Игра на уроках истории как активная форма обучения. Дидактические игры на уроках истории

Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить такие умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования полученных знаний. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний, эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Какие игры рационально использовать на уроках истории, а может приспособить и для других уроков?

Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра «Дерево мудрости» . Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик» . Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион» . Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV . Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.

Игра «Реставрация» . Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.

КУВУР __________________ * * Ответ: Урук В

АШАГАЛ ________________* * Лагаш А

РЭВУДЭ _________________ * * Эруду В

ИРИАМ _________________* * Мари И

ШРУШАЛ _______________* * Ашшур Л

ИНЕЯВИНО _____________* * Ниневия О

НУР ___________________* * Ур Н

Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевые игры

Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

Игры – импровизации . Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»

Роли: сельский староста, крестьяне

2. Судебная реформа.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.

Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение. Можно использовать такие ролевые игры как: «Светский салон XIX века», « Интервью с историческими героями», «Урок – суд», «Музей» и др.

Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

Дидактические игры на уроках истории

Раработала: учитель истории и обществознания

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Куулар Чодураа Александровна


Игра - активный вид деятельности,

направленный на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в

котором складывается и

совершенствуется самоуправление

ученика личностно-оценочным

поведением.


Игра -это естественная форма

обучения, поэтому учитель организуя

игру, исходит из естественных

потребностей детей. В процессе игры

осуществляется баланс между

ребенком и взрослым человеком. В

игре дети создают собственную

реальность, творят свой мир.


  • Развлекательная
  • Коммуникативная
  • Самореализация
  • Игротерапевтическая
  • Диагностическая
  • Коррекция
  • Межнациональные коммуникации
  • Социализация

Педагогическая игра должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом .


Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации :

1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.


Классификация по сущностной игровой основе :

  • Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»;
  • Ролевые игры (например игра-суд);
  • Комплексные игровые системы

(например КВН)


Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи :

  • Развитие познавательного интереса к истории;
  • Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
  • Активация познавательной деятельности;
  • Создание условий для самовыражения личности;
  • Повышение творческого потенциала учащихся;
  • Разнообразие учебной деятельности;
  • Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с

некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая

операция по выведению главного. Условный компонент,

делающий игру занимательной, достигается посредством

правила – изложить это «главное» в трех простых

предложениях. Один из вариантов игры – работа с

печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа

учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают

Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом

точно передается содержание.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому

историческому материалу. На уроке, когда изучается новый

материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или

работы с текстом записать на трех листочках три разных по

уровню сложности вопроса и задания к нему. После

изучения материала листочки сдаются. Наиболее

интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок»

или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости»

(красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на

«3»); на следующих уроках при проверке знаний

вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают

вопрос и отвечают на него.


Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в

разных концах доски записывают вопросы, которые могут

быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой,

картой, картиной. Они должны быть построены на

материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу

объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре:

«Посмотрите на доску, она заполнена различными

вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я

время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить

на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то

этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том,

чтобы к концу урока доска осталась чистой».


Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)


Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по

теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется

знание древнегреческих драматургов. Это имена

драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо

восстановить порядок букв и написать получившееся имя.

Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС

(ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные

Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для

запоминания слова.


Список литературы:

  • Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.

3. В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова и др.Технологии современного урока. «Учитель»2009,


Еще в советское время методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элементы игры, например, помогающей составить портретное описание выдающейся исторической личности. Такой урок-игра по истории и станет темой данной статьи.

Портретное описание может сочетаться с заданием, предусматривающим выборку из перечня тех или иных качеств конкретной личности (образованность, жестокость, честолюбие, самодовольство, доброта, честность, тщеславие, хитрость, коварство, лицемерие).

1 вариант

Работа по изучению личности исторического деятеля.

Ученики записывают в тетради сведения о жизни исторического деятеля, его поступках, привычках, противоречивых особенностях характера, суждения о нем современников и потомков и образ исторического деятеля формируется в процессе изучения его поступков и свершений.

2 вариант

Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий, а учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие данные.

Теперь непосредственно рассмотрим, что такое дидактические игры и как их нужно применять на уроке истории. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие действия направляю активность учащихся в определение русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся в учебной работе.

Проведение игр может входить в тематическое планирование уроков по истории, а содержание, специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи . Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Нельзя ролевую игру отождествлять с постановкой на историческую тему. Игра-это всегда импровизация. Игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников. При этом ученик способен выполнять такой объем учебной работы, какой в обычных условиях ему недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету . Перед игрой учитель знакомит школьников с правилами, регламентом, порядком работы. Чтобы они были более сосредоточенными и активными, следует ограничить время выполнения задания. И, наконец, должны прогнозироваться результаты игры и анализироваться ее итоги.

Урок – игра по истории «Кто это?».

В зависимости от подготовленности учеников игровое задание усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), именам современников, а также текстовой характеристике ученикам надо установить имя исторического деятеля. Например, для выполнения задания ученик получает карточку следующего содержания:

1. Малоизвестный портрет Петра I

2.1672-1725

3.Александр Меньшиков, Иван Посошков, Карл XII, Никита Демидов, Кондратий Булавин.

4.Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы; отличался большой любознательностью; не стыдился всею жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством.

Аналогично предложенной схеме формируются другие игровые карточки.

Игра по истории «Чьи слова?»

Учитель раздает ученикам карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей. Высказывания могут быть взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить. Кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова. Например, на карточке могут быть приведены слова командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева из обращения к матросам перед боем с японской эскадрой: «Мы идем на прорыв и вступим в бой эскадрой, как бы она сильна не была… Мы, не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться …до последней капли крови».

Игра «Узнай исторического деятеля».

Ученики получают карточки, на которых содержатся сведения об известных государственных деятелях. Ученик должен назвать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, факты из биографии. Такой, например, текст о П.П. Милюкове: «Видный политический деятель дореволюционной России, лидер партии. Ученик знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Преследовался властями за свои взгляды. Пройдя через тюрьмы, ссылку и высылку за границу. Знал 12 языков. Член Временного правительства с 1920 г. в эмиграции.

Существуют и другие виды игр по истории, а также игры на других уроках . Их мы рассмотрим в следующих статьях.

Использование инновационных технологий на уроках истории. Дидактические игры на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и запоминающимися. Особенно в сегодняшней школе, в которой постоянно расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы является предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитию навыков самостоятельного подбора и оценки полученной информации.Одной из форм обучения, рвзвивающей подобные навыки, является дидактическая игра.

Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для учащегося,

потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе».

Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания.

Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.

Преимущество предложенных вариантов игр - простота использования для учителя и интерес их для учащихся. Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала на комбинированном уроке истории.

Предложенные игры приближенны к тем, в которые дети играют на улицах, в летних лагерях отдыха. Много игр не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть, часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра «Переводчик»

Эта игра актуальна при работе с терминами. Трудности усвоения разных дефиниций обуславливаются сложностью научного языка. Чаще всего учащиеся просто запоминают исторические определения, не понимая их содержание. В процессе игры учащимся предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, преимущественно занимающиеся умственной работой = люди разного чина, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, поплнявших ряды русской интеллегенции». Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные могут записываться в специальный исторический разговорник, который можно разместить, например, на стенде исторической информации в кабинете.

Игра «Три предложения»

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения учащиеся могут записать в тетрадь. В этом случае проще определить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором базируются и навыкивыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.

Игра «Ожившая картина»

Учащимся предоставляются задания изобразить какое- либо историческое событие («Сбор дани», «Продажа крепостных», «Декабристы на Сенатской площади» и т. д.) или другую известную картину на историческую тему: «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни» и т.п.

Учитель, объясняя новый материал, может «рисовать живую картину» с помощью учащихся. Например, при изучении темы «Реформы 60-70-хх гг. ХIХ века в России», раскрывая суть судебной реформы, учитель «рисует» картину пореформенного суда: учащейся, сидящий за первой партой среднего ряда назначается судьей, 12 человек назначаются присяжными заседателями. Из оставшихся учащихся выбирают в соответствии с ситуацией прокурора, защитника, подсудимого.

Игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»)

Эта игра формирует одно из важных дидактических умений - умение составлять конспект. Конспект - это короткое изложение материала. Во-первых, необходимо научиться сокращать слова, выделять главное и избегать второстепенного; во-вторых, необходимо уметь расшифровывать конспект, то есть по короткой записи восстановить весь текст, максимально приближенный к исходному.

Для игры на доске или на карточке пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, без запятых, с пропусками слов. Учащимся необходимо восстановить текст. Приведем пример нескольких вариантов игровой задачи:

«Представьте себе, что вы работаете в архиве и нашли древние документы, которые почернели от влажности и выцвели. Вам необходимо восстановить текст».

Или, «Перед вами зашифрованный текст. Некоторые слова сокращены. Некоторые слова пропущенны. Вам необходимо из минимального текста сделать максимальный».

Или, «Представьте себе что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но наконец вам попалась шпаргалка. Ваша задача ее расшифровать и сделать из сокращенного текста связный ответ». Игра может происходить в группах или индивидуально. Когда игра происходит впервые, необходимо показать, что означает «расшифровать текст».

При проверке работ учитель ознакамливает учащихся с интересными вариантами различных ответов. Проведение этой игры подготавливает учащихся к игре другого типа: зашифровать текст, сократить слова и мысли насколько это возможно, но так, чтобы по ним можно было бы воссоздать первичный вариант, то есть, организовывается работа по составлению конспекта. Выполняя ее в форме игры, учащиеся проявляют заинтересованность, внимание, творчество, способствующие успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.

Игра «Найди ошибку»

Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она может быть использована при изучении нового материала, если прежде чем искать ошибки, учащиеся ознакомились с этим текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.

Учитель заблаговременно готовит несколько листков с текстом №1 (без ошибок) по теме, которая изучается, а также такое же количество листков с подобным текстом №2 , в котором специально сделаны ошибки.

Учащиеся могут работать с ними индивидуально и разделившись на пары или на группы по 4 человека (объединяются две парты). Учитель объясняет суть игры: « У каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит текст. Вы должны внимательно ознакомиться с содержанием текста. На эту работу вам отводится 10 минут. Разрешается делать записи в тетради. Через 10 минут этот текст у вас заберут, и вы получите другой похожий текст. Только в нем будут ошибки, которые надо найти. Победит тот (или та группа), кто быстрее и правильнее найдет большее количество ошибок».

Игра «Из уст в уста»

Игру можно проводить со всем классом. Вызываются 4 человека. Три из них должны не надолго выйти из класса. Тот, кто остался, вместе со всем классом должен внимательно выслушать рассказ, который учитель зачитывает перед всем классом, и пересказать его одному из участников, вышедших за дверь. Рассказ должен быть коротким, интересным и содержать максимум дат и терминов. Как только рассказ зачитан, преглашается другой участник, выходивший за дверь. Его задача внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику, который потом делится информацией с четвертым. Последний (четвертый) участник рассказывает классу о том, что он понял из рассказа третьего участника (важно, чтобы игра проходила динамично: пересказывать надо в быстром темпе, без пауз). После этого учитель медленно читает первый вариант рассказа, а потом помогает учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

Игра «Аукцион имен»

Эту игру можно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, подняв руку и назвав любую историческую особу, жившую в эпоху правления Ивана IV. Учащиеся называют известные им имена современников Ивана Грозного и записывают их на доске (для этого назначается один из учащихся). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент спада активности участников аукциона учитель бьет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся выбранной темы. На эту работу выделяется время, например, 5 минут. Через 5 минут начинается аукцион. Предлагается стартовая цена (скажем, 2 условные единицы). « Кто может предложить больше?»

Участники называют свои числа (по количеству имен в списке).

Победитель получает оценку «5» (или приз).

Игра «Историческая цепочка»

Задается тема. Первый участник игры называет имя любого исторического героя, связанного с этой темой. Следующий участник должен сначала сказать то, что сказал первый, а потом добавить новое имя, понятие, связанные с содержанием темы. Новый участник дополняет этот ряд. Наконец, выходит долгий ряд имен и понятий, по заданной теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех игроков выйти к доске и стать в одну линию. Тот кто ошибается или делат очень долгую паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линия перед доской быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске созданный исторический ряд и определяет ошибки. Игроки стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видят только учитель и те, кто выбыл из игры. Игра заканчивается беседой, в которой

определяется взаимосвязь слов, создавших историческую цепочку.

Игра «Историческая азбука»

Задается буква, например «П». Учащимся по одному, группой или парами предлагается за определенный промежуток времени написать список, состоящий из слов, начинающихся на эту букву или тесно связаных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Игра «Отгадай героя»

Один из участников (ведущий) выходит из класса. Учащиеся загадывают имена исторических деятелей. Ведущий должен их отгадать. Ему позволяется задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы могут быть только: «да», «нет», «частично».

Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить следующие условия: между ответом и вопросом проходит не более минуты, ограничить количество ответов до 10 (то есть, тот, кто в ответах на 10 вопросов не угадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукционна имен», когда на доске записан большой список имен, что способствует большему разнообразию и меньшей стереотипизации при выборе героя, задав определенное количество вопросов. Игра приучает учащихся логически мыслить, правильно задавать вопросы, искать правильные ответы, делать выводы.

Игра «Отгадай термин»

Эта игра проводится также, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает любое историческое понятие, касающееся заданной темы.



Случайные статьи

Вверх