Декоративно-прикладное искусство и ремесла китая - заочные электронные конференции.

Почему Китай был объединен только с наступлением железного века?

Древнекитайская цивилизация возникла в долинах рек Янцзы и Хуанхэ, где было много густых лесов. И только с началом железного века, люди начали отвоевывать у лесов землю под пашни и пастбища. Также огромное количество племен проживало на огромной территории, они постоянно вели изнуряющие войны друг с другом. С началом железного века орудия труда, оружие усовершенствовались, возросла численность населения, окрепла государственная власть и армия. Более сильные и крупные государства стали покорять и присоединять более мелкие.

Как вы думаете, чем учение Конфуция привлекало людей?

Тем, что в период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном».

Какие преобразования в стране провел Цинь Шихуан? Какие меры принял Цинь Шихуан для укрепления своей власти?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил.

С какой целью строилась Великая Китайская стена?

К северу от Китая обитали воинственные племена кочевников хунну, которые постоянно нападали на границы Китая. Для защиты о хунну и начали строить стену.

Как вы думаете, почему государство Цинь так быстро погибло?

Потому что все реформы, содержание армии, невиданное по размаху строительство требовали больших денежных затрат. Поэтому налоги и повинности возросли в разы. Не уплативших налоги, обращали в рабство. Это все не устраивало народ.

Какими открытиями древних китайцев мы пользуемся и в наши дни?

Китайцы изобрели бумагу, сделали массу открытий в области медицины, научились изготовлять шелк, изобрели компас, фарфор, порох. Также, первыми в мире начали выращивать чай.

Как вы думаете, что помогло объединению Китая в 3 веке до н.э.

Объединению Китая помогло то, что приграничные территории стали страдать от набегов кочевников, начался железный век. Это привело к совершенствованию оружия и созданию сильных армий. На западной окраине Китая возвышается государство Цинь, правители которого создали сильную армию, вооруженную железным оружием. Именно они и смогли объединить Китай под своей властью, на что ушло около 17 лет непрерывных войн.

Каковы итоги правления Цинь Шихуана? Что в его деятельности вы оцениваете положительно, а что – нет?

Он убрал границы между прежними царствами и поделил страну на 36 областей. Во главе каждой области были наместники. Ввел единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы, одинаковое написание иероглифов. Вместо старой знати, он возвышал чиновников, которые полностью зависели от его власти, а знать с семьями, переселил в новую столицу Саньян, несогласных – казнил. Положительно оцениваю его реформы. Негативным можно считать рост налогов и повинностей, из-за масштабного строительства, а также казни несогласных с его властью.

Как вы думаете, почему учение Конфуция до сих пор популярно в Китае и за его пределами?

Потому что учение Конфуция нацелено на отношения между людьми, между государством и обществом. В период войн, он призывал к терпимости, человечности, уважать старших. Каждый человек, согласно Конфуцию, имеет свои обязанности, которые он должен исполнять наилучшим образом, именно тогда и воцарится порядок. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном». Также, особое значение он придавал образованию. Его учение содержит правила этикета, хорошего отца и подданного.

«Соберите караван» из уникальных китайских изделий и «проведите» его по Великому шелковому пути в страны Западной Азии. Расскажите о мастерстве китайских ремесленников, чтобы привлечь покупателей.

В караван я возьму шелк, который был очень тонким и прочным, секрет изготовления которого,был известен только китайцам. Также фарфор, который был очень сложен в изготовлении и являлся отражением мастерства китайских ремесленников. И бумагу, которые были диковинками на Западе. Еще можно взять чай, который китайцы начали выращивать первыми.

Согласно археологическим раскопкам, от миллиона до 400-500 тыс. лет назад на территории Китая уже были первобытные люди.

Много лет спустя, приблизительно в ХХI в. до н.э., появилась первая в китайской истории династия – Ся.

В 221 г. до н.э. император Циньшихуан объединил под своей властью разрозненные, воевавшие между собой царства и образовал первое в истории Китая централизованное многонациональное государство – империю Цинь.

В 1911 г. в Китае произошла революция, которой руководил Сунь Ятсен. В результате была свергнута Цинская династия. Так завершилась более чем двухтысячелетняя история правления императорских династий и было образовано Временное правительство Китайской Республики.

В 1921 г. в Шанхае состоялся 1 Всекитайский съезд коммунистических кружков, который провозгласил создание Коммунистической партии Китая (КПК). КПК возглавила борьбу китайского народа за освобождение, которая делилась на четыре этапа: Северный поход (1924-1927), Аграрная революционная война (1927-1937), Война Сопротивления японским захватчикам (1937-1945) и Освободительная война (1945-1949). В 1949 г. было свергнуто гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши и 1 октября 1949 г. на центральной площади Пекина Тяньаньмень было торжественно объявлено о создании Китайской Народной Республики.

Культура Китая

Необыкновенно насыщена и глубока культура Китая. Тысячи востоковедов из всех стан мира посвящают свои жизни изучению только одной из ее граней, огромное количество книг написано на тему исследования ускользающей и массивной, загадочной и такой реальной, пронизанной вековыми традициями культуры Китая.

Письменность
Китайская письменность - явление уникальное среди различных народностей мира. Будучи одной их древнейших на земле, она насчитывает свыше трех с половиной тысячелетий, а некоторые ученые считают, что иероглифы существуют уже около 6000 лет.

Живопись
Китайская живопись тесно связана с каллиграфией. Самыми простыми линиями китайские живописцы создают произведения высокого художественного совершенства. Символический язык, недосказанность рисунка пробуждает у зрителя множество чувств. За простотой и лаконичностью скрывается тонкое понимание ускользающей и изменчивой красоты. Литература. Бережное отношение китайцев к своему наследию дало нам возможность насладиться произведениями, хранящими в себе долгий путь мысли и потому побуждающими к долгим размышлениям. Как и в живописи, писатели и поэты древности лаконичными и выразительными строками раскрывают перед нами скрытую гармонию бытия.

Театральное искусство
Китайская драма примерно в современной форме существовала еще в эпоху династии Сун (960-1279 гг. н.э.). Каждый китайский актер, обучаясь, помнит народную поговорку: «Учитель дает тебе ключ; от тебя зависит, как его использовать». Красочные костюмы, символичные движения, характерный грим, музыка и выразительное пение артистов создают необыкновенную атмосферу на сцене и надолго запоминаются каждому путешественнику своим национальным колоритом и тревожащей душу остротой чувств играющих на сцене артистов.

Народные промыслы
Китайские народные промыслы зародились в глубокой древности. На протяжении длительной истории сложились их прекрасные традиции. Более двух тысячелетий назад по знаменитому «шелковому пути» вывозились китайские шелковые изделия. На весь мир славится и китайский фарфор.

Вышивание – одно из традиционных занятий женщин в Китае. Особенно знамениты ханчжоуская и сучжоуская двусторонние вышивки по шелку.

Ковры – китайские ковры изготовляются ручным способом и известны своим качеством, мягкими тонами и национальным орнаментом.

Плетение. Техника плетения в Китае имеет истоки еще более древние, чем керамика. На юге сырьем для плетения являются бамбук, лоза, кокосовая пальма, на севере – солома пшеницы, ивовые прутья, волокна луба и прочий растительный материал.

Камнерезные изделия – резьба по камню еще один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Китая. Излюбленный камень – нефрит, минерал, обладающий большой твердостью и требующий особых приемов обработки.

Резьба по дереву , резьба по слоновой кости ведет свое начало со времен каменного века.

Лепные изделия из глины и муки являются одним из наиболее распространенных видов народного творчества в городах и селах Китая.

Лаковые изделия – уже в период Сражающихся царств в Китае появились лаковые изделия. Этот вид декоративного искусства пользовался большим спросом при дворе императоров за сочетание изысканности узоров и форм и прочности изготовления. Лаковые изделия не боятся сырости, стойки к повышенной температуре, кислоте и щелочи, отличаются долговечностью полировки и красок.

Удивительны и разнообразны изделия китайских мастеров, в которых глубина вековых традиций переплетена с красотой современного мира.

Китай: ближайшие туры


Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.
Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.
Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.
Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.

Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.
Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.
Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Китайское ремесло имеет многовековую историю, замечательные национальные традиции и глубоко народный характер, будучи тесно связано с жизнью и бытом простого народа. Основными отличительными чертами китайского ремесла является наличие множества отраслей, большое многообразие форм изделий и высокая техника исполнения. Зародившись в далеком прошлом, китайское ремесло, в том числе художественное, на протяжении многих тысячелетий развивалось и обогащалось трудами талантливых народных мастеров, создавших традиционные виды ремесла и своеобразный национальный стиль. С незапамятных времен изделия китайских ремесленников славятся на весь мир. Уже с III тысячелетия до н. э. древние китайцы умели создавать замечательные изделия из глины, а позднее из бронзы и слоновой кости.

История развития ремесла

Во II тысячелетии до н. э. иньским ремесленникам было известно производство шелка, лаковых изделий, однако большего совершенства достигли они в производстве черной и белой керамики, а также в технике отливки бронзы. О высоком развитии ремесла свидетельствует и факт производственной специализации отдельных областей еще в период формирования централизованного китайского государства (V-III вв. до н. э.).

Дальнейшее более быстрое развитие получило ремесло с утверждением в Китае феодальных производственных отношений. Тогда такие продукты т РУДа ремесленников, как шелк, парча, железо, белая керамика и лакированные изделия, Китай начал вывозить по Великому шелковому пути далеко на запад, ведя торговлю ими даже со странами Средиземноморья. В VII - IX в. было уже много крупных городов, ставших центрами феодального ремесленного производства.

Расцвет ремесленного производства падает на XIV-XVII в., когда оно стало играть преобладающую роль в производстве промышленных товаров. В это время возникли новые отрасли производства, большого совершенства достигло художественное ремесло. Тогда в Китае насчитывалось уже свыше 50 городов с населением более 100 тыс. человек, а такие города, как Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфын, Ханчжоу, имели свыше миллиона жителей.

Со второй половины XIX в. начинается кризис китайского ремесла, вызванный ввозом дешевых промышленных товаров из капиталистических стран, появлением капиталистических предприятий и превращением Ки< тая в полуколониальную страну.

Во время господства реакционного гоминьдановского режима ремесла Китая все больше приходили в упадок, многие замечательные мастера вынуждены были менять профессию и заниматься случайной работой. Однако ремесло и домашняя промышленность продолжали существовать наряду с капиталистическим производством. Почти все предметы широкого потребления и домашнего обихода, а также примитивные орудия труда для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и средства передвижения являлись продуктами ручного труда многочисленных ремеслен- ников-кустарей.

Если после первой мировой войны индустриальных рабочих насчитывалось около 2 млн человек, то в кустарно-ремесленных предприятиях рабочих было 8-12 млн человек. Даже в таких индустриальных городах* как Шанхай, Гуанчжоу, ремесло уживалось рядом с технически превосходящей его крупной промышленностью. Еще больший удельный вес имело ремесло в районах, удаленных от центров крупной промышленности. Во многих провинциях Китая более 50% китайских крестьян для повышения своих доходов занимались кустарными ремеслами. Наиболее распространенными подсобными занятиями являлись ткачество и плетение.

Даже в экспорте товары ремесленного производства составляли значительный процент. Большую роль играл вывоз циновок, соломенных шляп г волосяных сеток для причесок, кружевных изделий, вышивок, вееров и других кустарных изделий.

Цехи и гильдии. Организация ремесленного производства в прошлом

Основной формой объединения ремесленников были цехи. Возникновение гильдий и цеховых организаций ремесленников по традиции относят к середине или концу I тысячелетия до н. э. Однако письменные уставы цехов и гильдий сохранились только с танского времени (VII-X вв).

Для цехового ремесленного производства было характерно детальное разделение труда. Ему была присуща сложная иерархия: низший слой составляли подсобные рабочие и ученики; затем шли подмастерья, мастера низшей категории и, наконец, мастера высшей категории, хранители производственных секретов; в последнее время до победы революции значительная часть их фактически превратилась в хозяйчиков.

Условия работы ремесленника и организация сбыта его изделий имели в старом Китае несколько форм. Наиболее распространенной формой была мастерская-лавка, в которой изготовлялись изделия для продажи. Другой формой была работа на заказ, при которой требовалось приспособление ремесленника к индивидуальным потребностям заказчика. В данном случае ремесленники, например портные, ювелиры, граверы, работали или у себя в мастерской, или на дому у заказчика. Работая на дому, они чаще всего получали весь необходимый материал от заказчика, а труд оплачивался частично натурой, частично деньгами. Третьей формой являлась работа странствующих ремесленников, занимавшихся в основном починкой. Неся на коромысле свою крошечную мастерскую, они ходили по улицам сел и городов, привлекая внимание населения либо разнообразными выкриками, либо звуками музыкальных инструментов. В числе бродячих ремесленников были сапожники, починщики фаянсовой и фарфоровой посуды, точильщики, уличные парикмахеры, слесари и столяры.

Иной характер носило домашнее деревенское ремесло. В силу того, что сельское хозяйство давно уже не могло полностью обеспечить средств к существованию для преобладающего большинства крестьянства, значительное развитие получили домашние ремесла.

Огромная армия кустарей и ремесленников была всецело во власти торгово-ростовщического капитала, перекупщиков и спекулянтов. Широкие массы ремесленников находились в крайне тяжелом положении. Продолжительность рабочего дня в ремесленных мастерских, где царила губительная для здоровья антисанитарная обстановка и ремесленнику приходилось не только работать, но есть и даже спать, составляла от 12 до 14-16 час. в сутки. Большая часть ремесленников работала от восхода до заката солнца, не имея выходных дней. Отдыхали они только во время больших национальных праздников, в общей сложности около двух недель в году. Заработная плата ремесленников нередко была ниже среднего прожиточного минимума.

Кооперация ремесленников в КНР

После образования КНР сельские и городские ремесленники были объединены в различного рода кооперативы.

В кооперативном движении кустарей и ремесленников Китая существовали три организационные формы. Простейшей формой были снабженческо-сбытовые производственные группы, где средства производства оставались в частной собственности членов группы, но они уже получали поддержку от государства. Наряду с этим создавались сбыто-снабженческие артели, которые организовывались ремесленниками для совместной закупки сырья и сбыта продукции. Высшей формой кооперативного строительства были производственные кооперативы, носившие социалистический характер, где средства производства являлись коллективной собственностью его членов. Доходы распределялись в таких кооперативах в зависимости от количества и качества затраченного труда.

В 1955 г. насчитывалось около 20 млн человек, занимавшихся кустарно-ремесленным трудом (из них 10 млн составляли крестьяне) и объединенных в кооперативы различных типов; для них ремесло, как и промыслы, являлось главным занятием.

Существующие в настоящее время кооперативы подразделяются на три основных типа. К первому типу относятся кооперативы, вырабатывающие промышленную продукцию. Как правило, они технически лучше оснащены, чем остальные, и по возможности механизируются. Ко второму типу относятся кооперативы, производящие ремонтные работы. Из них одни представляют собой стационарные мастерские, осуществляющие сложный технический ремонт, другие - мелкие передвижные мастерские, обслуживающие население на дому. Работники этих мастерских обычно переходят с места на место по улицам городов и деревень, как например точильщики, реставраторы посуды, сапожники. К третьему типу относятся кооперативы, изготовляющие предметы прикладного искусства. Продукция их очень разнообразна и носит массовый характер. Работники таких кооперативов территориально разбросаны, и в них широко применяется труд на дому. Изделия, изготовляемые в этих кооперативах, представляют собой большую художественную ценность.

Определенное значение для развития кустарного производства имело создание Центрального совета кустарной промышленности. Центральный совет провел большую работу по розыску старых мастеров и восстановлению ряда производств. Старые мастера, прежде ревниво сберегавшие секреты производства, сейчас стали охотно передавать свой опыт и секреты ученикам. Центральный совет периодически организует выставки кустарной продукции. Советом созданы художественные лаборатории, в которых обобщаются и развиваются традиционные методы работы китайских мастеров.

Начиная с 1958 г. подавляющая часть производственных кооперативов, укрепляясь путем объединения с родственными производствами, стала государственными предприятиями местного подчинения. Это движение охватило в основном кооперативы, занимающиеся резьбой по камню, дереву, слоновой кости и лаку, а также предприятия, изготовляющие перегородчатую эмаль, ювелирные изделия и др. Так, например, Пекинское государственное предприятие нефритовых изделий было создано в ноябре 1958 г. путем объединения трех производственных кооперативов и одной государственно-частной фабрики.

В шелкоткацком и ковровом производствах можно было наблюдать другой путь объединения, когда мелкие частные мастерские, объединяясь, становились смешанными государственно-частными предприятиями. Так, например, Тяньцзинская государственно-частная ковровая фабрика образовалась путем объединения 53 мелких частных предприятий. Одновременно шел процесс превращения государственно-частных предприятий в государственные. Только незначительная часть ремесленных производств, как например мастерские, изготовлявшие бумажные и шелковые цветы, вырезки из бумаги, вышитые скатерти, чехлы для диванов, наволочки и пр., до сих пор являются производственными кооперативами.

Плетение и изготовление бумажных изделий

Хотя невозможно хронологически точно определить появление плетения, несомненно, оно относится к числу древнейших китайских ремесел. Плетение и в настоящее время очень широко распространено по всему Китаю. Умело используются самые разнообразные местные материалы: бамбук, солома, камыш, тростник, листья пальмы. Многие ремесленники занимаются и художественным плетением, особенно в провинции Сычуань (центр этого вида ремесла - г. Цзыгун).Это изумительно тонкой работы плетения - полотна из волокон бамбука, на которых пишутся традиционные китайские картины, веера, подстаканники, коробочки, сумочки, корзины для цветов, судки для пищи и т. д. Из одного и того же материала мастер делает самые различные вещи. Широко используют цветную соломку. Из травы хуанцао изготовляют более 200 видов изделий: веера, подстаканники, тарелки для фруктов, сумки, шляпы, тапочки* корзинки. В уезде Енань провинции Шаньдун из соломенной тесьмы делают более 100 разных видов продукции (шляпы, веера и другие предметы). .Плетеные изделия находят широкий сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Ко II в. до н. э. относится изобретение бумаги. Бумагу изготовляли из отходов коконов шелкопряда, а также из волокнистого материала растительного происхождения (соломы, стеблей бамбука, древесной коры и т. д.). Используя подобные материалы, применяя своеобразные методы переработки, китайские мастера-бумагоделы достигли большого совершенства, особенно в изготовлении художественно выделанной бумаги, конвертов, пригласительных карточек, книжных заставок и т. д.



Случайные статьи

Вверх