Наука и религия непримиримы
Сразу говорю, речь идет о культе Яхве - христианстве, исламе и иудаизме. Об отношении других культов я судить не могу за...
(1)Чегемское ущелье - одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина - наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта - Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник - передвижение по нему очень опасно.
Пояснение.
(1)Чегемское сущ. ущелье - числ. одна из настоящих сущ. жемчужин Кабардино-Балкарии.
(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. - в предложении нет тире
(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина - распространённое приложение. наиболее узкая его часть
.(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. - Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных.
(5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. - в предложении нет тире
(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта - приложение Тихтенген (4611 м) , западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).
(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник - передвижение по нему очень опасно . - (бессоюзное предложение)
Ответ: 36|63
Ответ: 36|63
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2019 по русскому языку.
Виктор Евгеньевич Зарайченко
28.12.2018 19:22
Уважаемые коллеги! В пояснении о предложении №4 сказано, что в нем нет тире. Между тем в широко известном справочнике Д.Э.Розенталя параграф 82 называется "Соединительное тире", а затем идет подпункт 1.Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных. Именно об этом идет речь в предложении 4. Правда, это не меняет правильный ответ на вопрос задания, но все же должно быть пояснено верно. С уважением, Виктор Евгеньевич
Татьяна Стаценко
Благодарю за дополнение.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками - такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами - он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса - один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело−голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.
Пояснение.
В предложениях 3 и 4 тире ставится в бессоюзном сложном предложении.
Ответ: 34
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом - это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», - говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести - не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом - крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
Пояснение.
В предложениях 2 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
В ответ может быть внесено и предложение №5, т.к. в его составе подлежащее и сказуемое выражены глаголом в неопределённой форме.
Ответ: 257
Артем Хрускин
14.11.2018 18:13
Будет ли ошибкой, если я не внесу 5 предложение в ответ, а напишу 27? Сайт не засчитывает за правильный ответ, требуя цифру 5.
Татьяна Стаценко
Да, будет ошибкой, попробуйте еще раз.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика - первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества - юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради - всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
(по Л. Гроссману)
Пояснение.
В предложениях 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.
Новое задание, требующее объяснения постановки знаков препинания.
Знаки препинания в русском языке выполняют только две функции: они либо разделяют, либо выделяют.
Знак препинания «тире» употребляется в следующих случаях.
Определим причину постановки тире в данном тексте.
Ответ: 36.
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:
Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:
Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)
Обороты с союзом как
выделяются запятыми:
не выделяются запятыми:
Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.
Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:
Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:
Прямая речь
Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»
Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора):
Цитирование
Цитата - это дословная выдержка из текста.
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Части разделяются запятой:
Части разделяются двоеточием:
Части разделяются точкой с запятой:
Части разделяются тире:
Тире в простом предложении:
Тире в сложном предложении:
Функционально-смысловые типы речи
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложения 4–5 содержат описание.
В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
Предложения 24–25 содержат повествование.
Предложения 37–41 содержат элементы описания.
В предложении 43 присутствует элемент описания.
Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности.
Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Текст-повествование отвечает на вопросы
Что произошло?
В какой последовательности происходят события?
Кто участвует?
Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
При определении типа речи можно воспользоваться приемом «фотографирования». Если можно «сфотографировать» весь текст последовательным рядом кадров, как комиксы, когда текст можно будет просмотреть, как череду картинок – повествование.
Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
общее представление о предмете;
описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Это изображение какого- либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос какой?
В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
Если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, как картину, где будут видны все элементы текста, то перед нами – описание.
Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.
Рассуждение строится по следующему плану:
тезис (высказывается какая-то мысль);
аргументы, доказывающие его;
вывод, или заключение.
При определении типа речи «рассуждение» невозможно воспользоваться приёмом «фотографирования»: текст рассуждение нельзя «сфотографировать» .
Алгоритм выполнения задания
Прочитайте указанные фрагменты текста (номера предложений)
В каждом варианте ответа попробуйте воспользоваться приёмом «фотографирования».
В каждом варианте попробуйте ответить «да» или «нет».
Выберите нужные цифры ответа. Помните, что верных ответов может быть от одного до трёх.
Продолжает знакомить учеников с изменениями в ЕГЭ 2019 по русскому языку. В этой статье разбираем задание №21.
Как уже успели убедиться все, кто ознакомился с новой демоверсией на сайте ФИПИ, в ЕГЭ 2019 произошли кое-какие изменения . Тестов с выбором одного ответа стало еще меньше. Псевдолитературные аргументы, которыми латали дыры в содержании сочинения по тексту, теперь неактуальны. Главное – добавилось совершенно новое задание по пунктуации. Итак, что же из себя представляет задание №21?
Из пронумерованных предложений нужно выбрать такие, в которых какой-то знак препинания (тире в демоверсии, двоеточие, запятая) поставлен по общему для нескольких предложений правилу.
В демоверсии нужно найти предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. В семи предложениях 21-го задания демоверсии-2019 четырежды тире используется как знак препинания и дважды в качестве знака интервала значений (15–20 м, 100–200 м). Смотрим, по каким правилам поставлены тире в первом, третьем, шестом и седьмом предложениях. В первом тире – между подлежащим и сказуемым, в третьем – перед приложением, в шестом тоже перед приложением, а в седьмом тире стоит между частями бессоюзного сложного предложения (БСП). Как видим, общее правило постановки тире в третьем и шестом предложениях. Ответ:36.
Пока, по-видимому, не требуется разграничение внутри общих правил. Скажем, тире между частями БСП ставится по разным причинам, но для выполнения задания №21 нужно просто отнести указанный знак препинания к определенной группе.
Попробуем выделить такие группы.
Для запятой:
1) между однородными членами;
2) для обособления члена предложения;
3) для выделения конструкций, не являющихся членами предложения (обращение, междометие, вводные слова);
4) между частями сложного предложения.
Возможно какое-то разграничение внутри 3-й и 4-й групп. Например, по типу сложных предложений: бессоюзных, сложносочиненных или сложноподчиненных. Но, скорее всего, на экзамене будет пример, не предполагающий разных прочтений.
Для тире:
1) между подлежащим и сказуемым;
2) в неполном предложении;
3) перед приложением;
4) для выделения вставной конструкции;
5) перед обобщающим словом
6) в бессоюзном сложном предложении.
Тире ставится и при передаче чужой речи на письме: перед репликами диалога, перед словами автора. Поскольку практически всегда в таких случаях речь идет о комбинации знаков, вряд ли на ЕГЭ будут подобные примеры.
Для двоеточия:
1) после обобщающего слова при однородных членах;
2) в бессоюзном сложном предложении;
Вот, в общем-то, и все основные группы знаков препинания внутри предложений. Есть еще знаки препинания конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, но группы образует разве что употребление восклицательного знака или многоточия. Так что ориентироваться лучше всего на правила пунктуации внутри предложений: запятую, тире и двоеточие. Точка с запятой тоже, если помните, употребляется лишь в единственном случае: между частями БСП.
По моему мнению, лучшим пособием для повторения и обобщения изученного по синтаксису и пунктуации является ныне раритетная и давно не переиздаваемая книжка В.Н. Горшковой "Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей вечерней школы" . У меня есть такая – в издании 1975 года. Встречал неполные варианты в электронном виде. Найдете – не пожалеете. Но в книге только тесты, нет правил. К тому же тесты не формата ЕГЭ.
Приведу пример заданий из книги.
150. Укажите, где поставлено тире: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения, перед обобщающим словом или в бессоюзном сложном предложении.
I. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. (Фат.)
II. Над Россиею – небо синее. (Фат.)
III. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. (М.-С.) Светло не с утра – светло от луны. (Слуц.)
V. Воистину сладчайшая обуза – домой арбуз торжественно нести. (Ванш.)
VI. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. (Бун.)
VII. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. (Троеп.)
VIII. Морозный воздух чист – гляди насквозь. (Лук.)
IX. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро! (В.Инб.)
X. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту. (Рыл.)
Смогли распределить предложения на 4 группы? Ответы: 1 – III, V, IX, 2 – II, X, 3 – I, VII, 4 – IV, VI, VIII.
Сами правила есть в различных справочниках, учебниках, пособиях по русскому языку. Одни из наиболее авторитетных – под редакцией Д.Э. Розенталя. Во многих его пособиях есть и упражнения.
Так что повторяйте пунктуацию, выясняйте непонятное у специалистов, тренируйтесь. Уже можно найти в свободном доступе в интернете примеры новых заданий. Скоро в книжных магазинах появятся сборники для подготовки к ЕГЭ. Будьте внимательны и не слишком доверяйте бесплатным "пробным вариантам": в них встречаются ошибки!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.