Как же оформить читательский дневник? Читательский дневник в виде школьной тетради.

Как оформить читательский дневник? Прежде чем ответить, необходимо задуматься: «А зачем вести читательский дневник?». Именно такой вопрос бурчат себе под нос ученики, заполняя от руки несколько тетрадных листов. Но дневник – это не просто прихоть учителей.

В начальной школе такой метод помогает научить ребенка работать с текстами, понимать и запоминать прочитанное. Умение вычленить из большого текста очень краткое содержание, структурировать информацию, используя шаблон – все это считается базовыми навыками для успешного самообразования. В дальнейшем, читательский дневник здорово помогает в осмыслении произведений и вложенных в них автором мыслей. Это сложная функция человеческого мышления, которая формирует умение самостоятельно составлять глубокие мысли по тем или иным вопросам. Поэтому она тоже нуждается в тренировке. Взрослые люди с помощью читательского дневника, например, могут проводить психологический анализ самого себя, описывая, что в книге их задело, что показалось интересным, а что совершенно не понравилось.

Так что, читательский дневник – это своеобразная «Карта мародеров» из Гарри Поттера, его нужно использовать с умом. Именно обдуманное применение такой методики даст максимально положительный результат не только в качестве чтения, но и в качестве ваших мыслей.

Как правильно вести?

Как ведут читательский дневник люди, получающие максимально положительный эффект? Ответ один: письменно. Есть многочисленные исследования, доказывающие, что письмо от руки заставляет мозг работать активнее, развивая мышление и память. Можно сделать вывод, что лучше вести читательский дневник письменно, особенно в период обучения в школе, если вас волнует качество проделанного вами труда.

Если мы говорим о школе, то у каждого учителя есть свои требования, как заполнять читательский дневник. Иногда это может зависеть и от класса обучения. Но примерный список критериев для заполнения вывести всё же можно, вот базовые из них:

  1. ФИО автора произведения;
  2. Название произведения;
  3. Год написания произведения;
  4. Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.);
  5. Кратко сюжет произведения.

Данные критерии можно дополнять и усложнять. Например, допустимо указать основных героев, их характеристику и связь с другими персонажами книги, привести биографию автора, если она как-то связана с произведением. Также в критерии «года написания» можно кратко привести историческую справку, к примеру, какова была обстановка в стране, какое знаменательное событие затронуто в произведении (например, анализируя роман Тургенева «Отцы и дети», важно помнить отмену крепостного права, произошедшую в 1861 году).

Краткие пересказы желательно писать самостоятельно, так как это позволит глубже проанализировать произведение и лучше запомнить сюжет. Подробно переписывать все главы не стоит. Опишите основные действия произведения, помечайте важные детали, выписывайте то, что запоминается с трудом. Помните, что в дальнейшем вам нужно будет пользоваться записями в дневнике, поэтому делайте их максимально понятными и удобными лично для вас.

Что такое отзыв?

Отзыв – одна из самых интересных частей читательского дневника. Здесь необходимо описать собственные ощущения, мысли от прочитанной книги. Что может быть легче и интересней? Однако напоминаем, что сложная мыслительная деятельность должна достаточно развиться, чтобы человек мог свободно высказывать мнение о книгах. Поэтому сначала ребенок может наговаривать свои ответы на вопросы, которые родитель будет за ним записывать. С каждым отзывом дело дается ребенку легче, и он уже сам может записывать ответы, следуя четкой структуре. Со временем ученику становится скучно следовать шаблону, и это явный признак того, что можно попробовать написать вольный отзыв, без жестких рамок. На этом этапе тоже необходимо, чтобы кто-то читал и корректировал отзывы, показывая ребенку, как можно обогатить письменную речь. Как видите, такая сложная, командная работа, помогает не только облегчить ученику в дальнейшем работу, например, над сочинениями, но и раскрывает его литературные таланты.

Вот примеры вопросов, на которые можно ответить в отзыве:

  1. Какая главная мысль у произведения?
  2. Чем тебе запомнились главные герои? Какие их черты характера, поступки у тебя вызвали эмоции?
  3. Что запомнилось из книги?
  4. Что показалось необычным?
  5. Какие моменты в книге заставили тебя задуматься?
  6. О чем ты размышлял после прочтения книги? Чему тебя научила книга?
  7. Хочется ли перечитать книгу снова и почему?
  8. Хочется ли прочесть книги этого же автора? Какие из них?
  9. Посоветуешь ли ты это книгу другим? Почему?
  10. Проведи параллели событий книги с другими произведениями культуры (книги, кино, мультсериалы, картины и т.д.).

Этот перечень вопросов можно использовать как план к отзыву, подстраивая его под уровень класса, в котором обучается ученик. Отзыв в свободном стиле больше похож на маленькое сочинение, в котором, безусловно, есть начало, середина и конец. Однако продемонстрировать писательский талант в таком формате гораздо легче.

Пример оформления

Кратко обсудим внешнее оформление своих записей, так как оно может стать отдельной практикой для развития творческих способностей. Конечно, оформление читательского дневника тоже зависит от требования учителя, но даже обычные таблички можно интересно и ярко оформить.

Если вам нравится рисовать, то можно делать зарисовки по произведению, рисовать портреты героев. Это тоже неплохо помогает запоминать и осмыслять произведение, а многие художники часто берут сюжет и вдохновение из книг. Так что вовсе не стоит бояться красочно оформлять читательский дневник.

1 класс

  • ФИО автора произведения: Катаев Валентин Петрович;
  • Название: «Цветик-семицветик»;
  • Год написания: 1940 год;
  • Жанр: Сказка;

Главные герои:

  1. Девочка Женя,
  2. Старушка (подарила Жене цветик-семицветик),
  3. Мама Жени,
  4. Витя (хромой мальчик, которому помогла Женя).
  5. Очень краткое содержание :

    Женя идет за баранками. По пути к ней подбежала собака, которая съела все баранки. Девочка поздно заметила пропажу, поэтому попыталась догнать собаку. В итоге она оказалась в неизвестном месте. Ей встретилась старушка. Она пожалела Женю, и подарила ей необычный, волшебный цветок с семью лепестками. Если оторвать один из них вместе с заклинанием, то исполниться любое желание. Женя поблагодарила старушку за такой щедрый подарок, но как попасть домой, она не знала. Пришлось девочке оторвать лепесточек, прочесть заклинание и загадать, чтобы она вернулась домой с баранками. Так и случилось! Женя решила поставить в вазочку такой замечательный цветок, но случайно разбила мамину любимую вазу. Мама услышала шум, девочка испугалась наказания, поэтому с помощью цветка восстановила вазочку. Мама ничего не заподозрила и сказала Жене пойти погулять во двор. Девочка хотела доказать мальчишкам во дворе, что она побудет на настоящем Северном полюсе. Она загадала желание с помощью цветка и оказалась на холодном полюсе, где ей встретились настоящие медведи! Она испугалась и загадала вернуться обратно во двор. Затем Женя увидела у девочек во дворе игрушки. Позавидовав, героиня загадала себе все игрушки мира. И они стали сыпаться со всех сторон, заполнять всё пространство, что ребенку пришлось загадать, чтобы это всё исчезло. Теперь у Женечки остался лишь один лепесток. Она начала думать, как потратить его с умом. То хотела конфеты, то новые сандалики. Вдруг Женя увидела на лавочке хорошего мальчика Витю. Девочка позвала его играть, но он не мог, так как был хромой. Тогда Женя загадала, чтоб Витя был здоров. Он тут же выздоровел и стал играть со своей спасительницей.

    Отзыв:

    Главная мысль произведения, как мне кажется, состоит в том, что не стоит тратить возможности на всякие пустяки. Женя потратила аж шесть лепестков на мелочи и на желание кому-то что-то доказать. Благодаря этим поступкам Женя мне не нравилась, но, когда она помогла Вите, я радовалась. Мне запомнилось, как Женя загадала все игрушки мира, и они повалились на неё со всех сторон. Ведь когда она загадала все игрушки, то она не думала о том, насколько это много. Самое необычное в произведении то, как легко меняется внутри него место действия. То Женя находится во дворе, то дома, то на Северном полюсе. Эта книга научила меня состраданию, добру, взаимовыручке, помощи. Нужно думать сперва о других, о важном, а не о мимолетных желаниях. Безусловно, я бы посоветовала эту книгу другим детям, а, может, даже и их родителям. Потому что на примере Жени наглядно виден вред эгоизма.

    2 класс

  • ФИО автора произведения: аноним;
  • Название произведения: «Царевна-лягушка»;
  • Год написания произведения: неизвестно;
  • Жанр: русская народная сказка.

Главные герои:

  1. Иван-царевич (младший сын),
  2. Василиса Премудрая (превращена Кощеем в лягушку),
  3. Баба-яга,
  4. Царь,
  5. Старший и Средний братья,
  6. Жены братьев,
  7. Кощей Бессмертный.

Очень краткое содержание:

Царь позвал к себе троих сыновей. Сообщил он своим сыновьям, что нужно искать им невест. Предложил совершать поиски вот каким способом: пустить стрелу, где она упадет, там и жена найдется. У старшего сына — дочь боярина, средний нашел дочь купца, а младший, Иван-царевич, лягушку привел. Сыграли свадьбы. Царь придумал давать женам сыновей поручения. То хлеб испечь, то ковер создать. Лучший хлеб и ковер вышел именно у жены Ивана-царевича, лягушки. Тогда сказал Царь, чтобы приходили сыновья на царский пир, дабы посмотреть, какая жена лучше пляшет. Пошел Иван-царевич на пир один, как сказала ему Царевна-лягушка. И вдруг на праздник приехала золоченая карета, а из неё вышла Василиса Премудрая. И в пляске Царевна оказалась лучше. Но Иван-царевич вернулся в дом с пира раньше, нашел кожу лягушки и сжег её. Спохватилась Василиса Премудрая, а кожи нет нигде. Обернулась она лебедем, да улетела, сказав, что найдет Иван-царевич её в царстве Кощея Бессмертного. Горевал Иван-царевич, да в путь собрался. Встретил на пути он Старика, который поведал ему, как заколдовал Царевну Кощей Бессмертный. Дал он путнику волшебный клубочек, который укажет ему дорогу. Поблагодарил Иван-царевич Старика и отправился в путь. Привел его клубочек к Избушке на курьих ножках, а в ней Баба-Яга. Подсказала она, как Кощея победить. И, выполнив все условия, победил Иван-царевич, рассыпался прахом Кощей Бессмертный. Нашел Василису Премудрую, взял лучшего коня из кощеевой конюшни и воротился с любимой в родное царство.

Отзыв:

Сказка «Царевна-лягушка» учит нас тому, что не стоит судить кого-либо лишь по внешней оболочке. Хоть Иван-царевич и стеснялся Царевны-лягушки, а она лучше всех справлялась с поручениями Царя. Каждый раз Лягушка терпеливо, не обижаясь, успокаивала горевавшего Ивана-царевича, когда тот возвращался от Царя с очередным заданием. Поэтому я думаю, что эта сказка ещё и о доверии к близким людям, желающим тебе лишь добра. Мне запомнилось, как жены старшего и среднего брата повторяли за Василисой Премудрой и прятали к себе в карман косточки, вино и другие объедки, не зная, для чего она это делает. В итоге они оказались в глупой ситуации, а мораль простая: бездумно повторять за кем-либо не стоит. Еще я думала над тем, насколько великодушен Старик, что помог Ивану-царевичу, подарив ему волшебный клубочек. Это учит нас тому, что нужно помогать другим в трудной ситуации, если есть такая возможность. Поэтому хочется, чтобы все дети читали русские народные сказки, в которых сохранились простые и важные жизненные ценности.

3 класс

  • ФИО автора произведения: Владимир Федорович Одоевский;
  • Название произведения: «Город в табакерке»;
  • Год написания произведения: 1834 год;
  • Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Миша,
  2. Папенька,
  3. Маменька,
  4. Мальчик-колокольчик,
  5. Господин Валик,
  6. Царица Пружинка,
  7. Молоточки.

Очень краткое содержание:

Папа показал сыну Мише чудесную табакерку. На крышке её был волшебный городок Динь-Динь с золотыми домиками. Тронул пружинку Папа, и заиграла прекрасная музыка. Под крышкой табакерки были колокольчики да молоточки. Захотел Миша посетить такой замечательный городок. Папенька сказал, что нужно внимательно последить за устройством внутри табакерки, но ни в коем случае не трогать пружинку, иначе всё поломается. Мальчик следил-следил, и вдруг позвал его Колокольчик из городка в гости. Миша тут же принял приглашение. Колокольчик показал Мише, как работает перспектива, и мальчик понял, как правильно рисовать Маменьку, играющую на фортепьяно, и Папеньку, который сидит дальше на кресле. Затем Колокольчик познакомил гостя с другими мальчиками-колокольчиками. Сказал им Миша, что хорошо они живут: ни уроков, ни учителей, музыка играет весь день. Колокольчики возразили, что им очень скучно, так как целый день им нечем заняться, нет картинок, книжек, папы, мамы. К тому же по ним стучат злые дяденьки-колокольчики! Миша пожалел новых друзей, спросил у молоточков, зачем они так поступают с мальчиками-колокольчиками. А дяденьки-молоточки ответили, что им приказывает некий господин Валик.

Пошел герой прямиком к нему, а господин Валик лежит на диване, да вертится. А Валик сказал, что он — надзиратель добрый и ничего не приказывает. И вдруг увидел мальчик в золотом шатре царицу Пружинку, которая как раз и толкает господина Валика. Спросил Миша у неё, зачем она Валика в бок толкает, а Пружинка отвечает, что без этого не работало бы ничего, и музыка бы не играла. Захотел Миша проверить, правду ли она говорит, да прижал царицу пальчиком. И Пружинка лопнула! Всё остановилось. Испугался Миша, ведь Папа не велел пружинку трогать, и от этого он проснулся. Рядышком были Папа и Мама, он им рассказал о своём сне.

Отзыв:

Сказка Одоевского интересна тем, что в развлекательной форме рассказывает о сложных, может, даже скучных явлениях. Образно показан механизм работы табакерки, который доказывает, что все явления взаимосвязаны, каждая деталь важна в общем деле. Мне запомнился главный герой, Миша, тем, что он очень хорошо воспитан, вежливо общается с каждым героем, даже со злыми дядечками-молоточками. Стоит взять с него пример. Запомнился эпизод, как Колокольчик показал Мише, как работает перспектива и теперь мальчик знает, как правильно располагать детали на листе. Еще интересно, что мальчики-колокольчики целыми днями только играли, и от этого им скучно. Это показывает необходимость любить труд и блага, которые есть в нашей жизни, потому что именно они придают ей смысл. Конечно, хочется посоветовать эту сказку другим, потому что она добрая, интересная и необычная.

4 класс

  • ФИО автора произведения: Антон Павлович Чехов;
  • Название произведения: Толстый и тонкий;
  • Год написания произведения: 1883 год
  • Жанр: рассказ

Главные герои:

  1. Порфирий (толстый),
  2. Михаил (тонкий),
  3. Луиза (жена Михаила),
  4. Нафанаил (сын Михаила).

Очень краткое содержание:

Как-то объединил вокзал на Николаевской железной дороге двух людей, которые давно не видели друг друга. Друзья, учившиеся вместе в гимназии, толстый Порфирий и тонкий Михаил сильно порадовались этой встрече. Вспомнили, как кого дразнили, как кто выглядел в юные годы. Тонкий представил Толстому свою жену и сынишку. Но вот, речь зашла у друзей о том, кто до кого дослужился. Тонкий Михаил Коллежским асессором два года работает, а Толстый Порфирий – аж тайный советник. Тонкий такого не ожидал, а потому тут же стал обращаться к старому другу как к начальнику. Толстому не понравилась такая перемена в друге, ему стало неприятно, но Тонкий продолжал общаться в таком же тоне. Поэтому Порфирий решил закончить разговор, а Тонкий удивлялся вместе с семьей такому высокопоставленному другу.

Отзыв :

Я люблю рассказы Антона Павловича Чехова, потому что в них образно, смешно, в деталях показаны различные ситуации из жизни. Например, в рассказе «Толстый и тонкий» показано, как искажается чистая дружба под влиянием чинопочитания. Как только Тонкий узнал о чине Толстого, то сразу стал лепетать перед ним, хотя Толстый и попросил этого не делать, ведь не так важны должности в такой приятной встрече. Однако расшаркивание перед начальством было очень привычно Тонкому, поэтому он продолжил так себя вести. Тонкий мог повести себя иначе, тогда, я думаю, и разговор бы между друзьями сложился иначе. Конечно, советую всем прочитать этот рассказ. Вообще мне хочется прочитать все рассказы Чехова, потому что они забавные и интересные.

5 класс

  • ФИО автора произведения: Иван Сергеевич Тургенев;
  • Название произведения: «Муму»;
  • Год написания произведения: 1854 год (В основе рассказа, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой - матери писателя. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой).
  • Жанр: рассказ

Главные герои:

  1. Герасим,
  2. Муму,
  3. Барыня,
  4. Гаврила,
  5. Капитон Климов,
  6. Татьяна.

Очень краткое содержание:

В доме на глухой московской улице живет одинокая барыня. Служит у неё дворник Герасим – глухонемой с рождения. Добросовестно выполнял свою работу и жил отдельно от других прислуг. Через год барыня решает женить пьяницу башмачника Капитона Климова на хорошенькой белокурой прачке Татьяне. Но девушка нравится Герасиму. Дворецкий Гаврила, которому было поручено привести всё к свадьбе, боится Герасима, думает, как же его от невесты отвадить. Он подговаривает девушку притвориться пьяной, так как Герасим не любит пьяниц, и пройти мимо него. Коварный план срабатывает, Герасим, мучаясь, отказывается от своей любви. Свадьба между Капитоном и Татьяной состоялась, но счастливой семьи не вышло. Барыня отправляет пару в другую деревню. Трогательно Герасим вручает Татьяне красный платочек, хочет проводить её, но не решается.

Когда Герасим возвращался, он спас тонущего щенка. Выхаживал его. Собака быстро становится очень красивой. Герасим назвал её Муму. Барыня заметила собаку и приказала привести её к себе, но Муму испугалась и стала рычать. Обозлилась барыня и приказала избавиться от собачки. Лакей продает её, но Муму сама возвращается к Герасиму. Тогда Герасим понял, что всё это дело рук барыни, поэтому прячет собаку. Но всё тщетно. Гаврила передает Герасиму приказ барыни. Герасим берет на себя это страшное дело. Кормит Муму, выплывает с ней на речку, прощается и бросает в воду. После этого он поспешно собрал свои вещи и уходит в родную деревню, где ему рады.

Отзыв:

Печальный рассказ Ивана Сергеевича Тургенева неизбежно приводит к размышлениям. По прихоти барыни Герасима отрывают от его привычной жизни, он терпит унижения и козни других слуг. Начиная с трогательной истории любви Герасима, ты не можешь не сопереживать этому герою. Мало того, что барыня своим указом не создала семейного счастья между двумя слугами, так ещё и отняла любовь у Герасима. Барыня обращается со своими крестьянами, как с марионетками: то приказывает жениться, то свободно распоряжается собакой Герасима, не спрашивая у него. Какое же терпение у Герасима! Он выполнил жестокий приказ барыни, которой не угодила собачка, но при этом тут же ушел, показав свою непокорность её приказам. Да, Герасим совершил ужасный поступок, убив Муму, ведь он же мог уйти вместе с ней в родную деревню. Но выполнение приказа показывает всю зависимость крестьян от барина, что делает их жизнь неподвластной им самим. Жалко ли Герасима? Мне лично его жалко. Жалко и других персонажей, которые попали под самодурства скучающей барыни. Очень грустный рассказ, который я бы не советовала читать тем, кого сильно ранит смерть животных. Из дополнительных источников я узнала, что рассказ основан на реальных событиях, происходивших в доме матери Тургенева. И от этого факта становится ещё страшнее.

6 класс

  • ФИО автора произведения: Александр Сергеевич Пушкин;
  • Название произведения: «Дубровский»;
  • Год написания произведения: 1841 год (В основу лег рассказ друга Пушкина об одном небогатом дворянине, который имел процесс с соседом за землю и был вытеснен из именья. Оставшись с одними крестьянами, стал грабить).
  • Жанр: роман

Главные герои:

  1. Андрей Дубровский,
  2. Кирила Троекуров,
  3. Владимир Дубровский,
  4. Маша Троекурова,
  5. князь Верейский.

Краткое содержание:

В старом поместье жил Кирила Петрович Троекуров. Он богат и имеет большие связи. При этом был избалованным, имел ограниченный ум. К нему хаживал Андрей Гаврилович Дубровский, некогда его товарищ по службе. Но соседи ссорятся. Троекуров пользуется своими связями и лишает Дубровского его имения. Это сводит с ума бедного Дубровского, и он начинает хворать. О несчастье сообщают Владимиру, сыну Дубровского, и тот срочно едет к умирающему отцу. В итоге, старик умирает, Владимир в отчаянии поджигает имение, которое горит с находящимися там судебными чиновниками. Он и его крестьяне уходят разбойничать в леса. После он договаривается с учителем-французом Дефоржем, и вместо него устраивается гувернером в дом Троекурова. Вскоре между ним и дочерью Троекурова Машей появляются чувства. Но Троекуров совсем юную дочку отдает за прожившего уже полвека князя Верейского. Дубровский желает освободить девушку от брака против ее воли. Но оказалось слишком поздно. Окружив вместе со своими сообщниками экипаж князя, Владимир освобождает Машу, но та говорит, что уже дала клятву и не может её нарушить. Дубровский ранен князем, просит своих разбойников не трогать новоиспеченного жениха и уходит. После он скрывается за границей.

Отзыв:

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» может понравиться многим, кто читает его в школе. В нём есть шайка разбойников и их деяния, любовь, которая имеет преграды, жуткие истории, например, испытания гостей Троекуровым. Конечно, мне не понравился финал, так как смелому Дубровскому, готовому идти на большие жертвы, хотелось бы пожелать лишь счастья. Но после некоторых размышлений понимаешь, что роман не мог закончиться для героев иначе. Разве после всего того, что натворил Дубровский, князь и Троекуров просто так оставили бы их с Машенькой в покое? Да и как бы Маша отказалась от клятвы? Не думаю. Мне кажется, что Пушкин как раз показал, что после хоть и благородных, но разбойных деяний в реальной жизни «Робина Гуда» не ждет счастливая любовь. Да, Владимир делает всё от него возможное. Обычному и честному человеку приходится становиться разбойником, и это единственный выход в сложившихся обстоятельствах защитить честь семьи. Бесправность крестьян и самодурство помещиков – ещё одна тема, которую показал в романе Пушкин. Обязательно прочту ещё книги Александра Сергеевича, например, роман «Капитанская дочка». Хочется, чтобы с этим великим автором познакомилось как можно больше людей.

Заключение

Читательский дневник – это настоящий помощник для читающих и образованных людей. В век огромного потока информации просто необходим навык внимательного чтения, чтобы оставаться на гребне волны. В этом как раз может помочь ведение дневника, с малых лет помогающее нам работать с различными текстами.

Поэтому надеемся, что наши советы помогут вам по-другому, творчески взглянуть на читательский дневник и оценить в полной мере всю пользу его ведения.

Если вы все же чего-то не поняли, или вам нужна помощь в оформлении читательского дневника, напишите об этом в комментариях!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Люди, которые постоянно читают книги, ведут читательские дневники. В них пишут названия прочитанных книг, кратко описывают содержание и свое мысли о главных персонажах и книге в целом. Некоторые учителя литературы рекомендуют детям с начальной школы заводить подобные дневники.

С начала они пишут только наименования книг, а уже со временем начинают писать содержание и свое мнение. В статье мы рассмотрим, как оформить читательский дневник.

Что нужно знать

Невозможно удержать в голове все прочитанные книги и их содержание, поэтому такой дневник всегда поможет вспомнить. Например, ваша подруга может попросить совет в выборе книге, тогда вы можете просмотреть дневник и найти подходящий экземпляр.

Детям это помогает тренировать память.

Например, на уроках литературы он сможет сразу же сказать, какие книги читал летом и о чем в них повествуется. Так же ребенок с младшей школы начнет учиться проводить анализ прочитанного и выражать свое мнение.

Особых правил, как вести такой дневник нет. Каждый индивидуально подбирает под себя.

В младшей школе педагог предлагает деткам очень простую форму ведения дневника, где можно записывать только наименование рассказа, а уже дальше структура дневника немного начинает усложняться.

Виды читательских дневников

Читательские дневники, по своей структуре, можно разбить на несколько видов:

  1. Отчет о количестве прочитанных страницах

Такой вид чаще всего используется в младших классах. В нем могут быть такие столбики: номер по порядку, наименование книги, фамилия и имя автора, количество прочитанных страниц и тип чтения (вслух или про себя).

  1. Отчет о прочитанных книгах

Пишется только название произведения, имя и фамилия автора и дата прочтения.

  1. Отчет-шпаргалка

Записывается краткое содержание и свои мысли по поводу сюжета произведения.

Структура читательского дневника для полного анализа книги

  • Фамилия и имя автора;
  • Название;
  • Количество страниц;
  • Жанр (роман, новелла, детектив и т.д);
  • Год написания произведения;
  • Главные персонажи (можно кратко описать);
  • Краткое содержание;
  • Свое мнение о прочитанном произведении;
  • Года, в которые происходит действие сюжета.

Многие читатели ведут дневник. Что же это такое и главное зачем?

Читательский дневник - блокнот сбора информации о прочитанной книге для осмысления и сохранения впечатлений.

В школах учителя вводят читательские дневники для своих учеников с 1-го класса, постепенно усложняя его форму.

Читательский дневник школьника - это шпаргалка, с помощью которой легко вспомнить прочитанные книги, героев, основную мысль и пересказать произведения.

В начальных классах ведение читательского дневника приучает школьника к систематическому чтению, развивает первоначальные . Анализируя произведение, ученик письменно излагает ход своих мыслей, учится пересказывать. Конечно, без помощи родителей на первых порах не обойтись, ведь найти основную мысль произведения не всегда бывает легко, а также правильно заполнить и изложить свои мысли в читательском дневнике. Совместная форма работы в дневнике сплачивает, дает возможность читать вместе и обсуждать, а также понять родителям какой жанр больше интересует маленького читателя. В дальнейшем это будет способствовать коррекции направлений чтения по жанрам.

Конечно же основная задача ведения читательского дневника в школе - это , расширение кругозора знаний.

Также дневник читателя - бесценный помощник при чтении списка книг летом. И кто знает, может быть именно так получится .

Оформление читательского дневника

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.

Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.

Однако все педагоги заинтересованы в использовании уже готовых или электронных дневников, так как они не соответствуют их требованиям, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения.

Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.

Лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) - это отчёт о прочитанной книге.

В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.

Как оформлять читательский дневник в 1-2 классе?

В 1-2 классе можно предложить такой примерный план работы над произведением: автор и название произведения, количество прочитанных страниц, главные герои, основная мысль (о чем?), жанр. Можно также добавить рисунок. Он может быть сделан учеником через копирку или самостоятельно.

План работы над произведением в 1-2 классе

Дата

Герои

О чем?

Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?

К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация - краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

План работы над произведением в 3-4 классе:

  1. Автор и название произведения.
  2. Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
  3. Главные герои. Твое мнение о главном герое.
  4. Кратко опиши последовательность событий (краткое содержание-план)
  5. Главная мысль произведения (что хотел сказать автор)
  6. (твое восприятие произведения: что понравилось, а что нет, чем запомнилось) В помощь читателю, пишущему отзыв, можно предложить .

7. Запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору прочитанного произведения.

8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)

9. Иллюстрация к произведению.

Как организовать проверку читательского дневника?

Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.

На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.

Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель - понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.

В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие - сдавать на проверку должны все.

  • Начинать заполнять дневник лучше сразу после прочтения книги, пока еще свежи впечатления.
  • После прочтения читатель должен обязательно объяснить почему книга имеет такое название.
  • Если произведение большое, допускается деление на части. Обязательно укажите прочитанные страницы.
  • Произведения должны соответствовать возрасту. Нельзя допускать чтение небольших информационных текстов из энциклопедий в 4 классе.

Admin

Чтобы скачать материал или !

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

На летних каникулах учителя часто дают список литературы, рекомендованный к прочтению в свободное время. В учебный период это сократит время на подготовку к уроку. В процессе чтения у человека любого возраста расширяется кругозор, что очень важно, особенно для подростков. Конспектирование краткого сюжета поможет сохранить в памяти ключевые моменты истории, запомнить имена героев. Впоследствии в школе на уроках такая памятка станет незаменимым помощником. Чтобы все записи были лаконичными и удобными для восприятия, важно понимать, как оформить читательский дневник.

Начните с выбора тетради, пусть ребёнок самостоятельно определиться с тем, каким должен быть читательский дневник. Его можно сделать самостоятельно, используя простую подходящую тетрадку или блокнот, или приобрести в магазине готовый вариант, например, подобрав в соответствии с классом.

В начале дневника можно оставить лист для составления содержания, его заполняют в последнюю очередь, после оформления всех последующих страниц.

Для придания неповторимости и индивидуальности дневнику при его заполнении можно использовать различные красивые наклейки, вырезки из журналов, но лучшим вариантом будут собственные интересные рисунки.

В зависимости от возраста читателя меняется размер и суть написанного текста. Для детей младшего школьного возраста достаточно выделить 1–2 страницы для заполнения. Здесь указывается название рассказа или сказки, фамилия и имя автора, перечисляются главные герои. Далее нужно кратко описать сюжет - буквально несколько предложений, чтобы ребёнок мог вспомнить, о чём была книга. И обязательно написать своё мнение о прочитанном материале. У первоклассников в качестве читательского дневника часто выступает альбом для рисунков.




Случайные статьи

Вверх