Страстная седмица: Великий понедельник. Седьмая неделя поста: духовные размышления, Чистый четверг и последние дни строгого питания

Великий пост закончился. Началась Страстная седмица – неделя перед Пасхой. Каждый день Страстной – особенный и посвящен крестным событиям жизни Иисуса Христа, который идет умереть и победить смерть.

Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ:

Еще один чин прощения

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи . Первые христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей.

Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были даже бурые споры по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи - Светлое Христово Воскресение.

А как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Это означает, что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, но можно считать и по-другому: что Великий пост заканчивается в Страстную среду, так как великопостное богослужение продолжается в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день совершается чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье.

Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. Верующие также обращаются друг к другу со словами простить им все обиды, которые совершены были великим постом, да и за все время.

Таким образом, Страстная среда является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост - Страстная седмица - начинается только со Страстного четверга.

Евангельские темы

На Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что

последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни.

И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, идя рядом, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, утро: “Бесплодная смоковница – это я, да вы”

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И, не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое.

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения.

Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти.

Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.

Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».

Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть»

Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы - беседа Господа с учениками (Мф. 24: 3-35) о судьбах и конце этого мира.

Елеонская гора. Современный вид, аэрофотосъёмка.

Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на Храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что Храм был только недавно отстроен царем Иродом.

Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир. Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему?

Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане – «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными.

Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь “Се Жених грядет в полунощи” поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную Седмицу.

Милосердие.ru

Вконтакте

Седьмая неделя Великого поста: когда

Шестая неделя Великого поста 2016 будет длиться с 25 по 30 апреля, а вот 1 мая, в воскресенье, мы . Последняя неделя Великого поста 2016 - это , символизирующая страдания Христа перед смертью. В этот период каждый день имеет особое значение, которое нужно осознать верующим, поэтому все дни до Пасхи 2016 называются Великими.

25 апреля - Великий понедельник 2016. Христиане вспоминают бесплодную смоковницу, которая ссохлась до корня - это символ нераскаявшегося человека.

26 апреля - Великий вторник 2016. Время вспомнить притчи, которые рассказывал Иисус и обличением Им фарисеев и книжников, которые беспокоились о чистоте своих тел, а не о состоянии души.

27 апреля - Великая среда 2016. Вспоминаем, что в этот день один из двенадцати учеников Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников.

28 апреля - Великий четверг 2016. Традиционно этот день называют Чистым четвергом, ведь каждому нужно успеть прибраться и привести свой дом в порядок.

29 апреля - 2016. Верующие вспоминают страшный день, когда Иисус был отдан на суд, над Ним издевались, а потом распяли.

30 апреля - Великая суббота 2016. Важно помнить о погребении Иисуса и сошествии Его души в ад для спасения томящихся там грешников.

Седьмая неделя Великого поста: питание

Понедельник
Вторник — сырые фрукты и овощи, мед, орехи, хлеб.
Среда — сырые фрукты и овощи, мед, орехи, хлеб.
Четверг — сырые фрукты и овощи, мед, орехи, хлеб.
Пятница — нельзя есть.
Суббота — сырые фрукты и овощи, мед, орехи, хлеб.
Воскресенье — Пасха 2016, выход из Великого поста.

Страстная неделя: Чистый четверг - его история и обряды

Берут начало с истории, когда в начале Тайной вечери Иисус омыл ноги своим ученикам.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Согласно народным традициям, в Чистый четверг нужно встать до рассвета и помыться. Раньше мужчины смело ходили окунаться в реку, холодная вода из которой приносила им здоровье. Также существовал обычай, согласно которому нужно было взять немного соли, завернуть ее в ткань и повесить над печкой - это был оберег от скверных людей и предателей, которые уподоблялись Иуде.

Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»).

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной седмицы отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Богослужения Страстной седмицы

За всю свою многовековую историю Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых обыгрываются все грани тех трагических и судьбоносных минут. В данной статье мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени – с Великого понедельника по Великую субботу.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Вообще, притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако понедельничные, вторничные и средовые отрывки – особые, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

В эти дни прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются особо, в четверг вечером, накануне Великой пятницы). Также в эти дни три раза совершается Литургия Преждеосвященных даров.

А еще у понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление – горячая пища с маслом.

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко.

Великий Понедельник

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Христа Спасителя.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Великий вторник

Общая схема служб Великого вторника– такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно-следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

Великая Среда

Третий страстной день посвящен двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверг

Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Спаситель установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

В четверг служится полная Литургия святителя Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

Великая Пятница, Страсти Господни

В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Христом Спасителем. Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого соединяются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чинопоследования Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже…». В завершении крестного хода Плащаницу подносят к царским вратам - в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Великая Суббота

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота- канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После Часов и Изобразительных совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого – последней в году. Во время богослужения читаются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота - это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие – схождение Благодатного огня.

Материал подготовил:

протоиерей Александр Рябов

Страстная неделя 2016 согласно церковному календарю называется Страстной или Чистой Седмицей и считается самым строгим и суровым моментом сорокадневного Великого Поста, предшествующего святому празднику Христова Воскресенья. Каждый из дней этого периода именуется Великим. В первые три дня в храмах совершается божественная литургия Преждеосвященных Даров, а священник, подчиняясь требованиям церковного устава, прочитывает всю Псалтирь, пропуская только лишь 17 кафизму. В четверг и утром в субботу проводится литургия Великого святого Василия, а в пятницу вспоминаются страдания Иисуса на Голгофском кресте. Завершается семидневка в воскресенье, когда весь религиозный мир благодарит Бога за явленное людям чудо и отмечает светлый праздник Пасхи.


Страстная неделя в 2016 году: какого числа она начинается и заканчивается

В 2016 году Страстная Седмица начинается сразу после Вербного воскресенья – 25 апреля, а заканчивается 30 числа – непосредственно перед Пасхой. В это время от верян требуется максимум смирения и сдержанности. Не рекомендуется ходить в увеселительные заведения, посещать всевозможные празднества и принимать участие в любых других мероприятиях подобного рода.

В Страстную неделю церковь советует как можно больше молиться, думать на возвышенные темы, читать библейские тексты и вспоминать о страданиях, которые принял за все человечество Христос на горе Голгофа.

Есть вещи, которые категорически нельзя делать в этот ответственный период. К ним относятся:

  • употребление алкоголя;
  • курение;
  • получение плотских удовольствий.


Страстная неделя: что можно есть и что нельзя

Меню Страстной недели неслишком отличается от классического рациона Великого поста. В пищу по-прежнему не употребляют молочные, мясные, рыбные и яичные изделия.

Согласно церковным канонам и правилам, с понедельника по четверг и в субботу разрешается есть растительные невареные продукты (фрукты и сухофрукты, сырые овощи, орехи, мед), а пить – только воду. В Страстную пятницу всякая еда полностью запрещается, и только старикам, беременным женщинам и тяжело больным людям позволяется небольшой легкий и постный ужин.


Дни недели в Страстной Седмице: значение и символизм

  1. В Великий понедельник уделяют внимание памяти патриарха Иосифа, считающегося прообразом страдающего за людей Иисуса. В этот же день перечитывают и переосмысливают евангельское повествование о том, как Христос проклял смоковницу, неспособную к плодоношению. Смысл этой притчи сводится к тому, что душа живет опустошенной без молитвы, искреннего покаяния, самоотверженной веры и добрых дел.
  2. В Великий вторник вспоминают обличающие слова Иисуса, сказанные в адрес фарисеев, а также изучают притчи, произнесенные Спасителем в Храме Иерусалима. По старинному обычаю, в домах готовят «соченое молоко» и поят им скотину, свято веря, что это снадобье убережет животных от сглаза и болезней.
  3. Великую среду посвящают обсуждению чудовищного поступка Иуды, предавшего Христа за мизерную сумму в 30 серебренников. Кроме того, вспоминают и прочие важные события, случившиеся в этот, по-своему, знаменательные день: тайную вечерю, молитва Иисуса в Гефсиманском саду и пр.
  4. В Великий или Чистый Четверг с восходом солнца моются в бане, убирают жилище, до блеска начищают кухонную утварь и готовят традиционные пасхальные блюда.
  5. В самый «черный» день Страстной Седмицы – Великую пятницу – скорбят по замученному на кресте Иисусу. В церквях священники не проводят литургию, а веряне не занимаются домашними делами, не едят и не пьют до захода солнца и не моются.
  6. В Великую субботу с почтением встречают грандиозное божественное чудо – схождение на землю благодатного огня.
  7. Заканчивается Страстная неделя 2016 Пасхой – Великим Воскресеньем Христовым – самым главным и почитаемым светлым праздником всего религиозного мира.

В 2016 году Страстная неделя (седмица) начинается 25 апреля, каждый ее день называется Великим. Это неделя самого строгого поста.

Календарь питания на Страстную седмицу – 2016

Если следовать самому строгому монастырскому уставу, то календарь питания на Страстную седмицу выглядит так:

Страстная неделя по дням: Великий понедельник

Великий понедельник – первый день Страстной недели, когда церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа прекрасного , проданного завистливыми братьями в рабство в Египет. Страдания Иосифа считаются прообразом страданий Иисуса Христа . Также в этот день вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус проклял бесплодную смоковницу, символизирующую душу, не приносящую духовных плодов: веры, истинного покаяния и добрых дел.

Великий вторник

В Великий вторник церковь воспоминает, как Иисус обличал фарисеев и книжников, а также притчи, которые Спаситель рассказал в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде и о десяти девах и талантах.

Великая среда

Великая среда посвящена воспоминаниям о предательстве Иуды Искариота , который получил 30 сребреников за то, что согласился предать Иисуса. Также в этот день вспоминают грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила его к погребению.

Великий четверг

Этот один из самых важных дней Страстной недели, с которым связаны следующие события, о которых вспоминает церковь:

  • Тайная вечеря.
  • Омовение Христом ног ученикам.
  • Молитва Христа в Гефсиманском саду.
  • Предательство Иуды.

Великая пятница

Великая пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом, распятии, крестной муке и смерти Спасителя. В православии в этот день во время утрени читаются 12 Евангелий святых страстей Христовых, во время вечерни выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». С закатом солнца и до окончания богослужения принято воздерживаться от пищи.

Великая суббота

Великая суббота – день покоя и воспоминания о пребывании Христа во гробе. В храмах проходит освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме происходит церемония схождения Благодатного огня.

Пасха

Пасха, или Светлое воскресение Христово – это самый великий праздник в христианстве.

Народные традиции на Страстную неделю

В течение всей Страстной недели на Руси шла подготовка к главному празднику Пасхи. Хозяйки самым тщательным образом убирали жилища: мыли стены, потолки, столы, скамейки, лавки, окна и двери, самым тщательным образом мыли и выскабливали полы, вытряхивали половики, перемывали всю посуду, включая котлы и сковороды. Белили печь, а иногда и стены.

С четверга до субботы начиналось приготовление пасхальных блюд: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо. Мужчина ставили во дворе качели для пасхальных увеселений, заготавливали дрова и т.д.

Всю Страстную неделю до самой Пасхи считались грехом громкие разговоры, пение, за исключением духовного, игры, хороводы и вообще все увеселения. Подробнее о том, как подготовиться к Пасхе, читайте в материалах Федерального агентства новостей.



Случайные статьи

Вверх