Craft the world навыки гномов. Всё о Craft The World (советы для новичков)

) с элементами стратегии , непрямым управлением вида Dungeon Keeper , и созданием вещей как в Minecraft . Разработкой игры занимается студия Dekovir. 17 ноября 2013 года Craft The World вышел в ранний доступ в Steam . Релиз игры состоялся 24 ноября 2014 года .Craft The World доступен для Windows , OS X , iOS . 5 июля года к игре вышло дополнение Craft the World - Sisters in Arms, в которое вошли новые игровых персонажей женского пола, новые предметы интерьера, оружие и новые существа.

Игровой процесс

Режимы игры

В настоящее время Craft the World имеет три режима игры: Кампания, Своя игра и Мультиплеер. В режиме Своей игры настройки позволяют выставить сложность игры, режим игры, режим технологии, тип мира, погодные явления и размер мира.

Режим кампании

Режим игры, предусматривающий открытие новых рецептов крафта предметов, при продвижении по дереву технологий. Также в кампании есть уровни, после прохождения которых открывается следующий, новый уровень с уникальным миром. Главный условием открытия нового уровня является восстановление портала между мирами (состоит из 5 элементов, рецепты которых падают с боссов в секретных комнатах).

Уровни кампании:

  1. Лесной мир (Земля новых надежд)
  2. Снежный мир (Земля зимних небес)
  3. Пустыня (Земля сухих ветров)
  4. Подземный мир (Земля опасных пещер)

Режимы своей игры

Режим мультиплеера

Этот режим позволит вам поиграть с вашим другом. В этом режиме есть как совместное прохождение, вам нужно убить босса в центре карты, а также режим PvP - это противостояние двух и более игроков.

  • Что нужно для этого режима:
    • Пятый и более уровень(Чем больше гномов тем лучше).
    • Открыть обработку стали в дереве технологий.
    • Построить улучшенный портал.

После постройки этого портала вам дадут заклинание которое требует 0 маны, дальше просто используйте его.

Монстры (мобы)

Мобы делятся на четыре вида: дружелюбные, нейтральные, враждебные и призываемые.

Дружелюбных мобов можно приручить, построив ферму. Игрок будет получать определенные ресурсы от прирученного моба (овцы, ламы, курицы) с определенной периодичностью.

Кроме того, игрок может призывать мобов, которые будут помогать ему в сборе ресурсов (импы), копать, сражаться, строить (гномы).

Враждебные мобы, поджидают игрока повсюду: на поверхности и под землей.

Нейтральные мобы не нападают на гномов пока те не нападут сами.

По достижению 4-го уровня игроком, начинается отсчет до появления волны монстров. Волна монстров представляет красный портал, из которого первую половину ночи выходят монстры. Из портала появляются такие монстры как: Зомби, Большой зомби, Скелет, Скелет строитель, Скелет щитоносец, Скелет-разрушитель, Злобоглаз. Количество монстров как и количество порталов может увеличиваться .

Время до появления первой волны: 42 минуты + время до следующей ночи. Интервал между волнами: 54 минуты. Если уничтожить всех монстров из портала за 6 минут , то игрок получит дополнительный опыт .

Гномы

Гномы - подконтрольные игроку существа мира Craft the World . Их максимальное количество всегда равно уровню игрока. Погибших гномов возможно возродить с помощью зелья воскрешения при наличии хранителя душ. Если его нет, то на место погибшего гнома придет новый.

Здоровье

Каждый гном, вне зависимости от навыков, имеет максимальное здоровье в 10 ед. (визуально - 3 сердца). Для восстановления здоровья существует несколько способов: использование эликсира, пища (имеющая эффект лечения), сон и отдых (гном стоит на месте и «бездельничает»).

Навыки

Каждый новый гном изначально имеет 1 случайный навык, который в дальнейшем можно развить, используя книги или повторяя нужные для умения действия. Обучить гномов другим навыкам можно только с помощью книг мастерства.

Взаимодействие

Свободные гномы автоматически идут выполнять задания, выданные игроком. Также они самостоятельно будут подбирать лежащие на земле предметы и относить их на склад. В некоторых случаях удобнее управлять каждым напрямую, взяв под ручной контроль. В этом режиме дальность установки и разрушения блока увеличивается на 1 одну клетку. Также неоспоримым плюсом ручного контроля является отсутствие необходимости ходить за ресурсами на склад, так как игрок и гном сразу имеют доступ ко всем запасам .

Миры игры

  • Земля новых надежд - это первая планета кампании. География Лесного мира в основном состоит из плодородной земли, по большей части поросшей лесом (также, нередко встречаются поляны поросшие дикой пшеницей), и большого количества водоёмов.
  • Земля зимних небес - вторая планета кампании. Отличительной особенностью снежного мира является обилие снега и льда. Из них по большей части состоит поверхностный слой мира, снег также выпадает в виде осадков вместо дождя.
  • Земля сухих ветров - это третий и наиболее негостеприимный мир. Поверхностный слой занимает безжизненные песок (изредка поросший кактусами) и камень, с редкими участками оазисов, а верхняя четверть подземного мира состоит не из обычной земли, а из песчаника - смеси земли и песка. Кроме того, время от времени над поверхностью проносятся мощные смерчи, которые уносят несобранные ресурсы, поднимают в воздух, переносят на некоторое расстояние и бросают, нанося урон, существ (в том числе, не только гномов), и даже могут разрушить непрочные постройки из дерева.
  • Земля опасных пещер - это четвёртый мир в котором враги будут прыгать на вас сверху. Также снизу есть огромная колония гоблинов. И нужно задабривать божество.
Рецензии
Иноязычные издания
Издание Оценка
В игре имеется два вида управления, которые созданы для разных задач. Первое и самое основное это глобальное управление (командование). Вы тыкаете в объект, и свободные гномы идут выполнять поставленную задачу. Гномы идут на место и стараются сделать, что сказано. Если это получается (успешно дошли), то они продолжают работу, если нет, то игнорируют (если кроме невыполнимой задачи нет ничего, гномы затупят и начнут бездельничать).
Режим прямого управления позволяет вручную строить, копать, воевать. Польза такого режима в отсутствии необходимости мотаться до склада за ресурсами, вы как бы сами подаёте их гному. Тем самым постройка или копание проходит на порядок быстрее.
Все гномы могут нести только три вида ресурсов одновременно,если хотите чтобы больше, то одевайте им дополнительные рюкзаки.

Задания и приоритеты

В первую очередь работники идут к ближайшим объектам. То есть, если около дома валяется куча ресурсов, а задание на рытьё тоннелей стоит чуть дальше, то естественно работы по сбору ресурсов будут выполнены первыми, а всё, что находится дальше, откладывается до завершения ближайших заданий. Вообще чем больше гномов, тем больше шанс, что рабочих рук хватит на всё, но всё же гномы будут ходить за одними и теми же ресурсами.

Связь между профессией работника и выполняемым заданием, я так и не заметил. Повар отправлялся в бой, пока шахтёр жарил мясо, а кузнец охотился. Хотя, иногда все становятся на свои места. Вся игра поставлена на маршрутах, которые гномы формируют при выполнении задания. На данный момент гномы отслеживают команды в реальном времени, поэтому проблем с ними уже быть не должно.
Строить дом можно и в глубь, а не в высь. Это не дело вкуса, так экономичней.
В игре можно скорректировать действия гномов относительно опасности. Допустим, вашего работника убили гоблины, прямо около своего лагеря. И теперь за его шмотками и ресурсами отправляются другие гномы, гора трупов растёт… Гномы тупо отправляются на смерть! Чтобы предотвратить такие случаи имеется знак опасности, которые предупредит путника и не позволит вашим гномам забрести туда, куда ещё рановато идти или слишком опасно.

2. Как защищаться: постройка города, организация обороны

Для начала нужно поставить тотем, потом уже вокруг него нужно возводить дом. Склад должен располагаться под крышей, хотя это и не обязательно, если у вас начнут воровать ресурсы - сами будете виноваты. По цвету шара у тотема можно определить насколько вы хорошо построили дом. К тому же тотем оберегает пространство от призраков, которые жаждут напугать спящих гномов и раскидать ресурсы со склада. Без тотема, призраки не дадут вашим гномам выспаться, а следовательно и восстановить здоровье.

Проверить границы дома можно увидев звёздочки, летящие по периметру стен, они очертят безопасное пространство и укажут на дырки.

Как организовать быт?

Дом – это место где ваши работники могут спокойно выспаться (восстановить здоровье), приготовить еду, скрафтить оружие, амуницию и т.п. Отсутствие кроватей, верстаков, кухни может привести к понижению рабочей отдачи и следовательно смерти.

В доме всегда должен быть, один рабочий верстак на каждую группу материалов (дерево, железо). В доме всегда должны быть кровати на каждого работника. Гномы не могут спать на одной кровати по очереди. В доме обязательно должна быть кухня и обеденный стол. На кухне ваши работнички будут готовить себе еду (по вашей инициативе, конечно же), а на стол вы сами будете выкладывать, то что считаете гномы должны есть. Всё должно быть расположено максимально близко, чтобы им не приходилось много бегать.
Заметьте, чем лучше накормлены ваши работники, тем лучше они будут работать. Уставший и недоедающий гном, будет еле-еле волочить ноги, а когда загрузится ресурсами, так вообще поплетётся как улитка. Но если вы накормили его от пуза (дадите пивка или чаю), то он начнёт насаться как электрический веник! Для хорошего откорма, нужно очень много разнообразной еды. Одним видом хавки гномы не наедаются, да и двух в принципе мало, а немного погодя едоки начинают жаловаться на однообразие.

Что касается уюта - это дело не столь важное. Расставляя повсюду всякие красивые вещи, посуду, окна, шкуры, картины и прочие украшения, вы поднимите уровень уюта в здании. На тотеме можно посмотреть процент. На что влияет уровень уюта неизвестно, возможно на скорость восстановления здоровья во сне.

Кстати, вы можете установить несколько тотемов, с ростом уровня, вам будут давать их, а на середине дерева технологий так вообще дадут их крафтить. Застраиваем ими дом и больше не беспокоимся насчет призраков.

Как организовать оборону?

С первых же минут игры, нужно начинать думать о защите. Конечно, защитный сооружений ещё нет, но если использовать ландшафт, то противнику будет очень трудно добраться до вас. Пока враг будет нападать небольшими группами, да и гоблины пока не появились, стоит озаботиться будущим оборонительным рубежом.

В зимнем уровне так сразу же нужно вырыть по два глубоких и широких рва с каждой стороны, иначе ети с дубинками и армии нежити перебьют ваших работников очень быстро, а после будут их караулить около респауна. Принеприятна ситуация?

Самый простой и дешёвый способ защиты города - это глубокий ров и гора ловушек. Выкапываете с двух сторон от склада два рва, предварительно оставив место для застройки и засева земли ловушками и пшеницей. Если вам будет нужно сходить в какую либо сторону, стоит выстроить незаконченный мост и когда понадобится перейти, застройте его. Ну, или можно влепить телепорт, при помощи него перетаскать ресурсы с одного конца карты на склад дело пяти минут. Если манна позволяет - почему бы и нет?
Как только пройдёт достаточно времени, готовьтесь отбивать атаки многочисленной нежити. Для этого в игре есть специальные ловушки, капканы, решетки, таруели и баррикады. Счетчик времени до следующего нападения отображается в правом верхнем углу. Всё, что нужно это продержаться до рассвета и нежить отступит. Усложняйте им путь следования создавая двух клеточные преграды. Нежить не умеет лазить по стенкам, поэтому им придётся поставить одного воина как трамплин. Чем больше таких мест, тем больше воинов превратятся в лестницы и не смогут воевать против вас.

Учтите, за убийство врагов будут давать опыт и если вы просто начнёте их игнорировать не вступая в бой, вы не получите ничего.

Постепенно волны будут усиливаться и к финалу уровня так вообще будет по две волны. К этому нужно быть готовым. И не стоит забывать, что лучшая защита - это ваши хорошо вооруженные гномы. Не нужно делать из всех воинов или магов, сделайте сбалансированную команду, чтобы всегда были те, кто танчит и кто бьёт с расстояния. Таким макомром можно сдерживать огромнейшие армии врага и легко бить гигантов.

А вот с гоблинами, которые гарантированно появятся рядом с городом немного позже, будет труднее. Во-первых, они сильнее скелетов, во-вторых им пофиг на свет, да и атаки этих упырей проходят не по расписанию. Хорошо хоть их целью является не убийство, а ваши ресурсы. Если дом закончен и двери закрыты, то гоблины не будут ломиться внутрь. Побродят рядом и уйдут.

При желании можно устраивать засады на них, оставляйте одну дверь открытой. Когда негодники проникнут, закрывайте дверь и спокойно убивайте воришек. Когда их окажется мало вы можете организовать атаку на лагерь, если перебить рядовых, командира на мухоморе и сломать главное здание зеленокожих, то вас ожидает нехилая наград из всевозможного барахла. Мне однажды даже выпал мифриловый шлем!

В зимнем уровне очень сильные волны мутантов, зато никаких гоблинов нет. Местные аборигены (волосатые люди) мирные и без причины воевать не будут.
Также неоценимую помощь в защите вам окажет «магия сбора». Тыкнув на карте ею, вы укажите гномам собраться на данной позиции. Отбиваться от атак сообща намного эффективнее, можно даже совершить массовую атаку на врага (На гоблинов, или могилы). А Также можно выставить ловушки по пути следования врагов (капканы, клетки, тесла). Приспособлений для этого достаточно, главное, чтобы ресурсов хватило.

Организации обороны на поверхности, это конечно нужная вещь, врагов там хватает. Но иногда, в глубине тёмных шахт, можно докопаться до не менее опасных и многочисленных созданий. Подходы из шахт также должны быть укреплены люками и ловушками, ещё лучше в несколько уровней. В противном случае, пробудив нечто, можно угробить не только шахтёров, а и всех обитателей дома.
Кстати, убитый гном не воскрешается, на его место просто приходит новый не прокаченный персонаж (по истечении определённого времени). То есть, все его изученные навыки обнуляются, а амуниция остаётся лежать на месте смерти.

Ускорение времени

Для этого воспользуйтесь клавишами F1, F2, F3. Максимальная скорость x2. F1 – обычный режим.

Привет, Игрозор!

На прошлой недели я познакомился с игрой-песочницей Craft The World. Хоть игра 2014 года, но поиграть в неё интересно и сегодня. Craft The World одна из представительниц игр песочниц, со своеобразным управлением и нестандартным геймплеем для игр этого жанра. Начиная игру в песочнице, я ожидаю многообразие горячих клавиш (привет Factorio) и команд, но в Craft The World, горячих клавиш, практически нет, в игре своего рода упрощенная версия взаимодействия с миром, в общем к такой простоте еще нужно привыкать.

Игра не без своих минусов, но однозначно советую всем любителей жанра, попробовать поиграть стоит.

Итак за то время, которое я провёл в игре, у меня появлялись различные вопросы и в связи с этим я решил написать обзорный гайд по Craft The World для тех, кто только начинает игру, в общем инструкция для новичков.

Игра

Игра ничего сложного из себя не представляет, в вашем управлении несколько гномов (по одному на 1 уровень), руками которых вы пробираетесь через недры земли в поисках полезных ископаемых. После 4-го миньона, включается таймер, по истечению которого на вашу крепость, нападают полчища демонов.

Небольшой лайфхак: Если вы не хотите каждый раз отбиваться от полчища врагов, в момент нападения на вас, переместите камеру подальше от базы и переждите ночь. К утру враги пропадут, а база останется целой (в 9 из 10 случаев). Когда ваша база не в фокусе камеры, атакующие могут «часами» проламывать ваши укрепления.

Специально для такой тактики можно замуровывать все выходы и входы и сделать, что-то вроде крепости под землёй.

Будете вы ввязываться в драку или избегать её, в любом случае, весь игровой процесс строится на дереве технологий, которое вам нужно изучить для получения лучшей экипировки и создания финальных частей для портала. Для того чтобы изучить новую технологию, нужно создавать предметы из найденных материалов, некоторые предметы можно разобрать, чтобы вернуть потраченные ресурсы, а некоторые нет. Поэтому представляю список всех основных вещей для крафта, которые можно разобрать на детали и которые разобрать уже будет нельзя.

Стены

Ваш дом можно построить из чего угодно: снега, земли, камня, льда, дерева, кирпича и т.д. На самом первом этапе игры лучше всего строить из подсобных материалов - земля, снег, песок и уже позже заменять его на те материалы, из которых вы хотите построить свою крепость.

Небольшой лайфхак: Если у вас напряжёнка с едой или вы не знаете где приобрести зёрна (для той же прокачки дерева технологий), то не торопитесь менять земляной пол на дерево или камень. В землянке время от времени появляются крысы, которые являются источником мяса, а их гнёзда после разрушения дают несколько колосьев пшеницы.

Деревянная стена - Прочность 5, Комфорт 1 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Деревянный набор стен - Прочность 5, Комфорт 2 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Каменная стена - Прочность 9, Комфорт 1 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Каменный набор стен - Прочность 6, Комфорт 1 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Роскошный набор стен - Прочность 7, Комфорт 3 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Кирпичная стена - Прочность 12, Комфорт 2 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Крыша из листьев - Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Черепичная крыша - Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Декоративная штукатурка - Прочность 5, Комфорт 1 (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Барельеф «Цветы» - Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Постройки


Практически все постройки можно разобрать и даже достаточно «дорогие» предметы можно использовать для прокачки дерева технологий.

Лестница - помогают гномам взбираться на препятствия или наоборот спускаться вниз. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянная дверь - ограничивает территорию дома и не даёт противникам проникнуть внутрь. (Разобрать МОЖНО!)

Межкомнатная дверь - служит исключительно для интерьера. (Разобрать МОЖНО!)

Железная дверь - улучшенная версия деревянной двери. (Разобрать МОЖНО!)

Стальная дверь - самая прочная из всех дверей. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянный люк - несёт все функции двери, но только для вертикальных проходов (лазов). (Разобрать МОЖНО!)

Железный люк - улучшенная версия деревянного люка. (Разобрать МОЖНО!)

Мост из брёвен - мост есть мост, с ним всё ясно. Не советую строить вообще, по причине невозможности разборки. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Деревянный мост - мост есть мост, с ним тоже всё ясно. Не советую строить вообще, по причине невозможности разборки. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Каменный мост - этот мост советую строить, его можно разобрать. (Разобрать МОЖНО!)

Флаг - нужен для постройки дополнительного склада. (Разобрать МОЖНО!)

Дополнительный склад - нужен для того чтобы гномы не возвращались каждый раз к основной базе, а сдавали и брали предметы из него. (Разобрать МОЖНО!)

Верстак - нужен для изготовления изделий из дерева. (Разобрать МОЖНО!)

Кузница - нужна для изготовления изделий из металла. (Разобрать МОЖНО!)

Мастерская - нужна для изготовления изделий из камня. (Разобрать МОЖНО!)

Лаборатория - нужна для приготовления зелий. (Разобрать МОЖНО!)

Мельница - нужна для изготовления муки. (Разобрать МОЖНО!)

Лифт - помогает гномам быстро передвигаться по вертикальной шахте. (Разобрать МОЖНО!)

Рельсы - нужны для постройки железной дороги. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Вагонетка - нужна для передвижения гномов по рельсам. (Разобрать МОЖНО!)

Ж/Д Переключатель - с помощью переключателя можно делать остановки для вагонеток. (Разобрать МОЖНО!)

Строительные леса - мгновенно ставятся и убираются, позволяя забраться гномам на вершины, отличная замена лестниц. (Разобрать МОЖНО!)

Знак «Осторожно» - запрещает гномам проходить через него. (Разобрать МОЖНО!)

Ограда фермы - нужна для постройки фермы. Постройте 5 оград в ряд, чтобы появился домик фермы. (Разобрать МОЖНО!)

Ловушка - нужна для поимки животных, как для добычи, так и для фермы. (Разобрать МОЖНО!)

Кровать из листьев - нужна для отдыха гномов. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянная кровать - улучшенная версия кровати из листьев. Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Изящная кровать - улучшенная версия кровати из дерева. Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Роскошная кровать - самая роскошная кровать. Комфорт 12. (Разобрать МОЖНО!)

Многоярусная кровать - отличное решение для экономии места, можно строить друг на друге. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянный стол - простой стол на который можно выкладывать еду для гномов. Комфорт 1. (Разобрать МОЖНО!)

Широкий стол - улучшенная версия простого стола, вмещает больше еды. Комфорт 4. (Разобрать МОЖНО!)

Стол со скатертью - улучшенная версия широкого стола. Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Костёр с котелком - необходим для приготовления кулинарных блюд. (Разобрать МОЖНО!)

Каменная петь - улучшенная версия костра с котелком. (Разобрать МОЖНО!)

Большая печь - улучшенная версия каменной печи. (Разобрать МОЖНО!)

Бочка с вином - производит домашнее вино (питательность 1, исцеление 33%). (Разобрать МОЖНО!)

Тотем - создаёт ауру для дома. (Разобрать МОЖНО!)

Хранитель душ - хранит души умерших гномов, которых можно будет воскресить с помощью зелья воскрешения. (Разобрать МОЖНО!)

Усовершенствованный портал - нужен для сетевой игры.

Декор

Вещи для декора нужны, как для украшения дома, так и для увеличения показателя комфорта, его количество можно посмотреть, если навести курсором мыши на тотем. Чем выше показатель, тем быстрее гномы восстанавливают своё здоровье.

Каменная колонна - Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Чёрная колонна - Разобрать МОЖНО!

Башенный шпиль - Разобрать МОЖНО!

Клумба - Разобрать МОЖНО!

Фонтан - Разобрать МОЖНО!

Деревянный сундук - Разобрать МОЖНО!

Металлический сундук - Разобрать МОЖНО!

Статуи гаргульи - Разобрать МОЖНО!

Круглое окно - Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Классическое деревянное окно - Комфорт 3. (Разобрать МОЖНО!)

Квадратное окно - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Витраж - Комфорт 8. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянный стул - Комфорт 2.(Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Большой стул - Комфорт 3. (Разобрать МОЖНО!)

Кресло из ткани - Комфорт 4. (Разобрать МОЖНО!)

Кожаное кресло - Комфорт 7. (Разобрать МОЖНО!)

Диван - Комфорт 7. (Разобрать МОЖНО!)

Книжная полка - Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Шкаф с полками - Комфорт 4. (Разобрать МОЖНО!)

Гардероб - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Стеклянный шкаф - Комфорт 6. (Разобрать МОЖНО!)

Круглое зеркало - Комфорт 1. (Разобрать МОЖНО!)

Декоративное зеркало - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Щит с черепом - Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Декоративный щит - Комфорт 3. (Разобрать МОЖНО!)

Пейзаж - Комфорт 3. (Разобрать МОЖНО!)

Портрет - Комфорт 3. (Разобрать МОЖНО!)

Шкура на стену - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Настенный ковёр - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Вымпел - Комфорт 12. (Разобрать МОЖНО!)

Глиняный горшок - Комфорт 1. (Разобрать МОЖНО!)

Цветочки в горшке - Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Стеклянная ваза - Комфорт 2. (Разобрать МОЖНО!)

Горшечное растение - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Бочка - Комфорт 5. (Разобрать МОЖНО!)

Аквариум - Комфорт 7. (Разобрать МОЖНО!)

Клетка с птичкой - Комфорт 7. (Разобрать МОЖНО!)

Часы с кукушкой - Комфорт 10. (Разобрать МОЖНО!)

Часы с маятником - Комфорт 10. (Разобрать МОЖНО!)

Статуя Рори Камнешкура - Комфорт 7. Навык шахтёра +5. (Разобрать МОЖНО!)

Статуя Гуннара Айронфиста - Комфорт 7. Навык война +5. (Разобрать МОЖНО!)

Освещение


Факел - освещает комнату. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Костяной факел - освещает комнату (имеет зеленоватый оттенок). Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Шахтёрская лампа - служит для освещения. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Осветительная стойка - уличный фонарь. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Фонарь - улучшенная версия осветительной стойки. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Настенная лампа - светильник для дома. Комфорт 2. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Маленькая люстра - улучшенный светильник для дома. Комфорт 4. Разобрать НЕВОЗМОЖНО!

Оборонительные конструкции


Деревянная рогатка (Разобрать МОЖНО!)

Изгородь - замедляет передвижение врагов. (Разобрать МОЖНО!)

Железный забор - улучшенная версия изгороди. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Кирпичный забор - улучшенная версия железного забора. (Разобрать МОЖНО!)

Каменная бойница - позволяет гномам атаковать из укрытия. (Разобрать МОЖНО!)

Деревянный капкан - Наносит урон животным и врагам. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Железный капкан - улучшенная версия деревянного капкана. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Деревянная клетка - останавливает врагов на некоторое время. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Железная клетка - улучшенная версия деревянной клетки. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Деревянная башня - стреляет по монстрам. (Разобрать МОЖНО!)

Самострел - улучшенная версия деревянной башни. (Разобрать МОЖНО!)

Башня тесла - поражает ближайших противников, можно построить в 3 уровня. (Разобрать МОЖНО!)

Автоматическая катапульта - наносит урон по площади, может сломать конструкции. (Разобрать МОЖНО!)

Домик Жабалиска (Разобрать МОЖНО!)

Домик Совокота - содержит одного питомца, который будет защищать жилище. Комфорт 15. (Разобрать МОЖНО!)

Манекены

Тренировочный манекен - служит для повышения навыка у война. (Разобрать МОЖНО!)

Механический тренировочный манекен - улучшенная версия тренировочного манекена. (Разобрать МОЖНО!)

Мишень - служит для повышения навыка лучника. (Разобрать МОЖНО!)

Тир - улучшенная версия мишени. (Разобрать МОЖНО!)

Магический шар - служит для повышения навыков у мага. (Разобрать МОЖНО!)

Магические тир - улучшенная версия магического шара. (Разобрать МОЖНО!)

Обмундирование


Топоры - каменные, железные, стальные, серебряные, мифриловые, нужны для рубки деревьев, некоторые из них немного добавляют к атаке. (Разобрать МОЖНО!)

Кирки - каменные, железные, стальные, серебряные, мифриловые, нужны для копки земли, некоторые из них немного добавляют к атаке. (Разобрать МОЖНО!)

Оружие - мечи, булавы, луки, посохи - оружие для гномов. (Разобрать МОЖНО!)

Шлемы, доспехи, ботинки, щиты - добавляют единицы брони гномам, но снижают скорость передвижения, чем больше броня, тем больше снижается скорость. (Разобрать МОЖНО!)

Стрелы - прибавляют урон лучникам. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Точильный камень - увеличивает навык война. (Разобрать МОЖНО!)

Перчатка лучника - увеличивает навык лучника. (Разобрать МОЖНО!)

Сумка с эликсирами - увеличивает навык мага. (Разобрать МОЖНО!)

Короб - увеличивает количество предметов на 1. Одевать на гномов в первую очередь. Значительно ускоряет процесс стройки или раскопок. (Разобрать МОЖНО!)

Прочный короб - увеличивает количество предметов на 2. (Разобрать МОЖНО!)

Ножовка - увеличивает навыки лесоруба и плотника. (Разобрать МОЖНО!)

Переносная лампа - увеличивает навык шахтёра. (Разобрать МОЖНО!)

Ведро с червяками - увеличивает навык рыбака. (Разобрать МОЖНО!)

Поварёшка - увеличивает навык повара. (Разобрать МОЖНО!)

Фартук кузнеца - увеличивает навык кузница. (Разобрать МОЖНО!)

Сито - увеличивает навык мельника. (Разобрать МОЖНО!)

Кошки скалолаза - увеличивают навык скалолаза. (Разобрать МОЖНО!)

Поплавок - увеличивают навык пловца. (Разобрать МОЖНО!)

Ведро - используется для переноса воды. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Удочка - нужна для того, чтобы ловить рыбу. (Разобрать МОЖНО!)

Ножницы - нужны для стрижки овец на ферме. (Разобрать МОЖНО!)

Водолазный шлем - позволяет гномам плавать долго под водой, одевается автоматически. (Разобрать МОЖНО!)

Парашют - уберегает гнома от падения с большой высоты. (Разобрать МОЖНО!)

Набор быстрых лестниц - гном самостоятельно устанавливает несколько лестниц, для достижения цели. (Разобрать МОЖНО!)

Эликсиры


Эликсир здоровья - используется для восстановления здоровья гномам (33%). (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Эликсир маны - используется для пополнения маны. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Эликсир огня - помогает гномам магам вызывать огненные шары. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Эликсир ледяной стрелы - помогает гномам магам вызывать ледяные стрелы. Замораживают противника на несколько секунд. Очень эффективное средство.(Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Эликсир трансфигурации - помогает гномам магам превращать противников в улиток. Не советую их создавать вообще, так как их нельзя разобрать. При бое с драконами, был неприятный инцидент, когда один из магов превратил его в улитку, плакала вся добыча с дракона, которых и так не много. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Эликсир забвения - помогает гномам забыть все его навыки. (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Зелье воскрешения - позволяет воскресить умершего гнома. Для использования эликсира требуется постройка «Хранитель душ». (Разобрать НЕВОЗМОЖНО!)

Магия

Сетевая игра - включает сетевую игру.

Портал - открывает портал в назначенном месте. 2 маны.

Магический свет - освещает небольшое пространство. 1 маны.

Огненный шар - вызывает огненный шар для поражения противников. 5 маны.

Магический взрыв - наносит большие повреждения противникам, может уничтожать блоки. 20 маны.

Магический лес - вызывает рост деревьев в указанном месте. 4 маны.

Компас - указывает на место секретной комнаты. 10 маны.

Общий сбор - призывает гномам собраться в указанном месте. 3 маны.

Вызов дождя или снега - вызывает осадки. 3 маны.

Быстрый сбор ресурсов - собирает и отправляет все лежачие ресурсы на склад. 3 маны.

Вызов Импов - вызывают летающих помощников, которые помогают собрать ресурсы. 3 маны.

Разное (магазин)


Магический кристалл - уменьшает стоимость заклинаний при удлалении от главного склада.

Генератор маны - ускорят регенерацию маны на 300%.

Хранилище маны - увеличивает запас маны на 20 единиц.

Врата портала - открывают портал в нужном месте. Гном ставит постройку, чтобы включить потребуется несколько единиц маны и так же для поддержания его открыты, будет постепенно использоваться мана.

Навыки


Каждый гном появляется с одним уже имеющимся навыком, остальными двумя навыками его можно обучить при помощи книг, которые попадаются при раскопках, их также можно приобрести в магазине. Важные, на мой взгляд, навыки, это военные - лучник, маг, войн. Так как каждый гном принимает активное участие в боях, то советую каждого гнома обучить одному из военных навыков как можно раньше, чтобы по мере прохождения они прокачивались. Если вы еще не нашли нужное количества книг для обучения гномов, нужную книгу можно приобрести в магазине.

FAQ по игре

Откуда взять воду зимой? Как топить снег?
У многих возникает вопрос, как растопить снег? Всё очень просто, разместите снег под землёй и он сразу растает.

Для чего нужны руны? Где взять руны?
Руны - это камни с различными изображениями на них. Их можно найти в секретных комнатах, как в сундуках, так и над дверьми. Эти двери, над которыми располагаются 3 знака, в которые нужно вставить руны с этим же изображением. После того, как будут установлены все 3 руны, двери откроются, за дверьми вас ждёт добыча с различными предметами и вещами.

Как построить ферму? Как стричь овец?
Чтобы построить ферму нужно поставить в один ряд 5 «оград фермы». После постройки появится домик Фермы. Чтобы разместить овец или кур на ферме их сначала нужно поймать. Для этого разместите «Ловушку» и ждите, когда животное попадётся в него, ловушка сама закроется, после этого в меню появится пункт «поймать». Чтобы постричь овцу, нужно сделать ножницы, если они уже имеются у вас на складе, то после нажатие на овцу на ферме, появится в меню пункт «стричь».

Где найти яйцо дракона? Где находятся драконы?
Яйца драконов, так же как и самих драконов можно найти в самом низу карты, прямо над лавой обитают драконы и располагаются их яйца.

Как воскресить гнома?
Для того, чтобы воскрешать гномов вам нужна постройка «Хранитель душ» и «Зелье воскрешения». Постройка «Хранитель душ» должна находиться на территории вашего убежища. После того, как гном умрёт, его душа отправиться в хранилище и его можно будет воскресить при помощи зелья в меню обмундирования. При оживлении гнома, все его навыки сохраняются. Если же у вас нет «Хранителя душ», то гном умирает навсегда, а новый гном с новыми навыками появляется через несколько минут.

Где взять золотые монеты?
Золотые монеты можно найти в пирамидах, в закрытых комнатах, а так же золотые монеты выпадают после убийства монстров или во время раскопок.

Небольшой лайфхак: Если хотите найти больше золота, раскапывайте сразу 2 уровня земли передний и задний, так вы избежите появления зарослей и паутины в проходах и заодно увеличите в два раза шанс выпада золотых монет. Удачи)

Вот и всё. Если я что-то упустил, пишите, подправлю или дополню. Надеюсь мой гайд будет полезен.

В очередной раз ползая по стиму в поисках чего-нибудь интересного, наткнулся на Craft the World (там как раз вышел свежий DLC). На первый взгляд скрины особо не впечаптлили – графика рисованная, фэнтезийная, мир 2D но отрисовка симпатичная. Подкупило описание режима мультиплеера – как раз идеальный на мой взгляд вариант. Старт игры и основная база – это игра соло. По мере развития достраиваем портал и появляется возможность рейдовых миссий в другие миры. А другие миры это другие биомы и уникальный шмот для моей шайки гномов.

Забегая вперед, скажу, что большим разочарованием было отсутствие функции изменения имени гнома, я размечтался собрать шайку из «Хоббита». Но, это, пожалуй, единственное разочарование. И еще одно — у меня постоянно ощущение, что я играю в игру на zx spectrum — вроде все просто, и в тоже время интересно, захватывающе и таит в себе много нюансов и неожиданностей, а так же возможностей.

Для старта я взял привычный мне и приятный для глаз лесной биом, максимально большую карту и среднюю сложность. Первоначально я выбрал тип развития технологий не «дерево» а «Песочница». Идея, прямо скажем, не плоха. Но получить рецепт на хороший доспех в начале игры и дооолго искать рецепт на гвозди (вырытая земля исчислялась мегатоннами), это как то не правильно, а иногда и смертельно — каменные стены у меня выпали много позже кирпичных. С другой стороны, в режиме песочницы можно крафтить ресурсы из более простых. Плюс — зная расположение ресурсов в окне крафта, можно крафтить без рецепта.

Так же на старте немного «поролил» гномов, первые три-четыре выскакивают достаточно быстро, но когда три из четырёх это скалолазы и пловцы, перспектива выживания радужной не выглядит.

Но это все оказалось мелочами, по сравнению с удовольствием от игры. То, что уровень игрока равен количеству гномов в команде – это весело. Начинаем с одного и без обвеса. Копаем, рубим, просто собираем ресурсы. И уже 3 уровень и три гнома. Сразу построил землянку вокруг портала и склада, а то грозились проигрышем, если нежить или гоблины их развалит. А злобные мобы приходят с завидной регулярностью. При чем на старте все гномы слабее скелетов, зомби и гоблинов. Потому сразу создал простенькую фортификацию из земли для торможения набеговой волны и удобного её истребления гномами. Вообще, имеет смысл не ограничиваться пассивной обороной, даже не потому, что любую пассивку всё равно продавят. Гномы имеют три навыка (с одним родились, двум сам научил) и каждый навык качается «от использования». Боевым навыкам нужно убийство моба для прокачки. А с учетом, что гномы с деревянной дубиной на старте слабее любого моба, навык хочется вкачать побыстрее. Потому противотанковые ежи наше все. Они тормозят и ослабляют мобов, а гномы успевают прибежать и забрать фраг. Плюс дроп с моба получается только в случае убийства оного. Если помер от утреннего солнышка – дропа нет.

А дроп на старте игры может дать многое. Скелеты и зомби приходят каждую ночь. Регулярно. С ближайшего кладбища. Дают ценные кости, сабли и части железного доспеха. Зомби дают мозги и слизь. Да, именно мозги. Это самый простой способ немного прибарахлиться на старте и стать по урону и защите на равных с приходящими мобами. Кости, мозги и слизь пойдут в магию и алхимию. Чем раньше маг получит в арсенал бутылки для морозной и огненной атаки, тем проще будет останавливать противника.

Гоблины приходят в любое время суток из своего лагеря. Лагерь появляется регулярно в произвольном месте, его надо так же регулярно сносить. В лагере гоблинов можно поживиться (после его разрушения) не только копьями, шашками и доспехами, но и предметами обихода для дома или ценной рудой. Или даже статуей на +100% урона воинам. С самих гоблинов падают доспехи и оружие.

Даже если удалось создать более сильное оружие/доспех, все что захватили можно просто «разобрать» на составляющие и получить ценный в начале игры металл.

Поэтому, каждую ночь гномы на боевом дежурстве, как только всех вынесли, всем спать (здоровье поправлять) и с утра до вечера копать землю ради ресурсов и жизненного пространства. Вот такой вот распорядок дня по боевому расписанию.

Рейд мобов из портала – это отдельная песня. Каждый раз они все злее и их все больше. Интересно, они до бесконечности «растут» или все таки остановятся на разумном количестве? После первого же «рейда» я одел своих в железо и получил пару луков, которые ещё даже не открыл в дереве исследований. Полезная штука.

Развернул опорный пункт обороны, обезопасил портал, надо налаживать быт. Открыл двери и замки, повесил тотем, получил замкнутый контур жилой зоны. Воткнул кровати, пару столов и котелок. В начале игры не до комфорта, главное выживание. На крыс обратил особое внимание. Решил не трогать гнездо, а бить всех прибегающих грызунов. Результат – куча мяса и кожи. И охотиться не надо, хватило на весь крафт до кожаного доспеха. И навыки боя у гномов заметно подросли.

С недрами тут не все просто – недра тут как слоеный пирог, отличаются по цвету грунта и скорости копания этого грунта. Верхняя пара слоев дает уголь и металл, следующие уже золото и серебро, а два предпоследних мифрил и алмазы. Самый последний уровень вообще пустой. Там жидкая лава вместо пола и водятся драконы. Но на старте там делать нечего, да и копать базальт каменными кирками это особое извращение.

Понравилось, что из куба земли может просто выпасть ресурс (в зависимости от уровня раскопок), и чтобы не росла зелень надо чистить стенки прохода снимая второй слой. В общем копать весело. Можно нарваться на спящую личинку. При приближении она проснется и нападет, но если оставить её в каменном мешке, она будет потихоньку расширять свою нору, откапывая блоки. Так же есть гнезда с пауками – там пара десятков арахнидов постоянно тусит, новые из гнезда лезут. Если их выпустить – утраивают зерграш на гномов и могут быстро сожрать одинокого копателя. В общем, все это чем то напоминает фильм «Звездный десант».

Самое интересное под землей можно найти в склепах. Там обычно летает один-два глазастых фиолетовых монстра, а при приближении гнома дверь в склепе выбивается изнутри и в помещение вваливается толпа зомби гоблинов. Но и добыча великолепная – в сундуке часто лежит мифриловое и золотое оружие или инструменты, части мифриловых и золотых доспехов. Выгодно.

При разведке недр отсек, что гном «видит» толщу земли на 4 клетки. Потому горизонтальные ходы прокапывал с шагом 8 клеток – так ничего не пропустить.

Вертикальные шахты со временем оборудовал лифтами, а горизонтальные рельсами с тележками – скорость перемещения гномов выросла в разы. Наткнулся на несколько нюансов использования рельс. Рельса на факел/фонарь не ставится – надо их выносить на другой уровень. Рельсы не положить через двери в склепах + 1 ряд основания двери. Обломно, но предсказать невозможно. Рельсы нельзя проложить по работающему лифту. Но если снять лифт, проложить рельс а потом поставить лифт – всё нормально пересекается и работает. Рельса всегда должна на чем то лежать, потому, если нужно сделать ход вниз я ставлю лестницу и на нее кладу рельс.

Самые крайние блоки земли слева и справа, за которыми мировой океан, нельзя прорубить, потому идея залить лаву водичкой не прокатила. Заделал пока большой бассейн, как дождями нальется, так проверю как большая масса воды взаимодействует с лавой.

Открыл рыбалку. Рыба тут респится в любом объеме воды больше примерно 8-10 кубиков. Потому в оборонительном рве её всегда навалом, далеко ходить не надо. Пока копал вниз, встретил подводное озеро с рыбками глубоководными удильщиками. Построил бассейн у себя в подвале дома, слил в него воды из оборонительного рва. Развелись удильщики. Этакий НЗ для ухи. Лампы подсветки под водой исправно светят, даром что масляные.

Верхние этажи отвел под безопасные сельхоз зоны. Навел уровень из земли, поставил две фермы – для кур и для овец. Поймал по одной, посадил, расплодились сами. Шкуры, веревки, перья теперь под рукой. Овец можно стричь на шерсть или забивать – тогда будет еще и мясо с кожей.

Уровнем выше заделал поле пшеницы. Вместо крыши.

Получилась функциональная, но не очень красивая постройка.

Со временем организовал из нижних уровней замка «ферму кристаллов», но выяснилась интересная особенность – жилой в зоне тотема кристаллы не растут.

Подошел к моменту, когда можно каждоночных мобов оставить на автоматическую оборону и заняться конкретно копанием, а прибегать на помощь сторожевым зверькам только при высадке десанта из портала или гоблинов. Да и дом пора превращать в именно замок с обороной.

Магия мне очень понравилась. Начиная от вызова импов переносчиков, и кончая телепортом в зону боевой операции. Вообще, получается шикарный налет – открываем телепорт в склепе, высаживаемся туда, гасим всех, выносим добро и закрываем телепорт. И никаких подкопов.

Как только построил Хранитель душ (дает возможность воскрешать гномов после смерти), отправился в сетевую игру смотреть новые биомы. Обидно, что из портала в новом мире выпадаешь полностью без обвеса, и прокачанные скилы гнома ооочень помогают, пока обзаводишься оружием и броней. Да и обратно вытащить все не получится — есть лимит на возврат. И главная задача, завалить самого толстого босса и получить соответствующий приз.

Через три дня игры обратил внимание, что в этой игре возможностей в порядки больше, чем во многих 3D песочницах, есть динамика, неожиданности и играть не надоедает, даже открыв все дерево технологий. Надеюсь, биомов добавят и разрабы не забьют на проект, несмотря на его «древность» — такая графика не устаревает, а геймплей прекрасен.

ПыСы — ров с водой неэффективен как оборонительная преграда: под водой никто не дохнет, стрелы от воды рикошетят, бегать за ворота мешает, дроп собирать неудобно. Для воды и рыбалки лучше бассейн на крыше крепости. Для обороны эффективнее будет яма с турелями,накрытая мостом и прикрытая противотанковыми ежами. Фокус огня + катапульта — непроходимо, при поддержке гномов естественно.

Несколько прикольных скринов:

1.Водолазные работы:

2. Боевые пловцы:

3. Скелеты строители явно фанаты творчества Гигера (Чужой):

4. Подземный аквариум с зомби:

5. Перестарался с магией дождя — бассейн на крыше не особо налился, зато вся оборона утонула. Хорошо, не забыл закрыть двери и люки.

Возможность построить дом, посадить дерево и вырастить пару десятков гномов, без какого-либо сюжетного давления. Именно это предлагается сделать в этой игре, которая вполне может поспорить за ваше время с Minecraft и Terraria.

Жанр : песочница
Разработчик/Издатель : Dekovir, Inc
Версия : 1.1.010
Craft the World Episodes Edition : 29 рублей [скачать в App Store ]
Craft the World Pocket Edition : 349 рублей [скачать из App Store ]

Как в любой песочнице, вы начинаете в случайно сгенерированном мире, но не в лице главного персонажа, а в роли смотрителя. Бога, если угодно. В вашем распоряжении находится один гном, который имеет самое примитивное каменное орудие, используемое для рубки деревьев и раскопок.

Игры этого жанра не ставят перед игроками какой-либо конкретной цели, вам дают возможность исследовать мир. Можно строить дом, возводя земляные стены, совершенствовать орудия труда, заниматься фермерством и просто наблюдать за развитием мира.

Все объекты в мире представлены в виде квадратных блоков. Базовые элементы: земля, дерево и камень добываются без дополнительных инструментов и могут быть использованы для постройки жилища. Для этого требуется поставить тотем и завести дом под крышу. Будьте бдительны, мир игры двумерен, но первый фоновый слой активен. Поэтому при возведении стен, это требуется учитывать и ставить не только левую и правую границу дома, но и выстроить задний слой.

В отличие от , игра регулярно подсказывает, что требуется делать дальше. Вас научат создавать новые предметы, покажут как пользоваться деревом технологий, но ни слова не скажут о хитростях и неочевидных моментах.

Первые пару ночей вы проведете спокойно, никто не придет и не будет пытаться убить ваших подопечных. А вот с третьей ночи, в гости наведаются скелеты и зомби и если к этому времени не успели вооружиться дубиной или топором, то можно понести потери. Чтобы избежать этого, можно вырыть тоннель, который заваливать блоками земли с наступлением ночи.

Через пару недель, закопавшись глубоко под землю, обнаруживаете сообщение о том, что постройки атакованы. Оказывается, пришли зеленые гоблины и пытаются разграбить ваш склад. Убивать их бесполезно, так как через некоторое время они опять появятся. Но достаточно всегда держать двери запертыми, когда роете шахты. А самих гоблинов стоит проредить, перебив всё племя, оставив только шамана с палаткой.

Вторая напасть, скелеты. Эту нечисть тоже можно убрать с карты, для этого требуется найти все надгробные камни и разрушить их. Но не стоит уничтожать все, так как с них падают кости, которые можно пустить на факелы и разные магические эликсиры.

По мере развития, будут открываться новые технологии, замещающие старые. Особого дефицита ресурсов в мире нет, но знать стоит. Старые вещи можно разбирать, получая часть ресурсов обратно. Для разбора предмета, перетащите его в окошко слева от наковальни и нажмите на неё.

Также в обучении ничего не говорится о фермерстве. Поэтому не торопитесь убивать овец и кур. Как только появится возможность построить ферму, собирайте ловушки и начинайте охоту. После перемещения овец и кур на ферму, они будут постепенно размножаться. Собрав ножницы, - парнокопытных можно будет стричь. А вот кур, ради получения перьев и яиц придется убивать, благо популяцию они быстро восстанавливают. Кабанов стоит бить нещадно, так как их кожа активно используется в производстве большого количества предметов, от мебели до брони.

В игре есть несколько неочевидных моментов. Когда добираетесь до стройки стен и межэтажных перекрытий, знайте, внешний вид блока можно редактировать. Для этого редактируемый элемент должен быть выбран в нижней ленте элементов. Аналогичным образом можно разворачивать кровати и переставлять двери с люками.

Игра постоянно живет, идут дожди, после которых вода скапливается в углублениях. Что в свою очередь, наталкивает на мысль раскопать чашу побольше и устроить озеро. В водоеме, со временем заведутся рыбы и можно будет побаловать гномов морепродуктами.

Это живой мир, который интересно исследовать. И поиски не проходят даром, так как глубоко под землей существует пять тайных комнат, охраняемых некромантом. В них хранятся инструкции по сбору портала в другой мир. По сути, это и является целью игры, собрать портал и перейти в следующий игровой мир, где вас может встретить холодная зима или пески пустыни.

Отдельно хочу отметить хитрость, как бороться с большими волнами противников. Раз в 45 минут открывается портал, из которого лезут монстры. Чем выше ваш уровень, тем серьезнее противник. При этом сила противника увеличивается каждый раз, когда вы отбиваете атаку без потерь.

Для повышения эффективности обороны замка, можно сделать песчаную ловушку. Собрать перед дверью стопку песчаных блоков, и когда враги атакуют, они сначала будут пытаться пробить преграду. Разрушив его, зайдут под песок, который через несколько секунд обрушиться и придавит незадачливых завоевателей. Следующий же вражина, начнет итерацию повторно.

К сожалению, ничто не идеально в этом мире. Так и Craft The World не обошелся без досадных недоразумений:

  • некоторые постройки бессмысленны, ибо до сих пор не имеют адекватного применения (колонны, статую горгулий, каменная бойница);
  • навыки гномов, по сути, не работают, так если присутствует повар, готовить может пойти кузнец и наоборот. Самые важные умения - шахтер и воин, копать и воевать придется много и часто, все остальное только забивает слоты, будем надеяться, что разработчики поправят эту несправедливость;
  • гномы периодически зависают и не могут ничего сделать, приходится брать их под свой контроль;

Заключение

В целом, это одна из наиболее затягивающих игр за последнее время. В первый же вечер, запустив её на планшете и думая, ну сейчас гляну что за зверь и закрою, очнулся в час ночи и то, из-за разрядившегося планшета.

Эти забавные человечки, живут своей жизнью, общаются, бездельничают, спят, требуют пива и ругаются, что больше не могут есть рыбу и овощи. Разработчикам удалось найти золотую середину между хардкорностью Minecraft и Terraria и классическими донатными фермами. При этом Craft The World обладает приятной графикой, интересной системой создания предметов и отсутствие внутриигровых покупок.

Обращаю внимание читателей, в AppStore присутствует две версии игры: Episodes Edition и Pocket Edition. Разница в том, что в эпизодах вы получаете только первый мир, каждый следующий придется купить отдельно за 119 рублей. В Pocket Edition, все миры включены и открываются по мере прохождения.



Случайные статьи

Вверх