Воин из легиона нестяжателей. «Сибиряки – сплав особенный Генерал воробьев василий васильевич

Родился 11 мая 1946 г. В 1966 г. окончил Ярославское военное училище имени А.В. Хрулева и был назначен в СибВО начальником финансового довольствия управления дивизии. Служил начальником финансового довольствия полка, инспектором-ревизором финансового отделения дивизии, начальником финансового отделения дивизии. В 1974 г. заочно окончил Военный факультет при Московском финансовом институте и назначен на должность старшего офицера по мобилизационной работе финансового отдела СибВО. С 1978 г. прошел путь от старшего инспектора - ревизора инспекции финансового отдела округа до начальника Главного управления военного бюджета и финансирования (ГУВБиФ) Минобороны РФ. С 2001 г. - начальник Военного финансово-экономического университета. Генерал-полковник. Награжден двумя орденами и двадцатью медалями.


- Василий Васильевич, в чем, если сравнивать с предшественниками, состояла особенность организации финансового обеспечения Вооруженных Сил при вашей работе на посту начальника ГУВБиФ?

Предшественники получали достаточное финансирование на строительство и содержание армии и флота. В новых условиях, характеризовавшихся переходом к рыночной экономике, сопровождавшихся глубоким экономическим кризисом, приходилось тщательно обосновывать потребности Министерства обороны и "с боем" добиваться финансирования, тем не менее удавалось получать более 3,0-4,0% ВВП в год. Пришлось организовывать финансирование выполнения необычных задач - восстановление обороноспособности России после развала единого оборонительного пространства СССР; вывод войск из-за рубежа и обустройство войск в России; финансировать сокращение Вооруженных Сил почти в 3 раза; финансировать первую контртеррористическую операцию в ЧР.

А каким было первое сложное решение после назначения на должность начальника главного финансового органа Вооруженных Сил?

Вывод войск с территории 14 государств осуществлялся по скоропалительным решениям без детальной проработки многочисленных экономических вопросов. Приходилось принимать оперативные решения, направленные на защиту экономических интересов государства, исходя из складывающейся обстановки. Будучи назначенным от правительства России председателем переходного фонда по содержанию и выводу Западной группы войск, ежеквартально встречался с руководством министерств экономики и финансов Германии, и не только по вопросам получения валютных средств. В результате принятых жестких мер по эффективному использованию валютных средств Западной группы войск было получено 234,6 млн. марок внебюджетных средств, за счет сокращения расходов сэкономлено более 400 млн. марок. Размещение временно-свободных средств в Цоссенском отделении "Дойче банка" под проценты позволило привлечь для финансирования потребностей войск более 100 млн. марок. Чтобы избежать обесценения крупной суммы польской валюты в Северной группе войск на территории Польши, были приняты меры по ее обмену на валюту другой страны и размещению на счетах "Дойче банка". Благодаря этому без срывов осуществлялось финансовое обеспечение содержания и вывода ЗГВ. Более того, крупные суммы достигнутой экономии позволили в 1993-1994 гг. перевести в Россию около 500 млн. марок, которые использовались как резерв на неотложные нужды Вооруженных Сил. В том числе на приобретение значительного количества квартир, строительство жилья, завоз материальных средств на Север, борьбу со стихией, а в особо критических ситуациях даже на выплату денежного довольствия с последующим восстановлением произведенных расходов за счет сметы Министерства обороны.

В новых условиях требовались и новые решения по финансированию Вооруженных Сил. Что же удалось сделать?

В состав созданного Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ было включено экономическое управление, которое основное внимание сосредоточило на анализе проблем обеспечения деятельности Вооруженных Сил в условиях развивающихся рыночных отношений и выработке рекомендаций по адаптации финансово-экономического механизма армии и флота к новым условиям.

Неполное финансирование потребностей армии и флота потребовало включения в состав распорядителей средств федерального бюджета всех главнокомандующих видами Вооруженных Сил, что способствовало значительному повышению их ответственности и роли в экономном использовании бюджетных средств, в решении многих проблем в финансовом обеспечении подчиненных войск, определении приоритетных направлений расходов. Наверное, это сыграло свою роль в предоставлении им прав юридического лица в настоящее время.

Кроме того, на протяжении десятков лет статус начальника финансовой службы разных звеньев, начиная от полка, был занижен, отрицательно влиял на авторитет службы и качество решения вопросов финансового обеспечения войск и сил флота. В новых условиях удалось добиться изменения наименования должностей их начальников, которые стали называться "помощник командующего (командира) по финансово-экономической работе" с одновременным повышением на одну ступень и штатного воинского звания. По должностям помощников командующих (командиров, начальников) по финансово-экономической работе военных округов, флотов, отдельных главных управлений МО РФ и ВДВ были установлены штатные воинские звания "генерал-майор". Новый статус позволил руководителям финансово-экономических органов разных уровней смелее и оперативнее решать проблемы более эффективного использования государственных средств, активнее защищать интересы государства. Также был повышен статус инспекторского состава, расширены определенные льготы, благодаря чему удалось сохранить опытные и высококвалифицированные кадры финансовой службы и в сложнейших условиях обеспечения сохранности государственной собственности организовать надлежащее качество и эффективность финансового контроля.

Сложные условия финансирования войск в связи с появлением коммерческих банков обусловили ходатайство ГУВБиФ перед начальником Генерального штаба и Центральным банком РФ о дополнительном значительном развертывании системы полевых учреждений банка, что позволило избежать срывов в финансировании потребностей войск.

Василий Васильевич, говорят, что вами была проведена вторая после Великой Отечественной войны реформа денежного довольствия военнослужащих...

В связи с недостаточным финансированием Главному управлению пришлось определиться с приоритетами при расходовании бюджетных средств. На первое место, естественно, вышли расходы по содержанию личного состава. Эта работа осложнялась постоянными высокими темпами инфляции. Так, цены в 1991 г. выросли более чем в 2,6 раза, 1992 г. - в 26 раз, 1993 г. - в 9,4 раза, в 1995 г. - в 2,3 раза. К 1990 г. денежное довольствие практически не имело преимущества перед заработной платой. Если в 1947 г. денежное содержание командира взвода в 2,5 раза превышало среднюю заработную плату в стране, то в 1990 г. средняя заработная плата в стране была на уровне 303 руб., а денежное довольствие командира взвода составляло только 270 руб. Чтобы защитить достойный уровень денежного содержания военнослужащих, пришлось искать основу для адекватного изменения уровня денежного довольствия. В 1992 г. должностной оклад по первичной должности военнослужащего, проходящего службу по контракту, был привязан к минимальному прожиточному уровню, который пересматривался ежеквартально, а в законе "О статусе военнослужащих" - к минимальному размеру оплаты труда, который изменялся более оперативно. Кроме того, уже в 1991 г. по нашему предложению президентом страны было отменено взимание с военнослужащих подоходного налога. Вместе с тем в закон "О статусе военнослужащих" по предложению ГУВБиФ, кроме бывших существенных льгот, которыми пользовались военнослужащие Советской армии, был включен ряд новых льгот. Например, бесплатный проезд военнослужащих в городском транспорте (кроме такси). Следует отметить, что эта льгота обеспечила прибытие военнослужащих на службу даже в те месяцы, в которые им задерживалась выплата денежного довольствия. Такие случаи стали частыми в российской армии во второй половине 90-х годов. В эти же годы все дополнительные выплаты в абсолютных суммах были переведены в процентные надбавки к окладам, что в условиях высоких темпов инфляции позволило сохранить их значимость для военнослужащего (за классность, особые условия службы и другие). Кроме того, был введен ряд новых дополнительных выплат, которые позволили повысить уровень денежного довольствия военнослужащих. Денежное довольствие за 1991-1995 гг. повышалось 14 раз, чем практически было предотвращено обвальное увольнение из Вооруженных Сил молодых офицеров, чего не удалось сделать в последующие годы. Следует отметить, что для этого Главному управлению военного бюджета и финансирования пришлось подготовить и направить от имени министра обороны более 30 писем в адрес президента страны, председателя правительства, председателей палат Федерального собрания РФ. В результате принятых мер уже в 1993 г., при средней заработной плате в стране

58 663 руб., денежное довольствие командира взвода составляло 87 300 руб., т.е. в 1,5 раза превышало уровень средней заработной платы. Такие проблемы сами собой не решаются.

Важные решения были приняты и по защите военных пенсионеров. В денежную основу для исчисления пенсии была включена процентная надбавка за выслугу лет, а с 1993 г. - и денежная компенсация взамен продовольственного пайка, одновременно были сняты ограничения предельных размеров пенсии. Это позволило значительно улучшить материальное обеспечение военных пенсионеров. Благодаря принятым мерам военные пенсии возросли в 1,3-1,5 раза.

При выводе войск с территории прибалтийских республик остро встала проблема обеспечения военных пенсионеров, которые там проживали. В связи с этим по инициативе ГУВБиФ были разработаны межправительственные соглашения, в соответствии с которыми для решения этих вопросов были созданы отделы социального обеспечения на территории этих государств.

Эти органы сегодня успешно решают стоящие задачи по социальной защите военных пенсионеров и членов их семей.

На вашу долю выпала задача финансового обеспечения первого внутреннего конфликта - контртеррористической операции в Чеченской Республике. Что в связи с этим вы выделяете в число наиболее значимых решений?

Наряду с введением дополнительных выплат за участие в боевых действиях важное решение было связано с обеспечением организации личного страхования военнослужащих. После распада Союза ССР возникла необходимость срочно выработать принципиально новый подход к страхованию военнослужащих, который бы учитывал специфику деятельности Вооруженных Сил в новых политических, социальных и экономических условиях. С учетом накопленного практического опыта проведения страхования военнослужащих в 1992-начале 1993 г. и в связи с принятием закона "О статусе военнослужащих" Главным управлением военного бюджета и финансирования был разработан новый порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, через Военно-страховую компанию (ВСК). Если при организации государственного обязательного личного страхования военнослужащих через органы государственного страхования Министерство обороны несло значительные убытки, поскольку зачастую оплачивало страхование военнослужащих всех силовых ведомств и страхование осуществлялось через громоздкий бюрократический аппарат с задержкой выплат до одного года и более, то с изменением механизма страхования через ВСК положение резко изменилось в лучшую сторону. Осуществление обязательного государственного личного страхования военнослужащих по новым правилам позволило сократить сроки доведения страховых сумм до получателей до 15-30 дней, что имело важное значение, особенно при проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике.

И еще об одном решении хочу напомнить. Еще будучи начальником финансовой службы полка неоднократно был свидетелем, когда командование прибегало к сбору средств личного состава на проведение встреч с ветеранами и других праздничных мероприятий, в случаях приема различных делегаций. Отсутствие официального источника для проведения таких мероприятий иногда толкало командование на оформление фиктивных счетов. Сложившееся тесное взаимодействия с ВСК позволило выработать механизм использования определенной части ее прибыли для создания в Министерстве обороны фонда обеспечения проведения мероприятий в неформальной обстановке по сплочению воинских коллективов, социальной защите военнослужащих, членов их семей, ветеранов армии и флота, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны. Использование средств производилось по решениям соответствующих командующих (командиров и начальников) из имеющихся у них в распоряжении таких фондов. Порядок их образования был определен директивой министра обороны. В связи с этим отпала необходимость "пускать шапку по кругу" для организации таких встреч за счет личного состава или допускать злоупотребления поневоле и толкать на это подчиненных, как правило, офицеров тыловых служб. Этим решением я также горжусь.

Какое самое высокое поручение вам пришлось выполнять?

В период уточнения взаимных претензий с ФРГ после вывода войск мне было доверено в качестве посланника президента РФ представить канцлеру Г. Колю предложения российской стороны по урегулированию взаимных претензий, что мной и было сделано вместе с послом России в Германии.

Вы были освобождены от должности президентом и выведены в распоряжение, после чего обычно повторного назначения не случается. В чем причина?

Длительная сложная обстановка с финансированием Министерства обороны, обусловленная недостаточным выделением средств из бюджета по вине Минфина и правительства РФ, требовала найти виновного. Требовался только повод для того, чтобы его найти. Постановлением правительства РФ от 7 декабря 1994 г. №1349 предусматривалось ликвидировать различие в оплате военнослужащих силовых ведомств, в связи с чем вводилось увеличение окладов по воинским должностям военнослужащим Министерства обороны на 25% за службу в Вооруженных Силах, а также надбавка за специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности, премия в размере до трех окладов денежного содержания в год, увеличивалась материальная помощь с одного до двух окладов денежного содержания. Следует отметить, что денежное довольствие благодаря настоятельным предложениям Минобороны, принятым президентом и правительством, военнослужащим всех силовых ведомств стало выплачиваться по типовым должностям в одинаковых размерах, что не удалось удержать в последующем, то есть вновь Министерство обороны стало отставать. После введения этих выплат из правительства поступило распоряжение о приостановлении реализации данного постановления, которое выполнить не представлялось возможным. А поскольку выплаты уже начались, доложил министру обороны. В связи с этим в данных структурах и было подготовлено решение президента страны о моем освобождении от должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ - якобы за грубые финансовые нарушения, неудовлетворительное выполнение постановления правительства РФ.

Впервые такое решение принималось не по инициативе министра обороны, а вопреки его позиции. Тогдашний министр обороны П.С. Грачев докладывал президенту: "Основная причина всех бед состоит в том, что некоторые официальные лица и государственные структуры не хотят признать, что в сложившейся ситуации Вооруженные Силы не могут жить и решать поставленные задачи на те крайне недостаточные ассигнования, которые им выделяются. Идет откровенное перекладывание на Министерство обороны ответственности за допущенные просчеты в вопросах финансирования Вооруженных Сил. Весь 1995 г. Министерство финансов не выделяло Министерству обороны необходимых ассигнований на реализацию постановления правительства от 7 декабря 1994 г. В конце концов оно было вынуждено признать свою неправоту и включить требуемые Вооруженным Силам суммы в проект закона "О внесении изменений в закон "О федеральном бюджете на 1995 г.". Докладываю на ваше решение и прошу снять необоснованные обвинения с должностных лиц Министерства обороны".

"Подводным же камнем" для снятия с должности послужил мой категорический отказ прибегнуть к получению кредитов в коммерческих банках для финансирования Вооруженных Сил в четвертом квартале 1995 г., поскольку Минфин необходимых сумм на это в бюджете не предусмотрел. Это было противозаконной операцией, так как выплата процентов за пользование кредитом в бюджете не предусматривалась, а они составляли 120 млрд. руб. Получение кредитов легло бы в конечном итоге дополнительным бременем на бюджет, т. е. на плечи народа, в угоду отдельным заинтересованным в этом правительственным чиновникам.

Попытки очернить мою деятельность в должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Генеральной прокуратурой РФ были признаны несостоятельными и диктовались меркантильными интересами их авторов. Как указывалось в соответствующем документе военной прокуратуры, проверкой служебной деятельности генерал-полковника Воробьева Главной военной прокуратуры РФ с участием специалистов Министерства финансов, Центрального банка, Счетной палаты, Министерства обороны, других министерств и ведомств установлена правомерность его служебной деятельности.

Вы уже почти 5 лет возглавляете Военный финансово-экономический университет. Чем вам запомнилась эта работа?

С вступлением в должность начальника университета в целях более глубокого изучения истории, осмысления современного состояния финансов армии и флота было принято решение о создании Музея финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ с привлечением к этой работе профессорско-преподавательского состава. Это позволило реализовать задуманное в рекордно короткие сроки - к очередному юбилею университета. Затем были претворены в жизнь еще два творческих замысла: к 85-летию Главного управления военного бюджета и финансирования подготовлен научно-исторический труд энциклопедического характера "Военная финансово-экономическая служба России: история и современность", а к 60-летию Великой Победы - еще один коллективный научно-исторический труд - "Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в Победу". Одновременно мною была издана монография "Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения".

В изданных трудах, ряде публикаций, на конференциях неоднократно высказывался по поводу нецелесообразности насаждения бухгалтерского учета в войсках, который, несмотря на значительный срок его применения, так и не введен в полном объеме в большинстве воинских частей не только армии и флота, но и Пограничной службы, МВД и др. По настоящее время продолжаю отстаивать и особенности классификации расходов в Вооруженных Силах, которые не могут быть учтены в бюджетной классификации, особый порядок финансирования войск. Оживление работы с переработкой классификации расходов по смете обороны, эксперимент по переходу на территориальные органы обеспечения в целях освобождения строевых частей от громоздкой бухгалтерии (в воинских частях современных зарубежных армий имеются только облегченные хозяйственные органы) свидетельствуют о справедливости критических замечаний.

Изданные книги пользуются широким спросом не только в военно-учебных заведениях, но и в научно-исследовательских учреждениях, музеях, у ветеранов и практических работников финансово-экономической службы. Они получили высокую оценку в ряде публикаций на страницах журналов и газет.

Самым радостным для всех участников Великой Отечественной войны стало то, что их имена вошли в книгу, что позволит закрепить их навечно в благодарной памяти сыновей, дочерей, внуков, которые будут брать пример с отцов, матерей и дедов, учиться, как надо любить Родину и защищать ее интересы.

В чем секрет ваших успехов?

В моей службе было море трудностей и не все было успешно. Главное - не паниковать, бороться, не останавливаться на достигнутом, опираться на молодежь, доверять людям, контролировать, ценить их и во всем помогать.

05.08.1956 г.

Родился в г. Целинограде (Казахстан).

В 1984 г. окончил Целиноградский сельскохозяйственный институт по специальности «Инженер землеустроитель».1984-1991 гг. — учитель математики средней школы №16 г. Целинограда. 1991-1995 гг. — учитель математики «Гуманитарно-Экономический Лицей» г. Акмола. 1995-1997 гг. — заместитель директора, учитель математики БОУ «Берёзовская СОШ» г. Калачинска Омской области. С 1997 г. и по настоящее время работает учителем математики в БОУ «Лицей» г. Калачинска Омской области. В 2005 году в Омском государственном педагогическом университете, защитил кандидатскую диссертацию, присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук».

Воробьев В.В. — учитель высшей квалификационной категории. Подготовил многих учащихся — победителей и призеров олимпиад и конкурсов различных уровней. Он — автор множества публикаций и методических пособий по математике. В. В. Воробьев — победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2006», лауреат Регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2006». Победитель конкурса лучших учителей России 2006 года, 2011 года (получил грант президента в 2006 г; 2011 г.). Победитель всероссийского дистанционного конкурса «Школьный задачник ТГУ 2012 г., 2014 г., призёр 2016 года». Победитель всероссийского конкурса «Содержание и технологии методики подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам» г. Москва МИОО НОУ Центр «Педагогический поиск» 2013 г., призёр 2015 г.

Лауреат всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации 2011 г.» г. Москва.

Победитель конкурса «Современные технологии преподавания математики» (организатор — Информационно-методический центр «КЛиО» 2015 г.) и других конкурсов.

Заслуженный учитель Российской Федерации (2013 г.).

Награжден нагрудным знаком за заслуги в области образования РФ «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2000 г.).

Заслуженный работник образования Омской области (2011 г.).

Распоряжением Министерства образования Омской области занесен на Доску Почёта работников образования Омской области (2010 г.).

Награжден Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации» (2003 г.; 2006 г.; 2011 г.).

Награжден Почётной грамотой Российской Академии наук (1995 г.).

Одним из старейших военных округов России является Сибирский военный округ, учрежденный 6 августа 1865 г. В различные времена он назывался Западно-Сибирским, Омским… Но вошел в историю как Краснознаменный Сибирский военный округ, ставший колыбелью воинской славы и боевой доблести сибиряков. В зоне его ответственности с самого начала был крупнейший по геополитической и экономической значимости регион страны. Это тысячи километров государственной границы, сложнейшие приграничные районы, крупные народнохозяйственные и другие инфраструктурные объекты Западной и Восточной Сибири.

В октябре в Москве состоялись торжественные мероприятия, посвященные 150-летию со дня образования Краснознаменного Сибирского военного округа. Накануне этого события нашему корреспонденту дал интервью председатель Совета ветеранов Краснознаменного Сибирского военного округа генерал-полковник Василий Васильевич Воробьев.

Визитная карточка

Генерал-полковник Василий Васильевич Воробьев, председатель Совета ветеранов Сибирского военного округа, родился в 1946 г. в городе Балахне Нижегородской области. В 1962 – 1963 гг. работал столяром на деревообрабатывающем заводе. В 1963-м поступил в Ярославское военное финансовое училище, которое окончил с отличием в 1966 г. Офицерскую службу начал в Сибирском военном округе, где прослужил более 13 лет, пройдя путь от начальника финансового довольствия управления 85-й мотострелковой дивизии до старшего инспектора-ревизора финансовой службы округа. В дальнейшем проходил службу в войсках Дальневосточного, Уральского военных округов и Южной группы войск. Возглавлял финансовую службу Уральского и Дальневосточного военных округов.

С 1990 г. – первый заместитель начальника Центрального финансового управления Министерства обороны СССР, с 1992 г. – начальник Центрального финансового управления Вооруженных Сил СНГ и начальник Главного управления Военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации. Финансовую службу Вооруженных сил возглавил в тяжелые годы развала СССР и нелегкого становления нового государства – Российской Федерации. В 2001 – 2006 гг. – начальник Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской федерации. Лауреат Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, доктор экономических наук, профессор. Автор ряда крупных монографий по проблемам финансово-экономического обеспечения военной безопасности России.

– Василий Васильевич, в настоящее время Краснознаменного Сибирского военного округа уже не существует, пять лет назад он был расформирован, а его территория вошла в состав Центрального и Восточного военных округов. Но его история неразрывно связана с новейшей историей Вооруженных сил, но традиции продолжают и, кто служат, и те, кто уже в запасе…

– И это, конечно же, закономерно. История СибВО на всех ее этапах вобрала в себя судьбы сотен тысяч воинов от солдата до маршала, от крупных исторически значимых личностей до людей, чьи имена пока остаются, так сказать, вне летописи событий.

Воины-сибиряки с первых лет существования округа принимали непосредственное участие во всех войнах, которые вела Российская империя во второй половине XIX – начале ХХ веков.

Дрались храбро. Так, в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. покрыли себя славой Сибирский уланский полк, части 5-го Сибирского армейского корпуса, 3-я Сибирская парковая конно-железнодорожная бригада.

Выдающиеся мужество и отменную доблесть проявили сибиряки в сражениях русско-японской войны 1904 – 1905 гг. О том, какую оценку сибирякам тогда давали сами японцы, рассказал в своей книге «Пятьдесят лет в строю» военный атташе России во Франции граф Алексей Алексеевич Игнатьев. На одной из встреч он с ехидцей спросил своего японского коллегу, участвовавшего в этой войне, как «понравились» ему сибирские корпуса: «В ответ японский полковник, оскаливая зубы, мог только издавать гортанные звуки, выражавшие лучше всяких слов одновременно чувства и ужаса и восторга».

В Первую Мировую войну из Сибири на фронт были отправлены шесть сибирских армейских корпусов – 14 сибирских стрелковых дивизий, восемь казачьих полков и множество отдельных подразделений обеспечения. Еще один корпус – 7-й Сибирский, и восемь дивизий – с 15-й по 22-ю – Сибирские, были сформированы из прибывших на пополнение уроженцев Сибири уже непосредственно на фронте.

Все сибирские соединения и части подтвердили блестящую военную репутацию, заслуженную ранее в сражениях русско-японской войны. Уже тогда, в Первую Мировую, немцы, например, надолго запомнили сибирских стрелков. Известный немецкий генерал и военный историк Гюнтер Блюментритт, участвовавший молодым офицером в Первой Мировой войне, писал: «Сибиряк… еще выносливее, еще сильнее и обладает значительно большей сопротивляемостью, чем его европейский соотечественник. Мы уже испытали это на себе во время Первой Мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирскими армейскими корпусами» .

Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский, участник боев Первой Мировой под Сувалками в 1914 г., вспоминал: «Левее, у сибиряков, шли упорные штыковые схватки. Там германская пехота, окрыленная недавней победой над гренадерами, не сдавалась. Но разобравшись, с кем имеет дело, потеряла устойчивость и отступила» .

– Своими боевыми традициями воины-сибиряки, как известно, особенно прославились в годы Великой Отечественной войны?

– Да, славные боевые традиции личный состав Сибирского военного округа продолжил и приумножил и в советское время. В боях во время конфликта в 1929 году на Китайско-Восточной железной дороге, в боевых операциях против японских агрессоров на озере Хасан и реке Халхин-Гол в 1938 и 1939 годах, в ходе советско-финской войны 1939–1940 годов сибиряки вновь продемонстрировали высокий патриотизм, храбрость, выдержку и упорство.

И, конечно же, особые страницы в боевую летопись Сибирского военного округа были вписаны в годы Великой Отечественной войны. Округ с первых дней после ее начала стал, по существу, огромным военным лагерем. Дни и ночи здесь шла непрерывная работа по формированию, вооружению и боевому сколачиванию воинских частей для действующей армии, подготовке маршевого пополнения. Не только «свои» части и соединения, но и идущие с востока на запад доукомплектовывались в Сибири личным составом и обеспечивались всем необходимым довольствием. Всего за годы Великой Отечественной войны СибВО отправил на фронт свыше 2 миллионов 600 тысяч человек, 40 дивизий, 30 бригад.

Уже на четвертый день войны на фронт отправилась 24-я армия, которую возглавили командующий войсками округа генерал-лейтенант С.А. Калинин, член военного совета дивизионный комиссар Н.И. Иванов и начальник штаба генерал-майор П.Е. Глинский. 3 июля 1941 г. армия заняла оборону на смоленском направлении. С самого начала боев ее отличали невероятная стойкость личного состава, стремление контратаковать противника, в том числе ночью, сосредоточение огня всей артиллерии, включая зенитную, на направлениях массированного удара немецких танков, широкое применение тактики штурмовых групп. Не случайно первыми гвардейскими стали стрелковые дивизии, входившие в состав 24-й армии. А всего из общего числа соединений, направленных на фронт Сибирским военным округом, 20 получили звание гвардейских.

Высокую оценку подвигам сибиряков дал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков: «О сибиряках могу сказать одно – это настоящие советские героические воины, большие патриоты Родины, верные ее сыны. Там, где действовали сибиряки, я всегда был уверен, что они с честью выполнят возложенную на них задачу. Так оно и было в течение всей Великой Отечественной войны» .

– Особый вклад сибиряки внесли в достижение победы над гитлеровскими захватчиками в битве под Москвой…

– И не только под Москвой. Сибирские дивизии, бригады и полки сражались у стен Москвы, под Сталинградом, Ленинградом и Курском, участвовали практически во всех важнейших операциях на советско-германском фронте, в том числе и в штурме Берлина. Сибирь вырастила трижды Героя Советского Союза Маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина, пятерых дважды Героев Советского Союза, 1226 Героев Советского Союза, 140 полных кавалеров ордена Славы. Подвиги воинов-сибиряков будут жить в веках.

– В послевоенные годы тоже было немало ярких страниц в истории округа, которыми гордятся сибиряки. Вы сами служили долгие годы в СибВО, и Вам это лучше известно, чем кому-то другому…

– После окончания Великой Отечественной войны округ приступил к выполнению задач мирного времени. Он проходил очередной этап развития в условиях революции в военном деле. Личный состав овладевал поступавшей на вооружение новой боевой техникой, отрабатывал современные способы ведения боевых действий, совершенствовал мобилизационную готовность. Я прослужил в войсках округа почти 14 лет и могу уверенно сказать, что учебно-боевая жизнь, политико-воспитательная работа с личным составом войск велись активно и напряженно. Их особенностью было постоянное совершенствование форм и методов боевой подготовки с учетом изменявшейся военно-политической обстановки на ТВД, общим развитием военного дела. Достойной оценкой этого ратного труда стало награждение округа орденом Красного Знамени 15 января 1974 года за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства и его вооруженной защиты, успехи в боевой и политической подготовке.

Остался верен своим славным боевым традициям Сибирский военный округ и в сложные переломные времена распада СССР. Несмотря на политические, экономические, социальные и другие кризисные изменения в жизни страны, личный состав по-прежнему проявлял свои традиционно высокие человеческие качества – патриотизм, достоинство, самоотверженность, умение преодолевать любые трудности. Воины округа принимали активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, достойно воевали в Афганистане, Чечне, в других военных конфликтах. Только за боевые действия на Северном Кавказе 9 тысяч военнослужащих СибВО отмечены государственными наградами, а 13 из них удостоены высокого звания Героя Российской Федерации.

– С введением нового военно-административного деления, казалось бы, закончилась история прежних военных округов, в том числе и Сибирского…

– Конечно же, с этим согласиться нельзя. Боевые традиции «в запас» или «в отставку» не уходят. Они живут, реально оказывают свое благотворное влияние на воспитание последующих поколений воинов. Так было всегда. Истоки сегодняшних боевых дел кроются в исторически сложившихся традициях. В этом благородном деле большая роль принадлежит тем, кто своим ратным трудом приумножал их, – ветеранам Вооруженных сил. Например, остались музеи боевой славы в домах офицеров, которые становятся центрами патриотической работы, своеобразными связующими звеньями между ветеранами и молодым поколением. Успешно продолжает свою работу Музей истории Сибирского военного округа. Созданный 50 лет назад, 21 апреля 1965 г., он в 2010-м, в канун 65-летия Победы, после ремонта и обновления экспозиции вновь открыл свои двери для посетителей. За время его существования музей посетили около четырех миллионов человек. Сотрудники музея, его актив, ветераны Великой Отечественной войны и военной службы провели тысячи экскурсий, организовали выступления с показом боевых реликвий в воинских частях, учреждениях, трудовых коллективах, общеобразовательных школах и вузах.

– Василий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о работе Совета ветеранов Краснознаменного Сибирского военного округа.

– Наш Совет ветеранов вносит большой вклад в воспитание воинов и гражданской молодежи в духе боевых традиций сибиряков. Свидетельством тому является и выпущенная недавно Книжно-журнальным издательством «Граница» книга «Сибиряки – сплав особенный», созданная ветеранами и изданная на их средства. Она посвящается 150-летию Сибирского военного округа. Это уже вторая книга, первая книга вышла в 2013 году. Последнее издание является расширенным и дополненным. Оно содержит воспоминания ветеранов-сибиряков о своих командирах и сослуживцах, о том трудном, но интересном времени, когда они лично принимали участие во многих значимых событиях, связанных с укреплением обороноспособности нашей Родины. Среди ее авторов – участники Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, ветераны боевых действий и военной службы.

В начале книги дается краткий исторический обзор военной реформы в России 1862 – 1867 годов, ее значение для реорганизации военного управления, устройства армии, улучшения подготовки и обеспечения войск. На этом фоне в статье также отражен 150-летний путь становления и развития округа, истоки его славных боевых традиций.

Особый интерес читателей, несомненно, вызовут воспоминания участников Великой Отечественной войны генерал-полковников Михаила Григорьевича Хомуло, Сергея Александровича Стычинского, генерал-лейтенантов Ивана Семеновича Лыкова, Ивана Порфировича Потапова, генерал-майоров Василия Георгиевича Зибарева, Тараса Георгиевича Щудло, полковника Алексея Дмитриевича Понько.

– Кто еще особенно активно работает в Совете ветеранов Краснознаменного Сибирского военного округа?

– Прежде всего, считаю необходимым отдать должное памяти первых руководителей нашего Совета – генерал-полковника Ивана Андреевича Гашкова и генерал-лейтенанта Александра Ефимовича Рубинчика. Их энергия и целеустремленность во многом способствовали становлению ветеранской организации сибиряков. Хочется также поблагодарить ветеранов округа генерал-полковника Николая Фадеевича Кизюна, генерал-лейтенанта Василия Ивановича Прохорова, генерал-майоров Николая Александровича Гребенкина, Николая Ивановича Румянцева, Вячеслава Григорьевича Печугина, полковников Владимира Леонидовича Швабского, Александра Петровича Гольцова, Ивана Матвеевича Самойлова, Николая Сергеевича Шабанова, Генриха Григорьевича Тарабрина, Валерия Николаевича Шелега, подполковника Игоря Эдуардовича Сапогова и многих других.

Нельзя не вспомнить добрым словом известных в СибВО командиров дивизий генерал-майоров Николая Аркадьевича Левадного, Ивана Степановича Носовца, прослуживших в войсках округа не один год и оставивших яркий след в памяти своих сослуживцев.

Примечательно, что офицеров и генералов, чей труд в нашем округе был наиболее результативен, как правило, переводили в центральные, западные военные округа, группы войск за границей или в центральный аппарат в Москву. Им поручались новые, более сложные, чем прежде, задачи. Кому-то «светили» и Афганистан, и Сирия, и Эфиопия, непосредственное участие в решении проблем перевооружения, поддержания боевой готовности войск, выполнения постановлений правительства о выводе соединений и частей из-за границы, их размещения, обустройства и материально-технического обеспечения на новых местах дислокации. В общем, делали многое из того, что включалось тогда в понятие укрепления обороноспособности государства.

– История героических дел округа – это, прежде всего, история жизни конкретных людей…

– Вот именно! Потому и память о них, посвятивших жизнь служению Родине, не должна оставаться лишь достоянием прошлого. Она сегодня – вместе с нами, а также будет с теми, кто придет нам на смену.

– Василий Васильевич, расскажите коротко о мероприятиях, посвященных празднованию 150-летия Краснознаменного Сибирского военного округа…

– 17 октября мы соберемся в Центральном музее Вооруженных Сил. Думаю, что большинство ветеранов примут участие в этом юбилейном собрании. Презентуем новое издание нашей книги, поговорим о наших делах, отметим наших товарищей за активное участие в работе по патриотическому воспитанию молодежи. Предусмотрен и концерт, который состоится в Культурном центре Вооруженных сил Российской Федерации.

В заключение хотелось бы выразить благодарность Министерству обороны Российской Федерации за высокую оценку деятельности нашей организации и поощрение заслуженных ветеранов-сибиряков.

– Спасибо, Василий Васильевич, за такую содержательную беседу. Здоровья, успехов всем ветеранам Краснознаменного Сибирского военного округа! И удачи во всех ваших благородных делах!

Александр Колотило

«Красная звезда»

В заседании приняли участие Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов, депутаты-члены Комитета ГД по обороне В.И. Бессонов, В.П. Комоедов, А.П. Тарнаев, которые вместе с ведущими военными экспертами обсудили возможные направления развития российской армии после отставки главы военного ведомства г-на А.Э. Сердюкова.

Ниже публикуем в сокращении прозвучавшие на этом мероприятии выступления.

В октябре с.г. мы уже проводили круглый стол, на котором была дана экспертная оценка состоянию Вооруженных Сил в результате проводимых с 2008 года реформ по приданию им «нового облика». Тогда мы подготовили высококвалифицированный анализ проблем, с которыми столкнулись все виды Вооружённых Сил и рода войск в результате «реформ».

Главная цель сегодняшнего круглого стола - выработать возможные предложения по восстановлению боеготовности Вооруженных Сил РФ и направить их новому руководству Министерства обороны во главе с С.К. Шойгу. Задача вполне выполнимая, ибо сегодня здесь присутствуют опытнейшие специалисты, представляющие все виды Вооруженных сил: ВМФ, ВВС, Сухопутные войска, а также ПВО.

Соотношение сил и средств Вооруженных Сил РФ, являющихся реальным фактором стратегического сдерживания, с возможным противником выглядит удручающе

Генерал-полковник Букреев Юрий Дмитриевич, бывший начальник Главного штаба Сухопутных Войск

С назначением нового министра обороны за долгие годы появилась слабая надежда на возможные изменения курса военного строительства. Если это случится, то, на наш взгляд, в первую очередь необходимо:

- Отказаться от ведомственного подхода к реформированию Вооружённых Сил РФ. Такой подход не позволяет привлекать к преобразованию армии ключевые институты, неразрывно связанные с развитием Вооружённых Сил, такие как фундаментальную и прикладную науку, промышленность с её оборонными отраслями, электроникой, машиностроением, металлургией и т.д.

Невозможно рассуждать о современных образцах вооружения и военной техники, не развивая электронную промышленность и не имея отечественной электронной базы с современными характеристиками. Это задача комплексной государственной программы.

Освободить Генеральный штаб Вооружённых Сил РФ от несвойственных ему задач по повседневному руководству войсками, передав их видам Вооружённых Сил и вернуться к исполнению своей главной задачи по прогнозированию военно-политической обстановки, планированию и применению Вооружённых Сил.

- Сохранить видовую структуру и структуры существующих родов войск. Возложить на Главные командования видов ВС, командования родов войск полную ответственность за состояние подчиненных им войск, их строительство и развитие, а также за подготовку войск.

Вернуться к дореформенной численности этих органов управления, подчинив им оперативно-стратегические командования (ОСК). Наделить их реальным правом генеральных заказчиков вооружения и военной техники с распределением выделенного для них бюджета по приоритетным направлениям.

За Министерством обороны оставить лишь функции стандартизации и унификации вооружения и военной техники.

Для примера скажу, что первый Главкомат Сухопутных войск, который был создан 15 марта 1946 года, насчитывал 3 тысячи 700 человек оперативного состава. Нынешние штабы армии США насчитывают 2,5 тысячи оперативного состава. Наш Главкомат Сухопутных войск - 99 человек. Вот и сравните.

- Пересмотреть количество и зоны ответственности ОСК . В зоне ответственности существующих ныне ОСК (в отличие от военных округов) включены громадные территории с небольшим комплектом войск, а главное, на них возложены разноплановые задачи.

Показательный пример войск на Дальнем Востоке. Командованию войсками на этом направлении теперь необходимо одновременно: проводить первые и последующие морские операции на океанском театре военных действий, оборонять морское побережье, проводить противодесантные операции, проводить наземные операции, как минимум на 2 - 3-х стратегических и на 4 - 5-ти операционных направлениях. Кроме того, на ОСК возложена сложнейшая задача по организации и проведению мероприятий территориальной обороны страны.

Трудно представить себе орган управления войсками, который бы смог справиться с таким объёмом задач в комплексе с подготовкой войск.

- Пересмотреть принятую численность Вооружённых Сил РФ в один миллион человек или провести её научное обоснование. Численность в 1 миллион человек носит абсолютно субъективный характер и основана на предположении об отсутствии угрозы.

Ракетно-ядерный щит страны - важный фактор стратегического сдерживания лишь в политической риторике сторон. Реальным фактором стратегического сдерживания является баланс сил противостоящих сторон. Этому принципу советское руководство следовало в течение всего послевоенного периода. Соотношение сил и средств Вооруженных Сил РФ с возможным противником выглядит удручающе.

Существует критическая численность, при снижении которой теряется способность страны накапливать подготовленные мобилизационные ресурсы для формирования резервов. Главным управлением Сухопутных войск в 1999 - 2000 гг. была определена минимальная численность Вооруженных Сил - полтора миллиона человек, при условии комплектования войск только по призыву. При этом численность Сухопутных войск - не менее 500 тысяч человек. При увеличении доли военнослужащих по контракту в этой численности, прогноз резко ухудшается.

- Включить в структуру Вооруженных Сил РФ резервный компонент и возобновить подготовку приписного состава мобилизационного ресурса.

История не помнит случаев, когда победа в крупномасштабной войне была бы достигнута силами регулярных войск. Ход и исход войны, за редким исключением, решается наличием подготовленных резервов.

К началу войны в составе Красной армии имелось 303 дивизии и 22 бригады. В ходе войны было дополнительно сформировано 661 дивизия, то есть в два раза больше, а также 666 бригад, в 30 раз больше.

Ясно, что такой комплект войск невозможно содержать в мирное время, поэтому была внедрена гениальная схема мобилизационного структурирования Вооруженных Сил: одна треть войск содержалась в состоянии постоянной боевой готовности, другая треть в боевой готовности с частичным отмобилизованием и еще треть сокращенного состава, которая составляла резерв. По такому же принципу содержатся пресловутые американские войска.

Слышны заявления о том, что современные войны не будут столь массовыми. Возможно. Но пропорции, приведенные выше, сохранятся.

- Утверждения о том, что с переходом на бригадную структуру повышается мобильность войск, упрощается управление ими, далеки от действительности. Бригада уступает дивизии в два с половиной раза по своим боевым возможностям. Высокая мобильность бригады - это надуманный миф. При наличии в бригаде тяжелой техники и вооружения способы маневра бригады по-прежнему или по железной дороге, или своим ходом. Переброска легких бригад по воздуху со стрелковым оружием возможна, но только для решения частных задач, к примеру для разгона демонстраций или каких-то протестных действий.

Любая мобильность должна рассматриваться осторожно и ответственно. Можно выиграть во времени, в маневре, но в нужный момент остаться без запаса боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия за счет сокращения подразделений обеспечения. Особенно это важно для нашей территории с ее расстояниями и слабой дорожной сетью.

Бригадная структура вырвана из контекста американского опыта. В США бригады остались в структуре дивизий с их мощной базой технического и тылового обеспечения. Ограничиваться в структуре Вооружённых Сил только бригадами означает распылить силы и средства. Было бы целесообразно иметь в составе оперативного командования разумное сочетание испытанных временем дивизий и бригад.

- Определиться с численностью офицерского состава. При принятии решения о приведении численности офицерского состава по американскому подобию в количестве 15% от численности войск не было принято во внимание, что у американцев на каждого офицера-командира приходится до 5 человек высокопрофессиональных сержантов контрактной службы, которые по своей подготовке и служебному опыту не уступают, а то и превосходят офицеров. Сержанты в армии США представлены во всех структурных подразделениях, до вида Вооружённых сил включительно. Их служебный рост обусловлен равными возможностями с офицерами.

У нас институт сержантов существует формально, только на бумаге. При сокращении офицерского состава на оставшихся командиров младшего звена взвалилась непомерная нагрузка, назревает ситуация потери управления подчинёнными. Здесь же нужно искать и причину роста неуставных взаимоотношений. Командира нужно освободить как минимум от многочисленных мелочных задач, дав ему в помощь заместителя по воспитательной работе, чей служебный рост не зависел бы от прихоти командира, и подготовленных, заинтересованных в службе сержантов.

- Следует определиться со сроком службы военнослужащих по призыву. При службе в один год и при 50-процентной ротации ежегодно невозможно организовать процесс боевой подготовки. Нужно, как минимум, вернуться к полутора годам службы, чтобы через каждые шесть месяцев менялась одна треть существующего состава. Формально мы утверждаем, что все бригады в состоянии постоянной боевой готовности, а реально по своей подготовке они на сегодняшний день на 100% не боеготовые.

- Возвращение к прежней системе военного образования. С 1 сентября с.г. введена 10-ти месячная подготовка офицеров. От такого офицера можно будет ожидать только примитивных действий. А ведь это будущий командир бригады, у которого в подчинении многотысячный коллектив и ответственность за судьбы людей и за страну в целом.

- Отказаться от обучения людей на так называемой учебно-боевой группе. Такого нигде в мире нет. Везде эксплуатируют боевую технику. У нас машины боевые стоят зачехленные, а мы всё долбим эту учебно-боевую группу..

Вооруженные C илы РФ к крупномасштабной войне не готовы

Генерал армии Корнуков Анатолий Михайлович, бывший главнокомандующий ВВС и ПВО

Наши Вооруженные Cилы к крупномасштабной войне не готовы. И даже к региональной или локальной войне ограниченно готовы. Так рассуждаю не один я. Надо прекратить развал Вооруженных Cил, реанимировать всё то лучшее что было и развить новое.

Я коснусь проблем воздушно-космической обороны (ВКО). В 2006 году была принята Концепция ВКО. Эта Концепция чётко определяет, что ВКО является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности и сдерживания вероятных противников от развязывания вооружённых конфликтов, и призвана решать комплекс задач по обеспечению безопасности государства.

Роль велика. Однако лишь 30 ноября 2010 года президент заявляет о необходимости создания ВКО, объединяющей ПРН, ПРО, ККП, ПВО под единым руководством. Мы тут же подготовили коллективные рекомендации по строительству ВКО. Но ничего из предложенного нами два года назад не сделано.

ВКО создана схематически. Произошло простое арифметическое сложение Военно-космических сил (ВКС) с силами и средствами ПВО первого корпуса, подчёркиваю, первого корпуса. Основная тягловая сила в этой такой называемой ВКО - те зенитно-ракетные бригады, вооружённые системы С-300 и С-400, которые стоят вокруг Москвы. Не определено, кто и как собирается защищать государственную границу, всё возложили на округа.

В этой связи мы считаем необходимым:

- Откорректировать, обновить и заново принять отдельные нормативно-правовые документы по ВКО. Представить президенту проект закона о ВКО, которого до сих пор нет. Мы его уже предлагали в Думу, в Генштаб. Ни слуху, ни духу. Единственное, из проекта закона отдельные выдержки в кое-какие документы попали, мы это отследили и всё. Без этого закона нельзя работать.

- Немедленно открыть системные НИР по ВКО, привлечь к исследованию опытных ученых, конструкторов, специалистов академий и НИИ, пока еще таковые есть. Назначить генерального конструктора системы, его нет.

- Принять решение по интегрированному облику ВКО с включением сил и средств РКО, безусловно ПВО, а также истребительной авиации . Просто не понятно, как собирается решать задачи нынешний командующий ВКО в тех районах, где нет ни ЗРВ, ничего нет. Как собирается прикрывать государственную границу на Севере, на Дальнем Востоке, да и на Западе, где половина границы по сути дела открыта?

- Утвердить перечень объектов, подлежащих защите от ударов средств воздушно-космического нападения силами и средствами ВКО.

- Проводить углубленную подготовку специалистов для ВКО в Академии ВКО им. Жукова . Остановить уничижение этой академии путем перевода в академию им. Можайского. Опять будем учиться гайки крутить на ракетах?

- Проанализировать производственные возможности предприятий ОПК, способных выполнить задачу по вооружению, военной и специальной техники ВКО. Немедленно принять меры по их реанимации и модернизации. Я, будучи главкомом, поднимал вопрос о том, что у нас обычных средств поражения нет, бомб нет, ракет очень мало. На системе С-300 менее одного БК ракет. А положено два иметь при дивизионе.

- Сформировать единую военно-техническую и экономическую политику в области строительства системы ВКО. У нас государственной системы по строительству ВКО, Вооруженных Сил нет.

После развала СССР не построено ни одного корабля, ни одной подводной лодки. Такого не было за всю историю существования ВМФ!

Адмирал Селиванов Валентин Егорович, начальник Главного штаба - первый зам. главкома ВМФ

Мы, начатые реформы ВС «по-сердюковски», сразу назвали «операцией по разгрому советских Вооружённых сил». Так и получилось.

Состояние Военно-Морского Флота тяжёлое. Корабельный состав - закритический, морской ракетоносной и противолодочной авиации дальнего действия нет, не говоря уже о исключительно малом количестве надводных кораблей и подводных лодок.

Главная задача сейчас - это восстановить деятельность Главкомата и Главного штаба ВМФ и связанное с этим управление силами ВМФ.

И вторая задача - восстановить боевой состав флотов с учётом развивающихся средств ведения вооружённой борьбы на море .

Сейчас нет управления силами ВМФ. В центральном аппарате нет, к примеру, оперативного управленияНет управления кораблестроения, то есть, кто корабли строит - неизвестно. Несмотря на то, что остались несколько атомных подводных лодок и сохранился еще атомный крейсер «Пётр Великий», а главного технического управления нет.

Сейчас необходимо, на мой взгляд, определить вероятного противника . Мы боимся это слово называть и противник у нас - туземцы, которых назвали «пираты». Как только мы определим противника, тогда можно будет и рассчитывать, и выяснять, какие же нам силы нужны на флотах с учётом расположения наших флотов на разных театрах.

За 21 окаянный год не построено ни одного корабля, ни одной подводной лодки. Это я вам заявляю как моряк. Такого не было за всю историю (315 лет) существования ВМФ. А срок жизни корабля или подводной лодки 30 лет, а 20 лет она строится, да ещё и не построена. Когда её построят?

Восстановить управление силами ВМФ с Центрального командного пункта ВМФ. Ведь Центральный командный пункт планировал межтеатровый маневр морской ракетоносной авиации

В 70 - 90-х гг. наши корабли действовали во всем Мировом океане: от Огненной земли, в Атлантике, на Тихом, Северном Ледовитом, Индийском океанах. Сейчас никакого управления силами нет. Центрального командного пункта ВМФ нет.

И следующее, восстановить подготовку кадров . Она была приостановлена, а до этого курсанты в море не ходили. Вы же понимаете, у нас офицеров выпускали, которые ни разу не выходили в море.

С введением аутсорсинга все расходы по обслуживанию возросли минимум в десять

Генерал-полковник Воробьев Василий Васильевич, бывший начальник Главного финансового управления МО

Сегодня необходимо срочно принять следующие меры:

- Навести порядок в вопросах размещения и исполнения гособоронзаказа , закрепив эти функции за соответствующими главными и центральными управлениями. Координирующую роль оставить за Генеральным штабом. Мы являлись самым прекрасным примером для всех стран мира в области решения вопросов гособоронзаказа.

Что получилось сегодня? В Минобороны создано 8 департаментов, которые занимаются одним вопросом, к примеру, жилищным. В то время когда раньше была единственная служба, которую возглавляла Главная квартирно-эксплуатационная управление, единая сверху донизу и решала все вопросы прекрасно, прозрачно и честно. Сегодня эти департаменты надо ликвидировать, потому что они и г-ном Сердюковым создавались с потолка, под своих людей, которые являлись и ещё продолжают быть полными дилетантами.

- Одним из важных вопросов сегодня является пересмотр системы аутсорсинга. Все вы знаете, что с введением этой системы все расходы по обслуживанию возросли минимум в десять и более раз. Особенно по вопросам расходов на продовольственное обеспечение, на обслуживание техники. Нет того направления, которое бы не возросло в огромном масштабе.

Надо принять такие решения, что аутсорсинг мог бы применяться, если он даёт минимум 20% экономии, как это сделано в США. Туда не допустят организацию, если она не предъявит документы, которые будут позволять ей выполнять эти требования.

На самом деле, аутсорсинг у нас ни под каким соусом не пройдёт. Почему? Потому что главная задача у того, кто его создаёт - «ободрать» любыми путями, получив прибыль.

- Надо немедленно восстановить офицерские должности финансово-экономической службы. Прежним руководством ситуация доведена до абсурда. В этой одной из ключевых в условиях рыночных отношений служб все должности переведены в разряд гражданских. Ну как можно из налоговой системы брать человека, который не знает азов организации, материального обеспечения, предназначения и всех других вопросов, связанных с жизнедеятельностью Вооружённых Сил?

- Восстановить учебные заведения по подготовке военных финансистов. Ныне они все ликвидированы. Я всегда говорил, что военный финансист - часовой государственной казны. Это человек боевого уровня, он может заступить в наряд, может командовать подразделением и так далее. Для справки, в США до 42% среди финансистов остаются военные люди, а в войсках - 100%. Даже есть финансовые роты и финансовые батальоны.

- Восстановить систему ведомственного финансового контроля.

- Подчинить финансово-экономические органы командованию, командирам. Всегда это всё было на уровне единоначалия.

Вот уже два года кричат о том, что у военнослужащих повысился страшно материальный уровень жизни. И что получилось? После повышения денежного довольствия отдельные люди стали получать меньше от 6 до 18%. И это в то время, когда американцы идут по пути увеличения льгот.

Мы страшно переживаем, что будет твориться этой зимой, потому что никто ничего не подготовил.

Офицерский корпус - стержень армии и оплот государства

Генерал-полковник Баранов Валерий Петрович, бывший заместитель командующего СКВО

Необходимо понять, к чему мы на сегодняшний день стремимся и чего необходимо нам достичь. Я думаю, нам надо определиться, на каком этапе находятся Вооруженные Силы, в каком они состоянии, и с этим конкретно должно определиться новое руководство Министерства обороны.

И естественно, в этом отношении им должны помочь и другие структуры, в том числе и Государственная Дума. Почему? Потому что мы с вами ничего не сможем сделать, пока мы не найдем точку опоры, от чего на сегодняшний день надо будет в Министерстве обороны оттолкнуться.

Я думаю, в самом Министерстве обороны надо, по всей вероятности, разобраться с вопросами управления войсками в созданной структуре. Способны ли на сегодняшний день созданные четыре командования в полном объеме руководить всеми теми войсками, которые под ними находятся?

Хотя красиво звучит "трехзвенная система". Что она даст в этом вопросе?

Второй вопрос - боевой готовности наших соединений, территориальных объединений и четырёх командований. Почему? Потому что на сегодняшний день, да, бригада вроде бы... Но уже сказали, что боеспособность намного ниже существующих дивизий. Я в своё время командовал развёрнутой танковой дивизией и представляю, что такое дивизия, и что такое бригада реально. Это две разные вещи, несовместимые.

Следующий вопрос - мобилизационная готовность и мобилизационная подготовка. Её надо на сегодняшний день возвращать, и этим вопросом заниматься в масштабе государства. Вооружённые Силы сегодня, согласно принятому закону 1989 года, - у нас одно Министерство обороны. В 1939 году по закону 1939 года в Вооружённые Силы входят: Красная Армия, Военно-Морской Флот, Внутренние войска и Пограничные войска. Сегодня мы гордо называем Вооружённые Силы, но это Вооружённые Силы - одно Министерство обороны. Генеральный штаб Вооружённых Сил, а он практически Минобороны.

Восстановить подготовку кадров. Я думаю, здесь надо сегодня главкоматам вместе с главным управлением кадров чётко провести анализ, сколько нам требуется офицеров и перспективу этих офицеров по видам, родам войск.

Почему? Потому что на сегодняшний день многие все говорят, но стержень любой армии - это офицерский состав. И если мы посмотрим после Первой мировой войны, Германия офицерский состав во все министерства рассылала, но потом их призвала в вооружённые силы. После Второй мировой войны та же самая картина. И когда мы говорим, что сержант основа, да основа максимум в роте. А хребет армии - офицерский состав.

Подготовка войск. Уровень сегодняшней нашей подготовки по сравнению с армиями других стран, мы находимся примерно по уровню подготовки 20 процентов максимум. По анализу 20% от того уровня боевой подготовки, как занимаются.

Сегодня надо разобраться в связи с тем, что аутсорсинг, с материально-техническим обеспечением и эшелонированием всех материальных, технических запасов и боеприпасов. Ведь давайте посмотрим, 3-звенная система создана, эта 3-звенная система, она на сегодняшний день говорит, что в бригаде запасы есть, но давайте, насколько этих запасов для ведения боевых действий будет? Ну, на трое суток. Через трое суток, в армии их нет сегодня, запасов, подвезёт бригада. Но давайте посмотрим расстояния те, которые, например, на востоке, как это всё будет подвозиться. И мы прекрасно знаем из истории Великой Отечественной войны, когда у нас танковые корпуса выходили на рубеж атаки и останавливались, потом бросали все танки, подрывали, где подрывали, где поджигали, а где просто бросали. Потому что не было горючего.

И последний вопрос, на котором бы я хотел остановиться - это... на дальнейшем это выработка тех документов, которые необходимы для того, чтобы войска действовали. Сегодня тех документов, которые бы в полном объёме обеспечивали деятельность наших Вооружённых Сил, в полном объёме нет. Их надо сегодня... нарабатывать, делать. И это необходимо и нам оказывать помощь в этом вопросе, вот. Я думаю, что это одна из основных задач нашего министерства.

Армию нужно создавать заново!

Генерал-лейтенант Соболев Виктор Иванович, в прошлом командующий 58-й армией

Необходимо немедленно отказаться от бригадной системы и трёхзвенной системы управления. Во-первых, бригада в существующем виде - это громоздкое, малоуправляемое соединение. По боевым возможностям это, по сути, полк, а по подразделениям обеспечения обслуживания - это дивизия. И она не в два с половиной, а в четыре раза по боевым возможностям меньше дивизии. И решать те задачи, которые решала дивизия, совершенно не может. От неё необходимо уходить, отказываться особенно на Дальнем Востоке, в Сибири, да и в других регионах. Должна быть единая оргштатная структура.

Восстановить мобилизационную готовность, как важнейшую составляющую боевой готовности. Как нет отдела кадров, управления тыла, управления вооружения и так далее. Их просто нет. Их надо восстанавливать.

Маршал Жуков говорил, что любая блестяще разработанная операция без соответствующего тылового и технического обеспечения останется красивыми стрелами на бумаге. Но армия сегодня осталась без тыла вообще и без технического обеспечения.

У нас фактически разрушена армия примерно так, как она была разрушена в 1917 году после двух революций. Сейчас необходим план строительства этой армии. Её у нас фактически нет. Вот общевойсковых 39 бригад. Это не более 10 дивизий. От Улан-Удэ до Белогорска одна бригада в борозде стоит на 3 тысячи километров государственной границы. В случае вооружённого конфликта с Китаем, китайцам будет её трудно найти.

Генеральному штабу, Главному разведывательному управлению необходимо оценить противника на стратегических и операционных направлениях. И, исходя из этого, спланировать, какие должны быть группировки войск, которые способны отразить в случае вооружённого конфликта нападение. Если это угроза отдалённая, значит войска держать в сокращённом составе, но в готовности немедленно развернуться. Для этого должен быть военно-обученный мобилизационный резерв. Но если у нас не будет солдат срочной службы, его просто не будет, если у нас контрактная армия, её просто не будет.

То, что необходимо увеличить срок службы до полутора лет не должно вызывать ни у кого сомнений. Солдат должен получить военно-учётную специальность. А в последующем год использовать его в линейных частях на службе срочной.

Военнослужащие контрактной службы должны быть только на самых крайне необходимых должностях. Для этого дать им жилье, достойное денежное содержание, обеспечить всем необходимым, какие-то льготы установить и прочее.

Якобы у нас денег не хватает. Да у нас самая богатая страна в мире! До 30% мировых ресурсов планеты находится у нас. Население убывает. Мы должны удержать страну, которую оставили нам великие предки. Для этого нужно иметь Вооружённые Силы, армию, которая способна это сделать. Нужно исходить из того, что, разобравшись с угрозами на всех стратегических направлениях, создать сначала на бумаге группировки войск, которые способны воспрепятствовать этим угрозам и после этого создавать армию. Я считаю, её нужно заново создавать. На мой взгляд, она разрушена напрочь.

Генерал-полковник Чельцов Борис Федорович, ранее начальник Главного штаба ВВС

Хватит реформ, давайте строить армию. У нынешнего руководства Вооружённых Сил первостепенная задача - вернуть доброе имя и авторитет Министерства обороны. Это какая-то клоака для разворовывания денег.

Необходимо принять кардинальные меры по пересмотру реформ. Я считаю, что надо провести независимую государственную экспертизу проведенных мероприятий по реформированию. Выработать предложения по дальнейшему строительству с опорой на военную науку, предыдущий опыт развития наших Вооружённых Сил и армии. Советская армия была лучшей в мире. И это признавали все.

- Убрать из всех структур Министерства обороны некомпетентных людей и назначить подготовленных профессионалов, пока они ещё есть. Они есть в резерве офицерском, они есть в ветеранских организациях, которые надо привлекать.

- Высшему руководству страны, прежде всего президенту - Верховному Главнокомандующему, необходимо честно и однозначно определиться, к каким войнам мы должны быть готовы сегодня и в будущем . И, исходя из этого, будем говорить, какие Вооружённые Силы строить с учётом всех факторов, которые на сегодня имеются.

- Возродить научную школу строительства , прекратить копирование строительства Вооружённых Сил по образцу США. Наши Вооружённые Силы решают абсолютно различные задачи. Мы - это защита государства на своей территории, у них - это инструмент обеспечения агрессии и мирового господства.

- Немедленно прекратить уничтожение военной науки и военного образования , которые по праву считались лучшими в мире. Это лучшая военная школа была, это опыт, впитавшийся в столько поколений войн. Ни у одной армии мира нет. Где американцы победили? Да нигде. А мы с ним копируемся.

- Пересмотреть все решения, принятые предыдущим руководством по формированию непонятных никому так называемых ВУНЦ . Как можно соединить академию со школой подготовки контрактников и туда же вплести научно-исследовательские институты? Это инструменты главкомов, тех людей, которые готовят войска, а их отобрали и непонятно, кому дали. Пора, в конце концов, прекратить растаптывание традиций Вооружённых Сил. Мы растаптываем лучшие академии, которые превращаем в ничто, не говоря уже о традициях офицерского корпуса.

- Возродить авторитет воинской службы как одной из самых почётных. Прекратить подход к военнослужащим как к наёмникам. Мы не наёмная армия, мы армия, защищающая свою страну. Без идеологии, патриотизма, гордости за профессию и уважения народа настоящих боеспособных сильных Вооружённых сил не будет. Этим была всегда сильна и российская, и советская армия. И они были непобедимы.

- Необходимо выработать критерии персональной ответственности за проводимые реформы и их результат.

- Удар нанесён по штабам. Сегодня штабы обескровлены , а никто, кроме штабов, не построит ни армию, ни спланирует боевую операцию.

- Исключить любой волюнтаризм. Все решения, принимаемые министерством, были почти тайной, начиная от Генерального штаба и всех остальных военных структур.

Система ВКО развалена. Авиацию вывели, назвали ВКО. Да оно не способно сегодня решать задачи даже охраны государственной границы, потому что эту задачу в мирное время решает авиация. А сведение баз авиации на восемь? Сконцентрировали там всю многотипную авиацию. Мы что, специально подставляем их противнику для удара?

Я думаю, что в вопросах строительствах системы ВКО необходимо строго руководствоваться концепцией 2006 года, о чём говорил Главком. Она предполагает как единую систему на основе централизованного управления под единым руководством всеми силами и средствами, всеми ресурсами, привлекаемыми к решению задач ВКО.

Я поддерживаю, необходим генеральный конструктор. Необходима система военная и промышленная, которая бы построила эту систему ВКО, по сложности своей сравнимая с созданием ракетного щита ядерного оружия. Персональная ответственность генеральных конструкторов с персональным контролем и полномочиями.

Такая система как ВКО не Министерством обороны должна создаваться, а под руководством правительства или верховного главнокомандующего, ибо там она должна объединять силы министерства обороны, силы промышленности и других ведомств.

- Необходимо срочно пересмотреть всю структуру исполнения гособоронзаказа как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей , введя жесточайшую систему контроля, исключающую возможность хищений.

- И наконец, возродить систему социальной защиты военнослужащих, ветеранов и их семей. Предыдущее министерство, такое впечатление, что воевало со своими подчиненными, с ветеранами и членами их семей.

Куда уходят 60 тысяч квартир, сегодня незанятых, болтаются в воздухе? Вот вчера цифры называли, 20 миллиардов ежегодная потеря на том, что фонды стоят и не заселены. Это же сумасшедшие цифры!

Надо, чтобы люди поняли, те, которые служат, и те, которые отслужили, что у них есть тот орган, который о них позаботиться, когда они служат, и позаботится, когда они уйдут. Без этого ничего не будет.

Восстановить Военно-воздушную академию им Гагарина можно! Нужна лишь политическая воля.

Генерал-лейтенант Найденов Иван Николаевич, бывший зам.начальника ВВА им. Ю.А. Гагарина

Я напомню, что 1 августа Военно-воздушная академия Гагарина перестала существовать вместе с «Жуковкой». Они переведены в Воронеж.

Военный городок в Монино готов к приему Военно-воздушной академии имени Гагарина. Все служебные помещения отремонтированы и на сегодняшний день всё обеспечено теплом.

Я несу ответственность как начальник академии по учебно-научной работе, и председатель... совета. Мы готовы с 1 января начать подготовку, если возвратят, на уровне том, каком было. А это значит, на порядок лучше, чем сейчас в Воронеже. В дальнейшем будем наращивать. Я за это несу ответственность.

Как глава городского поселения Монино гарантирую обеспечение функционирования академии. Сотни кандидатов, докторов, профессоров академиков ходят по гарнизону и не знают, куда себя деть. Они все на месте. Вот, почему я так уверенно говорю. Ну почему это не сделать? Это можно сделать.

В заключение ещё раз хотел бы сказать: восстановить академию возможно, нужна лишь политическая волятрезвая воля.

Не зря боролись! Перевод Тверской академии в Санкт-Петербург приостановлен.

Генерал-полковник Хюпенен Анатолий Иванович, в прошлом заместитель главкома ПВО

Я сейчас был у начальника Генерального штаба Герасимова. Он вчера вечером лично позвонил и пригласил на встречу. Состоялась короткая беседа, в которой было сказано, что перевод академии им. Жукова приостановлен. Думаю, что по всем параметрам.

Ведь у нас до чего додумались: Можайку сделали ведущей академией видов Вооружённых Сил в будущем, воздушно-космической обороны.

Я его просил создать экспертную группу. И только после этого можно решать дальше вопросы и с академией, и особенно с Воздушно-космической обороной.

Вооружение, разведка, системы управления - вот это главное в модернизации Вооружённых Сил

Генерал-майор Канчуков Сергей Алексеевич, в прошлом возглавлял разведку Сибирского округа

Сегодня есть две самые мощные армии, готовые воевать против любой страны мира, в том числе и против нас: это США и Китай.

Через полгода, через год в Америке будут окончательно готовы крылатые ракеты и гипрозвуковое оружие, которое способно нанести поражение и лишить нас полностью всех преимуществ. Мы это должны знать. Мы должны знать, что Америка разрабатывает свою теорию строительства Вооружённых Сил, исходя из концепции. У них есть концепция глобального удара и ряд других военных концепций. У нас такой концепции нет.

Сейчас нужно говорить о создании плана модернизации Вооружённых Сил. И главную основу здесь должна составлять разведка.

Структура Вооруженных Сил РФ должна включать четыре вида: Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, войска ВКО.

В главкоматы должны быть возвращены их функции, и они должны полностью отвечать за всё, за свой вид Вооружённых Сил.

Мы должны создать новое командование сил специальных операций. Пример, Сирия. Против боевиков работают как раз-таки силы специального назначения, ибо пехота не может бороться против террористов.

Вооружение должно быть пересмотрено в сторону увеличения огневой мощи. Высокоточное оружие, у нас главное, это составная часть - высокоточное оружие.

Вооружение, разведка, системы управления - вот это главное в модернизации Вооружённых Сил.

Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по обороне В.Н. Тетёкин

Спасибо большое, товарищи, за плодотворную дискуссию.

С точки зрения итогов, мы сделаем две вещи. Во-первых, мы передадим стенограмму в средства массовой информации. Во-вторых, мы, конечно, оформим, отшлифуем стенограмму и направим ее руководству Министерства обороны, Генерального штаба, в Совет Безопасности и в Совет Федерации. То есть мы очень широко распространим эту стенограмму в те органы, которые участвуют в выработке оборонной политики. Так что каждое слово, сказанное здесь, оно будет доведено до тех, кто участвует в выработке решений по обороноспособности России.

В 1989 г. начальником факультета стал генерал-майор Валерий Константинович Никитин . Он был хорошо подготовлен в двух военных академиях, командовал дивизией, а также армейским корпусом в г. Горьком.

Валерий Константинович работал в период серьёзных социально-экономических потрясений и слома старой системы ценностей. И хотя задачи по подготовке кадров военных финансистов в этот период существенно не менялись, потребовалась коренная смена направлений в преподавании обще-ственных дисциплин; в системе специальной подготовки необходимо было пересмотреть вопросы финансово-экономических отношений с народным хозяйством, и особенно по поставкам вооружения, формирования военного бюджета и денежного довольствия военнослужащим. Эти вопросы под руководством генерал-майора В.К. Никитина успешно решались.

Однако процесс существенного изменения социально-экономической основы общества и новые задачи по финансово-экономическому обеспечению армии и флота потребовали назначения на должность начальника факультета специалиста-финансиста. Им стал в 1993 г. генерал-майор Георгий Семёнович Олейник , который был первым нашим выпускником, возглавившим вуз. Георгий Семёнович прошёл успешную службу в армейских финансовых структурах, был начальником финансовой службы дивизии, корпуса, армии, военного округа. Его опыт и знания позволили факультету успешно пройти через годы поисков системы подготовки руководящего состава финансовой службы. Всё это происходило в условиях корректировки учебных материалов специальных кафедр, кафедр общественных дисциплин, выработки новых направлений научно-исследовательской работы.

В годы работы руководителем факультета Георгий Семёнович принимал активные меры по развитию ветеранского движения среди наших выпускников, много сил отдавал решению вопросов, связанных с расширением и совершенствованием учебно-материальной базы. Опыт работы по финансированию войск и успешное руководство факультетом, стремление к самосовершенствованию стали основой для выдвижения Георгия Семёновича Олейника на должность начальника Главного управления военного бюджета и финансирования. На этом посту он оказывал постоянную помощь факультету в то сложное для страны время, а в 1998 г. при его активном участии было принято решение о переводе Военного финансово-экономического факультета при Финансовой академии на статус Военного финансово-экономического университета Министерства обороны РФ.

После генерал-майора Г.С. Олейника в командование факультетом вступил тоже наш выпускник - полковник Алексей Иванович Орлов , который был заместителем Г.С. Олейника и принимал активное участие в решении вопросов организации и совершенствования образовательного процесса. После этапа практической работы в войсках Алексей Иванович накапливал опыт преподавательской работы в Ярославском высшем военно-финансовом училище и на Военном факультете. Он имел прекрасные характеристики по службе и, командуя факультетом, особенно успешно работал на кафедрах, много времени уделял контролю качества занятий. Алексей Иванович читал лекции, и за отличную преподавательскую деятельность ему было присвоено учёное звание доцента.

Конец 1990-х гг. совпал с переходом на университетский статус. Руководство ГУВБиФ приняло решение на период поиска кандидатуры начальника университета временно допустить к исполнению этой должности опытного финансиста генерал-майора Александра Дмитриевича Артамонова . Находясь во «временном» положении, благодаря своему большому опыту руководства людьми, он смог справиться с поставленной задачей перехода в новый статус, а ведь надо было принять в свой состав в качестве филиала такое огромное и сложное хозяйство, как ЯВВФУ, и на первых порах решить важную задачу - погасить все вспышки недопонимания цели проводимого реформирования.

В 2001 г. для более эффективного решения вопросов развития вновь созданного университета финансовой службы, когда ЯВВФУ и Военный факультет оказались в одной связке, нужны были меры для формирования единого системного подхода к подготовке кадров военных финансистов-экономистов. Тогда начальником университета был назначен генерал-полковник Василий Васильевич Воробьёв , имевший большой опыт практической работы. Он прошёл все ступени воинской финансовой службы, в течение более четырёх лет был начальником ГУВБиФ. Во второй половине 1990-х гг. ему пришлось оставить эту должность и после длительного пребывания в распоряжении Министра обороны он был назначен нашим начальником.

Если кратко определить деятельность генерал-полковника В.В. Воробьёва в должности начальника университета, то можно сказать, что это была работа по приданию реального содержания новому статусу вуза. Много сил он положил на формирование единого организма на базе двух звеньев университета, уделяя большое внимание ярославскому звену; умело руководил он кафедрами, работавшими в новых условиях, требуя от них разработки иных подходов в обучении слушателей; принимал меры к активизации научно-исследовательской работы.

Особая часть работы Василия Васильевича - издание под его руководством серьёзных трудов, посвящённых деятельности финансовой службы в историческом и современном разрезе; создание Музея финансовой службы.

Активная деятельность В.В. Воробьёва омрачилась закрытием в 2006г. Военного финансово-экономического университета и постепенным свёртыванием подготовки офицерских финансово-экономических кадров. Сотрудники университета того периода видели, как Василий Васильевич активно разрабатывал и пробовал различные варианты возможного сохранения университета.

Человек информированный и очень практичный, он, однако, не мог в то время предположить, что каток реформирования армии и флота, в том числе и военного образования, раздавит все его попытки, так же как, чуть позже, и попытки руководителей других вузов Министерства обороны.

Завершающая эпопея подготовки офицерских кадров финансово-экономической службы с высшим военным образованием легла на плечи генерал-майора Владимира Петровича Завойстого , который в 2006 г. принял оставшееся звено расформированного университета в виде финансово-экономического факультета Военного университета Министерства обороны. Владимир Петрович благодаря своему опыту работы в области военного образования (многие годы был заместителем начальника ЯВФУ) смог из остатков разрушенного хозяйства создать дееспособный творческий коллектив, который высоко ценился в Военном университете Министерства обороны. Впоследствии он стал заместителем начальника Военного университета.

После расформирования факультета В.П. Завойстый, уволившись с военной службы, стал проректором по учебной работе Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского.

Окидывая взглядом и оценивая славные страницы 65-летней истории Военного финансово-экономического факультета, мы неизменно отдаём благодарную память нашим отцам-командирам, достойно исполнявшим свои обязанности на различных этапах жизни факультета. Мы не говорим о том, кто из них был лучше, кто хуже. Они были разными, и на многоцветной палитре памятной и незабываемой истории факультета каждый из них оставил свой заметный след.



Случайные статьи

Вверх