Паста со сметанным соусом и брокколи
Лично мне очень нравятся овощи под сырной шапочкой, и не важно какие. В данный момент на рынках и в супермаркетах...
Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.
Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.
Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".
Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.
Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.
Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.
Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились
Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.
Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.
Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.
Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.
Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.
Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.
После распада СССР и мировой системы социализма продолжалось строительство нового общества в Китае, Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе. «Китайский социализм» строится более пятидесяти лет. Большие изменения в стране начались после смерти авторитетнейшего лидера Мао Цзэдуна. Его похоронили в хрустальной усыпальнице на площади Тяньаньмынь. Но новые руководители КНР не стали заниматься разоблачением ошибок умершего вождя и оправдывать ими свою собственную несостоятельность. В 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство Коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности.
В сельском хозяйстве трудовые крестьянские коммуны (аналог советских колхозов) были разделены на индивидуальные, семейные крестьянские хозяйства. Земля осталась общенародной собственностью. Небольшие группы администраторов следили за выполнением необременительных повинностей в пользу государства. Крестьяне получили возможность самостоятельно реализовывать большую часть своей продукции, приобретать сложную сельскохозяйственную технику, объединялись в кооперативы в зависимости от назревших потребностей. В промышленности была расширена самостоятельность предприятий. В городах разрешалось создание мелких и средних частных предприятий, которые стали не столько составлять конкуренцию, сколько дополнять работу крупных предприятий. При проведении конверсии военных заводов китайцы предпочитали сначала создать новое перспективное предприятие, способное выпускать конкурентоспособную продукцию, и обеспечить работой высвобождающихся работников, а уж потом ломали сам военный завод. В портовых городах были созданы свободные экономические зоны с особыми условиями для предпринимателей, прежде всего зарубежных. Исключительно важным фактором для успехов экономических реформ в Китайской Народной Республике были традиционные трудолюбие, дисциплинированность, рационализм и привычка подчиняться руководству, свойственные китайскому народу и его менталитету.
В течение первых десяти лет реформ промышленное и сельскохозяйственное производство выросло вдвое, а по некоторым показателям утроилось. Среднегодовой прирост валового национального продукта составлял не менее 9%, что в три раза превосходило среднемировые темпы прироста. В последующее десятилетие китайская экономика столкнулась с проблемами «перегрева» и «перегрузки».
Как и во времена нэпа в Советской России, китайское общество столкнулось с проблемами резкой имущественной дифференциации, усилением коррумпированности чиновников, недовольством работников государственных предприятий и т. д. Однако руководство Коммунистической партии Китая не стало сворачивать реформ, как это сделал Сталин после смерти Ленина. Не вступило китайское руководство и на путь политической и идеологической либерализации по примеру Горбачева. Более того, в мае 1989 г. оппозиционное выступление студентов и других групп, требовавших ослабления партийного диктата и политических реформ, было беспощадно подавлено правительственными войсками с применением танков. Резко критические выступления в защиту китайских диссидентов со стороны ведущих западных стран, некоторые меры, направленные на ограничение торговли с Китаем, были проигнорированы китайским руководством с присущим ему чувством собственного достоинства. В Китае сохраняется смертная казнь. Регулярно казнят чиновников-взяточников. На государственных предприятиях были проведены очередные реорганизации. Серьезным стимулом для китайской экономики было обслуживание огромного советско-российского рынка.
К настоящему времени КНР занимает 1-е место в мире по добыче угля, производству зерновых, цемента, хлопчатобумажных тканей, шелка, хлопка, яиц; 2-е место - по производству мяса, чугуна; 3-е - по производству проката, химического волокна. По объему ВНП Китай в 2010 г. перегнал Японию, а при сохранении или даже некотором снижении темпов прироста ВНП по этому показателю к 2020 г. он может догнать США. Во всяком случае знаменитая формула недавно умершего Дэн Сяопина - «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Главное, чтобы она ловила мышей» - помогла Китаю продвинуться далеко вперед и впервые за 2000 лет своего существования обеспечить продуктами и промышленными товарами собственного производства нормальный прожиточный минимум для 1 млрд 300 млн человек, что составляет 1/5 часть всех жителей планеты.
Серьезные проблемы в Китае вызвали меры руководства страны по ограничению рождаемости. Разрешалось иметь не более одного ребенка в семье. Эти дети стали вырастать избалованными эгоистами. Обозначилась проблема обеспечения увеличившегося числа пенсионеров, так как в Китае в силу целого ряда причин высокая продолжительность жизни. В 2010 г. появились сообщения об отмене демографических ограничений, что чревато самыми серьезными последствиями и для самого Китая, и для всего мира.
Россия в 90-е гг. XX в.
(2 Голосов)Важнейшая составная часть китайской экономической реформы - политика внешней открытости, т е переход от внутренне ориентированной к внешне ориентированной политике.
После 90 лет политики замкнутости, в 1978 г. китайское правительство приняло стратегию экономического развития, ориентированную на внешний мир. Являясь важной составной частью всей китайской экономической реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая.
Политика внешней открытости, развитие экономики, интегрированной во внешний мир не только имело важное значение для осуществления модернизации в Китае, но также служит примером для других развивающихся стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на начало реформ Китай не имел детально разработанной внешнеэкономической стратегии.
Политика внешней открытости
Китай, как одна из стран с наиболее рано развившейся цивилизацией, исторически имел широкие экономические связи с различными странами мира. Однако, начиная с XVI века приходившая в упадок династия Мин, начала осуществлять замкнутую политику. Особенно с приходом к власти династии Цинн Китай отгородился от внешнего мира, введя запрет торговых сношений с иностранными государствами. Замкнутость на протяжении нескольких веков сделала Китай бедным и отсталым; а распад феодальной системы, происшедший за эти двести-триста лет в Западной Европе, формирование внутреннего рынка во всех капиталистических странах и создание международного рынка сильно стимулировало развитие производительных сил; что составляло яркий контраст с застоем в Китае. После основания КНР, с одной стороны, отдельные страны осуществляли блокаду Китая, позже испорченные отношения с СССР ввели блокаду Китая со стороны соцлагеря; с другой стороны, сами китайцы под влиянием теории социалистической экономики считали, что введение монополии на внешнюю торговлю и строгой импортной политики соответствует интересам государства. В период «великой культурной революции» «банда четырех» пропагандировала политику замкнутости как «патриотизм» и «революционную политику марксизма», многое в этот период определялось как «преклонение перед иностранщиной» и «национальное предательство», в итоге Китай отгородился от внешнего мира и осуществил самоизоляцию.
После третьего пленума ЦК КПК XI созыва китайское руководство осознало, что закрытость от внешнего мира может только препятствовать модернизации китайской экономики. Был исследован опыт восточно-азиатского региона по развитию внешней торговли и стимулированию на этой основе модернизации экономики. В этих странах, включая Японию, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южную Корею, была выбрана внешнеориентированная стратегия развития, что подтолкнуло быстрый экономический рост. Основываясь на этом опыте, китайское правительство приняло решение следовать курсу внешней открытости.
В 1978 г. Китай - отсталая страна с большим населением и низким уровнем экономического развития: сельское хозяйство Китая в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20 %, в то время как в развитых странах она превышала 60 %. Одна из причин, приведших к отсталости промышленности и сельского хозяйства Китая - отгороженность от внешнего мира, непонимание тенденций развития мировой науки и техники, отказ от международных связей и сотрудничества. Необходимо было провести структурную модернизацию существовавших предприятий, повысить их экономическую эффективность. Нехватка средств - важный фактор, ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчетам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и ВВП в 1980 г., а также отношения между сельским хозяйством и промышленностью, для того чтобы увеличить ВВП объемом 710 млрд юаней в четыре раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1.55 трлн юаней. Но уровень национального дохода до 2000 г. мог обеспечить только 800 млрд юаней, т. е. не хватало еще 40 % средств. В то же время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Для того чтобы восполнить эту огромную нехватку средств, необходимо было активно использовать иностранный капитал и, что еще важнее, передовую технику для модернизации. Существуют данные, что на инопредприятия приходится три четверти приобретаемых Китаем новых технологий.
Дэн Сяопин, верно оценив мировое развитие в то время, указал на то, что для осуществления модернизации Китая необходимо уметь, получать международную помощь и учиться внешней открытости. Он заявил: «Политика открытости - это надежда Китая. Ни одна страна не может развиваться, изолировавшись от всего мира, не усиливая международные связи, не привлекая передовой опыт развитых стран, достижения передовой науки и техники и иностранный капитал».
Заметим, что еще в 1975 г. Дэн Сяопин указал на необходимость привлечения новой техники и оборудования, расширения экспорта и импорта. Надо было стремиться экспортировать больше продукции, чтобы в обмен получать новую технику, благодаря которой ускорять технические преобразования, повышать производительность труда. Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития.
«Только при условии внешней открытости можно полностью использовать рынок, международные и внутренние ресурсы, улучшить распределение ресурсов, подтолкнуть научно-технический прогресс, повысить экономическую эффективность, ускорить развитие китайской экономики» - так рассуждали китайские реформаторы. Только в таком случае можно будет активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции, проявлять преимущества китайской экономики, развивать открытую экономику, сделать так, чтобы внутренняя и внешняя экономика взаимодополняли друг друга, непрерывно повышая международную конкурентоспособность страны.
Внешняя экономическая открытость - это не краткосрочная, а долгосрочная политика, которая не будет меняться минимум 50-70 лет. Когда Китай осуществит свои стратегические цели, она тем более не должна будет меняться, а если и изменится, то только в сторону еще большей открытости.
Осуществление внешней открытости Китая - это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. Вместе с тем Дэн Сяопин с самого начала разработал отдельные элементы политики внешней открытости Китая.
Рассуждения Дэн Сяопина были следующими: «Экономический и технический уровень развитых стран высоки, они обладают достаточным количеством средств. А развивающиеся страны бедны либо неразвиты, для развития экономики и избавления от нищеты им необходимо привлекать средства и технику развитых стран». Дэн Сяопин говорил: «если юг не будет развиваться, сбыт капитала и продукции севера будет очень ограничен, дальнейшее обнищание юга может привести к тому, что у севера не окажется рынка сбыта». Поэтому такая взаимная потребность друг в друге развитых и развивающихся стран обеспечила возможность осуществления их взаимной открытости. Дэн Сяопин говорил о всесторонней внешней открытости Китая: «Китай осуществляет открытость по отношению к развитым странам, однако еще важнее открытость по отношению к странам третьего мира. В странах третьего мира большое население, много земли и обильные ресурсы, в области технологий у каждой страны есть свои сильные стороны, мы можем во многих областях осуществлять взаимопомощь и сотрудничество.
Это поможет экономическому развитию и преодолению трудностей каждой из стран». Хотя Китай велик и в нем представлены все отрасли промышленности, он все же не может производить всю продукцию, в которой нуждается, а иногда, если и может, себестоимость оказывается очень высокой, поэтому нужно согласно принципу сравнительных преимуществ направить внимание на глобальный рынок с целью получения наибольшей выгоды. Что касается открытости Китая, СССР и стран Восточной Европы, Дэн Сяопин считал, что экономика и технологии в СССР и странах Восточной Европы более развиты, чем в Китае, и обладают своими особенностями, и Китаю нужно их заимствовать.
Дэн Сяопин отмечал. осуществление политики внешней открытости не означает открытость только для таких развитых стран как США, Япония и страны Западной Европы. Открытость для этих стран - это всего лишь одна из сторон. Другая сторона - это сотрудничество между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. И еще одна сторона - это открытость для СССР и стран Восточной Европы. Китай осуществлял открытость по отношению ко всем странам мира. Эта стратегия всесторонней открытости соответствовала мировым тенденциям и имела важное стратегическое значение.
Особенность экономической реформы Китая - поэтапность внешней открытости. Для осуществления внешней открытости необходимо было подготовить определенные условия. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования невозможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах такие условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт и энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север. Первым шагом в политике внешней открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь. Вторым шагом было принятие в 1980 г. решения последовательно создать специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, Чжу- хай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг - одобрение в 1983 г. решений по созданию СЭЗ на Хайнане. Затем в 1988 г. Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая. Четвертый шаг - одобрение в 1984 г. введения сразу в 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг - создание после 1985 г. прибрежного открытого экономического района, формирование открытых экономических районов в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, района Сямэня южнее реки Миньцзянь, Чжанчжоу и района Цюаньчжоу. Шестой шаг - осуществление с 1992 г. политики внешней открытости в административных центрах провинций, расположенных на внутреннем континенте, в крупнейших городах и приморских районах. В ряде крупных и средних городов созданы 15 беспошлинных зон, 49 зон технико-экономического освоения и 53 государственные зоны развития высокотехнологичных производств. Седьмой шаг - в 2000 г. открытие западных районов Китая. В 2000-2003 гг. в западных районах начата реализация 36 пилотных объектов с капиталовложениями в 600 млрд юаней. В провинции Шэньси в 2000 г. начато создание государственной зоны освоения высоких технологий (китайской западной силиконовой долины).
Благодаря опыту политики внешней открытости в Китае сформировалась особая структура открытости: специальные экономические зоны, открытые прибрежные города, прибрежные открытые экономические районы, открытые города, такие как административные центры провинций, расположенных на внутреннем материке, внутренние районы. Открытость внешнему миру распространялась из приморья во внутренние районы страны, после вступления Китая в ВТО региональная открытость все больше все больше становится открытостью всей страны.
Главная составная часть политики открытости - привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции внесли многосторонний вклад в развитие китайской экономики. Во-первых, с начала 1980-х гг. иностранные инвестиции стали одним из главных источников капитала для развития промышленных предприятий, ориентированных на экспорт китайской продукции за рубеж.
Иностранные инвестиции содействовали росту китайского экспорта. К 1993 г. предприятия, основанные с участием иностранного капитала, обеспечивали 37 % китайского экспорта. Вклад экспортного производства в прирост ВВП КНР за два десятилетия реформ составил 21 %, причем на рубеже веков 45 % экспорта обеспечивали предприятия с иностранным капиталом, причем их доля в высокотехнологическом экспорте составила 30 млрд долл. или 81 %. К 2000 г. около половины экспорта давали предприятия с иностранным капиталом.
Во-вторых, создание совместных предприятий ускорило освоение современных технологий в Китае. В начальной стадии реформ трансфер технологий являлся одним из основных условий допуска иностранных инвесторов на китайский рынок. С помощью иностранных инвестиций совместные предприятия смогли обновить свое оборудование и технологии, и, как следствие этого, повысить конкурентоспособность производимой продукции.
В-третьих, иностранные инвестиции сопутствовали появлению нового поколения менеджеров в КНР. Главной ролью менеджеров в плановой экономике было выполнение плана, в большинстве случаев, без учета эффективности, качества и конкурентоспособности продукции. В начале реформ КНР испытывала острый недостаток в менеджерах с навыками, соответствующими новым требованиям рынка. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение иностранных и совместных предприятий создало условия для подготовки и развития нового класса менеджеров.
В-четвертых, данные предприятия обеспечили новые рабочие места. К 2005 г. число занятых в иностранных или совместных предприятиях достигло 17,5 млн чел. Например, к 1997 г. Тянь- цзинь привлек 16 млрд долл. иностранных инвестиций, в городе было основано около 10 000 предприятий с участием иностранного капитала, обеспечивающих работой примерно 320 000 жителей Тяньцзиня.
В-пятых, эксперимент с созданием территорий, открытых для иностранных инвестиций, обеспечил КПК убедительным аргументом в пользу распространения нового опыта на всю территорию Китая.
Формы использования Китаем зарубежных капиталов - это преимущественно ПИИ, внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). По данным МВФ за период 1979-2001 гг. КНР получила из-за рубежа 568,4 млрд долл., из которых 393,5 млрд долл. составили ПИИ (69,2 %), 147,2 млрд долл. - иностранные займы (25,9 %%), 27,7 млрд долл. - прочие формы иностранных капвложений (4,9 %). За период 19792004 гг. Китай практически использовал 743,6 млрд долл. зарубежного капитала и, в частности, 560,4 млрд долл. ПИИ (75,4 %). В последние годы (2005-2006 гг.) Китай получает примерно 6 % мировых ПИИ и они составляют в общем потоке иностранных инвестиций примерно 77 % в 2005 г.
Эта статья из раздела-политика открытости и стратегии привлечения иностранных инвестиций , которая посвящена теме-политика внешней открытости китая . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!
Интересное видео про развитие Китая
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
В.Г. ГЕЛЬБРАС
30 лет реформ открытости Китая
В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно, в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами "историческими".
Этапы социально-экономического обновления страны
Первый этап охватил 1979-1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. На нем был провозглашен лишь категорический отказ от идейно-политических догматов партии периода "культурной революции". В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, "подобных революции".
Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).
Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн крестьян и, вероятно, не меньшее их число вы-
Гелъбрас Виля Гдалиевич - доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
нуждено было вести полуголодное существование. Крестьянство добивалось отказа от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий. Власти долго не могли согласиться с этим требованием. Уж очень оно противоречило марксистско-ленинским догматам и идеологии партии. Однако, убедившись в положительных результатах крестьянской инициативы, в 1984 г. партия объявила о закреплении подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами. "Коммуны", "большие", "малые" бригады были распущены. Тем самым преданы забвению былые представления о "народных коммунах" как готовой форме перехода к коммунизму.
Восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.
Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.
Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.
Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных. Эти нормы вызвали появление разнообразных отношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями, но одновременно - распространение спекулятивных и незаконных предпринимательских операций, способствовавших быстрому росту цен.
Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.
Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. Наиболее крупная демонстрация на площади Тяньаньмэнь в Пекине подавляется с помощью армии. 1989-1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем.
Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются районы по
производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. В эти же районы направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Ориентация деятельности предприятий на удовлетворение потребностей в первую очередь зарубежного рынка вызвала множество перемен в системе освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникла система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование под лозунгом "Идти вовне!". Начинается экспорт капитала.
Экспортная ориентация экономики потребовала концентрации гигантских средств на создании и расширении районов экспортного производства. Его наращивание привело к превращению экспорта в один из главных устоев роста экономики. В то же время произошла задержка роста экономики во внутренних регионах, нацеленной на удовлетворение внутреннего спроса и внутреннего рынка. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы.
В 1995 г. на пять лет раньше намеченного срока ВВП был снова увеличен в два раза. Тем самым была реализована очередная стратегическая цель роста экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства приступили к освобождению от излишнего персонала. Возникла необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями разных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получили возможность поиска работы в городах. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны.
Четвертый этап датируется 2002-2008 гг., которые ознаменовали собой начало новой стадии индустриализации. С одной стороны, продолжает реализовываться стратегия "Идти вовне!" с наращиванием экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности оказалось скованным из-за неразвитости внутреннего рынка.
Вступление Китая в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, в ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально приступил к "транснациональному хозяйствованию", формированию собственных транснациональных корпораций, к активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Одной из таких мер явилось заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли.
С середины 1990-х гг. велась работа по созданию "системы современных предприятий". Ее цель и содержание определялись потребностями преобразования государственных предприятий как ячеек единого государственного планового хозяйства в самостоятельные хозяйствующие структуры, находящиеся в собственности государства. В марте 2003 г. был сформирован Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом в составе Госсовета КНР. Его органы образованы на пров
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .
ЧЭНЬ ХАО - 2012 г.
ЧЖАН БЭЙБЭЙ - 2007 г.
ЯНКОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - 2010 г.
ГЕЛЬБРАС ВИЛЯ ГДАЛИВИЧ - 2010 г.
9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни в Пекине скончался Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. С его смертью завершилась целая эпоха истории Китая новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. По официальным данным, в стране насчитывалось 20 млн. полностью безработных, 8 млн. лиц, «искавших» работу, 100 млн. человек голодало. Среднедушевой годовой доход составлял около 220 долларов в год - один из самых низких показателей в мире. В сельском хозяйстве же он был на отметке около 80 долларов.
Основные продукты питания и большинство непродовольственных товаров распределялось по карточкам. Рост производства продовольствия и предметов первой необходимости не превышал темпы роста населения, что еще более усугубляло экономическую ситуацию.
В результате перераспределения власти внутри партийно-государственного руководства на первые роли вышел Хуа Гофэн, занявший пост Председателя ЦК КПК при сохранении за собой должности главы правительства. Одним из первых его шагов стало устранение с политической арены Цзян Цин и трех ее ближайших сподвижников - зятя Мао Яо Вэньюаня, членов Политбюро Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэня. Заклейменные официальной пропагандой как «банда четырех», они оказались в центре новой идеологической кампании по пересмотру итогов «культурной революции».
В 1980-1981 гг. в Пекине прошел открытый судебный процесс над «четверкой». Все подсудимые были признаны виновными в совершении тяжких преступлений в период проведения «культурной революции». Цзян Цин, так и не признавшая предъявленные обвинения, приговаривалась к смертной казни (вскоре замененной на пожизненное тюремное заключение), остальные - к длительным срокам лишения свободы.
Не подвергая в целом критике Мао Цзздуна, его преемники постарались все прежние ошибки списать на эту группу, в том числе и по дискредитации Дэн Сяопина. На XI съезде КПК, проходившем летом 1977 г., он вновь вернулся к руководству в партии и государстве, заняв посты заместителя премьера Госсовета и заместителя Председателя ЦК КПК. Постепенно под его полный контроль стала переходить и армия, продолжавшая в новых условиях играть важнейшую роль в жизни государства. На этом же съезде официально было объявлено о завершении «культурной рев|6люции».
Официальное решение о проведении в КНР широкомасштабной экономической реформы было принято по инициативе Дэн Сяопина на третьем Пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. Ему предшествовало постановление сессии ВСНП в начале того же года, принявшей директивные указания о разворачивании программы «четырех модернизаций»: в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, а также в военной области.
Однако претворение в жизнь той программы столкнулось с большим количеством трудностей, преодолеть которые было невозможно без радикальной модернизации всей экономической системы и поддержке высшей государственной власти.
На сессии ВСНП летом 1979 г. была поставлена задача стабилизации всей системы народного хозяйства в ближайшие три года. Начинается переход к системе производственной ответственности крестьян. Повсеместно внедрялся семейный подряд и видоизменялась прежняя система коллективного ведения хозяйства. Одновременно повышались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.* В личную собственность крестьян постепенно переходила и сельскохозяйственная техника. Крестьяне теперь могли распоряжаться по своему усмотрению излишками произведенной продукции.
Затем реформа охватила промышленную сферу. Предприятия получали большую самостоятельность, разрешалась частнопредпринимательская деятельность, создавались свободные экономические зоны с участием иностранного капитала. Принимаются законы, устранявшие обязательное прежде повсеместное директивное планирование. Партийные комитеты теперь занимались лишь воспитательной работой среди населения, а не подменяли, как прежде, государственные хозяйственные органы.
Вскоре проводимые преобразования дали первые положительные результаты. За период шестой пятилетки (1981-1985) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в среднем на 11%. Доходы городского и сельского населения в 80-е гг. увеличились почти вдвое, однако, продолжали оставаться достаточно низкими в сравнении с другими странами.
К середине 80-х гг. также замедлились темпы роста сельскохозяйственной продукции, начался роет цен, увеличилась инфляция. В этих условиях осенью 1987 г, состоялся XIII съезд КПК, на котором была сформулирована теория о начальной стадии социализма в КНР. Согласно этой концепции, строительство социализма в Китае должно пройти три основных этапа. До 1990 гг. удвоится ВНП (по сравнению с 1980 г.) й население Китая будет обеспечено основными продуктами питания и одеждой без использования карточной системы.
Второй этап, который займет следующее десятилетие, вплоть до 2000 г., даст увеличение ВНП еще в 2 раза (по сравнению с 1990 т.) и население достигнет «средней зажиточности». Последний этап, наиболее длительный по времени, завершится в 2049 г. (т.е. в год столетия КНР) и приведет к превращению Китая в страну среднеразвитого, по мировым меркам, уровня развития.
Для достижения поставленных целей, в конце 80-х гг. были предприняты решительные меры по стабилизации экономической ситуации: административными методами ограничивался рост цен на важнейшие товары, законсервировались многое объекты капитального строительства, подняты закупочные цены на ряд сельскохозяйственных товаров. Вскоре «перегрев» экономики удалось остановить.
Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционеры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни.
На состоявшемся в октябре1992 г. XIV съезде КПК было провозглашено начало нового периода преобразований, который должен был ускорить проведение экономической реформы, расширить связи с зарубежными странами и увеличить темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве. Именно с экономическими успехами китайское руководство стало связывать задачу превращения КНР в «богатое^ мощное, демократическое и цивилизованное демократическое государство».
На съезде была поставлена задача построения «социалистической рыночной.экономики», о которой до этого в официальных кругах старались не говорить. По всей видимости, к такому шагу китайских лидеров подтолкнул печальный опыт СССР и других стран бывшего социалистического лагеря, не сумевших вовремя задей-ствовать рыночные механизмы развития и потерпевшими из-за этого политический крах.
После окончания съезда начала сокращаться сфера директивного планирования, ликвидировались многое отраслевые министерства и ведомства.
Китайское руководство, в отличие от советского, не связывало успешное осуществление экономических преобразований с коренным реформированием политической системы, в которой руководящую роль по-прежнему продолжала играть коммунистическая партия. Тем не менее, начался процесс постепенной реабилитации жертв политических репрессий изчисла высших руководителей КПК. Так, посмертно были восстановлены добрые имена вначале Пэн Дэ-хуая, а затем Лю Шаоци. Многие репрессированные, но оставшиеся в живых руководящие деятели КПК возвратились на ключевые посты в партии и государстве.
В докладе, посвященном 30-летию КНР, с которым выступил заместитель Председателя ЦК КПК Е Цзяньин, «культурная революция» оценивалась как жесточайшая «феодально-фашистская диктатура», правда, вина за ее развязывание и проведение возлагалась целиком на Линь Бяо и «четверку». Мао Цзэдун по-прежнему выводился из-под серьезной критики, что отражало борьбу в руководстве по этим вопросам. Тем не менее инициатива окончательно переходит в руки сторонников Дэн Сяопина. Уже в начале 1980 г. Хуа Гофэн и ряд его единомышленников теряют ведущие позиции в руководстве. На вновь восстановленный пост генерального секретаря ЦК КПК был назначен Ху Яобан, в руки которого перешли многие важнейшие функции. Сменивший Хуа Гофэна на посту премьера Госсовета Чжао Цзыян был введен в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Оба они были выдвиженцами Дэн Сяопина и жертвами «культурной революции».
В июне 1981 г. состоялся VI пленум ЦК" КПК, на котором было принято «Решение по некоторым вопросам истории КПК с момента образования КНР». В нем официально осуждался культ личности Мао Цзэдуна, политика «большого скачка», «культурная революция», методы террора, осуществлявшегося в стране все эти годы. По обнародованным на пленуме официальным* данным, за годы «культурной революции» общее число репрессированных составило 727 тыс. человек, из которых 34 тыс. «были доведены до смерти». Общее число пострадавших составило около 100 млн. человек. Однако на пленуме утверждалось, что заслуги Мао Цзэдуна перед партией и государством занимают главное место, а ег» ошибки - «второстепенное».
На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК в качестве главной задачи КПК на период до 2000 г., наряду с модернизацией экономики, объявлялось превращение КНР в страну с высоким уровнем культуры и «высокоразвитой демократией».
Сам Дэн Сяопин на съезде был утвержден в должности Председателя Военного Совета КНР, одновременно, до 1989 г., занимая посты заместителя Председателя ЦК КПК и заместителя Премьера Госсовета КНР. Фактически все эти годы он играл решающую роль в руководстве.
С середины ЙО-х годов в китайском обществе нарастали демократические тенденции, проявлявшиеся в требованиях либерализации политической системы социализма. Особенно резко усилились выступления студенчества, в ряде городов перешедшие в открытые столкновения с властями. В начале 1987 г. виновным в «попустительстве буржуазной либерализации» был обвинен Ху Яобан, снятый с поста главы партии. На его должность был назначен Чжао Цзыян. Премьером Госсовета стал Ли Пэн. Однако полностью подавить это движение властям так и не удалось.
После провозглашения политики -«перестройки» в СССР, образуются новые группировки, выступавшие не только за демократизацию политической системы, но и пересмотра в ней роли коммунистической партии. Это особенно ярко проявилось в ходе событий лета 1989 г., когда в Пекине оппозиционное студенческое движение начало открытые выступления за демократизацию жизни в стране. Против демонстрантов были направлены войска. Персональная ответственность за происшедшее теперь была возложена на Чжао Цзыяна, который вынужден, был уступить свой пост Цзян Цзэминю - стороннику более жесткой линии во внутренней политике. Дэн Сяопин увидел в нем своего реального преемника и в 90-е гг. посте? пенно передал ему все рычаги управления партией и государством. В последние годы жизни (Дэн Сяопин скончался в 1997 г.) он отошел от руководящей работы, удалившись на покой. Тем не менее, за ним прочно укрепился титул «архитектора китайских реформ».
В марте 1998 г. на сессии ВСНП Цзян Цзэминь был переизбран на пост Председателя КНР и Председателя Военного Совета КНР, Премьером Госсовета был назначен последовательный сторонник реформ Чжу Жунзи. Ли Пэн был переведен на должность Председателя ЦК ВСНП.
В официальной пропаганде все более четко проводится линия на подчеркивание выдающейся роли Мао Цзэдуна как основателя КНР, Дэн Сяопина в качестве главного идеолога экономических реформ, а Цзян Цзэминя как верного продолжателя всего лучшего, что было накоплено китайским обществом в период строительства социализма с «китайской спецификой».
В конце 1979 г. начались советско-китайские переговоры по урегулированию двусторонних отношений. Проводились они поочередно в Москве и Пекине на уровне заместителей министров иностранных дел. В качестве предварительных условий руководители КНР настаивали на сокращении советских войск вдоль совместной границы до уровня 1964 г., выводе вооруженного контингента из МНР, а также прекращении помощи Вьетнаму.
Советская делегация выдвинула свой проект, в котором выражалось стремление строить двусторонние связи на основе международного права, всемерно расширять контакты в различных областях. Однако настоящий прорыв наступил лишь в конце 1982 г., после XII съезда КПК и смерти Л.И. Брежнева. Отношения между нашими странами активизировались на всех направлениях.
В октябре 1985 г. Дэн Сяопин направил письмо новому советскому лидеру М.С. Горбачеву с предложением о проведении встречи на высшем уровне. Затем состоялся обмен визитами министров иностранных дел.
В феврале 1987 г. были возобновлены переговоры по пограничным вопросам, которые вскоре привели к соглашению о восточном участке советско-китайской границы-Это открыло дорогу к подготовке официального визита М.С. Горбачева в КНР, состоявшегося в мае 1989 г.
В ходе беседы М.С.Горбачева с Дэн Сяопином китайский лидер заявил о полной нормализации двусторонних отношений. Перед двумя странами, таким образом, открывались широкие перспективы для сотрудничества.
После распада СССР отношения КНР с Россией продолжали развиваться по восходящей линии. В конце 1992 г. с официальным визитом КНР посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано более 20 совместных документов, в том числе Совместная декларация об основах взаимоотношений.
В свою очередь. Председатель КНР Цзян Цзэминь неоднократно в 90-е годы посещал с официальными визитами Москву. В частности, в ходе его визита в 1994 г. было подписано соглашение о западном участке российско-китайской границы.
Китай и Россия во второй половине 90-х гг. постепенно становились стратегическими партнерами в азиатском регионе.
С конца 70-х годов и вплоть до событий на площади Тяньань-мэнь в 1989 г. также по восходящей линии развивались и китайско-американские отношения. В 1978 г. обе страны установили между собой официальные дипломатические отношения. Постоянно расширялось экономическое и военное сотрудничество. Главным камнем преткновения в двусторонних отношениях продолжала оставаться тайваньская проблема. США, хотя и прекратили официальные политические контакты с тайбэйским режимом, продолжали поддерживать с ним широкий спектр отношений.
В 1977 г. был подписан мирный договор между КНР и Японией, что позволило поднять двусторонние отношения на новый уровень.
Продолжали оставаться довольно прохладными связи с Индией, омрачавшиеся давними пограничными спорами и проблемой Тибета.
Но наиболее напряженными оказались, вплоть до начала 90-х годов, отношения с единым Вьетнамом. Руководство СРВ, получавшее поддержку со стороны СССР, с 1977 г. вступило в серьезный конфликт с Китаем из-за Камбоджи, где у власти утвердился леворадикальный режим Пол Пота. КНР обвинило Вьетнам в преследовании на своей территории этнических китайцев (хуацяо), а после ввода вьетнамских войск в Камбоджу и свержения полпотовского режима, в марте 1979 г. инициировала вооруженный конфликт на совместной границе. Отношения между двумя странами более чем на 10 лет фактически были заморожены на очень низкой отметке. Лишь после распада социалистического лагеря обе страны осознали свою политическую близость, и нашли в себе политическую волю забыть прошлые обиды.
Уже достаточно длительное время в основе внешнеполитического курса КНР лежит идея приоритета национально-государственных интересов над подходом в выборе стратегических партнеров по принципу идеологической близости. Еще натретьем пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. недвусмысленно подчеркивалось, что необходимо видеть мир таким, каков он есть, без излишней идеологизации и догматических шор.
С середины 80-х годов китайское руководство вырабатывает концепцию многополюсного мира, в котором КНР должна занять подобающее ей место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и в мире в целом. В этом желании КНР находит активную поддержку со стороны России, поддерживающую и развивающую данную идею со второй половины 90-х годов.
КНР выходит на передовые позиции в мировом экономическом развитии. По производству валового внутреннего продукта (ВВП) она заняла 7 место, по объему внешней торговли -11. Доля страны в общемировом объеме промышленного производства превысила трехпроцентный уровень.
Несмотря на значительную сумму внешнего долга, Китай имеет возможность вовремя производить его погашение, имея к тому же валютный запас, составивший в 1998 г. 149 млрд. долларов. Однако доход на душу населения, уже превысившего отметку 1 млрд. 200 млн. человек, продолжает оставаться довольно низким - около 560 долларов в год.
Китай продолжает испытывать трудности в связи с неравномерным развитием отдельных районов, относительно неэффективным госсектором экономики.
Значительным событием в жизни КНР стало воссоединение с Гонконгом и Макао - двумя крупными промышленными центрами и важнейшими стратегическими плацдармами на юге страны.
В перспективе интеграция рыночных систем этих образований в экономику Китая может привести к существенным положительным результатам.
Во внешнеполитическом плане КНР пытается играть самостоятельную роль в качестве крупнейшей региональной державы и как один из центров силы в будущем многополюсном мире. В этом китайское руководство поддерживает Россия, и весьма настороженно относятся США и их ближайшие союзники.