Многочленное сложное предложение.

Линейные (горизонтальные) и блочные (вертикальные) схемы сложноподчиненного предложения

Многочленные структуры сложноподчиненного предложения: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными при последовательном подчинении; при однородном соподчинении; при неоднородном (параллельном) соподчинении.

Многочленные сложноподчиненные предложения усложненной структуры с комбинацией различных способов подчинения. Горизонтальные (линейные) и вертикальные (блочные) схемы многочленных сложноподчиненных предложений.

Многочленное сложноподчиненное предложение наряду с другими многочисленными сложными конструкциями представляет собой единицу высшего уровня синтаксиса предложения.

Многочленные сложноподчиненные предложения характеризуются следующими признаками: 1) наличием не менее трех предикативных частей; 2) наличием не менее трех средств связи (подчинительных союзов и союзных слов): Вася любил ходить в школу 1 , потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир 2 , которого он еще не видел 3 , который был вдали от него 4 (А. Платонов); 3) особым характером синтаксических связей и отношений в нем. Это «наличие минимум одной предикативной части, связанной синтаксическими отношениями одновременно минимум с двумя другими предикативными частями» и «возможность вычленения в составе усложненных предложений «смысловых узлов», аналогичных по своим структурно-семантическим признакам двучастным сложным предложениям» .

Формальными признаками организации многочленных сложноподчиненных предложений служат:

1) возможность пропуска одного из повторяющихся подчинительных союзов (при однородном сочинении придаточных частей): Иногда 1 , когда пламя горело слабее 2 и кружок света суживался 3 , из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова 1 (И. Тургенев).

2) стечение союзов (при последовательном подчинении): Слепой знал 1 , что в комнату смотрит солнце 2 и что 3 если он протянет руку в окно 4 , то с кустов посыплется роса 3 (В. Короленко).

3) возможная неполнота одной из предикативных частей: Хаджи-Мурат так задумался 1 , что не заметил 2 , как нагнул кувшин 3 (Л. Толстой).

В зависимости от того, наблюдается ли в многочленном сложноподчиненном предложении группировка предикативных частей, различаются два типа многочленных сложноподчиненных предложений:

1) предложения с линейным распространением, или комбинаторикой частей: многочленное предложение состоит из объединенных попарно предикативных частей (при этом отсутствует объединение их в компоненты и не возникает особого уровня синтаксических связей): Но деревня 1 , куда был послан взводный 2 , на самом деле лежала много дальше 1 , чем предполагал Левинсон 3 (А. Фадеев).

2) Предложения с включением предикативных частей и соответственно модификацией синтаксических связей и отношений; в этом случае в многочленном сложноподчиненном предложении образуются «смысловые узлы» – компоненты из предикативных частей, связанных друг с другом более тесно, чем с другими предикативными частями, и, таким образом, устанавливается особый уровень синтаксических связей, а в ряде случаев и синтаксических отношений.

Включение – «инклюзивно-иерархический» способ сочетания предикативных частей: «он состоит в том, что между ними устанавливаются ранговые, иерархические отношения» .

Такая связь характерна: 1) для многочленных сложноподчиненных предложений с однородным соподчинением: придаточные в них образуют один компонент: Когда люди молоды 1 и весна на дворе 2 , все кажется веселым и радостным 3 (К. Станиславский).

2) для многочленных сложноподчиненных предложений со стечением союзов в том случае, если один из союзов двойной: Хаджи-Мурат сел и сказал 1 , что 2 если только пошлют на лезгинскую линию 3 и дадут войско 4 , то он ручается 2 , что поднимет весь Дагестан 5 (Л. Толстой).

3) для многочленных сложноподчиненных предложений, одна из предикативных частей которых по смыслу относится к сочетанию двух или более предикативных частей: Юмор – это явление социальное 1 , потому что он восстанавливает то 2 , что разрушает пафос 3 (В. Токарева).

Обязательный элемент анализа многочленного сложноподчиненного предложения – определение способа реализации подчинительной связи, или типа подчинения. На основании того, к чему относятся придаточные части и как они связаны друг с другом, различаются два типа многочленных сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных и сложноподчиненные предложения с соподчинением.

Многочленным сложноподчиненным предложениям с последовательным подчинением противопоставлены сложноподчиненные предложения с придаточными, одновременно относящимися к главной части (с соподчинением). Они делятся на предложения с однородным соподчинением и предложения с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Многочленные структуры сложноподчиненного предложения:

  1. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры
  2. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры, их общая структурно-семантическая характеристика
  3. 38. Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой.
  4. 39. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.
  5. Местоименный тип сложноподчиненного предложения, его структурно-семантическая характеристика, основные разновидности, отграничение от смежных структур

сложного предложения, особенно в теоретических исследованиях, обычно рассматриваются типовые конструкции с минимальным числом частей. Это вполне закономерно и объясняется тем, что именно эти конструкции дают материал для характеристики принципиальных явлений структуры и грамматических значений сложного предложения, то есть именно в этих конструкциях проявляется грамматическая природа сложного предложения как особой структурно-семантической единицы в языке. Однако в речевой действительности значительно шире, чем «минимальные» конструкции, распространены сложные предложения комбинированные. Поэтому рассмотрение этих построений вполне целесообразно, тем более что комбинации частей имеют свои семантико-структурные закономерности. Такие материалы стали появляться в учебниках и учебных пособиях вузовского типа, а также в некоторых трудах теоретического плана. Эти синтаксические единицы определяются как многочленные, как предложения усложненного типа, как сложные синтаксические конструкции, сложные предложения смешанной конструкции, сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения с разными видами связи.

Все эти предложения объединяются одним формальным моментом: они состоят более чем из двух частей, отсюда и термины - многокомпонентные, многочленные и т.д. Однако это лишь внешняя сторона явления, чисто количественная. Более существенны, безусловно, признаки структурно-грамматические: характер синтаксической связи (однотипная и неоднотипная связь) между частями; структурно-семантическая однородность и неоднородность их; уровень семантической расчлененности компонентов сложной конструкции; общая структурная схема предложения.

Сложные предложения, состоящие более чем из двух предикативных единиц, прежде всего, разграничиваются характером синтаксической связи между частями: предложения с однотипной синтаксической связью назовем многочленными сложными предложениями , предложения с разнотипной синтаксической связью - сложными синтаксическими конструкциями .

Многочленные сложные предложения

В многочленных сложных предложениях связь однотипная : только сочинительная, только подчинительная или только бессоюзная.

Предложения с сочинительной связью

1. Многочленное сложносочиненное предложение с одинаковыми союзами: И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна (Багр.); Осинник, зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (Сурк.); Давно ли я сделал эту калитку в заборе, а вот уже паук связал верхние концы решетки паутиной во много рядов, и мороз паутинное сито переделал в белое кружево (Пришв.). Все эти предложения отличаются от минимальных сложносочиненных предложений только количеством частей. И точно так же, как двучленные сложносочиненные предложения, они могут состоять из частей, связанных перечислительными отношениями (см. первые два примера), когда сложное предложение представляет собой незамкнутую цепь абсолютно однотипных предикативных единиц, и предложения с взаимно обусловленными частями, когда части группируются в более сложные компоненты и противополагаются друг другу в структурно-семантическом плане (см. последний пример). Графически это может быть изображено следующим образом: И ерзает руль , / и обшивка трещит , / и забраны в рифы полотна .

Давно ли я сделал эту калитку в заборе , / и вот уже паук, связал верхние концы решетки паутиной во много рядов , / и мороз паутинное сито переделал в белое кружево .

Предложения с перечислительной интонацией, с однотипными частями, не обнаруживающими семантико-структурной взаимозависимости, не без основания иногда считают сочетанием свободно соположенных предложений, а не сложным предложением. Однако такие конструкции все-таки обладают семантико-тематической объединенностью компонентов на основе ситуативного сближения и структурным единообразием, и именно это помогает их слиянию в нечто единое целое.

2. Многочленное сложносочиненное предложение с разными союзами: Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу; и, вспоминая именно этот день, я с праздничной ясностью восстанавливаю родной, как собственное кровообращение, путь из нашей Выры в село Рождествено (Наб.).

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело и на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на всходах хлебов, и на ряби быстрой реки (Л. Т.).

Такие сложные предложения, как правило, распадаются на две составные части, в которых так или иначе группируются отдельные предикативные единицы по логико-семантическому принципу , который реализуется путем подбора и определенной расстановки соответствующих союзов.

Предложения с подчинительной связью

1. Многочленные сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными различаются своим построением.

Все придаточные могут быть одноименными (т.е. иметь одно значение) с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом. Такие придаточные считаются однородными и соподчиненными :

Неоднородными являются придаточные, разные по значению (при одинаковой отнесенности к главной части), а также одинаковые по значению, но отнесенные к разным словам главной части. Возможны такие комбинации придаточных частей:

Однако часто однородные и неоднородные придаточные присутствуют в сложноподчиненном предложении одновременно: И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотны, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать (С. Бар.).

Придаточные могут образовывать последовательную цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй и т.д. Такое подчинение считается последовательным , а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д. Например:

Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:

2. Многочленное сложноподчиненное предложение может иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточной. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (в данном случае одновременно к двум или даже трем). Это придаточные с обстоятельственными значениями, чаще временными и условными.

Реже встречаются конструкции с присловной зависимостью, например местоименно-союзного соотносительного типа: Ляля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.) - и предложения присубстантивно-определительного типа: Там было море и там была степь, которых Петя еще никогда не видел наяву (Кат.).

Предложения с бессоюзной связью

Многочленные предложения с бессоюзной связью могут представлять собой различные структурно-смысловые объединения отдельных предикативных единиц. Это могут быть части, связанные перечислительными отношениями: Столб дыма, огня и пыли взметнулся от Ильинского сквера, раздались отчаянные крики, полетели стекла и оконные рамы (С. Бар.); Ночь мчалась галопом; вечер стремительно убегал; его разноцветный плащ, порванный на бегу, сквозил позади скал красными, обшитыми голубым, клочьями. Серебристый хлопок тумана колыхался у берегов, вода темнела, огненное крыло Запада роняло ковры тканей, земля стала задумчивой; птицы умолкли (Грин).

Перечислительные отношения могут быть определены конкретным индивидуально-авторским осмыслением (вопреки логико-смысловым взаимоотношениям между частями): Сквозь пленку табачного дыма проглянуло лицо Сидора, губы по-заячьи ежились в улыбку, глаза суетились под белесыми бровями, обрадованно и тревожно (Шол.). Ср., с возможным иным осмыслением и, следовательно, иным распределением частей в составе сложного предложения: Сквозь пленку табачного дыма проглянуло лицо Сидора; губы по-заячьи ежились в улыбку, глаза суетились под белесыми бровями обрадованно и тревожно .

В других случаях части многочленных бессоюзных предложений могут группироваться в более сложные объединения, в которых на первом уровне деления выделяются два противополагаемых компонента. Вот примеры возможных комбинаций частей в таких предложениях: А погода была скверная : / сыпался мелкий, холодный дождь, грязная земля была плотно окутана тьмой (М. Г.). Здесь вся конструкция распадается на два компонента с пояснительными отношениями, причем второй объединяет две предикативные единицы. В предложении Волнение усиливалось : / (Грин) тоже два основных компонента, так как первая часть волнение усиливалось противополагается сумме двух других частей, объединенных единством восприятия. Более отчетливо это противоположение выступает при ином знаке: Волнение усиливалось : / отлогие темные валы с ровным, воздушным гулом катились в пространство, белое кружево вспыхивало на их верхушках и гасло в растущей тьме . В таком случае вторая и третья части, связанные перечислительными отношениями, вместе взятые, противополагаются первой, с которой находятся в отношениях пояснения.

Бинарное построение свойственно и другим многочленным бессоюзным предложениям, в которых отдельные части структурно и по смыслу объединяются в группы. Например: Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Месяц взошел наконец, я его не тотчас заметил; так он был мал и узок (Т.); Ольга Матвеевна стала кричать, побежала в райсовет и в военкомат - не помогло, везде ее только стыдили (Пан.).

Многочленное сложное предложение с разными видами связи (сложное предложение контаминированной структуры). Уровни членения в многочленном сложном предложении с разными видами связи. Структурные типы многочленных сложных предложений с разными видами связи и их структурная схема (горизонтальная – линейная и вертикальная – блочная).

Многочленные сложные предложения могут строиться на основе комбинации разных синтаксических связей и объединения синтаксических структур различных типов. Многочленные сложные предложения контаминированной структуры характеризуются: 1) разнотипностью видов связи; 2) наличием не менее двух уровней членения и иерархичностью строения; 3) объединением в их составе двух или более структурно-семантических компонентов (бессоюзных, сложносочиненных, сложноподчиненных предложений, а также предикативных частей – аналогов простого предложения). Так, в предложении Он рассказывал 1 , что в России не бывает плюща на березах 2 , а она говорила 3 , что рыжеватый оттенок их мелкой листвы напоминает пятна нежной ржавчины на выглаженном белье 4 (В. Набоков) различаются два уровня членения. На I уровне членения посредством сочинительной связи объединяются два компонента, служащие для передачи косвенной речи, между ними возникают сопоставительные отношения. Каждый из компонентов, рассматриваемых на II уровне членения, представляет собой двучленное сложноподчиненное предложение с изъяснительно-объектным придаточным:

Наиболее свободными синтаксическими связями являются бессоюзная и сочинительная, поэтому на I уровне членения компоненты многочленных предложений контаминированной структуры могут объединяться только на основе этих связей. Подчинительная же связь возможна только как связь между предикативными частями внутри компонента. Таким образом, в предложениях контаминированной структуры она проявляется лишь на II или III (и далее) уровне членения.

По характеру используемых видов связи различаются следующие типы предложений контаминированной структуры:

1) многочленные сложные предложения с сочинением и подчинением (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с подчинением: Весна была еще только в начале 1 , и самая настоящая роскошь цветов пряталась еще в теплицах 2 , но уж и того 3 , что цвело вдоль аллей и на клумбах 4 , было достаточно 3 , чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок 5 (А. Чехов).

Различаются две их разновидности:

а) многочленные предложения, в которых две (или более) сочиненные части распространяются общей для них придаточной частью: Уже совсем рассвело 1 , и народ стал подниматься 2 , когда я вернулся в свою комнату 3 (Л. Толстой).

б) многочленные предложения, в которых каждый из сочиненных компонентов представляет собой сложноподчиненное предложение: Все это я выдумал 1 , потому что решительно не помнил 2 , что мне снилось в эту ночь 3 ; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня 4 , мне казалось 5 , что я точно видел этот сон 6 (Л.

Толстой).

2) многочленные сложные предложения с сочинением и бессоюзной связью (ведущая связь – сочинительная), или многочленные сложносочиненные предложения с бессоюзием: Живем не мы 1 . – немые наши вещи вбирают хищно опыт, вкус и пульс 2 ; а чудо ангелического слога, и радужные звуки свежих уст, и самобытие мазка, боюсь, даются только за чертой итога 3 (Д. Бобышев).

3) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и подчинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с подчинением. Они имеют разновидности, аналогичные разновидностям многочленных сложносочиненных предложений с подчинением:

а) предложения, в которых одна общая придаточная часть (которая может, в свою очередь, включать другое придаточное) распространяет две (и более) предикативные части, связанные бессоюзной связью и часто образующие конструкцию однородного состава: Шепчу слова 1 , пишу слова то слитно, то раздельно 2 , как будто все 3 , что названо 4 , уже и не смертельно 3 (Л. Миллер).

б) предложения, компоненты которых, связанные бессоюзной связью, представляют собой сложноподчиненные предложения: Мы. . . сделались приятелями 1 , потому что к дружбе я не способен 2: из двух друзей всегда один раб другого 3 , хотя часто ни один из них в этом себе не признается 4 (М. Лермонтов).

4) многочленные сложные предложения с бессоюзной связью и сочинением (ведущая связь – бессоюзная), или многочленные сложные бессоюзные предложения с сочинением: Настоящий учитель всегда ниспровергатель 1 , он. . . в простом заставляет видеть сложное 2 , сложное доводит до емкой простоты 3 , и черное после него становится белым 4 (В. Тендряков).

5) многочленные сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью (на I уровне членения ведущей является сочинительная или бессоюзная связь): Идти на убыль не пора 1: в смоле сосновая кора 2 , сегодня солнечно и сухо 3 , и песнь, приятная для слуха, звучнее нынче, чем вчера 4 ; и птица кончиком крыла черкнула на озерной глади 5 , что мы живем лишь Бога ради 6 , и взмыла в небо как стрела 5 (Л. Миллер).

Синтаксический анализ многочленного предложения может быть как полным, так и частичным. Полный анализ предполагает детальное рассмотрение каждого компонента и характеристику всех элементов его структурного механизма и особенностей семантики. Цель частичного анализа – выявление особенностей структуры самой многочленной конструкции, при этом рассматриваются лишь основные средства связи компонентов и предикативных частей, в них входящих. Детального же анализа дополнительных средств связи в этом случае не дается.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Многочленное сложное предложение с разными видами связи:

  1. 42. Сложные многочленные предложения с разными видами связи.
  2. Подчинительные союзы. СПП с несколькими придаточными. СП с разными видами связи.
  3. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.

План: 1. Понятие о многочленном сложном предложении

2. Многочленные СПП.

3. Многочленные ССП и БСП

1. В русском языке, особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложные предложения комбинированных типов: а) включающие в себя несколько частей, из которых одни связаны союзной сочинительной связью, а другие - союзной под­чинительной; б) одни - бессоюзной связью, другие - союзной подчинительной; в) одни с союзной сочинительной, другие - бес­союзной; наконец, встречаются конструкции, представляющие собой еще более сложные комбинации различных типов связи. Отношения между отдельными предложениями в таких конструкциях в боль­шинстве случаев не представляют собой чего-то принципиально нового по сравнению с описанными выше типами сложноподчинен­ных, сложносочиненных и бессоюзных предложений. Однако для правильного понимания смысла таких многочленных комбини­рованных сложных предложений важно уметь устанавливать соот­ношения между входящими в их состав предикативными частями. МСП состоит из трех и более предикативных частей.

2. Многочленные СПП. Выше рассматривались только двучленные сложноподчиненные предложе­ния. Такая форма является наиболее распространенной. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке худо­жественной литературы, часто встречаются и многочленные пред­ложения. Большинство их по сравнению с двучленными не пред­ставляет принципиально отличных конструкций. Части в них свя­зываются по тем же формальным правилам, что и в двучленных, и имеют те же значения. В зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяются два типа много­членных сложноподчиненных предложений.

I. Среди многочленных предложений с союзной подчинительной связью выделяются две группы: с последовательным подчинением и соподчинением.

1) Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, идет еще много наших. Здесь последовательное подчинение трех придаточных, когда одно следует за другим, а первая часть - главная. В таких предло­жениях главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной части и т. д. Схематически этот способ можно пред­ставить так:



Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать...

Если придаточная часть 2-й степени стоит сразу после союза придаточной 1-й степени (для нее главной), то образуется стечение союзов, например: 1) Уля сказала, что, если отец и мать еще раз попрекнут ее куском, она уйдет из дому 2) Уля сказала, что если попрекнут ее куском, то она уйдет из дому. Во втором предло­жении придаточные 1-й и 2-й степени связываются двойным сою­зом если...то , что обусловливает отсутствие запятой между сою­зами.

Многочленные предложения с придаточными, относящимися к одной главной части (соподчинение придаточных). Здесь раз­личаются два подтипа: а) предложения с однородным соподчине­нием; б) предложения с неоднородным соподчинением.

При однородном соподчинении придаточные относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей глав­ной части и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. Схематически в самом общем виде такие предложения можно изобразить так:

Например: Отец рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса . Здесь 4 придаточных изъяснительных, структура нерасчлененная. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки . Здесь первая и третья части – придаточные времени и сравнения, структура расчлененная, главная часть находится между двумя придаточными. Примеры: Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Был тот предночный час, когда стираются очер­тания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись, с ночным.

Соподчинение неоднородное, когда придаточные части относятся к разным словам главной или смешивается расчлененная и нерасчлененная структуры, т.е., при неоднородном соподчинении прида­точные относятся: 1) к разным словам главного предложения или од­на часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов; 2) к одному слову или всему главному - все придаточные, различ­ные по своим структурно-семантическим типам.

Общую схему таких предложений можно представить так:

Например: Чтобы не голодать, я ходил на Волгу к пристаням, где можно было заработать 15-20 копеек. Здесь придаточная цели и определительная неоднородны. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. – Придаточная условия в препозиции и определительная в постпозиции также неоднородны.

Примеры: 1) Те из молодогвардейцев, которых водили на пытки послед­ними, видели, что в тюрьму приехал обер-бургомистр Стеценко. 2) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

Образец синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения

И, наконец, пришла та последняя решительная минута, когда большинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимаю­щегося кольца немцевс. (Фад.)

1. Это повествовательное предложение.

2. Сложное; состоит из четырех предикативных частей.

3. Предикативные части соединены подчинительными средствами связи; значит, это СПП. Первая часть главная, к ней относится вторая, ко второй - третья, к третьей - четвертая; значит, это МСП с последовательным подчинением трех придаточных.

4. Первая придаточная часть присоединяется относительным словом когда к сочетанию та последняя решительная минута (к а к а я?) - придаточная часть атрибутивно-выделительная; вто­рая часть присоединяется союзом потому что ко всей второй части (почему?)- придаточная часть причины; третья придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли к глаголу решали (что?) придаточная часть изъяснительно-объектная с косвенно-вопро­сительным значением.

3. Компоненты многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений предстают в виде простых предложений. Связь линейная, по горизонтали. – То вдруг встанет в памяти могучий и грозный Казир, то яростно взревет пурга, то ласково прошумит тайга, и сердце сожмется до боли. Здесь 4 части МСП с сочинительной связью, отношение чередования и следствия. Один пологий холм сменялся другим, поля тянулись за полями, кусты вставали вдруг из-под земли перед самым носом. – Многочленное БСП состоит из трех предикативных частей со значением перечисления одновременно происходящих событий.

Есть многочленные сложные предложения с разными видами связи, их называют предложениями смешанной конструкции.

В многочленных комбинированных предложениях с сочинением и подчинением, если придаточная часть стоит после сочинительного союза, наблюдается стечение сочинительного и подчинительного союзов, например: Они оба припали к земле, а когда Золотарев при­поднялся, он увидел, что политрук лежит, раскинув руки, а голова и лоб у него так обильно залиты кровью, что, наверное, это смертель­ная рана. Примеры: 1) Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто он не слыхал его слов. 2) Как и в прошлый раз, он сидел в профиль к ней, но в этом заключалось и некоторое преимущество: не мешали очки, не заслоняла книжка.

Широко распространены бессоюзные предложения, части ко­торых (или одна часть) представляют собой сложноподчиненные предложения, например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уверен, что готов спрятаться за горчичницу.

Реже встречаются различные комбинации предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью, например: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом.

Основная литература

1. Современный русский язык. / Под ред. Р.Н. Попова - М., 1986.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М..А. . Современный русский язык.. М., 2006.

3. Валгина И.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М..И.. Современный русский язык. М., 2002.

4. Современный русский язык. / Под.ред.. Н.А.Леканта. м., 2000.

5. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. М.,1980

Дополнительная литература

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,
1982.

7. Виды разбора на уроках русского языка. - М.- 1982.

8. Греков ВА.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 1986.

9. Домашенкина Г.П. и др. Грамматический разбор в вузе и школе. - М. 1987.

10.Добромыслов В.А., Розенталь Д. Трудные вопросы правописания.- М., 1960.

11.Кайдалова И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1976.

12.Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

13.Аванесов Р.А. Русское литературное произношение. - М., 1978.

14. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

15. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1981.

16.Крысин Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1971.

17. Русский язык: В 2 т./ Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.,1989. Т.1, Т.2.

18. Современный русский язык: В 3 т./Под ред. P.M. Шанского. - М., 1981.

19. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1992.

20.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

21. Жаналина Л.К., Шеляховская Л.А., Никитина С.А. и др. Современный русский язык. Алматы, 2003.

22. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь – справочник. М., 2005.

23. Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография. М., 2004.

24. Русский язык конца 20-го столетия. М., 2000.

25. Галынский М.С. Словарь крылатых слов и выражений. М., 2005.

26. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1964

27.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

28.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1996.

29. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

30.Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.

31.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.

32.Фразеологический словарь/под ред. А.И. Молотова. - М., 1992.

33.Орфографический словарь русского языка. - М., 1984.

34.Словарь синонимов и антонимов /Сост. О.А.Михайлова. Екатиренбург, 2000.

35.Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г.Бархударова. М., 2005.

36. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005.

Календарно-тематический план лекций

Семестр

Тема лекции по разделам Кол. часов Неделя Литература
1. Введение. Русский язык как предмет изучения. 1нед. 1, 2, 3
2. Предмет и задачи фонетики. Звуковой состав русского языка. Фонема. Сильные и слабые позиции. 2 нед. 2,18-25; 16,46-56;
3. Гласные и согласные фонемы. Фонетическая транскрипция. Знаки ФТ. 3 нед. 17, 8-24, 2,
4. Лексический уровень языка. Предмет и задачи. Лексическая семантика. 4нед. 1, 15, 19, 29
5. Типы значения слова. Лексика русского языка с различной точки зрения. 5 нед. 1, 15, 19, 29
6. Предмет и задачи словообразования. Морфемика. 6 нед. 15, 19, 29
7. Способы словообразования. 7нед. 1, 2, 3, 20, 26
8. Грамматический уровень языка. Именные части речи (существительное, прилагательное, числительное). 8-9 нед. 1, 1, 2, 21
9. Местоимение. 10 нед. 1, 1, 2, 21
10. Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. 11-12 нед. 1, 15, 19, 25, 28
11. Глагольные формы: причастие и деепричастие. 13 нед. 1, 15, 19, 25, 28
12. 14 нед. 1, 2, 7, 21
13. Переходные и служебные части речи. 15 нед. 1, 2, 7, 21
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис СРЯ. Предмет и задачи. Словосочетание. 1 нед 1, 2, 4, 9
2. Предложение как основная единица синтаксиса. Классификация. 2-3 1, 2, 4, 9
3. Двусоставное предложение. Односоставные предложения. 4-5 нед. 1, 2, 9, 17, 4, 18
4. Осложненное простое предложение. Типы. 6-7 1, 2, 9, 17,
5. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. 8-9 нед 1, 2, 4. 9
11. Сложноподчиненное предложение. 10-11 нед. 1, 2, 17, 18
12. Бессоюзное сложное предложение. Типы по структуре и значению. 12-13 нед. 1, 2, 3, 17
13. Многочленное сложное предложение. Структура. Семантика. 14-15 нед. 1, 2, 3, 18
Всего:

Календарно-тематический план практических занятий

Тема занятия и содержание Кол.час Неделя Форма проведения
1. Звуковой состав русского языка 1.Система гласных фонем. Треугольник Щербы. 2. Система согласных фонем. 1-2 нед. Работа в парах
2. Транскрибирование слов, предложений, текстов. 3-4 нед. Практикум Взаимоконтроль
3. Лексикология. Лексические омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова. 5-6 нед. Импровизированный экзамен. Письменное упр.
4. Типология морфем. Морфемный и словообразовательный анализ 7-8 нед. Индивидуальная Работа.
5. Морфология. Грамматический разбор именных частей речи. 9-11 нед. Защита проекта. Разработка органайзеров. Письменный разбор, Взаимопроверка.
6. Глагол: лексико-грамматические разряды, категории. Спряжение. Грамматический разбор глагола. 12-13 нед. Беседа по вопросам. Кластер. Письменные упражнения у доски.
7. Инфинитив, причастие и деепричастие как непредикативные формы глагола. 14 нед. Работа над построением диаграммы Венна, разбор
8. Наречие. Слова категории состояния. 15 нед. Сравнительная таблица – работа в парах
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис. Разбор словосочетаний и простых предложений. 1-2 нед Практикум
2. Двусоставное и односоставное предложения. Разбор по членам предложения. 3-4 нед. Работа в парах, взаимоконтроль
3. Осложненное предложение. Синтаксический разбор. 5-6 нед. Упражнения. Схемы.
4. Диктант 7 нед. Диктант
5. Синтаксический разбор сложно- сочиненного предложения. Знаки препинания в ССП. 8 нед. Диктант, составление схем
6. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП. 9-10 нед. Схемы, органайзер
7. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в БСП. 11 нед. Схемы, органайзер
8. Диктант по пунктуации 12 нед. Диктант
12. Многочленное сложное предложение: структурно-семантический анализ многочленных сложных смешанной конструкции. 13-15нед. Построение и анализ схем МСП
Всего:

Календарно-тематический план СРСП (спец.ПиМНО)

Семестр

№ срсп Тема и задание по СРСП Кол.час Срок сдачи
1. Позиционная мена гласных и согласных. Охарактеризовать позиционную мену гласных в словах нос-носы-носовой, лес-лесной-лесовик. Дать характеристику согласных, указать процессы ассимиляции и аккомодации согласных в словах: здесь, птенчик, изделие, песня, банщик, багаж, косьба, выставка, просьба, сказка. 1-2 нед.
2. Фонетическая транскрипция Затранскрибировать слова и охарактеризовать позиции гласных (степени редукции): покой, золотой, в далекой, одолеть, коловорот, перемычка, задержать, недра, агроном, мятежный, застава. Затранскрибировать тексты стихотворных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.(не менее 8 строк). 3-4 нед.
3. Орфография. Проанализировать принципы русской орфографии в тексте Товарищ, верь: взойдет она. Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 5-6нед.
4. Типы лексических значений слов 1.Составить с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в одном из них слово употреблялось в прямом, в другом - в переносном значении. Бархатный, садиться, лиса, пояс, рукав, хвост. Написать сочинение - миниатюру на любую тему, используя в нем как можно больше синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. 7-8нед.
5. Основные фразеологические единицы русского языка 9-10нед.
6. Сущность и значение морфемного анализа 1. К данным словам подобрать исторически однокоренные слова, используя этимологический словарь. Наперсток, падчерица, запад, поднос, поздравить, подушка, отражение, человек, тунеядец. 2. Сделать морфемный анализ пяти слов с разным морфемным составом. 11-12нед.
7. Способы словообразования.1.Из любой газеты выбрать 10-12 аббревиатур, определить типы их образования. Оценить их с точки зрения целесообразности использования в речи. 2. Сделать словообразовательный анализ 3-4 слов с производной основой, построить словообразовательные цепочки. 13нед.
8. Именные части речи 1.Составить графические органайзеры по темам « Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное». 2. Составить конспект «Основные значения падежей». 14нед
9. Глагол. Категории глагола. Глагольные формы. 1.Сделать морфологический разбор слов: закричали, советуешь,собрались, нарушает, изготавливается (заводом); 2.Обобщить весь материал в таблице (схеме, органайзере). 3.Выписать из произведений художественной литературы несколько предложений с причастиями и деепричастиями, сделать их анализ по схеме морфологического разбора. 15нед
Всего:
1. 2 семестр Словосочетание. Простое предложение. 1.Выписать словосочетания, определите тип отношений и вид связи в каждом из них. 2.Составьте словосочетания со следующими глаголами. Основываться, опираться, указывать, говорить, рассуждать, свидетельствовать, протестовать, бороться, стоять. 1-2нед
2. 1.Сделать полный синтаксический анализ простых предложений. За долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. Осень пришла для меня сразу. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка или от случайной улыбки. Осень пришла внезапно и завладела землей. Все сразу стало осенним. 3нед.
3. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. 1.Выписать из художественных произведений 10 предложений, сделать разбор подлежащих и сказуемых. Распределить типы сказуемых в 3 графы: ПГС, СГС, СИС. 2.Сделайте синтаксический анализ этих предложений. 4-5нед
4. Односоставные предложения 1.Выписать 5 видов односоставных глагольных предложений и 3 вида односоставных именных предложений, разобрать. 6-7нед.
5. Сложное предложение. Типы ССП. 1. Выписать сложные предложения, распределить по типам и видам, сделать структурно-смысловой анализ (4 вида ССП). 8-9нед
6. Типы СПП. 1. Выписать ССП, распределить по 12 видов СПП, сделать структурно-смысловой анализ, схемы. 10-11нед.
7. Бессоюзное сложное предложение 1.Определить тип каждого бессоюзного предложения, расставить знаки препинания в предложениях: Шепот робкое дыханье трели соловья... Он весь в слезах голова поникла лицо бледно руки сложены на груди губы шепчут. Не мудрено голову срубить мудрено приставить. Денег нет снимай шубу. Не уверен не обгоняй. Я сильно прозяб холод успел пробраться под одежду. В тесноте надышали с окошек лило ручьями. Теперь им предстояло самое трудное они должны были покинуть товарища. Алексей решил довольно тянуть. Я поглядел вокруг торжественно и царственно стояла ночь. 2. Образовать и записать БСП разных типов. Я почувствовал... Всем понравилась ее новая квартира... Посеешь ветер... Справа была река... Из всего путешествия мне особенно запомнилось одно... Дома студента встретили торжественно... Будешь работать хорошо... Такая стоит тишина... 12-13нед
8. Многочленное сложное предложение 1.Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 15 многочленных сложных предложений с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью, а также МСП смешанной конструкции, сделать полный синтаксический разбор, составить схемы. 14-15нед
Всего

Календарно-тематический план СРСП

  • познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП;
  • формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Устный фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"

1.Дать определение СПП.

2.какие способы связи предикативных частей СПП существуют?

3.В чем отличие союза и союзного слова?

4.Какой тип придаточного присоединяется к главному только союзным словом? Приведите примеры таких СПП.

5.Какие группы СПП можете назвать? По какому признаку их выделяют?

Практическая работа.

На рабочем листе дан текст (см. приложение №1).

Найдите в нем СПП с 1 придаточным, запишите их, выделите грамматические основы, вычертите схемы, определите тип придаточного.

(Параллельно проводится работа по повторению тем, вызвавших затруднение на предыдущей диагностической работе и по подготовке к ГИА)

1) Когда он [Чичиков] встyпил в широкие неосвещённые сени, от них подуло холодом как из погреба.

  • СПП с придаточным времени
  • Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом (погреб)

4) Он заметил, что по стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин.

  • СПП с придаточным изъяснительным

5)С середины потолка висела люстра в холщовом мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк.

  • СПП с придаточным определительным
  • Какой частью речи является слово "в котором"?

8) Не надо было приглядываться, чтобы заметить высовывавшийся оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

  • СПП с придаточным цели.

3. Объяснение нового материала.

В этом тексте кроме СПП, состоящих из 2 предикативных частей - главной и придаточной - есть СПП в состав которых к главной части присоединено несколько придаточных.

Такие синтаксические конструкции называются многочленными сложноподчиненными предложениями или СПП с несколькими придаточными.

1. Постановка цели урока

На уроке должны

Узнать:

  • какие виды подчинительной связи возможны в многочленных СПП;
  • какие пунктуационные правила определяют постановку знаков препинания в многочленных СПП.

Научиться:

  • определять вид подчинительной связи между предикативными частями;
  • правильно ставить знаки препинания в многочленных СПП;

2. Последовательное подчинение.

Выписать из данного текста предложение №2.

2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную жёлтым светом, который выходил из-под щёлки, что находилась в низу двери.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную и вертикальную.

Как располагаются придаточные? 1придаточное, следующее непосредственно за главным, называют придаточным 1 степени. Следующее придаточное - придаточным 2 степени.

Такой тип подчинительной связи называется

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

Указать придаточное 1 степени и 2 степени.

3. Однородное подчинение.

Выписать предложение № 3

3) Казалось, что в доме происходило мытье полов, что сюда на время нагромоздили всю мебель.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одинаковыми членами предложения? (однородные) =>

Придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и являющиеся придаточными одного типа (н-р, изъяснительными) являются:::., а вид связи предикативных частей называется::..

ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ.

Начертить вертикальную схему СПП.

Когда однородные члены предложения разделяются запятыми? Когда между ними запятая не ставится?

На СПП с определительным соподчинением распространяется то же правило.

Выписать предложение № 6, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных.

6)В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

Какой вид подчинительной связи использован в предложении?

Объясните знаки препинания между придаточными, Начертить вертикальную схему СПП.

4. Параллельное (неоднородное) соподчинение.

Выписать предложение № 9, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.

9) Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежавший на большом столе.

*выпишите словосочетания мест.. +существительное, определите вид подчинительной связи

Почему нельзя назвать эти придаточные однородными?

Если придаточные поясняют РАЗНЫЕ слова главной части, речь идет о

ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) СОПОДЧИНЕНИИ

Начертить вертикальную схему СПП

4. Промежуточный итог.

Назовите виды подчинительной связи в многочленном СПП.

4. Закрепление.

Выписать предложение № 9,

7) Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки касавшегося становились похожими на перчатки.

  • Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
  • В речи какого стиля используется союз ИБО? Замените его стилистически нейтральным синонимом.

Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную, вертикальную. В чем особенность этого предложения?

5. Подведение итогов.

С отрывком из какого произведения мы работали на уроке? Назовите его автора.

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?

6. Д/З: параграф 22, выписать в словарь виды подчинительной связи и схему к каждому виду, Упр. №209



Случайные статьи

Вверх