Святой крест Андрея Первозванного: история. Основы православной культуры

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,18).

Крест — орудие христианина! Сияющий Крест с начертанием «Сим победиши» явился императору Константину, который по воле Божьей соорудил знамя, переложив туда виденное знамение. И действительно «Сим победил»! В честь перехода Суворова через Альпы, в горах высечен гранитный крест длиной в двенадцать метров.
Невозможно представить историю человечества без креста. Архитектура (и не только храмовая), живопись, музыка (к примеру, «Несение Креста» И.С.Баха), даже медицина (красный крест), все стороны культуры и жизни человека пронизаны крестом.

Неверно думать, что крест появился с христианством. Во многих ветхозаветных событиях мы видим начертание креста. Преподобный Иоанн Дамаскин: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66)».

В Древнем Риме крест был орудием казни. Но во времена Христа он из орудия позора и мучительной смерти превратился в символ радости.

Для изображения креста с первых веков христианства использовался египетский иероглиф анх, обозначающий вечную жизнь. В нем сочетаются два символа: крест – как смивол жизни и круг – как символ вечности. Вместе они обозначают бессмертие. Такой крест получил свое распространение в Коптской Православной Церкви.

Равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом получил название греческого. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман.

Гамма-крест, или гаммадион получил свое название от третьей буквы греческого алфавита. Он как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Букву Х, в которой скрыто имя Христа, мы называем Андреевским крестом, потому что на таком кресте был распят апостол Андрей.

Малограмотные противники христианства считают, что перевернутый крест представляет собой антихристианский символ. На самом деле это тоже христианский символ. Святой Петр считал, что недостоин умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. По своей просьбе он был распят головой вниз. Поэтому такой крест носит его имя.

С такого креста был снят Христос, его принято называть латинским. Наиболее распространенный христианский символ в Западном мире.

Шестиконечный крест с перекладиной для ног является символом Русской Православной Церкви. Нижняя перекладина изображается наклоненной справа-налево.

По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такой восьмиконечный крест также принято называть Русским.

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, - пророчествовал Адам. Известны следующие надписи.
“М.Л.Р.Б.” - место лобное распят бысть.
“Г.Г.” - гора Голгофа.
“Г.А.” - глава Адамова,
Буквы “К” и “Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” - имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” - Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” - Царь Славы.

Листья клевера на кресте-трилистнике символизируют Троицу и Воскресение. Окружности на краях каплевидного креста – это капли Крови Христа, которые окропив крест, сообщили ему Христову силу. Остроконечный круг на крестах является символов тернового венца, который возложили на голову Христа римские воины.

Преподобный Ефрем Сирин так говорил о силе Креста и крестного знамения. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

Небольшой строгий крест с Распятием на лицевой стороне и Ангелом Хранителем на обороте дополняет образ Андреевского креста, выложенного из драгоценных камней, – традиционно чтимого в России и часто используемого в российской символике с начала XVIII века. Согласно преданию, апостол Андрей основал Христианскую Церковь в Византии и с проповедью Слова Божьего прошел через Скифию на север, установил крест в Киеве, поднялся до Новгорода и Волхова и там на холме водрузил еще один крест (сейчас пос. Грузино). После неустанного проповедования христианства апостол Андрей принял мученическую смерть на косом кресте.

Соединенный вместе с Крестом Христовым, Андреевский крест образует Монограмму Христа, то есть пересекающиеся прямой крест с буквами И, которая на латинском, греческом и древнерусском языках пишется как вертикальная линия, и Х, которая на всех христианских языках также пишется одинаково. На это совпадение обращали внимание еще древние авторы, видя в нем особый сокровенный смысл. Андреевский крест и Монограмма Христа являются одними из самых распространенных символов во многих странах. Многие христианские народы поместили эти знаки на свои государственные флаги, наградные знаки, царские инсигнии. В 1698 году в России Петром I был учрежден первый в Российской империи орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного – для награждения за воинские подвиги и государственную службу. В 1712 году Андреевский крест был помещен на флаг Русского флота.

На обороте креста находится образ Ангела Хранителя. Его легкая фигура парит на облаках у стен Небесного Иерусалима. Это символическое изображение Ангела, который, вооружившись крестом и духовным мечом, покидает свое Небесное Отечество, чтобы вести битву со злом за человеческие души здесь, на земле. Ангелов бесчисленное множество, и все они составляют стройную Небесную иерархию. Ангелы Хранители ниже остальных чинов, ближе всех к людям и служат защитниками каждого из нас.

Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека на протяжении всей жизни. Он оберегает его в сложных ситуациях, защищает от искушений и нападений бесов, дает совет в трудную минуту и молит у Бога о милости. Ангел Хранитель не оставляет человека в его смертный час, а за гробом сопровождает во всех мытарствах, отводя дет во всех мытарствахивека и его смертный час, а за гробом помогает пройти мытарства ную минуту и молит у Бога о милосушу усопшего в Вечность.

Ангелы Хранители, как и люди, существа личные, но мы не знаем частного имени каждого из них. Не можем мы узнать и имени своего Ангела Хранителя. Поэтому Православная Церковь не имеет специальной церковной службы для Ангелов Хранителей вообще и для каждого из них в отдельности. Но она обязывает нас почитать и благодарить своего Ангела Хранителя частно, в домашних ежедневных молитвах, обращаться к нему за покровительством и защитой как к ближайшему духовному наставнику.

Над созданием образа трудились художник Мария Алексеева и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Б. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

ми, поднявшиеся над соломенной повседнев ностью, - они издалека издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один… всегда манит тебя маковка колоколенки…

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час - вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтобы опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

В каждом поколении появлялись люди, которые светились верой и любовью. Среди тысяч святых Русской православной церкви есть священники и крестьяне, воины и князья, женщины и дети. Если присмотреть ся, и сегодня в нашем народе можно найти по настоящему святых людей.

Крещение Вода в купели для крещения

воспринимается как вода, обнов ляющая человека. Входит в воду человек со своими грехами, а выходит уже без них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица - Один Бог в Трёх Лицах). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа. Креститься можно один раз в жизни. Если есть нужда об новить душу, это возможно уже только через покаяние, которое называют вторым крещением.

Подсчитайте, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из отве та вы сможете понять, сколько лет русской православной культуре.

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

В первой русской летописи «По весть временных лет» говорится, что в 983 г. жители Киева решили: «Бросим жребий на отрока и деви цу, на кого падёт он, того и заре жем в жертву богам». Как вы дума ете, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились?

Как изменилась жизнь киевлян по сле их крещения? Обсудите в классе.

О том, что такое подвиг.

О человеческой жертвенности.

И. Крамской . Христос в пустыне. Фрагмент картины

П одвиг - это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это дви жение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.

Жертва - там, где что то по настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем то ра ди себя самого, ради других людей и ради Бога.

Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзыва ют, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради се бя . В тебе укрепляется сила воли. Ты жерт вуешь мелкой радостью мести и становишь ся сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло бы доста вить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.

Человек поставил перед собой серьёзную и высокую цель. И ради её достижения он от казывается от того, что само по себе и хоро шо, и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, учёные. И просто умные люди.

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, искренне по нять и признать свою неправду.

Подвиг - это движение в сторону от эго изма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

люди должны всегда угождать ему и испол нять его желания. Отказаться от этой эгоис тической закрытости и есть подвиг. И место такого подвига - внутри самого человека.

Христос сказал, что Его ученики смогут горы передвигать с места на место. За про шедшие века у Христа было много учеников. Но много ли гор передвинулось за это время? Нет. Значит, Христос имел в виду не те го ры, с которых можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха - вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу , приносимая христиани ном, - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идёт путём подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике.

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и ста ли рабами у солдат. Епископ (старший свя щенник) Акакий решил выкупить их и ска зал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьёт. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви не мало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выку пить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые мо неты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому. Война на этом закончилась.

Подвижник избирает самое главное и са мое святое в своей жизни и всё остальное со относит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного.

Шла война. В дом, где спрята лась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщи ну, но не знали её в лицо.

И тогда молодая и почти незна комая соседка вдруг улыбнулась и сказала: «У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячь тесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Её расстреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: «Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть этой Натальи…» Они о Наталье ничего не знали и ни чего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них.

И вот эти три человека, кото рые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни.

Митрополит Антоний Сурожский. «О подвиге любви»

Назовите условия, при которых рас ставание становится жертвой.

Слово «подвиг» связано только с военным временем? Обсудите это с одноклассниками.

Объясните значение слова «подвиж ник».

Расскажите: а ради вас кто то чем то жертвует?

Какой мир труднее изменить - внешний или внутренний?

Когда христиане бывают счастливы.

Как плач может обернуться ра достью.

Когда сердце бывает чистым.

Спас в силах. Икона

Заповеди блаженств

Д о нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становит ся радостью. Эти слова Христа называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» на старославянском языке «счастливый».

Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения этих заповедей.

Первая из заповедей говорит о людях, ко торые стали «нищими» по велению своего духа. Дух - это то стремление души, кото рое влечёт человека к Богу (соответственно духовность - это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью).Нищие духом сознательно ограничили свои желания

и потребности. Они поняли, что:

- лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому, не испыты вая любви;

- лучше отказаться от карьеры, если для неё надо предать своих друзей или свои убеждения;

- лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

Важно, что заповедь Христа говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолже ние этой Его заповеди звучит так: «Бла женны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Царство Небесное - это синоним рая. Многие легенды говорили о рае как о какой то очень далёкой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят пос ле смерти тела.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Христос сказал иначе: «Царство Божие - внутри вас». Значит, рай надо искать не в дальних мирах и не в космосе.

А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть , а не простобу дет , означают, что для входа в рай нужна не смерть, авера . Во что верит человек, то и владеет его душой.

Если человек решил поступить по запове ди Христа, значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он - в Царстве Христа, в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Вторая заповедь блаженств звучит так: «Блаженны плачущие , ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто то плачет от того, что у него угнали машину. Христос не обещает награду за такой плач.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет пла кать о ней, тогда он может получить уте шение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благо дати. Когда то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерял ся… Человек уже знает вкус Царства Божия, помнит о нём, но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа, и просит Бога вернуть ся. Вот такой плач точно окажется услы шанным.

В библейские времена люди считали, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьётся воды, то вымоет из себя яд. В библейском псалме (гимне) говорится: «Как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к

Царские врата напоминают о Царстве Христа

Блаженны милостивые

И. Смоктуновский

Замечательный артист И. Смок туновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошёл… Мне было шесть лет, и в какой то празд ник тётя дала мне тридцать руб лей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял реше ние, что оставлю деньги себе… И тем не менее почему то всё равно иду к храму. Сам не по нимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашёл внутрь, твёрдо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подо шёл к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуй ста»… С той поры я понял, что кто то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, по том потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.

Заповедь «Блаженны кроткие , ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спо рить не станет. В жизни так бывает слиш ком редко. Значит, слова Христа говорят о том, что произойдёт за пределами обычной земной жизни.

Убеждение христианина в том, что его ждёт вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что нынешний конф ликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Победа, которая досталась нечестным пу тём, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал, что земля всё равно не при надлежит им и они на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей Пасхи.

Заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Каждый из нас знает, что не является совер шенством, что в нём есть недостатки. Зна чит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.

« Блаженны алчущие и жаждущие прав ды». Это не о тех, кто желает разгадать чью то страшную тайну. В Евангелии Исти ной называется Сам Христос. Чтобы полу чить радость от своей веры, христианин дол жен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

« Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Однажды из Иерусалима в Рим пришёл монах. Рим к тому времени ещё не успел привыкнуть к своей новой христианской ве ре. Но он привык пышно праздновать свои военные победы.

Телемах (так звали этого монаха) шёл по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима - Ко лизей. На арене стадиона началась самая страшная из человеческих игр - бои гладиа торов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьёз, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не уби вайте друг друга!!!»

Гладиаторы замерли. А зрители разгне вались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его кам нями.

И всё же эти римляне уже были христиа нами… Властители Рима задумались, покая лись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

« Блаженны чистые сердцем, ибо они уви дят Бога». В этих словах Христа - ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в серд це - это зависть, желание использовать дру гого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистое сердце не злопамятно: оно не ве дёт учёт - кто сколько сказал обо мне доб рых или плохих слов. Чистое сердце свобод но от подозрительности.

Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир и на Бога.

Мудрые мысли

Кто думает, что любовь к вра гам непрактична, тот не просчи тал практические последствия ненависти к врагам.

Спас в силах. Икона

Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли значении употребляется слово «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

Какое искушение преодолел И. Смок туновский?

Что такое чистое сердце?

Почему именно кротким Христос го ворит о власти на земле?

Как подражают Христу.

Чему радуются святые.

Андреевский флаг - знамя Военно морского флота России

Апостол Андрей. Икона

Зачем творить добро?

В се люди согласны с золотым правилом этики:«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого&то, напро& тив, возмутили. Среди последних оказался император Рима - Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рожде& ства Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что под& жигателями были христиане. Их стали арес& товывать и казнить.

Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встре& тился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились - и Пётр узнал Христа…

Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отре& кался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанни& кам и в минуту тяжких преследований убе& речь их от трусости и предательства, поддер& жать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы по& служить». И пояснил, что если кто хочет

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состоя& ние человека называют самоотверженность .

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный че& ловек» не считаются полными синонимами.

Святой - такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религи& озных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Может быть, у человека было лишь не& сколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предосте& регают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом - древняя церковная притча.

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драго& ценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото - это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а значит, и жизни по заповедям.

Так христианин ищет радость для своего сердца , но для этого творитдобро другим людям .

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите ме& ня распять - распните головой вниз». Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской им& перии, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте

(Х). В русском народе всегда жи& ло убеждение, что апостол Анд& рей по Днепру дошёл до Киев& ских гор и предсказал появление великого христианского города.

Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а ко& сой андреевский крест стал изображаться на флаге Военно& морского флота Российской Фе& дерации.

Ещё его называют Андреевский стяг.

Нарисуйте кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Можно ли к поступку апостола Пет ра применить слово «смирение»?

Понятно, что единица не может равнять ся трём. Но христианин убеждён, что для Самого Творца это не так. Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Од ного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Тр оица : Отец, Сын (воплотив шийся во Христе) и Дух Святой. Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики.

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом. Поэтому просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне воз главляющий Русскую православную церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: «Мой дед более 20 лет просидел в тюрьмах только за то, что боролся за сохранение православ ной веры. Когда его забирали - а дело бы ло в 1932 году - бабушка обратилась к не му и сказала: «На кого же ты нас оставля ешь? Ты видишь, что голод идёт!» Тогда дед

Андрей Первозванный, или святой Апостол Андрей, - это один из двенадцати учеников Иисуса Христа, приходившийся братом Он был распят на кресте, получившем название крест Андрея Первозванного и превратившемся в святыню. Но обо всем по порядку.

Андрей Первозванный

Направил к Иисусу двух братьев - Петра и Андрея. Последний стал ближайшим учеником Христа. Именно поэтому его окрестили Первозванным. Он вместе с другими учениками Иисуса наблюдал за распятием своего учителя, а также был очевидцем настоящего чуда: Иисус воскрес!

Согласно Библии каждый из двенадцати учеников Христа отправился на проповеди Его учений. Первозванный пошел на восток. Он долго путешествовал, посетил много стран и городов, последним из которых стал Патры в Греции. Именно здесь Андреем Первозванным было сотворено немало разных чудес, побудивших местных жителей к принятию решения о Крещении.

Правитель Патры по имени Эгеат не внял учениям Первозванного и остался убежденным язычником, назвав проповеди Андрея безумием. По его приказу апостол Андрей был казнен. Его смертным одром стал так называемый крест Андрея Первозванного. Именно на нем апостол и был распят. По преданию, распятый Андрей был жив и находился в сознании три дня. В это время он поучал людей. Принял мученическую смерть Первозванный после того, как была произнесена молитва Богу о том, чтобы он забрал к себе мученика.

Что символизирует крест Андрея Первозванного?

Именно апостол Андрей является связующим звеном между Православной и Константинопольской церковью. На территории будущей Древней Руси апостол оставил проповедуя христианство. Он обращал языческую веру в свою.

Со времен императора России Петра I Великого апостол Андрей стал покровителем Санкт-Петербурга, а сам крест - символом русского флота. Именно он запечатлен на (синий крест на белом полотнище).

Не иначе как чудо!

Крест Андрея Первозванного можно назвать настоящим чудом Божьим! Сегодня очень много верующих христиан ежедневно преклоняются перед ним, прося помощи в решении тех или иных проблем. И не зря. Апостол Андрей слышит и видит боль, живущую в их сердцах, и просит Господа о ниспослании помощи этим людям. Одержимые духами или неизлечимо больные люди, приходящие ко кресту, исцеляются.

Где находится крест Андрея Первозванного?

Конечно же, там, где и принял мученическую смерть апостол Андрей, то есть в городе Патры в Греции. Крест был передан туда с великими почестями в январе 1980 года. Сегодня он находится в специально оборудованном кивоте в Новом Храме, который посвящен апостолу Андрею.

Из чего изготовлен крест Андрея Первозванного?

Из дерева оливы, произрастающего в области Ахаия. Когда крест был обнаружен в Массалии, то ученые провели специальные исследования, подтвердившие его принадлежность именно к той эпохе, в которую и был распят святой апостол Андрей. Также ученые смогли доказать, что материалом, из которого изготовлен крест, является именно дерево оливы, растущее в Ахаия.

Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.

Орудие смерти, ставшее символом жизни

Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.

В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.

Восьмиконечный крест - символ православия

Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.

В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.

Внешние особенности православного креста

Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.

Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.

Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.

О законе золотого сечения

Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.

Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.

Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.

Закон построения православного креста

На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.

Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.

Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.

Крест Голгофа

Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.

Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.

Смысл изображения копья на кресте Голгофа

Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.

В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.

Значение изображения трости и губки

Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.

Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.

Символические надписи на монашеском кресте

У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".

На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».

Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.

Бессмертие, дарованное по вере

Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.

В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.

Нательный символ христианской веры

Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.

Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.

Два вида нательных крестов в Древней Руси

На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.

Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.

Главный символ гуманизма и человеколюбия

За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.

Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.



Случайные статьи

Вверх