Будут некие возможности человеческого мозга. Какие возможности скрывает в себе человеческий мозг

Как устроен наш мозг и что происходит в нем? На основе чего человек принимает решения и чем они обусловлены? Об этом рассказал кандидат физико-математических наук, ученый секретарь Курчатовского комплекса НБИКС-технологий НИЦ «Курчатовский институт» Вячеслав Демин в лекции, состоявшейся в образовательном центре «Сириус». «Лента.ру» публикует выдержки из его выступления.

Прорыв через разрыв

Мозг состоит примерно из ста миллиардов нейронов, то есть нервных клеток, которые с помощью электрических и химических сигналов через отростки (дендриты и аксоны) получают и передают друг другу информацию. Соприкасаясь, нейроны создают нейронные сети. Место контакта называется синапсом. В мозге есть порядка квадриллиона синапсов (квадриллион - цифра с 15 нулями, то есть миллион миллиардов). Это значит, что у каждого нейрона около 10 тысяч соединений - весьма показательная иллюстрация того, сколь разнообразны и многогранны могут быть связи лишь одной нервной клетки. Вещество, помогающее передавать информацию, называется нейромедиатором. Таких веществ науке известно несколько сотен.

Научное сообщество подходит к вопросу изучения мозга с разных позиций. Есть нейрофизиологи, рассматривающие конкретные процессы на нейронном уровне, их условно можно назвать «материалистами». С другой стороны, находятся нейропсихологи, их условно можно назвать «идеалистами», в центре их внимания - мир идей, пространство высших когнитивных функций человека, отвечающих за память и мышление, сознание и подсознание, эмоции и принятие решений, отношение к себе и другим людям. Между первым подходом и вторым - фундаментальный «объяснительный разрыв» (explanatory gap). Его и изучает когнитология, научное направление, относительно недавно сложившееся на стыке нейрофизиологии и нейропсихологии. Видимо, именно когнитология в первую очередь сможет привести к прорыву в области создания искусственного интеллекта.

Поиск оптимального решения

Что такое мышление? Это постоянный поиск оптимального решения стоящих перед нами задач. Как правило, при принятии даже самого незначительного решения у человека возникает несколько вариантов, перед каждым шагом он оказывается на развилке, и исход не предопределен. Человек должен сделать наилучший ход. То есть ежесекундно каждый из нас строит у себя в голове «дерево возможностей», и порой это дерево невероятно ветвисто.

Как выбрать правильный вариант, особенно если алгоритм поиска неизвестен? Интеллект прибегает к помощи так называемых эвристик. Для иллюстрации можно привести пример из шахмат. На доске возможна такая расстановка фигур, когда у белых, например, остался только король и пешки, но расставлены пешки так, что не дают пройти черным. Человек сразу понимает, что при таких условиях самый благоприятный и вполне вероятный для белых исход партии - это ничья.

А вот компьютерная программа Deep Thought, которая впоследствии обыграла чемпиона мира Гарри Каспарова, рассматривала ситуации исключительно с математической точки зрения. Она видела, что белая пешка может взять ладью черных, а это приведет к заметному ослаблению противника и улучшению позиции по очкам. Компьютер не понимал, что этим ходом он открывает брешь в своей защите. В результате он уже не мог рассчитывать на ничью, получал мат и проигрывал партию.

Фото: Carina Johansen / NTB Scanpix / Reuters

Впоследствии программисты ввели в компьютер алгоритм действий в подобных ситуациях, и таких промахов машина больше не совершала. Естественный интеллект, в отличие от искусственного, способен самостоятельно делать выводы, анализировать ошибки и не повторять их.

Представление знаний

Второй аспект мышления - это представление знаний. Мы все смотрим на мир через призму восприятия и формируем у себя в голове модель какого-либо процесса или объекта. Эти представления индивидуальны. И когда мы мыслим, то оперируем моделями, а не реальными объективными данными.

Есть известная шутка про стакан, наполовину заполненный водой. Оптимист считает, что он наполовину полон, пессимист - наполовину пуст. Но могут быть и другие представления. Например, программист скажет, что емкость в два раза больше, чем нужно. Исходные объективные данные одинаковые, а модели, которыми оперируют на их основании люди, разные. В результате, если со стаканом связана некая задача, то и решения могут отличаться друг от друга. Важно подобрать подходящее представление, в котором найдется алгоритм, решающий задачу. В другом, неудачном, представлении задача может оказаться крайне сложной или вовсе неразрешимой.

Поэтому мышление должно сочетаться с обучением, то есть накоплением информации с последующим обобщением. Можно бесконечно долго наблюдать за гроссмейстером, записывать и зазубривать его ходы, потом их воспроизводить. Но это не научит игре в шахматы. Наоборот, попытки понять саму систему или тактику игры, дающую идеи об общем представлении гроссмейстером шахматных проблем, в итоге со временем и практикой дадут положительный результат. Это и есть обучение.

Типы мышления

Как развивается мышление человека? В детстве - через наглядно-действенное представление: «увидел - совершил действие». Постепенно формируется наглядно-образное мышление: «увидел - вспомнил или представил связанные объекты или варианты действий - совершил действие». Отдельные объекты заменяются категориями, представлениями, моделируются отдельные связи между ними. Следующий этап - полностью абстрактное словесно-логическое мышление, когда для самого процесса мышления уже нет необходимости совершать какие-либо действия, все происходит в воображении.

В середине XX века немецкий психолог Вольфганг Келлер провел эксперимент. Рядом с клеткой обезьян положил банан и дал животным палку. Те почти сразу сообразили, как дотянуться палкой до банана и пододвинуть к клетке. Происходило это за счет наглядно-действенного мышления: обезьяны брали палку и экспериментировали, быстро находя решение.

Затем задачу усложнили: банан положили дальше, а обезьянам дали две палки, из которых можно было собрать одну длинную. Эта головоломка для подавляющего большинства оказалась непосильной. Обезьяны бесились, но не могли сообразить, что делать, прыгали по клетке, стучали палкой по решетке.

Самые умные садились, задумывались и через некоторое время понимали, что надо делать. Этот момент перехода к наглядно-образному мышлению называется «гештальт-переключение»: обезьяна прекращала активные, но беспорядочные и неэффективные действия и задумывалась. Иными словами, мысль - это «свернутое действие», то есть действие, перенесенное в воображение.

Так возникает универсальное мышление: если выбранный алгоритм не подходит, мозг ищет новое представление и новые возможные связи, путешествует по «дереву возможностей», пока не найдет подходящий вариант. Найденное решение затем воздействует на внешнюю среду (банан ваш) и идет (возможно, вместе с новым найденным представлением) в базу знаний, пополняя персональный опыт.

Важную роль в универсальном мышлении играют эмоции. Они модулируют цель, модифицируют ее. Представьте робота, который идет выполнять поставленную задачу. Вдруг впереди все начинает взрываться. Машина не чувствует страха, поэтому ни цель, ни линия поведения не меняются. Взрыв - робот уничтожен. А человек на его месте попытался бы сохранить свою жизнь, чтобы затем выполнить первоначальную задачу.

Где обрабатывается информация

Первая задача мозга - это распознавание образов. Что происходит, если вы видите, скажем, лицо человека? Информация поступает в зрачок, проецируется на сетчатке. Сигнал передается в первичную зрительную кору. Она располагается ближе к затылку и отвечает за распознавание только простейших геометрических объектов, таких как, например, линии с разными углами наклона. Информация отфильтровывается и передается во вторичную зрительную кору - там распознаются уже более сложные паттерны, например, полуокружности.

Далее обработанная информация передается в височную область коры мозга (это так называемый вентральный путь обработки зрительной информации), где распознаются такие простейшие элементы, как нос, глаз, ухо. Как это происходит? Есть нейроны, реагирующие только на нос, есть нейроны, реагирующие только на глаз, и так далее. В то же время, есть нейроны без особой специализации, и они могут реагировать как на нос, так и на глаз.

В итоге активность всей совокупности этих клеток передается в орбитофронтальную кору головного мозга в лобных долях. Там картинка собирается воедино, и вы распознаете лицо уже целиком. По мере продвижения информация сжимается, с каждым разом кодируется все меньшим числом нейронов - она как будто архивируется. В передних же долях мозга кодируется склад различных высокоуровневых образов, которыми человек в итоге и оперирует.

Мозг не самостоятелен в своих действиях. Им дирижирует таламус - парный орган, которым заканчивается средний мозг, идущий от спинного. У таламуса к каждому участку коры прикреплены ниточки. Дергая за них, он активизирует те или иные участки, отвечающие в настоящий момент за оптимальное решение текущей задачи.

Но даже дирижер не независим. Таламусом управляют так называемые базальные ядра (ганглии). У ключевых нейронов этих ядер сильная зависимость от дофамина, нейромедиатора, вызывающего у человека острое удовольствие.

Мы все с вами дофаминовые наркоманы, как ни грустно это признавать, - базальные ядра все время хотят много дофамина. Но он выделяется в ответ на субъективную ценность того или иного решения, за которое отвечает определенный участок коры.

Если ценность активации участка коры высока, то есть это решение для нас в текущей ситуации предположительно оптимальное, то дофамина выделится больше, и мы испытаем радость. Что определяет ценность? Во-первых, наш опыт. У маленького ребенка опыт минимален, и он радуется почти всему на свете, любому кубику. Проявляя любопытство, человек пробует различные варианты, закрепляет те, которые приносят субъективную пользу и, соответственно, выбросы дофамина, и избегает тех, которые, напротив, причиняют неприятные или болевые ощущения. По мере взросления и приобретения опыта планка ценности повышается.

Во-вторых, ценность определяется эмоциями (и не только положительными): чем они ярче, тем выше ценность. Отсюда следует еще один нейрофизиологический регулятор - области мозга, отвечающие за эмоции (миндалины, гиппокамп, передние и височные доли коры и другие).

Получается, что мозг в процессе поиска оптимального решения стоящей перед ним задачи работает как саморегулирующаяся система. С одной стороны, он задействует знания из опыта (то есть из соответствующих участков коры), с другой - взвешивает эти решения за счет системы переживания эмоций (включающих эти же и другие участки коры и органы лимбической системы мозга). Все это собирается базальными ядрами, и через таламус дается «добро» на активацию участка коры, приносящего наибольшее вознаграждение дофаминовым нейронам базальных и других структур мозга.

Мозжечок

Чрезвычайно важную роль играет мозжечок. Считается, что он отвечает за координацию движений, чувство баланса и равновесия. Но известно, что в мозжечке, на который приходится всего около 10 процентов объема мозга, почему-то нейронов примерно в два раза больше, чем во всем остальном мозге, - 70 миллиардов против 30. Неужели столько нервных клеток нужно только для координации движений?

Ученые лишь с недавнего времени начали понимать, что мозжечок отвечает не только за движения, а вообще за все автоматизмы, включая «свернутые действия» - шаблоны мысленных ответов из базы знаний. Например, для тренированного спортсмена не составит особого труда выполнить сальто назад с винтом на 360 градусов. Он сделает это, не задумываясь, потому что его мозжечок в нужный момент извлечет из хранилища информацию, мозг получит необходимые команды, и тело выполнит этот акробатический элемент автоматически. Спортсмен практически не задумывается, работает его подсознание.

Точно так же, похоже, дело обстоит с другими автоматизмами, например, с речью. Человек мыслит высшими образами, а мозжечок уже сам решает, как это лучше облечь в средство общения. При этом, безусловно, задействуются давно и надежно установленные центры обработки речи в коре мозга, но в тесной связи с мозжечком, непрерывно предлагающим готовые, до автоматизма отработанные решения и/или корректирующим в соответствии с ними неизбежно возникающие ошибки.

Изучающие головной мозг человека ученые за последние несколько лет обнаружили определенное количество неожиданных аспектов, которые обуславливают влияние мозга на общее состояние здоровья нашего организма. Однако и некоторые аспекты нашего поведения влияют на наш мозг. Кроме того, согласно современной точке зрения, которая сформировалась относительно недавно, мозг человека не прекращает свое формирование к подростковому возрасту.

Ранее считалось, что мозг, начиная с довольно раннего возраста (подростковый период), подвергается неумолимому процессу старения, который достигает своего пика в пожилом возрасте. Однако сейчас известно, что мозг человека имеет способность изменяться, восстанавливаться и даже излечиваться, причем эта способность поистине безгранична! Получается, что не столько возраст влияет на наш мозг, а то, как мы пользуемся мозгом в течение жизни.

Действительно, определенная активность, требующая усиленной работы головного мозга, способна заново «перезагрузить» так называемое базальное ядро (комплекс подкорковых нейронов белового вещества), которое, в свою очередь, запускает так называемый механизм нейропластичности мозга. Иными словами, нейропластичность – это возможность контролировать состояние головного мозга, поддерживая его работоспособность.

В то время как функциональность мозга несколько ухудшается естественным образом по мере старения организма (но не настолько критично, как считалось ранее), определенные стратегические подходы и методики позволяют создавать новые нейронные проводящие пути и даже улучшать работу старых путей, причем, на протяжении всей жизни человека. И что еще более удивительно, так это то, что подобные усилия по «перезагрузке» мозга оказывают долговременный положительный эффект на общее состояние здоровья. Каким же образом это происходит? Наши мысли способны влиять на наши гены!

Мы склонны думать, что наше так называемое генетическое наследие, то есть своеобразный генетический багаж нашего организма, это материя неизменная. По нашему мнению, родители передали нам весь тот генетический материал, которые сами когда-то унаследовали – гены облысения, роста, веса, заболеваний и так далее, – и теперь мы обходимся лишь тем, что получили. Но, на самом деле, наши гены открыты для влияния в течение всей нашей жизни, причем, на них влияют не только наши действия, но и наши мысли, чувства, вера.

Вы, должно быть, слышали, что на генетический материал можно повлиять посредством изменения рациона питания, образа жизни, физической активности и так далее. Так вот сейчас вполне серьезно изучается возможность такого же эпигенетического эффекта, вызванного мыслями, чувствами, верой.

Как показывают уже многочисленные исследования, химические вещества, на которые влияет наша умственная активность, способны вступать во взаимодействие с нашим генетическим материалом, вызывая мощный эффект. На многие процессы в нашем организме можно повлиять таким же образом, как и при изменении режима питания, образа жизни, среды обитания. Наши мысли способны буквально выключать и включать активность определенных генов.

О чем говорят исследования?

Доктор наук и исследователь Доусон Черч (Dawson Church) рассказал о взаимодействии, которое оказывают мысли и вера пациента на экспрессию связанных с болезнью и исцелением генов.

«Наше тело читает в нашем мозгу , - говорит Черч. – Наукой установлено, что мы можем иметь лишь определенный фиксированный набор генов в наших хромосомах. Однако какие из этих генов влияют на наше субъективное восприятие и на течение различных процессов, имеет большое значение» .

В результате одного из исследований, проведенного в Университете Огайо (Ohio University), был наглядно продемонстрирован эффект влияния умственного напряжения на процесс излечения. Учёные провели его среди семейных пар: каждому участнику опыта на коже оставляли небольшое повреждение, приводящее к появлению маленького волдыря. Затем разным парам предлагалось в течение получаса либо пообщаться на нейтральную тему, либо поспорить на какую-то конкретную тему.

Затем на протяжении нескольких недель ученые определяли уровень трех определенных белков в организме, которые влияют на скорость заживления ран. Оказалось, что у тех спорщиков, которые использовали в своих спорах наиболее язвительные и жесткие замечания, и уровень этих белков, и скорость заживления были на 40 процентов ниже, чем у тех, кто общался на нейтральную тему.

Черч объясняет это следующим образом: наше тело посылает сигнал в виде белка, активирующий определенные гены, связанные с заживлением ран. Белки активируют гены, которые, используя стволовые клетки, создают новые клетки кожи для лечения ран.

Однако когда энергия организма истощается тем, что затрачивается на выработку стрессовых веществ, таких как кортизол, адреналин и норадреналин, - сигнал, который поступает к вашим исцеляющим раны генам, значительно слабеет. Процесс восстановления длится намного дольше. В то же время, если организм человека не настраивается на борьбу с какой-то внешней угрозой, его энергетические ресурсы остаются нетронутыми и готовыми для выполнения излечивающих миссий.

Почему это очень важно для нас?

Нет сомнений, что тело практически любого человека с рождения укомплектовано генетическим материалом, необходимым для оптимального функционирования в условиях ежедневных физических нагрузок. Однако наша способность сохранять так называемое умственное равновесие оказывает огромное влияние на возможности нашего тела использовать свои ресурсы . И даже если вы полны агрессивных мыслей, определенная активность (такая, как медитация) помогает настроить ваши нейронные проводящие пути на поддержку менее реакционных действий.

Хронический стресс способен преждевременно состарить наш мозг

«Нас постоянно подстерегают стрессы в нашей среде обитания, - рассказывает Говард Филлит (Howard Fillit), доктор наук, профессор гериатрии в Школе медицины Маунт-Синай, Нью-Йорк, и руководитель фонда, занимающегося поиском новых лекарств от болезни Альцгеймера. – Однако наибольший вред приносит тот умственный стресс, который мы чувствуем внутри себя в ответ на внешний стресс».

Подобное разграничение стрессов указывает на наличие постоянной ответной реакции всего организма в ответ на постоянный внешний стресс. Эта ответная реакция влияет на наш мозг, приводя к нарушению памяти и других аспектов умственной деятельности. Таким образом, стресс является фактором риска, влияющим на развитие болезни Альцгеймера, а также ускоряет ухудшение памяти при старении человека. При этом вы можете даже начать себя чувствовать намного старее, что называется, умственно, чем вы есть на самом деле.

Исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско продемонстрировали, что постоянная реакция организма на стресс (и постоянные всплески кортизола) способны приводить к уменьшению гиппокампа – важнейшей части лимбической системы головного мозга, отвечающей как за регулирование последствий стресса, так и за долговременную память. Это также одно из проявлений нейропластичности – но уже негативное.

Как и другие формы релаксации, медитация и полное отречение от всяких мыслей не только способны быстро привести в порядок мысли (и, соответственно, биохимический уровень стресса наряду с экспрессией генов), но и даже менять структуру самого мозга!

«Стимулирование областей мозга, которые управляют позитивными эмоциями, способно усилить нейронные связи точно так же, как физические упражнения усиливают мышцы» , - произносит Хэнсон один из главных принципов нейропластичности. Однако верно и обратное: «Если вы регулярно думаете о тех вещах, которые мучают вас и сводят с ума, вы увеличиваете чувствительность мозжечковой миндалины, которая, в первую очередь, несет ответственность за негативные переживания».

Хэнсон объяснил, что таким образом мы делаем наш мозг более восприимчивым, а это приводит к тому, что мы легко расстраиваемся из-за пустяков в будущем.

В то же время практики медитации стимулируют переднюю часть поясной коры мозга, то есть самого отдаленного от центра мозга слоя, который несет ответственность за внимание (именно так медитация улучшает внимательность). Аналогично медитация влияет на так называемый островок – центральную часть мозга, отвечающую за интерорецепцию (процесс восприятия центральной нервной системой возбуждений во внутренних органах).

«Работа мозга в унисон с организмом посредством интерорецепции бережет наше тело от повреждений в момент выполнения физических упражнений , - рассказывает Хэнсон, – а также помогает ощущать приятное и простое чувство того, что в вашем организме все в порядке». Еще один плюс здорового «островка» заключается в том, что вы таким образом улучшаете свои инстинкты, интуицию и эмпатию – умение сопереживать.

Каждый год нашей жизни в пожилом возрасте способен добавлять нам ума

Долгое время считалось, что ближе к среднему возрасту человеческий мозг, некогда молодой и гибкий, начинает постепенно сдавать позиции. Однако недавние исследования продемонстрировали, что в среднем возрасте мозг способен начать проявлять свою пиковую активность. Исследования показывают, что даже несмотря на вредные привычки, именно эти годы являются самыми благоприятными для наиболее активной работы мозга. Именно тогда мы принимаем наиболее осознанные решения, оглядываясь на накопленный опыт.

Ученые, которые изучали человеческий мозг, всегда убеждали нас, что основной причиной старения мозга является утрата нейронов – смерть клеток мозга. Однако сканирование мозга с помощью новых технологий продемонстрировало, что большая часть мозга поддерживает одинаковое количество активных нейронов на протяжении всей жизни . И даже при условии, что некоторые аспекты старения и правда приводят к ухудшению памяти, реакции и так далее, происходит постоянное пополнение «запасов» нейронов. Но за счет чего?

Ученые назвали данный процесс «билатерализацией мозга», при которой происходит одновременное использование как правого, так и левого полушарий мозга. В 1990-х годах в Канаде, в Торонтском университете (University of Toronto), благодаря развитию технологий сканирований мозга, удалось визуализировать и сравнить то, как работает мозг молодых людей и людей среднего возраста при решении следующего задания на внимательность и память: необходимо было быстро запомнить имена людей на различных фотографиях, а потом постараться вспомнить, кого как зовут.

Ученые ожидали, что участники исследования средних лет хуже справятся с поставленной задачей, однако результаты экспериментов для обеих возрастных групп были одинаковы. Но удивительным оказалось другое: позитрон-эмиссионная томография продемонстрировала, что нейронные связи у молодых людей активизировались в определенной части мозга, а у людей более старшего возраста, помимо активности в той же зоне, проявляла себя и часть предлобной коры головного мозга.

Канадские ученые, основываясь на результатах данного и многих других экспериментов, пришли к следующему выводу: биологическая нейронная сеть мозга людей среднего возраста могла дать слабину в определенной зоне, однако тут же подключалась другая часть мозга, компенсируя «недостачу». Таким образом, процесс старения приводит к тому, что люди в среднем возрасте и старше используют свой мозг буквально в большей степени. К тому же налицо усиление биологической нейронной сети в других зонах мозга.

Наш мозг устроен таким образом, что он умеет справляться с обстоятельствами (противодействовать им), проявляя гибкость. И чем лучше следить за его здоровьем, тем лучше он справляется.

Исследователи предлагают целый комплекс мероприятий, позволяющих как можно дольше сохранить здоровье мозга:
  • здоровое питание,
  • физическая активность,
  • релаксация,
  • решение сложных задач,
  • постоянное изучение чего-либо и так далее.

Причем, это работает в любом возрасте.

Мозг человека - по факту самая загадочная система познания мира с творческими и удивительными способностями.

У мозга немало таких способностей, о которых не подозреваем порой и вовсе. Ну а чтоб воспользоваться ими и осуществить заветную мечту, основополагающие принципы функционирования мозга важно понимать.

Мозгу, что фантазия, что реальность, - одинаково

Работа мозга такова, что реагируя на какую-либо мысль, он не понимает, где происходит событие фактически, а где воображение. Поэтому люди, надевающие «розовые очки», ощущают себя во много раз счастливее других. Еще организм воспринимает в целом для себя плацебо как действительно настоящее лекарство, и врачи часто пользуются этим.

Человеческая память способна держать в уме лишь 7 разных объектов

Из 3 разновидностей памяти - сенсорной, способной помнить долго и краткосрочной - последняя может удерживать одномоментно лишь порядка 5-9-ти различных объектов, для большинства людей - 7.

Желто-зеленый - наиболее восприимчивый для мозга оттенок

Часто такой оттенок называется шартрез (забавно, что назван в честь ликера). Рецепторы глаз, как известно, воспринимают только лишь красный цвет, синий и еще зеленый. Причем мозг так устроен, что не получает что-либо непосредственно о цвете, а лишь информацию о различной градации темного и светлого, плюс еще данные о самой разнице между доступных ему цветов.

Шартрез расположен в таблице частот доступного для визуального восприятия спектра приблизительно в центре. Из-за чего рецепторам мозга и легче распознавать именно такой оттенок. Такая удивительная способность не осталась без внимания художников, магов, психологов, и часто применяется в своих практиках как наиболее приметный и расслабляющий цвет.

Подсознание на порядок умнее вас

Оно мощнее, так как контролирует большинство процессов. Чтоб не перегружаться, мозг выполняет их в фоновом режиме, минуя сознание. Но сознание может расставлять приоритеты и влиять на постановку задач для подсознания.

Работа мозга происходит непрерывно

Даже если мы уснули, то наша мозговая деятельность ни на минуту не останавливается. Причем во сне он на порядок активнее.

Работа, использующая интеллект, мозг не утомляет

Причиной усталости для мозга служит эмоциональная составляющая. При изучении содержимого крови, которая непосредственно при интеллектуальной деятельности снабжала мозг, выяснилось, что оно такое же. А кровь, отобранная из вены обычного человека, физически проработавшего весь свой день, отличается сильно.

Медитации и молитвы оказывают на мозг расслабляющее влияние

При молитве происходит иное восприятие постоянно поступающей информации. Она проходит, не затрагивая мысленные процессы и последующий анализ сознанием, мозг становится как бы вне реальности. В подобном состоянии или медитации внутри мозга улавливается много дельта-волн. После выхода из него появляется способность к более глубокому размышлению. И замечено, что люди, склонные к проведению религиозных обрядов, менее подвержены к болезням и выздоравливают скорее.

Часто мозг так быстр, что механика мышц не успевает за процессом

Плохой почерк зачастую свидетельствует, что у данного человека мозг работает куда быстрее рук.

Мозг пробуждается не сразу и позже тела

У пробудившегося человека интеллект ниже на порядок, чем после долгой бессонницы или при легком опьянении. Помимо освежающей пробежки, запускающей в теле все метаболические важные процессы, и насыщающего завтрака, еще весьма полезно и размять мозг.

Чтоб мозговая деятельность была полноценной, не должно быть недостатка в жидкости

Наш мозг - часть тела, а оно в целом состоит почти что на 3/4 из жидкости. Соответственно, организму, в том числе и мозгу, чтобы быть работоспособным на все 100, необходима для многих процессов жидкость.

Для мозга любая тень - продолжение объекта

При взаимодействии с окружающим мозг расставляет положение тел в пространстве, учитывая некие визуальные маркеры, получаемые от концов формы. Тень дополняет положение объекта относительно других предметов. Следовательно, двигающаяся тень воспринимается им как одно целое.

Мозг тренируется, как и все мышцы

Как и любая мышечная ткань, так, в сущности, и мозг требует тренировки. Ему пойдет на пользу обучение, питание и здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, посещение новых мест, спорт, причем подойдут даже любые игры и танцы. Интеллектуальная деятельность запускает процессы появления новых нейронных клеток, компенсируя не функционирующие, предотвращая так старение и синдром Альцгеймера.

Что держим в уме, на то и настраиваемся

Все мысли, появляющиеся в мозге, трансформируются в жизненный опыт. К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и все чаще будем встречать напоминания о нем. Задумали изменить окружающий вас мир - для начала поменяйте свое мышление!

Мозгу куда легче «переварить» мужской голос

Фактически мужская и женская речь воздействуют на совершенно разные места в мозге. Оказывается, женский тембр голоса как бы музыкальнее, ведь диапазон частот их чуть шире и они относятся к более высоким, что не свойственно мужским. И мозгу по этой причине приходится уже «раскодировать» смысл произнесенного женщиной, привлекая больше ресурсов. Также известно, что людям, у которых наблюдаются галлюцинации со слухом, слышатся почти всегда именно голос мужчины.

Мы вполне способны менять мозг

При любой интеллектуальной деятельности мозг ежесекундно создает сотни нейронных связей. Чем чаще думать и настраивать себя, что не получится в чем-либо добиться прогресса, тем крепче в подсознании будет закрепляться данная мысль. Лучше поменять установку на противоположную - «у меня это выйдет, надо лишь постараться». И мозг уже сам начнет подстраиваться для выполнения задачи, прорабатывая возможности для ее реализации.

Повсюду множество возможностей для развития, чтобы с пользой проявить удивительные способности мозга, главное - в начале поверить!

Благодаря многолетнему изучению наших внутренностей при любом удобном случае, учёные стали хорошо понимать, как работает практически каждая часть нашего тела. Однако самым загадочным отделом нашего организма является головной мозг. И чем больше мы его изучаем, тем более загадочным он становится. Вы даже не представляете, на какие удивительные вещи способна наша «думалка». Не переживайте, ученые долгое время тоже этого не знали.

Мозг-супергерой.

Сегодня мы расскажем о 10 самых невероятных возможностях нашего мозга, которые делают нас почти супергероями.

Мозг умеет создавать ложные воспоминания

Обмани меня.

Вот вам научный факт: наш мозг способен создавать ненастоящие воспоминания. Вы никогда не оказывались в ситуации, когда что-то помните, хотя в реальности этого никогда не было? Нет, мы сейчас не говорим о воспоминаниях о прошлых жизнях, где вы были Цезарем или Клеопатрой. Речь о идёт о том, что вы «помните», как делали вещи, которые в реальности не делали. Думали, что заняли денег у соседа, а на самом деле не занимали. Думали, что купили какую-то вещь, а на самом деле не покупали. Таких примеров куча.

Есть и более впечатляющие. Например, наш мозг может убедить нас в том, что мы совершили преступление. В одном из экспериментов учёные смогли внушить и создать ложные воспоминания у 70 процентов участников. Те стали думать, что совершили кражу или вооруженное нападение.

Наш мозг может предсказывать будущее

Наш мозг – идеальный будильник

Мозг разбудит сам себя лучше любого смартфона.

«Мне не нужен будильник. Я сам себе будильник», говорят некоторые люди. Знайте, они не шутят. Если вы соблюдаете режим (ложитесь спать и встаете в одно и то же время), ваш мозг привыкает. Наши собственные биологические часы – лучше любого будильника. Поэтому многие люди могут просыпаться еще до того момента, как прозвенит мерзкий звонок, сообщающий о том, что пора вставать на работу. Часто такое наблюдается, например, у офисных работников.

Наш мозг может «слушать» и учиться во время сна

Хотели бы учиться во сне?

Мы привыкли думать, что во время сна наш мозг полностью отключается. На самом деле это не так. Да, некоторые отделы мозга действительно отдыхают, снижая свою активность. Но, ! Во время так называемой фазы быстрого сна человек способен запоминать некоторые вещи. В ходе экспериментов перед спящими людьми ученые проигрывали определенные звуковые сигналы (которые люди никогда до этого не слышали). Затем люди просыпались, а исследователи проигрывали им эти сигналы снова и просили сказать, какие из этих звуков кажутся знакомыми. И люди их узнавали!

Также интересно: Электрическая стимуляция мозга временно на 50 лет

Мозг способен обучаться за счёт воображения

Творчество доступно не всем.

Простой эксперимент, впервые проведенный еще более 100 лет назад. Людей разделили на две группы. Одну группу стали обучать базовым навыкам игры на пианино с использованием инструмента. Обучение другой группы проходило без пианино. Людям просто рассказывали, как правильно ставить и двигать пальцами, а также описывали, как звучит та или иная нота. К концу обучения было установлено, что обе группы обладают одинаковыми навыками – обе смогли сыграть на пианино мелодию, которой их обучали.

В 90-х годах уже с использованием более современных научных инструментов ученые действительно выяснили, что воображаемое обучение и практика может оказывать такое же воздействие на мозг, как и реальные.

Наш мозг имеет «режим автопилота»

Испытывали когда-нибудь чувство автопилота?

Как только мы хорошо овладеваем каким-нибудь навыком, наш мозг подключает к работе определенный отдел, так называемую сеть пассивного режима работы. Она используется для выполнения задач, не требующих сложного анализа, поскольку их решение уже многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Людей обучили одной карточной игре, которая требует небольшого мыслительного процесса. Люди играли хорошо, но когда после многочисленных партий к работе подключилась эта самая сеть пассивного режима работы, они стали играть еще лучше.

Обучение другим видам навыков дается людям сложнее. Например, игра на инструментах. Сначала – очень сложно. Но после, когда ваши руки и пальцы запомнили, как нужно правильно играть — ваш мозг фактически отключается. И вы начинаете делать это на автоматизме.

Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле

Воображаемые тренировки, они такое.

Сейчас лето и многие из нас, наверно, опять с горечью вздыхают о том, что не смогли к нему подготовиться. Все эти диеты и фитнес-центры так и остались нашими желаниями и воспоминаниями. Не отчаивайтесь! Наш мозг способен увеличивать силу наших тел, если мы об этом просто подумаем.

В эксперименте одну группу людей попросили каждый день (в течение 5 дней) по 11 минут представлять, что они занимаются повышением силы кистей рук. К окончанию опыта было установлено: у той группы людей, что думали о накачке рук, сила хвата оказалась в два раза выше, чему тех, которые этого не делали.

Можно ли получить шесть кубиков пресса таким же методом? Не узнаете, пока не попробуете.

Наш мозг может ощущать магнитные поля

Мозг — тот еще компас.

Некоторые виды животных и птиц, а также насекомых способны чувствовать магнитное поле Земли. Это позволяет им ориентироваться в пространстве и находить нужный путь. Вы удивитесь, но человек такой возможностью тоже обладает. Почитать подробнее об этом можно . Если кратко, эксперименты показали, что наш мозг способен определять изменения направления магнитного поля. Правда, мы этой способностью не пользуемся. А вот наши далекие предки – очень даже могли.

Прежде чем отправлять материал для публикации, убедитесь, что он соответствует правилам

  • Материал должен быть авторским и уникальным. Материал должен иметь текстовое наполнение. Это значит, что автором материала должны являться именно Вы, и он нигде не должен быть опубликован ранее на других сайтах. Публикация чужих материалов (в том числе переработка чужих произведений) без предварительного согласия их авторов запрещается и администрация сайта, не несет ответственности за публикацию таких материалов. Также запрещается публикация фотокопий (фото/скан версия своих произведений, PrintScreen изображений своих произведений).
  • В случае обнаружения нарушения авторских прав (плагиата) опубликованный материал удаляется с сайта до выяснения обстоятельств.
  • После добавления материала на наш сайт, Вы не имеете права добавлять этот же материал на другие сайты. В противном случае этот материал будет удалён с нашего сайта.
  • Отправляя материал на сайт, Вы безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передаете администрации сайта права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения - в соотв. с ГК РФ (ст. 1270 и др.). Ни при каких обстоятельствах администрация сайта не несет обязательств по выплате в чью-либо пользу какого-либо вознаграждения за опубликованные материалы. Ни при каких обстоятельствах и условиях администрация сайта не несет ответственности за косвенные или побочные убытки либо за упущенную выгоду и неполученные доходы, связанные с публикацией авторских материалов.
  • Копирование материалов, опубликованных на сайте, не допускается.
  • Всю ответственность за опубликованные материалы и содержащиеся в них сведения несут их авторы. Администрация сайта не несет ответственности за содержание опубликованных работ и нарушение авторских прав. Администрация сайта не несет ответственности за дальнейшую судьбу материалов после их опубликования.
  • Авторы публикуемых материалов дают согласие и заявляют о том, что администрация сайта не обязана изучать или оценивать предоставленные к обнародованию авторские материалы, или безошибочность указанных материалов.
  • Администрация сайта вправе удалить тот или иной материал в любой момент по своему усмотрению или требованию пользователей сайта. Администрация сайта не обязана вступать в переписку или комментировать свои действия.
  • Отправка материала на публикацию означает полное принятие настоящих правил.


Случайные статьи

Вверх