Стили управления коллективом учреждения. Стили управления персоналом: как выбрать подходящий

Эффективность работы компании во многом зависит от внутренней организации, принятой системы взаимоотношений и четкости распределения обязанностей сотрудников. Все эти факторы определяет руководитель и его стиль управления персоналом

Под стилем управления персоналом подразумевается характер общения между руководителем и подчиненными, способы распределения полномочий, ответственности в коллективе. Один и тот же предприниматель на разных этапах развития бизнеса может проходить опыт применения разных стилей управления.

Несмотря на то, что во многих небольших компаниях коллектив может насчитывать всего несколько человек, предпринимателю стоит разобраться в различных стилях и адаптировать их особенности под свой бизнес. Но эффективное управление персоналом - это не только коммуникация с сотрудниками. Это еще и умение правильно распределить обязанности, не сваливать всю работу на нескольких подчиненных из-за банальной нехватки рук. В маленьком бизнесе, где нет возможности содержать большой штат, удобным решением становится передача части функций на аутсорс . Например, очень удобно поручить ведение учета и отчетности бухгалтерам-профессионалам и платить только за реально оказанные услуги.

Основные стили управления персоналом

В экономических теориях и учебниках менеджмента описано достаточно большое количество стилей управления персонала. Основные – авторитарный, демократический, либеральный, деловой. Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим, как формируются, меняются стили и методы управления персоналом в зависимости от целей и этапов развития бизнеса.

Либеральный или семейный стиль управления персоналом.

Этот стиль строится на принципе: одна команда – одна семья. Как это происходит на практике? Почти каждый начинающий бизнесмен, организуя свое первое предприятие, собирает в команду партнеров из близкого круга общения – это родственники, друзья, бывшие сокурсники или коллеги.

На начальном этапе такую компанию объединяет общее желание воплотить в жизнь общую идею, заработать деньги, противостоять обстоятельствам и конкурентам. Поскольку опыта управления и руководства у начинающего предпринимателя нет, он внедряет в управление единственные доступные знания и методы - построение команды на условиях равенства голосов, равноценного взноса времени и усилий. Базовые основы семейного стиля управления персоналом:

  • непринужденный дружеский стиль взаимоотношений, команда – одна семья, все друзья;
  • атмосфера в компании домашняя, дружеская;
  • корпоративная культура – семейные ценности, комфорт и уют для каждого;
  • руководитель – товарищ, имеющий небольшой приоритет (выдает зарплату).

Такая атмосфера в компании продолжается до достижения первых серьезных результатов и получения солидной прибыли. По мере развития бизнеса усложняются задачи, увеличивается количество проектов, начинаются первые неприятности – срывы сроков, невыполнение обязанностей, проблемы на внешнем и внутреннем уровне. В силу вступает обычный бытовой принцип: прибыль делим на всех, мы же одна команда, а неприятности и убытки – это проблемы собственника или руководителя.

Итог – увольнение друзей и родственников, набор профессионалов, внедрение другой системы управления.


Приоритеты

Сотрудники

Манера общения руководителя

Дружеская, доверительная

Прозрачность личных отношений, командное взаимодействие

Принятие решений

Общее одобрение

Объединяющая идея

Семейная корпоративная культура, командный дух

Средний профессиональный, высокий психологический

Инициативность сотрудников

Невысокая или средняя (нет стимула)

Доведение решений руководства

В форме просьбы

Примером успешного внедрения этой системы служат многие японские компании. Но в отличие от начинающих компаний, в них существует иерархия:

  • руководитель, владелец – отец, заботящийся о компании и подчиненных;
  • персонал объединен общими интересами;
  • допускается импровизация сотрудников;
  • основа – доверие и уверенность в завтрашнем, объективная оценка и коллективная ответственность.

Вывод: в большинстве случаев семейный стиль управления персоналом работает в тех случаях, когда компания уже давно сформирована, имеет установленные связи и крепкие позиции на рынке.

Авторитарный стиль управления персоналом

Этот стиль – абсолютная противоположность семейной системе управления. Позиция руководства в авторитарном стиле управления персоналом строится по принципу жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения приказам начальника. Авторитарная система характеризуется:

  • жесткой иерархией;
  • нацеленностью на результат;
  • четким распределением обязанностей;
  • подавлением инициатив сотрудников.

Главная объединяющая идея при авторитарном стиле управления персоналом – достичь максимальных результатов, выйти на высокие показатели, обогнать конкурентов. К преимуществам системы относятся быстрое достижение целей, к недостаткам – тяжелый психологический климат в коллективе, сосредоточение всех функций управления на руководителе, большая текучка кадров.

Приоритеты

Цель, результат

Манера общения руководителя

Дистанционная

Закрытая

Принятие решений

Единоличное

Объединяющая идея

Наличие общего врага (конкурента)

Уровень квалификации персонала

Невысокий из-за большой текучки, уходят наиболее талантливые

Инициативность сотрудников

Низкая, не поощряется

Доведение решений руководства

В форме приказа, команды

Вывод: авторитарный стиль управления персоналом оправдан и дает отличные результаты в кризисных ситуациях и в нестабильных условиях, когда главной целью выступает преодоление трудностей и необходимо быстрое достижение результатов.

Деловой стиль управления персоналом

Один из наиболее эффективных стилей управления, который применяется в большинстве американских компаний. Для бизнесмена, уже использовавшего две предыдущих системы, понявшего недостатки жесткой вертикальной системы управления, деловой стиль управления персоналом – следующий этап. При этой системе менеджмента на первый план выходит уровень профессионализма каждого сотрудника и общее стремление получить прибыль.

Основные черты:

  • нацеленность на успех и получение выгоды;
  • оценка эффективности каждого сотрудника;
  • карьерный рост пропорционален профессионализму и инициативности сотрудника;
  • заработная плата распределяется в соответствии с эффективностью и полезностью сотрудников (зависит от личных результатов).

К приоритетам делового стиля управления персоналом относится повышение вклада каждого сотрудника и значительное увеличение прибыли за счет четкой системы взаимодействия и поощрения личных результатов. Недостаток – быстрое выгорание, трудоголизм.

Приоритеты

Результат, прибыль, развитие

Манера общения руководителя

Деловое сотрудничество без жестких рамок

Прозрачность деловой сферы, закрытость личных взаимоотношений

Принятие решений

Единоличное или коллегиальное по обстоятельствам

Объединяющая идея

Профессионализм, выгода

Уровень квалификации

Высокий профессиональный уровень, низкий психологический контакт

Инициативность сотрудников

Высокая, энтузиазм поощряется

Доведение решений руководства

Форма делового этикета, диалога

Вывод: эта система эффективна для уже состоявшихся компаний, которые активно растут и развиваются, охватывая новые сегменты рынка.

Демократический стиль управления персоналом

При демократической системе менеджмента руководитель выступает в роли координатора бизнес процессов, направляет, делегирует обязательства и мягко контролирует. К этому стилю приходят компании, уже достигшие высокого уровня доходности, уделяющие большое внимание новым разработкам в сфере бизнеса, технологий или производства. Основная характеристика этого стиля – коллегиальные методы управления персоналом:

  • высокая степень доверия между руководителем и подчиненными;
  • решения принимаются в процессе общего обсуждения;
  • комфортная атмосфера, низкая текучка кадров;
  • поддержка новых идей, инициатив сотрудников.

Главной объединяющей идеей демократического стиля выступает не только ценность результата, но методов его достижения. К преимуществам относятся – идеальная обстановка для профессионалов, возможность внедрения новых креативных идей. Минусы – медлительность процессов, обусловленная продолжительными обсуждениями и поиском наиболее верных решений.

Приоритеты

Результат и методы его достижения

Манера общения руководителя

Открытая, доступная, в меру дружеская

Открытость и прозрачность всех процессов

Принятие решений

Коллегиальное принятие решений, частые общие собрания, совещания

Объединяющая идея

Единые принципы развития компании

Уровень квалификации

Высокая квалификация сотрудников в профессиональной и психологической сфере

Инициативность сотрудников

Высокая и поощряемая инициативность

Доведение решений руководства

Вывод: демократический стиль управления персоналом подходит компаниям, чья деятельность связана с современными технологиями и исследованиями, где прибавочная стоимость создается творческими и креативными людьми.

Выбор стиля управления персоналом зависит от многих факторов, главным образом – от насущных задач и проблем. На разных этапах развития одна компания и один руководитель могут применять различные системы. Определяя цели и методы их достижения, руководство может внедрять смешанные системы управления компанией.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы». Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива.

Построение коллектива - это создание, использование и развитие механизма коллективной деятельности, определенной философии и отличительного стиля совместной работы, вовлекающих талант и энергию людей в достижение как общих, так и личных целей.

Какие сотрудники должны составлять коллектив? Возникает проблема критериев оценки персонала. В традиционном подходе к подбору кадров их не так много: стаж работы, квалификация, опыт работы. Наряду с ними можно выделить основные и дополнительные качества работников, важные для коллективной деятельности.

Основные качества:

  • ответственность;
  • качественное выполнение работы;
  • стремление к сотрудничеству;
  • доверие;
  • интерес к новинкам и способность к внедрению нового;
  • аккуратность;
  • способность воспринимать критику;
  • способность к риску;
  • готовность к компромиссу коммуникабельность.

Дополнительные качества:

  • знания и профессиональные умения;
  • умение сосуществовать и работать в коллективе;
  • ответственность за всю группу;
  • имидж;
  • способность что-то продвинуть, «пробить»;
  • организационный талант.

Личностные качества, значимые для коллективной работы

Данные качества были выявлены в ходе целого ряда «круглых столов» и «мозговых атак» с руководителями самых разных коллективов. Эти качества одновременно являются требованиями к сотрудникам как к членам коллектива. Критерии оценки персонала могут использоваться как для отбора новых сотрудников, так и для самооценки и корректировки качеств в уже работающих группах, поставивших перед собой общую цель - выработать стиль коллективной работы.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы», т.е. с поддержанием личностного начала и внимания к людям. Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива, и в дальнейшем мы будем называть его дихотомией построения коллектива.

Ориентация на решение задач организации (упор на выполнение работы группой):

  1. Групповая оценка задачи
  2. Планирование и принятие решения
  3. Достижение консенсуса
  4. Организация и сроки

Ориентация на поддержку личностей (упор на работу с персоналом):

  1. Участие и включение
  2. Поддержка, поощрение
  3. Обучение коллективности
  4. Стиль коллективной работы

Рассмотрим составляющие этой дихотомической связки.

Построение коллектива с акцентом на решение задачи

1. Групповая оценка задачи . Коллектив нуждается в том, чтобы поставленную перед ним цель понимали и считали значимой все его члены. Проблема состоит в том, чтобы каждый работник четко представлял задачи, стоящие перед коллективом, принимал участие в их анализе и поиске путей реализации. Социологическое исследование позволило установить, например, что почти 40% опрошенных государственных служащих работают над задачами, сформулированными неточно, непонятно.

2. Планирование и принятие решения - это выбор и генерирование содержательной идеи выполнения задачи. Вовлечение каждого работника в процесс принятия решения представляет собой поиск и оценку имеющихся альтернатив достижению конечной цели. Чтобы этот поиск был успешным, руководителю следует предоставить коллективу всестороннюю информацию по проблеме; создать обстановку свободного обсуждения и высказывания любых идей по решаемой проблеме с последующим их детальным разбором; установить или выработать критерии для выбора оптимального решения; совместно выбрать решение в соответствии с установленными критериями.

Всегда ли нужно вовлекать коллектив в принятие решений? Многие проблемы имеют простые решения, стандартны и известны из предыдущего опыта. В то же время в жизни коллективов часто возникают новые проблемы или острые ситуации, когда требуется творческий подход, вот тогда и необходимо вовлечение всего персонала в разработку идей и принятие основных решений.

3. Достижение консенсуса (соглашения) по поводу принятия решения, организации и сроков выполнения задачи - важнейший элемент коллективной деятельности. Консенсус характеризуется участием всех членов коллектива, оптимальным использованием имеющихся ресурсов, творческим разрешением конфликтов и достижением согласия с принятыми решениями.

Руководителю для достижения консенсуса необходимо, во-первых, не считать, что кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть, если дискуссия заходит в тупик. Вместо этого нужно искать другую, более приемлемую для всех альтернативу. Во-вторых, избегать конфликта можно при помощи таких мер, как голосование, усреднение мнений, подбрасывание монеты или заключение сделок. В-третьих, не допускать перебранок, не сталкивать в ходе дискуссии людей, а «сталкивать» идеи. Не следует допускать ни своих, ни чьих-либо заявлений, негативно влияющих на коллективную работу.

4. Организация . Одним из условий укрепления организационного единства является оптимизация численности коллектива. Большинство исследователей сходятся во мнении, что она не должна превышать 10-12 человек. Дело в том, что массовое проявление таких качеств коллектива, как дружба, открытость, честность, взаимная поддержка и т.п., практически невозможно в слишком больших группах.

Важным условием построения коллектива является четкая координация взаимоотношений между работниками, предполагающая систему норм коллективной деятельности:

  1. Каждый считает задачу, стоящую перед коллективом, приоритетной.
  2. Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.
  3. Каждый используется на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.
  4. Каждый ежедневно принимает участие в планерках, беседах в группе.
  5. Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем месте.
  6. Каждый откровенен и честен.
  7. Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качестве продукции коллектива.
  8. Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работы.
  9. Каждый понимает и соблюдает (поддерживает) организационное единство коллектива.
  10. Коллектив не принимает никаких отговорок.

Еще одно условие коллективной деятельности - предоставление возможности группе самой решать острые, конфликтные вопросы управления и самоуправления. Управление и самоуправление должны опираться не на знания и волю одного (руководителя), а на совокупность знаний и волю всех. Процесс управления здесь выступает в новом качестве - как деятельностное управление, присущее каждому члену коллектива. В первую очередь это касается распределения ролей и выработки системы координации действий в коллективе.

Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем

1. Участие и включение. Построение коллектива во многом определяется тем, насколько каждый человек включен в коллективные действия. Отсюда задача руководителя - дать возможность каждому работнику в силу личных способностей принимать участие в жизни коллектива. Для этого руководитель должен создать обстановку для самораспределения ролей между людьми в соответствии с их квалификацией, специализацией, опытом и согласием.

2. Поддержка, поощрение предусматривают помощь каждому члену коллектива в решении задач личности путем признания и оценки ее успехов. Признание дает человеку ощущение, что его труд необходим. Оценка - это показатель эффективности его труда.

Проведенные социологические исследования показывают, что ни тот, ни другой фактор не используются в должной мере. Например, 70% опрошенных указали, что в беседах с руководством вопросы признания деятельности или успехов работников никогда не обсуждались, 60% - что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматривались.

Если вы - руководитель, старайтесь выражать признание деятельности своих подчиненных:

    даже если вы не полностью удовлетворены;

    даже при получении частичных или неполных результатов;

    даже при получении обычных, а не только исключительно хороших результатов.

Формой публичной оценки работников является аттестация, которая проводится каждые 3-5 лет. Основными задачами аттестации являются, с одной стороны, получение информации, позволяющей оценить работника по итогам работы и его потенциалу, а с другой - информирование человека о том, как его деятельность оценивается руководством.

Однако аттестации проводятся довольно редко, а оценивать деятельность работника, корректировать его усилия порой необходимо ежедневно. Для этого используются беседы между руководителем и подчиненным. Они проводятся преимущественно по конкретным вопросам: поручение задания, его проверка, конфликтная ситуация, наличие проблемы. Каждую из этих ситуаций можно использовать для оценки и развития потенциала сотрудника.

3. Обучение коллективности заслуживает особого внимания в контексте построения коллектива. Основным учебным процессом для выработки механизма коллективности является рабочий процесс, а в качестве учителя выступает руководитель, который должен все видеть и соответствующим образом реагировать, исходя из принятых коллективом норм. Кроме того, дискуссии, совместные обсуждения, беседы, всесторонний анализ (без жесткой критики) коллективной работы - все это может служить закреплению новых правил и норм поведения.

4. Стиль коллективной работы . В дружных, работоспособных коллективах создается особый стиль работы. Его характеризуют:

    открытость и честность в общении друг с другом;

    способность конструктивно критиковать и выслушивать критику;

    способность войти в положение других коллег, или эмпатия;

    желание измениться самому в соответствии с выработанными группой правилами;

    признание и принятие предложений по улучшению работы;

    готовность идти на компромиссы.

Деятельность коллектива тормозят:

Руководителю, решившему сформировать коллектив, следует использовать разные стили в зависимости от ситуации, причем стиль руководства должен соответствовать тем общепризнанным нормам и межличностным отношениям, которые были выработаны коллективом. Но в любом случае более успешным лидером будет тот, в чьем стиле проявляются как забота о производстве, о решении задач коллектива, так и (не в меньшей степени) тенденция на поддержание отношений, забота о нуждах человека.

Выводы

Постоянный поиск оптимального сосуществования коллективного и личного, целого и частного, общественного и индивидуального лежит в основе формирования любого коллектива.

Приступая к построению коллектива, руководитель должен учитывать, что группу людей, из которой предстоит создать коллектив, следует рассматривать не столько как объект управления (кто-то кем-то управляет), сколько как социальную общность, в недрах которой развивается механизм самоорганизации за счет самосоздания, саморазвития и самоупорядочения. Связано это с тем, что источник коллективности находится не вне коллектива, а внутри его, среди людей, его составляющих.

Построение коллектива - это длительный процесс, состоящий из целого ряда изменений, а его этапы отчетливо не разграничены. Причем они происходят не вне, а внутри процесса управления и самоуправления. Иначе говоря, смена правил игры происходит во время самой игры, и коллектив - не что-то, данное сверху, а итог, к которому ведет длительный путь трансформаций, оценок, корректировок и новых трансформаций, происходящих частично под влиянием руководителя, частично - по внутреннему убеждению.

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Директивный стиль (авторитарный);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.

Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Вы когда-нибудь замечали, что ваша работа строится в соответствии с определенным стереотипом? Наиболее устойчивые характеристики, проявляющиеся в поведении ежедневно, находят свое отражение в предпочитаемом нами "рабочем стиле".

Порой мы неосознанно действуем в соответствии с определенным стереотипом. Возникает ощущение, что нами "движет" заданный стиль, что у нас нет другого выбора и иного пути для достижения цели. Рабочие стили часто называют "драйверами" (от англ. – двигать, приводить в движение). У одного человека возможно сочетание двух-трех рабочих стилей, но чаще всего в поведении выражен один рабочий стиль. Осознание собственного рабочего стиля, с присущими ему сильными и слабыми сторонами, помогает нам сопоставить свое поведение с поведением нашего оппонента и открыть для себя новые возможности для эффективного взаимодействия. По мнению автора и разработчика этой теории Джулии Хей (Hay J. TA for Trainers. McGraw-Hill, 1992), существует пять рабочих стилей, имеющих свои сильные и слабые стороны. Приведем краткие характеристики каждого стиля.

Люди с этим стилем хорошо справляются с работой, которую нужно сделать в сжатые сроки, успевают сделать много дел за короткое время. Они чувствуют себя на высоте, если справляются с заданиями в кратчайшие сроки, и переживают пик энергии в состоянии стресса и напряжения сил. Главным их преимуществом является количество выполненной работы.

Однако они уделяют мало внимания подготовке, при наличии свободного времени могут откладывать начало работы "на потом", до тех пор, пока она не станет срочной, и только тогда приступают к ее выполнению, вследствие чего могут допускать ошибки. Отсюда – потеря времени на их исправление, и в конце концов работа может быть не выполнена в срок. Способность быстро думать может приводить к нетерпеливости этих людей по отношению к более медлительным коллегам – часто они слишком быстро говорят, перебивают других и даже заканчивают за них предложения, что приводит к непониманию и бесполезным спорам. Плотно планируя свой график встреч, они вынуждены спешить с одной встречи на другую, порой раньше времени уходя с одной и опаздывая на следующую.

"Будь совершенным (лучшим)"

Люди с этим стилем – полная противоположность "спешащим". У них ярко выражено стремление "быть совершенным": никаких ошибок в работе, все должно быть сделано наилучшим образом. Их отличает организованность, так как они умеют смотреть в будущее, планировать работу и вырабатывать стратегию преодоления потенциальных трудностей. Их трудно застать врасплох; работа у них идет планомерно и эффективно. На них можно положиться, когда работу нужно выполнить аккуратно. Точность, внимание к деталям, тщательность в работе – это их сильные стороны. К сожалению, сложности возникают, когда работа должна быть выполнена строго в срок, так как, стремясь выдать совершенный конечный продукт, они долго и кропотливо ищут возможные ошибки, постоянно вносят несущественные изменения. Они могут предоставить клиенту слишком много информации и этим ошеломить его. Они тщательно подбирают слова и выражения, часто используя длинные фразы, малознакомые слова и технические термины, которые могут быть непонятны собеседнику.

"Радуй других"

Люди с таким стилем обычно хорошие члены команды. Они сторонники гармонии, обладают хорошей интуицией и внимательны к чувствам других людей. Их задача – угодить людям, даже тогда, когда их об этом не просят. Они угадывают, что нужно людям, и стараются удовлетворить их желания. Рядом с людьми такого стиля хорошо работать, так как они способны проявлять терпение и понимание. Они внимательны к чувствам окружающих и могут сплотить команду тем, что мнение каждого ее члена будет принято во внимание. Проявляя искренний интерес и заботу к другим людям, они могут вовремя ободрить и успокоить человека, переживающего по поводу выполнения сложного задания. К сожалению, они иногда стараются быть излишне "хорошими"! Стремясь сохранить хорошие отношения, они могут воздерживаться от высказывания собственного мнения и позволяют другим реализовывать изначально ошибочные идеи, не говоря правды, чтобы не обидеть другого человека. А потом страдают, когда люди сердятся на них за то, что они их не предупредили о провале.

"Старайся"

Этот рабочий стиль связан со стремлением вложить все силы в выполнение какой-либо задачи, поэтому люди с таким стилем все делают с энтузиазмом. Пик энергии они испытывают, когда нужно сделать что-то новое, и им нравится, что можно оценить и использовать все возможности. Все аспекты задания будут тщательно проанализированы. Люди ценят такой подход и способность сдвинуть дело с мертвой точки. Руководители особенно ценят в таких сотрудниках то, что они часто добровольно берутся за выполнение новых задач.

Однако людям с таким стилем часто не хватает терпения в достижении конечного результата, ибо первоначальный интерес и энтузиазм угасает задолго до выполнения задачи. Внимание к излишне большому количеству аспектов затрудняет их работу и удлиняет сроки ее выполнения, и даже если большая часть работы уже выполнена, они продолжают думать о том, как бы решить задачу по-другому, прежде чем согласятся с тем, что работа завершена.

"Будь сильным"

Люди с этим стилем сохраняют спокойствие в стрессовой и напряженной ситуации, они хорошо преодолевают кризисные моменты. Такие люди воодушевляются, когда нужно проявить выдержку и стойкость. У них сильно развито чувство долга, и они проявляют упорство даже при выполнении неприятных заданий и поручений. Именно они в сложных ситуациях способны мыслить логично и принимать разумные решения, в то время как другие впадают в панику. Благодаря невозмутимости и способности решать любые рабочие вопросы, таких людей неизменно считают надежными и уравновешенными сотрудниками организации.

Их проблема заключается в том, что им трудно признать свои слабости и любую неудачу они склонны квалифицировать как слабость. Им проще перегрузить себя работой, чем попросить коллег о помощи. Они могут скрывать свои трудности, "спрятав" работу, и при полном внешнем порядке на рабочем столе кипы рабочих документов могут скопиться в ящике этого стола. Коллеги могут чувствовать себя неуютно из-за отсутствия у них проявления эмоций. Особенно это проявляется тогда, когда большинство людей испытывает стресс. Их трудно понять, поскольку они не склонны показывать свои чувства.

Диагностика "рабочего стиля" и ее применение на практике

Приведенные выше характеристики ярко проявляются в поведении, что позволяет довольно точно диагностировать преобладание того или иного стиля у конкретного человека.

Анализ этих поведенческих особенностей нашел практическое применение в нашей компании при подборе персонала, в работе Центров оценки и развития, при проведении деловых игр, индивидуальных консультаций и коучинга. Анализируя поведение соискателей на конкретные должностные позиции во время собеседований с ними, мы выявили определенные тенденции проявления рабочего стиля в зависимости от профессиональной деятельности кандидатов.

Так, оказалось, что работники экономических специальностей гораздо чаще, по сравнению с другими специалистами, проявляют стиль "Будь совершенным". Наиболее характерным для работников сферы обслуживания является стиль "Радуй других". Стиль "Старайся" типичен для работников из области PR и маркетинга. Инженерам-производственникам в большей степени соответствуют поведенческие проявления стиля "Будь сильным" – "преодоление трудностей во что бы то ни стало", а у специалистов в области человеческих ресурсов часто выражен стиль "Спеши".

Если говорить об анализе организаций и компаний, то они чаще всего придерживаются только одного рабочего стиля, что находит свое отражение в том, каких людей они ценят и приглашают на работу. Например, бюрократические организации придерживаются стиля "Будь совершенным", как, впрочем, и юридические фирмы, где необходима точность и скрупулезность. В скорой помощи и МЧС необходимо спокойствие и рассудительность для того, чтобы помочь людям в критической ситуации ("Будь сильным").

Преимущества осознания своего рабочего стиля

Как можно использовать знание своего рабочего стиля? Прежде всего, следует сознательно взять на вооружение сильные стороны предпочитаемого вами рабочего стиля, не принимая во внимание его слабые стороны. Знание слабых сторон вашего рабочего стиля позволит понять, как вы организуете свое рабочее время. Вы можете соответствующим образом скорректировать планирование рабочего дня и свое поведение.

Если для вас характерен Рабочий стиль "Спеши", вам стоит планировать достаточное количество времени на выполнение задания, особенно на стадию подготовки, которую вы особенно склонны укорачивать. Иногда нужно сознательно замедлять работу, особенно когда необходимо, чтобы другие люди успевали "переварить" информацию. Надо научиться выслушивать собеседника, не перебивая его, а иногда и переспрашивать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его. Также важно научиться спрашивать людей об их потребностях, а не строить свои собственные предположения на этот счет.

Если вы "перфекционист" (Рабочий стиль "Будь совершенным"), вам необходимо чаще расслабляться и принимать то, что и вы сами несовершенны. Ошибки – это важная часть процесса обучения. "Опыт – сын ошибок трудных". Вы должны понимать, что важно соблюдать сроки выполнения работы и видеть конечную цель.

Если вы привыкли постоянно "радовать" окружающих (Рабочий стиль "Радуй других"), то не позволяйте загружать себя ненужными запросами и несущественными просьбами, вы должны учиться твердо сказать "нет" – часто, для того чтобы сохранить разумные границы, нужен лишь твердый отказ, произнесенный в вежливой форме.

Если вы все время "стараетесь и пытаетесь" что-либо сделать (Рабочий стиль "Старайся"), то вам нужно контролировать свое чувство скуки на этапах завершения проекта. Иногда вам просто необходимо преодолеть себя и продолжить работу, несмотря на угасающий интерес к данному занятию.

-1

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем, как посредником между социальной властью и членами группы на основе правовых полномочий и норм,

Различают три стиля руководства:

- Демократический – привлечение большинства членов группы к обсуждению основных вопросов.

- Либеральный – руководитель не вмешивается в деятельность группы.

Проблема изучения стиля лидерства в традиции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руково­дства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство» - тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожалению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержа­тельное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Авторитет - это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие ожидания окружающих. От авторитета ожидают, например, что благодаря большим знаниям, а часто и высоким умственным способностям, он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать. Причем правильность его советов подтвердится на практике.

Таким образом, именно авторитет руководителя является основным инструментом его психологического влияния на группу. Он всегда поддерживается с помощью многочисленных мероприятий и своеобразных «общественных ритуалов»: выражения ува­жения, представителя первенства, выделения в группе и т.д. Его поддерживает и информация о хороших результатах работы. По­дорвать же его можно самыми различными способами.

Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести:

1) личностные особенности руководителя;

2) организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора);

3) ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы);

4) стиль управления, реализуемый руководителем (в качестве основных стилей управления обычно выделяют авторитарный, демократический и либеральный).

Особо надо отметить: употребленные термины «авторитарный», «демократический», «либеральный» никакого политическо­го значения не имеют. Это своего рода метафоры, описывающие психологический рисунок типа принятия решения. Однако при­нятая терминология вносит ряд трудностей в исследования именно в силу возможных ассоциаций. Всякий раз нужно очень точно обозначать, что имеется в виду, когда речь идет о перечисленных стилях руководства.


Поначалу считалось, что наилучшим стилем лидерства является демократический, так как в нем больше привлекательных черт. В группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы: этот стиль способствует решению группой наи­более сложных задач.

Но нередко предпочтительнее оказывается авторитарный стиль лидерства (например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий) или даже либеральный стиль (когда необходимо принимать решение, затрагивающее интересы всех членов группы).

Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей, а комбинированный стиль лидерства, при котором лидер, умея по-разному вести себя, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от обстановки, сложившейся в группе.

Групповые роли (по Столяренко):

I - председатель . Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II - формирователь . Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

III - генератор идей . Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях иидеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная пет дантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей.)

92. Основные признаки группы.

Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.

Структура предпочтений представляет собой строение группы по предпочтениям, то есть по таким ценностям и идеалам характеризующих данную группу.

Структура коммуникаций раскрывает основные особенности существующих процессов общения в группе.

Структура власти отражает роль каждого члена в группе и позволяет выявить лидеров и подчиняющихся в группе

В социально-психологических исследованиях группа не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности.

Каждый из параметров группы может приобретать совершенно различное значение, зависящее от типа изучаемой группы.

Композиция группы (или ее состав) может быть описана по-разному, в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

В структуре группы существует несколько достаточно формальных признаков, которые выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Групповые процессы зависят как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследовате­лем. К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятель­ность группы, причем рассмотреть их следует в контексте развития группы.

«Статус» или «позиция» определяется как место индивида в системе групповой жизни.

«Роль» определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, моде­ли, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае уже трудно говорить о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Санкции - механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Сис­тема санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить их соблюдение.

93. Классификация групп.

Для социальной психологии, прежде всего, значимо следующее разделение групп:

Условные группы - объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных кон­тактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), националь­ному, половому и иному признаку.

Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности: группа студентов, воинское подразделение. Социальные исследования преимущественно сосредоточены на реальных группах. Реальные группы делятся на малые и большие, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Лабораторные группы преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях и представляют собой моделирование той или иной деятельности человека - испытуемого.

Естественные группы - сложно организованная общность людей, включенных в совместную целенаправленную деятель­ ность.

Большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. Большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию ис­ следования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значи­тельно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальны­ми требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уров­ня развития, уже сложившиеся .

Первичные группы - те группы, где непосредственно присутствует контакт.

Вторичные группы - те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «по­средники».

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпа­дать с группой членства.

Группа членства - это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк выделил семь различных принципов , на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе . Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Классификация Л. И. Уманского является наиболее разработанной и проверенной на практике, и уровни развития группы можно описать опираясь на 3 критерия:

Общность целей совместной деятельности;

Четкость структуры группы;

Динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Номинальная группа может остаться конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор, который собрал бы людей вместе и предложил бы им цели совместной деятельности. Основная деятельность такой группы - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Характерной особенностью группы - ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. На этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация - это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали то есть сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

Автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа - автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

1) обособленностью, закрытостью от других групп.

2) внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

3) внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов.

Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

94. Динамика развития малой группы.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов .

Определение границ малой группы является наиболее дискуссионным вопросом. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случа­ев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая диада. Существует другая точка зрения относительно нижнего предела малой груп­пы согласно которой наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Тогда в основе всех разно­видностей малых групп лежат так называемые триады.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы. Были предложены различные решения этого вопроса. Наиболее принятыми являются числа, определяющие верхней предел – это 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Дж. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек.

Социометрия.

Термин «социометрия» происходит от латинских слов socius – окружающие люди и metrum - измерение, мера.

Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского исследователя Джекоба Леви Морено (1892 – 1974) – автора психодрамы, социометрии. Термин “социатрия” – представление о неправильной организации группы, как контролировать отклоняющееся групповое поведение.

Социометрическая методика является методом опроса, классического социально – психологического теста в котором спрашивают респондентов и измеряют индивидуальные особенности, свойства, качества личности, статус, лидерские качества социометрических звёзд и отверженных. Развитие социометрического метода по Дж. Морено характеризует всякое сойиальное объединение как систему притяжений и антипатий, что подчёркивает избирательный, порядковых характер и несёт предпочтение в зависимости от ситуации.

Социометрия – метод для измерения связей, предпочтения, возникающих в ситуации выбора партнёра в той или иной деятельности. Социометрия позволяет выделить популярность и лидерство, групповую сплочённость, внутригрупповой конфликт, харизматическое и ситуационное лидерство, инстументальное и эмоциональное лидерство, позицию интегратора группы, стиль лидерства (авторитарный, демократический, невмешательский), социально – психологический климат в группе, компетентность в общении (точность восприятия своих межличностных отношений).

Социограммы: коллективная, индивидуальная, социограмма лидера.

Назначение. Метод социометрии инструмент социально – психологического исследования структуры малых групп и коллективов, личности индивида, как элемента группы, а так же методом выявления неформальных лидеров в группе. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Схема действий при социометрическом исследовании. Постановка задач исследования и выбор объектов формируются на основе гипотезы и предположений. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Есть два варианта социометрической процедуры. Первый вариант – непараметрическая процедура: предлагается ответить на вопросы, без ограничения числа выборов. Второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов.

Рекомендуется не загромождать социометрическую карточку большим числом критериев, но выбрать такие, которые были бы логически связаны между собой и вызывали бы активный интерес у большинства испытуемых индивидов.

Когда социометрия является предметом самостоятельного исследования, то порядок составления социометрической карточки состоит из списка социометрических групп, с номером каждого участника, его шифром. Составляется карточка с учётом размера изучаемой группы и инструкция. После каждого критерия должна быть выделена графа для ответа (при опросе без ограничений); при опросе с ограничением после критериев чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предлагаем.

При проведении межгрупповой социометрии участникам предлагаются списки всех членов групп, межличностные коммуникации между которыми требуется установить.

Когда социометрические карточки заполнены, начинается этап их математической обработки: табличный, графический и индексологический.

Прикладная ценность социометрической техники состоит в возможности проникнуть в групповые структуры межличностных взаимоотношений с целью их выявления (социометрические «звёзды», отверженные, микрогруппы в группе) или перестройки.

Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Образование и развитие малой группы состоит из несколько стадий.

На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы. На третьей стадии отношения между членами малой группы при­нимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функ­ционировать общее мнение. Групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, в действиях ее членов проявляются сплоченность и слаженность. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общ­ностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на кон­кретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Лидерство - это процесс межличност­ного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.

Сплочение малой группы - это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позво­ляют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфлик­тов и конфронтации.

Групповая сплоченность - в процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к следующим результатам: 1) сохранению группового членства; 2) усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения); 3) возрастанию участия в жизни группы, т.е. большая включенность индивидов в групповую деятельность; 4) росту индивидуальной адаптации к группе и переживанию чувства личной безопасности.

Принятие решений . В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных пу­тей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз: 1) установление фактов (групповое интервью); 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); 3) поиск решений (брейнсторминг); 4) принятие решений.

Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не про­исходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое про­является как групповое давление.

Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Групповая дискуссия - метод, применяемый в практике руководства коллективами, имеющий целью интенсивное обсуж­дение и продуктивное решение групповой задачи. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопро­тивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, поддержано всеми присутствующими, его значение воз­растает, так как оно превращается в групповую норму.

Каждый участник в процессе группового решения сталкивается не только с необходимостью решить проблему (содержательный контекст), но и сопоставляет свои и чужие интересы (контекст интересов и мотивов).

Этапы группового решения :

1) Ознакомление с проблемной ситуацией

2) Создание групповой базы решения

3) Формирование групповой модели ситуации

4) Поиск группового консенсуса

5) Принятие группового решения .

Совокупность этих перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции :

- информационную, показывающую на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

- функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

- оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

- сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

- оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

- способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа :

На первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему;

На втором - члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувства­ми, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, постепенно превращаясь в общую точку зрения;

На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сход­ные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, оказывая влияние на их жизнь и дея­тельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от сум­мы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема - способствуют совместным усилиям и успеху группы.

Другие - состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство - напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствую­щих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эс­тетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств.

Однако (в отличие от чувств) групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны гораздо быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Существует специфический фактор , который присущ функционированию группы. Этим фактором является групповая динамика. Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Групповая динамика отражается в самосохранении и самовоспроизведении группой своей структуры и целостности, несмотря на возможные изменения, в ней происходящие. Это способность группы к развитию, которое на разных стадиях существования группы, имеет ряд своих особенностей и проблем.

Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шеппарда , определяет две фазы развития малой группы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем, связанных с достижением своей основной цели. Путь достижения этой цели и есть развитие группы.

Первая фаза: группа решает вопрос о лидере и анализирует отношения между каждым членом группы и лидером.

Вторая фаза: рассмотрение отношений между рядовыми членами группы.

Втеории «социализации группы» Р.Морленда и Дж.Ливайна процесс развития группы рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида. Каждая стадия в развитии группы характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь вступающим в нее членом. Критерии развития группы:

· оценивание целей группы, ее положения среди групп, значения целей группы для каждого из ее членов);

· обязательства группы по отношению к членам и каждого члена по отношению к группе;

· преобразование ролей членов группы.

На основании этих критериев выделяются стадии в жизни группы, соответствующие различным ролям членов. Сочетания стадий и ролей отражены в «системно-процессуальной модели» М.Чемерса. Стадии развития групп:

1. Исследовани е, изучение членом группы. Роль – потенциальный член.

2. Социализация члена в группе. Роль – новый член .

3. Поддержка члена группой. Роль – полный член .

4. Ресоциализаци я, где возможен уход члена. Роль – маргинальный член .

5. Воспоминания члена о группе, уже вне нее. Роль – экс - член .

95. Виды больших групп.



Случайные статьи

Вверх