Паста со сметанным соусом и брокколи
Лично мне очень нравятся овощи под сырной шапочкой, и не важно какие. В данный момент на рынках и в супермаркетах...
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными)
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)
3) Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные)
4) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)
5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
Ответ: 2, 3.
Ответ: 23|32
Источник: ЕГЭ - 2015. Досрочная волна
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание
: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы . Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами . В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.
Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени . Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.
(По А. Куприну) (131 слово)
Диктант № 1
Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.
Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.
На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.
В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.
У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.
А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.
Около домов сажают деревья и кустарники. Делать это необходимо большим искусством: нужно вырыть яму с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, - а затем засыпать землей, не утопив слишком глубоко в земле прикорневую шейку растения, и лишь потом разровнять землю вокруг ствола.
Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.
Диктант № 2
Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.
Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.
Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.
Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.
Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.
Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.
Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.
Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.
Диктант № 3
Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.
В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.
Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.
Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.
Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.
Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.
Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.
Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.
Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.
Диктант № 4
Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.
Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.
Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.
Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.
По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.
Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.
А.И. Куприн
В недрах земли
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
Резко нарушая прелесть этого степного утра, гудит на Гололобовской шахте обычный шестичасовой свисток, гудит бесконечно долго, хрипло, с надсадою, точно жалуясь и сердясь. Звук этот слышится то громче, то слабее; иногда он почти замирает, как будто обрываясь, захлебываясь, уходя под землю, и вдруг опять вырывается с новой, неожиданной силой.
На огромном зеленеющем горизонте степи только одна эта шахта со своими черными заборами и торчащей над ними безобразной вышкой напоминает о человеке и человеческом труде. Длинные красные закопченные сверху трубы изрыгают, не останавливаясь ни на секунду, клубы черного, грязного дыма. Еще издали слышен частый звон молотов, бьющих по железу, и протяжный грохот цепей, и эти тревожные металлические звуки принимают какой-то суровый, неумолимый характер среди тишины ясного, улыбающегося утра.
Сейчас должна спуститься под землю вторая смена. Сотни две человек толпятся на шахтенном дворе между штабелей, сложенных из крупных кусков блестящего каменного угля. Совершенно черные, пропитанные углем, не мытые по целым неделям лица, лохмотья всевозможных цветов и видов, опорки, лапти, сапоги, старые резиновые калоши и просто босые ноги, - все это перемешалось в пестрой, суетливой, галдящей массе. В воздухе так и висит изысканно-безобразная бесцельная ругань вперемежку с хриплым смехом и удушливым, судорожным, запойным кашлем.
Но понемногу толпа уменьшается, вливаясь в узкую деревянную дверь, над которой прибита белая дощечка с надписью: "Ламповая". Ламповая битком набита рабочими. Десять человек, сидя за длинным столом, беспрерывно наполняют маслом стеклянные лампочки, одетые сверху в предохранительные проволочные футляры. Когда лампочки совсем готовы, ламповщик вдевает в ушки, соединяющие верх футляра с дном, кусочек свинца и расплющивает его одним нажимом массивных щипцов. Таким образом достигается то, что шахтер до самого выхода обратно из-под земли никак не может открыть лампочки, а если даже случайно и разобьется стекло, то проволочная сетка делает огонь совершенно безопасным. Эти предосторожности необходимы, потому что в глубине каменноугольных шахт скопляется особый горючий газ, который от огня мгновенно взрывается, бывали случаи, что от неосторожного обращения с огнем на шахтах погибали сотни человек.
Получив лампочку, шахтер проходит в другую комнату, где старший табельщик отмечает его фамилию в дневной ведомости, а двое подручных тщательно осматривают его карманы, одежду и обувь, чтобы узнать, не несет ли он с собою папирос, спичек или огнива.
Убедившись, что запрещенных вещей нет, или просто не найдя их, табельщик коротко кивает головой и бросает отрывисто: "Проходи".
Тогда через следующую дверь шахтер выходит на широкую, длинную крытую галерею, расположенную над "главным стволом".
В галерее идет кипучая суета смены. В квадратном отверстии, ведущем в глубь шахты, ходят на цепи, перекинутой высоко над крышей через блок, две железных платформы. В то время когда одна из них подымается, - другая опускается на сотню сажен. Платформа точно чудом выскакивает из-под земли, нагруженная вагонетками с влажным, только что вырванным из недр земли углем. В один миг рабочие стаскивают вагонетки с платформы, ставят их на рельсы и бегом влекут их на шахтенный двор. Пустая платформа тотчас же наполняется людьми. В машинное отделение дается условный знак электрическим звонком, платформа содрогается и внезапно с страшным грохотом исчезает из глаз, проваливается под землю. Проходит минута, другая, в продолжение которых ничего не слышно, кроме пыхтенья машины и лязганья бегущей цепи, и другая платформа, - но уже не с углем, а битком набитая мокрыми, черными и дрожащими от холода людьми, вылетает из-под земли, точно выброшенная наверх какой-то таинственной, невидимой и страшной силой. И эта смена людей и угля продолжается быстро, точно, однообразно, как ход огромной машины.
Васька Ломакин, или, как его прозвали шахтеры, вообще любящие хлесткие прозвища, Васька Кирпатый1, стоит над отверстием главного ствола, поминутно извергающего из своих недр людей и уголь, и, слегка полуоткрыв рот, пристально смотрит вниз. Васька - двенадцатилетний мальчик с совершенно черным от угольной пыли лицом, на котором наивно и доверчиво смотрят голубые глаза, и со смешно вздернутым носом. Он тоже должен сейчас спуститься в шахту, но люди его партии еще не собрались, и он дожидается их.
Васька всего полгода как пришел из далекой деревни. Безобразный разгул и разнузданность шахтерской жизни еще не коснулись его чистой души. Он не курит, не пьет и не сквернословит, как его однолетки-рабочие, которые все поголовно напиваются по воскресеньям до бесчувствия, играют на деньги в карты и не выпускают папиросы изо рта. Кроме "Кирпатого", у него есть еще кличка "Мамкин", данная ему за то, что, поступая на службу, на вопрос штейгера: "Ты, поросенок, чей будешь?", он наивно ответил: "А мамкин!", что вызвало взрыв громового хохота и бешеный поток восхищенной ругани всей смены.
Васька до сих пор не может привыкнуть к угольной работе и к шахтерским нравам и обычаям. Величина и сложность шахтенного дела подавляет его бедный впечатлениями ум, и, хотя он в этом не дает себе отчета, шахта представляется ему каким-то сверхъестественным миром, обиталищем мрачных, чудовищных сил. Самое таинственное существо в этом мире - бесспорно машинист.
Вот он сидит в своей кожаной засаленной куртке, с сигарой в зубах и с золотыми очками на носу, бородатый и насупленный. Ваське он отлично виден сквозь стеклянную перегородку, отделяющую машинную часть. Что это за человек? Да полно: и человек ли он еще? Вот он, не сходя с места и не выпуская изо рта сигары, тронул какую-то пуговку, и вмиг заходила огромная машина, до сих пор неподвижная и спокойная, загремели цепи, с грохотом полетела вниз платформа, затряслось все деревянное строение шахты. Удивительно!.. А он сидит себе как ни в чем не бывало и покуривает. Потом он надавил еще какую-то шишечку, потянул за какую-то стальную палку, и в секунду все остановилось, присмирело, затихло... "Может быть, он слово такое знает?" - не без страха думает, глядя на него, Васька.
Другой - загадочный и притом облеченный необыкновенной властью человек старший штейгер Павел Никифорович. Он полный хозяин в темном, сыром и страшном подземном царстве, где среди глубокого мрака я тишины мелькают красные точки отдаленных фонарей. По его приказаниям ведутся новые галереи и делаются забои.
Павел Никифорович очень красив, но неразговорчив и мрачен, как будто общение с подземными силами наложило на него особую, загадочную печать. Его физическая сила стала легендой среди шахтеров, и даже такие "фартовые" хлопцы, как Бухало и Ванька Грек, дающие тон буйному направлению умов, отзываются о старшем штейгере с оттенком почтения.
Продолжаем вас знакомить с уроками развития речи, публикация которых начнется с августа 2003 года.
Тема. "А.И. Куприн. "В недрах Земли" (отрывок). Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Обобщение знаний о глаголе как части речи".
Цели. Продолжать формирование у учащихся навыков работы с текстом; развивать умение изменять глагол по временам с учетом вопроса, на который он отвечает (с учетом вида); совершенствовать знания о глаголе, умение употреблять глаголы в тексте; развивать творческое мышление учащихся; обогащать словарный запас.
Оборудование. Портреты А.И. Куприна, А.М. Горького; иллюстрации с изображением различных способов добычи полезных ископаемых, полевых цветов: дрок, повилика, ромашка, колокольчик, полынь, дикая гвоздика; звукозапись стрекота кузнечиков.
Статья опубликована при поддержке компании JCB SERVICE, занимающейся ремонтом экскаваторов-погрузчиков различных марок, таких как как NEW HOLLAND, CASE, JCB. В этом сервисном центре работают опытные специалисты, способные выявить причину неполадок в работе Вашей техники, а также быстро и качественно произвести ремонт: ходовой части машины, гидравлики, электрики, двигателя, КПП, навесного оборудования. Кроме того, хорошо оборудованные автомобили-"технички" JCB SERVICE при необходимости или невозможности доставить технику в сервисный центр, готовы выехать на место ее поломки или на объект заказчика. На складе JCB SERVICE Вы всегда найдете огромный выбор запчастей для строительной техники по самым низким ценам. В частности, на странице http://www.jcb-service.ru/zapchast_jcb.aspx представлен каталог запчастей JCB, среди которых есть как оригинальные запчасти, так и качественный "не оригинал". С подробной информацией об услугах, оказываемых JCB SERVICE, можно ознакомиться на сайте jcb-service.ru .
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна, прочитаем отрывок из рассказа "В недрах Земли".
У. На занятии мы поработаем над изменением глаголов совершенного и несовершенного видов, обобщим все, что знаем о глаголе как части речи.
У. Ребята, как вы думаете, о чем может быть рассказ Александра Ивановича Куприна "В недрах Земли"? Что такое "недра"?
Дети. Недры Земли – это то, что находится под земной поверхностью. Скорее всего, этот рассказ о том, какими полезными ископаемыми богата наша Земля.
У. Вы на правильном пути. Скажите, что означает выражение "разработка недр"?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Д. Разными способами: при помощи специальных установок, экскаваторов, людей (спускаются в шахту).
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У.
Совершенно верно. В шахте (учитель
показывает иллюстрацию
) глубоко под землей
добывают полезные ископаемые – уголь, руду и
другие.
Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им
приходится спускаться вниз на несколько
десятков метров. Шахтер знает, что его работа
связана с большим риском. Мы должны преклоняться
перед трудом этих людей. Сейчас работа шахтеров
немного облегчена за счет современных
механизмов, которые помогают добывать полезные
ископаемые. А вот раньше, во времена, когда жил
Куприн, рабочие все делали вручную, с помощью
молотков и кувалд (большой молот). Их труд
поистине можно было назвать каторжным.
Рассказ Александра Ивановича Куприна (учитель
показывает книгу, в которой есть это
произведение
) – о каторжном труде шахтеров. Вы
знаете, что в царской России был распространен
труд малолетних детей, которые зарабатывали себе
на пропитание. Вспомните "Ваньку Жукова"
Чехова, "Вертел" Мамина-Сибиряка и др.
Герои рассказа Куприна "В недрах Земли" –
двенадцатилетний мальчик Василий Ломакин и
мужик лет сорока, Ванька Грек, которые работали в
шахте.
И вот однажды весной случилась на шахте трагедия:
рухнули перекрытия. Вася, рискуя жизнью, спасает
Ваньку Грека, который во время трагедии вдруг
стал биться в припадке (он был болен). Ваcя мог
убежать и бросить его, но он не сделал этого!
Мальчик понимал, что в любую минуту могут рухнуть
висящие над его головой миллионы пудов земли,
рухнуть – и раздавить, как мошку, как пылинку. И
даже этот страх перед смертью не остановил
мальчика, он по-прежнему боролся за жизнь Грека. В
итоге оба остались живы. "Эти два человека
стали навеки родными", – пишет Куприн.
Поступком мальчика можно восхищаться. Как вы
думаете, почему?
Дети высказываются.
– Рассказ начинается с описания степи. Ребята, догадайтесь, почему?
Д. Шахта скорее всего располагалась под огромным пространством степи.
У.
Куприн не случайно начинает
рассказ с описания весеннего утра в степи, для
того чтобы показать сначала жизнь на Земле со
всеми ее яркими и нежными красками, миром и
покоем, затем – другую сторону Земли с грязью,
опасностью и каторжным трудом людей под землей.
Такое противопоставление подчеркивает еще
больше трудности жизни шахтеров.
Степь весной прекрасна. И это очарование степи
смог передать великий мастер слова Александр
Иванович Куприн.
У. Перед чтением описания степи разберем слова, которые встретятся в тексте.
На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы.
На доске:
У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "В недрах Земли". Постарайтесь представить ту картину, которую описывает Куприн.
Учитель зачитывает отрывок :
"Раннее весеннее утро, прохладное и
росистое. В небе ни облачка. Только на востоке,
откуда сейчас выплывало в огненном зареве
солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой
минутой, сизые предрассветные тучи. Весь
безбрежный степной простор кажется осыпанным
тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и
сям дрожат, переливаясь и вспыхивая
разноцветными огнями, бриллианты крупной росы.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок,
скромно синеют колокольчики, белеет целыми
зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит
пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит
горький здоровый запах полыни, смешанный с
нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к
солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках,
между крутыми обрывами, поросшими редким
кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей
ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе, невидные глазу, трепещут и
звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно
подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она
дышит глубокими, ровными и могучими вздохами."
– Какую картину вы представили себе?
Д.
Раннее весеннее утро.
– Степь. Солнце всходит.
– Степь пестреет цветами. Стрекочут
кузнечики. Звенят жаворонки. Степь проснулась.
У. Понравилось вам описание степи? Почему?
Дети высказываются.
Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "В недрах Земли".
У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.
Дети читают текст.
– Какова же тема?
Д. Пробуждение степи.
У. К какому типу текста относится этот отрывок?
Д. К описанию.
У. Что является объектом описания?
Д. Степь.
У. Зачитайте начало описания.
Д. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.
У. Какие эпитеты использует Куприн, чтобы сказать о том, какое наступило утро?
Д. Раннее, весеннее, прохладное и росистое.
У. Что вы можете сказать про утро по этим прилагательным?
Д. Это было рано утром, когда только всходило солнце. Была весна.
– Еще не было много тепла, по утрам прохладно, после ночи везде роса.
У. Представили себе такое утро?
Д. Да.
У. Вот такое же раннее утро мог лично наблюдать и Куприн. Вообще наблюдать пробуждение природы после ночного сна очень интересно. Каким увидел то утро Куприн? Каким было небо?
Д. Небо было чистое.
У. По каким словам из текста вы догадались об этом?
Д. В небе ни облачка.
У. Но что необычного заметил Куприн на небе?
Д. На востоке еще толпились предрассветные тучи.
У. Прочитайте это предложение.
Д. "Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи".
У. Нравится вам это предложение?
Дети высказываются.
– Предложение очень красивое. Посмотрите, сколько эпитетов и олицетворений использовал Куприн в этом предложении.
Что означает выражение "огненное зарево"?
Д. Когда светит солнце, оно похоже на огонь.
У. Какой глагол передает движение в природе, начало дня?
Д. Выплывало (солнце).
У. Что сказано про тучи?
Д. Они толпятся (олицетворение), бледнеют и тают с каждой минутой.
У.
В этом предложении показано,
как ночь сменяется днем: тучи уходят, солнце
выплывает.
Как вы думаете, а почему Куприн использует именно
слово "тая"? Ведь тают обычно снег, сосульки,
снежинки?
Д. Здесь образное выражение: то есть пропадают на глазах, исчезают.
У. Солнце вступает в свои права. На что стал похож от лучей солнца весь безбрежный степной простор?
Д. Степь кажется осыпанной тонкой золотой пылью.
У.
Куприн вновь использует
образное выражение. Мы знаем, что в реальности
есть мастера, которые покрывают изделия
позолотой. Но здесь такое впечатление создается
благодаря солнцу, лучам, которые освещают все
вокруг.
Итак, небо чистое, солнце – как огненное зарево.
Что еще привлекло внимание писателя?
Д. Цветы.
У. Прочитайте про себя описание цветов и выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, олицетворения.
Дети читают со слов "В густой буйной траве..." до конца абзаца. В тетрадь выписывают :
Бриллианты росы дрожат и вспыхивают разноцветными огнями, степь весело пестреет, скромно синеют колокольчики, гвоздика горит пунцовыми пятнами, запах полыни разлит , запах полыни похож на миндаль, все нежится .
Учащиеся могут выписать и другие эпитеты из текста (например, густая буйная трава и т.д.).
У. Посмотрите, как удалось писателю сказать про цветы. Какие краски сразу встают перед вашими глазами?
Д. Желтый (дрок), синий (колокольчики), белый (ромашка), красный (гвоздика), разные оттенки от цвета росы (бриллианты).
У. Только цветы показал нам в этом отрывке Куприн?
Д. Нет, также и запахи. Пахучая ромашка, горький запах полыни, аромат повилики.
У.
Посмотрите, как имена
прилагательные (пахучая, горький
) и имена
существительные (запах, аромат
) помогают
писателю передать атмосферу степи. Мы, читая эти
предложения, невольно тоже представляем себе ее
терпкие запахи.
Какое настроение создается у вас, когда вы
представляете такую картину?
Д. Радостное.
У. В каких словах в тексте выражено отношение к началу нового дня? Прочитайте.
Д. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.
У. С чем или с кем можно сравнить природу?
Д. С живым существом, с человеком.
У.
Обычно человек, когда только
просыпается утром, нежится, потягивается и
волей-неволей поднимает руки вверх, тоже тянется
к солнцу, к жизни.
Что еще замечает Куприн в степи?
Д. Звуки.
У. Первые весенние звуки в степи – это птицы и насекомые. Что услышал Куприн?
Д.
Жаворонки, которые трепетали
и звенели.
– Неугомонных кузнечиков.
У. Ребята, а вы когда-нибудь слышали стрекот кузнечиков?
Д. Да.
У. Хотите послушать?
Д. Да.
У. Немного отдохнем. Закройте глазки и представьте себе ту степь, о которой пишет Куприн.
Учитель включает звукозапись со стрекотом кузнечиков.
У. Ребята, кто догадался, какие еще звуки услышал Куприн в степи?
Д. Вздохи степи.
У. Докажите словами из текста.
Д. "Кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами".
У. Куприн сравнил степь с человеком. Но почему используется выражение "могучие вздохи"?
Д. Степь огромна, как человек-великан.
У. Итак, степь проснулась и ожила. Как вы думаете, какова главная идея этого отрывка?
Д. Степь весной прекрасна.
У. Молодцы, ребята!
У. Благодаря какой части речи Куприну удалось рассказать обо всем, что он увидел и услышал в степи?
Д. Благодаря имени существительному – небо, утро, степь, цветы.
У. С помощью какой части речи он уточняет все тончайшие характеристики этих предметов?
Д. С помощью прилагательных.
У. Какая часть речи помогает оживить картину?
Д. Глагол.
У. Что такое глагол?
Д. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать ? Изменяется по временам, лицам, числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
У.
В тексте много глаголов. Все
они делятся на две группы – совершенного и
несовершенного вида.
Выпишите себе в тетрадь в один столбик глаголы
несовершенного вида, в другой – совершенного
вида, определите их время.
Дети работают в тетради.
Глаголы несовершенного вида :
выплывало (прош.), толпятся (наст.), кажется (наст.), дрожат (наст.), пестреет (наст.), желтеет (наст.), синеют (наст.), белеет (наст.), горит (наст.), разлит (наст.), блещет (наст.), нежится (наст.), тянется (наст.), лежат (наст.), трепещут (наст.), звенят (наст.), дышит (наст.).
Глаголы совершенного вила :
подняли (прош.), проснулась (прош.), ожила (прош.).
У. Посмотрите на свои записи. Подумайте, случайно ли только три глагола в тексте – совершенного вида?
Д.
Большая часть глаголов
несовершенного вида, то есть говорится о
событиях, происходящих в данной момент (за
исключением глагола "выплывало"). Эти
глаголы позволяют показать движение, действие,
происходящее сейчас.
Глаголы совершенного вида помогают сказать об
уже свершившихся действиях.
У. Обратите внимание на время глаголов. Какое время в тексте отсутствует?
Д. Будущее.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Куприну важно было показать степь в данный момент, то есть то, что представилось его глазам сейчас.
На доске:
У. Заполните таблицу.
Один ученик – у доски, остальные
работают с сигнальными карточками (проверка
работы).
На доске запись (результат выполненной работы).
– Мы еще раз убедились в том, что глаголы несовершенного вида изменяются по временам (настоящее, прошедшее и будущее), а глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени.
У. Но в тексте нужно очень точно использовать глагол определенного вида. Что получится, если не соблюдать этого, мы убедимся с вами, если сейчас прочитаем текст, изменив вид глагола или его время.
Дети выполняют работу.
– Мы убедились в том, что текст стал невыразительным. Видите, как важен правильный выбор каждого глагола, чтобы передать мысль в соответствии с вашим замыслом!
У. Попробуем устно нарисовать словесную картинку к этой части рассказа.
Учитель обсуждает с детьми воображаемую картинку по плану :
1. Что будет нарисовано? (Содержание)
2. Как будут расположены объекты на картинке?
(Композиция)
3. Какие краски используем для картины?
(Цветовое решение)
Выполнение работы и проверка.
Выполнение упражнения № 517, с. 221
(по учебнику Т.Г. Рамзаевой. "Русский
язык", 4-й класс).
На доске – портрет А.М. Горького.
У. Прочитайте текст и скажите, где встретил утро Алексей Максимович Горький.
Дети читают текст :
Самое лучшее в мире – смотреть, как
рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма
тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней.
А вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны
моря высоко поднимают белые головы, кланяются
солнцу.
Доброе солнце смеется.
Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо
улыбаются, потягиваясь к солнцу. Его лучи горят в
каплях росы. А над ними уже кружатся золотые
пчелы и осы.
День пришел."
– Где же встретил Горький утро?
Д. У моря, в горах.
У. Что вы заметили общего в описаниях Куприна и Горького?
Д. Солнце взошло, ночная тьма тихонько прячется, цветы покачиваются и потягиваются к солнцу, лучи горят в каплях росы.
У. Вам понравилось описание Горького?
Дети высказываются.
– Каждый писатель, поэт видит по-своему окружающий мир, своими словами передает ощущения. Но все эти описания замечательны. Нам нужно еще многому учиться у великих классиков.
Ребята, попробуйте когда-нибудь наблюдать приход нового дня в этот мир. Я уверена, вы откроете для себя немало нового, интересного и таинственного.
У. Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?
Высказывания детей.
У. Нарисуйте иллюстрацию к отрывку из произведения Куприна.
Примечание . Рассказ (отрывок) взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повесть. – Л.: Дет. лит., 1981. – 169.