душевными расстройствами. Долгое время связь «человек-деньги» рассматривалась с точки зрения наук о культуре, но последние исследования подтвердили, что в данной цепочке имеют место биологические механизмы работы мозга. Так появилась пока молодая отрасль науки – . А в связи с быстроразвивающейся болезнью века – депрессией, психотерапевтам еще предстоит открыть различные формы «денежного безумия». Что символизируют деньги в нашей жизни и на что мы готовы пойти ради них? Рассмотрим точки зрения психологов, антропологов и социологов.

Значение и смысл денег

В моем детстве не было предвзятого отношения к деньгам, впрочем, и денег как таковых не было, а были сберкнижки и социальные гарантии. Все мои подруги носили одинаковые хлопчатобумажные платьица, мечтая о джинсах фирмы «Адидас», но шили «бананы» и радовались покупке «мальвин». О деньгах не задумывались: будешь хорошо учиться – получишь хорошую работу, а на работе отличишься – имеешь шанс на квартиру и машину. Что мы тогда знали о магии этих зеленых и оранжевых шуршащих бумажек?

А когда-то и совсем не было денежных знаков, люди обменивались товаром, предметами быта и продуктами. По мнению психологов, деньги сами по себе ничего не значат, важно то, что стоит за ними. Homo sapiens наделяет монеты властью, ошибочно предполагая, что презренный металл подчиняет его себе. На самом деле, это иллюзия, человек сам приписывает эту способность деньгам. Смысл денег – в личном к ним отношении. Экономическое сознание россиян – быстроменяющийся процесс, ускользающий от объективной оценки, поэтому антропологам непросто завершить теорию его формирования.

Вместе с социальными и финансовыми установками на протяжении многих веков в России менялось поведение и привычки граждан. Изменения зависели от ритма труда, форм отдыха, степени потребления, распределения статей расходов и доходов и соответственно, от социально-экономических ролей внутри семьи. Идеология бытовой скромности и усиленного труда на благо общества, бытующая в Советском Союзе, сменяется после перестройки тенденциями все большего потребления с акцентом на профессионализм и высокие заработки. Сменились и ценности: постсоветское пристрастие к дорогой и качественной одежде, новомодной технике и предметам роскоши постепенно заменяется на вложение средств в образование, укрепление здоровья каждого из членов семьи, занятия спортом и путешествия. Социальное положение человека, зависящее ранее от его профессии, теперь определяется характером его досуга. Впечатление о человеке, складывается, по тому, какие клубы он посещает и на каких островах отдыхает.


Количество денег разделило общество на несколько слоев: класс богатых, средний класс и нововведение времени - «новые бедные». Последние в бывших соцстранах хорошо образованы, когда-то имели постоянную работу, надеясь на обеспеченную старость, но после реформ потеряли все, так и не сумев восстановить свою статусность. По данным Всемирного банка (World Bank, 2000) в России каждый пятый житель – бедняк, живущий на 2,15$ в день. К среднему классу относятся – учителя, врачи, менеджеры среднего звена, работники торговли, все те, на ком держится мир. Это работяги, сумевшие после реформирования удержаться на плаву, освоить новые возможности, переквалифицироваться, поменять рабочие места, порой совмещая разные должности. Наряду с экономическими реформами в России менялось отношение к труду и заработкам. Значение денег стало определенным для каждого класса: для одних – это символ власти и всемогущества, для других – средство выживания.

Психология денег

Психология денег – еще малоизученная дисциплина. Переменчивые тенденции и расслоение общества пока не позволяют создать единую для всех картину. По мнению большинства психологов, деньги являются индикатором значимости, дают возможность не только выжить, но и самовыражаться. Человек заявляет о себе через материальные вещи. Символом социального благополучия являются те предметы, которые видно, поэтому, на вопрос: «кто я?» отвечают часами «Ролекс», пиджаком Dolce & Gabbana, автомобилем Mercedes - Benz, отпуском на Лазурном берегу. Если в западных странах о человеке, в основном, судят по наличию недвижимости, яхт, автомобилей, то среднестатистический русский сообщает о себе посредством одежды. Именно поэтому мы ходим на высоких каблуках за картошкой, а в норковых шубках в баню. От внутренней культуры и самооценки зависит то, какую атрибутику человек предпочтет – пестрый карнавальный костюм или практичные джинсы.

Не смотря на то, что деньги публично презирают, все же рассматривают их как одну из самых важных вещей на свете. При этом вопрос о зарплате замалчивается и считается одним из самых неприличных. С деньгами связано самое большое количество неврозов, хотя сами по себе они такой же артефакт как велосипед или радио, ни больше, ни меньше, но функции банкнот многообразны. Они могут использоваться как для выражения недоверия, так и способствовать здравому, конструктивному поведению. Деньги часто используют для установления контроля, искупления вины, в качестве компенсации за причиненный ущерб, очерчивания границ в отношениях, выражения эмоций. Денежное напряжение сопровождается любовью и ненавистью, жадностью и щедростью, завистью и жертвенностью. Ради денег люди готовы идти как на самые тяжкие преступления, так и на героические подвиги. Смотря, какой смысл в них вложен.

Профанный и сакральный смысл денег

На первый взгляд, дензнаки понимаются как средство обмена, но присмотревшись к поведению коллекционеров, благотворителей, дарителей подарков можно констатировать некий сакральный смысл. Зарубежные исследователи Рассел Белк и Мелани Валлендорф (Belk & Wallendorf, 1990) выделяют профанный и сакральный смысл денег. Профанные склонны служить их обмену на материальные объекты. Священные объекты не подлежат обмену на деньги, иначе они теряют свой сакральный статус. Священной также может считаться добровольная бесплатная работа на пользу общества. Так плата за воспитание детей не приемлема, поскольку профанирует священный долг. К области сакрального относятся: работа, выполненная со страсть, подарки, бескорыстная помощь, предметы, полученные по наследству, личные коллекции. Цель сакрализации – наделение объектов особым смыслом, неподвластным прагматичному пониманию. Однако сакральное может переходить в профанное в случае передаривания или обмена подарка, например. Деньги могут олицетворять добро и зло, иметь тайный и явный смысл, оказывать влияние как на духовное развитие человека, так и на нравственную деградацию.

Гендерные различия по отношению к деньгам

Роль женщины со времен революции значительно изменилась. Если раньше домашние обязанности ценились за продуктивность (шитье, вязание, стряпня), то в советские времена, когда продукты народного потребления заполонили прилавки, стали «непроизводительными» и обесценились. Мужчина работал в публичной сфере, производил и увеличивал национальное благосостояние, поэтому его труд ценился и оплачивался по достоинству. В то время как женщина, олицетворяющая заботливую мать и жену, ничего не производила и рассматривалась как бесполезный профанный потребитель.

По результатам исследований американского социолога Вивиана Зелицера, труд мужчины вне дома видится как сакральный акт «добывания хлеба насущного». Заработки женщины, ведущей домашнее хозяйство: шитье, продажа сельхозпродуктов, уборка и т.п., воспринимаются как профанные. Противоречие между социальными расстановками и экономической ситуацией вызвало идеологическое давление на женщин. Научившись за годы войны управлять тракторами, строить мосты и руководить людьми, женщины были вынуждены изменить свой статус в обществе, доказав свое сакральное значение.

Образ заботливой матери и хозяйки заменяется на публичный образ женщины, обеспечивающей производство и принимающей важные решения. Но патриархальный уклад отразился в том, что современные женщины видят свою экономическую роль скорее в расходовании денег, чем в их зарабатывании, для них деньги нечто большее, чем инструмент власти и престижа. Мужчины, наоборот, утвердившись в роли добытчика, имеют власть ими распоряжаться. Обе эти установки в равной мере приводят к внутренним и внешним конфликтам между ними.

Эмоциональная основа денежной патологии

Отношение к деньгам сегодня отличается у россиян повышенной тревожностью. Социологи и психологи предлагают несколько причин для объяснения. Процессы ломки и изменений всегда были связаны с путанностью в сознании и нарушением привычного порядка. Перестройка и кризисы стирают традиции экономических установок, вызывают беспокойство по поводу материального положения и приводят к когнитивному диссонансу. В то же время, пережитые в детстве бедность, финансовый кризис становятся стимулом для накопления денег и попыткой контролировать жизнь с их помощью.

З. Фрейд в работе «Характер и анальный эротизм» заметил, что отношение человека к деньгам определяется детскими особенностями развития стадий сексуального влечения. Ребенок испытывает удовольствие от испражнения. Сначала родители несказанно радуются дефекации младенца и выражают восторг: «молодец!» Около двух лет взрослые начинают приучать его к горшку, выказывая тем самым или одобрение после испражнения или недовольство и наказание, если малыш отказывается это делать. Этот возраст совпадает с этапом развития у ребенка независимости и самостоятельности, вызывая конфликт между ним и взрослым.

Непоследовательность ожиданий родителей, ранее радовавшихся «подарку» малыша, теперь же относящиеся к нему как к чему-то отвратительному и грязному (стараются поскорее выбросить), приводит к запорам. Согласно психоаналитической теории, дети, чьи родители радовались фекалиям и хвалили их, вырастают транжирами и с удовольствием делают подарки. Те, кто попадал родителям в немилость, страдают «финансовыми запорами», придерживают деньги и скупятся на подарки. Многие люди предпочитают тратить деньги в те периоды, когда ждут одобрения и любви, дабы спастись от одиночества.

Не в деньгах счастье

Американец А. Фарнэм разработал опросник, пытаясь выяснить круг ценностей, связанных с деньгами. В результате было выявлено шесть фактов взаимосвязи: зависимость, власть/использование, планирование, безопасность/консерватизм, неадекватность, усилие/способность. Также было установлено, что потребности в свободе, власти, безопасности и любви не могут быть полностью удовлетворены. Но многие люди ошибочно считают, что удовлетворение этих нужд связано с нехваткой денег, поэтому они удваивают усилия, чтобы заработать больше. В результате замкнутый круг сжимается еще сильнее, вызывая тяжелую патологию.

Сегодня наше общество изменилось – из производителей мы превратились в активных потребителей. В связи с этим современный психолог А. Фенько предприняла попытку проанализировать ситуацию в нашей стране, подтвердив, что поговорка «не в деньгах счастье» обоснована только для благополучных стран Запада. Наличие денег напрямую сказывается на эмоциональном состоянии человека. Успокаивает лишь то, что безразличными к деньгам в развитых странах остаются представители среднего класса, который в России так и остается неразвитым. А пока сохраняется разрыв между богатыми и бедными «денежное безумие» цветет буйным цветом.

Деньги не оставляют равнодушным ни одного человека. Многие люди глубоко убеждены, что от количества денег зависит счастье человека и его благополучие. А люди, которые имеют много денег, постоянно вынуждены думать о том, как заработать еще больше денег и разумно расходовать их, чтобы не потерять уже имеющиеся. Редко можно встретить человека, который был бы полностью удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их тратит.

Психологам известно, что самое большое количество разводов случается из-за денежных проблем. Для большинства людей деньги имеют такое значение, что от количества денег зависит их здоровье, семейные и родственные отношения. Причиной проблем в семейной жизни является то, что большинство людей живут, согласно утверждениям, услышанных от родителей: «не в деньгах счастье», «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «на деньгах счастье не построишь» и так далее. Эти утверждения имеют смысл только в том случае, если человек слишком жаден и полностью зависит от денег. Но категорически отвергать деньги неправильно, таким образом, люди впадают в бедность и безденежье.

Ведь любое событие в нашей жизни влечет за собой расходы: рождение ребенка, свадьба, похороны, болезни, несчастные случаи, постройка дома. Только если у человека есть деньги, он может помочь своим близким и предоставить своим детям более обширные возможности. Имея деньги, человек может купить товары и услуги или приобретать их на будущее для своих потомков. Все отношения человека с обществом построены на обмене личных денег на что-то нужное ему. Поэтому чем больше денег имеет человек, тем большей свободой он обладает. Чтобы быть свободным, человек должен больше зарабатывать, изучать различные способы и методы улучшения своего материального положения.

Все мы знаем, что все хорошее в жизни связано с деньгами, также каждому из нас отлично известно, что деньги порождают много проблем в жизни. Утверждение «богатые тоже плачут» во многих случаях оказывается правильным. Денежные проблемы могут причинить немало горя и несчастий. Поэтому деньги нельзя считать только символом хорошей жизни, они являются и корнем многих проблем.

Любить и быть любимым значит для человека больше, чем быть богатым. Все земные богатства ничего не стоят, если человек возвращается в огромную пустую квартиру, где его никто не ждет. Где нет счастливого детского смеха и радости. Много богатых людей, которые глубоко несчастны в своем богатстве. Многим нужны их деньги, власть и связи, но они сами без денег не нужны никому. В погоне за деньгами многие вынуждены постоянно работать, они всегда заняты командировками и переговорами. Так люди ради денег не только гробят своё здоровье, но и пропускают прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей.

За работой пролетают месяцы и годы , а ведь время так быстротечно и невозвратимо. Они не замечают радости жизни и удивляются, почему его ребенок вырос не таким же успешным человеком, как он сам. Часто дети богатых родителей из-за отсутствия родительского внимания связываются с дурными компаниями, встают на пагубный путь алкоголизма и наркомании. Может не стоит стараться зарабатывать много денег, ведь так прекрасно проснуться утром, посмотреть на окружающий нас мир и радоваться жизни.

Как же правильно относиться к деньгам , чтобы быть в согласии с самим собой и окружающими. Вот несколько советов:
1. Деньги принесут вам уважение и радость в жизни, только если вы будете правильно относиться к ним.
2. Необходимо постараться легко расставаться с деньгами. Не бойтесь отдавать деньги, именно из-за этой боязни возникают сложности в семейных отношениях.
3. Отдавая деньги, вы создаете потребности у своих детей. Не забудьте контролировать потребности у детей.

4. Не бойтесь тратить деньги для себя. Отдыхайте и наслаждайтесь тем, что имеете, не испытывая боязни лишиться этого.
5. Любите других больше, чем деньги. Если вы хотите быть счастливым, необходимо к другим относиться так, чтобы они были для вас важнее, чем деньги.
6. Признайте себе, что у разных людей может быть свои представления относительно денег. Не старайтесь внушать другим людям свою жесткую позицию: «Ты должен».
Необходимо научиться быть гибким в отношениях.

Видео ролик приносят ли деньги счастье - разговор о богатых

При проблемах с просмотром скачайте видео со страницы

Случайные статьи

Вверх