Секреты Project Zomboid - Гайд и полезные советы для новичков. Гайд и полезные советы по Project Zomboid Что делать в project zomboid

В первое время еды в Project Zomboid достаточно: фрукты, мясо, рыба, консервы, продукты быстрого приготовления и многое другое. Но когда все дома опустошены, запасы истощаются, а овощей с домашних грядок не хватает, приходит время для развития полезных навыков - охоты и рыболовства. Лучше всего, конечно, начинать осваивать эти скиллы загодя, чтобы не столкнуться с очередными трудностями совсем уж новичком. Чтобы проверить уровень или прокачать его, загляните в раздел «Выживание» на панели информации во вкладке «Навыки».

Рыболовство

Рыбалкой заниматься удобнее всего в Вест-Пойнте, так как он ближе к водоемам, чем Малдро. Учтите, что со временем популяции рыбы в озере или реке истощается, поэтому надо искать новые места и предварительно удостовериться, нет ли там зомби. Для начала вам понадобятся лишь удочка да наживка. Но выбор большой - есть еще деревянное копье, а также рыбацкая сеть. И не забывайте про то, что для всех манипуляций с удочкой вам потребуется перк или профессия «Рыболов», либо вы должны найти и прочитать соответствующий журнал. Он может храниться в хижине на озере Вест Пойнта.

Если вам не посчастливилось найти удочку, тогда смастерите ее самостоятельно. Тем более, что сделать ее проще простого. С помощью пилы изготовьте прочную палку из пары дощечек. Возьмите кухонный или охотничий нож, один гвоздь или скрепку для крючка и шнур либо леску. Имейте в виду, что леска крепче шнура, и клюет с ней лучше. Скомбинируйте все компоненты - наш инструмент готов. Проблема лишь в том, что во время рыбалки леска часто рвется. Когда удочка сломается и превратится в удилище, почините ее с помощью двух предметов: гвоздя либо скрепки плюс шнура или лески. Держите удочку в одной руке, а наживку - в другой. Действие занимает не более пяти секунд. Поймали какой-то мусор? Что ж, по крайней мере, ваш опыт растет, и вы достигаете мастерства. Чем больше уровень навыка «Рыболовство», тем реже у вас ломается орудие ловли, и больше рыбы попадает к вам на сковородку.

Опытные рыбаки могут попробовать и другие способы - например, смастерить копье (Wooden Spear) из ветки дерева и ножа (подойдут кухонный и охотничий) и рыбачить как индейцы. Или заняться плетением специальной сети (Fishing Net) из пяти штук проволоки и десяти мотков шнура. Сеть располагают в воде и ждут пару часов. Таким образом отлично ловится живец (мелкая рыбешка), которого потом можно использовать в качестве приманки.

Река - не бесконечный запас рыбы. Но умрете вы точно раньше, чем она закончится

К слову, о приманке. Живец привлекает только грозного хищника - щуку, и на 50% увеличивает шансы поймать совсем не то, что нужно. Самый распространенный тип наживки - червяки. Если вы прежде уже вскапывали огород, то они наверняка вам попадались. Возьмите садовую лопатку и - вперед, рыхлить землю. Наберите побольше, ведь не всегда на удочку попадаются съедобные вещи, а червяки при этом уплывают с крючка. К примеру, вы можете выудить никчемный башмак. Годятся для этой работы и другие насекомые, а именно тараканы, кузнечики и сверчки.

Если повезет, можно обнаружить рыболовные снасти (Fishing Tackle), то есть пластиковую приманку, но ходить с ними на берег следует при более-менее прокачанном уровне рыболовства. С ними шанс выловить окуня вместо дырявого носка гораздо выше, и использовать их можно многократно - не придется собирать червей и забивать ими свободное место в инвентаре.

Кого ловим? В игре существует семь разновидностей рыбы. Это щука (Pike), сом (Catfish), солнечник (Sunfish), краппи (Crappie), форель (Trout), большеротый окунь (Bass) и пресноводный окунь (Perch). Все они бывают маленького, среднего и большого размера. Самая большая рыба - щука, от 50 до 120 сантиметров, самые маленькие - солнечник и краппи, от 15 до 35 сантиметров. Средний размер колеблется от 20 до 90 сантиметров в зависимости от вида, а большой размер - от 25 до 120 сантиметров. Одна рыбина приличного размера насыщает вас на весь день. Вес и размер улова немаловажны - если фортуна наградила вас большой добычей, то вам прибавится больше очков опыта для развития навыка. Но сделать это не так-то просто - крупные особи гораздо чаще срываются с крючка, а то и ломают удочку.

Пойманную добычу можно пожарить либо разделать ножом и превратить в нежнейшее филе, которое можно добавить в какое-нибудь блюдо, правда, очки питательности при этом немного убавляются. Если лень готовить, ешьте рыбу сырой - последствий в текущей сборке не будет, то же касается и добытого на охоте мяса.

Как и в реальной жизни, лучше всего рыба клюет на рассвете или на закате.

Особенности охоты в мире зомбиапокалипсиса таковы, что добывать и жарить-парить придется всякую мелочь. Если при слове «охота» вы вообразили себе суровый промысел в стиле сафари, то ваши ожидания, увы, сократятся до размера мышки. Да, мы будем охотиться на мышей, крыс, маленьких птичек, толстых кроликов и миленьких белочек. В общем, на грызунов. А что приманивает грызунов? Правильно, сыр и прочие небольшие вкусняшки. Поэтому соорудим ловушку и положим в нее привлекательную приманку. Чтобы получить инструкцию для крафта, прочитайте охотничий журнал. Найти его можно в книжном магазине, в почтовых ящиках или на полках шкафов в домах. Можно не утруждаться и взять перки «Дачник», «Охотник», либо профессию «Парковый смотритель».

Если вы начинающий охотник с нулевым уровнем охоты, то попробуйте установить мышеловку (Mouse Trap). Встречается в домах, чаще всего на кухне. В нее можно поймать не только мышь, но и крысу, при этом шансы поймать первую - больше. Скрафтить ее невозможно. Если вы не нашли мышеловку, то сделайте ловушку для птичек (Stick Trap). Вам понадобятся четыре прочных палки и один шнур. Надежность ловушки хлипкая - всего 15%, а шанс поймать птичку - 30%, что довольно-таки неплохо.

Надоело питаться мелкими грызунами и воробушками? Белок и кроликов ловить куда увлекательнее. Хотя бы потому, что их для ловли существует четыре вида ловушек - силок (Snare Trap), коробка (Box Trap), клетка (Cage Trap) и деревянный ящик (Crate Trap). Для изготовления силка вам понадобятся пила, два шнура и доска. Не забудьте перед этим прокачать себе первый уровень охоты. Надежность силка - 10%, шанс добычи - 20%. Чтобы сделать ловушку-ящик, у вас должен быть второй уровень охоты и один уровень строительства. Делается она так: пила, три доски и пять гвоздей. Вещь это тоже некрепкая - 15%, а шанс поймать животное - 20% для обоих видов. Когда вы станете опытным охотником и прокачаете уровень охоты до третьего, вам откроется новая возможность - ловушка-клетка. Шанс удачной охоты с ней возрастает до 30%, а надежность конструкции увеличивается до 20%. Изготавливается клетка из проволоки в количестве пяти штук - обычно в игре проволоки накапливается как раз достаточно.

Можно уйти в лес, поставить палатку и жить на одной дичи. Пока не грянет зима

Какую приманку выбрать? Птичек привлекают червяки, которых можно выкопать садовой лопаткой в любом месте, кукуруза, хлеб, а также сухой завтрак. Похожие вкусы у белки - она любит сухие завтраки, кукурузу, попкорн, апельсины, арахис, арахисовое масло. Мыши, крысы и кролики любят томаты, а также шоколадки, арахисовое масло, апельсины, сыр и, как ни странно, порезанный на кусочки бекон. Кролик ест капусту, салат латук, морковку, бананы, картошку, кукурузу. Яблоко нравится всем грызунам.

Хорошо, ловушка готова, но куда ее установить? Место, в которое вы ее поставите, играет большую роль. Поскольку мыши и крысы обитают в основном в городе, то ставьте мышеловки рядом с домами. А свободолюбиво-сочные кролики и белочки живут в лесу, поэтому идите туда, только не забудьте, где поставили силок или клетку. Самое главное правило здесь - избегать мест, где тусуются зомби и где свалены в кучу трупы. Почаще проверяйте ловушку и добавляйте приманку - она может вдруг из нее исчезнуть, некоторые хитрые звери съедают ее, не попадаясь в лапы смерти. Бывает и так, что ловушка сломалась. Навещать ловушку стоит и потому, что если в нее попадется зверушка, то она привлечет зомби, поэтому не ставьте их рядом со своей базой.

И помните, что уровень охоты нужен не только для того, чтобы открылся доступ к разнообразным вещицам для крафтинга. Чем выше уровень навыка, тем крепче становятся ваши ловушки и тем больше в них попадается зверья. Так что не пренебрегайте прокачкой после трех заполученных очков.

Заниматься охотой и рыбалкой в мире зомбиапокалипсиса выгодно, так как это практически неисчерпаемый ресурс питательного белка. Но если вы хотите получать еду в промышленных масштабах, то вам придется озаботиться выращиванием еды на грядках. Следующий наш гайд как раз будет посвящен всем аспектам фермерства.

1. первое знакомство
Вы появляетесь в доме. И что все-таки заметно? Обширные широты, которые так и норовят стать вашими. Но перед тем как куда-то идти, вам ожидает обыскать ваше скоротечное бункер. Ройтесь повсюду, проверьте все: от плиты до холодильника. Вы отыскали все, что вам необходимо. Пора уходить из дома.

2. Появление на улице
Вот вышли из наитеплейшего домика и угодили на прохладную и, безусловно, населенную на любой квадратный метр по 5 нежити, улочку. Но не все так нехорошо. Да, мир в пучине, это же не повод унывать. Попытайтесь отыскать себе оружие. Есть виды от сковороды до топора. Ходите, нажимая к тому же на Ctrl, чтобы ваши собственные бывшие соседи не увидели вас не приняли решение совершить из вас барбекю. Отыщите какой-либо домик, внушающий доверие. Будьте культурными: не выламывайте сходу дверь, поищите обходный маршрут, например, окно, которое можно открыть. По дому шастайте бесшумно, поскольку в нем могут стать спящие гости, готовые вас угостить вашей же печенкой либо сердечком. Увидав нежити, правильнее перепроверьте - подойдите и ежели встанет, то колошматьте до утраты пульса. Обыщите и данный домик.

3. Домик вашей мечты
Дом вам присмотрелся? В таком случае неситесь оформлять документы отыскиваете доски, чтоб совершить "евро ремонт" и добавить вашему убежищу незначительно стильных укреплений, которые подчеркнут всю угрюмость переделки. Где отыскать доски? Здесь все очень просто: или отыскать их, например, на складах, или сделать. Совершить их можно сломав дверь либо нарубив дров. В двух вариантах будет необходимо достать прохладное оружие (лучше топор) и отправиться разламывать на куски дверь либо дерево. Как домик обустроен, пора перебегать к наиболее мирной части - готовке пищи и садоводству. Приступим с кулинарии. К примеру, у вас есть котлеты. В таком случае берем их и кладем в микроволновку либо печь. Не оставляйте длительно без внимания ваш продукт, поскольку он испортится, а домик будем гореть, напоминая вам о всех именно ваших страданиях из-за него. Вам уже за 60? И нечем заняться? В таком случае приступайте заниматься огородом. Не напрасно же он есть. Для высадки растений вам потребуется: лейка с водой, семечки и совок. Чтоб совершить грядку, берем в руки совок и семечки. Избираем местность и кликаем по ней правой клавишей мышки (ПКМ), впоследствии открывайте семечки и сажайте клавишей ПКМ. Сейчас осталось дело за небольшим - заботиться за вашим растением.

4. Оружие
Пока одни посиживают в собственных зданиях и приготовляют либо сажают, истинные протагонисты идут находить оружие, чтобы обороняться от уцелевших и нежити. Орудий кончины предостаточно. Есть у нас 9 мм пистолет, ружье, обрез, скалка, сковорода, карандаш, ручка, топор, кухонный ножик, доска с гвоздями, ножик для масла, ложка, вилка, бита, кувалда, клюшка, молот и коктейль Молотова. Каждое орудие различается собственной мощью. По этой причине не размышляйте, что карандашом вы можете уничтожать массу нежити.

5. Заболевания
Мир непрост, так как нам препятствуют выжившие, нежити, так к тому же всякие болячки можно подцепить:
Отравление - обычная заболевание, наверное вы съели дохлую крысу либо что-то схожее. Больше спите, едите, пейте и курите. Простуда - также весьма всераспространенная хворь. Сидите дома и отдыхайте. Читайте книги и балдейте по полной. Инфецирование - самая страшная заболевание. Лечения нет (впрочем некие геймеры говорят, что может посодействовать обезболивающее и снотворное. Чтобы не заразиться, можете таскать свитер, его сложнее прокусить, это же может нехорошо отразиться, ежели на улице тепло.

6. Концовка
Ребят, соблюдайте правила написанные повыше, желал бы я в заключении огласить Ни в коем случае слышишь? Ни в коем случае не оставляй без присмотра включенную плиту. Успешного самовыживания вам!

Начнем с начала

Project Zomboid - это очень реалистичный зомби survival, где каждая минута может оказаться последней. Не сделал запас еды - смерть . Укусил зомби - смерть . Порезался и забыл про это - смерть . Не запер дверь в свое убежище - смерть . И так можно очень долго продолжать. С самого начала игра приветствует вас фразой: «Это история вашей смерти». Этим игра и примечательна - ты должен следить за всем наперед, что держит тебя в напряжении все время. У зомбойда нет ни сюжета, ни задачи перед игроком кроме выживания, пока… пока не умрешь. Так если вы фанат такой тематики, как «Ходячие» вам игра понравиться, ведь здесь буквально можно пережить то, что переживали герои комиксов или сериалов. На случай если вам не нравятся зомби, их можно отключить и играть уже в игру по мотивам «Последний человек на земле». Исследовать окрестности, собирать провиант, и просто доживать свои деньки. Говоря об исследованиях в игре присутствует две приличных карты с небольшими городами, где в каждый домик можно зайти.

Проект Zomboid находится в раннем доступе. А как мы с вами знаем часть игр в раннем доступе забываются, так как разработчики перестают выпускать обновления и собственно не доделывают игру. Население офиса Indie Stone к ним не относиться, эти люди каждый понедельник выпускают новостной блог о последних обновлениях, нововведениях и идеях на будущее, или кратко Dev (developer"s blog) блог - именуемый Mondoid.

14 Марта Инди стоунацы показали в виде некого трейлера то, к чему они будут стремиться ближайшее время. Для начала игра приобретет полноценные трехмерные модельки, а также в разы больше анимации. При таких условиях, показанных в видео, игра станет еще более реалистичным симулятором выживания в зомби апокалипсисе .


4 же апреля разработчики поделились с нами, как новостями, так и бета версией новых моделек в Zomboide. Ниже представлены скриншоты 33-его билда и беты 34-ого.

Вы сами можете посмотреть, как преобразилась игра.
До:


После:


Как относиться к новой рисовке, зависит от вас.

Вводная для тех, кто не видит разницы между версией 2013 года и сегодняшней.
С момента появления PZ в Steam прошло уже два с половиной года. За это время в игре появилось космически много нового. Начиная с мультиплеера и новой (на тот момент) анимацией - заканчивая телевизорами, радио, возможностью двигать мебель и т.д. И это только верхушка айсберга. У игроков, которые купили игру в конце 2013, и игравших только тогда, сейчас разбегутся глаза и сделают пару полных оборотов. За что инди стоунацам огромное спасибо.
А вот за что к ним можно придраться. Еще летом 2014 нам обещали транспорт и нпс. Чему свидетельствовал другой mondoid . Да только с того момента прошло не мало времени. Такие кардинальные нововведения пошли бы Зомбоиду на пользу. Зато есть куда стремиться. Что же, ждем (такое часто используемое для игр раннего доступа).

Помимо изменившейся графики разработчики ввели несколько изменений. Я перечислю только те, которые выделяются на фоне остальных.
-Для начала они изменили вместимость некоторых ящиков и контейнеров.
-Морозилка теперь идет отдельно от холодильника (но не факт, что замораживает продукты лучше)
-Так же зачем-то введены подробные характеристики продуктов: калории, протеины, жиры. Тем самым позволяя игроку следить за фигурой своего персонажа.

Показать картинку


-Возможность копать голыми руками, при этом игра не несет ответственности если вы эти самые руки сломаете.
-Теперь изменить настройки сервера можно в игре.
-Баррикадирование теперь возможно с двух сторон двери/окна. Отныне зомбям понадобиться в два раза больше времени, если окно полностью забаррикадировано с двух сторон.
-Можно двигать дождевые бочки.
-Ну и несколько новых предметов таких как паста, соусница и т.д.

Переведенный мондоид

Всем привет, множество всякой технической всячины приключилось на этой недели. У нас есть несколько отрывков информации о том, как идет прогресс в различных сферах.

Работа над анимацией идет

Все что мы сделали на данный момент вы можете увидеть в недавно реализнувшейся бете 34.14.

Мы еще продумываем анимацию, связанную с тем моментом, когда игрок на скорости будет сбивать зомби с ног или проходит сквозь кусты или деревья. Подобное геймплейное изменение сильно упростит игроку жизнь, так как можно будет просто прорываться сквозь зомби.

Следующий наш шаг - это изменение текстуры персонажей и зомби. На данный момент текстуры кожи это две зеркальные половинки. От такого принципа мы собираемся избавиться, что позволит нам создавать более детализированных зомби. Мы хотим создавать больше наложений текстур крови на одежде и коже.

Обновление кооп режима.

Новый билд также затронул и кооп. У нас остались не решенными проблемы с приглашение друзей, но в тоже время, улучшенный функционал для сервера уже готов в 34.14.

Металлообработка

Недавно мы уже обсуждали эту тему, после чего передумали, перезаписали, переповторили наши планы насчет действий с металлоломом. Как уже говорилось раньше, в 34 билде мы добавим отдельные скилл ветви такие как работа с металлом и переплавка. Все это позволит вам самим делать изделия из металла. Например, металлический забор и металлическую мебель. Мы еще не решили, как все будет устроено, так что здесь есть что обсудить.

И напоследок здесь вы можете оценить новую версию нашей карты с улучшенным спрайтами. Из-за чего она превысила в размере в 4 раза.


Также вот вам ссылка на оригинал.
Language: English Deutsch русский 日本語 Nederlands polski norsk español português 中文 한국어

Вступление

Вводная часть

Добро пожаловать в руководство по выживанию для новичков. Здесь вы ознакомитесь с ключевыми моментами и обозначениями в Project Zomboid, а также получите подробную информацию об основах выживания, сражения, поиску вещей и т.д.

Цель этого руководства - пошаговое ознакомление с Project Zomboid. Приведенные советы являются всего лишь общими рекомендациями: чтобы получить полноценный игровой опыт, испробуйте свою собственную тактику. Однако, для лучшего понимания механики игры, и во избежание нежелательных ошибок, настоятельно рекомендуем прочесть этот гайд.

Начиная игру впервые или спустя нескольких десяток попыток, вы будете неизбежно оказываться в опасных ситуациях, порой - абсолютно безвыходных. Если вы запустили игру в первый раз, вам стоит знать, что смерть в Project Zomboid - неотъмлемая часть игрового опыта. С каждой попыткой вы будете сталкиваться с новыми возможностями для творчества и, наверняка, вскоре найдете свой собственный стиль прохождения.

Создание персонажа

Меню создания персонажа

После выбора режима игры, вы перейдете в меню создания персонажа. Чтобы получить подробности по созданию персонажа, перейдите на страницу Игрок . Которая поможет вам решить все вопросы связанные с созданием персонажа и объяснят значение различных перков и профессий. Если вы новичок, вам может быть полезен перк Толстая кожа , который повысит ваши шансы на выживание в борьбе с зомби.

Однако, вам следует понимать: смерть неизбежна. Об этом игра нам говорит, ещё при загрузке мира, и в первые несколько раз, вероятно, будете умирать за несколько игровых дней, а то и часов. Так случается, не расстраивайтесь. Пока вы просто получаете опыт, каждый последующий раз вы будете гораздо лучше играть, а также узнавать что-то новое.

Ниже приведены некоторые примеры начальных этапов игры, но сначала рассмотрим краткое описание характеристик определенных перков. В настоящее время игра всё ещё не закончена, и некоторые черты требуют лишь балансировки, тогда как другие, не реализованы должным образом. При создании своего персонажа вы должны будете сбалансировать его особенности, выйдя либо в 0, либо в плюс(Очки для траты).

Примерами отрицательных перков, которые особо не усложнят игру: Трусливый , Не любит книги , Усталый , Высокая жажда и Склонный к болезни . Трусливый имеет не такое большое негативное влияние, так как на ранних этапах игры лучше вообще не сталкиваться с зомби, пока не найдёте одно из оружия Бейсбольная бита , Топор или Охотничий нож . Не любит книги и Усталый не имеет никаких «негативных» эффектов, как таковых, поскольку он фактически не снижает характеристик игрока, а просто увеличивает время на чтение книг/сон. Высокая жажда являются одним из "халявных" очков. Вашему персонажу всего лишь нужно будет больше пить на 30%, что на начальном этапе совсем не проблема, так как в каждом доме есть вода в кранах, а с собой можно носить пару бутылок воды. Также Склонный к болезни не является, по сути, вообще негативным, так как увеличивает время превращения в зомби(если вы заражены). А так как вы в любом случае умрёте, то какая разница как быстро.

Вес и выносливость

Вы можете переносить ограниченное количество вещей в своём инвентаре, поскольку в игре есть ограничение на максимальный вес, который вы можете нести с собой. По умолчанию вы можете нести с собой 12 килограмм, это значение варьируется от вашего параметра "Сила" и может быть изменено при начале игры с помощью особенностей персонажа или уже в самой игре (но весьма медленно). Помните- перевес не только замедляет вас, но и отнимает немного здоровья у вашего персонажа, поэтому следите за тем, сколько вещей вы переносите с собой.

У персонажа также ограничен запас сил. При беге, переноске тяжестей или размахиванием оружием, а также от борьбы с зомби у персонажа тратятся силы и появляется иконка усталости. Усталый персонаж очень медленно бегает и с большим трудом может махать оружием, что повышает ваш шанс быть убитым зомби. За запас сил отвечает ваш параметр "Фитнесс". Повысить его вы можете так же, как и "Силу". Если ситуация позволяет, то можно отдохнуть, нажав правой кнопкой мыши на некоторую мебель (стул, кровать, диван). В зависимости от уровня усталости, будет потрачено разное количество времени на отдых. Также вы можете завести будильник на ваших часах и поспать 1-2 часа, это тоже даст неплохой эффект, плюс вы чуть позже захотите спать, что может быть полезным при вылазке в городе.

Сон

В одиночной игре ваш персонаж будет уставать. Вы сможете отдохнуть или поспать на большинстве стульев и кроватей, но желательно спать именно на кроватях,особенно двухспальных, поскольку сон на стульях и диванах может обернутся болью в спине. Если ваш персонаж перенапряжен имеет состояние боли или паники, ему потребуется снотворное для того, чтобы заснуть.

Кошмары

Посреди ночи персонажу могут присниться кошмары , и он проснётся от ужаса. В таком случае он получит значительный уровень паники и стресса и не сможет спать в ближайшие пару часов. Вы можете принять снотворное и(или) бета-адреноблокаторы или просто подождать, пока спадут эти состояния. Шанс увидеть кошмары практически всегда и увеличивается, если хорошо наесться непосредственно перед сном или же лечь спать с различными необработанными ранениями.

Сон в мультиплеере

На большинстве мультиплеерных серверах, сон отключен. Вы будете также подвержены перенапряжению, и можете отдохнуть на стульях или кроватях, но не сможете спать, и никогда не захотите.

Другие ситуации

В продолжение твоего приключения, твой персонаж не только будет хотеть пить и есть, но может страдать и от других вещей, такие как беспокойство или депрессия. Эти эффекты, называются состояниями , могут быть вылечены разными методами начиная с принятия таблеток до получения того, что просто хочет персонаж. Для примера, скука персонажа может быть убрана прочтением книги или газеты , а также небольшой прогулкой. Состояния также показывают ранения на данный момент, если таковые нуждаются в первой помощи.

Для того чтобы посмотреть на полный список состояний, их эффектов, вылечены или убраны, прочитайте эту статью: Состояния .

Смерть

Ты поцарапан или укушен, и несмотря на то что ты себя перевязал ты начинаешь чувствовать себя хуже каждой ночью.. Это, позже вместе с беспокойством, является сильным индикатором, что вы заражены, что к несчастью не лечится и фатально. Но пока что твое здоровье ухудшается ты можешь пытаться держать себя в чувствах чтобы превратиться в зомби так быстро, но даже если у вас есть много еды, это вас не спасет. Скоро ты станешь таким же как и они.

Ну или ты был очень осторожен в течение нескольких месяцев, отсиживался в убежище с едой и водой, со страхом выйти наружу. В любом случае, смерть неизбежна.

К счастью, смерть это не полный конец. После того как персонаж умирает и игра говорит сколько ты выжил (побей его, если ты любишь ставить высокие рекорды), ты можешь создать нового персонажа в том же мире и вернуться к месту где ты погиб чтобы собрать вещи или поправить свое убежище. Если такой вариант тебя заинтересовал, то у меня есть несколько советов, как сделать так, чтобы каждому новому персонажу играть было проще.

Во-первых, если ты знаешь что скоро превратишься, лучшим выходом будет сложить все вещи в какой-нибудь контейнер. Если твой персонаж просто начнет бездумно блуждать, твой инвентарь уйдет навсегда. Во-вторых, ты можешь выпить отбеливателя чтобы начать быстрее с новым персонажем. Если ваш персонаж умирает из-за повреждения, он оставит труп который можно будет найти, однако, в одиночной игре, это не гарантировано: контейнеру лучший вариант, где можно оставить свои вещи.

Скилы

Питание и Кулинария

Питание

В самом начале игры рекомендуется питаться различными фруктами и овощами, особенно если они не были найдены в холодильниках или морозилках, поскольку они портятся гораздо быстрее снаружи. Или же часть этих фруктов и овощей можно отложить на готовку салатов и других блюд (многие несвежие продукты могут быть успешно добавлены в супы,рагу и т.д, не давая минусов к скуке и настроению ). Учитывайте также тот факт, что некоторые скоропортящиеся продукты портятся быстрее, а некоторые медленнее. Например, практически любое мясо в игре становится несвежим уже за 1 игровой день пребывания вне холодильника, в то время как яблоки и апельсины могут оставаться свежими около 7 игровых дней. Все найденные продукты длительного хранения настоятельно рекомендуется сохранить на будущее. По возможности следите за своим весом- он должен быть в районе 80 кг., чтобы Вы не имели отрицательного влияния ожирения и недовеса. Поскольку в первые дни и недели Ваш персонаж будет весьма активен, Вам нужно получать около 2000(или чуть больше) калорий в день ,чтобы вы не теряли вес и не увеличивали его. Для этого ешьте такие быстропортящиеся продукты как арбузы, ветчину, мороженое,а также различную выпечку в умеренных количествах вместе с другой едой. Помните- чем меньше Вы бегаете и сражаетесь с зомби, тем меньше вам нужно калорий и наоборот.

Кулинария

Хорошо развитый навык кулинарии может стать отличным бонусом в условиях зомби-апокалипсиса! Развивая этот навык, вы сможете получать больше очков насыщения от любого блюда, приготовленного вами, а также получать больше бонусных очков, снижающих скуку и печаль.Как и было упомянуто выше, вы можете добавлять несвежие продукты в такие блюда, как суп, рагу, салаты и т.д. Для готовки вам потребуется любой источник тепла (электроплиты, микроволновки, барбекю и др.). Будьте осторожны при готовке- невыключенная плита или микроволновка может спалить всю вашу базу! Дабы не допустить такой неприятной ситуации, вы можете отрегулировать время выключения вашей плиты или микроволновки , нажав на неё правой кнопкой мыши и выбрав соответствующую опцию в меню. Кроме этого, здесь же вы можете отрегулировать температуру готовки (чем она больше- тем быстрее готовятся ваши блюда) Такие источники тепла, как барбекю, печи, камины и костры требуют топлива, но могут быть использованы независимо от того, есть ли электричество.

Плотничество

Во время зомби апокалипсиса нигде не безопасно. Но это не остановит тебя в баррикадировании дома, который тебя заинтересовал. Некоторые здания более безопасные, чем другие. Двухэтажный дом с несколькими дверями и несколькими окнами более рекомендован. В случае прорыва в дом, ты всегда сможешь уйти через окно используя тряпичную веревку . Для максимальной защиты и скрытности, заколачивайте каждое окно досками и простынями .

Между 0 днем и 2 месяцем игры, отключится электричество.

Холодильники больше не будут сохранять еду и свет больше не включится. Вы больше не сможете готовить еду, только если не на костре или на грилле заправленным газом. Очень скоро, вся скоропортящаяся еда испортится и тебе придется выживать на не портящейся еде пока ты не сможешь заняться фермерством , рыбалкой , или охотой для того, чтобы обеспечить себя едой.

Внутриигровые события

В игре на текущий момент существует два рандомных события. Иногда игроки могут слышать выстрелы или звук вертолетов над головой. Они оба имеют одну цель: массовая миграция популяции зомби, и у них нет конкретного источника в игре. Когда ты услышал их, будь уверен в изменении дислокации орд зомби.

Не жадничайте. Лучше обчистить дом два раза, чем перегружать себя и выдохнуться в критический момент. Кроме того, некоторые предметы становятся полезными только спустя какое-то время,

Не играйте в героя. Даже самый сбалансированный набор перков и укомплектованная поклажа не спасут вас от излишней наглости. Если видите, что ваше убежище окружено ордой, найдите в себе силы зайти туда позже или переждать в другом месте. Серьезно, оно того не стоит.

Не ограничивайтесь одним убежищем - организуйте схрон в других местах, к примеру, в домах на окраине города. Так вам будет значительно проще пережить миграции орд мертвецов.

Не бойтесь отключения электро-, водоснабжения. Самой большой неприятностью, связанной с их отсутствием, является порча продуктов. Одного ящика для сбора дождевой воды вполне хватает, другое дело, если вы планируете в будущем содержать огород.

Ошибки, которых лучше не допускать.

Начать пожалуй стоит с простейшего-с ошибок! Многие новички не вдаваясь в подробности могут случайно совершить ошибки, которые привидут их в очень плохую ситуацию или к смерти! Сейчас мы их и рассмотрим.
1-ая и самая часто встречающаяся ошибка-бой с толпой зомби, когда есть возможность их растянуть и перебить по одиночке. Эта ошибка может с достаточно большой вероятностью свести вас в могилу ибо зомби-животные стадные, а в одиночку особой угрозы они не представляют.
2-ая ошибка-ходьба или бег без осматривания спины и всяких углов. К примеру деревьев в лесах. Совершал такую ошибку сам, но тогда в лесу сидела не толпа, а 2 зомбака и в общем обошлось сломанным ножом.
Ошибка №3-пожирание всего подряд. Я понимаю, что не всегда есть возможность приготовить еду или съесть то, что лежит в холодильниках, но в первую очередь надо есть именно то, что быстро испортится, когда вырубят свет.
4-ая ошибка (в особо парашных случаях смертельная)-постоянный бег! Кто бы мог подумать?))) Нет, серьёзно. Если долго бежать перс выдыхается и ходячие могут догнать и ввалить царских люлей! Если же вы всё же заработали напряжение, то просто передохните в любом безопасном доме, а если напряжение сильное лучше поспать, но дома, где зомби тебя не достанут. Но спать надо в полной безопасности, правда об этом будет другой раздел.
5-ая ошибка совершается иногда даже опытными игроками-тактика,На пролом!". Причина включения в список ошибок такого поведения проста! И называется она СИГНАЛИЗАЦИЕЙ! Ах сколько раз приходилосб удирать от орд зомби после не осторожного проникновения в дома...
6-ая ошибка-огнестрел, да и любой лишний шум вроде разбитых окон. Всем я думаю известен тот факт, что шум привлекает лишнее внимание. Способ не совершать эту ошибку таков:
1) Не палить из огнестрела! (Лишь в крайних случаях можно позволить и то не много)
2) Не бить окна на право и на лево!!!
7-ая ошибка-отсиживание королевского зада в доме, когда над вами кружит вертолёт.
И пожалуй последняя ошибка-сон в не зачищенном и не укреплённом здании. Да я знаю, что укреплять скажем класс-это геморойно и дорого, но можно устроить отдых в меньшей комнате, а дверь подпереть мебелью.
Если вдруг не понятно насчёт правильного и более менее безопасного боя, то вот видос!

Всем я думаю известна фраза: ,Мой дом-моя крепость!". В этой игре данная фраза станет вашим кредо. Ибо тот ленивый за ец игрок, который живёт в доме без хотя бы барикад станет чьим-то обедом или ужином.
Начать рассказ о почти идеальной базе пожалуй стоит с выбора места для неё.
Самое надёжное место для базы конечно же лес! Там мало зомбятины, много топлива для костра и целая куча места для ловушек, благодаря которым вы будете получать еду. Но в лесах мало водоёмов. В качестве примера приведу пожалуй Малдро. Около богатых домов есть хороший такой участок леса рядом с водоёмом.
Если же влом бегать каждый раз в город, то можно обустроить дом на складах всё того же Малдро.
Когда вы выбрали место и зачистили его, базу можно начинать укреплять. Укрепляется база 2 ресурсами: Досками и металическими листами (средними). Металические укрепления более прочные, но требуют наличия газового резака, который заправляется балонами с пропаном.
На взгляд мой и моего друга, а по совместительству ютубера обязательно сделать нужно:
1) Если база имеет 2 этажа, то найти кувалду, спустить тряпичные верёвки (штуки 2-3), сломать лестницу и стены. Так вы обезопасите себя от ночного вторжения и увеличите пространство на этаже.
2) Обязательно сделать резервный склад.
3) Запастись медикаментами на случай осады зомби.
4) Сделать несколько перевалочных пунктов с водой, едой и медикаментами.
5) До отключения света найти генератор и журнал по его использованию. Или возьмите в самом начале профессию электрика.
6) Принести на базу ещё, как минимум 1 холодильник
7) Сделать огород, когда периметр будет в безопасности. Ну или можно использовать крышу. Только надо перед этим найти мешок и лопату.
8) Если воды нет, а она нужна, то ставьте к себе на базу куллеры из других зданий. Так же можно положить любую тару на подобие кастрюли на пол и ждать дождя. НО ТАКУЮ ВОДУ НАДО КИПЯТИТЬ!!!

Продвинутая база. (с 4 лв стройки)

Дожили таки? Хорошо. С 4-го уровня стройки вы сможете получать воду для полива грядок и для питья буквально с небес! 1-ое, что вам понадобится после достижения 4-го лвла стройки-это бочки для сбора дождевой воды.
Далее вам нужно будет найти ещё 1 генератор и подключить к бензоколонке. Чтобы ваш домашний генератор вас не убил не ставьте его в самом доме!!! Ставьте его рядом с ним. Ваша главная цель-6 лвл стройки. Тогда вы сможете построить лестницу и соответственно сделать ещё 1 этаж или огород на крыше. Нужно так же сделать компостер ибо сомневаюсь, что без удобрений жить проще, чем с переработкой гнилья в полезный ресурс.

По мере прокачки стройки и металообработки вы сможете строить более прочные стены из металла. Пожалуй про стройку всё

Эх... Пора уже всё таки запилить раздел про машины... Сколько же матюков вылетело в сторону игры пока я пытался её запустить после выхода машин... Но игра работает благодаря одному челу из комъюнити. Спасибо ему большое. И теперь этот раздел будет доделан в ближайшее время.
Первое, что надо знать любому механику\выживальщику\еврею --машины разделены на пока что 3 класса:
1) Стандартные\семейные
2) Грузовые
3) Спортивные
Для обслуживания каждого из этих классов требуется прочитать журнал по нужному классу (а желательно по всем). Есть некоторые особенности у этих классов:
1) Семейные или же стандартные автомобиль-это сбалансированные автомобили. Средняя грузоподъёмность, средняя скорость.
2) Грузовые автомобили имеют большую грузоподъёмность, но чаще всего меньшую скорость. Самые годные грузовые автомобили имеют грузоподъёмность до 90 кг, а если юзать сумки, то это значение можно увеличить.
3) Спорт кары ясен пень прямо таки летают. (Насчёт грузоподъёмности увы сказать ничего не могу ибо мой друг ый еврей.)
Теперь стоит сказать пару слов о навыке, который завезён в игру: ,Механика".
Навык в общем нужен для демонтажа\монтажа деталей (влияет на шанс поломки) и для открывания новых возможностей в меню автомобиля
Для осуществления действий с деталями в основном нужны:
1) Отвёртка
2) Разводной ключ
3) Крестообразный ключ
4) Насос (чтобы накачивать шины)
5) Зарядка для аккамулятора
6) Домкрат
7) Обязательно с собой таскать канистры 2-3 на всякий случай, а так же несколько топоров на случай важных переговоров.
Само обслуживание машин дело порой бесящее ибо деталей мало, а благодаря сбиванию зомбей, фонарных столбов и много чего ещё придётся снимать детали и менять их... Ну или иногда чинить их. В целом если завалить демонтаж ничего не будет, но потратится часть запаса прочности детали, а монтаж многих частей требует хорошо вкаченного навыка механики. Так что остаётся только фармить на вкручивании и выкручивании фар.
В автомастерских и на заправках можно найти разные части машин, в том числе и улучшенные. К примеру мне попался увеличенный топливный бак для грузовой машины, когда я лутал мастерскую. Так же стоит знать, что износ детали влияет на её свойства!!! Так к примеру если у вас грузовик с вместимостью 90 кг, то при повреждении багажника грузоподъёмность уменьшится, а если у вас выбиты окна и вы налетели на зомби... О_О
ВОЗМОЖНО БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ!

Их много и мне если честно влом их все описывать. Так что смотрим видос!Сделаю исключения для перка механик, который стоит 5 очков и даст вам +3 к механике и Демона скорости, который стоит 1 очко и даёт буст к скорости. Имеет отрицательный аналог.

Медицина.

Вот и больная в прямом смысле тема подъехала. В игре достаточно много различных ситуаций, когда вы можете получить травму. К примеру вы *бнулись упали со 2-го этажа....кому-то бухать надо было меньше....и получили перелом. Что же делать??? В этом разделе и узнаете. *Перелом при падении со 2 этажа теперь получить нельзя*
Виды травм:
1) Царапина. Лечится бинтами, но обязательно нужно дезинфецировать ибо есть шанс заражения (не зомби вируса). Лечится быстрее если много жрать, но не переешьте)))
2) Боль. Боль сопровождает любую травму. Если боль слабая, то пройдёт сама и довольно быстро, но если боль сильнее, то нужно принять обезболивающее. При сильной боли перс медленнее перемещает предметы в инвентаре.
3) Перелом. А вот это может стать вашей последней травмой. Ибо вы будете очень медленно ходить. Даже медленнее зомби. Лечится так: накладывается шина, перевязывается, а потом вы сидите дома.
4) Ожоги. Лечатся долго, боли приносят много.
5) Укус. ГГ
6) Простуда. Вы заболели? Сидите дома, хавайте горячую пищу...глядишь поможет.
7) Лихорадка. Чаще всего это последствие укуса. Если вас цапнули и вы видите лихорадку, то создавайте нового перса.
8) Перегрев. Просто снимите всю одежду и вам будет норм.
9) Переохлаждение. Одевайтесь теплее...
10) Перевес. С каждой стадией движение замедляется. На последней стадии вы не сможете бегать. Лечится принудительной изоляцией от магазов.
11) Осколки стекла в конечности. Если вы мега гениальны и не убрали остатки стекла после его разноса битой или ножом, то поздравляю! Вам будет ооооооооооочень больно. Лечится это в несколько этапов.
11.1 Убираем стекло пинцетом
11.2 Зашиваем рану с помощью иглы и нити.
11.3 Дезинфицируем и накладываем бинт.
Чтобы быстрее выздоровить жрём, жрём, жрём и ещё раз ЖРЁМ!

Травничество (в планах)

Фермерство.

Рыболовство.

Рыболовство так же, как и фермерство очень поможет выжить в суровом мире игры Project zomboid! Всё, что нужно чтобы начать-это удочка, наживка (червь) и желательно книга для 1-2.
По мере прокачки вы найдёте журналы, в которых узнаете, как сделать сеть и сможете спокойно оставлять её в озере пока занимаетесь чем-то важнее.
*В ОЗЁРАХ ЕСТЬ ЛИМИТ ПО РЫБЕ И ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ СВОИХ ЗАПАСОВ БЛИЖЕ К ЗИМЕ ЭТО НАДО УЧИТЫВАТЬ*

На тот случай если вам влом стоять часами у пруда и гадать поймаешь или нет, то этот раздел для вас! Охоту можно начать прокачивать с того момента, когда вы найдёте и установите мышеловку (не забудте про приманку), но сначала поймайте, а потом опыт получайте. По мере прокачки или с нахождением журнала вы откроете более совершенные ловушки, которые помогут вам поймать более крупную добычу. Это можно посмотреть в видео.

Годнота, с которой можно поиграть.

Пока раздел про машины допиливается решил скинуть ссылки на моды, которые в общем и целом могут доставить удоволиствие.
1) Русская локализация. (уже переведено)

2) Бочки с топливом.

3) Сух паёк.

4) Больше огнестрела. (Есть даже пушки с глушителями)

5) Для маньяков.

6) Упрощает поиск нужного крафта.

7) Не советую совсем новеньким т.к. зомби с этим модом не настолько тупые. Во всяком случае ночью.

8) Больше сумок.

9) Как админ бита, но только халявная, даётся сразу да ещё и светит на несколько клеток вокруг.
3) Если вам вовремя не удалось добраться до базы и вы застряли где-то в торговом центре и т.д. и к тому же хотите спать, то ставьте стул в относительно безопасной комнеате, и подоприте дверь столом или бочкой
4) Разбирайте радио, наушники и т.д. Это поможет вкачать навык электроники.
5) Не пейте много алкоголя. А то можете упасть со 2 этажа и вам п*зда. Лучше оставьте его в качестве замены бутылке диз. раствора. А если не хотите верить словам, то смотрите на фотку!
6) Оглядывайтесь чаще. Зомби те ещё спиногрызы...
7) Не вламывайтесь в только что разбитые окна или придётся делать операцию...Лучше уберите остатки разбитого стекла и не рискуйте.
8) Не бегайте по городу ночью если у вас стоит сборка Расты или просто есть мод Noctual zombies! Поверьте! Хорошим это не кончится. Даже если нет модов. Ибо ночью темно, как в ж*пе негра доме, когда нет света поздним вечером.
9) Ставьте ловушки для мелких животных, как можно ближе к лесу, а лучше в самом лесу.
10) Носите с собой кувалду. Она может спасти вам жизнь!
11) В начале игры запаситесь ножами. Это очень помогает, а лучше вообще избегайте стычек с зомби.
12) При выборе места постройки базы обратите внимание на дальность этого места от города и водоёма, а так же на кол-во зомби.
13) Чтобы быстрее вкачать стройку разбирайте мебель в домах+вы получите гвозди. Так же стройка качается методом установки и снятия баиркад.
14) Сделайте несколько надёжных путей оступления. Мало ли вертушка прилетит.
15) Когда над вами начнёт кружить вертолёт бейте зомби-одиночек и не дайте им собраться в орду!
16) Если вы строите базу сами, то можете для освещения использовать лампы, снятые с других домов при наличии генератора на базе.
17) Всегда таскайте с собой бутылку диз. раствора, пинцет, иглу и нить, а так же штук 5 бинтов или рваных тряпок. Рано или поздно это продлит или спасёт вам жизнь. (Персонаж в этой игре очень любит вместо прохода через открытую дверь лезть в разбитое окно и ловить осколки в конечности.)
18) Если же вы строите базу, то скомуниздите кровать из дома того, кому она уже всё равно не нужена. Но будте готовы, что кровать нужно таскать по частям. Однако если вы играете с другом, то это сильно упростит вам задачу. Что проще? Создать 2 палатки или спереть 1 кровать двухспальную? Выбор за вами!
19) Нужны окна на новой базе? Стащите их из города! Но будте готовы к тому, что далеко не все попытки окажутся успешными. (Шанс поломки окна при демонтаже = 65%)
20) Вы можете записывать свои задачи в блокнот с помощью ручки. Иногда это сильно помогает.
21) Для лучшей ореинтации по тому или иному городу нужно найти карту. Карту можно найти в зомби, магазинах и на заправках. Иногда в зомби может быть предмет,Annotated map" или же,Карта с заметками". Посмотрите эту карту и там вы найдёте метки бывшего владельца этой карты. Вы так же можете ставить и удалять метки на картах. Для этого найдите карандаш или ручку и ластик.

Остались вопросы? Оставляйте! (можно в профиле) Обязательно отвечу! И приятного выживания)))

Кулинария (Только начал)



Случайные статьи

Вверх