Новая церковь на рождественском бульваре. Все выше, выше и выше

Мы пройдем по Рождественскому и Сретенскому бульварам, заглянем на близлежащие улицы, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.
Мы увидим скульптуру Георгия Победоносца, зайдем в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, познакомимся с памятником «Нефтяная установка" и зданием Сандуновских бань, а также узнаем откуда пошло название Звонарского переулка.

Перейдя через Трубную площадь, мы оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» .

Отсюда и начинается Рождественский бульвар. На противоположной стороне - еще одно строящееся современное здание.

Сразу за «Неглинной плазой» свернем направо, на улицу Рождественка . Здесь, по левой стороне, мы сразу же видим стену Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с надвратной Церковью Евгения Херсонского .

Нетрудно догадаться, что именно в честь монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.

Монастырь мы обязательно посетим, но сейчас пройдем чуть дальше по правой стороне улицы. На пересечении Рождественки и Звонарского переулка располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях .

Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле .

Спустившись немного вниз по крутому склону переулка, мы оказываемся у зданий Сандуновских бань . Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века.

Интересный факт: именно в «Сандуны» отправились 31 декабря герои фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Разумеется, съемки происходили не в самих банях, но декорации, созданные на Мосфильме, в точности повторяют интерьер Сандуновских бань тех лет.

Возвращаемся обратно на Рождественку. Через монастырские ворота, расположенные под Церковью Евгения Херсонского, заходим на территорию монастыря.

Перед нами предстает главный Храм обители - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .

Храм, находящийся справа от нее, это Церковь Иоанна Златоуста .

Слева от Церкви Рождества мы видим административные монастырские здания с Церковью Казанской Божьей Матери . Однако проход туда закрыт.

Здесь стоит отметить, что порядки на территории монастыря довольно строгие. Фотографировать, конечно же, разрешается, а вот гулять простым посетителям можно только по основной площадке, между стеной и двумя основными церквями. Проходы же вглубь монастыря закрыты.

Поэтому, осмотрев то, что доступно мирянам, мы покидаем монастырь.

Возвращаемся на бульвар.

Повернув направо, мы можем лицезреть Церковь Казанской Божьей Матери с более удобного ракурса.

Следующие за монастырем здания, особняк Г.К. Ушкова (дом №10)

представляют собой памятники архитектуры XIX вв. На 12-м доме мы можем наблюдать две памятные доски. Первая посвящена польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому.

Другая - Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.

Следующее здание (дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной . В 1840-е годы домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.

Перейдем на другую сторону бульвара.

Название происходит от Печатной слободы, располагавшейся здесь с XVI века. Здесь селились мастера печатного дела, служившие при Печатном дворе на Никольской улице . (Примерно по этому же принципу, только гораздо позже, в XIIX веке, получил свое название район Печатники на юго-востоке города).

Следуя далее, мы выходим на площадь Сретенские ворота . На противоположной стороне улицы, в начале Сретенского бульвара, установлен памятник Н.К. Крупской .

Супругу и соратницу В.И. Ленина обычно было принято изображать зрелой, умудренной годами женщиной с суровым взглядом; здесь же мы видим совсем юную девушку, делающую первые шаги на пути революционной борьбы. Сзади за скульптурой установлены два гранитных пилона, на которых выбиты цитаты из трудов Крупской.

Прежде чем пройти к Сретенскому бульвару, повернем направо, на улицу Большая Лубянка . Пройдя буквально несколько шагов, мы увидим небольшую (чуть больше человеческого роста) стену, украшенную таким же небольшим куполом над железными воротами.

Зато иконы здесь располагаются прямо на стенах, и каждый, проходящий мимо, может перекреститься и произнести молитву, даже не заходя в Храм.

В летнее время, когда иконы обрамлены листвой, это выглядит особенно живописно.

А за зданием Собора полным ходом ведется строительство.

Здесь будет располагаться школа Сретенского монастыря.

Возвращаемся на бульвар. Собственно, сам бульвар довольно короткий. Пройдя от Большой Лубянки буквально 30 метров, мы уже видим Тургеневскую площадь с ее доминантой - Главным офисом компании "Лукойл" .

Из зданий же, расположенных на бульваре стоит отметить дом №6, состоящий из двух корпусов, принадлежавший до революции Страховому обществу «Россия» .

Здание, построенное в конце XIX-го - начале ХХ-го вв. в стиле позднего итальянского ренессанса, знатоками архитектуры считалось если не самым, то одним из самых красивых зданий Москвы того времени. Кованая ограда, башни, увенчаные куполами и остроконечными шпилями, к сожалению, многие детали декора здания на сегодняшний момент утрачены.

Помимо этого, Дом Страхового общества "Россия" являлся наиболее современным в техническом отношении зданием начала ХХ века. Он имел собственную электростанцию, которая освещала квартиры и приводила в движение лифты, внутри здания была обустроена собственная артезианская скважина, квартиры были оснащены всеми удобствами настолько, что могли бы посоревноваться с некоторыми современными жилыми домами.

Сегодня, наряду с различными учреждениями, часть помещений в здании занимает Театр «АРТО» .

Венчает Сретенский бульвар уже упомянутое нами здание Главного офиса компании "Лукойл".

Построенное уже в новейшей истории страны (2004 год) здание, очевидно, выпадает из общей концепции Бульварного кольца, большинство строений которого редко превышает 4-5 этажей.

В сквере, на пересечении бульвара и Тургеневской площади, установлен памятник В.Г. Шухову , выдающемуся инженеру, внесшему бесценный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности (именно он был руководителем строительства первых российских нефтепроводов).

На противоположной стороне площади мы видим здание Торгово-делового центра «Чистые пруды».

Между зданием офиса «Лукойла» и ТДЦ «Чистые пруды» начинается проспект Академика Сахарова .

Строительство нового пропекта, соединяющего Бульварное кольцо с Садовым , параллельно Мясницкой улице, планировалось еще в конце 30-х годов ХХ века, но помешала война. Власти города вернулись к этому проекту в 1970-х годах. С одной стороны, строительство широкой магистрали было обосновано, так как Мясницкая улица (в советские годы переименованная в Кировскую) уже тогда не справлялась со все возрастающим транспортным потоком, с другой же, проспект в буквальном смысле "прорубался" сквозь исторический центр города, сносились ценные с точки зрения архитектуры и истории здания, менялся сложившийся столетиями облик исторического центра.

Кстати, подобная участь ожидала и район между Тургеневской и Лубянской площадями, проспект (носивший проектное название Новокировский) предполагалось проложить и в южном направлении. Этим планам не суждено было сбыться из-за распада СССР.

Повернем в сторону проспекта Академика Сахарова. У главного входа в офис «Лукойла», мы видим небольшой символический памятник «Нефтяная установка» , муляж агрегата, добывающего нефть.

Проходя мимо этого импровизированного памятника, каждый прохожий думает о разном: одни - о мощи отечественных нефтедобывающих компаний, другие - о нефтяной зависимости экономики нашей страны.

А сразу за небоскребом, в Уланском проезде, мы видим небольшую церковь Святителя Николая в Дербеневе .

Зайти в метро можно как через наземный вестибюль «Чистых прудов», так и через подземный переход на станции «Тургеневская» и "Сретенский бульвар" .

На этом наша прогулка закончена.

Является одной из древнейших женских обителей города Москвы. Расположена святыня на пересечении Рождественского бульвара и улицы Рождественка.

Основала его еще в 1386 году княгиня Мария Константиновна, приходившаяся женой князю Андрею Серпуховскому, а также матерью князю Владимиру Храброму. Перед самой своей смертью основательница приняла монашеский постриг и была наречена Марфой. Случилось это в 1389 году.

Первоначально Рождественский монастырь располагался на территории Кремля в Москве и носил имя Рождества Богородицы что на Рву. Также есть предположение, что обитель на самом деле изначально создали у Кучкова поля на берегу речки Неглинной , где размещались владения Владимира Андреевича Серпуховского.

В 30-х годах пятнадцатого столетия постриг в монастырских стенах приняла жена князя Владимира Храброго - Елена Ольгердовна, нареченная Евпраксией. Она пожертвовала на обустройство обители несколько сел с деревнями. Прожила княгиня здесь до 1452 года и была предана земле, согласно завещанию, на монастырском погосте.

Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история

Одноглавый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен из камня в период с 1501 по 1505 годы. Культовое здание выполнили в стиле раннемосковского зодчества. Облик святыни значительно поменялся после большого пожара 1547 года: в течение 150 лет вокруг него проводили различное строительство.

История Рождественского монастыря связана с именем Соломонии Сабуровой - жены царя Василия III, которую насильно постригли здесь в монахини 25 ноября 1525 года и дали ей имя София. Пробыла царица в этих стенах вплоть до переезда в Покровский монастырь города Суздаля.

В один из летних дней 1547 года, во время случившегося на территории монашеской обители пожара, пострадали многие постройки, в том числе и каменный собор. Восстановили его довольно скоро по обету, данному женой Иоанна Грозного - царицы Анастасии Романовны. Сам царь издал указ о строительстве Никольского придела в южной апсиде Рождественского храма.

В 1670-х годах Рождественский храм становится местом погребения представителей княжеского рода Лобановых-Ростовских: к главному собору обители, с восточной стороны, пристроили их усыпальницу. Уже в девятнадцатом столетия сверху над ней вырос второй этаж для размещения там монастырской ризницы.

В период с 1676 по 1678 году возводится каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, а также трапезная и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства выделила княгиня Лобанова-Ростовская Фотиния Ивановна.

На ее же деньги вокруг монастыря была выстроена в 1671 году и каменная ограда с четырьмя башенками.

В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами возвели колокольню с церковью, освященной во имя священномученика Евгения - епископа Херсонского. Проект выполнил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделил С.И. Штерич.

Трехэтажные кельи были построены уже в начале двадцатого столетия. Там же разместили и классы церковно-приходской школы.

Реконструкцию церкви во имя Иоанна Златоуста выполнили по проекту зодчего Петра Алексеевича Виноградова в 1903-1904 годах. Этот же архитектор построил в 1904-1906 годах храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

При Рождественском монастыре, до прихода к власти большевиков, действовал приют для девочек-сирот.

Закрыли обитель в 1922 году, после чего основательно разграбили. Только серебряные ризы, снятые с образов, позволили вывезти около 17 пудов серебра. Иконы из храмов монастыря, правда, переместили сначала в церковь Николая Чудотворца в Звонарях, а уже после - в Знаменский храм в Переяславской слободе.

В годы советской власти помещения отдали под научные, учебные, а также конторские заведения. В кельях появились коммунальные квартиры. Интересно, что некоторым бывшим монашкам все же позволили остаться на месте, а две из них проживали в этих стенах вплоть до конца 70-х годов прошлого столетия.

Монастырский некрополь был разрушен, как и часть стен его окружавших.

В 1974 году Рождественский ставропигиальный женский монастырь передали в ведение МАРХИ, после чего здесь был открыт «Музей-заповедник древнерусского искусства и зодчества». После окончания реставрационных работ в Рождественском соборе создали архив одного из московских научно-исследовательских институтов.

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.


Местность эта известна с конца XIV века. Когда на крутом берегу реки был выстроен Рождественский девичий монастырь. Основан он был на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле. От Рождественского монастыря, окруженного сначала деревянными, а позднее каменными стенами, спускались по склону к речке монастырские огороды. Монастырские работники селились поблизости.

Земли, расположенные за стенами монастыря, стали осваивать уже в XVI веке.
В XVII веке за стенами Белого города, образовалась Печатная слобода, в которой селились типографы Печатного двора, расположенного на территории нынешней Никольской улицы.

После разрушения стен Белого города, территория застраивалась лавками купцов и горожан в хаотичном и стихийном порядке, даже, несмотря на указ Екатерины II, предписывающий устройство бульвара на месте снесенной крепостной стены.

Во время Отечественной войны 1812 года из-за пожара, купеческие лавки сгорели. Но внутренняя часть Рождественского бульвара чудом сохранилась. И уже после войны в 1820 году началось обустройство бульвара.
Была высажена зеленая аллея, спускающаяся к Трубной площади. А на месте сгоревших домов построены капитальные каменные здания.

Несмотря на многочисленные перемены, переобустройства и исторические события, место это сейчас является очень живописным уголком Москвы.
В самом начале, в окружении Трубной площади сейчас, увы, сплошной новодел.
На месте дома №1/2 когда-то находился третьеразрядный трактир "Крым". Простые люди называли это заведение Ад. А вот для уголовников тут был рай, где делилось и прогуливалось награбленное. Здание простояло до середины 1980-х годов, и было снесено перед Олимпиадой, а на освободившемся месте тогда воздвигли Дом политического просвещения архитекторов В. С. Андреева и К. Д. Кислова.
Просуществовало здание до начала нынешнего века. На его месте сравнительно недавно выстроили многофункциональный комплекс «Легенды цветного».

Дома по нечетной стороне в начале бульвара, все сплошь комфортабельные жилые "доходки", появившиеся в начале XX века.
Особенно выделяется среди них дом под № 9 . Этот доходный дом княгини Бебутовой был построен в 1909 году архитектором Г. А. Гельрих в стиле позднего, но очень приятного глазу, модерна.

Перед Октябрьской революцией в доме размещалось Генеральное консульство США.
А сейчас находится Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Дом под № 10 , примыкающий к Рождественскому монастырю, доходный дом В.А. Андреева, 1903 года постройки, архитектора В.А. Кокорина.
Примечательно, что интерьеры дома были спроектированы Федором Шехтелем.

На месте этого дома в 1820-х годах была огородная земля иностранца, зубного лекаря Карла Жоли, а в начале 1830-х годов отставной флота, лейтенант, помещик Тамбовской губернии Д. Н. Сатин построил здесь двухэтажный дом с флигелями по бокам. В начале XX века по проекту архитектора Н. И. Кокорина на стены были сделаны надстройки, превратившие старые строения в пятиэтажный дом.

Под номером № 13 ныне расположены два жилых дома начала XIX века, находящиеся в основе усадьбы М.А. Лагофита.

Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 году оба здания разобрали и заменили копиями. В восьмидесятых годах прошлого века дома реконструировались, были воссозданы фасады исторических построек.

Голубой особняк под № 12 , постройки конца XVIII столетия, являющийся историко-культурным памятником федерального значения, имеет долгую и богатую историю.

Первыми хозяевами этой усадьбы на Рождественском бульваре были родственники знаменитого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина - братья Иван Александрович и Михаил Александрович.
В этом доме неоднократно проводились собрания декабристов, а в 1821 году здесь был распущен Союз благоденствия для последующего создания нового тайного общества.
Здесь часто жили декабристы Якушкин Иван Дмитриевич и Граббе Павел Христофорович. В 1826 году здесь были арестованы Фонвизин Иван Александрович и Норов Василий Сергеевич. Из этого же дома в 1828 году выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна.
Следующей владелицей особняка стала супруга крупного предпринимателя Надежда фон Мекк, которая вошла в историю как покровительница композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего у нее в этом доме. Надежда Филоретовна, купившая здание в 1869, спустя 10 лет перестраивает его по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко. В результате проведенной переделки, довольно скромный особняк Фонвизиных превратился в роскошный двухэтажный пятидесятикомнатный дворец со стилизованным под античность четырехколонным псевдопортиком.
В 1881 году в особняке фон Мекк проживал известный скрипач и композитор польского происхождения Генрик Винявский, в память о котором на фасаде дома установлена мемориальная доска.

В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.
В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.

Сейчас в этом доме находится Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству, благодаря которому здесь и была проведена последняя реставрация.
Какое-то время тут работал министр рыбного хозяйства СССР, о чем опять же нам "повествует" мемориальная доска, установленная на фасаде здания.

На самом бульваре напротив особняка в 2012 году был установлен поклонный крест в память о святой, Великой княгине Московской Ефросинии, супруге Великого князя Дмитрия Донского, преподобной Ефросинии Московской, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

Рядом, под номером № 14 не менее интересное строение, особняк Ростопчиной – Павлова.

Построен он был еще в начале XIX столетия. А нынешний вид приобрел уже в 1870 году, когда была проведена его реконструкция архитектором Андреем Николаевичем Стратилатовым. Двухэтажное строение, выкрашенное в яркий оранжево-апельсиновый цвет, довольно сильно выделяется на фоне соседних построек.

Декор богато украшен, оконные проемы обрамлены шикарной лепниной, гирляндами и венками.

Первой известной хозяйкой этого особняка была графиня Ростопчина, но какая именно, не известно. Дело в том, что представительниц этого рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой. И, что самое интересное, документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой.

В конце 20-х годов XIX века домом владел Карл Иванович Яниш, медик по образованию, впоследствии ставший профессором.
Его дочь, Каролина Карловна была также очень образована, владела языками, писала стихи, рисовала, и делала переводы для иностранных читателей произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского… Кроме того, Каролина была еще и красавица, в которую влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у нее руки. Но, родители высказались против этого брака и выдали ее замуж за беллетриста Николая Филипповича Павлова.
На знаменитые "павловские четверги" собиралась вся литературная Москва.
Бывали здесь и Гоголь, и Герцен, и Огарев… захаживал и, Петр Яковлевич Чаадаев, и Константин Сергеевич Аксаков, и Афанасий Афанасьевич Фет/
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в ссылку на Кавказ…

Доходный дом напротив, под номером № 15 , был построен на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе.

Отделка фасада довольно строгая, выделяют его лишь изящные чугунные балкончики.
Еще один декоративный элемент, небольшой псевдопортик в центральной части здания.

Соседнее здание, под номером № 17 смотрится гораздо наряднее.

Это доходный дом Н. И. Силуанова, был построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким. Украшают здание декорированные элементы модерна. Тут и плитка зеленовато-коричневатых тонов, и лепнина над окнами в виде раковин и картушей.

Под номером № 19 находится доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики, построенный в 1914 году по проекту архитектора Д. Челищева.

Шестиэтажное здание, выкрашенное в серый цвет, облицовано модным в те времена материалом, под названием, портландцемент. Фасад украшают редкие лепные вставки, да скругленный эркер в центральной части. В этом доме жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин, неоднократно посещавший это семейство.
Небольшой двухэтажный особнячок под номером №21 , доходный дом банкира И. И. Джамгарова, был построен в качестве городского особняка в стиле XIX века.

Еще одно интересное строение по четной стороне. Дом под номером № 16 .
Городская усадьба А.П. Карамышевой - доходное владение К.Е. Ценкер.
Эту классическую постройку конца XVIII века, созданную архитектором И. С. Каминским, отличают так сказать закругленные формы, привлекающие внимание. А также кованый чугунный балкончик, служащий украшением фасада. Здание, правда, до неузнаваемости искажено перестройками 1852 и 1869 годов, предпринятыми его новым владельцем немецким купцом Ценкером: с главным корпусом соединены боковые флигеля, по- новому пробиты окна, крыша украсилась высокой балюстрадой.

В этом доме в период с 1933 по 1943 годы жил писатель Демьян Бедный.

Замыкает бульвар бывший «гостиничный дом» - один из тех, что во исполнение указа Павла I строили около упраздненных ворот Белого города. Этот торцевой дом у Сретенских Ворот ничего не сохранил от своего первоначального облика, он был глобально перестроен в 1892 году по проекту архитектора П.А. Ушакова.

На углу с улицей Большая Лубянка, необычный, "дырявчатый" домик под номером №23 .

Доходка Е. З. Мелас - С. И. Малютина, построенная в 1896 году, архитектором М. А. Арсеньевым.

Данное угловое владение сложилось из двух территорий, объединенных в 1820-х годах, после покупки на торгах гречанкой Екатериной Мелас. В 1870-х годах владелец участка - почетный гражданин, купец Иван Малютин возводит каменное здание по проекту архитектора П. С. Кампиони, а в 1890-х годах - угловую часть по проекту архитектора М. А. Арсеньева. В доме находились меблированные комнаты “Родина”, “Самарканд”, “Сретенское подворье”, трактир "Орлова", букинистический магазин Петра Куприянова.

По нечетной стороне после 21-го дома находятся владения Сретенского монастыря, заслуживающие отдельного рассказа.
А в самом конце бульвара стоит красавица –церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Этот каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи, опираясь на надпись, обнаруженную на одном из образов храма.

В войну 1812 года храм был разграблен французами, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. А В 1897-1902 годах трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина.
После революции церковь закрыли. Здание было отдано тресту Арктикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР».
В 1994 году он был освящен заново.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета серебряник, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.



Случайные статьи

Вверх