Государственная программа развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственное сырье

Сельское хозяйство представляет собой важнейшую отрасль, которая обеспечивает население страны множеством продуктов необходимых для нормальной жизнедеятельности общества.

Сельское хозяйство изготавливает, как готовую продукцию, так и сырье, которое требует дальнейшей обработки. Такое сырье применяется в самых разных отраслях, начиная с пищевой и заканчивая химической промышленностью.

Виды сельскохозяйственного сырья, продовольственных товаров и готовой продукции

Сырье, производимое предприятиями сельского хозяйства, может быть животного или растительного происхождения.

К растительному специалисты относят такие продукты, как:

  • лекарственные растения;

  • свекла сахарная;

  • картофель;

  • подсолнечник;

  • зерновые культуры;


  • хлопок.

К животному сырью относятся такие группы продуктов, как:

  • молоко;

  • рыба;

  • мясо;

  • пушнина;

  • кожа животных;

  • шерсть;

  • животные жиры.

Перерабатывая данные виды сырья люди, получают качественные продукты питания, одежду, всевозможные химические препараты, лекарства, средства гигиены. При этом главная особенность сельскохозяйственного сырья заключается в том, что оно может постоянно возобновляться и распространяться по разным территориям страны.

Минусом данного вида сырья является его сезонность. Другими словами, определенные продукты можно получить только весной или осенью.

Оптовая торговля и закупка сельскохозяйственного сырья, продукции и живых животных

Оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией в нашей стране в последние десятилетия развивается семимильными шагами.

Появилось огромное количество предприятий и компаний, которые занимаются не только реализацией сырья и готовой продукции, но и переработкой этой группы товаров. Тем более что сейчас государство делает все для развития сельского хозяйства в нашей стране. Для этого принимаются новые законодательные акты, которые упрощают правила торговли сельскохозяйственным сырьем.

Специалисты, занимающиеся оптовой торговлей сельскохозяйственным сырьем должны знать не только законодательство, регулирующее их деятельность еще они должны разбираться в потребностях рынка. Например, стоимость сырья может колебаться в зависимости от сезона, полученного урожая и климатических условий.

Лучше всего оптовым поставщикам находить рынки, где имеется дефицит конкретных товаров. Оптовики должны уметь находить общий язык с производителями сырья (фермерами).

Среди множества компаний, торгующих сельскохозяйственным сырьем оптом, можно выделить следующие:

  • ООО «Уралрегионсервис». Предприятие является лидером оптовых продаж в Оренбургской области.

  • ООО «Грант». Компания работает на сельскохозяйственном рынке Курской области и занимает здесь лидирующую позицию.

  • ОАО «Агроинвест». Предприятие работает в Новосибирской области, поставляя и перерабатывая сельскохозяйственное сырье.

Отрасли, работающие на сельскохозяйственном сырье

Сельскохозяйственные предприятия поставляют сырье для большого количества отраслей народного хозяйства. Среди них нужно отметить:

  1. Пищевая промышленность. В среднем агропромышленный комплекс обеспечивает 17% поставок в эту отрасль. Промышленность производит различные продукты питания. К пищевой промышленности относятся: мясная отрасль, молочная, пищевкусовая, кондитерская, сахарная, хлебопекарная, масложировая, соляная, ликероводочная.

  2. Текстильная промышленность. Занимается производством тканей и других материалов.

  3. Фармацевтическая промышленность. Производство лекарств и медицинских средств.

  4. Химическая промышленность. Различные составы, в том числе и косметика.

  5. Кожевенная промышленность. Производит продукцию из кожи животных.

  6. Деревообрабатывающая промышленность. Древесина, бумага, столярные изделия.

Рынки сельскохозяйственного сырья

Агропромышленный рынок в нашей стране развивается очень быстро. Его особенностью является то, что на продукцию и сырье сельского хозяйства существует стабильный спрос населения.

Изначально производители и поставщики насыщали рынок товарами первой необходимости не самого высокого качества, для того чтобы удовлетворить спрос потребителей.

Но со временем предприятия стали поставлять более качественную продукцию, кроме того появилась потребность в глубокой переработке сырья, поставляемого аграриями.

Еще один важный нюанс сельскохозяйственного рынка заключается в том, что он редко бывает стабильным. Для него характерны сезонные колебания, связанные с новым урожаем или наличием дефицита конкретного товара. Нужно отметить, что сейчас это один из наиболее перспективных рынков для вложения инвестиций.

Регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья

Регулирование агропромышленного рынка происходит при помощи специальных государственных программ. В основном они направлены на то, чтобы повысить долю отечественных производителей и продавцов в общем объеме реализуемых товаров.

Благодаря таким программам, повышается конкурентоспособность отечественных производителей, и увеличиваются их доходы, что ведет к повышению качественных характеристик отечественных предприятий и позволяет им поставлять свое сырье на экспорт.

Переработка сельскохозяйственного сырья

Основной целью переработки сельскохозяйственного сырья является возможность обеспечить лучшую сохранность продукции и улучшения ее качественных характеристик.

Если рассматривать сырье растительного происхождения, то первичная переработка включает такие процедуры, как:

  • первичная процедура очистки;

  • хранение изначально влажного сырья;

  • сушка;

  • повторная очистка;

  • сортировка.

В дальнейшем сырье поступает на предприятия пищевой промышленности, где из него производят окончательный продукт.

Сырья животного происхождения проходит через следующие этапы переработки:

  • забой скота или птицы;

  • разделка туши;

  • сортировка туши.

Экспорт сельскохозяйственного сырья

Российская Федерация поставляет на экспорт большое количество сельскохозяйственного сырья в том числе:

  • пшеницу;

  • мясо;

  • ячмень;

  • горох;

Среди основных стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции Россия занимает шестое место и постоянно наращивает темпы производства.

Больше о получении сельскохозяйственного сырья можно узнать на ежегодной выставке «Агропродмаш».

Читайте другие наши статьи:

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.439.5

методологические вопросы организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции*

л. и. ЗининА, доктор экономических наук, профессор E-mail: t200157@mail. ru

о. А. БУрлАКоВА, преподаватель кафедры экономического анализа и учета E-mail: Cafedra605@yandex. ru мордовский государственный университет им. н. П. огарева

В статье рассматриваются проблемы формирования рынка сельскохозяйственной продукции в контексте обеспечения конкурентоспособности, роста потенциала регионального аграрного производства. Раскрываются сильные и слабые стороны формирования рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия. Выделены стратегические зоны хозяйствования, которые могут рассматриваться в качестве предпочтительных элементов организации исследуемого рынка.

Ключевые слова: рынок сельскохозяйственной продукции, государственная поддержка, платежеспособный спрос, стратегические зоны хозяйствования, продовольственная безопасность.

В доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве стратегической задачи рассматривается формирование социально эффективного национального рынка сельскохозяйственной продукции. В современных социально-экономических условиях большую теоретическую и практическую значимость приобретают вопросы

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 11-06-00177.

совершенствования его организационно-экономического развития и государственного регулирования с позиций обеспечения конкурентоспособности, насыщения высококачественными продуктами питания, роста потенциала регионального аграрного производства. Решение этих задач имеет особое значение в связи со вступлением России в ВТО, жесткой конкуренцией на мировых рынках сбыта сельскохозяйственной продукции, что может привести к сокращению объемов производства и вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

Россия обладает значительным агроэкономи-ческим потенциалом для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Рост платежеспособного спроса, снижение уровня мировых запасов продовольствия приводят к тому, что сельскохозяйственная продукция и продовольствие все больше становятся одним из основных рычагов политического и экономического воздействия в международных отношениях. Именно эти причины обусловливают необходимость реализации современной государственной агропродовольственной политики, а также дальнейшего совершенствования механизма

регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. В контексте данной проблемы важными задачами являются увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, создание условий для обеспечения ее конкурентоспособности и роста экспорта, импортозамеще-ние, привлечение инвестиций, развитие товаропроводящей сети, поддержание доходности российских сельхозтоваропроизводителей.

Сущность, значение и особенности рынка сельскохозяйственной продукции проявляются посредством специфических функций, среди которых важнейшими являются следующие:

1) удовлетворение потребностей населения в продуктах питания;

2) формирование ассортимента, количества и качества продукции, обеспечивающих максимально полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей на продукты питания;

3) распределение продукции между различными социальными, возрастными группами населения;

4) поступление денежных ресурсов для нового производственного цикла и расширения производства;

5) стимулирование развития технологий производства, хранения и переработки продукции, в том числе в связи с изменением предпочтений населения и культуры потребления.

Основные положения организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции предполагают:

Стабилизацию и обеспечение конкурентоспособности, доходности товаропроизводителей, удовлетворение потребностей в высококачественных продовольственных ресурсах, достижение их физической и экономической доступности;

Рассмотрение уровня и динамики платежеспособного спроса, емкости и структуры рынка сельскохозяйственной продукции в качестве внешних факторов (в методологическом аспекте такое разграничение важно для научного обоснования организационно-экономического механизма воздействия органов государственного управления на товаропроизводителей);

Стимулирование продвижения сельскохозяйственной продукции из регионов производства до регионов потребления;

Увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке;

Сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для производителей и потребителей;

Создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции;

Развитие товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

Региональный рынок сельскохозяйственной продукции рассматривается как система экономических отношений, производственных и организационных взаимосвязей, направленная на обеспечение эквивалентного обмена при формировании, распределении и потреблении сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья, их конкурентоспособности и устойчивого продвижения к потребителю в объемах и качестве, необходимых для удовлетворения рациональных потребностей всех социальных групп населения.

Сущность регионального рынка сельскохозяйственной продукции целесообразно рассматривать с нескольких позиций:

а) усиления социально-экономической ориентации его воспроизводства и приоритета общественных потребностей;

б) реализации инновационного механизма для обеспечения производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

в) обеспечения современных критериев и приоритетных параметров сельскохозяйственной продукции как сырья и продовольствия с учетом требований продовольственной доктрины;

г) повышения социально-экономической эффективности формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в долгосрочном периоде.

В развитии отечественного рынка сельскохозяйственной продукции имеются специфические особенности, требующие развития эффективной системы его организации и регулирования. Отраслевая специфика рынка сельскохозяйственной продукции обусловлена:

1) низкой ценовой эластичностью спроса в связи с тем, что он предполагает ежедневное нормированное потребление;

2) определенным дефицитом продовольственного сырья;

3) зависимостью страны от импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

4) структурой и уровнем потребления сельскохозяйственной продукции населением, существенно влияющими на здоровье и трудоспособность нации;

5) цикличным характером производства сельскохозяйственной продукции, основанного на процессах биологического воспроизводства;

6) различным уровнем развития конкурентной среды в отраслях, поставляющих товарные ресурсы товаропроизводителям и приобретающих их продукцию.

Территориальная специфика рынка сельскохозяйственной продукции обусловлена прежде всего природно-климатическими различиями регионов, национальными традициями потребления продуктов питания, дифференцированным уровнем доходов населения на разных территориях, а также различным уровнем развития инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции в регионах и отдельных муниципальных образованиях.

В плане конкурентоспособности рынок сельскохозяйственной продукции следует рассматривать как систему экономических отношений, обеспечивающую получение прибыли на основе эффективного взаимодействия ее производителей, переработчиков, оптово-розничной торговли и потребителя, а также способную удовлетворять общественные потребности с учетом роста физической и экономической доступности продовольственных ресурсов, высокого уровня их потребительских свойств, современных требований организации товародвижения.

В результате исследования определено содержание организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, который рассматривается прежде всего как программа целенаправленной инновационной деятельности по созданию организационно-экономического механизма воз-

действия на процесс производства, обмена и продвижения сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего достижение ее конкурентоспособного состояния (как сырья, так и продовольствия) по основным критериям, таким как качество продукции и экологическая безопасность, ресурсоемкость и затратность, ценовая характеристика, емкость рынка, объем предложения и платежеспособного спроса, физическая и экономическая доступность, параметры освоения новых сегментов рынка, объем производства в расчете на душу населения, удельный вес продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. И все это в целях усиления конкурентного потенциала регионов и выполнения требований доктрины продовольственной безопасности страны.

Организационно-экономическое воздействие на функционирование рынка сельскохозяйственной продукции должно предполагать его структуризацию как последовательный процесс, состоящий из нескольких функциональных стадий, каждая из которых дополняет другую и является условием ее актуализации, характеризуется собственными задачами, критериями и параметрами (рис. 1).

Рис. 1. Структуризация процесса организационно-экономического воздействия на функционирование рынка сельскохозяйственной продукции

В результате анализа были определены сильные и слабые стороны формирования рынка сельскохозяйственной продукции Республики Мордовия. К сильным сторонам прежде всего можно отнести:

а) постоянное расширение ассортимента продовольствия, повышение его экономической доступности для населения;

б) удовлетворение потребностей населения в традиционных продуктах питания и снижение продовольственной и ресурсной зависимости от других регионов;

в) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям внешней среды;

г) стабильность хозяйствования в кризисных ситуациях.

а) низкую платежеспособность населения;

б) несовершенство ценовой политики;

в) сложности в получении финансовых ресурсов;

г) трудности самостоятельного выхода на эффективные рынки сбыта;

д) сложности внедрения новых технологий.

Кроме того, выявлены тенденции и факторы

стимулирующего и противодействующего характера, влияющие на развитие производства и реа-

лизацию основных видов сельскохозяйственной продукции, а также приоритеты в обеспечении роста ее предложения (рис. 2).

Предлагаем осуществлять программно-целевой подход к организации и регулированию рынка сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения процесса ее продвижения. Это должны быть комплексные меры по обеспечению условий роста спроса и предложения, интенсивного формирования специализированной производственно-торговой инфраструктуры, активизации обмена сельскохозяйственной продукции в качестве сырья и продовольствия. В связи с этим нами выделены сферы целевого воздействия и соответствующие инструменты в каждой из них для регулирования процесса товародвижения и создания конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции (см. таблицу).

Совершенствование механизма товародвижения на рынке сельскохозяйственной продукции предполагает:

Прогнозирование потребительского спроса; формирование ассортимента, количества, качества и сроков поставки продукции;

Выбор поставщиков;

Организацию процесса товародвижения путем транспортирования, складирования, сохранения

Сферы целевого воздействия и инструменты регулирования товародвижения на рынке сельскохозяйственной продукции

Сферы целевого воздействия Инструменты регулирования

Потребность в сельскохозяйственном сырье и продовольствии Разработка программ поддержки доходов населения, направленных на повышение платежеспособного спроса; регулирование цен; информационное стимулирование спроса; формирование государственных резервов продовольственных ресурсов

Предложение сельскохозяйственной продукции Проведение реструктуризации задолженностей предприятий; увеличение бюджетного финансирования; снижение таможенных пошлин на ввоз дефицитного оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; льготное кредитование товаропроизводителей; страхование рисков; контроль за качеством продовольственных ресурсов

Формирование специализированной производственно-торговой инфраструктуры Выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков; лицензирование оптовой торговли по видам продовольствия; стимулирование развития инфраструктуры оптовой и розничной торговли; субсидирование хранения; информационное обеспечение и мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции

Активизация внутреннего и внешнего обмена сельскохозяйственной продукции Предоставление дотаций экспортерам в виде экспортных премий; приведение в соответствие с положениями и нормами ВТО законодательной базы по вопросам стандартизации, сертификации и выполнения фитосанитарных правил; выдача предприятиям на льготных условиях экспортных кредитов; разработка целевых программ по развитию специализированных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и контроль за их выполнением; введение ограничений по качеству продовольственных ресурсов; повышение таможенных ввозных пошлин на иностранные сельскохозяйственные товары и введение квот на них; координация движения сельскохозяйственной продукции на иностранные рынки; лицензирование импортеров и экспортеров

Молоко и молочные продукты

Тенденции: рост цен на молоко и молочные продукты, вызванные ростом цен на фуражное зерно, а также ростом потребления молока и молочных продуктов в мире; изменение структуры рынка и потребительских предпочтений; укрупнение производств; повышение требований к качеству

Реализация национального проекта, рост уровня потребления молочной продукции, первичная переработка, повышение уровня технологизации производства, наличие собственной кормовой базы, повышение продуктивности

Рост импортной продукции, низкое и непостоянное качество сырого молока, недостаток кормов и рост цен на них, технологическая отсталость производств, сокращение поголовья, рост доли крупного рогатого скота в хозяйствах населения

Стратегические приоритеты

Повышение качества и узнаваемости торговой марки, усиление контроля за качеством, переоснащение производств, формирование собственной сырьевой базы, укрупнение рынка, повышение продуктивности, установка охладительных молочных установок у производителей продукции, выстраивание взаимодействий с торговыми сетями

Птицеводство

Тенденции: рост стоимости кормов, рост объемов, реализуемых через торговые сети, реализация проектов в птицеводстве крупными торговыми сетями для формирования собственного продукта; высокие темпы роста производства и реализация инвестиционных проектов; рост конкуренции на рынке

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Рост потребления мяса птицы в связи с более низкой ценой по сравнению с другими видами, увеличение инвестиционного потока в отрасль, низкая себестоимость продукции в связи с массовым производством, близость к рынкам сбыта

Повышение тарифов на электроэнергию, слабое развитие поддерживающих производств, рост межрегиональной конкуренции, ориентированность на производство яйца

Стратегические приоритеты

Реализация проектов по техническому перевооружению, расширение ассортимента и поставок, реализация инвестиционных проектов по созданию новых производств, модернизация системы подготовки кадров, работа с сетевыми операторами рынка, брендиро-вание продукции и повышение качества упаковки

Тенденции: снижение доли импортной продукции, увеличение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве, рост конкуренции на рынке и между производителями, консолидация предприятий по производству мясной продукции, рост объемов продаж через торговые сети, изменение предпочтений потребителей

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Увеличение потребления мясной продукции, снижение импорта, реализация направлений национального проекта, проведение модернизации производств, наличие холдингов, продвигающих продукцию в другие регионы

Рост уровня конкуренции, ужесточение требований к бренду и упаковке, слабое развитие целостной системы заготовительных предприятий

Стратегические приоритеты

Увеличение перерабатывающих мощностей, вывод на рынок новых более качественных и современных продуктов, увеличение продаж, создание (привлечение предприятий, осуществляющих сбор, доставку, убой и разделку скота)

Тенденции: снижение качества, рост затрат на производство, недостаточные государственная поддержка и субсидирование

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Внедрение прогрессивных технологий выращивания и уборки, применение продуктивных сортов и гибридов зерновых культур, выбор каналов реализации, применение ресурсосберегающих технологий

Рост цен на энергоносители и средства защиты растений, отсутствие оптовых рынков

Стратегические приоритеты

Реализация проектов по ресурсосберегающим технологиям, использование перспективных сортов продовольственного и фуражного зерна

Тенденции: отсутствие круглогодичного поступления в продажу овощей, недопроизводство и неразвитость инфраструктуры, недостаточное инвестирование в парниковые хозяйства

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Рост объемов производства и реализации, расширение каналов сбыта, ориентация на потребление плодоовощной продукции, расширение ассортимента, географии возделывания

Отсутствие государственного воздействия на процессы ценообразования, разрушение системы материально-технического обеспечения, структура потребностей недостаточно увязана со структурой производства продукции, низкий уровень маркетинговых исследований предпочтений, хозяйственных связей между регионами

Стратегические приоритеты

Формирование оптовых рынков, упорядочение ценообразования с учетом спроса и предложения продукции, развитие агрохолдингов, создание товаропроводящих сетей и целевых программ развития, проведение маркетинговых исследований

Рис. 2. Тенденции, факторы, приоритеты в организации и регулировании рынка сельскохозяйственной продукции

потребительских свойств, поставок продукции в сферу продажи;

Развитие биржевой и оптовой торговли, в частности товарных бирж и оптовых продовольственных рынков;

Оценку социально-экономической эффективности конечных результатов.

Организация товаропроводящей инфраструктуры должна обеспечивать следующие условия:

Бесперебойное снабжение населения качественной продукцией;

Возможность устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный рынок;

Создание условий для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции;

Организацию встречных продаж продукции;

Рост эффективности распределения сельскохозяйственной продукции в регионе;

Ускорение движения сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю;

Внедрение современных методов хранения и реализации продукции;

Деловые контакты с товаропроизводителями и содействие в развитии межрегиональных связей;

Формирование приемлемых рыночных цен за счет исключения многочисленных посредников между сельскохозяйственными производителями и потребителями;

Объективную информацию о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию. Необходима целенаправленная политика по

стимулированию потребительского спроса на уровне конкретного предприятия-товаропроизводителя (программа реализации продукции). Она должна включать ряд элементов, основными среди которых являются:

а) выбор целесообразной структуры продаж всех видов продукции по формам торговли;

б) обеспечение выпуска качественной продукции по минимальным ценам, гарантирующим расширение спроса и устойчивое положение на рынке;

в) поддержание стабильности цен на товары, поскольку повышение цены под влиянием случайных факторов подрывает доверие покупателя;

г) перераспределение издержек в границах ассортимента товара: в период освоения новых видов его себестоимость может быть высокой, поэтому оправдана реализация по ценам ниже себестоимости

в пределах получения целевой прибыли по всему объему реализованных товаров;

д) применение эффективных форм взаиморасчетов с покупателями, обеспечивающих полное и своевременное поступление денежных средств;

е) постоянный мониторинг для выработки предложений по формированию равновесного объема спроса и предложения, уровня цен и условий реализации;

ж) создание информационной базы данных покупателей с классификацией по формам торговли, организационно-правовому статусу и другим признакам;

з) эффективные меры по привлечению покупателей, организация форм торговли с экономическим обоснованием их целесообразности;

и) расширение услуг по предпродажной подготовке продукции, формирование ее ассортимента.

Формирование современной концепции организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции должно предусматривать использование стратегической сегментации с выделением стратегических зон хозяйствования и определением их ресурсов (производственных, технологических, организационно-экономических). Они могут рассматриваться в качестве предпочтительных элементов организации исследуемого рынка с позиции реализации новых тенденций и возможностей его развития, а также необходимости дифференциации условий функционирования и достижения целевых индикаторов.

В процессе достижения целевых параметров спроса и предложения сельскохозяйственной продукции следует выделить стратегические зоны хозяйствования, ориентированные:

Во-первых, на рост предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Во-вторых, на эффективную реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

В-третьих, на обеспечение формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

В-четвертых, на активизацию внешнеэкономических и межрегиональных связей;

В-пятых, на повышение доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

В-шестых, на снижение рисков хозяйствующих субъектов рынка.

я о м о г я

Рост предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур, реконструкция и строительство мелиоративных систем.

2. Развитие животноводства и его кормовой базы.

3. Создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

4. Совершенствование инструментов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности предотвращения и устранения ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов.

5. обеспечение эффективности государственной поддержки по созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

6. Структурно-технологическая модернизация агропромышленного комплекса, воспроизводства природ-но-экологического потенциала.

7. Развитие системы подготовки

и повышения квалификации кадров.

8. Создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией.

9. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве

Обеспечение формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования агропромышленного комплекса.

2. Осуществление мониторинга, прогнозирования и контроля за состоянием и перспективами достижения и поддержания заданного уровня ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

3. Формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности

Повышение доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.

2. Утверждение системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность и качество пищевых продуктов.

3. Разработка унифицированных требований

к системам контроля на пищевых предприятиях, гармонизированных с рекомендациями международных организаций.

4. Переход пищевой индустрии на комплексную государственную систему контроля безопасности и мониторинга качества

Активизация внешнеэкономических продовольственных связей

1. Применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей обеспечения продовольственной безопасности.

2. Рационализация соотношения экспорта и импорта сырья и продовольствия.

3. Использование мер торговой защиты

при демпинговом, субсидированном или резко возросшем импорте.

4. Обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов.

5. Снижение зависимости агропромышленного комплекса от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов

С нижение рисков хозяйствующих субъектов рынка

1. Увеличение уровня платежеспособного спроса населения.

2. Снижение ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия.

3. Обеспечение стабильности финансово-кредитной системы.

4. Развитие инфраструктуры внутреннего рынка.

5. Внедрение инновационных проектов.

6. Повышение выхода конечного продукта с 1 т продовольственного сырья.

7. Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг

Реализация сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Оптимизация межотраслевых экономических отношений, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве.

2. Формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции.

3. Совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов.

4. Стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия.

5. Ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка.

6. Формирование единой товаропроводящей сети в рамках Таможенного союза.

7. Совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Рис. 3. Стратегические зоны хозяйствования в обеспечении организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции

В каждой из стратегических зон хозяйствования должны быть определены свои направления социально-экономического воздействия на обеспечение развития рынка сельскохозяйственной продукции (рис. 3).

Таким образом, совершенствование системы организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции требует применения программно-целевого подхода при разработке и реализации целевых программ по развитию специализированных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия в целях обеспечения роста эффективности в системе «производство - переработка - реализация - потребление», достижения ее целевых параметров и стратегической конкурентоспособности рынка сельскохозяйственной продукции.

Список литературы

1. Беспахотный Г. В. Проблемы модернизации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 7.

2. МинаковИ. А., Кувшинов В. А. Эффективность и особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 8.

3. Пошкус Б. И. Аграрные проблемы России сегодня и в перспективе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 9.

4. Пузанова Ю. А. Функционирование оптовой продовольственной торговли в Кемеровской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010 № 9.

5. Скрынник Е. Б. Основные направления развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 7.

Сельскохозяйственный рынок - это система экономических отношений между субъектами рынка в сфере обращения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, факторов сельскохозяйственного производства.

Сегодня во всех развитых странах государственное регулирование АПК - важнейшая составная часть рыночного механизма экономики.

Необходимость такого регулирования связана с неустранимыми особенностями АПК, прежде всего сельского хозяйства, не позволяющими в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее приспосабливается к меняющимся рыночным условиям.

Необходимость государственного регулирования в условиях рынка объясняется рядом обстоятельств.

1. По мере развития производительных сил усиливается взаимосвязь между всеми отраслями производства, в том числе между сельскохозяйственным и перерабатывающим. С ростом концентрации производства начинают преобладать несколько производителей продукции, что ограничивает развитие конкуренции. Экономика, где рынок является единственным регулятором, не в состоянии избавиться от кризисов. В конечном счете, кризисы становятся столь сильными и разрушительными, что или экономическая система должна реформироваться в направлении резкого усиления государственного регулирования, или экономика, основанная, на частной собственности потерпит крах.

2. При удовлетворении потребностей рост производства (в частности продуктов питания) приводит к снижению цен, а, следовательно, к разорению производителей. Это вынуждает государство содействовать стабилизации цен.

3. Рынок как саморегулирующаяся система содержит мощные стимулы саморазвития и один из них - конкуренция. Однако рынок обеспечивает связь спроса и предложения, производства и потребления в условиях свободной конкуренции. Создание и сохранение конкурентной сферы в экономике, противодействие монополистическим тенденциям - одна из главных причин вмешательства государства в экономические процессы

4. Предпринимательской задачей является создание рынка. Для того чтобы спрос и предложение находились в необходимом равновесии (не было избытка и недостатка товарных масс), должна быть выделена координирующая деятельность. Экономические реформы в любом государстве являются объектом государственного регулирования, т.е. происходят при контролирующей и координирующей роли государства.

5. Рыночные регуляторы слабо влияют на решение макроэкономических задач, что также требует вмешательства государства.

6. Без вмешательства государства в формирование издержек производства у производителей не будут учтены потери, наносимые окружающей среде.

Таким образом, под государственным регулированием рыночных отношений понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение этих отраслей.

В настоящее время происходит модификация форм и методов государственного регулирования аграрной экономики, как по субъектам, так и по уровню государственного регулирования. Эти тенденции характерны не только для стран, недавно ставших на путь рыночных реформ, но и для стран с развитой рыночной экономикой.

Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

Рынок зерна. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Ключевые понятия и термины: аграрный рынок; олигопсонична строение рынка; биполяризована строение рынка; полицентрическая строение рынка; атомизированном строение рынка; инфраструктура аграрного рынка; оптовые продовольственные рынки; ценовая эластичность спроса; сельскохозяйственная проблема долгосрочного периода; агфляция; товарная интервенция; финансовая интеграция; организованный товарный аграрный рынок.

Изучив материал этой темы, вы будете знать:

Сущность аграрного рынка и его строение по различным критериям выделения;

Состав инфраструктуры аграрного рынка, ее современное состояние и основные направления развития на региональном и национальном уровнях;

Ценовую эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, причины возникновения сельскохозяйственной проблемы долгосрочного периода и влияние на форму ее проявления явления агфляции;

Основные направления и механизмы государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия,

а также УМЕТЬ :

Рассчитывать, насколько может снизиться цена на соответствующий продукт сельскохозяйственного происхождения при условии увеличения его продажи на прогнозируемый процент, вызванное сезонным колебаниям объема производства продукции или климатическим фактором;

Определять, на сколько процентов может снизиться объем реализации продукции сельскохозяйственного происхождения при условии повышения цены на этот продукт за предполагаемого снижения объема предложения;

Определять степень стабильности рынка сельскохозяйственной продукции и рынка продовольствия по показателям ценового соотношения во временном пространстве и в территориальном разрезе и делать соответствующие обобщения относительно завершенности формирования единого такого рынка на территории Украины.

Понятие аграрного рынка. Внутреннее строение рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Аграрный рынок - это отдельный товарный рынок, который имеет только ему присущие специфические особенности. В нормативных актах, в экономической литературе не имеет единой трактовки этого понятия. Например, в Законе Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" от 2004 аграрный рынок определяется как совокупность правоотношений, связанных с заключением гражданско-правовых договоров по сельскохозяйственной продукции (продовольствие не упоминается).

Это суженное толкование аграрного рынка, поскольку не принимается во внимание ряд принципиальных признаков, характерных для любого рынка, а также не учитывается то обстоятельство, что аграрная сфера не может нормально функционировать без рынка агротехнологий, рынка средств производства для сельского хозяйства и тому подобное.

Итак, в широком смысле, аграрный рынок - это система товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями сельскохозяйственной продукции, продовольствия, агротехнологий, средств производства и научно-технической продукции для агропромышленного производства, основанного на соблюдении требований закона спроса и предложения, свободном предпринимательстве и ценообразовании, равноправия и конкуренции субъектов хозяйствования за потребителя.

Аграрный рынок - это комплексное понятие, потому что включает в себя рынок материальных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий, рынок сельскохозяйственного сырья и рынок продовольствия. При этом аграрии является субъектом ценообразования, в частности, рынка материальных ресурсов, рынка сельскохозяйственного сырья и частично рынке продовольствия. Здесь надо учитывать и то обстоятельство, что рынок сельскохозяйственной продукции (сырья) и продовольствия в свою очередь достаточно структурированным, поэтому выделяются для исследования и регулирования отдельные продуктовые рынки - рынок зерна, сахара, молока и молочных продуктов, мясопродуктов, фруктов, овощей и др.

В дальнейшем изложении материала основное внимание будет сосредоточено на рынке сельскохозяйственной продукции (сырья) и продовольствия. Особенно важно правильно определить и оценить внутреннее строение такого рынка, которая является решающей для определения типа рынка, идентификации отношений между продавцами и покупателями, формирование механизма ценообразования и разработки эффективной государственной регуляторной политики.

Для изучения и анализа внутреннего строения рынка сельскохозяйственной продукции целесообразно воспользоваться двум критериям: количественным и качественным. По первому критерию осуществляется оценка количественного соотношения субъектов рынка - продавцов и покупателей. Однако нередко такая оценка осуществляется не комплексно, поэтому делается вывод, что рынок сельскохозяйственной продукции является рынком с чистой (совершенной) конкуренции.

Но это одностороннее суждение, потому что принимается во внимание только большое количество независимых друг от друга сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих и предлагают достаточно однородную продукцию, значительно усиливает конкурентную среду среди продавцов. Ведь каждый отдельно взятый товаропроизводитель (продавец) не в состоянии повлиять на рыночную цену, поскольку его доля как продавца в общем объеме предложения чрезвычайно мала, а ценовая перекрестная эластичность спроса на сельскохозяйственные товары, характеризующий степень влияния изменения цены на продукцию i -го сельскохозяйственного товаропроизводителя на объем производства (предложения) j -го товаропроизводителя, приближается к нулю.

Сказанное относится и количественной перекрестной эластичности, что представляет степень влияния объема производства (продажи) в-го предприятия на цену аналогичной продукции i -го предприятия. Она также стремится к нулю по той же причине, поэтому каждый продавец может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия относительно объема производства и продажи товаров.

Итак, чтобы объективно судить о строении любого рынка, нужно помнить о неоспоримую истину: рынок существует только тогда, когда кроме продавцов есть и покупатели. Поэтому рынок сельскохозяйственной продукции необходимо рассматривать не односторонне, а комплексно, то есть как рынок продавцов и покупателей и как структурированное явление по отдельным его сегментам (своя рыночная инфраструктура, разное соотношение между продавцами и покупателями, свои регуляторные механизмы и т.д.).

Тогда этот рынок, по классификации рынков немецкого экономиста Г. фон Штакельберга, есть основания рассматривать как рынок с олигопсоничною строением (на отдельных местных рынках даже монопсонической строением) - большое количество производителей (продавцов) и малое количество покупателей.

При таком строения перерабатывающие и заготовительные предприятия имеют сильную рыночную власть, они получают возможность осуществлять в своих интересах ценовую политику, добиваться более выгодных для себя и других условий закупки сельскохозяйственной продукции, они не несут или несут незначительные затраты при замене одних продавцов на других.

Для олигопсоничнои и монопсонической строения сельскохозяйственных рынков характерна отрицательная с точки зрения сельскохозяйственных товаропроизводителей тенденция к снижению их доли (стоимости сельскохозяйственной продукции) в розничной цене продовольственных товаров. Эта тенденция реально оказывается в долгосрочном периоде, причем указанная доля является тем меньше, чем больше есть обособленных стадий переработки и движения сельскохозяйственного сырья на пути к получению продукции конечного потребления, и наоборот.

В связи с этим актуальным становится вопрос строения рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия по качественным критерием - наличия промежуточных звеньев между товаропроизводителем и конечным потребителем. В соответствии с требованиями этого критерия строение рынка может быть полицентрической или биполяризованою.

Для полицентрической строения рынка характерна чрезмерная количество операторов (участников), последовательно занимают свою нишу на пути движения сырья от сельскохозяйственного товаропроизводителя (первое звено единого технологического цепи) до конечного потребителя (последнее звено).

Чем больше операторов-посредников (звеньев) в такой цепи, тем меньше становится доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене конечного продукта, а следовательно, уменьшаются их доходы на каждую единицу реализованной ими продукции. Поэтому полицентрическая строение рынка неприемлема для рынка сельскохозяйственной продукции.

Потребностям аграриев наиболее соответствует его биполяризована строение . При таком строения на пути движения сельскохозяйственного сырья от производителя к стадии непосредственного изготовления из нее продовольствия и его реализации конечному потребителю размещается значительно меньше по сравнению с полицентрической строением количество юридически обособленных звеньев, претендующих на долю дохода от реализации конечного продукта ("пирога") за счет уменьшения доли дохода сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Приближенной к идеальной является такая биполяризована строение рынка, для которой характерны только два оператора: первичный производитель, формирует предложение, и конечный потребитель, формирует спрос. Однако в реальном аграрном рыночной среде достичь такого строения часто становится невозможным из-за необходимости прохождения сельскохозяйственным сырьем ряда производственных стадий на пути к конечному потребителю. Такие стадии отделены и выступают самостоятельными операторами рынка.

Скажем, производитель зерна продает зерно мукомольным предприятиям, изготовленное муку продают хлебозаводам, а хлебозаводы - готовый продукт - хлеб и хлебобулочные изделия, продают предприятиям розничной торговли, а те - реализуют его потребителям. В этой цепи есть четыре самостоятельные операторы, не включая потребителей, каждый из которых заинтересован получить прибыль от своей деятельности.

Если бы между этими звеньями (операторами) не было посредников, то такое строение рынка приобретала бы признаков атомизированы . Она достаточно приемлемой для потребителя, хотя он взаимодействует только с последним звеном - розничной торговлей, а потому не в состоянии влиять на остальные промежуточных звеньев, а не говоря уже о первичного производителя. Появление посредников между этими операторами превращает атомизированную строение рынка на полицентрическую.

Обобщая сказанное, отметим, что олигопсонична и монопсонической строение рынка сельскохозяйственной продукции порождает тенденцию к снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничных ценах продуктов переработки. При одинаковых прочих условиях эта Часка будет тем меньше, чем больше стадий переработки требует сельскохозяйственное сырье на пути к получению конечной для потребителя продукции.

Олигопсонична {монопсонической) строение рынка сельскохозяйственной продукции является объективным порождением общественного разделения труда. Она не может быть существенно изменена, а следовательно, и в дальнейшем будет оставаться потенциально способной порождать ценовой диктат предприятий ИН сферы АПК, различных посредников (трейдеров). Поэтому ситуацию на рынке сельскохозяйственной продукции можно до известной степени изменить в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей, когда олигопсонична строение этого рынка будет сочетаться с биполяризованою или атономичною.

Достичь этого можно на основе вертикальной агропромышленной интеграции, которая строится на основе единой собственности, когда все или большинство звеньев единой технологической цепи имеют единого владельца. (Подробнее об этом речь пойдет в теме 21.)

Завершенную форму биполяризована строение рынка приобретает тогда, когда интегратор - перерабатывающее предприятие не только совмещенный отношениями собственности с сельскохозяйственным производством, но и развивает собственную торговую сеть. В этих условиях снижаются рыночные риски, стабилизируется ценовая конъюнктура, растет социальная ориентация агробизнеса.

Однако такой путь перехода к биполяризованои строения рынка сельскохозяйственной продукции не решает проблемы в целом, так как касается только определенного сегмента крупномасштабного производства, тогда как в сельском хозяйстве есть тысячи мелких и средних товаропроизводителей.

Таким образом, актуальным вопросом является развитие инфраструктуры аграрного рынка, которая работала в интересах всех аграриев независимо от их организационной формы и размера ведения аграрного бизнеса.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, для полной характеристики аграрного рынка важно отметить и то обстоятельство, что рынок материальных ресурсов для села по количественному критерию является рынком олигополии ("много покупателей - мало продавцов"), иногда даже рынком монополии. В связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители нередко остаются в экономическом проигрыше из-за существенной рыночной властью предприятий и сферы АПК - производителей материально- технических ресурсов.

Рынок продовольствия по многим продовольственным товарам также является рынком олигополии. Его образуют перерабатывающие предприятия через собственную розничную и оптовую торговлю, супермаркеты (предприятия розничной торговли) и потребители.

Сельское хозяйство находится как бы в тисках рынков, которые его окружают, с минимальными возможностями отстаивания своих экономических интересов. Ведь перерабатывающие предприятия - производители продовольственных товаров не могут существенно повлиять на розничные цены, так как их уровень ограничивается покупательной способностью населения, и поэтому свое экономическое благополучие они решают в основном за счет сельскохозяйственных товаропроизводителей.



Случайные статьи

Подстанции. Электроника. Экология. Электроснабжение

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 13
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 14,444 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,094
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 5,549