Владимир, Ярослав, Владимир Мономах_задания. Миграция как следствие внешнеполитической стратегии ес Следствием внешнеполитической деятельности

В обязательном порядке только на экспортные товары

Воздух подается извне

G) относительная влажность воздуха

E) газовый состав воздуха

D) воздухообмен

B) освещенность

A) температура хранения

Сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю

C) компонентный

B) соответствии товара требованиям конкретных нормативных документов

c) соответствии товара потребительским требованиям покупателей

d) соответствии товара показателям экологичности

15. Символ «Е» на товарах используется как знак:

a) манипуляционный

b) предупредительный

d) экологический

16. Коммерческая товарная информация включает:

2) сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей

3) сведения о товаре, прежде всего идентифицирующие товар и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений

17. Климатический режим хранения характеризуется следующими показателями:

c) атмосферное давление

f) теплоемкость

h) радиационная насыщенность

18. Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара –

a) издержки обращения;

b) естественная убыль;

c) затраты торгового предприятия.

19. Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества:

a) хранение товаров;

b) товароснабжение;

c) товародвижение.

20. При вентиляции:

2) воздух перемещается внутри склада без подачи наружного воздуха

21. Штрихкод наносится:

1) в обязательном порядке на все товары

3) по усмотрению производителя или посредника

Знание дат (А1):

1. В каком году произошло крещение Руси? А). 945 г.; Б). 972 г.; В). 988 г.; Г). 1036 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к XI в.? А). съезд князей в Любече; Б). первое летописное упоминание о Москве; В). крещение Руси; Г). заключение первого договора Руси с Византией

3. В каком веке была составлена Правда Ярослава? А). VIII в.; Б). IX в.; В). X в.; Г). XI в.

4. В каком году состоялся съезд князей в Любече? А). 862 г.; Б). 988 г.; В). 1097 г.; Г). 1223 г.

5. В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах? А). VIII в.; Б). Х в.; В). XII в.; В). XIV в.

Знание фактов (А2):

6. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей. А). Ярослав Мудрый; Б). Олег Вещий; В). Игорь Старый; Г). Владимир Святой



7. Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат. А). Олег; Б). Игорь; В). Святослав; Г). Владимир

8. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Святославича? А). объединение Киева и Новгорода; Б). принятие Русью христианства; В). строительство Москвы; Г). присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

9. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда А). Игорь Старый; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Ярослав Мудрый

10. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). первое упоминание о Москве в летописи; Б). участие в съезде князей в городе Любече; В). разгром печенегов; Г). присоединение Новгорода и Твери к Москве

11. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха? А). принятие Русью христианства; Б). введение уроков и погостов; В). разгром Хазарского каганата; Г). съезд князей в Любече

12. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). установление «уроков» и «погостов»; Б). законодательное облегчение положения должников; В). введение бессрочного сыска беглых крестьян; Г). отмена права перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день

Знание причин и следствий (А4):

13. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало А). расширение границ Древнерусского государства; Б). прекращение набегов печенегов; В). объединение Киева и Новгорода под властью одного князя; Г). прекращение военных походов на Византию

14. Что из названного было следствием крещения Руси? А). рост международного авторитета Руси; Б). походы Руси на Византию; В). войны Руси с половцами; Г). разгром Хазарского каганата

15. Что явилось одним из последствий крещения Руси? А). развитие культурных связей с Византийской империей; Б). образование Древнерусского государства; В). начало политической раздробленности Древнерусского государства; Г). победа князя Владимира в борьбе за киевский престол

16. Что из названного было одним из следствий крещения Руси? А). походы Руси на Византию; Б). укрепление власти киевского князя; В). начало военных столкновений Руси с печенегами; Г). разгром Хазарского каганата

17. Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало А). прекращение военных походов на Византию; Б). ослабление опасности половецких набегов; В). укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства; Г). прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли

Поиск информации в источнике (А5)

18. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь. «И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь"». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Ярослав Мудрый; Г). Владимир Святославич

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова. «И послали со словами: Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?» А). Олег Вещий; Б). Игорь Старый; В). Святослав Игоревич; Г). Владимир Святой

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя древнерусского князя, о котором идёт речь. «В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Иван Калита

21. Прочтите отрывок из документа и укажите князя, о котором идёт речь. «Заложил же и церковь святой Софии… затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера христианская расширяться… Отец его, Владимир, землю… крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердце верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. …Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов…" И так разделил он между ними города…» А). Юрий Долгорукий; Б). Ярослав Мудрый; В). Владимир Мономах; Г). Александр Невский

22. Прочтите отрывок из труда историка и укажите князя, о призвании которого идёт речь. «Умер князь, и тотчас в Киеве начался мятеж против ростовщиков, бравших с должников огромные проценты и пользовавшихся покровительством покойного князя. Восставшие горожане направились в центр города, где жили бояре и стоял храм Святой Софии. Толпа разгромила дворы выборного главы города – тысяцкого Путяты, а также дома ростовщиков, а потом устремилась к княжескому двору и Печерскому монастырю. Перепуганные власти срочно призвали в город <…>: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов"». А). Ярослав Мудрый; Б). Владимир Мономах; В). Юрий Долгорукий; Г). Андрей Боголюбский

23. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». А). «Русская Правда»; Б). Судебник Ивана III; В). Судебник Ивана IV; Г). «Соборное Уложение»

СССР. В 1985 г. министром иностранных дел СССР стал Э. Шеварднадзе. Он был реализатором политики примирения со странами Западной Европы и США. Новый внешнеполитический курс получил название «нового политического мышления».

Для него были характерны несколько главных принципов:

  • приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми;
  • отказ от раскола мира на две враждующие политические лагеря;
  • отказ от силового решения международных споров;
  • исключались идеи борьбы во имя «мировой революции»;
  • направление политики всех стран мира на решение проблем экологии, здравоохранения, питания.

М. Горбачев пытался примириться с Западом, чтобы уменьшить военные расходы страны. Он стал автором целого ряда инициатив по разоружению. Существенно улучшились отношения между СССР и США. На протяжении 1985 – 1991 гг. состоялось несколько встреч руководителей обеих стран. В результате было достигнуто договоренностей о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности, введение моратория на испытание ядерного оружия, о выводе советских войск из Афганистана, Германской Демократической Республики и о невмешательстве СССР в процесс объединения Германии. Такие меры позволили существенно уменьшить военные расходы. Они нашли поддержку среди мировой общественности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат Внешняя политика СССР в 1980-1990 гг. 240 руб.
  • Контрольная работа Внешняя политика СССР в 1980-1990 гг. 190 руб.

Негативным следствием внешнеполитических договоренностей стало уменьшение финансирования оборонной промышленности, что обусловило сокращение производства рядом заводов, рост безработицы. Часть партийного руководства расценивала действия М. Горбачева как предательство идей Ленина.

Отношения со странами «народной демократии»

Существенные изменения происходили и во взаимоотношениях СССР со странами «народной демократии ». В Центрально-Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. активизировались процессы демократизации. Несмотря на попытки коммунистического руководства отдельных стран заручиться поддержкой СССР в подавлении выступлений оппозиции, М. Горбачев заявил о невмешательстве во внутренние дела государств Организации Варшавского Договора. Новый внешнеполитический курс СССР с критикой восприняли руководители ГДР, Румынии и Польши.

В течение 1988 – 1989 гг. в странах Центрально-Восточной Европы произошла смена руководства, а впоследствии и общественно - политической системы. В 1990 г. ГДР и ФРГ объединились в единую Германию. Весной 1991 г. прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора. Советские войска выводились из стран бывшей «народной демократии». В результате уровень экономического и политического сотрудничества СССР со странами Центрально-Восточной Европы резко уменьшился.

Параллельно происходила нормализация отношений Советского Союза со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии способствовал налаживанию сотрудничества между СССР и Китаем. Улучшились взаимоотношения с Южной Кореей, Израилем, Вьетнамом.

Замечание 1

В течение 1990 – 1991 гг. руководство СССР приняло ряд законов в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод человека. Символом новой внешней политики Советского Союза стало невмешательство в локальные конфликты, в частности в войне в Персидском заливе.

Отказ от прошлых завоеваний в Европе и мире

В июле 1990 года, во время встречи Горбачева с Колем в Москве и позже на Кавказе, вопрос о членстве объединенной Германии в НАТО был окончательно решен. Месяц спустя Горбачев рассказывал президенту США Бушу, чего ему стоила эта уступка, и как мало понимания он нашел со стороны своих соотечественников.

Таким образом, группа Горбачева отказалась от западного форпоста советской империи, возведение которого его предшественники считали важнейшим результатом Второй мировой войны. К этому, в сущности, революционному решению Горбачев пришел потому, что напряжение в отношениях Восток-Запад, не в последнюю очередь благодаря горбачевскому «новому мышлению», значительно уменьшилось.

И на Востоке, и на Западе чувство угрозы со стороны «классового врага» начало постепенно исчезать. Происходила также и нормализация в отношениях между двумя сверхдержавами после того, как СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет среднего радиуса действия (от 500 до 5 500 км). В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана, закончившийся в феврале 1989 года. Лишь в этой новой атмосфере стало возможным преодоление раскола Германии и Европы. 28 июня 1991 года был распущен созданный в 1949 году и контролируемый Москвой Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а несколько дней спустя – Варшавский Договор.

Замечание 2

Отказ от советской гегемонии в Восточной Европе и воссоединение Германии были восприняты многими критиками перестройки как предательство интересов Советского Союза.

Напрасно сторонники перестройки пытались убедить своих консервативных оппонентов в том, что новый политический курс отвечает интересам страны. Так, например, в декабре 1990 года Шеварднадзе заявил, что Советский Союз стал теперь полноправным членом цивилизованного сообщества народов. По его мнению, исчезла существовавшая десятилетиями внешняя угроза для страны, и никакие государства не будут пытаться использовать внутренние трудности СССР для достижения своей выгоды. 

Череда различных «цветных» и «цветочных» революций, прокатившаяся в последнее время по бывшим советским окраинам – это следствие ошибочности, ущербности, невыверености, невзвешенности и слепоты российской внешней политики, сформировавшейся в конце 1980-х - 1990-х годов.

Череда различных «цветных» и «цветочных» революций, прокатившаяся в последнее время по бывшим советским окраинам – это следствие ошибочности, ущербности, невыверености, невзвешенности и слепоты российской внешней политики, сформировавшейся в конце 1980-х - 1990-х годов. Именно в этот период пришедшие к власти в тогда еще Советском Союзе политические деятели круто изменили внешнеполитические приоритеты нашей страны, отказавшись от ее интересов в различных странах и регионах в угоду сиюминутным, подчас откровенно сомнительным, политическим интересам. К тому же, немалую роль в изменении этих приоритетов сыграли как так называемые «агенты влияния» в советской политике, так и массированная западная идеологическая пропаганда, умело манипулировавшая умами народов и игравшая на их естественных и противоестественных устремлениях. Первым крупным поражением советской внешней политики стала прокатившаяся в 1989-90 гг. по странам «восточного блока» череда так называемых «бархатных революций», в результате которых к власти в них пришли откровенно прозападные силы, переориентировавшие эти страны на США и Западную цивилизацию в целом. Такое стало возможным из-за отсутствия адекватно сформулированного идеологического обоснования ориентации стран Восточной Европы на Москву. К тому же, в самой Москве власти также все активнее и смелее засматривались на Запад, пытались понравиться ему и заигрывая с ним. Промосковские же силы, видя подобный расклад, не спешили проявлять активность и выступать в пользу Советского Союза. К тому же, в тех условиях такое выступление было бы крайне опасно для их политического будущего. Так на волне народных выступлений, отчасти справедливых, а отчасти и искусственно инспирированных, к власти в странах бывшего социалистического лагеря пришли откровенно прозападные режимы, ввергнувшие свои страны в жесткую политическую конфронтацию с нашей страной.

Опыт был признан удавшимся, и через некоторое время этот же сценарий был использован уже и на просторах нашей страны. В результате к середине 1991 года СССР фактически распался - в бывших национальных окраинах к власти пришли откровенно антимосковские силы, поставившие своей целью скорейшую интеграцию в так называемое «мировое сообщество». К слову, следует заметить, что и центральная московская власть поставила себе точно такую же цель, но, видимо, «мировое сообщество» не устраивали ни сроки, ни методы вступления нашей страны, ни то, что войдет она туда хоть и потрепааной, но все еще сильной и опасной. Поэтому было принято решение о замене Горбачева на более радикального и прозападного Ельцина. Ситуация, сложившаяся в августе 1991 года в СССР, с точностью до мелочей напоминала ту, что сложилась на Украине осенью-зимой прошлого, 2004 года: ни на что не способная центральная власть, не поддерживаемая большинством народа, пытающаяся угодить списавшему ее заранее «мировому сообществу», но, тем не менее, все еще являющаяся, даже в таком аморфном виде, стержнем, оплотом государственности, пыталась во чтобы то ни стало удержаться, наверное, даже не осознавая того, что она, ненавидимая впавшим в экспрессию и одержимым эмоциями народом, является последним бастионом государственных традиций. С ее сломом СССР прекратил свое существование как государственное образование.

Пришедшая же на смену СССР новая государственная формация – Российская Федерация, руководимая откровенно прозападной «партией», взяла в качестве ориентира в своей внешней политике США. Любое деяние США априори оправдывалось этой властью и даже примерялось на наши реалии. Это привело к тому, что оказавшиеся в сложной ситуации еще остававшиеся в бывших сферах влияния СССР промосковские силы свели свою политическую активность к нулю, свернули деятельность и фактически прекратили свое существование. Россия в глазах мировых сил, выступавших против тотальной гегемонии США в мире, превратилась в верного сателлита и холуя «мирового жандарма». Сотрудничество и деловые контакты с ней стали невозможными и даже опасными. В результате такой неразборчивости и негибкости Россия потеряла влияние даже в тех регионах, где оно казалось незыблемым, например, в Афганистане и некоторых странах Ближнего Востока, а также не бывшем советском пространстве.

Тем временем и на просторах СНГ шли неблагоприятные для Москвы процессы. Страны Западной цивилизации обещаниями небывалой экономической и даже военной помощи соблазняли бывшие советские республики и настраивали их власти настороженно и даже откровенно враждебно по отношению к России. Власти же России, то ли по недомыслию, то ли от чистого сердца действительно свято верили в порядочность Запада и в его обещания не вмешиваться во внутренние дела стран СНГ. В результате никакой активной работы на политическом поле стран СНГ в интересах не проводилось. А случавшиеся иногда реверансы руководства этих государств в адрес России объяснялись чисто меркантильно-экономическими соображениями. Исключение, пожалуй, составляет Белоруссия с ее феноменом Александра Лукашенко, являющегося наиболее реалистично мыслящим и трезвым руководителем на просторах СНГ.

Как результат бездействия России – полное отсутствие или же незначительность промосковски ориентированных сил на Украине, в Молдавии, Грузии, Азербайджане, Туркмении, Казахстане, Узбекистане и тем более – в странах Прибалтики. И когда пришла пора руководству этих стран уходить, в Москве «вдруг» поняли, что на их место могут прийти еще более антироссийски настроенные силы и деятели и бросились искать им адекватный противовес. Однако было слишком поздно – при отсутствии комплексного подхода к проблеме, вменяемой фигуры, целевого финансирования и даже программы дальнейших действий за несколько предвыборных месяцев адекватный ответ на угрозу сформировать было не возможно – уж слишком мощные ресурсы и очень давно задействовала в этих процессах противная сторона. Наглядный пример этого – первая из череды «цветных» революций – грузинская. При немощных прорусских силах, сплотившихся вокруг бывшего министра безопасности Игоря Гиоргадзе выбирать приходилось из прозападого Шеварднадзе и еще более радикально прозападной команды Саакашвили-Бурджанадзе и ныне покойного Жвания. В 1991 году такой выбор в лице Горбачева и Ельцина с командой стоял перед всем СССР.

Видимо, усвоив урок из грузинских событий, российская власть в преддверии выборов на Украине лихорадочно ринулась искать пророссийскую партию в этой стране. Однако и в этом государстве не нашлось сильной проимперской силы, и ставку пришлось делать на представителя действовавшей в то время «менее прозападной» команды Леонида Кучмы. Выбор был сделан на самую неудачную, но, по мнению российских политконструкторов, «Тяжеловесную» фигуру премьера Виктора Януковича. Ему на помощь была брошена сверхтяжелая артиллерия в лице российского президента Владимира Путина. Однако противниками Януковича такой ход был интерпретирован как вмешательство во внутренние дела Украины, и помогла им тут западная пропагандистская машина, умело сыгравшая на самых чувствительных струнках широкой и открытой души украинского народа. Как результат – массовые народные выступления, завершившиеся известно чем.

То же самое произошло и в Киргизии, и, думается, в ближайшее время может произойти в Узбекистане, Казахстане и, вероятно, в Туркмении. Россия пожинает плоды того, что было посеяно на руинах СССР в начале 1990-х годов. И, похоже, ничего сделать уже нельзя – время безвозвратно упущено. Остается одно – выстраивать ровные официальные отношения с установившимися там режимами и одновременно взращивать, питать и укреплять, несомненно, имеющиеся там пророссийсике силы. Однако для того, чтобы они пошли на реальное сотрудничество, Россия должна немного сменить внешнеполитические ориентиры, перестать плестись в хвосте внешней политики ГосДепа США и четко обозначить свою политику.

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

По данному критерию необходимо:
«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период».

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС - связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

Пример «в рамках периода»:
Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

Пример «за нижней границей»:
Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины , но и предпосылки событий, процессов, явлений.
Предпосылка - это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например:
Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой .


Период: 945 - 972 гг.


1) Крещение Ольги (это причина ) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие ).
2) Приближение России к византийским границам (это причина ) и начало русско-византийской войны (это следствие ).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи - христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».

Период: сентябрь 1689 г. - декабрь 1725 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Северная война (это причина ) и введение рекрутской повинности (это следствие ).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга (это причина ) и высокая смертность рабочих (это следствие ).

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз».

Период: октябрь 1894 г. - июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
2) Аренда Порт-Артура (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина ) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие ).

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина».

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Косыгинская реформа (это причина .) и увеличение материальной заинтересованности работников и др. (это следствие ).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина ) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие ).

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину <...> Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко <...> Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

Период: октябрь 1964 г. - март 1985 г.


В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина ) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие )

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.».

Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

  • «Событие №1
  • «Событие №2 + личность + конкретные действия» - для К-1 и К-2
  • «Событие №3
  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» - для К-3

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» .

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

© А.И. Кондратов, 2009

УДК 327 ББК 66.4(0)

И ЕЕ ФУНКЦИИ

А.И. Кондратов

Статья посвящена рассмотрению системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства и раскрывает основные функции этой системы. В работе предложены авторские определения понятий внешнеполитическая деятельность государства, внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности, ее организации и тактики и раскрываются взаимосвязи между ними.

Ключевые слова и словосочетания: теория международных отношений; категория; внешнеполитическая деятельность государства; внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности; организация внешнеполитической деятельности государства, тактика внешнеполитической деятельности государства.

Любое явление окружающей нас действительности познается и изучается с использованием конкретных терминов и понятий, некоторые из которых могут рассматриваться в качестве категорий. Сказанное в полной мере относится и к такому явлению как внешнеполитическая деятельность государства, изучаемой в рамках теории международных отношений. В рамках развития теории международных отношений исследователями ведется постоянная работа по совершенствованию имеющегося понятийного аппарата. Многие из составляющих его терминов и понятий включены в немногочисленные словари, глоссарии и тезаурусы по политологии, внешней политике, международным отношениям и мировой политике .

В результате исследований, проводимых С.А. Проскуриным, Э.А. Поздняковым,

М.А. Хрусталевым и некоторыми другими специалистами, в теории международных от-

ношений выделен определенный ряд категорий. Например: «внешняя политика государства», «внешнеполитическая доктрина государства», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая акция», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая тактика», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая деятельность государства» .

Однако до настоящего времени среди множества понятий, раскрывающих внешнеполитическую деятельность государства, пока не выделены именно ключевые из них, которые можно отнести к разряду категорий. Известные категории рассматриваются разрозненно и вне обоснованной теоретической системы. Поэтому в рамках теории международных отношений пока не раскрыты главные элементы системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства, являющиеся научным инструментом для познания данного явления.

С учетом изложенного целью предлагаемой вниманию публикации является рассмотрение основных категорий внешнеполитической деятельности государства, образующих единую теоретическую систему, и раскрытие функций этой системы.

соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики.

Внешнеполитическое воздействие - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных для государства, изменений в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

Обеспечение внешнеполитической деятельности государства - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на создание необходимых условий для осуществления внешнеполитического воздействия в целях реализации его внешней политики.

Организация внешнеполитической деятельности государства - совокупность организационных форм реализации содержания внешнеполитической деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата (сил) и их согласованное взаимодействие в рамках относительно самостоятельных частей процесса внешнеполитической деятельности.

Тактика внешнеполитической деятельности государства - это система знаний о тактических формах реализации содержания внешнеполитической деятельности и их применении в ходе внешнеполитического воздействия или внешнеполитического обеспечения в целях достижения стратегических внешнеполитических интересов государства в конкретный исторический период развития международных отношений.

Как следует из представленных определений: воздействие и обеспечение отражают содержательную сторону внешнеполитической деятельности государства, а организация и тактика - определяют организационные и тактические формы выражения содержания этой деятельности.

Логические операции с категориями проводятся в рамках многих научных дисциплин. Например, вопросы работы с категориями или их системами рассматривали Л.Е. Балашов, И. Букур, А. Деляну, В.Б. Кучевский, Е.В. Лукьянова, А.П. Шептулин и ряд других авторов .

Между тем сегодня отсутствует единый подход к определению собственно понятия «категория». В подтверждение можно привести следующие дефиниции. По одному из них под категорией понимается - «наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса» .

С точки зрения Л.Е. Балашова, «Категории - структурные элементы мысли, которые фигурируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира - материя, движение, пространство, время, качество, количество, конечное, бесконечное, действительность, возможность и т. д.» .

С учетом изложенного категории рассматриваются автором в качестве обобщающих и фундаментальных понятий, занимающих определяющее, главное положение в иерархии понятий и терминов, отражающих наиболее существенные связи и отношения такого явления как внешнеполитическая деятельность государства.

Каждой категорий внешнеполитической деятельности государства, как вспомогательному или основному элементу системы соответствует самостоятельное множество знаний. Категории взаимосвязаны между собой в рамках этой системы, что позволяет исследовать их свойства, выражающиеся в присущих понятиям существенных признаках, а также определять роль и место каждого из них в общей системе категорий. Роль элемента определяется через отводимые ему функции, а его место - путем сравнения с другими элементами.

Поскольку теоретические основы исследования внешнеполитической деятельности

государства в целом представляют уровневую структуру (философия и диалектика - всеобщетеоретическая основа; теория международных отношений - общетеоретическая основа; некоторые другие теории - специально-теоретическая основа), то можно выделить и несколько уровней категорий, с помощью которых можно рассматривать внешнеполитическую деятельность государства.

Первый уровень составляют сводимые в систему философские категории, представляющие собой основу для определения систем категорий других научных дисциплин.

Второй уровень представлен системой категорий, сформированной в рамках теории международных отношений.

Третий уровень включает несколько систем категорий «политик» (внешней политики государства, мировой политики и геополитики).

На четвертом уровне логично рассматривать системы категорий некоторого множества научных дисциплин, способствующих познанию исследуемого явления.

В результате систему категорий внешнеполитической деятельности государства следует отнести к пятому уровню общей иерархии систем категорий.

Сама система базовых категорий внешнеполитической деятельности государства состоит из двух подсистем. К первой следует отнести такие категории как: потребности, интересы, цели и задачи внешнеполитической деятельности государства, субъект, объект внешнеполитической деятельности государства, формы, методы, силы и средства, результат. Названные категории, с присущими им множествами и подмножествами терминов и понятий преимущественно отражают общую структуру внешнеполитической деятельности государства, условно именуемую нами «вертикальной». Все они являются составной частью единого множества, понимаемого как надмножество терминов и понятий, посредством которого возможно рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Однако главными элементами надмножества понятий терминов и понятий о внешнеполитической деятельности государства, по мнению автора, являются четыре основных

подмножества, отражающие «горизонтальную» структуру этой деятельности. В данной системе ключевыми понятиями соответственно являются внешнеполитическое воздействие (для краткости воздействие), обеспечение внешнеполитической деятельности государства (сокращенно обеспечение), организация внешнеполитической деятельности государства (организация) и тактика внешнеполитической деятельности государства (тактика).

Именно благодаря использованию этих категорий становится возможным комплексное рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Особый статус в системе множеств понятий позволяет отнести воздействие, организацию, обеспечение и тактику к разряду основных категорий внешнеполитической деятельности государства. Вместе они образуют единую подсистему систему категорий внешнеполитической деятельности государства.

Если отнесение категорий (подсистемы) «вертикального уровня» к общей системе категорий внешнеполитической деятельности государства в дополнительных комментариях не нуждается, то для доказательства функциональности подсистемы категорий «горизонтального уровня» рассмотрим роль и место каждого ее элемента, определим характер взаимосвязей между ними и дадим оценку системы на предмет соответствия предъявляемым к системам общим требованиям .

Предварительно отметим, что данная система состоит из множества структурных элементов (четырех основных категорий), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии, выполняющих свои познавательные (объяснительные) функции в конкретной области знаний.

Основными доказательствами функционирования рассматриваемой системы служат следующие положения:

Во-первых, факт наличия и функционирование связей по взаимодействию между названными категориями, каждая из которых представляет собой самостоятельный элемент системы, отражающий одно из четырех множеств терминов и понятий.

Во-вторых, подчиненность при необходимости всех названных элементов единой цели - раскрытию сущности внешнеполитической деятельности государства, ее содержания и форм внешнего выражения этого содержания.

Каждый из элементов в интегральном единстве несет определенную нагрузку, обеспечивая упорядоченное функционирование системы.

Воздействие определяет то, что делает государство для достижения реализации его внешнеполитических интересов, но без соответствующего обеспечения эта деятельность осуществляться не может. Организация и тактика являются внешним выражением внешнеполитической деятельности государства в целом и ее главной части - воздействия в частности. Поэтому для того чтобы оказать воздействие и получить предполагаемый результат, оно должно быть соответствующим образом обеспечено, организовано и выбраны и только затем определенным образом применены конкретные формы и методы деятельности, что обусловливает присутствие тактики. Поэтому отсутствие даже одного из названных элементов не дает право говорить именно о внешнеполитической деятельности государства. С другой стороны, в данной системе категорий присутствует достаточное количество необходимых элементов, что не позволяет включать в эту систему какие-либо другие элементы. В противном случае она не будет системой.

Все это свидетельствует о целостности и замкнутости системы.

В-третьих, иерархичное построение названных категорий, наличие в основании системы трех из них (обеспечения, организации и тактики) и на вершине - четвертой категории (воздействия), свидетельствует о подчиненности первых последней.

В-четвертых, различное сочетание содержания элементов системы (мысленно представляемое в качестве граней неправильного тетраэдра) позволяет говорить, что данная система способна адекватно отражать воздействие комплекса внешних и внутренних факторов на ее функционирование. Данное положение обусловливает возможность реагирования системы на внешние и внутренние

воздействия, а также ее способность к устойчивости к названным воздействиям.

По верному заключению В.Б. Кучевско-го, «Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содержания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической и логической функциях» . Сказанное относится и к рассматриваемым в рамках теории международных отношений категориям внешнеполитической деятельности государства.

Мировоззренческая функция, обусловленная природой категорий, выражается в том, что они образуют теоретическую основу познания внешнеполитической деятельности государства, направленной на удовлетворение имеющихся у него потребностей, осознанных в качестве интересов. Сведенные в систему категории внешнеполитической деятельности государства позволяют организовать имеющиеся знание об этом явлении и в результате логических методов познания представить его как единое целое. Поэтому без них нельзя правильно упорядочить получаемую в ходе практической деятельности участников международных отношений информацию (сведения, данные) в единый комплекс.

Кроме того, мировоззренческая функция выделенных категорий проявляется и в том, что они являются основой для понимания многочисленных процессов, происходящих в сфере международных отношений, через призму внешнеполитической деятельности государства. Поэтому они способствуют рассмотрению и верной интерпретации явлений, составляющих взаимодействие между государствами по поводу реализации их интересов. Следствием чего является получение нового знания об этой части объективной реальности бытия.

Методологическая функция категорий внешнеполитической деятельности государства, рассматриваемых как каждая в отдельности, так и в рамках включающих их системы, выражается в том, что они являются методологическим инструментов определения истины при рассмотрении происходящих в сфере международных отношений явлений. Они способствуют определению новых практических и научных проблем, связанных с

обеспечением, организацией и тактикой внешнеполитической деятельности государства и других акторов международных отношений. Аналогичные возможности решения подобных проблем с помощью категорий внешнеполитической деятельности государства появляются в смежных научных дисциплинах (геополитики, мировой политики, внешне политики и иных). Рассмотрение категорий в качестве методологической базы, отправной точки или начала научного исследования позволяет выстроить правильную логику его проведения, что способствует получению с помощью применения логических операций и выработанного в данной работе методологического подхода новых для теории и практики результатов научных исследований.

Раскрытые взаимосвязи между категориями внешнеполитическое воздействие, обеспечение, организация и тактика внешнеполитической деятельности государства могут использоваться и для рассмотрения деятельности любого другого субъекта международных отношений. Изложенное так же означает, что система данных категорий может использоваться и для рассмотрения деятельности субъекта (государства) в целом. Иными словами данные категории позволяют рассматривать деятельность субъекта, направленную не только вовне, но и внутрь любого субъекта. При этом не обязательно, что субъект действует в рамках международных отношений. Поскольку имеется возможность применения в рамках других научных дисциплин, постольку с методологической точки зрения, названные категории, рассматриваемые в рамках системы, могут претендовать на всеобщность.

Логическая функция выделенных категорий внешнеполитической деятельности государства выражается в том, что каждая из них в отдельности, или рассматриваемые в качестве их системы могут выступать в качестве начала для проведения логических операций познания других явлений внешнеполитической деятельности государства - в частности, или деятельности любого другого субъекта международных отношений в целом. Основу предполагаемых суждений с использованием названных категорий должны составлять представленные выше причинно следственные связи между этим категория-

ми. Последовательное рассмотрение этой связи определяет логику научного мышления и познания, путем последовательного отражения в сознании исследователя через категории и смежные с ними понятия происходящих явлений части реальности бытия.

Одновременно проявление функций каждой из названных категорий в отдельности или в системе зависит от условий и целей использования названных категорий в конкретных системах знаний и определяется соотношением между выделенной системой категорий с одной стороны, и выше или нижестоящей в теоретической иерархии другой теоретической системой.

В заключении отметим, что предложенный и обоснованный автором подход к рассмотрению внешнеполитического воздействия, обеспечения, организации и тактики внешнеполитической деятельности государства как элементов теоретической системы, является первой попыткой исследования этой деятельности на уровне категорий теории международных отношений. Наличие такого научного инструмента как система категорий внешнеполитической деятельности государства позволяет приступить к созданию теоретической модели этой деятельности, необходимой не только для дальнейшего развития теории международных отношений, но и политической науки в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букур, И., Деляну, А. Введение в теорию категорий и функторов / Предисловие Питера Хилтона. Пер. с англ. Д.А. Райкова и В.С. Ретаха. - М., Изд-во «Мир», 1972. - 129 с.

2. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1984. - Т. 1. - А-И. - 423 с.

3. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 2. - К-Р. - 503 с.

4. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 3. - С-Я. - 751 с.

5. Карташев, В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 325 с.

6. Категории политической науки: Учебник. -М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 656 с.

8. Кучевский, В.Б. Природа философских категорий // Категории. Философский журнал, 1998. - № 1.

9. Лебедева, М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 351 с.

10. Лукьянова, Е.В. Теория и практика конструирования и применения философских категорий. Критический взгляд обществоведа // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - Режим доступа: http://pvlast.ru/archive/ index.366.php.

11. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия / под общ. ред. М.М. Лебедевой, С.В. Устинкина; МГИМО (У) МИД РФ; Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - М.; Н. Новгород, 2000. - 207 с.

12. Оболонский, А.В., Рудашевский, В.Д. Методология системного исследования проблем го-

сударственного управления / Оболонский А.В., Рудашевский В.Д.; Отв. ред.: Туманов Г.А. - М.: Наука, 1978. - 191 с.

13. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

14. Проскурин, С.А. Внешняя политика и внешнеполитическая деятельность государства / В кн. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 592 с.

15. Словарь международного права / Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др. / 2е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1986. -432 с.

16. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

17. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

THE SYSTEM OF STATE MAIN CATEGORIES OF FOREIGN POLICY ACTIVITY

AND ITS FUNCTIONS

The article considers the system of the state main categories of foreign policy activity and reveals its main functions. The author defines such categories as foreign policy activity of the state, foreign policy activity impact, foreign policy activity guarantee, its organization and tactics, reveals correlation between them.

Key words: theory of international relations; category; foreign policy activity of the state; foreign policy activity impact; foreign policy activity guarantee; organization of foreign policy activity of the state; tactics offoreign policy activity.



Случайные статьи

Вверх