Как составляются уравнения химических реакций?
Инструкция Задача. Вычислить массу сульфида алюминия, если в реакцию с серной кислотой вступило 2,7 г алюминия....
Инструкция
Задача. Вычислить массу сульфида алюминия, если в реакцию с серной кислотой вступило 2,7 г алюминия.
Записываем краткое условие
m(Al2 (SO4) 3)-?
Перед тем задачи по , составляем уравнение химической . При с разбавленной кислотой образуется соль и выделяется газообразное вещество – водород. Расставляем коэффициенты.
2Al + 3H2SO4 = Al2 (SO4) 3 + 3H2
При решении всегда нужно обращать внимание только на вещества, для которых известны, а также необходимо найти, параметры. Все остальные в расчет не берутся. В данном случае это будут: Al и Al2 (SO4) 3
Находим относительные молекулярные массы этих веществ по таблице Д.И.Менделеева
Mr(Al2 (SO4) 3) =27 2(32 3+16 4 3) =342
Переводим эти значения в молярные массы (М), умножив на 1г/моль
M(Al) =27г/моль
M(Al2 (SO4) 3) =342г/моль
Записываем основную формулу, которая связывает между собой количество вещества (n), массу (m) и молярную массу (M).
Проводим расчеты по формуле
n(Al) =2,7г/27г/моль=0,1 моль
Составляем два соотношения. Первое соотношение составляется по уравнению на основании коэффициентов, стоящих перед формулами веществ, параметры которых даны или нужно найти.
Первое соотношение: на 2 моль Al приходится 1 моль Al2 (SO4) 3
Второе соотношение: на 0,1 моль Al приходится Х моль Al2 (SO4) 3
(составляется, исходя из полученных расчетов)
Решаем пропорцию, учитывая, что Х – это количество вещества
Al2 (SO4) 3 и имеет единицу измерения моль
n(Al2 (SO4) 3)=0,1моль(Al) 1 моль(Al2 (SO4) 3):2моль Al=0,05 моль
Теперь имеется количество вещества и молярная масса Al2(SO4)3, следовательно, можно найти массу, которую выводим из основной формулы
m(Al2 (SO4) 3)=0,05 моль 342г/моль=17,1 г
Записываем
Ответ: m(Al2 (SO4) 3)=17,1 г
На первый взгляд, кажется, что решать задачи по химии очень сложно, однако это не так. И чтобы проверить степень усвоения, для этого сначала попробуйте решить эту же задачу, но только самостоятельно. Затем подставьте другие значения, используя то же самое уравнение. И последним, завершающим этапом будет решение задачи по новому уравнению. И если удалось справиться, что же – вас можно поздравить!
Видео по теме
Полезный совет
Замечательным помощником при решении задач является пособие, проверенное временем «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» Г.П.Хомченко. И не бойтесь его использовать – в нем предложено решение задач с самых азов!
Источники:
Школьная программа достаточно насыщенная, теоретические знания усваиваются, но практических навыков решения нет. Что делать и как научиться решать задачи по химии? Что в первую очередь требуется от ученика?
Решение задач по химии имеет свою специфику, и нужно найти отправную точку, которая поможет научиться разбираться в этом нелегком деле.
Чтобы правильно решать задачи по химии, в первую очередь необходимо знать, валентность элементов. От этого зависит составление формулы вещества, уравнение химической реакции также без учета валентности не составить и не уравнять. Таблица Менделеева используется практически в каждом задании, нужно научиться ею правильно пользоваться, чтобы получать необходимые сведения о химических элементах, их массе, электронным . Чаще всего в задачах требуется вычислить массу либо объем получаемого в итоге продукта, это – основа.
Если валентность определить неправильно, все расчеты окажутся неверными.
И далее другие, более сложные задачи, будут решаться легче. Но прежде всего – формулы веществ и правильно составленные уравнения протекающих реакций, с указанием того, что в итоге получится, и в каком виде. Это может быть жидкость, свободно выделяющийся газ, твердое вещество, выпадающее в осадок либо растворенное в воде или иной жидкости.
Для решения задачи кратко записывается ее условие. После этого составляется уравнение реакции. Для примера можно рассмотреть конкретные данные: нужно определить массу полученного вещества, сульфида алюминия, при реакции металлического алюминия с серной кислотой, если алюминия взято 2,7 грамма. Обращать внимание следует лишь на вещества, что известны, после – на те, что требуется найти.
Начинать решать нужно с перевода массы в граммах в молярную. Составить формулу реакции, подставить в нее значения массы и рассчитать пропорцию. После того, как решена простая задача, можно попробовать освоить самостоятельно аналогичную, но с другими элементами, что называется, набить руку. Формулы будут такими же, только элементы изменятся. Все решение задач по химии сводится к написанию правильной формулы вещества, далее – к правильному составлению уравнения реакции.
Все задачи решаются по одному принципу, главное, правильно расставить коэффициенты в уравнении.
Источники:
Часть I
1. Закон Ломоносова-Лавуазье – закон сохранения массы веществ:
2. Уравнения химической реакции – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
3. Химическое уравнение должно соответствовать закону сохранения массы веществ, что достигается расстановкой коэффициентов в уравнении реакции.
4. Что показывает химическое уравнение?
1) Какие вещества вступают в реакцию.
2) Какие вещества образуются в результате.
3) Количественные отношения веществ в реакции, т. е. количества реагирующих и образующихся веществ в реакции.
4) Тип химической реакции.
5. Правила расстановки коэффициентов в схеме химической реакции на примере взаимодействия гидроксида бария и фосфорной кислоты с образованием фосфата бария и воды.
а) Запишите схему реакции, т. е. формулы реагирующих и образующихся веществ:
б) начинайте уравнивать схему реакции с формулы соли (если она имеется). При этом помните, что несколько сложных ионов в составе основания или соли обозначаются скобками, а их число – индексами за скобками:
в) водород уравняйте в предпоследнюю очередь:
г) кислород уравняйте последним – это индикатор верной расстановки коэффициентов.
Перед формулой простого вещества возможна запись дробного коэффициента, после чего уравнение необходимо переписать с удвоенными коэффициентами.
Часть II
1. Составьте уравнения реакций, схемы которых:
2. Напишите уравнения химических реакций:
3. Установите соответствие между схемой и суммой коэффициентов в химической реакции.
4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
5. Что показывает уравнение следующей химической реакции:
1) Вступили в реакцию гидроксид меди и соляная кислота;
2) Образовались в результате реакции соль и вода;
3) Коэффициенты перед исходными веществами 1 и 2.
6. С помощью следующей схемы составьте уравнение химической реакции, используя удвоение дробного коэффициента:
7. Уравнение химической реакции:
4P+5O2=2P2O5
показывает количество вещества исходных веществ и продуктов, их массу или объём:
1) фосфора – 4 моль или 124 г;
2) оксида фосфора (V) – 2 моль, 284 г;
3) кислорода – 5 моль или 160 л.
Запишите химическое уравнение. В качестве примера рассмотрим следующую реакцию:
Запишите количество атомов каждого элемента. Сделайте это для обеих частей уравнения. Обратите внимание на подстрочные индексы возле каждого элемента, чтобы определить общее количество атомов. Запишите символ каждого входящего в уравнение элемента и отметьте соответствующее количество атомов.
Оставьте водород и кислород на потом, так как они входят в состав нескольких соединений в левой и правой части. Водород и кислород входят в состав нескольких молекул, поэтому лучше сбалансировать их в последнюю очередь.
Начните с наименее часто встречающегося элемента. Если необходимо сбалансировать несколько элементов, выберите такой, который входит в состав одной молекулы реагентов и одной молекулы продуктов реакции. Таким образом, сначала следует сбалансировать углерод.
Для баланса добавьте коэффициент перед единственным атомом углерода. Поставьте коэффициент перед единственным атомом углерода в правой части уравнения, чтобы сбалансировать его с 3 атомами углерода в левой части.
После этого сбалансируйте атомы водорода. После того как вы уравняли количество атомов углерода в левой и правой части, несбалансированными остались водород и кислород. Левая часть уравнения содержит 8 атомов водорода, столько же их должно быть и справа. Добейтесь этого с помощью коэффициента.
Для описания протекающих химических реакций составляются уравнения химических реакций. В них слева от знака равенства (или стрелки →) записываются формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию), а справа - продукты реакции (вещества, которые получились после химической реакции). Поскольку говорится об уравнении, то количество атомов в левой части уравнения должно быть равным тому, что есть в правом. Поэтому после составления схемы химической реакции (записи реагентов и продуктов) производят подстановку коэффициентов, чтобы уравнять количество атомов.
Коэффициенты представляют собой числа перед формулами веществ, указывающие на число молекул, которые вступают в реакцию.
Например, пусть в химической реакции газ водород (H 2) реагирует с газом кислородом (O 2). В результате образуется вода (H 2 O). Схема реакции будет выглядеть так:
H 2 + O 2 → H 2 O
Слева находится по два атома водорода и кислорода, а справа два атома водорода и только один кислорода. Предположим, что в результате реакции на одну молекулу водорода и одну кислорода образуется две молекулы воды:
H 2 + O 2 → 2H 2 O
Теперь количество атомов кислорода до и после реакции уравнено. Однако водорода до реакции в два раза меньше, чем после. Следует сделать вывод, что для образования двух молекул воды надо две молекулы водорода и одну кислорода. Тогда получится такая схема реакции:
2H 2 + O 2 → 2H 2 O
Здесь количество атомов разных химических элементов одинаково до и после реакции. Значит, это уже не просто схема реакции, а уравнение реакции . В уравнениях реакций часто стрелку заменяют на знак равенства, чтобы подчеркнуть что, число атомов разных химических элементов уравнено:
2H 2 + O 2 = 2H 2 O
Рассмотрим такую реакцию:
NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O
После реакции образовался фосфат, в который входит три атома натрия. Уравняем количество натрия до реакции:
3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O
Количество водорода до реакции шесть атомов (три в гидроксиде натрия и три в фосфорной кислоте). После реакции - только два атома водорода. Разделив шесть на два, получим три. Значит, перед водой надо поставить число три:
3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + 3H 2 O
Количество атомов кислорода до реакции и после совпадает, значит дальнейший расчет коэффициентов можно не делать.
Развернутый план-конспект урока «Уравнения химических реакций».
Учебник: О.С. Габриелян.
Класс: 8
Тема урока: Уравнения химических реакций.
Тип урока: совершенствование знаний и умений.
Образовательные задачи: закрепить знания по составлению химических уравнений и расставлению коэффициентов;
Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с химическими уравнениями.
Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.
Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя), словесно – наглядные(объяснение с использованием записей на классной доске).
Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.
Ход урока:
1.Организационный момент (2-4мин.)
Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы будем закреплять уравнения химических реакций их написание и раставление коэффициентов.
2. Совершенствование знаний и умений (20 – 35 мин.)
Запишем:
Алгоритм составления уравнения химической реакции.
Запишите формулы (формулу) исходных веществ, соединив их знаком «+» (это левая часть уравнения).
Поставьте стрелку.
Запишите после стрелки формулы (формулу) продуктов реакции (это правая часть уравнения).
Расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны.
Замените стрелку знаком равенства.
С помощью алгоритма составления уравнений химических реакций, давайте запишем уравнение взаимодействие сульфида железа (ІІ) с кислородом в результате прохождения химической реакции образуется оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV).
Записываем по алгоритму:
Определяем исходные вещества – это вещества, которые вступили в реакцию: это сульфид железа (ІІ) и кислород, а теперь запишем формулы этих веществ в левой части уравнения:
FeS 2 + О 2
Ставим стрелку:
FeS 2 + О 2 →
3. Определяем продукты реакции – это вещества, которые получились в результате прохождения химической реакции: это оксид железа (ІІІ) и оксид серы (ІV), а теперь запишем формулы этих веществ в правой части уравнения:
FeS 2 + О 2 → Fe 2 O 3 + SO 2
4. Расставляем коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны:
2FeS 2 + 5,5О 2 → Fe 2 O 3 + 4SO 2
Теперь в правой части уравнения реакции 11 атомов кислорода, а в левой только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой O 2 коэффициент 5,5 (11:2 = 5,5).
И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:
4FeS 2 + 11О 2 → 2Fe 2 O 3 + 8SO 2
5. Заменим стрелку знаком равенства:
4FeS 2 + 11О 2 = 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 .
Далее мы будем работать в рабочих тетрадях (с Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 192с.:ил.) открываем стр. 98 – 99 и выполняем упр. 5 – 7 письменно. (У некоторых учащихся учитель собирает тетради на проверку).
3. Контроль знаний и умений (10 -20 мин).
1. Расставить коэффициенты в уравнения химических реакций:
P + Cl 2 = PCl 5
CH 4 = C + H 2
Na + S = Na 2 S
HCl + Mg = MgCl 2 + H 2
ZnSO 4 + KOH = K 2 SO 4 + Zn(OH) 2
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + NaCl
AlCl 3 + NaOH = NaCl + Al(OH) 3
H 2 SO 4 + Al = Al 2 (SO 4) 3 + H 2
P 2 O 5 + Na 2 O = Na 3 PO 4
Al 2 (SO 4) 3 + Ba(NO 3) 2 = Al(NO 3) 3 + BaSO 4
Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам и расставьте коэффициенты:
а) натрий + хлор → хлорид натрия
б) угольная кислота → вода + углекислый газ
в) гидроксид железа (ІІІ) → оксид железа (ІІІ) + вода
г) алюминий + кислород → оксид алюминия (ІІІ)
д) оксид натрия + вода → гидроксид натрия
е) оксид калия + оксид фосфора → фосфат калия.
4. Итог урока (1-3 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами научились писать уравнения химических реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях.
5. Домашнее задание (1-3 мин).
§27, упр. 2 (письменно).