Энциклопедия вегетарианства. Краткая история вегетарианства

Как сознательный выбор рациона питания существует с незапамятных времен. Его истоки для историков пока остаются загадкой, хотя в мифологии многих культур можно найти упоминания о временах, когда люди вели жизнь без насилия, питаясь только растительностью. Одно из наиболее широко известных изречений приводится в Ветхом Завете, где Бог говорит Адаму и Еве о том, что должно стать их пищей:

И сказал Бог: вот, Я. дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу.

(Бытие 1:29)

В истории человечества вегетарианство всегда было составной частью различных мировых культур. Многие величайшие философы и мыслители нашей планеты отказывались от мясной пищи, несмотря на то, что иногда подобные убеждения противоречили сложившимся привычкам или прямым указаниям правящего класса.

В западном мире первым таким ученым был Пифагор, которого часто называют «отцом вегетарианства». Вплоть до конца XIX века, когда было введено само слово «вегетарианец», людей, предпочитающих растительную диету, называли «пифагорейцами».

Пифагор родился примерно в 580 г. до н.э. Он знаменит не только «теоремой Пифагора» и формулировкой гелиоцентрической идеи вращения Земли вокруг Солнца, а также основанием общества, целью которого было обретение мудрости на основе веры в переселении душ и практики медитации. Среди пифагорейцев не поощрялись материалистические воззрения, не приветствовалось и употребление в пищу плоти животных. В противовес главенствовавшему тогда мнению, женщины в обществе пифагорейцев считались равными с мужчинами. Кроме того, Пифагор был убежден, что тело человека является эффективным инструментом для развития философского потенциала, поэтому в его обществе практиковались строгий режим и физические упражнения, включая гимнастику, бег и борьбу.

Следуя примеру Пифагора, многие влиятельные мыслители на протяжении веков отказывались от мясной пищи:

Я с малых, лет отказался от поедания мяса, и верю, кто наступит день, когда люди, подобные мне, будут смотреть на убийство животных так же, как сейчас смотрят на убийство человека.

Леонардо да Винчи, 1452 - 1519 гг.

Мой отказ питаться плотью приводит к некоторым неудобствам, и меня часто ругают за эту «странность», но принимая только легкую пищу, я гораздо лучше развиваюсь, ибо она способствует ясности ума и более четкому пониманию вещей.

Бенджамин Франклин, 1706 - 1790 гг.

Мясные продукты нельзя назвать самой подходящей пищей для людей, а наши примитивные предки не питались животной едой. 3 мясной или животной пище нет ничего, что было бы необходимым или желательным для питания человека и не содержалось бы в растительных продуктах.

Д-р Дж. сХ. Келлогг, 1852 - 1943 гг.

Зачем каждый день возносить молитвы сострадательному Господу, прося его о благословении, если мы, в свою очередь, не проявляем элементарного сострадания к братьям нашим меньшим?

Махатма Ганди, 1869 - 1948 гг.

Если я приношу вред любой Форме жизни, то доложен быть совершенно уверен, что это необходимо. Мне никогда нельзя выходить за рамки неизбежного, даже в тех вещах, которые кажутся незначительными. Настоящим последователем этических принципов можно назвать того, кто не потревожит ни одного кристалла льда, сияющего на солнце, не сорвет ни листочка с дерева...

Альберт Швейцер, 1875 - 1965 гг.

Ничто не принесет человеческому здоровью большего блага и не увеличит вероятность сохранения жизни на Земле так, как переход к вегетарианскому рациону питания.

Альберт Энштейн, 1879-1955гг.

Этот список можно продолжать бесконечно: Платон, Сократ, Плотин, Плутарх, Ньютон, Вольтер, Шелли, Дарвин, Эмерсон и Шоу - и это лишь немногие из тех, кто выбрал вегетарианский стиль жизни. В те времена для каждого из них стать приверженцем и проповедником идеи вегетарианства было очень смелым поступком.

Джордж Бернард Шоу (1856 - 1950 гг.) описывает реакцию своего врача, когда он сообщил тому о своем решении отказаться от мясной пищи. Врач предупредил юного Шоу, что если тот будет продолжать настаивать на таком рационе питания, он, вне всяких сомнений, вскоре умрет от недоедания, на что Шоу заявил, что скорее готов умереть, чем «питаться трупами». Вызывают улыбку слова Шоу, написанные им незадолго до 85-летия: «Средняя продолжительность жизни мясоеда составляет 63 года. Мне скоро 85, и я все еще работаю, не делая никаких скидок на возраст. Я прожил довольно долгую жизнь и пытаюсь умереть, но мне никак не удается это сделать. Один-единственный бифштекс прикончил бы меня на месте; но я не смогу заставить себя проглотить его. Меня снедает страх от мысли о том, что мне придется жить вечно. В этом и состоит единственный недостаток вегетарианства.»

В Англии XIX века позиция людей, сострадающих всем живым существам, оказало на население страны такой огромный эффект, что люди начали собираться вместе, обсуждать и поддерживать точку зрения вегетарианцев.

Так в 1847 году в Англии было основано первое вегетарианское общество современного типа, вслед за которым стали открываться подобные сообщества во многих странах Европы и в Соединенных Штатах. Развитие вегетарианства шло медленными темпами. В первой половине XX века рост вегетарианского движения покоился на реформаторских идеях системы здравоохранения и на этических принципах вегетарианства.

Несмотря на то, что мясо всегда считалось символом достатка и культуры, возможность для всех социальных слоев населения приобретать мясные продукты появилась только в прошлом веке. В XVIII и XIX веках даже зажиточные семьи во многих европейских странах, таких как Франция и Голландия, не могли себе позволить ставить на стол мясо чаще, чем раз в неделю. На самом деле, значительное большинство населения планеты питалось и питается до сих пор в основном только вегетарианскими продуктами.

Новая эра вегетарианства

Конец 60-х и начало 70-х годов XX века дали начало новой эпохе вегетарианства. Группы «контркультурной» молодежи, проповедующей мир и любовь, начали распространяться по миру, проповедуя идеи гармонии с окружающей средой и естественного образа жизни. Вегетарианство для многих людей стало синонимом движения хиппи. Врачи стали опасаться опасной моды, которая, по их мнению, могла привести к недостатку питательных веществ в организме.

Выпущенная в 1971 году книга Френсис Мур Лаппе «Диета для маленькой планеты» послужила толчком к невиданному росту популярности вегетарианства. Вегетарианская диета приобрела множество сторонников - защитников окружающей среды и борцов с проблемой голода на Земле.

Позиции вегетарианского движения еще больше укрепил Джон Роббинс, автор книг «Диета для новой Америки» (1987 г.) и «Пусть все будут сыты» (1992 г.). Работы Роббинса отражают проблемы, понятные и близкие большинству населения - защита окружающей среды, мировой голод и дегенеративные заболевания. Кроме того, впервые поднятый вопрос о правах животных, затронул сердца многих людей, которые раньше даже не задумывались о подобной проблеме.

Старые стереотипы, согласно которым - это хиппи, уже отходят в прошлое. Сегодня мы наблюдаем, что вегетарианскую диету выбирают люди разных возрастов и из разных социальных групп, а осуждающих голосов слышится все меньше.

Наряду с заметными отличиями в среде самих вегетарианских групп, между ними существует общая связь, объединяющая всех, кто принял решение отказаться от употребления в пищу плоти животных. Такие люди делают свой выбор, основываясь на проблеме здоровья - здоровья людей, здоровья Земли в целом и здоровья животных, с которыми мы делим нашу планету. По мере осознания этих проблем, вегетарианская альтернатива предлагает все большему количеству людей способ увидеть свет в конце тоннеля.

В наши дни рост вегетарианского движения значительно ускоряется, в результате чего мы можем наблюдать, как для вегетарианцев открываются все новые и новые возможности - вегетарианские магазины, отдельные меню в ресторанах, вегетарианские книги и журналы.

Тема вегетарианского питания затрагивается на конференциях и семинарах, в медицинских журналах и брошюрах. Можно не сомневаться в том, что подобные изменения в умах людей будут распространяться все более стремительно, все глубже укореняясь в сознании. Потенциал влияния вегетарианства огромен. Возможно, пройдет не так уж много времени, и вегетарианские гамбургеры станут обязательным пунктом меню в каждой больнице, школе или ресторане фаст-фуд в Америке. Может быть, на-ступит и такой день, когда количество проданных веджи-бургеров превысит продажи гамбургеров в ресторанах МсDопаlds.


Вегетарианство – это новое веяние моды, возникшее на рубеже 20 и 21 столетия, или исторически сложившийся факт? Когда появились первые вегетарианцы , и какими мотивами руководствовались они?

Обратимся к истокам и фактам. Столь популярное ныне слово «вегетарианец » впервые было произнесено в первой половине 19 столетия в «Британском вегетарианском обществе».

Пару столетий назад, человек, называвшийся вегетарианцем, заявлял не столько об отказе от мясной пищи, сколько говорил о своих философских взглядах на жизнь. И лишь спустя годы, этот общеизвестный термин – вегетарианство — стал явно указывать не только на образ жизни, но и на гастрономические пристрастия человека.

Само явление возникло не в 19 столетии, а намного раньше.

Давайте перенесемся в Древний Египет и приоткроем завесу тайны над взглядами египетских жрецов, хранителей древних священных традиций. Большинство из них были истинными вегетарианцами — они не только не ели мясо, но и не прикасались к тушам мертвых животных. Жрецы верили, что отказ от мяса является необходимым для успешного общения с богами, просветления духа и проведения таинственных ритуалов. Их примеру следовали многие египтяне. По свидетельствам историков Геродота и Плиния Старшего, египтяне, в большинстве своем, питались сырыми фруктами и овощами.

Олимп, могущественные боги, колыбель поэзии, математики, философии. Древняя Греция! В ней значительная часть населения была вегетарианцами. Один из основных элементов их рациона — фрукты. Не все знают, что знаменитые древнегреческие философы – Сократ, Пифагор и Платон – придерживались вегетарианских взглядов на жизнь! Пифагор верил в переселение душ, поэтому и отказывался от мясной пищи. Многие последователи Пифагора унаследовали вегетарианские традиции своего учителя.

Платон, разделявший взгляды Пифагора, в труде «Диалоги» рассказал о своем представлении идеального общества. Каким же было оно? Прежде всего, таким, в котором нет места мясной пище. В понимании великого древнегреческого философа, именно пристрастие к мясу порождало конфликты и недоразумения, способствовало возникновению новых болезней – как физических, так и душевных.

У Плутарха, жившего в Древней Греции, были более философские взгляды на вегетарианство. Он не мог одобрить и понять то, как человек может решиться на убийство живого существа, у которого есть своя жизнь, которое наделено умственными способностями.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в период с 6 по 2 тысячелетие до нашей эры в Древней Индии зародилась хатха-йога, система, которая позволяет человеку совершенствоваться духовно и физически. Но для этого нужно преложить усилия и отказаться от мяса животных. Мясная пища передает человеку все страдания и болезни убитого животного. В Древней Индии считали, что именно поедание мяса животных – причина агрессивности и злости людей. В то время как вегетарианцы становятся более здоровыми, сильными – духом, культурно развитыми людьми.

Огромное значения для развития вегетарианства сыграло появление буддизма в первом тысячелетии до нашей эры. Основателем этой религии стал Будда, который, вместе со своими последователями, пропагандировал отказ от вина и мяса и запрет на умерщвление любого живого существа. В наше время буддисты делятся на вегетарианцев и не вегетарианцев. К сожалению, не все буддисты, проживающие в Тибете или Монголии, могут придерживаться одной из основных заповедей буддизма в силу жестких климатических условий. Согласно заповедям Будды, есть три вида нечистого мяса: мясо животного, убитого специально для конкретного человека, мясо животного, убитого по распоряжению конкретного человека и мясо животного, убитого самим человеком. Буддисты считают, что главное, не употреблять нечистое мясо, если человек имеет к нему прямое отношение.

Древние инки, чьи тайны были сокрыты временем, и чья жизнь до сих пор интригует потомков, также были вегетарианцами. Их образ жизни разделяли древние римляне и спартанцы. Последние, как известно, жили в условиях полного аскетизма, но обладали огромной силой воли, были выносливыми, сильными и замечательными воинами. Кто знает, быть может тайна их превосходного здоровья и огромной силы воли скрыта именно в вегетарианстве?

Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.

Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека. Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения. В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.

Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.

Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.

Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.

К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований. Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания. Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.

В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо. В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей, и уже спустя годы, сын одного из его последователей – Ю.С. Николаев, читал лекции о пользе растительной диеты и активно общался с представителями западных вегетарианских организаций.

В конце 80-х годов 20 столетия в России прошла конференция, в которой участвовали представители Армении, Литвы, Украины и России. Они приняли решение о создании вегетарианской организации. Идею воплотили в жизнь в 1992 году. У образовавшегося «Вегетарианского общества» было несколько важных задач и целей. Участники общества пропагандировали растительную диету и стремились привить людям бережное отношение и любовь к природе.

В 21 веке у вегетарианства начинается новый этап развития. В Индии, по-прежнему, большая часть населения – убежденные вегетарианцы (их численность около 40%). В Китае абсолютное вегетарианство практически не развито. В Бельгии и Франции вегетарианство, как образ жизни — развивается, но небольшими темпами. Люди посещают рестораны для вегетарианцев, но лишь не многие решают отказаться от одежды из меха и кожи. На сегодняшний день в мире существует более одного миллиона вегетарианцев.

За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.

Краткая справка и основные моменты.

До Промышленной Революции.
Мясо едят мало почти везде (в сравнении с сегодняшними стандартами).

1900-1960 - Потребление мяса сильно выросло на Западе, поскольку транспортировка и охлаждение стали проще

1971 - Публикация «Диеты для маленькой планеты» Фрэнсис Мур Лаппе запускает вегетарианское движение в США, но, к сожалению, в ней представлен миф, что вегетарианцам нужно «комбинировать» протеин, чтобы получать «полноценный» протеин.

1975 - Выход книги «Освобождение животных» австралийского профессора этики Питера Сингера придает импульс зарождению движения за права животных в США и основанию группы РЕТА, ярых сторонников вегетарианского питания.

Конец 1970-х - Начинается выход журнала «Vegetarian Times».

1983 - Выходит первая книга о веганстве, написанная дипломированным западным врачом, доктором Джоном МакДугаллом, «План МакДугалла».

1987 - «Диета для новой Америки» Джона Роббинса вдохновила веганское движение в США. Веганское движение возобновляется.

1990-е - Медицинские свидетельства преимущества вегетарианской диеты становятся повсеместными. Американская Диетическая Ассоциация официально одобряет вегетарианство, книги известных докторов рекомендуют низкожирную веганскую или почти веганскую диету (например, «Программа МакДугалла» и «Программа доктора Дина Орниша для лечения сердечных заболеваний»). Правительство США наконец заменяет устаревшую и спонсированную производителями мяса и молока систему Четыре Группы Продуктов новой Пищевой Пирамидой, которая показывает, что в основе питания человека должны лежать злаки, овощи, бобы и фрукты.

До появления письменных источников.

Вегетарианство уходит корнями во времена далеко до появления письменных источников. Многие антропологи считают, что древние люди в основном питались растительной пищей, были больше собирателями, чем охотниками. (См. статьи Дэвида Поповича and Дерека Уолла.) Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что пищеварительная система человека больше напоминает систему травоядных, чем хищников. (Забудьте о клыках — они есть и у других травоядных, а вот у хищников жевательных зубов нет, в отличие от человека и других травоядных.) Еще один факт в пользу того, что ранние люди были вегетарианцами: люди, которые едят мясо, гораздо чаще страдают от болезней сердца и от рака, чем вегетарианцы.

Конечно, люди начали есть мясо очень задолго до появления письменных упоминаний, но только потому, что, в отличие от животных, способны на подобные эксперименты. Однако, этот краткий период мясоедения недостаточен для того, чтобы иметь эволюционное значение: к примеру, животные продукты повышают уровень холестерина в человеческом организме, тогда как если скормить собаке брикет сливочного масла, уровень холестерина в ее организме не изменится.

Ранние вегетарианцы.

Греческий математик Пифагор был вегетарианцем, и вегетарианцев до изобретения этого термина часто называли пифагорейцами. (Термин «вегетарианец» был создан Британским Вегетарианским Обществом в середине 1800-х. Латинский корень слова означает источник жизни.) Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн и Джордж Бернард Шоу также были вегетарианцами. (Современная легенда гласит, что Гитлер был вегетарианцем, однако это не так, по крайней мере, не в традиционном понимании слова.)

Увеличение потребления мяса в 1900-х.

До середины 1900-х американцы ели гораздо меньше мяса, чем сейчас. Мясо стоило очень дорого, холодильники не были распространены, и распространение мяса было проблемой. Побочным эффектом промышленной революции стало то, что мясо стало дешевле, его стало проще хранить и распространять. Когда это произошло, потребление мяса стремительно выросло — как и количество дегенеративных болезней, таких как рак, болезни сердца и диабет. Как пишет Дин Орниш:

"До этого века типичная американская диета была бедна животными продуктами, жиром, холестерином, солью и сахаром, но богата углеводами, овощами и клетчаткой… Ранее в этом веке, с приходом холодильников, хорошей транспортной системы, механизацией сельского хозяйства и процветанием экономики, американское питание и образ жизни стали радикально меняться. Сейчас питание большинства людей в Соединенных Штатах богато животными продуктами, жиром, холестерином, солью и сахаром, и бедно углеводами, овощами и клетчаткой». («Ешьте больше, и похудеете»; 1993; переиздание 2001; стр. 22)

Зарождение вегетарианства в США.

Вегетарианство не было особо распространено в США до 1971, когда вышел бестселлер Фрэнсис Мур Лаппе «Диета для маленькой планеты».

Уроженка Форт-Уэрта, Лаппе бросила аспирантуру Калифорнийского Университета в Беркли, чтобы начать собственное исследование о мировом голоде. Лаппе была поражена, узнав, что животное потребляет в 14 раз больше зерна, чем дает мяса — огромная трата ресурсов. (Скот съедает свыше 80% от всего зерна в США. Если бы американцы снизили потребление мяса на 10%, было бы достаточно зерна, чтобы накормить всех голодных в мире) В возрасте 26 лет, Лаппе написала «Диету для маленькой планеты», чтобы воодушевить людей не есть мяса, тем самым прекратив переводить еду впустую.

Несмотря на то, что 60-е ассоциировались с хиппи, а хиппи — с вегетарианством, на самом деле вегетарианство было не очень распространено в 60-х. Отправной точкой послужила именно «Диета для маленькой планеты» в 1971.

Идея комбинирования протеина.

Но Америка воспринимала вегетарианство совсем не так, как сегодня. Сегодня существует множество врачей, которые выступают в защиту снижения употребления мяса или отказа от него, а также результаты успешных спортсменов и знаменитостей, которые подтверждают пользу вегетарианства. В 1971 все было по-другому. Распространенным мнением было, что вегетарианство не просто нездорово, что невозможно выжить на вегетарианской диете.
Лаппе знала, что ее книгу воспримут неоднозначно, поэтому она провела исследование питательности вегетарианской диеты, и при этом допустила важную ошибку, которая изменила курс истории вегетарианства. Лаппе обнаружила исследования, проведенные в начале века на крысах, которые показали, что крысы росли быстрее, если их кормили комбинацией из растительной пищи, набор аминокислот которой напоминал животную пищу. Лаппе получила чудесное средство для убеждения людей в том, что они могут сделать растительную пищу «такой же хорошей», как мясо.

Лаппе посвятила половину своей книги идее «комбинирования протеина» или «дополнения протеина» — например, как подавать бобы с рисом, чтобы получить «полный» протеин. Идея комбинирования была заразительной: она появлялась во всех книгах всех вегетарианских авторов, опубликованных после, и проникла в академические круги, энциклопедии и американское мышление. К сожалению, эта идея была неверной.

Первая проблема: теория комбинирования протеина была только теорией. Исследования на людях никогда не проводились. Это был скорее предрассудок, а не наука. Неудивительно, что крысы росли не так, как люди, поскольку крысам нужно в десять раз больше протеина на калорию, чем людям (крысиное молоко содержит 50% протеина, тогда как человеческое — только 5%.) Потом, если растительный протеин такой неполноценный, то как коровы, свиньи и курицы, которые едят только злаки и растительную пищу, получают протеин? Разве не странно, что мы едим животных ради протеина, а они едят только растения? И наконец, растительная пища не имеет такого «дефицита» аминокислот, как думала Лаппе.

Как писал доктор МакДугалл:"К счастью, научные исследования развенчали этот запутанный миф. Природа создала нашу еду с полноценным набором питательных веществ задолго до того, как они попали на обеденный стол. Все заменимые и незаменимые аминокислоты представлены в нерафинированных углеводах, таких как рис, кукуруза, пшеница и картошка, в количествах, существенно превышающих человеческую потребность, даже если говорить о спортсменах или тяжелоатлетах. Здравый смысл говорит, что это правда, раз уж человеческая раса выжила на этой планете. В течение всей истории кормильцы семей были в поисках риса и картофеля для своей семьи. Смешивание риса с бобами не было их заботой. Для нас важно утолить голод; не нужно говорить нам смешивать источники протеина для достижения более полного набора аминокислот. Это не нужно, потому что невозможно создать набор протеинов и аминокислот более идеальный, чем в природных углеводах».(Программа МакДугалла; 1990; доктор Джон А. МакДугалл; с. 45. -- Более подробно: План МакДугалла; 1983; доктор Джон А. МакДугалл; сс. 96-100)

«Диета для маленькой планеты» быстро стала бестселлером, сделав Лаппе знаменитой. Поэтому было удивительно — и достойно уважения — что она признала ошибку в том, что сделало ее знаменитой. В издании «Диеты для маленькой планеты» 1981 года Лаппе публично признала ошибку и пояснила:

"В 1971 году я особо подчеркивала дополнение протеина, потому что я думала, что единственный способ получить достаточно белка — это создать протеин, который бы усваивался так же, как животный протеин. Сражаясь с мифом о том, что мясо — единственный источник высококачественного белка, я создала другой миф. Я представила это так, что чтобы получить достаточно протеина без мяса, нужно тщательно выбирать еду. На самом деле все гораздо проще».

"Принимая во внимание три важных исключения, риск нехватки протеина на растительной диете очень мал. Исключения — диеты, очень сильно зависящие от фруктов, клубнеплодов, таких как сладкий картофель или маниока, и вредной пище (рафинированная мука, сахар и жир). К счастью, мало людей живут на диетах, в которых эти продукты являются практически единственным источником калорий. Во всех других диетах, если люди получают достаточно калорий, они получают и достаточно белка».(Диета для маленькой планеты; 10-е юбилейное издание; Фрэнсис Мур Лаппе; с. 162)

Конец 70-х

Хотя Лаппе не решила в одиночку проблему мирового голода, и если не принимать во внимание идеи о комбинировании протеина, «Диета для маленькой планеты» была безусловным успехом — были проданы миллионы копий. Она послужила толчком к развитию вегетарианского движения в США. Вегетарианские кулинарные книги, рестораны, кооперативы и коммуны стали появляться из ниоткуда. Мы обычно ассоциируем 60-е с хиппи, а хиппи — с вегетарианцами, но на самом деле вегетарианство не было особо распространено до выхода «Диеты для маленькой планеты» в 1971 году.

В том же году хиппи из Сан-Франциско основали вегетарианскую коммуну в Теннесси, которую они назвали просто «Ферма». «Ферма» была большой и успешной и помогла определить четкий образ «коммуны». «Ферма» также сделала большой вклад в культуру. Они популяризовали продукты из сои в США, особенно тофу, который был практически неизвестен в Америке до «Кулинарной книги Фермы», которая содержала рецепты блюд из сои и рецепт приготовления тофу. Эта книга была издана собственным издательством Фермы, которое называлось «Издательская компания Фермы». (У них также есть почтовый каталог, название которого вы можете угадать сами.) Также Ферма рассказывала о домашних родах в Америке, и вырастила новое поколение повитух. Наконец, жители Фермы усовершенствовали методы естественного контроля за рождаемостью (и, конечно, написали об этом книги).

В 1975, австралийский профессор этики Питер Сингер написал книгу «Освобождение животных», которая стала первой научной работой, в которой были представлены этические аргументы в пользу отказа от мяса и экспериментов над животными. Эта вдохновляющая книга была прекрасным дополнением к «Диете для маленькой планеты», которая рассказывала именно о том, как не есть животных. То, что сделала «Диета для маленькой планеты» для вегетарианства, «Освобождение животных» сделало для защиты прав животных, в одночасье запустив движения за права животных в США. В начале 80-х повсеместно стали появляться группы защитников животных, включая РЕТА (Люди за этичное отношение с животными). (РЕТА заплатила за дополнительное издание «Освобождения животных» и раздавала его новым членам.)

Поздние 80-е: Диета для Новой Америки и зарождение веганства.

«Диeта для маленькой планеты» запустила снежный ком вегетарианства в 70-х, но к середине 80-х до сих пор были распространены некоторые мифы о вегетарианстве. Один из них — идея, представленная в самой книге — миф о комбинировании протеина. Многие люди, рассматривающие переход на вегетарианство, отказались от этого, потому что им пришлось бы тщательно планировать питание. Другой миф — что молочные продукты и яйца это здоровая пища, и что вегетарианцам нужно есть их в достаточном количестве, чтобы не умереть. Ещё один миф: возможно быть здоровым, будучи вегетарианцем, но никакой особой пользы для здоровья это не приносит (и, разумеется, употребление мяса не связывали ни с какими проблемами). Наконец, большинство людей не знали ничего о промышленном животноводстве и экологических последствиях животноводства.

Все эти мифы были развенчаны в книге Джона Роббинса «Диета для Новой Америки», вышедшей в 1987 году. Работа Роббинса, на самом деле, содержала мало новой и оригинальной информации — большинство идей уже было опубликовано где-то, но в разрозненной форме. Заслуга Роббинса в том, что он взял огромный массив информации и собрал его в один большой, тщательно проработанный том, добавив свой анализ, который изложен очень доступно и беспристрастно. Первая часть «Диеты для Новой Америки» раскрывала ужасы промышленного животноводства. Вторая часть убедительно демонстрировала смертельную вредность мясного питания и очевидную пользу вегетарианства (и даже веганства) — по пути развенчивая миф о комбинировании протеинов. Третья часть рассказывала о невероятных последствиях животноводства, о которых до публикации книги не знали даже многие вегетарианцы.

«Диета для Новой Америки» «перезапустила» вегетарианское движение в США, запустив движение веганов, именно эта книга помогла ввести термин «веган» в лексикон американцев. В течение двух лет после публикации книги Роббинса в Техасе было создано около десяти вегетарианских обществ.

1990-е: потрясающие медицинские свидетельства.

Доктор Джон МакДугалл начал публикацию серии книг, пропагандирующих веганскую диету для лечения серьезных заболеваний, и величайшего успеха достиг в 1990 году с "Программой МакДугалла". В том же году увидела свет «Программа доктора Дина Орниша для лечения сердечных заболеваний», в которой Орниш впервые доказал, что сердечно-сосудистые заболевания можно обратить. Естественно, большую часть программы Орниша составляет низкожирная, почти полностью веганская диета.

В начале 90-х Американская Диетическая Ассоциация опубликовала документ о своей позиции касательно вегетарианской диеты, и поддержку веганству стали оказывать уже в медицинских кругах. Правительство США наконец заменило устаревшую и спонсированную производителями мяса и молока систему Четыре Группы Продуктов новой Пищевой Пирамидой, которая показывает, что в основе питания человека должны лежать злаки, овощи, бобы и фрукты.

Сегодня представители медицины и простые люди как никогда хорошо относятся к вегетарианству. Мифы все еще существуют, но общий сдвиг в отношении к вегетарианству, произошедший с 80-х, просто потрясающий! Будучи вегетарианцем с 1985 и веганом с 1989, могу сказать, что это очень долгожданные перемены!

Список литературы:
Программа МакДугалла, доктор Джон А. МакДугалл, 1990
План МакДугалла, доктор Джон А. МакДугалл, 1983
Диета для Новой Америки, Джон Роббинс, 1987
Диета для маленькой планеты, Фрэнсис Мур Лаппе, различные издания 1971-1991

Дополнительная информация:
Основатель современного веганства и автор слова «веган», Дональд Уотсон, умер в декабре 2005 в возрасте 95 лет.

Вегетарианство как особая система питания перекочевало в Европу в далекие древние времена скорее всего из Азии, от брахманов, йогов, буддистов и последователей Зороастра. Уже в 5-6 тысячелетии до нашей эры священнослужители Древнего Египта не ели мяса. Они делили пищу на чистую и нечистую. Туши животных были нечистые, и нельзя было к ним даже прикасаться. Существовали также в древности общества или ордена, членам которых запрещалось есть мясо.

Некоторые из древних философов и ученых сообщают нам о странах и племенах, которые питались вегетарианским способом. Так, например, Гекатей Милетский, а за ним и Тацит утверждают, что гипербориане, проживающие в северной части Греции, в Трации (называемой «чистой страной»), не ели вообще мяса (поэтому были названы «чистыми» людьми) и славились своим здоровьем. Впрочем, даже в наши времена, в XX веке, исследователи открывают и описывают некоторые центры долгожителей, изолированные в основном в высокогорных районах, где тысячелетиями живут небольшие народы, или племена, питающиеся почти исключительно вегетарианским способом и отличающиеся поразительно хорошим здоровьем и долголетием. Можно назвать, например, Счастливую долину, или страну хунзов, в Гималаях, долину Вилкабамба в Андах, или племя тубу, живущее в финиковом оазисе в средней части Сахары.

Овидий в XV книге своего труда «Метаморфозы» знакомит с учением Пифагора, вкладывая в его уста тираду против употребления мяса. Пифагор напоминает в ней, что «золотой век» был счастливым и не пятнал себя умерщвлением. Ведь люди имеют много прекрасной пищи, которую дает им щедрая природа без убийства и пролития крови.

Многие древние философы и основатели религий были вегетарианцами. Назовем здесь, например, Будду, Зороастра, Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Гиппократа, Овидия, Сенеку. Среди отцов церкви в первых веках христианства вегетарианцами были Ориген, Тертуллиан, Хризостем, Климент Александрийский. Нужно признать, немясное питание по причинам прежде всего религиозно-аскетического характера было обычным явлением среди многочисленных христианских аскетов, отшельников и святых древности и средних веков.

Позже вегетарианства придерживались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, Спиноза, Руссо, Гёте, Вагнер, Шиллер, Байрон, Шелли, Шопенгауэр, Метерлинк, Линкольн, Ницше, Вольтер, Ибсен, Сельма Лагерлёф, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ганди, Баден, Пауэлл, Лев Толстой, Заменгоф, Горький и открывший витамин B12 Лестер Смит. К этому числу принадлежит знаменитый стайер Нурми.

Конечно, не все известные люди, которых с гордостью перечисляет вегетарианская литература, были вегетарианцами всю свою жизнь, многие пришли к нему в зрелом или в пожилом возрасте, по мере прогрессирующего духовного развития. Примером может служить Лев Толстой. Необходимо подчеркнуть, что пожилой возраст является благоприятным периодом жизни для перехода на вегетарианство и это, в основном, по двум причинам:

  • стареющий организм менее работоспособен, и мясо является для него более тяжелой и вредной пищей, что пожилые люди сами нередко ощущают;
  • обычно пожилой человек становится более чувствительным к этическим проблемам и морали по причине большого жизненного опыта и духовного развития.

Современная история вегетарианства

В современной новой форме вегетарианство развилось прежде всего в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Интересовались им в основном пуританские круги. В 1847 г. возникло первое английское вегетарианское общество, которое, впрочем, сейчас насчитывает около 80 000 членов, оно имеет периодические издания, брошюры и книги, содержит ресторан.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который вложил в его идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908 г. под покровительством Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.


В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это прежде всего так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

Религия и аскетизм Востока очень благоприятствуют вегетарианству. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот большой народ. Индийская философская система йога предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В 1950 году в США основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был упомянутый уже врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.


В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

После Второй мировой войны в итоге пробудившегося к идеям вегетарианства интереса в Варшаве возникло «Общество сторонников вегетарианства». Но отнюдь не все его члены - строгие вегетарианцы. Горячим пропагандистом вегетарианства является М. Серадский, по профессии учитель, который вегетарианским способом питания вылечился от тяжелой болезни сердца и в свои весьма преклонные годы внушает уважение своим здоровьем и физическим состоянием.

В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю». И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета. Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.

Первые вегетарианцы в истории

Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.

Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами. Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась. Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.

Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками. Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков или . Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать. Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.

На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.

Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.

Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.

Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи. Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев». Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.

В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:

  • племена инков (точно не установлено);
  • воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
  • даосы (в силу религии);
  • эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
  • римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).

Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения. Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела. Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.

В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.

Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.

Запрет на вегетарианство

История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало. Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений. Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.

Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную - вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).

В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.

Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда». Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию. Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.

Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.

Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.

Возрождение философии

Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов. Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и . Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи. Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.

Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония. Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто « ». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.

К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.

Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо. С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса. Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.

Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством. Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли. А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.

Вегетарианство сегодня

В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.

По всему земному шару сегодня насчитывают почти 1 миллиард последователей этой философии (3% от всего населения Земли).

Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).

В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин. В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными. Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».

Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности. Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой . В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.

Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.



Случайные статьи

Вверх