Есть ли русские ракеты на кубе. Карибский кризис

Вернуть на Кубу российские ракетные комплексы и возобновить работу центра радиоэлектронной разведки в Лурдесе предлагают депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Сергей Обухов. Соответствующее обращение, как сообщает РИА «Новости», они уже направили президенту Владимиру Путину, министру иностранных дел Сергею Лаврову и главе Минобороны Сергею Шойгу.

Инициатива парламентариев, стала реакцией на недавнюю информацию агентства Reuters о намерении США в мае разметить ракетные пусковые установки типа HIMARS на юго-востоке Турции. Авторы обращения отмечают тот факт, что эти установки позволяют использовать ракеты с радиусом действия до 500 км. Что, по их мнению, создает потенциальную угрозу для союзников России по ОДКБ. Прежде всего, Армении.

В этой связи депутаты призывают руководство страны принять сопоставимые ответные меры. Предполагается, что решение на этот счет может быть оформлено в рамках действующего Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Кубой.

Вопрос: насколько все это реально в сегодняшних условиях, когда в отношениях Вашингтона и Гаваны явно наметился тренд на сближение?

Конечно, было бы неплохо иметь центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, - признает военный эксперт Михаил Ходарёнок . - Но я полагаю, что депутаты с кубинским руководством по этому поводу не консультировались. И никаких просьб от кубинской стороны на этот счет тоже не поступало.

Реально ли нам вообще вернуться на Лурдес?

Я думаю, в современной геополитической обстановке, когда, действительно, наметилось очевидное сближение Кубы и США, это очень большой вопрос. Об этом можно рассуждать. Но только в плане гипотез.

Что касается размещения ракет на Кубе, то это, мне кажется, все-таки определенное следствие воображения. Во-первых, кубинская сторона никогда не пойдет ни на какое размещение оружия у себя. Да и нам это, по большому счету, не надо.

- Даже «в целях защиты интересов России и союзников по ОДКБ»?

Если вспомнить 1962 год, то тогда речь шла о размещении на Кубе ракет средней дальности. Средней, потому что в боевом и численном составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), не было у нас тогда достаточного количества межконтинентальных баллистических ракет.

То есть, решение Хрущева о советских ракетах на Кубе с военной точки зрения еще оправдать можно. Но сейчас такой военной необходимости в размещении ракет с боевыми частями, где бы то ни было, нет. Потому что мы и с собственной территории достанем кого-угодно, где-угодно и в любое время. Это один момент.

Второй… Предположим, что все это случилось. У нас и так сейчас отвратительные отношения с Соединенными Штатами. А тут мы еще им такой раздражитель создадим… Понятно, что отношения эти совсем выйдут за рамки.

Не в том должно состоять генеральное направление нашей внешней политики, чтобы, в конце концов, разругаться со всеми и поставить Россию на грань ядерной войны.

Поэтому я не думаю, что предложение депутатов проникнуто реализмом и соответствует национальными интересами РФ.

То есть, относительно Лурдеса вопрос гипотетически еще можно поставить. А ракеты - это никуда не годится.

- Уход с Лурдеса в 2001 году это, по-вашему, ошибка?

Конечно, ошибка. Потому что база за рубежом - даже без учета специфики центра в Лурдесе - это, в любом случае, вещь полезная. Надо было заключать какие-то межгосударственные соглашения о ее дальнейшем функционировании. А сейчас вернуться к этому вопросу будет крайне тяжело, учитывая сегодняшние геополитические реалии - т.е. очевидное потепление во взаимоотношениях Кубы и США. Несомненно, оно будет продолжаться и углубляться. Поскольку это в интересах Кубы, да и определённый интерес Соединенных Штатов там присутствует. А нам все-таки за многие тысячи километров влиять на ситуацию будет очень затруднительно.

Несмотря на то, что у нас достаточно плохие отношения с Западом, они, как мне кажется, еще не достигли такого уровня, когда мы должны играть мускулами, - считает военный историк Юрий Кнутов - Причем, так откровенно. Хотя идею о восстановлении работы базы, которая у нас находилась в Лурдесе и занималась электронной разведкой, я бы поддержал. Потому что эта база позволяет перехватывать данные радиоэфира практически по всей территории США и отслеживать действия американцев на своих полигонах. В частности, даже тренировки на авиабазе Неллис в штате Невада. Там пустыня. Они строят макеты вокруг какого-то объекта. И до автоматизма тренируют пилотов, чтобы летчики до доли секунды отработали нанесение ударов по объектам, которые планируется в ближайшее время бомбить.

И если с помощью радиоразведки проанализировать эту обстановку, можно определить, какую операцию готовит Пентагон и где нанесет удар.

Конечно, такой объект нужен. И если бы кубинское правительство согласилось, на базу в Лурдесе стоило бы вернуться.

- Но и ракеты на Кубе - идея старая…

Да, действительно, в свое время размещение советских ракет на Кубе привело к тому, что американцы убрали свои ракеты из Турции, Италии и частично из Германии. Но тогда была другая ситуация.

Если мы пойдем на подобный шаг сегодня, то это лишь усугубит те санкции, которые применяются в отношении России. К тому же я сомневаюсь, что и кубинское правительство согласится на обострение отношений с США в тот момент, когда началось определенное потепление.

То есть, предложение думцев, мне не кажется достаточно взвешенным. Поскольку оно, в общем-то, рискует раскрутить очередной виток противостояния с Западом. Что может закончиться усилением экономического давления на нашу страну. Вплоть до заморозки счетов и облигаций, которые мы купили у американцев в свое время. Мы сделает себе только хуже.

- Что тогда мы можем противопоставить планам американцев в Турции?

Необходимо вести переговоры с американцами, с НАТО, где следует поставить этот вопрос, привязав его к соблюдению Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД). По этому договору у нас с американцами все время идут споры, но тут у нас козырь появляется. Тут мы их можем здорово прижать. И никто не мешает, в крайнем случае, в Армении разметить аналогичные комплексы.

Научный сотрудник РГГУ, специалист по Латинской Америке Михаил Белят назвал отказ от станции радиоэлектронного слежения в Лурдесе поспешным:

К сожалению, когда все это ликвидировалось, мы уходили отовсюду, часто даже хлопая дверями. Но мне трудно оценить, нужна ли - и насколько - станция в Лурдесе нам сейчас. Ведь средства слежения по сравнению с прошлым веком, когда она возникла, стали просто неизмеримо совершеннее. Возможно, мы добиваемся того же самого без таких серьезных шагов.

Но я однозначно против ракет.

- Поясните?

Мы уже проходили это в 1962 году, когда был Карибский кризис. Когда весь мир стоял на грани ядерной войны. И были даже не в шаге, а в нескольких сантиметрах от края этой пропасти. Повторять этот опыт мне представляется сейчас ненужным совершенно.

Тем более что ракеты среднего и малого радиуса действия, это те ракеты, которые Соединенные Штаты никак не испугают. Вот наши крылатые «Калибры», которые из акватории Каспийского моря точно поразили цели в Сирии за тысячу с лишним километров, они, безусловно, могут потрепать нервы американцам. Но для этого не нужны ракетные установки на Кубе, которые могут спровоцировать лишь новый виток гонки вооружений. И вообще очень серьезные вещи в мире.

- А самой Гаване нужно так обострять ситуацию? Особенно сейчас, когда Штаты заявили о намерении по-новому строить отношение с Кубой.

Гавана, в принципе, не боится обострения отношений с американцами тогда, когда это отвечает интересам Гаваны. Кубинские руководители не раз заявляли, что интересы Кубы и кубинского народа они расценивают выше, чем те перспективы развития отношений с США, которые сейчас замаячили перед ними. Они не будут в угоду Вашингтону поступаться идеологическими ценностями. Не будут поступаться своими достижениями в области социальной политики и т. д.

Америка идет на сближение с Кубой не просто так - у нее есть для этого свои резоны. Это не просто альтруистический добрый шаг со стороны США - это преследование довольно серьезных целей на континенте. А именно, создание общеамериканской зоны свободной торговли. О чем они мечтают уже два десятилетия и никак не могут добиться из-за серьезного противодействия латиноамериканских стран. И одна из серьезнейших причин этого противодействия - отношение США к Кубе. Блокада Кубы.

Вот сейчас эта блокада, на словах, вроде бы будет снята. Хотя времени, прежде чем начнутся серьезные шаги по отмене санкций против Кубы, пройдет немало. Но я не думаю, что российские ракетные базы на ее территории отвечали бы сейчас интересам страны. Интересам ее безопасности или экономики.

Поэтому мне кажется, что кубинцы будут очень серьезно подходить к этому вопросу. То есть, жестов, которые были в 1962 году, вряд ли они сейчас допустят.

Западный мир боится, что Россия может создать военную базу на Кубе в качестве ответа на планы президента США Дональда Трампа выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Об этом пишет, в частности, британское издание The Daily Star со ссылкой на исследование Джеймстаунского фонда.

В интервью Федеральному агентству новостей известный российский политолог Сергей Марков объяснил смысл создания военной базы РФ на Кубе и размещения там российских ракет, а также оценил общее состояние отношений Москвы и Вашингтона.

Российский щит

Сергей Александрович, насколько в сегодняшних реалиях мировой политики возможно возвращение российской военной базы на Кубу?

Это абсолютно реально. У России и Кубы есть общие интересы, в которые вписывается возвращение российской военной базы на Остров Свободы. Куба заинтересована в российских военных, поскольку официальная Гавана сейчас чувствует нарастающую угрозу со стороны США.

- Вашингтон давит на кубинские власти?

Дело в том, что США, как известно, отказались от политики примирения с Кубой, которую пытался проводить Барак Обама . Президент Дональд Трамп отказался от этой политики примирения. Вашингтон стал занимать новую, жесткую позицию по отношению к Гаване. Кроме того, Штаты отказались от ядерной сделки с Ираном. Все эти факторы дают понять другим игрокам, что США не ценят договоренностей, не ценят мир.

- Есть ли другие факторы напряженности в регионе?

Совершенно очевиден запредельный рост военных расходов США. Это делается ими с целью обеспечения своего военного доминирования. У Гаваны, безусловно, есть серьезные основания полагать, что за этим может последовать военная агрессия США против Кубы. Кроме того, Остров Свободы теряет внешнюю поддержку со стороны такого игрока, как Венесуэла. После того как умер президент Боливарианской республики Уго Чавес , в этой латиноамериканской стране прошли серьезные процессы по дестабилизации ситуации.

- Зачем Россия Кубе, понятно. Но объясните, в чем смысл военного присутствия на Кубе для России?

У России, конечно, тут есть свой интерес. Наша страна в свое время вывела военные базы из Кубы, надеясь на развитие хороших отношений с США. Однако сейчас уже можно определенно точно сказать, что хороших отношений со Штатами построить не получается. Вспомните: чем более доброжелательно вела себя с Америкой Россия, тем более агрессивно начинал вести себя Вашингтон.

- И что из этого следует?

Думаю, легкая доля агрессивности с российской стороны могла бы в значительной степени улучшить отношения Москвы и Вашингтона. Вернуть российские ракеты на Кубу было бы очень правильным решением, с точки зрения российских силовиков.

Россия сосредотачивается

- Когда же может произойти размещение российской военной базы на Кубе?

Загадывать точно здесь, конечно, нельзя. Это может произойти в любой момент. Ситуация очень нестабильная. Решение о создании военной базы может очень долго приниматься и затем очень быстро быть воплощено в жизнь.

На Земле есть много точек, где Россия могла бы укрепить военное присутствие. Стоит ли ждать массового появления новых военных баз РФ по всему миру?

Вообще говоря, нет. Россия, наоборот, пытается сосредоточить свои ресурсы. Конкретно же на Кубе, действительно, следует вернуться к идее поставить туда наши ракеты средней дальности. Создать российскую базу на Кубе необходимо в том случае, если США будут развертывать свои ракеты средней дальности в Европе, - это было бы достаточно жестким ответом Вашингтону. Выход США и ДРСМД как раз возобновил вопрос о восстановлении российской военной базы на Кубе.

В свете потенциального выхода США из ДРСМД высказывалось мнение о том, что блок НАТО может развернуть свои ракеты на Украине, в непосредственной близости от наших границ. Успеем ли мы развернуть при этом свою базу на Кубе?

Во-первых, даже при развертывании базы на Украине американцы не сразу будут стрелять. Во-вторых, развернуть базу на Кубе можно достаточно быстро при наличии соответствующего политического решения российских властей.

Депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили разместить на Кубе ракетные комплексы для защиты интересов и союзников по ОДКБ. Соответствующее обращение законодатели направили президенту России Владимиру Путину, министру иностранных дел Сергею Лаврову и главе Минобороны Сергею Шойгу (текст документа попал в распоряжение ).

Как отмечают депутаты, агентство Reuters опубликовало информацию о том, что уже в мае США намеревается разместить ракетные пусковые установки типа HIMARS на юго-востоке Турции. «Стоит отметить, что тактико-технические характеристики указанного вооружения, по имеющимся данным, позволяют, среди прочего, использовать ракеты с радиусом действия до 500 километров. Таким образом, создается потенциальная угроза союзникам России по ОДКБ (в первую очередь, Армении)», - пишут парламентарии.

По их мнению, в целях защиты необходимо принять сопоставимые ответные меры. «В первую очередь, речь идет о размещении российских пусковых установок аналогичного или даже большего радиуса действия на Кубе. Кроме того, видится еще более целесообразным асимметричный ответ Вашингтону в виде восстановления радиоэлектронного центра в Лурдесе», - указывают Рашкин и Обухов.

Кроме того, с 1962 по 1991 год на Кубе близ Гаваны размещалась 7-я отдельная мотострелковая бригада советской армии, а авиабаза Сан-Антонио использовалась как аэродром подскока советскими разведывательными и противолодочными самолетами, несшими боевую службу над Атлантикой.

24 февраля 2017 года президент США Дональд Трамп в интервью крупнейшему международному информационному агентству «Рейтерс» признал ядерное превосходство России. Договор СНВ-3 он назвал «односторонней сделкой», которая только юридически закрепляет факт американского отставания.

Прав ли Трамп в своей оценке нашего соотношения сил? Да. Прав.

Последние три года стали решающими в изменении военного баланса сил между Россией и Западом во главе с Соединенными Штатами Америки. И не только в области стратегического ядерного оружия. Пока американцы громогласно боролись с мифической «русской угрозой» в Прибалтике и на востоке Украины, русские крылатые ракеты нового поколения без лишнего шума взяли под прицел не только европейские столицы стран НАТО, но и большую часть собственно американской территории. Систем противовоздушной обороны, способных перехватить такие сверхсовременные маневрирующие цели, у НАТО нет и в ближайшие 10-15 лет точно не будет. При этом ни обнаружить сами ракеты в точках их развертывания, ни вообще доказать их существование Вашингтон не в состоянии. А Москва, глядя на тщетные попытки американских военных экспертов уличить Россию в развёртывании нового супероружия, только молчит и презрительно улыбается.

Впрочем, о русских чудо-ракетах - чуть позже. Сперва поговорим о геополитике и военной стратегии.

Все, ребята: шутки кончились

21 февраля министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу выступил в МГИМО на открытии Всероссийского молодёжного форума с программной речью. Он сказал: «Отношения между государствами становятся все более напряженными. Обостряется борьба за обладание ресурсами и контролем над маршрутами их транспортировки. Попытки Запада во главе с США затормозить процесс становления нового и более справедливого мироустройства ведут к нарастанию хаоса, анархии и встречают отторжение со стороны многих государств…

Военная сила становится главным инструментом решения международных проблем. Серьезным фактором является угроза международного терроризма. Все чаще информационное пространство используется экстремистами для распространения своих идей и вербовки новых членов террористических группировок… В этих условиях необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов для продвижения и защиты национальных интересов, укрепления обороны нашей страны…»

А на следующий день, вступая 22 февраля в Государственной Думе, Шойгу объявил о создании нового рода войск - «войск информационных операций». Он заявил: «Новые войска гораздо эффективнее и сильнее того управления, которое называлось контрпропагандой. Пропаганда должна быть умной, грамотной и эффективной…»

Генерал Шаманов, председатель думского комитета по обороне, разъяснил слова своего бывшего начальника так: «Войска информационной обороны смогут решать задачи кибератак. Сегодня ряд вызовов перенесены в так называемую киберсферу, и, по существу, сегодня идет информационное противоборство как составная часть общего противоборства. Исходя из этого, Россия предприняла усилия по формированию структур, которые этим делом занимаются».

То есть в наших новых войсках предусмотрено соединение возможностей кибервойны с информационной войной, компьютерных взломов и радиоэлектронной борьбы с пропагандой и агитацией. Переоценить значение этой новости невозможно: по словам Шойгу и Шаманова выходит, что в российских Вооруженных силах - впервые в мире - создан беспрецедентный по своей эффективности гибрид хакеров с агитаторами! И гибрид этот, особенно на фоне западной истерии о «вмешательстве русских в американские (французские, немецкие и т.д.) выборы» - безусловно, вызовет на Западе новую волну криков и стонов о «русской агрессии», «гибридной войне» и «коварстве Путина».

Если же кратко перевести всё вышесказанное на обычный язык, получится, что Шойгу предупредил Запад примерно так: «Всё, ребята! Нормальных слов вы не понимаете. Поэтому шутки кончились: отныне военная сила - наш главный аргумент!»

Больной скорее мерты, чем жив...

Тем временем Вашингтон лихорадит всё сильнее. Государственная машина США скрипит и стонет, её важнейшие шестерёнки ведут междоусобную политическую борьбу не на жизнь, а на смерть. Крупнейшие американские (да что американские - мировые) СМИ лупят по Трампу «из всех стволов», не стесняясь в выражениях. Си-Эн-Эн, Нью-Йорк Таймс и множество других изданий превратились в этакое коллективное «Эхо Москвы», только вместо «кровавой гэбни» у них выступает администрация президента США, а вместо «темнейшего» всегда-везде-во-всем-виноватого Путина - Дональд Трамп.

Вот лишь пара примеров за последние 10 дней: Международный американско-британский журнал «Уик» пишет: «Президент Трамп, воображающий себя деловым и таким же жестким лидером, как Путин, — на самом деле глупее всех остальных американских президентов. Он думает, что сможет договориться с Путиным. Он думает, что русские помогут Америке в борьбе с исламским терроризмом. Но это дурацкие мысли. И наш президент — дурак…»

А португальская «Публико» в статье «Американский локомотив сошёл с рельсов» утверждает: «Параллели между Трампом и Гитлером уже стали общим местом. Но его можно сравнить не только с Гитлером, но и со Сталиным. Есть одна ключевая деталь, которая делает Трампа похожим на Сталина: никто не знает точно, чего он хочет. Никто не может объяснить смысл его слов. Любые отношения с Трампом непременно оборачиваются попытками угадывания, которые предпринимаются сначала его помощниками в Белом доме, потом Конгрессом и судьями, а затем распространяются в среде журналистов и комментаторов. В конце концов догадками мучается каждый отдельный гражданин и житель США. Но весь мир не может ждать, пока американцы поставят свой локомотив на рельсы…»

Причем тут Сталин - понять невозможно, но посыл статьи предельно ясен: Трамп ужасен, непредсказуем, некомпетентен, неуправляем…

Но антитрамповское безумие СМИ - это лишь полбеды. Вторая и главная её половина заключается в том, что внутри собственной администрации Трампа засела огромная «пятая колонна», по сравнению с которой наши либералы просто дети. Ибо возглавляют её - крупнейшие спецслужбы США, такие как ЦРУ, ФБР и т.д.

Судите сами. Нашумевшая отставка помощника Трампа по нацбезопасности Майкла Флинна (которая состоялась через 3 недели после его назначения на эту ключевую должность) произошла из-за того, что представители ФБР, по сути дела, шантажировали Трампа, угрожая, что обнародуют результаты тайной прослушки телефонной беседы Флинна с послом России Сергеем Кисляком.

А утечки в прессу содержания телефонных разговоров Трампа с лидерами России, Австралии, Канады?! Это же совершенно беспрецедентно! Содержание таких переговоров должно являться государственной тайной, охраняемой строже, чем все ядерные секреты вместе взятые. И вот, извольте: те самые чиновники администрации, которые должны эту тайну охранять, ничтоже сумняшеся сливают её в СМИ! Похоже, Америка пошла вразнос.

Кстати, внутри страны это многие понимают. Издание «Дэйли Коллэр» цитирует ветеранов спецслужб:

Полковник Джеймс Воришак - 30 лет службы в военной разведке и Совете национальной безопасности: «Еще никогда не приходилось видеть, чтобы разведслужбы в таких масштабах использовали разведывательный аппарат и специальную тактику в политических целях против сотрудника действующей администрации».

Фредерик Растмен - 24 года работы в руководстве элитного подразделения службы скрытых операций ЦРУ: «Клинки обнажены. Пресса с помощью утечек из спецслужб поставила задачу сместить Трампа. Не удивлюсь, если эта вендетта не даст Трампу досидеть до конца своего первого срока. История с Флинном - это просто вендетта».

В издании таких цитат много больше, но нам хватит, думаю, и этих двух.

Сумеет ли Трамп предотвратить развал? Сумеет ли он реализовать свою политическую стратегию? Да и есть ли она у него? Всё это сегодня - вопросы без ответов.

Да, он - удачный бизнесмен. И своим госсекретарём он поставил Рекса Тиллерсона - ещё одного удачливого бизнесмена. Но во всем мире большой бизнес и большая политика - очень разные, хотя и тесно переплетённые вещи. От человека они зачастую требуют совсем разных знаний, умений и талантов. История России, например, не знает ни одного случая удачного перехода из бизнеса в политику.

Правда, США - это не совсем государство. Это, скорее, совместное предприятие, гигантская финансово-промышленная корпорация. Пока прибыли этой корпорации росли, всё было нормально. Но как только рост прекратился - а покупательная способность средней американской зарплаты по основным группам товаров сегодня откатилась до уровня 1957 года - обнажились все внутренние противоречия. И выживет ли совместное предприятие «Соединенные Штаты Америки» в новых условиях - пока непонятно….

Вашингтон в прицеле, полет нормальный...

Но вернемся к «невидимым» русским ракетам, с которых мы начали эту статью. Сколько этих ракет Москва уже развернула и где - генералы в Пентагоне не знают. Более того - не знают, как это узнать!

Долгое время Вашингтон скрывал свой провал от американской общественности. Все данные о новых русских сверхракетах лежали в недрах Пентагона под грифом «совершенно секретно». Лишь иногда военные чиновники далеко не первого ранга что-то робко и невнятно заявляли о том, что русские-де нарушают некоторые договорённости, и мы им этого, конечно, не простим…

Но вот, наконец, тайное стало явным! 14 февраля 2017 года одна из самых влиятельных газет США, The New York Times, опубликовала статью, в которой со ссылкой на высокопоставленных представителей американской администрации утверждалось, что Россия в нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности, якобы развернула наземные пусковые установки стратегических крылатых ракет. Это сообщение The New York Times тут же перепечатали многие западные средства массовой информации. А среди профессиональных натовских русофобов оно вызвало настоящую панику.

Так, польское военное обозрение Defence24 заявило: «Сообщения о том, что российская армия проводит испытания новых крылатых ракет наземного базирования, уже попадали в печать в 2014 и 2015 годах. Тревогу следовало бить уже тогда. Однако этого не произошло потому, что это стало бы доказательством неэффективности администрации президента Барака Обамы. Теперь ясно, что в российских вооруженных силах появились передвижные ракетные установки с ракетами дальностью более 2000 км. Американские военные это знали. Но в США стараются смягчить ситуацию, сознательно преуменьшая количество ракетных установок, появившихся в российской армии. Самоходные пусковые установки крылатых ракет могут уже находиться в Крыму, в Калининградской области и даже в Сирии, а не только в Центральной России…»

Западные стратеги волнуются не зря. Действительно, Россия сделала мощный рывок в создании крылатых ракет нового поколения. И Москва этого почти не скрывает. В первую очередь речь идёт о дальнобойной крылатой ракете 9М729, разработанной екатеринбургским конструкторским бюро «Новатор» для ракетного комплекса 9К720 «Искандер-М».

До последнего времени в комплексе «Искандер-М» использовались несколько модификаций баллистических ракет и крылатая ракета 9М728, официальная дальность которых не превышает 500 километров. И вот теперь на вооружение комплекса поступила новая дальнобойная ракета 9М729, которая, скорее всего, является наземным вариантом знаменитой ракеты морского базирования «Калибр», которая в ядерном варианте способна поразить цель на дальности до 2600 километров. Впрочем, некоторые эксперты считают 9М729 наземным вариантом крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, дальность которой и вовсе достигает 5 500 км. Как бы то ни было, московский Государственный научно-исследовательский институт приборостроения, отвечающий за создание системы управления данных ракет, ещё в 2015 году заявил о «завершении государственных испытаний ракеты 9М729 и её усовершенствованного варианта».

Да, вот ещё что… Для полноты картины надо сказать ещё об одной важной особенности новых русских крылатых ракет. Они легко могут размещаться в стандартном грузовом контейнере. В одном таком контейнере помещается пакет из 4-х ракет, в другом - командный центр с аппаратурой управления. Миллионы таких контейнеров непрерывно путешествуют по всему миру. Они в огромных количествах перевозятся морскими судами, железнодорожным и автомобильным транспортом. И каждый из этих контейнеров теперь может содержать в себе смертельную начинку из наших стратегических крылатых ракет, способных на дальности в несколько тысяч километров поразить любую вражескую цель.

Кто знает, где, на каких складах, в каких портах и странах уже лежат такие ракетные контейнеры, ожидая заветной команды на развёртывание и применение? В Сирии? А может, на Кубе? Ведь от Гаваны до Вашингтона всего 1820 километров, и спрятанные в контейнерах «Калибры» легко могут преодолеть это расстояние за пару часов. Кто может с уверенностью сказать, что решил по этому поводу Путин в своём кремлёвском кабинете? В любом случае, Пентагоновским генералам и натовским стратегам теперь есть о чём задуматься…

Да, всё это, конечно, нарушает договор о ракетах средней и меньшей дальности (т.н. Договор РСМД), подписанный с Америкой ещё Советским Союзом в 1987 году. Согласно этому договору, ни Россия, ни США не могут разрабатывать, испытывать, производить и развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с максимальной дальностью от 500 до 5 500 км. Этот договор бессрочный, но реальных механизмов проверки его соблюдения уже давно нет. Если раньше, вплоть до 2000-го года и мы, и американцы, имели право проводить ежегодно до 20 инспекций на месте, в тех точках на территории друг друга, которые вызывают подозрения, то последние 16 лет любая проверка может осуществляться только «национальными системами наблюдения и разведки», т.е. спутниками из космоса или разведкораблями из нейтральных вод, без права проводить инспекции непосредственно на месте. Понятно, что в таком режиме обнаружить и, более того, доказательно задокументировать наличие крылатых ракет с запрещёнными Договором РСМД характеристиками просто невозможно.

Поняв, что скрывать этот стратегический провал далее бессмысленно, о проблеме в США заговорили на самом высоком уровне. Даже Трамп в недавнем интервью агентству «Рейтерс» заявил, что он крайне озабочен превосходством русских в ядерной сфере и недоволен договором СНВ-3, ограничивающим возможности США в этой области. А вопрос о нарушениях договора РСМД он и вовсе намерен поставить перед Путиным «на первой же встрече». Рискуя, впрочем, получить увесистый пакет встречных обвинений, ибо последние 20 лет Вашингтон не слишком утруждал себя соблюдением международных договоров в области ограничения вооружений.

Что из всего этого получится - неясно. Как говорится, поживём - увидим. А пока пусть западные стратеги в НАТО и США гадают: когда и с какой стороны прилетит к ним «пламенный русский привет» на крыльях ядерного «Калибра» нового поколения…

Константин Душенов , военный аналитик, директор агентства «Русь Православная»

Cоветско-американские отношения развивались в середине - второй половине 50-х годов крайне неравномерно. В 1959 г. Хрущев, проявлявший неподдельный интерес к США, посетил эту страну с достаточно продолжительным визитом. Одной из составляющих его графика было выступление на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Здесь он выдвинул широкую программу всеобщего и полного разоружения. Эта программа, конечно, выглядела утопичной, но в то же время она предусматривала ряд первоначальных шагов, которые могли бы снизить накал международной напряженности: ликвидацию военных баз на чужой территории, заключение пакта о ненападения между НАТО и Варшавским договором и т.д. Пропагандистский резонанс от выступления Хрущева был весом и заставил США пойти на подписание с СССР совместной резолюции о необходимости принятия усилий для всеобщего разоружения, принятую ГА ООН. Хрущев выступал на сессии ГА ООН и осенью 1960 г. - теперь уже не в рамках визита в США, а как руководитель советской делегации в ООН. Проблемы разоружения и поддержки национально-освободительного движения звучали у него на первом месте. Опасное отставание СССР в производстве ядерных боеприпасов вынуждало советского руководителя идти на громкие и даже экстравагантные заявления (которые касались прежде всего западных представителей) о превосходстве СССР в ракетах. В пылу полемики, несмотря на то, что он находился в здании ООН, Хрущев даже стучал ботинком по столу.

Ответный визит президента США Д. Эйзенхауэра в СССР готовился, но сорвался из-за инцидента с американским разведывательным самолетом У-2, сбитым над советской территорией. Американские самолеты и раньше неоднократно нарушали воздушное пространство СССР, и, имея преимущество в скорости и высоте, уходили от преследования советских перехватчиков и зенитных ракет. Но 1 мая 1960 г. американскому пилоту Ф. Пауэрсу не повезло. В районе Свердловска, куда он успел долететь, стояли уже новые модернизированные ракеты. Будучи сбитым, Пауэрс вопреки инструкциям не покончил с собой, а сдался. Показания американского пилота были обнародованы и над ним прошел судебный процесс. Президент Эйзенхауэр отказался извиняться перед СССР за этот полет, чем испортил свои отношения с советским лидером. Два года спустя, отбывающий свой срок наказания Пауэрс был обменен на осужденного в США советского разведчика Р. Абеля.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА НА ЗАСЕДАНИИ ГА ООН. 11.10.1960 г.

«Я заявляю, господа, придет такое время, когда вы поймете необходимость разоружения. Народ выбросит тех, которые ставят преграды на пути к миру и взаимопониманию... Нас, людей социалистического мира, вы не запугаете! Наша экономика цветущая, техника у нас на подъеме, народ сплочен. Вы хотите навязать нам состязание в гонке вооружений? Мы этого не хотим, но не боимся. Мы вас побьем! У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, как колбасы из автомата. Ракета за ракетой выходит с наших заводских линий. Кое-кто хочет попробовать, как мы на земле стоим? Вы нас пробовали, и мы вас разбили. Я имею в виду, разбили тех, кто на нас пошел войной в первые годы после Октябрьской революции... Некоторые господа сейчас начнут трещать, что Хрущев кому-то угрожает. Нет, Хрущев не угрожает, а реально вам предсказывает будущее. Если вы не поймете реальной обстановки... если не будет разоружения, значит будет гонка вооружений, а всякая гонка вооружений приведет, в конце концов, к военной развязке. Если начнется война, многих здесь сидящих мы тогда не досчитаемся...

Что еще добавить?

Покамест не все еще народы Азии и народы Африки, которые недавно освободились из-под колониального гнета, осознали силу свою, еще идут за вчерашними своими вешателями-колонизаторами. Но сегодня это так, а завтра этого не будет; не будет этого, народы поднимутся, расправят свою спину и захотят быть настоящими хозяевами положения...»

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА

Прологом к обострению кризиса в карибском бассейне послужило возведение знаменитой берлинской стены. В геополитическом противоборстве СССР и Запада германский вопрос продолжал занимать одно из главных мест. Особое внимание было приковано к статусу Западного Берлина. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западная часть города, где находились войска США, Великобритании и Франции, формально обладала особым статусом, но явно тяготела к Федеративной Республике Германии. Хрущев предлагал созвать конференцию великих держав с целью объявить Западный Берлин демилитаризованной зоной. Но после инцидента с самолетом У-2 консультации по этому вопросу прекратились.

Между тем, грамотная рыночная политика властей Западного Берлина, их поддержка со стороны ФРГ, а также солидные денежные вливания США и других стран позволили резко повысить уровень жизни западноберлинцев по сравнению с жителями восточного сектора. Подобный контраст, наряду с открытыми границами между частями города стимулировал эмиграцию из Восточного Берлина, больно ударявшую по экономике ГДР. НАТО использовало такую ситуацию и для активного идеологического наступления на систему социализма.

В августе 1961 г. руководство ОВД, согласно решению принятому в Москве призвало ГДР принять меры против политики Западного Берлина. Последующие действия немецких коммунистов стали полной неожиданностью для Запада. Рядовые члены партии создали живое кольцо воль границы между секторами. Одновременно началось быстрое сооружение 45-километровой бетонной стены с контрольно-пропускными пунктами. Через 10 дней стена была готова и сразу стала символом «холодной войны».

Одновременно с возведением стены были прерваны транспортные коммуникации между частями города, а пограничники ГДР получили приказ открывать огонь на поражение по перебежчикам. За годы существования стены погибли и получили ранения десятки человек, пытавшихся ее преодолеть. Стена простояла до 9 ноября 1989 г., когда в свете начавшейся в СССР перестройки и политических преобразований в странах Восточной Европы, новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и обратно. Официальный демонтаж состоялся в январе 1990 г.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

Противостояния между советским и западными блоками подошло к своей самой опасной черте в период т.н. Карибского (Ракетного) кризиса осенью 1962 г. Значительная часть человечества стояла тогда на волосок от гибели, а до начала войны, по образному выражению, было такое же расстояние как от ладони офицера до кнопки на пусковой установки ракеты.

В 1959 г. на Кубе был свергнут проамериканский режим, и к власти в стране пришли прокоммунистические силы во главе с Фиделем Кастро. Коммунистическое государство в традиционной зоне интересов США (фактически у них под боком) было не просто ударом, а просто шоком для политической элиты в Вашингтоне. Страшный сон становился реальностью: Советы оказались у ворот Флориды. С целью свержения Кастро Центральное разведывательное управление США сразу же приступило к подготовке диверсионной акции. В апреле 1961 г. десант, состоявший из кубинских эмигрантов высадился в заливе Кочинос, но был быстро был разгромлен. Кастро стремился к более тесному сближению с Москвой. Этого требовали задачи обороны «острова Свободы» от нового нападения. В свою очередь Москва была заинтересована в создании военной базы на Кубе в противовес натовским базам вокруг границ СССР. Дело в том, что в Турции уже были размещены американские ядерные ракеты, которые могли достигать жизненно важных центров Советского Союза всего за несколько минут, в то время как советским ракетам для поражения территории США требовалось почти полчаса. Такой разрыв во времени мог оказаться роковым. Создание советской базы началось весной 1962 г., и вскоре туда началась секретная переброска ракет среднего радиуса действия. Несмотря на тайный характер операции (имевший кодовое название «Анадырь») американцы узнали о том что находится на борту советских судов, идущих к Кубе.

4 сентября 1962 г. президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. Хрущев заявлял, что на Кубе устанавливается всего лишь исследовательское оборудование. Но 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. Американские военные предлагали немедленно разбомбить советские ракеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Такие действия вели к неизбежной войне с Советским Союзом в победоносном исходе которой Кеннеди уверен не был. Поэтому он решил занять жесткую позицию, но не прибегать к военному нападению. В обращении к нации он сообщил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы, потребовав от СССР немедленно удалить оттуда свои ракеты. Хрущев вскоре осознал, что Кеннеди будет стоять на своей позиции до конца и 26 октября направил президенту послание, в котором признавал наличие на Кубе мощного советского оружия. Но в то же время Хрущев пытался убедить Кеннеди, что СССР не собирается нападать на Америку. Позиция же Белого дома оставалась прежней - немедленный вывод ракет.

День 27 октября стал самым критическим за все время кризиса. Тогда советской зенитной ракетой над островом был сбит один из многочисленных самолетов-разведчиков США. Его пилот погиб. Ситуация накалилась до предела, а президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и начать высадку на Кубу. В те дни многие американцы, напуганные перспективой ядерной войны покидали крупные города, самостоятельно рыли бомбоубежища. Однако все это время между Москвой и Вашингтоном осуществлялись неофициальные контакты, стороны рассматривали различные предложения с целью отойти от опасной черты. 28 октября, советское руководство решило принять американское условие, заключавшееся в том, что СССР выводит свои ракеты с Кубы, после чего США снимает блокаду острова. Кеннеди взял обязательство не нападать на «остров Свободы». Кроме того, было достигнуто согласие на вывод американских ракет из Турции. Открытым текстом советское послание было передано для президента США.

После 28 октября Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики, а США сняли морскую блокаду острова. Международная напряженность спала, но такая «уступка» США не понравилась кубинским руководителям. Официально оставаясь на советской позиции, Кастро подверг критике действия Москвы, и особенно Хрущева. В целом Кубинский кризис показал великим державам, что продолжение гонки вооружений, резкие действия на международной арене могут обратить мир в пучину глобальной и всеуничтожающей войны. И как это ни парадоксально, с преодолением кубинского кризиса был дан импульс разрядке напряженности: каждый из противников понял, что противостоящая сторона стремится избежать ядерной войны. США и СССР стали лучше осознавать пределы допустимого противостояния в «холодной войне», необходимость искать компромисс по вопросам двусторонних отношений. Для самого Н.С. Хрущева Карибский кризис также не прошел бесследно. Его уступки многими воспринимались как проявление слабости, что еще больше подрывало авторитет советского лидера среди кремлевского руководства.

ОБРАЩЕНИЕ Н.С. ХРУЩЕВА К Д.Ф. КЕННЕДИ 27.10.1962 г.

«Уважаемый г-н президент.

Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.

Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать ваши действия, которые выражаются в том, что вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там свое ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют. Ваши ракеты расположены в Англии, расположены в Италии и нацелены против нас. Ваши ракеты расположены в Турции.

Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединенных Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаете.

Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами. Это никак невозможно согласовать.

Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить, и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого доверенные лица Совета Безопасности ООН могли бы проконтролировать на месте выполнение взятых обязательств».

ОТВЕТ Д. КЕННЕДИ Н.С. ХРУЩЕВУ. 28.10.1962 г.

«Я приветствую принятое Председателем Хрущевым государственно-мудрое решение остановить строительство баз на Кубе, демонтировать наступательное оружие и возвратить его в Советский Союз под наблюдением ООН. Это важный и конструктивный вклад в дело мира.

Мы будем поддерживать контакты с генеральным секретарем Организации Объединенных наций по вопросу о взаимных мерах, с целью обеспечения мира в зоне Карибского моря.

Я искренне надеюсь, что правительства всего мира по урегулировании кубинского кризиса могут обратить свое внимание на насущную необходимость прекратить гонку вооружений и уменьшения международной напряженности. Это относится как к тому, что страны Варшавского пакта и НАТО противостоят друг другу в военном отношении, так и другим ситуациям в других частях земного шара, где напряженность ведет к бесплодному отвлечению ресурсов на создание орудий войны».

«События октябрьских дней 1962 года - это первый и, к счастью единственный термоядерный кризис, являвший собой «момент страха и озарения», когда Н.С. Хрущев, Джон Кеннеди, Ф. Кастро и все человечество почувствовали себя в «одной лодке», оказавшейся в эпицентре ядерной пучины».



Случайные статьи

Вверх