Границы города: юридические и фактические. Граница городской черты Граница городской черты

§ 4. Где проходит граница города?

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, сосредоточивать) - скопление близко расположенных населённых пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счёт которых формируется городской бюджет), но и так называемых маятниковых мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено путём совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.

Таблица 3. Численность населения в пределах городской черты (2010 г.)

Таблица 4. Численность населения в пределах агломерации (2010 г.)

Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран (рис. 10). В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль-де-Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии - Бразилиа, в США - Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Рис. 10. Расширение юридической границы Москвы

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией. Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции происходит из-за создания производств оптимальных размеров и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры) (рис. 11).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов, в первую очередь транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10-20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру - строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации - загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует больших объёмов водоснабжения, территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Рис. 11. Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города:

  1. все виды деятельности;
  2. скоростной транспорт;
  3. общественный транспорт;
  4. личный транспорт;
  5. электроэнергия.

В городах какого размера вы бы предпочли жить? Почему?

Таблица 5. Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало XXI в.

Рис. 12. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) - крупнейшей в Южной Америке. Космический снимок

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном (малом) городе.

Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи - с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Рис. 13. Земля из космоса.

На карте, созданной учеными NASA на основе данных, полученных с военных спутников, показана поверхность Земли, сфотографированная ночью из космоса. На карте четко видны скопления городских поселений - агломерации и мегалополисы. Самые яркие участки Земли - наиболее урбанизированные и индустриально развитые регионы.

Карьера

Профессиональные обязанности: организация работы по рекламе товаров и услуг для их продвижения на рынки сбыта. Задачи: оптимальная доставка информации до потребителей о преимуществах, качествах товаров или услуг в целях расширения рынков сбыта и увеличения объёмов продаж.

Специалист по рекламе должен уметь разработать план рекламной кампании: сформировать рекламную стратегию, отобрать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их цветовое, текстовое и музыкальное оформление; определить оптимальное сочетание рекламы в газетах, журналах, на телевидении. Для составления корректных рекламных лозунгов, описаний товара и прочих информационных материалов менеджер по рекламе должен не только уметь составлять красивые тексты, грамотно описывать конкурентные преимущества продаваемого продукта (рис. 14-16), но и правильно размещать свою рекламу (например, рекламный щит с информацией о новом магазине для новосёлов, установленный на тихих улицах исторического центра, никогда не привлечёт покупателей в ваш магазин).

Сотрудник, получивший заказ от компании по продаже недвижимости в пригородах, должен рассказать не только о географическом местоположении строящегося объекта, но и дать характеристику окружающей инфраструктуры. То есть желание покупателя приобрести коттедж именно в предлагаемом месте зависит от того, насколько полно будут раскрыты именно географические преимущества объекта (удалённость или близость к городу, расположение соседних промышленных предприятий, степень развития транспортной инфраструктуры, экологическая обстановка).

Какие географические знания использованы в рекламе недвижимости?

Рис. 17. Коттеджный поселок в Подмосковье

Рис. 18. Пригород г. Цинциннати (США)

Мегалополисы - скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы - огромные по плошади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис - это название реально существовавшего в Древней Греции города - центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.

Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагой, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озёрам и тянущийся от Чикаго до Питсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро), Индонезии (Джакарта - Бандунг).

Задание 2. Крупнейшие городские агломерации мира.

Задание 3. В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших городских агломераций в 1950-2005 гг.?

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.

5. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.

6. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к статье 84

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (ст. 84 Земельного кодекса РФ). Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Подробно порядок разработки проекта черты городского и сельского поселения установлен ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Проекты разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).

Проекты черты городских и сельских поселений являются отдельным видом градостроительной документации (ст. 28 Градостроительного кодекса РФ). Но проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Это необходимо для того, чтобы один и тот же участок не подпадал под правовой режим двух различных категорий земель.

2. Разработка проектов черты городского или сельского поселения относится к компетенции органов местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения. В ст. 84 Земельного кодекса РФ, как и в п. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключением является утверждение и изменение черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые производятся путем принятия федерального закона по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области. Последнее положение вступает в противоречие с нормами Градостроительного кодекса РФ, относившего такое утверждение к компетенции Правительства РФ. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений.

3. Земельный кодекс РФ сохранил традиционную норму земельного законодательства о том, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Это положение направлено на обеспечение стабильности прав на землю.

Порядок установления черты городских и сельских поселений детально урегулирован в градостроительном законодательстве. Состав территорий городских и сельских поселений, согласно п.2 ст.38 Градостроительного кодекса РФ, определяется на основе черты городского и сельского поселений, которая устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительстве и земельным законодательством.

Как предусматривает ст.36 Градостроительного кодекса РФ, проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования в порядке, установленном законодательством о градостроительстве. Указанные проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.

Что касается проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, то они, согласно п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, разрабатываются органами государственной власти этих субъектов Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ. Пункт 4 ст.84 ЗК частично изменяет указанный порядок утверждения черты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь черта этих городов должна утверждаться и изменяться федеральным законом.

Особо следует отметить, что утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований. Кроме того, ЗК требует, чтобы черта поселений устанавливалась по границам земельных участков.

Правовое значение черты городских и сельских образований определено в земельном законодательстве. Согласно ст.84 ЗК городская черта, черта поселков и сельских поселений является внешней границей земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель.

Установление черты поселения влечет правовые последствия. Значение факта установления такой черты заключается в том, что его результатом является определение сферы применения правового режима земель поселений на всю территорию, которая находится внутри черты. Следует отметить, что включение земельных участков в черту поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Однако в этом случае изменяются ставки земельного налога.

Процедура разработки проектов черты поселений регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 21 мая 1993 г. N 18-14. Инструкция устанавливает основные требования к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения, а также их установления в натуре. Проект черты поселения разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, выноса и закрепления их в натуре.

Городская (поселковая) черта городов и других поселений, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, устанавливается в соответствии с законодательством, определяющим статус закрытых административно-территориальных образований, и требованиями Инструкции.

Городская (поселковая) черта - внешняя граница земель города, поселка (рабочего, курортного, дачного и др.), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях.

При разработке проекта городской (поселковой) черты определяется состав земель городов, поселков и сельских поселений в соответствии с земельным законодательством, генеральными планами и другой градостроительной документацией.

Разработка проекта городской (поселковой) черты осуществляется на основании задания, составленного заказчиком с участием органов архитектуры и градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, проектной организации. В задании на проектирование приводятся данные о существующем земельном фонде города, поселка, сельского поселения, о развитии данных поселений согласно утвержденному генеральному плану или другой действующей градостроительной документации, определяется состав необходимых обследований, изысканий и подготовительных работ, устанавливается масштаб графической части проекта.

Установление утвержденной городской (поселковой) черты в натуре производится за счет средств заказчика, в соответствии с законодательством, организациями, обладающими соответствующей лицензией. Приемка установленной в натуре черты проводится специально образованной комиссией в составе представителей органов исполнительной власти поселения и районов, земли которых включаются (исключаются) в территорию поселения, соответствующих органов архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства. Результат приемки оформляется паспортом городской, поселковой черты, черты сельского поселения и передается заказчику.

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ

И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГРАНИЦ ГОРОДСКИХ

И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ЗЕМЕЛЬ

УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ ГОРОДСКИХ (ПОСЕЛКОВЫХ)АДМИНИСТРАЦИЙ

Земли городов и поселков, находящиеся в ведении их админи­страций, на I января 2000 г. занимали 7.7 млн га. Они характери­зовались высокой долей застроенных территорий (около 31 % площади), а также значительными площадями земель, используе­мых для производства сельскохозяйственной продукции (20,9%), и городскими лесами (16,2 %).

В состав земель городов и поселков входят земли застройки: общего пользования; сельскохозяйственного пользования; при­родоохранного, оздоровительною, рекреационного и историко-


культурного назначения: занятые лесами; промышленности, транспор­та, связи и иного назначения.

Эти земли объединяют городской (поселковой) чертой. Город­ская (поселковая) черта - это внешняя граница, которая отделяет населенный пункт от других категорий земель. Она не служит гра­ницей землепользования, не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения, а является административно-террито­риальной границей (такая же, как и граница административного района). Земли в ее пределах находятся в ведении, т. е. в управле­нии, администрации, а не в пользовании или собственности. Внутри городской (поселковой) черты располагают многочислен­ные участки различного назначения, находящиеся в собственнос­ти, пользовании, аренде. Чересполосные участки, расположенные за пределами черты города или другого населенного пункта, ис­пользуемые для его нужд или предприятиями, расположенными на его территории, не входят в состав его земель. Иногда земле­пользование входит в состав земель населенного пункта только частично и его можно размещать по обе стороны его черты.

Включение земельных участков в черту населенного пункта не ведет к прекращению права собственности, пользования и арен­ды на эти участки.

Все земли городов, поселков и других населенных пунктов ис­пользуют в соответствии с генеральными планами, проектами пла­нировки и застройки. Такие планы и проекты определяют основ­ные направления их использования для строительства. Планы зе­мельно-хозяйственного устройства городов и поселков определя­ют основные направления их использования, не подлежащие за­стройке и временно не застраиваемые земли города.

Границы городских и поселковых администраций (черта насе­ленных пунктов) устанавливают на основе градостроительной и землеустроительной документации по заказу органов исполни­тельной власти (администрации) городов и поселков, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для про­ведения этих работ является решение соответствующих органов власти.



Проект установления или изменения городской черты выпол­няют в таком порядке: разработка задания на проектирование; под­готовительные работы; составление проекта; рассмотрение и ут­верждение проекта.

В задании на проектирование указывают:

наименование проекта;

основание для проектирования;

заказчика проекта;

разработчика проекта;

сроки разработки проекта или отдельных его этапов;

сведения о существующей городской черте или границе города (поселка);


данные о современном использовании земельного фонда горо­да;

сведения о территориальном развитии города по утвержденно­му генеральному плану;

предложения заказчика по установлению или изменению го­родской черты;

перечень обследовательских работ с указанием плошадсй. на которых их будут проводить;

требования к защите окружающей среды;

состав материшюв, передаваемых заказчику, с указанием масш­таба графической части проекта.

К заданию прилагают план территории города и смежных с ним земель; копию генерального плана; данные об использовании земель города и намеченных к включению в него земель (но мате­риалам учета земель); перечень имеющихся материшюв, которые могут быть использованы при проектировании.

Подготовительные работы зактючаются:

в сборе юридических документов по существующей черте;

сборе, обработке и приведении к единому масштабу графичес­ких материалов (включая землеустроительные);

изготовлении необходимого числа копий с планово-картогра­фического материала;



сборе статистических данных по включаемому в городскую черту населенному пункту;

изучении организации территории и управлении прилегающих к городу территорий;

выявлении и изучении пожеланий и пре;гложений участников землеустройства и других заинтересованных сторон;

других работах.

Проект установления границ состоит из проектного плана, по­яснительной записки и вспомогательных чертежей. Проектный план выполняют в масштабах, зависящих от площади территории города (1:2000, 1:5000, I: 10 000, I: 25 000).

При составлении проекта особое внимание уделяют обоснованию:

возможности включения в городскую черту участков промыш­ленных предприятий, расположенных смежно с городскими зем­лями, а также населенных пунктов;

целесообразности исключения из городских земель сельскохо-зяйствеиных угодий;

необходимости и целесообразности расширения территории го­рода за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственных предприятий включают в преде­лы городской черты только в исключительных случаях, учитывая настоящие или будущие потребности юрода. При лом учитывают перспективы их сельскохозяйственного использования, соблюда­ют принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования. После включения в городскую черту эти земли какое-то время


(иногда довольно долго) используют по прежнему назначению, но рано или поздно настанет время, когда они могут потребоваться городу для застройки.

При проектировании необходимо также проверить обоснован­ность размеров городской территории, определить целесообраз­ность ее использования.

На проектном плане показывают:

существующую городскую черту или сложившуюся границу;

современное использование прилегающих земель, включаемых в городскую черту;

проектные решения утвержденного генерального плана города или другой градостроительной документации, служащие основой для установления и изменения городской черты;

проектируемую городскую черту;

описание смежных с городом земель;

экспликацию земель города с указанием площади существую­щей и включаемой в его состав.

Пояснительная записка содержит:

сведения о городе, существующей городской черте, эксплика­цию земель по категориям, землевладениям, землепользовапиям, видам использования;

изложение проектных решений утвержденного генерального плана, другой градостроительной документации, обосновывающих территориальное развитие города;

проектное решение и его обоснование: включение или исклю­чение земель, включение населенных пунктов, промышленных предприятий, социально-культурных учреждений, систем инже­нерного оборудования;

экспликацию включаемых и исключаемых земель;

сводный баланс земель города по проекту по категориям, зем­левладениям и землепользовапиям;

описание проектной городской черты.

К пояснительной записке прилагают материалы по рассмотре­нию и согласованию проекта.

Проект согласовывают с органами местной администрации, ар­хитектуры и градостроительства, землеустройства, землепользова­телями и собственниками земель.

13.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации организация использования земель городских и сельс­ких поселений осуществляется на основе градостроительной доку-


ментации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных обра юва-ний и градостроительной документации о застройке территорий го­родских и сельских поселений.

Градостроительная документация о градо­строительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образо­ваний включает:

территориальные комплексные схемы градостроительного пла­нирования развития территорий районов (уездов), сельских окру­гов (волостей, сельсоветов);

генеральные планы городских и сельских поселений;

проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Градостроительная документация о застрой­ке территорий городских и сельских поселений включает:

проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее - проект планировки);

проекты межевания территорий;

проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элемен­тов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки).

В генеральном плане городского или сельского посе­ления определяют:

основные направления развития территории поселения с уче­том особенностей социально-экономического развития, природ­но-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения:

зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

меры по защите территории городского или сельского поселе­ния от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, развитию инженерной, транспортной и соци­альной инфраструктур:

соотношение застроенной и незастроенной территории городс­кого или сельского поселения;

территории резерва для развития городского или сельского по­селения;

иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.

Проекты черты городского и сельского поселений разрабаты­вают на основе генеральных планов или территориальных комп­лексных схем, а при малых размерах городов и поселков, сельских поселений - в составе генеральных планов указанных поселений.

Проекты межевания территорий резрабатывают для застроен­ных территорий и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.


Рис. 24. Городская черта и использование городских земель:

2- Границы города суикстнуюшая и проектируемая. 3- автомобильные дорО|и и улицы; 4 - железная дорога. 5 коммунальные объекты И гаражи; 6- промышленные объекты; 7- объекты сельскохозяйственного назначения, 5-сельскохозяйственные земли; 9~ складские объекты; 10 - капитальная опорная застройка; //и /2-ветхая двухэтажная и одноэтажная застройки; 13- ОТВОДЫ Пол строительство: /-/-граница оценочной земли. 1..ЛХ- номера оценочных чон участков, ЗО - юна отдыха

Проекты межевания территорий можно разрабатывать в соста­ве проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и дру­гих элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.

Фрагмент генерального плана городского поселения показан на рисунке 24.


13.3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Все земли в пределах черты сельских поселений находятся в ведении местных органов исполнительной власти (администра­ции). Прежде земли сельских поселений входили в состав зем­лепользовании сельскохозяйственных предприятий. Приуса­дебные участки основные землепользователи передавали жите­лям во вторичное пользование. Напротив, земли городов и по­селков всегда находились в ведении соответствующих органов управления.

По состоянию на I января 2000 г. в черте сельских поселений имелось 10,9 млн га земель. По сравнению с 1999 Г. площадь этих земель уменьшилась на 2,4 млн га. Это произошло в основном в связи с продолжавшимися работами по исключению из состава данной категории земельного фонда участков земель, находящих­ся в ведении администраций, но расположенных за чертой посе­лений.

Территории сельских поселений являются динамичными образо­ваниями. Поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях:

неясности или отсутствия закрепленных границ поселения;

изменения генерального плана и проекта планировки и на­строй ки поселения;

предоставления дополнительной земельной площади для разви­тия поселений или нужд сельской администрации.

Для уточнения площадей и использования земель сельских поселений проводят их инвентаризацию. Главная ее цель - со­здать основу для ведения государственного земельного кадастра, обеспечить регистрацию прав собственности, владения, пользо­вания (аренду) с выдачей землевладельцам (землепользователям) документов установленного образца, создать банк данных па обычных и компьютерных носителях, организовать постоянный контроль за использованием земель.

Основные задачи инвентаризации земель поселений:

выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фикса­цией сложившихся границ занимаемых участков;

выявление неиспользуемых и нерационально используемых зе­мель и принятие по ним решения;

установление границ землепользовании (землевладений), гра­ниц черты, вынос и закрепление их па местности.

Все работы по инвентаризации земель поселений технологи­чески разбивают на два этапа - подготовительный и производ­ственный. Исходными материалами служат графические, тексто­вые и правовые документы па земельные участки, материалы пре­дыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масш-


и - Уш

табов I: 500... 1: 2000, каталоги координат пунктов городской (посел­ковой) геодезической сети.

Подготовительные работы при инвентаризации земель поседений включают:

сбор, изучение и анализ имеющихся материалов;

анализ технической, методической и технологической обеспе­ченности работ по инвентаризации земель;

разбивку кварталов и массивов и составление карты-схемы то­пографической обеспеченности;

подготовку рабочего инвентаризационного плана (схемы).

На базе собранных и проанализированных материалов состав­ляют техническое задание на проведение инвентаризации земель поселений, в котором должен быть предусмотрен порядок выпол­нения следующих работ:

разбивки территории поселений на кварталы (массивы);

выбора технологии проведения производственного этапа ин­вентаризации;

создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);

составления землеустроительного деда квартала (массива);

обследования геодезической сети;

установления черты поселений.

В зависимости от размера поселений выбирают общую структуру разбивки его территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории. Небольшие поселения в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбив­ки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конк­ретное землевладение или землепользование (приусадебный участок, садово-огородный участок и др.), а в качестве рабочей кадастровой единицы - квартал или любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами.

В техническом задании дают описание технологии производ­ственного этапа. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (квартала, массива).

При разработке этого раздела руководствуются следующими принципами:

для создания рабочего инвентаризационного плана необхо­димо, как правило, иметь в качестве основы топографические планы;

масштаб исходного топографического материала должен быть не мельче I:2000;

исходный материал может не иметь отображения подземных сооружений и рельефа;

при отсутствии топографических планов в качестве основы до-


пустнмо использован, аэрофотоснимки, увеличенные до масштаба 1:20 000.

На производственном лапе по каждому кварталу (массиву) формируют землеустроительное дело, которое пополняют необхо­димыми документами по мере выполнения работ.

Инвентаризацию внутри квартала (массива) начинают с состав­ления списка всех землевладельцев (землепользователей); им рас­сылают повестки и получают от каждого декларации (заявления) о факте использования земельного участка и наличии всех докумен­тов, удостоверяющих их право на землю.

Натурное обследование заключается в поиске, обнаружении или опознании поворотных точек и линий границ землевладений (землепользовании). При этом возможно визуальное и инстру­ментальное обследование, а также опрос землевладельцев (земле­пользователей).

По результатам натурных обследований вычисляют предва­рительные площади всех землепользовании в установленных границах. В землеустроительное дело по кварталу (массиву) включают:

список всех землевладельцев (землепользователей) с указани­ем площадей их участков по документам и по результатам обсле­дований;

рабочий инвентаризационный план (схему) с предварительно нанесенными границами всех землевладений (землепользовании) (рис. 25);

список пользователей земель без надлежаще оформленных прав или с просроченными правами (включая случаи самовольного строительства или захвата участка);

данные о неиспользуемых или нерационально используе­мых землях;

выявленные несоответствия фактического использования зе­мель их целевому назначению и режиму пользования.

По материалам обследований и собранным документам в пре­делах квартала (массива) в случаях отсутствия четких границ зем­левладений (землепользовании) составляют проект этих границ, перечисляя вопросы, не решенные при натурных обследованиях по границам земельных участков, и предложения но устранению спорных вопросов.

В землеустроительном деле землевладельцам (землепользовате­лям) устанавливают ограничения по использованию земельных участков (сервитуты), касающиеся обеспечения проезда и прохо­да, доступа и сохранения подземных и наружных инженерных коммуникаций, озеленения, установки ограждений и заборов с учетом правил застройки, градостроительных норм и правил. Сюда прикладывают состав земель (экспликацию) по землеполь-зованиям и видам угодий.


Рис. 25. Рабочий инвентаризационный план населенного пункта:

л -разбивка на кадастровые кварталы: /и 2- границы населенного пункта и кварталом. 3 - пастбиша; 4 - производственные земли. 6- фрагмент инвентаризационного квартала: 1- граница землепользования с точками координирования; 2- шифр землепользования; 3 -земли с особым режимом использования; 4 и 5 жилые и нежилые постройки; 6 но­мера поворотных точек теодолитного хода

Землеустроительное дело поступает в комитет по земель-ным ресурсам и землеустройству, который представляет его на рассмот­рение в комиссию по инвентаризации при местной администра­ции.

13.4. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

В сельских поселениях (селах, деревнях, станицах, хуторах и т.д.) значительная часть жителей занята на производстве в сель­хозпредприятиях, на территории которых они находятся. В со­став этих земель включают также дополнительные участки для размещения личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного строительства, сенокошения и выпаса скота.

В черту сельских поселений входят существующие на момент землеустройства и резервные территории (нужные для развития в перспективе);

селитебная (жилая) зона - существующая жилая застройка с


приусадебными участками, участки общественных зданий, сооруже­ния общего пользования, водоемы, площади, улицы и др.;

производствен нам зона - производственные центры, мастер­ские, склады, машинно-тракторные дворы, предприятия по пе­реработке сельскохозяйственной продукции, транспортные со­оружения и г. п.;

сельскохозяйственные и другие угодья, расположенные внут­ри и вне поселений и предназначенные для содержания скота, се­нокошения и строительства;

санитарно-защитная зона - защитные разрывы между жилой и производственной зонами;

резервные территории, необходимые для расширения населен­ных пунктов на ближайшие 5 лет.

Устанавливают черту сельского поселения на основании градо­строительной документации, расчетов по обоснованию резервных и дополнительных площадей с использованием материалов, учи­тывающих нормативы и предельные размеры приусадебных и дру­гих участков, установленные местной администрацией проектов внутрихозяйственного землеустройства.

В черту поселений включают, как правило, земли хозяйств, па территории которых они расположены, что ведет к прекращению их права пользования или собственности. Такие сельскохозяй­ственные угодья может использовать землепользователь, и их можно изымать у него по мере необходимости. Изъятию также подлежат неиспользуемые или используемые не по назначению земли посторонних пользователей.

Землеустроительные работы проводят в такой последователь­ности: подготовительные работы, составление проекта, согласова­ние и утверждение проекта.

Подготовительные работы включают:

получение сведений о численности населеття, числе семей, по­головье личного скота, площадях приусадебных участков, пер­спективах их роста, о предельных размерах;

подготовку планово-картографического материала на земле­владения и землепользования хозяйств и территорию населенных пунктов, входящих в юрисдикцию конкретных сельских админи­страций, материала по вычислению площадей контуров угодий, сведения о посторонних землях;

анализ имеющегося проекта внутрихозяйственного землеуст­ройства, его показателей;

изучение и анализ имеющихся проектов (схем) планировки и застройки поселений;

изучение и анализ материалов инвентаризации земель;

изучение обследовательских и проектных материалов мелиора­тивных и других инженерных мероприятий на проектируемой территории.

В проекте установления черты сельского поселения:


определяют пдошади, необходимые для ведения личного подсоб­ного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. С этой целью проводят оценку на ближайшие 5 лет числа дворов, численно­сти населения, поголовья скота, потребности в земле для размещения приусадебных участков, огородов, кормовых угодий (сенокосов и па­стбищ);

выявляют и уточняют имеющихся и потенциальных земле­пользователей и площади их участков;

проектируют черты поселений и границы кормовых угодий за этой чертой;

составляют экспликацию земель, включаемых в территорию всех поселений (в черте и за ее пределами);

определяют площади угодий, изымаемых у прежних землевла­дельцев (землепользователей) и остающихся в их пользовании и собственности;

устанавливают резервные площади земель, изымаемых по мере необходимости.

При определении площади селитебной территории, нужной для размещения общественных, культурно-бытовых и других зда­ний и сооружений, улиц и проездов, используют показатели пло­щади застройки в расчете на один дом. Для поселения с ломами усадебного тина с участками при доме они составляют:

Для секционных домов без участков указанные площади при­нимают от 0,02 до 0,04 га в зависимости от этажности (СНиП 2.07.02-89). Если создаются обособленные прогоны для скота, площадь селитебной зоны увеличивают на 10%.

При размещении производственных центров, зданий и соору­жений сельскохозяйственных предприятий, находящихся на тер­ритории сельского поселения, учитывают соответствующие сани­тарные, ветеринарные и противопожарные требования, нормы тех­нологического проектирования.

На обособленных земельных участках производственных зон сельских поселений санитарно-зашитная зона должна быть не ме­нее 300 м. Вокруг сельских поселений, расположенных в малолес-


ных районах, предусматриваю! размещение зашитых лесных полос шириной до 50 м.

В поселениях, расположенных вблизи водоемов, выделяют во­доохранные зоны: для малых рек -от 100 ло 300 м, для водохра­нилищ-до 500 м.

Рассмотрим в качестве примера расчет площади земель, передаваемых сельской администрации в населенных пунктах Ивановке и Орловке Петровского района Саратовской облас­ти. Площади угодий в существующих границах населенных пунктов установлены по данным учета земель па момент со­ставления проекта.

Дополнительные площади для ведения личного подсобного хо­зяйства рассчитывают с учетом перспектив развтия населенного пункта, числа дворов, численности населения (табл. 14) и пре­дельных земельных наделов, установленных местной администра­цией (табл. 15).

1. Общие положения.

2. Установление городской и поселковой черты.

1. Общие положения.

Установление и изменение черты населенного пункта (города, рабочего поселка, сельского поселения) входят в состав землеустроительных действий и в то же время имеют свою специфику.

Все земли, находящиеся в черте населенного пункта, являются муниципальной собственностью и находятся в ведении местной администрации или муниципальных органов. До 1991 г. земли сельских населенных пунктов входили в состав землепользовании , на территории которых они находились. В результате проведения земельной реформы были внесены изменения в категорию «земли поселений», т. е. теперь в эту категорию включены земли всех населенных пунктов - городов, рабочих поселков и сельских населенных мест, и по состоянию на 1 января 1997 г. в этой категории числилось около 40 млн га земель.

Под чертой населенного пункта понимается внешняя граница его территории, которая отделяет ее от других категорий земель. На территории населенного пункта, как правило, располагается большое количество землевладений и землепользовании, поэтому их черта не является границей одного землепользования и не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения. Следовательно, каждая территория населенного пункта образует самостоятельную административно-территориальную единицу, и граница населенного пункта является границей такого образования, т. е. по содержанию такая же, как и граница административного района. Земли в пределах этой границы входят в состав муниципальной собственности и находятся в ведении и управлении органов местного самоуправления .

2. Установление городской и поселковой черты .

Городскую и поселковую черту устанавливают на основе генерального плана города или поселка, в котором определяют целевое назначение земель, внутреннее устройство городских и поселковых территорий, их планировку, застройку и благоустройство на перспективу.

Землеустроительные работы по установлению городской или поселковой черты выполняются по заказу органов местной власти города или поселка, имеющих административно-территориальный статус.

По мере развития города или поселка их черта подвергается изменению. Черта города или поселка изменяется в случае включения в территорию новых земель, необходимых для их расширения. В отдельных случаях землепользование входит в состав территории городских поселений только частично и может размещаться по обе стороны их черты, а иногда и полностью. Вместе с тем включение земельных участков в черту города или поселка в отдельных случаях не влечет прекращения права собственности , пользования и аренды на эти участки.

Проект установления или изменения городской или поселковой черты выполняется в следующей последовательности:

2.проведение подготовительных работ;

3.составление проекта;

4.рассмотрение и утверждение проекта;

5.перенесение проектных предложений на местность;

6.изготовление и выдача документов заказчику.

Задание на проектирование включает:

Наименование проекта;

Основание для проектирования;

Заказчика и разработчика проекта;

Сроки разработки проекта или его частей;

Сведения о существующей черте или границе города или поселка;

Данные о состоянии и использовании земельного фонда города

или поселка;

Сведения о территориальном развитии города или поселка по утвержденному генеральному плану;

Предложения заказчика по установлению или изменению городской или поселковой черты;

Перечень территорий, намеченных для проведения обследовательских работ;

Перечень природоохранных мероприятий и требования к защите окружающей среды;

Состав материалов, необходимых для передачи заказчику.

К заданию прилагаются:

План территории города или поселка и смежных с ним земель;

Другие вспомогательные чертежи.

При составлении проекта особое внимание необходимо уделить обоснованию:

1. Возможности включения в городскую черту населенных пунктов, отдельно стоящих промышленных предприятий, которые расположены вблизи городской границы.

2. Целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий.

3. Необходимости и целесообразности расширения городских и поселковых территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

4. Размеров городской территории, рациональности и целесообразности ее использования.

На проектном плане отражаются:

Существующая городская черта;

Современное использование земель в черте города;

Современное использование прилегающих земель;

Проектные предложения утвержденного генерального плана или другой градостроительной документации;

Проектируемая городская черта;

Описание с городом, поселком смежных земель;

Экспликация земель города, поселка.

Пояснительная записка содержит:

Изложение о существующем положении городской, поселковой черты, использовании земель, распределении земель по категориям, землепользователям;

Изложение проектных решений по градостроительной документации;

Обоснование проектных предложений по установлению или изменению городской, поселковой черты;

Экспликацию включенных и исключенных из городской черты земель;

Сводный баланс земель города, поселка;

Описание проектной городской, поселковой черты.



Случайные статьи

Вверх