“Твердое” основание законов. О юридической ничтожности отречения Императора Николая II Империя российская управляется на твердых основаниях

С приходом к власти нового императора – Николая II – самодержавие в России претерпело существенные изменения. И большинство из них проходило через призму личностного восприятия последнего из Романовых.

К концу XIX века стало очевидным, что самодержавие изжило себя, превратившись в устаревшую форму правления, тормозившую развитие страны. К числу самых заметных отрицательных черт сложившейся формы власти можно отнести раздутый бюрократический аппарат, отсутствие гибкой системы самоуправления на местах, порождавшей вынужденный рост надзорных и исполнительных органов, резкое расслоение общества. В попытках внести изменения в существующую систему правления были предприняты некоторые реформы, ограничивающие самодержавие.

К числу таких реформ относятся выборы в Государственную Думу. На этот орган были переложены некоторые законодательные функции центральной власти. Была инициирована аграрная реформа, целью которой стал пересмотр земельных отношений.

Эволюция самодержавия

Причины существования в России в начале XX в. огромной армии чиновничества:

  • потребность самодержавия в сильной армии, полиции, судебной
    власти при отсутствии прав и свобод населения
  • стремление правительства изолировать верхушку общества от народа
  • отсутствие широкого всесословного центрального и местного самоуправления

В начале XX в. в жизни России произошли важные события:

    избрана Государственная дума

    начата аграрная реформа

    подписан мир с Японией

«Империя Российская управляется на твёрдых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от Самодержавной власти исходящих…». Это утверждение характерно для абсолютной монархии

Существовали ли внутри Российской империи начала XX в. национальные регионы, имевшие государственную автономию?

Великое княжество Финляндское и Царство Польское

Социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Процессы монополизации экономики

Быстрое, но хаотическое разрушение патриархального уклада

Образования

Централизации и концентрации производства и рабочей силы. (Россия превзошла все страны мира)

Резкое увеличение массы маргиналов и люмпенов.

Длительное отсутствие представительного правления

На рубеже XIX-XX веков в экономике России правительство
отдавало предпочтение развитию: железнодорожного транспорта

Экономика России в начале XX в. характеризовалась высоким
уровнем государственного вмешательства в экономику

Освобождение крестьян возложило на них непосильное бремя платежей и повинностей, истощение производительных сил, торможение общественного прогресса.

Отсутствие устойчивого среднего класса и базы для парламентаризма.

Слабость российской буржуазии. Лишь к началу Первой мировой войны русские предприниматели укрепили свое влияние в отечественной экономике.

Средства на модернизацию выкачивались из деревни.

Основной особенностью российского рабочего движения 1900-1903 гг. является:

    преобладание политических требований

    участие пролетариата лишь крупнейших промышленных центров

    стихийность и неорганизованность

    распространение от национальных окраин к центру страны

Сельское хозяйство России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовалось преобладанием помещичьего землевладения

крестьянским малоземельем

аграрным перенаселением деревни

1. Правление Павла I, его личность и царствование

2. Внутренняя политика Николая I

3. Идейная борьба и общественное движение во второй четверти XIX в. (теория официальной народности, западники и славянофилы)

4. Реформы 60-70-х гг. XIX в. (не рассматривать отмену крепостного права)

Литература:

1. Великие реформы в России 1856-1874 гг. - М., 1992.

2. Выскочков, Л.В. Император Николай I: человек и государственный деятель. - СПб., 2001.

3. Гершензон, М. Николай I и его эпоха. - М., 2001.

4. Ильин, В.В., Панарин, А.С., Ахиезер, А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. - М., 1996.

5. История России в XIX в. Эпоха реформ. - М., 2000.

6. Оболенский, Г. Император Павел I. М., 2001.

7. Песков, А.М. Павел I. - М., 2000.

8. Пушкарев, С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. - М., 2001.

9. Российские либералы. - М., 2001.

10. Сорокин, Ю.А. Павел I. Личность и судьба. - М., 1996.

11. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725 – 1825 гг. - М., 1991.

12. Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России. - М., 1989.

Практические задания

1. Сравните взгляды славянофилов, западников и сторонников теории «официальной народности». Ответ оформите в виде таблицы.

2. Угадайте, о каком историческом событии идет речь в этом отрывке. Чем были вызваны столь горькие слова С.М. Соловьева?

«В то самое время, когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что только бедствие, именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот…».



3. Прочитайте отрывок из обращения московских фабрикантов в 1840-х годах в правительство и укажите название явления, о котором идет речь.

«… в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие …».

4. Прочитайте отрывок из речи монарха и напишите термин, которым обозначается форма власти, о которой идет речь в приведенном отрывке.

«Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от … власти исходящих …».

5. Определите, о ком идет речь:

Его именем названы общества, университет, институты, съезды ученых;

Он участвовал в обороне Севастополя;

Он стал основоположником военно-полевой хирургии;

Первым в мире он применил наркоз в полевых условиях;

Тысячи русских солдат обязаны ему тем, что не лишились после ранения рук или ног.

При нормальном ходе событий он не должен был царствовать;

До восшествия на престол у него не было опыта ни в государственных делах, ни в военной области;

Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить все и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости;

Его правление началось с длительного судебного разбирательства.

6. Заполните таблицу «Буржуазные реформы в России во второй половине XIX века».

Семинар № 5

Россия в начале XX века

1. Государственный строй России: самодержавие, его институты и социальная база. Николай II

2. Первая российская революция: причины, характер, этапы, итоги

3. Россия в первой мировой войне. Февральская революция

4. Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю, приход большевиков к власти

Литература:

1. Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

2. Власть и реформы: От самодержавия к советской России. - СПб., 1996.

3. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформа и революция. - СПб., 1991.

4. Данилов, Ю.М. На пути к крушению: Очерки из последнего периода русской монархии. - М., 1992.

5. Искендеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7.

6. Модернизация: зарубежный опыт и Россия /Отв. ред. Красильщиков В. А. - М., 1994 .

7. Пушкарев, С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. - М., 2001.

8. Шамбаров, В.Е. Государство и революции. - М., 2001.

9. Шанин, Т. Революция как момент истины. 1905 – 1907 гг. – 1917 – 1922 гг. - М., 1997.

10. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. - М., 1998.

Практические задания

1. Назовите фамилию исторического деятеля.

- «византиец» – прозвал его Н.Н. Львов, известный общественный деятель;

Человеком хитрым, злопамятным, двуличным рисовал его бывший главнокомандующий русской армией во время японской войны А.Н. Куропаткин;

Человеком ничтожным, слабовольным, глупым, недостаточно подготовленным к чрезвычайно трудной роли монарха великой державы считали его простые обыватели.

Родился в семье богатого еврейского землевладельца из числа колонистов в Херсонской губернии;

Один из организаторов Октябрьских событий 1917 г., создатель Красной Армии, основатель Советского государства;

После прихода большевиков к власти занимал посты наркома иностранных дел, наркома по военным и морским делам, председателя Революционного Военного Совета республики;

Умер в Мексике в 1940 году.

Студент юридического факультета Казанского университета, исключенный из него за участие в студенческих волнениях;

Публицист, философ и теоретик марксизма;

Революционер, один из главных организаторов и руководителей вооруженного восстания 1917 года;

Основатель Советского государства;

Первый глава правительства большевиков

2. Решите кроссворд.

6) Событие, произошедшее в 1905 – 1907 гг. в России.

8) Градоначальник Петербурга, получивший свою должность после «Кровавого воскресения».

9) Документ, подписанный царем 17 октября 1905 г., даровавший гражданам свободы личности, совести, слова, собраний.

10) Броненосец, команда которого приняла участие в событиях революции 1905 – 1907 гг.

12) Как можно охарактеризовать социально-политическую ситуацию в стране накануне революции?

13) Партия большевиков.

По вертикали:

4) Император России, в правление которого произошла первая русская революция.

5) Этот документ Николай II подписал на имя Булыгина с предписанием подготовить закон о законосовещательной думе.

7) Главными пережитками феодализма в России в начале XX столетия являлись сословное деление, отсутствие собственности крестьян на землю и абсолютная ….

11) Социалистическая партия, применявшая террор как средство борьбы.

14) Главный военный прокурор России, убитый террористами в декабре 1906 г.

3. Найдите и исправьте ошибки:

После поражения России в русско-японской войне в стране нарастает политический кризис. Все чаще происходят события, заставляющие говорить о приближении революции. Усиливается террористическое движение, в июле 1904 года эсером Е. Сазоновым был убит министр внутренних дел П.А. Столыпин.

9 января 1905 года священник Георгий Гапон организовал шествие рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию с требованием о введении в стране конституции. Рабочих встретили ружейные залпы, погибло около 1200 человек. Жестокая расправа всколыхнула страну. Начались забастовки, страна фактически вступила в революцию.

14 июня 1905 года вспыхнуло восстание моряков на броненосце «Потемкин», возглавленное П.П. Шмидтом. Начались волнения в Царстве Польском.

В августе 1905 года министр внутренних дел А.Г. Булыгин опубликовал Манифест о создании нового законодательного органа – Думы, а зимой 1905 года начались выборы в нее.

17 октября 1905 года царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где вводились основные политические свободы – собраний, союзов, печати и прочие. Россия стала конституционной монархией.

Однако революция только шла на подъем. В октябре 1905 года началась Всероссийская политическая стачка, а кульминацией событий стало декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В апреле 1906 года открылась I Государственная дума, но она оказалась столь радикальна, что премьер-министр С.Ю. Витте распустил ее.

II Дума начала свою деятельность в феврале 1907 года, в обстановке, когда революционное движение пошло на убыль. Премьер-министр С.Ю. Витте организовал военно-полевые суды, которые без следствия казнили более 2 тысяч человек. Однако II Дума оказалась не менее радикальной, чем I, что предопределило и ее роспуск.

3 июня 1907 года был опубликован новый избирательный закон, который повышал имущественный ценз для избирателей. Закон был введен без одобрения Думы; тем самым нарушался Манифест 17 октября и положение Основных законов России. 3 июня Дума была распущена, революция закончилась.

4. Заполните таблицу «Альтернативы общественного развития России в 1917 г.».

5. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам, крестьянам!» и назовите дату его принятия.

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Тест № 10

Вариант № 2

Часть А

Часть В

АБВАВ

электорат

Часть С

Статья №47 Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.

В ответе должна быть

1) указана форма правления : абсолютная (неограниченная) монархия;

2)приведены два признака , характеризующих данную форму правления, например:

верховная власть не ограничена законом;

– верховная власть сама является источником закона;

– монарх обладает всей полнотой как законодательной, так и распорядительной и судебной власти.

Могут приводиться и иные верные аргументы.

Указания к оцениванию

Баллы

Правильно указана форма правления и приведены два признака

Правильно указана форма и приведен один признак ИЛИ приведены два признака, а форма не указана

Правильно указана форма или приведен признак

Ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 11

Вариант № 1

Часть А

Часть В
ААББ

БЕВДЖЗ

В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие основания:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны три основания

Указаны два основания

Указано одно основание

Ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 11

Вариант № 2

Часть А

Часть В

ББАА

ЗЕЖДВА

Часть С

В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут присутствовать следующие позиции:

1) дана оценка , например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно

2) приведены правила , например:

– все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

– одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

– средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общество и власти

Указания к оцениванию

Баллы

Дана оценка и приведены три правила

Дана оценка и приведены два правила ИЛИ оценка не дана, но приведены три правила

Дана оценка и приведено одно правило ИЛИ оценка не дана, но приведены два правила

Дана оценка ИЛИ приведено одно правило ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 12

Вариант № 1

Часть А

Часть В

квалификация

Часть С

Укажите три основных цели юридической ответственности, предусмотренных российским законодательством.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Должны быть приведены следующие цели:

    наказание правонарушителя в соответствии с тяжестью содеянного;

    перевоспитание правонарушителя, предупреждение совершения им правонарушений в будущем;

    предупреждение аналогичных правонарушений со стороны окружающих людей, то есть в назидание им.

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны не менее трех целей

Указаны две целиэлементы содержания Коды проверяемых элементов содержа-ния по коди - фикатору Коды проверяемых умений...

  • Кодификатор элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2006 г

    Документ

    Во втором столбце указывается код элемента элементы . НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые... сторона речи 5.3.1 Аффиксы как элементы словообразования: be-, ge-, ver ...

  • Кодификатор элементов содержания по английскому языку

    Документ

    ФИПИ А.Г. Ершов Кодификатор элементов содержания по английскому языку... Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого... более мелкие элементы . АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые...

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (6)

    Документ

    На более мелкие элементы . АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы элементы . НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (34)

    Документ

    На более мелкие элементы . АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями... на более мелкие элементы . НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями...

  • Предлагаемый проект выражает взгляды российских либералов (правого крыла будущей кадетской партии). Его основным автором является известный правовед Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910). Он был сыном полковника и орловского помещика, окончил юридический факультет Московского университета, служил его доцентом (1875-1877), экстраординарным (1877-1878) и ординарным (1878-1884) профессором, был секретарем юридического факультета (1880-1884) и проректором (1880-1881). С 1870-х гг. входил в Юридическое общество при университете, в 1880-1899 был его председателем, в 1878-1892 был соредактором журнала "Юридический вестник", активно печатался и в других периодических изданиях. Выступал за продолжение Великих реформ. В 1884 Муромцев был уволен из университета министром народного просвещения И.Д. Деляновым, недовольным общественной деятельностью профессора. После этого Муромцев занимался адвокатской практикой, а также был земским и городским гласным в Москве и Тульской губернии, был председателем финансовой комиссии Московского губернского земского собрания. С 1903 г. он участвовал в земском либеральном движении, в 1905 вступил в Конституционно-демократическую партию и был избран в ее ЦК, однако в ее узкое руководство не входил.

    В 1906 г. Муромцев был избран в I Государственную думу от Москвы и по предложению кадетской фракции стал ее председателем. Он внес огромный вклад в организацию ее работы и был одним из авторов проекта Наказа (регламента). После роспуска Думы Муромцев подписал (скорее из партийной дисциплины) Выборгское воззвание с призывом отказываться от платежа налогов и исполнения воинской повинности, за что был приговорен к 3 месяцам тюрьмы с лишением избирательных прав.

    Предлагаемый вниманию читателей документ был написан Муромцевым с участием другого будущего деятеля кадетской партии, приват-доцента государственного права Московского университета, помещика и земского гласного Ф.Ф. Кокошкина (1871-1918). В основе проекта лежали основные требования кадетов: выборы парламента всеобщим и равным голосованием (с завышением впрочем, представительства городов) и ответственность перед ним правительства. Также бросается в глаза отсутствие постановления о неприкосновенности собственности. В то же время проект подчёркивает роль императора как главы государства и сохраняет формы и ряд второстепенных положений предшествующего законодательства.

    Этот документ оказал некоторое влияние (главным образом редакционное) на Основные законы 1906 г., а именно на их главы 8-9. Проект приводится с сокращениями.

    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. О законах.

    1. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, издаваемых в порядке, сим основным законом установленном.

    3. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме того случая, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее.

    4. Все издаваемые законы не должны противоречить положениям сего основного закона.

    5. Проекты законов исходят от Императорской власти или от Государственной Думы и не иначе получают силу закона, как по одобрении Государственной Думы и по утверждении Императором за собственноручным Его Величества подписанием.

    6. Законы обнародуются во всеобщее сведение правительствующим сенатом посредством напечатания в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.

    7. Законодательный постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сего основного закона, или когда таковые постановления нарушают в чем-либо точный смысл сего основного закона (ст. 4-я).

    8. Судебные установления отказывают в применении законодательных постановлений, хотя бы обнародованных в виде законов, когда таковые постановления нарушают своим содержанием точный смысл сего основного закона (ст. 4-я).

    12. Указы и другие акты Императора, последовавшие в порядке верховного управления, обращаются к исполнению не иначе, как по скрепе государственного канцлера или одного из министров, которые своею скрепою принимают на себя за них ответственность.

    13. Образ исполнения законов, поскольку не предопределен в самом закон, может быть устанавливаем указами Императора. Указы, дополняющие закон, могут быть издаваемы лишь в случае, если издание их предусмотрено теми самыми законами, которые означенными указами дополняются.

    Таковые указы подлежать обнародованию в порядке, для законов определенном (ст. 6 и 7-я).

    14. Нарушающее законы распоряжение правительственного места или лица не имеет ни для кого обязательной силы…

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. О правах российских граждан.

    15. Условия и порядок приобретения и утраты прав российского гражданства определяются законом.

    16. Все российские граждане, не взирая на различие их племенного происхождения, веры, или сословного положения, в отношении их политических и гражданских прав равны пред законом.

    17. Все российские граждане свободны в исповедании веры. Никто не может быть преследуем за исповедуемые им верования или убеждения, ни понуждаем к соблюдению религиозных обрядов; никому не возбраняется выход и оставление исповедуемой им веры.

    19. Никто не может подлежать преследованию иначе, как в порядке, законом определенном.

    20. Никто не может быть задержан иначе, как по основаниям, определенным в законе.

    21. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24-х часов, а в прочих местностях империи не позднее как в течение трех суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти, которая, по немедленном рассмотрении обстоятельств задержания, или освобождает задержанного, или постановляет, с объявлением оснований, о дальнейшем его задержании. Для отдаленных сельских местностей, где соблюдение вышеуказанного срока представится невозможным, он может быть продлен особым законом.

    22. Каждый, кому станет известно о задержании кого-либо другого, имеет право заявить с том ближайшему судье, который по такому заявлению исследует наличность законных оснований к задержанию или его продолжению.

    23. Никто не может быть судим иным судом, кроме того, которому его деяние во время учинения было по закону подсудно, и подвергнут другому наказанию, кроме того, которое за его деяние во время учинения было законом установлено.

    24. Никакие кары, взыскания или ограничения в пользовании правами не могут быть налагаемы на частных лиц какою-либо иною властью, кроме судебной.

    25. Без согласия хозяина помещения вход в оное, а равно производство в нем обыска или выемки, допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных.

    26. Частная переписка и иная всякого рода корреспонденция не подлежит задержанию, вскрытию и прочтению иначе; как по постановлению судебной власти в случаях и порядке, законом определенных.

    27. Каждый волен, не снабжая себя паспортом или иным удостоверением личности, в общих пределах, установленных законом, свободно избирать и менять свое местожительство и занятие, приобретать повсюду имущество, движимое и недвижимое, беспрепятственно перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы.

    Законом может быть ограничено право выезда за границу только в видах предупреждения уклонения от отбывания воинской повинности или от суда и следствия.

    28. Каждый волен, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иными способами.

    29. Никакая цензура не допускается.

    30. Все российские граждане вольны собираться как в закрытых помещениях, так и под открытым небом, мирно и без оружия, не испрашивая на то предварительного разрешения.

    Условия предуведомления местных властей о предстоящих собраниях, присутствия сих властей на собраниях и обязательного закрытия сих последних, а также ограничения мест для собраний под открытым небом, определяются не иначе, как законом.

    31. Все российские граждане вольны составлять общества и союзы в целях, не противных уголовным законам, не испрашивая на то предварительного разрешения.

    Условия осведомления власти о составлении обществ и их обязательного, в случаях нарушения ими уголовного закона, закрытия определяются не иначе, как законом.

    32. Условия и порядок сообщения обществам и союзам прав юридического лица определяются законом.

    33. Все российские граждане имеют право обращаться к государственным властям с ходатайствами по предметам общественных и государственных нужд.

    34. Иностранцы пользуются правами, предоставленными российским гражданам, с соблюдением ограничений, установленных в законах.

    35. Законом могут быть установлены изъятия из действия статей 21, 27, 28, 30, 31-й настоящего основного закона для лиц, состоящих на действительной военной службе, и для местностей, объявленных на военном положении.

    Вне района военных действий военное положение каждый раз может быть вводимо лишь посредством издания о том особого закона на срок не более шести месяцев.

    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Учреждение Государственной Думы.

    Глава первая. О составе и порядке образования Государственной Думы.

    36. Государственная Дума образуется собраниями доверием народа облеченных, избранных от населения лиц, призываемых сим избранием к участию в осуществлении законодательной власти и в делах высшего государственного управления.

    37. Государственная Дума разделяется на две палаты: земскую палату и палату народных представителей.

    38. Земская палата состоять из государственных гласных, избираемых губернскими земскими или областными собраниями и городскими Думами городов, с населением свыше 100,000 жителей.

    39. От губерний и областей с населением до 1.000.000 жителей избирается по два государственных гласных, с населением от 1.000.000 до 2.000.000-по три, от 2-3-х милл.-по четыре, свыше 3-х милл.-по пяти. От городов с населением от 100 до 200 т. жителей избирается по одному государственному гласному; от 200 до 400 тыс.-по два, от 400 тыс. до 1 милл.-по три, свыше 1 милл.- по четыре…

    40. Государственные гласные избираются из числа лиц, могущих быть народными представителями...

    41. Избрание государственных гласных производится в земских собраниях в течение первой очередной их сессии и в городских Думах в одном из первых трех заседаний после обновления их состава; с последовавшим избранием государственных гласных нового состава прекращаются полномочия государственных гласных прежнего состава…

    42. Палата народных представителей избирается населением посредством всеобщего, равного, прямого и закрытого голосования.

    43. Право участия в выборах народных представителей принадлежит каждому российскому гражданину мужского пола, достигшему 25-летняго возраста, за исключением: 1) лиц, состоящих под опекой или попечительством; 2) лиц, объявленных несостоятельными должниками, кроме признанных не частными; 3) лиц, лишенных прав по судебным приговорам, на срок такового лишения; 4) лиц, призреваемых в благотворительных заведениях; 5) лиц, состоящих на действительной военной службе, и 6) лиц, занимающих должности губернаторов и вице-губернаторов, чинов прокурорского надзора и полиции.

    46. Срок полномочий палаты народных представителей каждого состава четырехлетний, считая со дня открытия первого собрания палаты после ее избрания.

    47. Указом Императора палата народных представителей может быть распущена и ранее назначенного в ст. 46-й четырехлетнего срока.

    48. Выборы народных представителей… назначаются Императорскими указами на один для всей империи воскресный день. День выборов должен следовать не ранее трех месяцев и не позже шести месяцев по обнародовании указа. В случае досрочного распущения палаты (ст. 47) в указе о распущении должен быть назначен вместе с тем и день новых общих выборов, с соблюдением вышеозначенных сроков.

    50. Отведенные палатам за счет государственной казны для занятий здания с прилегающею к ним местностью в черте, установленной особым законом, состоят в исключительном распоряжении самих палат по принадлежности.

    Глава вторая. О членах Государственной Думы.

    55. Состоящие на государственной службе, будучи избраны в члены Государственной Думы, не нуждаются в разрешении своего начальства для вступления в ее состав и для явки в ее собрания.

    56. Члены Государственной Думы не могут быть жалуемы чинами, орденами или придворными званиями, а также арендами или какими-либо иными имущественными выдачами.

    57. Члены Государственной Думы утрачивают свое звание, если, не состоя на Государственной службе, вступают в оную на должность, сопряженную с чинопроизводством или получением от казны какого-либо оклада содержания, или, если, состоя уже на государственной службе, назначаются на должность высшую по классу, либо сопряженную с получением от казны высшего оклада содержания.

    Правило настоящей статьи не распространяется на случай назначения члена Государственной Думы министром.

    59. Кроме смерти и случаев, предусмотренных в ст. 52, 53 и 57-й, члены Государственной Думы почитаются также выбывшими при наступлении условий, препятствующих избранию (ст. 40, 43 и 45).

    60. В своих суждениях и решениях член Государственной Думы не может быть связан наказами или указаниями своих избирателей.

    62. Вне Государственной Думы члены ее не подлежат никакому преследованию или ответственности за поданный при отправлении обязанностей члена Государственной Думы голос, или за выраженные при отправления сих обязанностей суждения.

    63. Во время собраний Государственной Думы члены ее не могут быть, без предварительного разрешения подлежащей Палаты, ни привлечены к уголовному следствию и суду, ни подвергнуты домашнему аресту или взятию под стражу по подозрению в совершении преступного деяния, или личному задержанию по несостоятельности, ни вызваны в какой либо суд или иное место в качестве свидетеля или сведущего лица. Из сего исключается лишь тот случай, когда член Государственной Думы будет застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения (п. 1 й ст. 257 уст. угол, суд.), или когда в течение суток по обнаружении признаков преступного деяния (ст. 250 уст. угол, суд.) возникнет против члена Государственной Думы подозрение и основание для принятия против него мер к пресечению способов уклоняться от следствия (ст. 257 уст. угол. суд.). Но и в этих случаях подлежащая палата Государственной Думы должна быть немедленно уведомлена о последовавшем, причем от Палаты, к составу которой принадлежит задержанный член Государственной Думы, зависит утвердить или, наоборот, отменить сделанное распоряжение о задержании.

    Возникшее до открытия собрания уголовное производство против члена Государственной Думы, равно как всякого рода лишение его свободы, прерываются на все время собрания, если того потребует подлежащая палата.

    64. Члены Государственной Думы получают вознаграждение в размере, определенном законом. Отказ от вознаграждения не приемлется.

    Глава третья. О собраниях Государственной Думы.

    65. Собрания (сессии) обеих палат открываются, прерываются и закрываются одновременно.

    66. Собрания Государственной Думы созываются и закрываются Императорскими приказами.

    67. Собрания Государственной Думы созываются ежегодно на третий понедельник октября месяца, если не будет усмотрена надобность в более раннем, в тот год, созыве палат.

    После досрочного распущения палаты народных представителей (ст. 47) собрание Государственной Думы созывается не позднее, как спустя два месяца после срока выборов.

    71. Перерывы в занятиях собрания не могут воспоследовать без согласного постановления о том обеих палат; такие перерывы не могут быть продолжительнее одного месяца.

    Палаты не могут постановить о перерыве своих занятий более чем на десять дней, если министрами будет заявлено против того возражение.

    Прекращение занятий, обусловленное соблюдением воскресных, праздничных и иных неприсутственных дней, не почитается перерывом собрания.

    Глава четвертая. О внутреннем устройстве и порядке занятий Государственной Думы.

    76. Заседания обеих палат происходят публично; но, по предложению председательствующего или десяти присутствующих членов, заседание объявляется тайным, после чего палате сообщаются основания, побуждающие требовать тайного продолжения заседания, о чем палата и постановляет свое решение.

    78. Решения палат постановляются по простому большинству голосов, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 95 и 96-й. Для действительности постановленного решения необходимо участие в голосовании по крайней мере половины законного числа членов палаты…

    79. Министры, хотя бы они не состояли членами палаты, имеют, по их должности, право присутствовать во всех заседаниях ее и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых ею вопросов.

    80. Высшее заведывание охраною порядка внутри принадлежащих палатам зданий и в прилегающей местности (ст. 50-я) принадлежит председателям подлежащих палат или, в случае пребывания обеих палат в черте одной и той же местности, одному из председателей по очереди, на время каждого собрания. В распоряжении председателей состоит для сего в потребном числе особая стража, им исключительно подчиненная.

    Глава пятая. О предметах ведомства и пространстве власти Государственной Думы.

    82. Проекты законов, прежде представления их на усмотрение Императора (ст. 84-я), предлагаются на обсуждение обеих палат Государственной Думы (ст. 5-я).

    83. Означенные проекты предлагаются Государственной Думе путем внесения их в одну из палат министрами, от имени Императора, или же возникают в среде которой либо из палат по предложению не менее чем 30 членов в палате народных представителей или 15 членов в земской палате. Проект в том виде, в каком он принят в одной из палат, передается в другую. В случае предложения этою последнею поправок он возвращается на рассмотрение палаты, обсуждавшей его первоначально.

    84. Одобренные обеими палатами проекты представляются государственным канцлером Императору, располагающему их утверждением.

    85. Проекты законов, отклоненные одною из палат Государственной Думы или Императором, не могут быть предлагаемы вновь в течение того же собрания Государственной Думы.

    86. Государственные договоры, мирные и торговые, а равно все те, которые сопряжены с установлением для государственной казны обязательств, с изменением границ государственной территории, или исполнение которых требует изменения или дополнения действующих законов, получают силу не прежде, как по одобрении их Государственной Думой в законодательном порядке (ст. 82-84-я).

    87. Государственная роспись устанавливается не более, чем на годичный срок, особым законом. Но сумма, отпускаемая из государственной казны в личное распоряжение Императора и на содержание Императорского двора, определяется Государственной Думой в начале каждого царствования и в течение его не может быть изменяема без согласия Императора.

    88. Проект государственной росписи предлагается скачала палате народных представителей, от которой, будучи одобрен, передается в земскую палату. Проект росписи, одобренный обеими палатами, представляется Императору (ст. 84-я).

    89. Установление податей, налогов, пошлин и иных сборов, государственных займов, принятие государством гарантий, установление штатов, разрешение государственных сооружений, отчуждение отдельных государственных имуществ или доходов, сложение недоимок и казенных взысканий и вообще, установление всякого рода государственных доходов и расходов, если не предусмотрено государственной росписью, может последовать не иначе, как путем издания особого о том закона.

    90. Палатам Государственной Думы предлагаются на их рассмотрение и утверждение все отчеты по исполнению государственной росписи.

    92. Во время собраний Государственной Думы члены ее имеют право обращаться с запросами как к отдельным министрам, так и к совету министров в целом по предмету образа действий правительства или отдельных правительственных учреждений и должностных лиц. Объяснения по таковым запросам представляются министрами лично подлежащей палате в одном из ее заседаний не позднее определенного палатою срока.

    93. Каждая из палат имеет право производить повсеместно расследование чрез посредство избранных ею для того из своей среды комиссий.

    94. Учреждение об Императорской фамилии… может быть предметом пересмотра в законодательном порядке не иначе, как по указанию Императора.

    Глава шестая. Особенные правила.

    95. Если проект закона, принятый одною из палат, будет отклонен другою, или если после возвращения проекта в палату, рассматривавшую его первоначально, с поправками другой палаты и после нового обсуждения такого проекта закона в обеих палатах, не последует согласия решений большинства обеих палат, то каждая из палат имеет право решить о передаче проекта на обсуждение общего заседания Государственной Думы. Такое решение считается состоявшимся, если за него будет по дано не менее двух третей законного числа голосов.

    96. Исполнение по решению о созыве общего заседания Государственной Думы приостанавливается впредь до возобновления полномочий народных представителей. После сего в течение трех месяцев по открытии собраний палат вопрос о созыве общего заседания Государственной Думы вторично обсуждается палатою, его возбудившей. Если палата большинством двух третей законного числа голосов одобрит прежнее решение, проект закона передается на обсуждение общего заседания Государственной Думы. <…> Решения общего заседания Государственной Думы принимаются простым большинством голосов и почитаются равносильными согласному решению большинства обеих палат.

    97. Если разногласие решений обеих палат последует при обсуждении государственной росписи, и если после вторичного рассмотрения вопроса, возбудившего разногласие, согласие решений большинства палат не будет достигнуто,-спорные вопросы вносятся на обсуждение общего заседания Государственной Думы, не выжидая возобновления полномочий народных представителей и без постановления о сем палат…

    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. О министрах.

    98. Государственный канцлер и, по его представлению, прочие министры назначаются указами Императора.

    Таковыми же указами означенные лица увольняются от должности.

    99. Государственный канцлер председательствует в совещаниях министров; звание государственного канцлера совместимо с управлением одним из министерств.

    100. Каждый министр в отдельности ответствует: 1.) за свои личные действия или распоряжения; 2) за действия и распоряжения подчиненных ему властей, основанные на его указаниях; 3) за скрепленные его подписью указы и иные акты Императора.

    101. Государственный канцлер и прочие министры в совокупности ответствуют перед палатами государственной Думы за общий ход государственного управления.

    102. За совершенные при отправлении должности нарушения законов или прав граждан министры подлежать гражданской и уголовной ответственности.

    За умышленные нарушения постановлений сего основного закона и за нанесение тяжкого ущерба интересам государства превышением, бездействием или злоупотреблением власти министры могут быть привлекаемы каждою из палат Государственной Думы к ответственности, с преданием суду общего собрания первого и кассационных департаментов правительствующего сената.

    103. Помилование осужденного министра может последовать не иначе, как по ходатайству той палаты, постановлением которой он предан суду.

    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. Об основах местного самоуправления.

    104. Области, губернии, уезды и волости или соответствующие им деления образуют самоуправляющиеся союзы, именуемые земствами. Города образуют самоуправляющиеся общины.

    106. Местное самоуправление низших союзов имеет быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании. Каждое лицо, имеющее право участия в выборах в палату народных представителей, имеет право такого же участия в местных выборах, если оно прожило в данном месте - уезде или городе - не менее одного года, или в течение того же срока уплачивало местные земские или городские сборы. Собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть избираемы собраниями низших таковых же союзов.

    РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. О судебной власти.

    109. Места и лица, отправляющие правительственную (административную) власть, не могут быть облекаемы судебною властью.

    110. Судебный установления не могут быть в подчинении иной власти, кроме судебной.

    111. Судьи не могут быть, против своего желания, ни увольняемы, ни перемещаемы, ни устраняемы от исполнения должности, иначе как по постановлению подлежащего суда и по основаниям, в законе определенным.

    112. Никакие изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, по роду преступлений, не допускаются, исключая случая, предусмотренного в статье 102-й настоящего закона. Должностные лица за нарушения законов и прав граждан, совершенные при отправлении служебных обязанностей, подлежат судебной гражданской и уголовной ответственности на общем с прочими гражданами основании; для привлечения должностных лиц к суду не требуется ни заключения, ни предварительного согласия их начальства.

    113. Никто не устраняется от внесения в списки присяжных заседателей на основании своего имущественного или общественного положения.

    Избирательный закон .

    Конституционные проекты в России XVIII - начала XX века. М, 2010



    Случайные статьи

    Вверх