Что бог уготовил любящим его. Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к господу иисусу христу и пресвятой богородице

Дверь в Царство Небесное Возлюбленные братия и сестры! Я хочу беседовать с вами о покаянии и каким путем мы должны двигаться к покаянию. "Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть капля смирения" (св. Иоанн Лествичник). Видите, возлюбленные, что покаяние основано на смирении и сокрушении сердца о грехах: нужно просить Господа о помиловании. Хотя бы мы и великие подвиги проходим в жизни нашей, но если мы не приобрели болезнующего сердца о грехах, то все они притворны и суетны. Возлюбленные братие и сестры, с нашей стороны должен быть завет с Богом об исправлении жизни, а потом смирение - сокрушение сердца о грехах. Если этого у нас нет, то покаяние бывает ложное. "Без смирения не может быть истинного покаяния, но есть притворное и ложное, которое только на устах, а не на сердце имеется" (св. Тихон Задонский). Видите, возлюбленные братие и сестры, что покаяние основано на смирении, и Бог требует от нас сердечного произволения восстать на греховные страсти. У нас обязательно должно быть стремление к молитве, посту и добрым делам. Но большей частью добрые дела совершаются не от чистой любви, а с жадностью и с упреками, с леностью и нерадением. с тщеславием и по человекоугодию, по лицемерию. А Бог принимает от нас жертвы и добрые дела только от чистой любви. Вот смирение и покрывает все наши недостатки . "Если от одной страсти гордости, без всякой другой страсти, сатана ниспал с неба, то не возможно ли одним смирен ем взойти на небо?" (святой Иоанн Лествичник). Путей ко спасению много, но без смирения никто не спасется, все добрые дела должны утверждаться на смирении, а без смирения все добрые дела - ничто. Великий вселенский учитель Иоанн Златоустый говорит: "Если не будет основания смирения, то хотя бы кто до неба возвышался жизнью своею, все это легко разрушится и будет иметь худой конец, хотя бы отличался ты постом и молитвой, милостынею и целомудрием или еще какою добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет" (Беседа на Евангелие от Мф., 25). "Смирение и без дел многим согрешениям стяжает прошение; а дела без него, напротив, не полезны. Что соль для пищи, то смирение для всякой добродетели, и крепость многих грехов может оно сокрушить. О нем потому нужно в душе заботиться непрестанно, с уничижением своего разумения; и если приобретем его, оно сделает нас сынами Божиими и без дел добрых представит нас к Богу, а без него все дела наши, всякие добродетели и всякое делание напрасны. Его одного достаточно, чтобы без посторонней помощи представить нас пред лице Бога и говорить о нас ходайственно". "Не постился я, не совершал бдения, не спал на голой земле, но смирихся, паче всего ища ни во что себе вменения, и вскоре спасе мя Господь" (св. Иоанн Лествичник). "Основание всех добродетелей есть смирение. Если найдется такой человек, который не любит терпеть обличений, не лобит переносить и слышать о себе плохое, не любит насмешки, колкие слова, ложь, клевету и всякого вида бесчестия, то хотя бы он на вид и благочестивым казался, и подвигами отличался, все его подвиги и труды напрасны". "Совершенное смирение состоит в том, чтобы с радостью принимать ложное обвинение" (св. Тихон Задонский). "Многие называют себя грешниками, может быть, на самом деле о себе так думают, но сердце их искушается уничижением от других" (св. Иоанн Лествичник). "Не тот показывает смиренномудрие, кто ухудшает сам себя но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви". "Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или присутствии твоем, тогда покажи любовь и похвали его" (св. Иоанн Лествичник). "Сидел у церкви св. Иоанн Колов, и братия окружили его и вопрошали о помыслах своих. Увидел это один из старцев и побеждаемый завистью, сказал ему: "Иоанн, чаша твоя переполнена чарованиями". Иоанн отвечал: "Точно так, авва, ты сказал это, видя одно наружное; что сказал бы ты, если бы увидел внутреннее?" (Отечник, Игнатий Брянчанинов). Мы думаем о себе, что мы смиренны, пока нас не трогают,- это не смирение. Когда унижают, оскорбляют, тут себе и говори: "Стою я этого за грехи мои". "Отвергающий обличение обнаруживает страсть гордости, а кто принимает обличение, тот разрешится от уз ея" (св. Иоанн Лествичник). Гордость есть потеря богатства и труда. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Однажды св. авва Иоанн сидел в скиту, и братия окружили его, вопрошая о своих помыслах. Увидел его один из старцев и, побежденный завистью, сказал ему: "Иоанн, ты подобен блуднице, которая окружает себя и умножает число любовников своих". Иоанн обнял его и сказал: "Истину говоришь, отец мой!" (Отечник, Игнатий Брянчанинов). "Много есть духовных отцов христиан, которые кладут низкие поклоны, красиво говорят проповеди, строго соблюдают посты, твердо выполняют церковные обряды, но если сердца их раздражаются, волнуются, когда про них говорят плохие слова, то все эти духовные отцы трудятся напрасно, и если они не стремятся найти смирение, то им не достигнуть Царствия Небесного. Смирение есть ключ, которым отпираются двери в Царство Небесное". "Многие низкие поклоны кладут, иные тихо говорят, иные прикрываются черною рясою, но сердце смирением покрыть не могут" (св. Тихон Задонский). Св. Иоанн Колов, наставник св. Арсения Великого, сказал: "врата к Богу есть смирение, и отцы наши многими скорбями, радуяся, вошли во град Божий" (древний Патерик). Поведал о себе Антоний Великий: "Я видел все сети диавола распростертыми по всей земле; увидел это, вздохнул и сказал: "Горе роду человеческому, кто может освободить от этих сетей?" На это сказано мне: "Смиренномудрие спасет!" (Отечник, Игнатий Брянчанинов). "Когда я пришел в совершенный возраст, то богатый господин призвал меня к себе и говорит: "Вот, я предлагаю тебе двух друзей, выбери себе одного по своей воле, и он тебе будет руководителем в жизни твоей". Я вижу, что имя одного друга - смирение, а другого - гордость. Вот взял я добровольно в советники себе "гордость" и посадил ее глубоко, в тайнике души своей, и запер тяжелым висячим замком, и без друга "гордости" ничего не делал, а все с

. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.

«И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие» . Апостол словом называет красноречие, а премудростию – искусство в слове и говорит: «Я, пришедши к вам, не воспользовался ни тем, ни другим».

. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

«Не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята» . Кстати употребил слово: "не судих" , давая сим знать, что мог предложить им слово и о богословии, однако же преподал одно учение о Домостроительстве, хвалясь Владычним страданием.

. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

«И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас» . Подвергался поруганиям, истязаниям, заключениям в узы.

. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

«И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы» . Потому что свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа.

. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

«Да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет» . Для того именно Владыка не позволил нам пользоваться красноречием, чтобы вера ваша оказалась не подлежащею подозрению, как не силою слова увлеченная, но путеводимая силою Духа.

. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.

«Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих» . поелику в сказанном прежде сего проповедь назвал буйством, употребляя название, данное неверными, то по необходимости показывает, что она для приявших истинную и совершенную веру действительно есть и именуется премудростию. "Князьями" же "века" называет софистов, стихотворцев, философов и риторов, как приобретших красноречием знаменитость в настоящей жизни.

. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

«Но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» . Не то говорит Апостол, что "глаголем" в тайне, но что сообщаем людям премудрость, сокровенную в тайне, которую не по какому-либо раскаянию домостроительствовал Бог ныне, но издревле и изначала предуставил, устрояя тем нашу славу, потому что не спасение только, но и славу подает верующим.

. Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

«Юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» . Князьями века сего назвал Пилата, Ирода, Анну, Каиафу и других начальников иудейских; говорит же, что они не знали Божией тайны и потому распяли Владыку. Посему-то и распинаемый Господь сказал: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (). А если бы знали, что спасительное страдание рассеет их по вселенной, спасение же дарует язычникам, то не отважились бы предать Господа на страдание. Посему и Владыка признал их достойными снисхождения. Но когда, по Воскресении Его из мертвых, по Вознесении на небеса, по Сошествии Всесвятого Духа, после многоразличных чудотворений апостольских, пребывали они в неверии, тогда предал осаде. Господом же славы назвал Распятого не потому, что страдание приписывает Божеству, но потому, что хочет показать чрезмерность беззакония согрешивших.

. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

«Но якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (). поелику Апостол упомянул о неведении иудеев и сказал, что тайна Домостроительства была сокрыта, то по необходимости присовокупил, что о чем никто не слышал, чего никто никогда не видел и не помышлял самый ненасытимый ум, то уготовал Бог всяческих имеющим к Нему горячую любовь. О свидетельстве же не должно сомневаться , ибо достаточно и того, что блаженный язык изрек: «якоже есть писано» . А книга Паралипоменон извещает нас, что написаны были и другие многие пророчества.

. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

«Нам же Бог открыл есть Духом Своим» . Достаточно и сего в доказательство истины свидетельства, ибо приявший откровение Духа Божия в сем же откровении приял и знание о свидетельстве.

«Дух бо вся испытует, и глубины Божия» . Сказал: "испытует" , подразумевая не неведение, но точное ведение. Ибо вскоре говорит то же и о Боге: «Испытаяй сердца» . Но если во втором месте означается неведение, то и в первом также. А если во втором ведение, то подобно сему и в первом. Как ведение показывает равенство, так неведение – неравенство. Ибо окажется и Бог не ведущим сердец человеческих, и Дух – глубин Божиих. И еще: если испытывать есть знак неведения, а испытывает Он все, то будет значить, что не ведает и всего. Но о сем пространнее говорено нами было в других местах. Посему обратимся к толкованию.

. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

«Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» . Апостол показал, что испытание – признак не неведения, ибо присовокупил, что Он также «весть Божия» , как мы знаем собственные помыслы.

. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога.

«Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам» . Апостол показал, что Всесвятой Дух не есть часть твари, но от Бога имеет существование. Ибо сие выражает словами: «Мы же не Духа мира прияхом» , то есть прияли не духа сотворенного и не чрез Ангела сообщено нам откровение тайн, но Сам от Отца исходящий Дух научил нас сокровенным тайнам.

. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

«Яже и глаголем не в наученых человеческия премудрости словесех, но в наученых Духа Святаго» . Поэтому не имеем нужды в человеческой мудрости; для нас достаточно учения Духа.

«Духовная духовными сразсуждающе» . Ибо имеем свидетельство Ветхого Завета и им подтверждаем Завет Новый, потому что и Ветхий духовен. В намерении указать прообразы наших таин представляем на среду агнца и кровь, которою помазуются Праги, переход чрез море, токи из камня, подаяние манны и тысячи подобных событий, – и сими прообразами доказываем истину.

. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

«Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть: и не может разумети, зане духовне востязуется» . Апостол человеком "душевным" называет того, кто довольствуется одними собственными своими помыслами, не допускает учения Духа и не может познать оного.

. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

«Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» . Ибо кто сподобился благодати Духа, тот сам в состоянии учить других, а в обучении другими не имеет нужды.

. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

«Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и?» «Мы же ум Христов имамы» . Апостол достаточно доказал, что Божественное учение ни в чем не имеет нужды. Ибо если не только Бог всяческих не имеет ни в чем нужды, но и премудрость Его непостижима, а сию премудрость сообщил Он и нам, то и мы не имеем нужды в учении так называемых мудрецов.

Человек, очищающий свою душу, обязательно станет участником брачного пира, уготованного Господом любящим Его.

Жизнь человека на земле состоит в том, чтобы приготовить себе достойную душевную одежду для входа на вечный пир, уготованный Господом. Веществом, очищающим душу, являются покаяние и молитва. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий 6 сентября во время проповеди в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.

Напомнив пастве евангельскую притчу о брачном пире, Его Блаженство заметил, что многие могут подумать, будто царь, изгнавший человека, не имеющего брачных одежд, поступил с ним очень жестоко. Но это не так, потому что во времена земной жизни Спасителя приглашенным на праздничный пир бесплатно выдавались по их просьбе чистые светлые одежды.

«Тот, о котором говорится в притче, знал этот обычай, а если нет, то сказал бы, что забыл или не знает. Но приглашенный по своей гордости молчал, когда его спросили, почему без брачной одежды. Из-за духовной слепоты он не видел своей нищеты. Тогда он был изгнан с брачного пира», – пояснил Предстоятель.

Его Блаженство подчеркнул, что целью жизни каждого человека является приготовление свадебной одежды собственной души, чтобы иметь возможность войти в Царство Небесное.

«Жизнь человека на земле состоит в том, чтобы приготовить себе достойную душевную одежду для входа на вечный пир, который Господь уготовал для всякой души человеческой. Но грех, эта душевная грязь, делает одежду нечистой, и Церковь напоминает о необходимости ее очищения через покаяние: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Тем веществом, которое очищает душевную одежду, является постоянное покаяние с молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Независимо, сколько перед смертью человек осветляет так свою одежду, он обязательно станет участником того брачного пира, который Господь уготовал любящим Его», – отметил Предстоятель.

Воскресное богослужение в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил в сослужении наместника обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, архиепископа Макаровского Илария, епископа Ирпенского Климента, а также духовенства обители.

За богослужением была вознесена сугубая молитва за мир в Украине, совершена заупокойная ектения по убиенным иерее Романе Николаеве и монахине Алевтине (Кравчук), а также по всем погибшим во время военных действий на Донбассе.

Во время Литургии Его Блаженство совершил диаконскую хиротонию над Игорем Нестеровым.

Сегодняшнее воскресение попразднства святой Пасхи у нас называется неделей расслабленного. Мы слышали с вами евангельское повествование о том, как в Иерусалиме находилась такая овчая купель, называлась она Вифезда. Возле этой купели собирались больные немощные люди, потому что раз в год Ангел Господень спускался в эту купель. И когда он туда спускался, вода возмущалась и кто первый в эту купель погружался, получал исцеление от любой болезни. И вот возле это купели находился расслабленный (по нашему - парализованный), который тридцать восемь лет уже возле этой купели находится и никак не успевает первым туда спуститься. Господь, проходя мимо, увидев этого расслабленного, спрашивает его, и тот объясняет, что «… нет человека, который бы помог мне туда спуститься, когда добираюсь, уже меня опережают». И по человеколюбию своему Господь исцеляет этого расслабленного, говорит ему: «Встань, возьми одр твой и иди». После чего расслабленный, тридцать восемь лет не знавший чувств в своих конечностях, вдруг их ощущает, встает на ноги свои, берет ту постель, на которой лежал и идет. Иудеи, увидев это, особенно фарисеи, начинают его укорять, потому что это было в субботу. На что расслабленный отвечает иудеям: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал это сделать». А кто исцелил его, расслабленный не знал, так как Господь сразу же удалился. И вот в другой день расслабленный случайно встречает Христа, Господь ему говорит: «Ты исцелился, иди больше не греши, чтобы не случилось с тобой худшего».

Тут мы, братья и сестры, видим, что наши телесные недуги часто связаны с нашими духовными недугами. Ведь мы с вами люди, сотворенные Богом и духовно и телесно. И душа и тело у нас в одинаковой степени призваны ко спасению, и душой и телом мы либо прославляем Бога, либо согрешаем против Него, душою и телом мы будем радоваться в раю или мучиться в аду после Страшного суда Божия, Второго Пришествия Христова. Душа и тело вместе связаны. Когда человек душою своею повреждается, когда душа у человека болит, неминуемо начинает болеть и тело. Очень многие из нас в своей жизни примеры видели и в жизни наших близких, когда человек пренебрегает своим здоровьем. Например, пьяница. По нему и внешне это видно. Его недуг, прежде всего, душевный, неминуемо отражается на здоровье. Но бывают не такие очевидные связи между грехом и болезнью.

А бывает, болезнью Господь предотвращает человека от большого греха, большого злодеяния в его жизни. Бывает, не ходит человек, лежит расслабленный, или температура сразила на неделю и человек с постели поднятья не может. Наказание ли это Божие за какие-либо грехи или нет? Бывает, что совсем и не наказание, а может быть даже и награда, в каком-то понимании. Ведь Господь этой болезнью ограждает нас от чего-то худшего, большего зла. Либо мы могли как-то согрешить, либо еще большие скорби обрести.

Расслабленный, пролежавший тридцать восемь лет, обретая исцеление, несмотря на то, что в субботу нельзя подобных вещей совершать и что фарисеи укоряют его, тем не менее он радуется и несет свой одр. После исцеления он не помнит скорбь, которую терпел 38 лет, всю свою жизнь, он радуется. Так же и мы, братья и сестры, несмотря на то, что бываем многоболезненны и многоскорбны в жизни своей, будем помнить, что главное не согрешать, чтобы большее что не случилось. Святые говорят, если хочешь, чтобы что-то благое у тебя задержалось, постоянно благодари Бога за это. Если хочешь, чтобы скорбное поскорее ушло, поблагодари Бога за это. И святитель Иоанн Златоуст тоже говорит: «Научишься в болезни Бога благодарить, сделаешься святым».

Несмотря на то, какими бы продолжительными наши скорби в нашей жизни не были, мы четко помним слова апостола Павла: «Око не видело и ухо не слышало; и не приходило на сердце человека то, что уготовал Господь любящим Его». Какова радость будет в награду за терпение и верность Богу, мы не знаем, можем только догадываться, но мы точно должны понимать, что когда сподобимся этой радости, те скорби, страдания и болезни, которые в жизни нашей земной нам встречались, покажутся нам совершенно несущественными и скорбь наша обязательно оставит нас. Господь за верность очистит наши души и тела от грехов и сподобит блаженной жизни.

92. Письмо ваше я получил, которым вы меня обрадовали, а паче Самого Бога что повинулись воле Его. Возрадуются и Ангелы Божии о включении вас в число их; Жених ваш Небесный введет в чертог Свой с мудрыми девами. Тогда-то возрадуется душа твоя о Господе, и радости твоей никтоже возьмет от тебя во веки. Надобно верить тому, что Господь обещал любящим Его, и исполнить. Даруй Боже, чтоб вы последовали Ангелам Божиим, смирением, кротостью, послушанием. Немного в здешней жизни потерпеть, но какое же воздаяние будет, превосходящее ум человеческий.

106). Даруй Боже, вам и с сестрами провождать жизнь не земную, а райскую, или паче небесную, радоваться Господе, забывать прошедшее, а простираться к будущему, или воздыхать, как апостол Павел говорит: «о сем воздыхаем, в небесное наше жилище облещися желающе» (2 Кор. 5, 2). Мы здесь провождаем жизнь как бы спящие и видящие что-нибудь непостоянное: но надобно воображать истинную будущую жизнь, где не сонное мечтание, а совершенное пребывание, по слову того же ап. Павла: «наше житие на небесех есть» (Филип. 20). Даруй Боже всем нам оное получить и быть там, идеже Ходатай наш Христос Сын Божий, седит одесную Отца, на престоле славы Своей. Желаю и вам с сестрами получить яже уготовал Бог любящим Его.

110. Слава Господу Богу, что мы дождались великого праздника Рождества Христова, и уже празднуем оный. Таинство сего праздника Святая Церковь нам открывает. В чем оный состоит, мы слышим. Дева днесь Пресущественного рождает, и проч. Дивна дела Твоя Господи! Какую явил Он к нам недостойным милость! Какое снисхождение! Какое смирение! Сошел с небес, с высоты славы Своей, благоволил родитися от Пречистой Девы в убогом вертепе, а не в царских чертогах. О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неизследовани путие Его! «Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» (Рим. 11, 33. 34)? Господу Богу чистота души и тела престол Херувимский, а не стены, упещренные златом. Да и нам сказано: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою; прославите убо Бога в телесех ваших и душах ваших» (1 Кор. 6, 19. 20). А в другом месте сказано, «да не царствует грех в мертвенной плоти вашей; вы есте Церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. О, 16). «Сцева убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии» (2 Кор. 7, 1). Итак желаю вашему Преподобию, чтобы жизнь ваша была благоприятная жертва Богу. Он к нам столь милосерд, что не гнушается пребывать в нас! Какое должно нам благодарение воссылать за все Его милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего обещал вечно с нами царствовать на небеси.


111. Даруй Боже, чтоб вы в дому Божией Матери, яко в земном небе были спокойны, мирны; пусть что хотят говорят, невнемлющие своему спасению, к вашему огорчению, а вы об них духом приносите Господу Богу свои молитвы о спасении их, по слову Христа Спасителя нашего: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и будете дщери Царя Небесного, наследницы Царствия Его».

112. Матери игуменье прошу объявить мой поклон и со всеми сестрами. Да будет Бог мира между м. игуменьею и сестрами, чтобы жизнь провождаема была по воле Его святой! Сего от нас требуют, как на небесах, так и на земле. Всем за усердие мое благодарение. Мое в том только желание и состоит, чтобы все вели жизнь угодную Господу Богу, мирные и спокойные. Великое было бы дело, ежели бы подобную жизнь провождать живущим святым на небеси: в полезных мыслях, в молитве, в благодарении за все Его Божественные и неизреченные милости.

113. Желаю, чтобы вы совлеклись ветхого человека и облеклись в нового, как ежедневно просим Христа Сына Божия: «Умертви плотское наше мудрование, да ветхого человека отложивше, в нового облечемся, и Тебе, поживем, нашему Владыце и благодетелю, и тако Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси во истину истинное веселие и радость любящих Тя Христе Боже наш». Что делать! Хотя мы и противное сему делаем и не желая оного, излишне сокрушаться не надобно а просить должно Его благость, чтоб сотворил с нами милость и устроил жизнь нашу по воле Его святой; Бог, идеже хощет побеждается естества чин; Он грешников смиренных делает святыми. Отчаиваться милости Его не должно. Он изволит для нас все полезное делать а нам должно с св. Давидом говорить: «Обратися, душе моя, в покои твой, яко Господь благодетельствова тя». И так, подкрепляйте себя милостью Божиею. Ежели стяжете смиренномудрие, то будете и спокойны, по слову святому Спасителя нашего, как Он изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

114. Слава Господу Богу, что мы дождались великого праздника Рождества Христа Спасителя нашего, и уже празднуем оный. Таинство оного праздника святая церковь нам открывает, в чем оный праздник состоит, как ми слышим: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нао бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». Дивна дела Твоя, Господи, какую явил к нам недостойным милость, какое снисхождение, какое смирение, сошед с небес, с высоты славы Своей, благоволил родиться от Пречистой Девы, во убогом вертепе, а не в царских чертогах. О! глубина богатства, и премудрости и разума Божия! Яко не исследимы пути Его: кто бо разуме ум Господень или кто советник Ему бысть? Господу Богу чистота души и тела Престол Херувимский, а не стены, упещренные златом, да и нам сказано: «Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесах ваших и в душах ваших». А в другом месте сказано: «Да не царствует грех в мертвенней плоти вашей, вы есте церкви Бога жива, яко-же рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им в Бога, и тии будут Мне людие. Сицевые убо имуще обетования, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще Святыню во страхе Божии». Итак, желаю вашему преподобию, чтоб, жизнь ваша была благоприятная жертва Богу. Он к нам столько милосерд. не гнушается пребывать в нас; какое должно нам благодарение воссылать за все Его великие милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего, обещал вечно с Ним царствовать на небеси.

115. Если угодим Богу, то всегда будем новое видеть, одно другого приятнее и увеселительнее; будем в непрестанном восхищении, в радости и в благодарении Богу; будем из блаженства переходить в блаженство.

116. Жить нам надобно бы всегда в Боге, всегда в тишине, в спокойствии, вне мира, вне жизни мирской. «Радуйтеся праведнии о Господе!» Радоваться надобно о том, что обещал нам Бог; ум человеческий того постигнуть не может.

117. Слава Богу, что мы дождались оного праздника Рождества Христова, и уже празднуем. «Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти» (1Тим. 3, 16). Для кого ж? нашего ради спасения. Ум человеческий постигнуть не может Его к нам снисхождения. Неприступный Серафим зрак раба приемлет, и обретеся якоже человек, дабы не устрашить нас своим божественным присутствием. Он пришел благовестить мир нам, как святой апостол Павел пишет к Ефесеям, гл. 2, ст. 17, да и Ангелы Божии воспели в день рождения Его: «слава в вышних Богу и на земли мир»; но и сам Он изволил сказать ученикам своим: «мир оставлю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам». Итак, должно нам сию небесную добродетель исполнять со усердием, подражая небесным жителям, и просить Его божественную благость, чтоб Он сохранил нас от раздора, ненависти, зависти, вражды и злобы, а утвердил в мире, тишине, спокойствии, во смирении, в терпении, а потом в любви между собою; от сего зависит и любовь к Богу. А за сии добродетели Он призрит на нас своим отеческим милосердием, и не оставит нас как в здешней, так паче в будущей жизни.



Случайные статьи

Вверх