К чему снится перестрелка с врагами?
По мишени: может означать фокусировку силы на определенной цели.Тщательно присмотритесь к своим жизненным целям, так как...
В современном мире жизнь даже самого обычного человека бурлит, кипит и держит в постоянном тонусе. Но долго так продолжаться не может без снятия стресса и некоего расслабления. У каждого способ расслабиться свой. Кто-то любит экстремальный отдых — охоту, кто-то предпочитает тихую рыбалку, кто-то игры на компьютере или приставке. Конечно, компьютер — вещь многофункциональная, и, бесспорно, подходит для различных игрушек стратегий, стрелялок и так далее, но приставка — это вещь более подходящая для прохождения игр, более практичная и удобная, так скажем, узкопрофильная. Рассмотрим наиболее популярные модели Sony PlayStation 4 и новинку xbox one и сравним их. Что лучше xbox one или ps4?
Проведем настоящую битву, Microsoft со своим XBox One против популярной Sony PlayStation 4 .
Какая же консоль мощнее, круче, стабильнее и больше заслуживает внимания настоящих геймеров, мы и разберемся. А разбираться мы будем совершенно объективно, отбросив все домыслы и догадки. Сравнивать будем по таким параметрам как: железная начинка, геймпады, операционные системы, количество памяти, графические показатели предлагаемых образцов.
Что касается вычислительного ядра, то обе рассматриваемые платформы обладают восьмиядерным процессором от AMD Jaguar, работающего на частоте 1,75 ГГц. Так сказать, «система на кристалле» обеспечивает мощь вычислительного ядра обеих приставок. Графический, как и центральный процессор, контроллер RAM и видеокодек представляют собой объединенный модуль. CPU идентично у моделей Sony PlayStation 4 и Иксбокса, но практически все остальные параметры значительно различаются, включая, несомненно, графику.
Итак, что лучше xbox one s или ps4 по показателям графической подсистемы? Эти две приставки были сравнены по таким характеристикам:
Оперативная память объемом 8 Гб имеется у обеих платформ. А вот модули памяти RAM у xbox one обладают очень низкой пропускной способность, составляющей 86 Гб/с, стандарт DDR3, тогда как PlayStation 4 имеет 176 Гбс, стандарт DDR5. Хотя все это характеризует только основной блок. Недостаточная пропускная способность у платформы xbox one от Microsoft обладает таким преимуществом как дополнительный сверхбыстрый модуль памяти ESRAM, объемом ни много ни мало 32 Мб.
Основными накопителями двух консолей являются встроенные жесткие диски, по 500 Гб каждый. Имеются возможности и для прямого доступа к облаку (облачным хранилищам).
Большинству геймеров такого объема памяти более, чем достаточно. А остальным, кто нуждается в еще большем просторе, разработчики Иксбокс ван предоставляют возможность для подключения внешнего накопителя памяти через разъем USB, а тем временем создатели Sony PlayStation 4 предпочли предложить съемный . Любой желающий без проблем сможет приобрести и установить необходимый ему накопитель памяти. Обе приставки оснащены приводами, читающими Blu-Ray и DVD-диски. Продолжаем разбираться, ps4 или xbox one — что лучше в 2016-2017 году.
Для установления связи с различными электронными устройствами используются всяческие интерфейсы, чьи характеристики сейчас разберем:
Одним из главных для геймера приспособлений в приставке является джойстик, который должен быть не только практичным и комфортным для управления игрой, но и обладать определенными техническими характеристиками. Какая приставка лучше xbox one или ps4 с точки зрения сравнения этих игровых девайсов, сейчас обсудим и определим.
Джойстик приставки xbox one от Microsoft, в отличие от джойстика платформы ее предшественника, xbox 360, практически не претерпел изменений. Его форма осталась, как и прежде, только слегка поменялось расположение некоторых дополнительных кнопок, создатели добавили крестовину. А вот питание геймпада от батареек было заменено на удобные, современные перезаряжаемые аккумуляторы.
Геймпад от производителей Sony PlayStation 4 преобразовался более кардинально. Первое, это размеры. Он стал значительно больше и тяжелее по весу. Второе, появилась панель на сенсорном управлении, предназначенная для удобности управления игрой геймером. Третье, изменение внешнего вида кнопочных элементов и добавления несколько дополнительных кнопок. Конечно же, это не дает каких-либо очень серьезных изменений при игре.
Вышерассмотренные характеристики геймпадов конкурирующих типов дают понять, что оба образца одинаково комфортны как для простого пользователя, так и удобны для опытного или начинающего геймера.
Помимо джойстиков, Sony PlayStation 4 и xbox one дают ощущение захвата движения геймера — kinect и другие мув-контроллеры. Так, Kinect, которым оснащен новенький xbox one имеет пару камер, обладающих разрешением Full HD объективами широкого формата, фиксирующие даже малейшие повороты геймера, а имеющиеся две пары встроенных микрофонов обладают способностью улавливать любые звуки. Все эти характеристики способствуют реалистичной трансляции игры. Управление приставкой xbox one помимо традиционно осязательного, может быть голосовым. Sony PlayStation 4 не имеет в своей комплектации кинекта, но его аналог можно приобрести отдельно. В данном сравнении преимущество явно на стороне новинки от Майкрософт. На то она и новинка, чтобы быть усовершенствованной и более функциональной по физическим и другим основным параметрам, нежели предыдущая весия.
Операционная система в приставке Sony PlayStation 4 социализирована во многом, есть возможность установки различных приложений для общения с друзьями или противниками, существуют возможности транслирования игры в интернете и обменом комментами, а также удаленное подключение к самой игре. Эти функции не обязательны и могут быть отключены. ОС платформы предоставляет все для игр и общения.
Показатели Microsoft немного отличаются. Производители новинки представляют свое детище, как целый мультимедийный центр, поэтому операционных систем у XBox целых три:
Такое устройство ОС дает возможность одновременно играть, смотреть TV, пользоваться функциями Smart TV, использовать для звонков Скайп, общаться в соцсетях, смотреть видео и так далее. Тут уж очевидно, что лучше xbox one или ps4 pro, сомнений просто и быть не может.
Какую же консоль лучше приобрести? Если же вы консервативны, любите надежную и мощную железную начинку, большой выбор игр, уже выпущенных, а не в проекте производства, то, скорее всего, Sony PlayStation 4 удовлетворит вас вполне. Ну а мечтающим о супер медийном агрегате с «заморочками» типа кинекта, и готовым выложить за новомодный продукт немалые деньги, придётся чуточку раскошелиться, и бежать в магазин техники покупать эксклюзивные Microsoft XBox One. Тем более что их производитель не может не порадовать своих поклонников гиперреактивностью в начале 2017 года, ведь Майкрософт только за десять дней в новом году уже успела в хорошем плане отличиться и выпустить более восьми новых интереснейших игрушек.
Как говорится, на каждый товар есть свой покупатель. Обе, рассматриваемые нами, консоли настолько различны, и настолько похожи, что выбор, несомненно, труден. Но, какую бы платформу вы не выбрали, это будет абсолютно правильный выбор.
Какой бы реалистичной не была ваша игра, помните, что это только игра. А что наша жизнь? Игра!
Сегодня на рынке игровой индустрии представлено множество различных девайсов. Игры выходят на смартфоны, планшеты, компьютеры, и, конечно же, на игровые приставки. Среди последних есть множество различных моделей, но двумя основными топовыми устройствами являются и . И если вы не можете определиться, какой фирме отдать предпочтение, американской Microsoft или японской Sony, для вас эта статья, в которой проведено сравнение xbox one и ps4.
Мир впервые увидел это устройство во второй половине 2013 года, на год раньше, чем выпустил свой продукт Microsoft. Это позволило завоевать рынок – на сегодня коммьюнити PS 4 в 3 раза больше, чем у Xbox. Консоль позиционируется Sony как игровое устройство, а мультимедийные функции у неё вторичные. Из-за этого в ней установлено более мощное железо.
Первая версия Плейстейшн 4 представлена со следующими техническими характеристиками:
Общие сведения по железу приведены, более подробный список – у нас на .
Теперь рассмотрим комплектацию устройства. В коробку кроме самой консоли положены кабель питания, наушники, USB и microUSB кабели, HDMI кабель, и контроллер — Dualshock 4.
Но времена меняются, разработчики выпускают новые, более требовательные игры, и обычная Playstation 4 устарела. В августе 2016 года компания Sony выпустила две новые версии устройства: Slim и Pro.
Slim-версия почти не отличается от обычной. Уменьшен и доработан корпус, добавлены USB – порты 3.1, добавили незначительные изменения в производительности. Появился более увеличенный по объёму жёсткий диск. А вот новая версия PS 4 Pro – отдельная тема для разговора.
Основное предназначение PS 4 Pro – игра в разрешении 4к. Поэтому производительность девайса значительно увеличили. Теперь тест графического процессора даёт результат 4,5 Тфлопс. Также увеличена частота кадров в секунду. Однако для качественной картинки потребуется соответствующий требованиям 4к телевизор.
Microsoft предоставила свою консоль на год позже, сильно потеряв при этом в коммьюнити. Устройство позиционируется как медийный центр дома. И хотя основное предназначение – игры, в иксбоксе ярко выражены функции просмотра фильмов и общения в интернете. Сейчас, идя в ногу с тенденциями рынка, Microsoft представила новую версию – Xbox One S. Также анонсирован на осень 2017 года Xbox One Project Scorpio с поддержкой 4к разрешением в играх графическим процессором в 6 Тфлопс.
Первая модель иксбокса ван обладает следующими характеристиками:
Отдельное слово стоит сказать о технологии Kinect. Kinect — беспроводной контроллер к приставке иксбокс. Аналога у плейстейшн нет. Однако его наличие не делает продукт Microsoft лучше. В версии S он вообще убран. Он не используется в большинстве игр и по большей части бесполезен.
Довольно существенных отличий от первой версии нет. Уменьшен корпус на 40% и отсутствие блока питания — довольно приятные бонусы, но не стоящие 25 тысяч рублей.
Появилась возможность просмотров фильмов в 4к, полезная тем немногим, у кого есть 4к телевизор. Больших различий в железе нет, и если у вас есть иксбокс ван, то версия S вам не нужна.
Что-то мы слишком увлеклись техническими характеристиками, перейдём к основному вопросу: что лучше xbox one или ps4? Здесь мы будем рассматривать последние, способные к конкуренции версии: PS 4 Slim и Xbox One S. Версию Пс 4 Про рассматривать в этом сравнении не будем, так как Microsoft пока нечего противопоставить Sony.
Сравнивать будем по следующим критериям:
Все внутренности у обновлённых моделей от обеих компаний остались такими же, как и у первых. Изменениям подверглись только внешний вид.
В техническом противостоянии xbox one s vs ps4 slim выигрывает вторая. Неудивительно, ведь приставка от Sony позиционируется как игровая, а иксбокс больше предназначен для медийных функций. Большинство функций иксбокса не доступны в России, они работают только на территории США.
Первое, что сравнивают, это размеры устройства. И, хоть и Microsoft уменьшили на 40% размер устройства (Sony на 17%), PS 4 Slim меньше по размерам. До обновления продукт майкрософт напоминал небольшой ПК, сейчас лучше, но в сравнении с Плейстейшен 4 сильно проигрывает.
С дизайном обе компании постарались, тут нельзя выделить лучшего. Всё субъективно. Какая приставка более нравится – такую и выбирайте.
Кроме геймпадов, о которых речь пойдёт чуть ниже, у приставок есть дополнительные устройства ввода. У PS4 – камера и звуковое управление. У Xbox One – камера, звуковое управление и Kinect 2.0.
В версии S у иксбокс убран встроенный Kinect, однако осталась функция внешнего присоединения этой разработки. Такое решение позволило сократить размеры корпуса, и разместить блок питания внутри консоли.
Так как Xbox One позиционируется как медийный центр, камера у него лучше, чем у Ps 4. Звуковое управление на обоих устройствах одинаково.
Теперь о самой важной составляющей геймплея – контроллере. Различий по строению сильно не имеется. Привычные всем рукояти джойстика, немного улучшенные. У обоих девайсов хороший отклик, прекрасная управляемость. Основное различие – в источнике питания. У PS 4 – встроенный аккумулятор, у Xbox one – сменные батарейки. С одной стороны, съёмный аккумулятор можно подзаряжать, и докупать ничего не потребуется. Но его хватает всего на 6 часов. А вот батарейки, после того, как они разрядились, можно заменить и продолжить играть. Но их нужно покупать дополнительно.
Ранняя дата выхода позволила нарастить коммьюнити Sony в три раза большую, чем у Microsoft. Обе компании предоставляют возможности делиться игровым контентом на Twitch или YouTube. Но у Плейстейшн 4 эта функция реализована проще и удобнее.
В выборе приставке в плане сообщества поможет простое правило: если у вашего близкого окружения преобладает одна из консолей, покупайте её. Так вы сможете играть вместе с друзьями.
Плюсом PS 4 также можно назвать отсутствие защиты на дисках. Ими можно без проблем обмениваться с товарищами.
Разработчики специально выпускают игры для консолей. Их проще разрабатывать, оптимизировать. И к тому же оплата гарантирована – их не зальют на торренты как ПК-игры. На каждую из консолей выходят свои собственные эксклюзивы, и делать выбор между этими двумя устройствами стоит также делать из расчёта, в какие игры вы хотите поиграть.
Политика Sony в отношении к эксклюзивам выглядит лучше, чем у Microsoft. У последней игры выходит и на консоль, и на ПК. Владельцы плейстейшн 4 в этом плане чувствуют себя более уникальными, ведь эксклюзивные игры выходят только для их платформы.
Всегда приятно, если о вас кто-то заботиться, даже если это производители приставок. Рассмотрим, как поддерживают пользователей компании-производители.
Компания Microsoft позволяет использовать Xbox One как медийный центр для просмотров фильмов, общению в интернете и т.д. В России же большинство таких функций недоступны, возможна только игровая деятельность. Но зато компания расположила сервера в Европе, и скорость загрузки данных с серверов выше, чем у конкурента.
Компания Sony гарантирует бесплатный ремонт своих приставок на территории РФ. Приятный бонус. Но скорость соединения с серверами не такая высокая, как у Microsoft. При наличии у вас скорости интернета в 1 Гб/сек вы не сможете воспользоваться ей полностью.
В цена на 500 Гб составит 18,900 рублей, на . Версии на 1 Тб стоят 19,900 и 25,990 соответственно.
Итак, наконец, ответим на вопрос: «плейстейшен или иксбокс что лучше?» Сразу скажем, мы не рассматривали пару «ps4 pro или xbox one» из-за отсутствия конкурентоспособной продукции от Microsoft.
По нашему субъективному мнению, покупка Ps 4 Slim выгоднее, чем Xbox One S. Во-первых, большая производительность позволяет играть в более современные игры. Во-вторых, ниже цена. В-третьих, более красивый внешний вид. В-четвёртых, игровое сообщество в 3! раза больше, чем у иксбокс. Если выбирать приставку для игр, то плейстейшн 4 — лучший вариант.
Но это субъективное мнение, выбирайте, что вам больше по душе.
Наш интернет-магазин занимается продажей популярных устройств, в том числе и PlayStation 4 и Xbox One. У нас есть несколько преимуществ:
Главными конкурирующими приставками на данный момент являются PlayStation 4 и Xbox One. Консоль Sony в общем и целом опережает американскую систему. И если рассматривать характеристики и , то преимущества также будет за японской консолью.
Давайте попробуем выяснить, что же все-таки лучше с разных точек зрения.
Итак, выясняем:
Это довольно спорно, но действительно больше. Впрочем, обе игровые библиотеки достойны пристального внимания. Свои хиты есть и там и там. Ну а мультиплатформа она и в Африке мультиплатформе. Впрочем, некоторые игры лучше идут на PS4 и выглядят на ней также чуточку более совершенно. Однако это относится только к простым версия, в случае со PS4 Slim и Xbox One S дела обстоят иначе.
Действительно у PS4 целых 1.84 TFLOPS а у Xbox One 1.31 TFLOPS. Графический процессор PS4 мощнее безоговорочно.
PS4 может работать с другими жесткими дисками, тогда как на Xbox One заменить его нельзя. Кроме того, на PS4 можно установить скоростной SSD-накопитель.
У PS4 целых 176 Гб/с против 68.3 Гб/с у Xbox One. Из-за этого общая производительность сильно выше.
Разница такая 1152 против 768. От этого картинка также выглядит на PS4 лучше.
У PS4 он есть, у Xbox One нет. Это экономит пространство и выглядит эстетичнее. У Xbox One очень большой блок.
А у Xbox One его нету. Простые наушники не подключишь…
305 мм против 343 мм.
53 мм против 74 мм. В целом габариты и вес PS4 меньше. Ее удобнее расположить дома.
4445 см? против 5990 см?
А у Xbox One она отсутствует. Многие возможности в играх Xbox One из-за этого отсутствуют.
На PS4 можно получить доступ к видео-услугам, вроде Netflix и Hulu Plus без подписки.
18 вычислительных блоков ГПУ у PS4 и всего 12 у Xbox One.
32 против 16. Они отвечают за некоторые из заключительных шагов процесса визуализации. Отвечают за графику.
У Xbox One такого нет. А это важно для спортивных игр.
А у Xbox One нету.
И это намного удобнее и экономичнее.
Итак, у консоли Microsoft также есть преимущества:
1,75 ГГц у Xbox One и 1,6 ГГц у PS4
Опять же, спорный вопрос. Эксклюзивы есть и там и там.
Частота у Xbox One 853 МГц, а у PS4 всего 800 МГц
В мире игровых приставок 2013 год довольно богат на важные события. Двое из тройки ведущих производителей игровых консолей (Sony и Microsoft) весной анонсировали совершенно новые модели видеоприставок. Это , и продукт от . Третий игрок, Nintendo, после выпуска Wii U в 2012-м, судя по всему, взял паузу и вряд ли чем-то порадует своих приверженцев. Зато на рынке видеоприставок намерены обосноваться новые участники: ведущий производитель графических процессоров компания NVIDIA с проектом Shield и независимые разработчики с прототипом OUYA, получившие финансирование и мировую известность при помощи популярного сервиса по сбору средств Kickstarter.
Почему мы все так ждали новые консоли? Потому что накопилось довольно много причин для их совершенствования. Ну конечно, прежде всего это касается графики, которая больше не может конкурировать с современными сочетаниями процессоров и видеокарт, используемых в персональных компьютерах. Компании Microsoft и Sony уже раскрыли последние секреты своих новых консолей, об этом вы можете прочитать в рубриках PS4 и XBOX One. Microsoft готовит для XBox телевизионный контент, мощные онлайновые службы и развивает концепцию централизации домашних развлечений. Sony с выпуском PlayStation 4 собирается отказаться от всех ограничений, делая основную ставку на геймеров. Есть также Wii U от Nintendo, которую можно купить уже сегодня. Однако новой Wii пока еще далеко до вменяемой конкуренции с остальными игроками рынка.
Прежде чем столкнуть лбами Sony и Microsoft, давайте вернемся к тому, с чего все начиналось.
Если присмотреться, то заметно, что и в прошлом поколении между консолями от Sony и Microsoft было много общего:
Конечно были и отличия. Например, процессоры, обладающие общей архитектурой на основе IBM PowerPC, имеют различную конфигурацию исполнительных устройств. Оперативная память, в отличие от Xbох, где ЦП и графический процессор совместно используют весь доступный объем, в приставке от Sony память разделена пополам — на системную и видеочасть (256 + 256 Мб). И видеопроцессоры в приставках различны, Microsoft в поколении XBOX 360 предпочла разработку от ATI (чип Xenos), a Sony выбрала решение от NVIDIA под названием RSX Reality Synthesizer.
Оптические приводы, установленные в консолях, также были взяты у конкурирующих фирм. Это Blu- ray Disc для PlayStation и обычный DVD-ROM (впоследствии неудавшийся HD-DVD) для Xbox. В сравнении с персональными компьютерами того времени обе приставки представляли собой мощные передовые игровые решения практически не уступающие топовым конфигурациям. По вычислительной мощности CPU приставки не уступали новейшим двухъядерным процессорам AMD Athlon X2 и Intel Core 2 Duo, а по пиковой — значительно превосходили их. Видеоподсистема тоже успешно конкурировала с настольными собратьями.
Центральный процессор в Xbох 360
Центральный процессор в PlayStation 3
Следует отметить еще один важный момент: наличие одной неизменной аппаратной конфигурации позволяет разработчикам игр очень эффективно оптимизировать свои продукты, выжимая максимум из «железа». В плане мультимедийных возможностей игровые консоли значительно опережали персональные компьютеры той поры. К примеру, наличие Blu-rау-привода в PlayStation 3 зачастую было решающим доводом при покупке, так как приобретаемый отдельно дисковод данного типа по цене был сопоставим с самой приставкой. А наличие HDMI-выхода позволяло обойтись одним-единственным кабелем для подключения телевизора с большой диагональю и многоканальной звуковой системы. Беспроводные сетевые технологии, такие как Wi-Fi и Bluetooth, дисковод для чтения флэш-карточек и т. д., стали массово применяться в мире ПК лишь через несколько лет.
Видеопроцессор в Xbох 360
Чип Xenos, несмотря на поддержку унифицированных шейдеров, совместим только с DirectX 9 Shader Model 3.0. Данный процессор является переходным между поколениями настольных чипов R500 и R600. Последние уже обладают унифицированной архитектурой и совместимы с DirectX 10 Shader Model 4.0.
Видеопроцессор в PS 3
Процессор RSX, по сути, является одной из модификаций графических чипов поколения G70/G71 (GeForce 7800/7900), обладая аналогичными функциональными возможностями и чуть меньшей производительностью из-за применения более узкой шины памяти. Поддерживает многопоточную конвейерную обработку шейдеров.
Первой свою приставку анонсировала Sony, с нее и начнем обзор. Слухи о том, что новейшие приставки от производителей будут основываться на специально разработанном процессоре нового поколения от AMD, ходили давно. После официальных презентаций консолей эта информация подтвердилась.
Основой PlayStation 4 стал 8-ядерный APU (Acceleration Processor Unit) на базе экономичной архитектуры Jaguar, разработанной AMD и интегрированной в единый кристалл графической частью, очень близкой по характеристикам к настольному видеоадаптеру Radeon HD7850.
Еще одной отличительной чертой данного процессора является возможность работать с высокоскоростной памятью типа GDDR5, что до сих пор было по силам лишь графическим процессорам. Таким образом, применение сверхскоростной памяти GDDR5 и единое адресное пространство позволяют выполнять неграфические вычисления гораздо оперативнее. Как известно, современные графические процессоры в определенном круге задач способны вычислять цифровые данные в десятки, а иногда и в сотни раз быстрее универсальных центральных процессоров. Поэтому сегодня видеопроцессоры все чаще используются не только по прямому назначению, но и для разнообразных расчетов. AMD и Intel уделяют большое внимание данной технологии, внедряя для своих APU открытый стандарт под названием OpenCL, регламентирующий неграфические вычисления.
Видеопроцессор, расположенный на одном кристалле с CPU, на текущий момент является безоговорочным лидером по производительности и графической мощи среди всех встраиваемых видеоядер. Компании AMD всегда хорошо удавалось интегрировать графический процессор, значительно превышающий по скорости и часто по функциональности аналоги от конкурента. Однако на сей раз инженеры AMD превзошли самих себя, удвоив количество ядер в консолях по сравнению с самым мощным настольным APU. Ввиду того, что консольные игры отличаются более высоким уровнем оптимизации, графика в играх обещает быть непревзойденной. К тому же заявлена поддержка стандарта (он же 4K) с разрешением 3840×2160 и выше, так что столь мощный GPU явно не будет лишним.
В комплекте с приставкой будет идти новый контроллер DualShock 4 с богатым оснащением:
Консоль снабжена двумя камерами с разрешением до 1280×800 пикселей и углом обзора 85 градусов (технология PlayStation 4 Eye), умеющими отслеживать положение контроллера DualShock в пространстве.
Система на чипе, которая легла в основу Xbох One, очень похожа на своего прямого конкурента. Текущие характеристики известные на текущий момент:
Тем не менее есть и довольно заметное отличие — платформа работает с «привычным» типом памяти: DDR3. Поддержки быстрой GDDR5, как в PlayStation 4, не будет. Пока Microsoft умалчивает о тонкостях системы. К примеру, рассказывая о некоторых изменениях графической части процессора, разработчики обратили внимание на такой фактор, как количество одновременно исполняемых задач. Если десктопная видеокарта Radeon 7000-го поколения способна решать одну графическую задачу или две вычислительные, то процессор, разработанный для Xbох One, одновременно решает до 64-х неграфических задач. У центрального процессора и GPU Xbox One есть одна отличительная особенность — он ускорен с 1.6 Ггц до 1.75 Ггц. Microsoft ускорили и GPU на 6%.
Разработчики обещают нам встроенный в приставку улучшенный игровой контроллер Kinect. Он представляет собой HD-камеру, позволяющую снимать видео в разрешении до 1080р и управлять консолью с помощью жестов. Кроме того, на презентации было особо отмечено, что новую приставку постарались сделать максимально тихой.
Вполне вероятно, что есть и другие любопытные детали, о которых станет известно ближе к началу продаж приставок нового поколения . Операционная система, как и ожидалось, будет собственной разработки, базирующаяся на ядре Windows 8 и, по словам «редмондцев», взявшая все лучшее от ОС, применявшейся в Xbох 360. Еще нам обещают нативную поддержку Skype, некую расширенную TV-функциональность и улучшенные социальные сервисы на основе Xbох Live. Настораживающие слухи об обязательном подключении консоли к интернету, к счастью, . Эта функция может быть реализована лишь по инициативе отдельных разработчиков.
Подробнее о процессоре Jaguar от AMD
Jaguar является наследницей экономичной архитектуры Bobcat, широко применяемой в нетбуках, неттопах, домашних кинотеатрах и разнообразных встраиваемых системах. По заявлениям разработчиков, процессоры на архитектуре Jaguar имеют более высокий показатель исполнения инструкций за такт в сравнении с предшественниками при одновременном снижении энергопотребления. Учитывая компактные корпуса приставок, умеренное тепловыделение процессора придется весьма кстати. К тому же плеймейкерам теперь доступны восемь полноценных вычислительных ядер, что, по оптимистичным оценкам, положительно скажется на поддержке современными игровыми движками «настоящей» многоядерности. А использование массовой и хорошо известной архитектуры x86 позволит заметно снизить порог вхождения на игровой рынок новых разработчиков, которым не придется осваивать специфическую архитектуру предыдущего поколения консолей. Более того, теперь процесс портирования игр с одной консольной платформы на другую и на персональные компьютеры многократно облегчится что позволит быстро и с минимальными затратами выпускать игры, способные работать и на приставках, и на ПК. Важно отметить, что решения на базе Jaguar имеют модульную конструкцию и состоят из блоков Compute Unit, содержащих по 4 ядра. В состав процессора PlayStation 4 входит два модуля. У Jaguar добавились новые потоковые SIMD-расширения SSE 4.1 и SSE 4.2, инструкции продвинутого стандарта шифрования AES, набор инструкций AVX и другие расширения.
Центральный процессор, применяемый в PlayStation 4
Центральный процессор, применяемый в Xbох One
Видеопроцессор, применяемый в PlayStation 4
Видеопроцессор, применяемый в XBOX One
Sony PlayStation 4 |
Microsoft XBOX One |
|
Процессор (CPU) |
AMD Jaguar. 8 ядер 1,6 GHz |
AMD Jaguar. 8 ядер 1,75 GHz |
ОЗУ (RAM) |
||
Видеопроцессор (GPU) |
AMD. 768 core (архитектура GCN) |
|
Жесткий диск (HDD) |
||
Оптический привод |
||
Периферийные порты |
USB 3.0. HDMI, audio 7.1 |
USB 3.0, HDMI. audio 7.1 |
Камеры |
PlayStation Eye. 1280p |
|
Сетевые устройства |
Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n. Bluetooth 2.1/1Gbit Ethernet. WiFi 802.11n |
Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n, Bluetooth 2.1 / 1Gbit Ethernet. Wi-Fi 802.11n |
Устройства ввода |
DualShock 4. PlayStation Move |
XBOX One Controller. |
Операционная система |
PlayStation 4.
Sony PlayStation 4 перестала быть секретным объектом: известно, что консоль оснащена мощным «железом» (см. сравнительную таблицу наверху) и набирает дополнительные очки за счет возможности бесплатного использования классических игр и полноценного оффлайн-режима. PS4 имеет современный угловатый дизайн. Классические диски с играми можно будет без ограничений обменивать, дарить или продавать по крайней мере. для режима одиночной игры (single player). PS4 сможет без ограничений работать в режиме оффлайн и не будет иметь региональных ограничений. Все эти новшества стали явным вызовом основному конкуренту - компании Microsoft, которая намеревалась связать пользователя строгими ограничениями.
Представители Sony утверждают, что хотят сделать PS4 идеальной платформой для дальнейшего развития и дать производителям игр разнообразные инструменты. Особая роль отводится интеграции с социальными сетями. Контроллер DualSliock 4 снабжен кнопкой «Share», с помощью которой геймеры легко смогут загружать свои игровые эпизоды и любимые видеоролики в Facebook, на YouTube или видеопортал Sony. Пользовательский интерфейс также откроет доступ к многочисленным социальным функциям - от закачек и чатов до скриншот-галерей собственного изготовления.
Что касается игр, анонсированных для будущей PS4, то среди них немало мультиплатформенных, но идет работа и над эксклюзивными продуктами. Скорый выпуск многих из них уже подтвержден, информация о других еще не уточнена. Речь идет, в частности, о новом Uncharted, LittleBigPlanet 3, Motorstorm 3. К мультиплатформенным играм, выход которых уже анонсирован, относятся, например. Watch Dogs, Metro Last Light, Destiny и Assassin’s Creed IV: Black Flag.
XBOX One. В Microsoft хотят еще большего, и если Xbox 360 прежде всего удовлетворяет потребности увлеченных геймеров. то Xbox One должна стать центральным элементом жилой комнаты, подключенным ко всевозможным коммуникационным сетям. В основе концепции онлайн-служба Xbox live и датчик движения Kinect. Наряду с сериалами и прочим ТВ-контентом Xbox Live скоро предложит по меньшей мере, в США спортивные трансляции, например с соревнований NFL (американский футбол). Привод Blu-ray и собственный видео-сервис (Video on Demand Service) дадут возможность в любое время смотреть фильмы высокого разрешения. Датчик движения Kinect позволит избавиться от ПДУ. Его улучшенная версия предлагает использовать голосовые команды и жесты для навигации по меню, запуска игр, фильмов или приложений. Если голоса и движений окажется недостаточно, на помощь придет специальное ПО для планшетов и смартфонов - .
Изначально было заявлено, что при игре в оффлайн-режиме Xbox One каждые 24 часа должен проходить проверку на сервере Microsoft. Кроме того игры, купленные для первого использования, планировалось жестко привязывать к аккаунту Xbox Live. Благо, от этих ограничений Microsoft избавилась — компания поменяла политику и отменила требование постоянного подключения к Сети, региональную блокировку и привязку игр к аккаунту.
Когда Microsoft объявила, что для запуска Xbox One обязательно должен быть подключен датчик Kinect она также подверглась критике. Открылась информация о том, что Kinect может действовать как инструмент для слежки за пользователями. Однако чуть позже компания внесла ясность, уточнив объем функций сенсора. Kinect, по их утверждениям, является составной частью Xbox One и может быть включен с помощью голосовой команды «Xbox on». В выключенном состоянии Kinect должен реагировать только на эти два слова. Пока консоль не активна, все другие разговоры полностью игнорируются. Примечателен также тот факт, что Xbox One не будет продаваться в комплектации без Kinect.
Релиз приставок PlayStation 4 от Sony и Xbox One Microsoft все ближе и выбор будущей некстген консоли откладывать не хочется. По характеристикам и выглядит как игровая консоль, в свою очередь приставка Xbox One больше «смахивает» на мультимедиа центр. Давайте постараемся разобраться в разнице производительности обеих консолей и возможностями их компенсировать в будущем.
Из информации в первой половине статьи стало понятно, что производительность PlayStation 4 в играх будет выше, чем у Xbox One. Следует отметить, что после анонса технических особенностей консолей нового поколения Sony и Microsoft решили в спешном порядке изменить некоторые из характеристик своих приставок. Теперь нам предстоит ознакомиться и сравнить все ключевые особенности, которые в значительной степени играют роль в производительности.
Интересный факт, что Microsoft с момента анонса технических характеристик своей Xbox One разогнала процессор приставки с 1,6 ГГц до 1,75 ГГц. Несмотря на то, что Sony так пока официально и не объявляла о том, на какой частоте работает процессор ее PS4, большинство считает, что тактовая частота кристалла составляет все те же базовые 1,6 ГГц. Разница в 150 МГц и правда является незначительной, и на общей картине производительности эти 150 МГц не скажутся, но все же.
Обе приставки используют графические чипы AMD Radeon. Частота графического процессора Xbox One составляет 853 МГц, у PlayStation 4 графика работает на скорости 800 МГц. Но что более важно: графический чип PlayStation 4 имеет 18 вычислительных блоков, а GPU Xbox Оne имеет только 12. В общей сложности GPU приставки Sony использует 1152 потоковых процессора, в отличие от 768, которые задействуются у консоли от Microsoft. Если рассматривать вопрос с точки зрения производительности в играх, в которых самая основная работа возлагается именно на графическую подсистему приставки, то получается что оная у PlayStation 4 почти в полтора раза выше, чем у Xbox One. Стоит отметить, что немаловажным показателем здесь является и частота графического ядра, которая в общей сложности дает около 40 процентов преимущества над конкурентом.
Консоли нового поколения оборудованы 8 Гб оперативной памяти. Однако в случае Xbox One используется память стандарта DDR3. В случае же с PlayStation - GDDR5, обещающая повысить общую скорость обработки графики. Камнем преткновения в данном случае становятся дополнительные 32 Мб сверхскоростной памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One, и которые в теории должны перевешивать чашу весов в плане фактической пропускной способности в сторону консоли от Microsoft. Но GDDR5 у Sony быстрее.
Нигде различия в производительности консолей PS4 и XBOX One так не заметны, как разрешениях, которые поддерживают приставки, особенно при рассмотрении результатов в мультиплатформенных играх. Ярким примером является игра Call of Duty: Ghosts. Игра идет на приставке XBOX One очень гладко (60 fps) при разрешении 720p. В свою очередь версия для PlayStation 4 способна идти на 1080p (хотя следует отметить, что некоторые журналисты, получившие возможность добраться до PS4 и Call of Duty: Ghosts раньше всех остальных, отмечали некоторые проседания в кадрах). То же самое различие имеется и у игры Battlefield 4. Игра от компании DICE на приставке Xbox One будет работать в разрешении 720p, а на PlayStation 4 - 900p. Те самые 32 Мб памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One не справляются с поддержкой разрешения 1080p. Плюс ко всему ESRAM добавит «геморроя» при оптимизации.
В настоящее время Xbox One выглядит бледнее своего конкурента. Но у Xbox One есть еще козырь в рукаве, который позволит создать конкуренцию приставке от Sony — это аксессуары. Например, сенсор Kinect, позволяющий переключаться между игрой, ТВ передачами и мессенджером Skype голосовым управлением. Правда полезность данной функции, особенно не владеющим английским языком сомнительна. Важно то, что для работы этих функций задействуется 10 процентов графической подсистемы консоли, которые отнимут у разработчиков игр. Ранее, большинство разработчиков отмечали, что в сравнении с PlayStation 3 разрабатывать игры для Xbox 360 было намного проще. Теперь Sony создала игровую консоль с простой архитектурой, а Microsoft сделала все наоборот. Как мы уже знаем, игры на XBOX One имеют низкое разрешение по сравнению с PS4, а причиной пониженного разрешения является хваленая ранее eSRAM от Xbox One.
Чтобы «замять» проблемы с разрешением, Microsoft теперь на всех углах «вещает» о широких мультимедиа возможностях Xbox One. Microsoft забывает об основной целевой аудитории приставок - обычных геймерах. Как вы теперь убедились, различия в производительности обеих приставок действительно имеются. А их важность нам покажет время. Никто не умоляет достоинств приставки XBOX One, как мультимедиа центра, но геймеры, которым не требуется данный функционал, могут разочароваться. Продажи двух компаний будут во многом зависеть от предзаказов.
Релиз PlayStation 4 в США состоялся 15 ноября. Европа (в том числе и Россия) и Австралия получили приставку 29 ноября. Xbox One поступит в продажу на этих территориях 22 ноября, в России приставку придется ждать в 2014 году. Будете ждать?
И Microsoft. Осенью 2016 года Sony представила обновлённую версию Pro. Xbox One предложила версию S и на конец 2017 года анонсировала релиз Scorpio.
Сравнение топ-сегмента рынка игровых приставок. Что выбрать: PS4 Pro или Xbox One S?
Сравнение Xbox One с PS4 происходит на протяжении всего их существования, с самых первых поколений:
PlayStation 2 признана самой продаваемой и популярной консолью в истории, поскольку несравнимо выигрывала по всем характеристикам у продукта Майкрософт. Но после этого компании Майкрософт удалось потеснить японского производителя приставкой Xbox 360 во многом благодаря революционной технологии Kinnect. Она позволяет распознавать движения и жесты игрока и управлять с помощью них игровым процессом.
Sony в противовес также представила свою систему управления движениями, но при помощи специального джойстика . Им можно было имитировать удар меча либо движения теннисной ракетки и подобные. Но восприятия движения всего тела предусмотрено не было. А Киннект позволял отображать на экране движения рук, ног, туловища одного или двух игроков. В защиту Сони нужно сказать, что их технология была точнее в реагировании.
Xbox 360 и PS3 успешно просуществовали более 10 лет, вызывая неразрешимые споры между фанатами. После этого были выпущено новое поколение Xbox One и PlayStation 4. На сегодняшний день любителям игр предоставлен выбор, какую консоль купить: PS4 Pro или Xbox One S.
PS4 Pro - более мощная версия четвёртой Плейстейшен. Улучшены все параметры, сделан упор на производительность и возможности графики. Основные характеристики:
S - это улучшенная версия Xbox One, отличается большей компактностью, возможностями 4К видео, повышенной ёмкостью жёсткого диска. Основные характеристики:
Чтобы определиться, что купить - PS 4 Pro или Xbox, - нужно разобраться в многообразии характеристик каждой консоли. Ниже сравниваем их по группам параметров:
Интересным фактором, влияющим на то, какую выбрать консоль, PS 4 Pro или Xbox One S, является наличие эксклюзивных игр. То есть тех, что выпущены только под конкретную консоль и не выходят на других.
Sony обладает намного более широким набором эксклюзивных игр, вот некоторые из них:
Некоторые из специально улучшенных для PS4 Pro:
Эксклюзивные игры для Xbox One:
Стоит ещё сказать пару слов о Xbox One Scorpio, которая пока только анонсирована, но уже представляется как самая мощная из ныне существующих. Пока известно, что она будет обладать мощностью графического процессора в 6 Тфлопс, 12 ГБ оперативной памяти HDDR5 и будет поддерживать шлем виртуальной реальности. Больших подробностей пока неизвестно, но и эта информация производит впечатление. В сравнении с PlayStation 4 Pro такая консоль будет явно выигрывать, если все заявленные характеристики будут исполнены. Ответит ли Sony чем-то новым на этот вызов, покажет время.
Таким образом, можно заметить, что PlayStation 4 Pro имеет лучшие технические характеристики и графику. А также обладает большим, чем Xbox, числом эксклюзивных игр. Xbox One S удобнее в плане универсальности, его легко можно использовать как комплексное мультимедийное устройство, позволяющее играть, просматривать видео, общаться. Если у вас качественный телевизор, который способен отобразить всю мощность современной игровой графики, то лучше выбрать PlayStation 4 Pro, которая, несомненно, более мощная и продвинутая.