Святый дух. Люди часто задаются вопросом: «кто такой Дух Святой?» И каждый представляет Его по разному, каждый в силу своего воображения

Напомню, что говоря о Троице, никто не говорит о триедином теле. Отец, Иисус Христос и Дух Святой – это три личности, но действующие в единстве.

Библия нам однозначно показывает Духа Святого как личность с характером. Очень часто люди, исследуя Библию, ищут не столько изложенную в ней весть, как подтверждение собственного мнения. И конечно, тогда они это подтверждение находят. Но при этом, они закрывают себе глаза на другие тексты Писания, прямо противоречащие их взглядам. Та же ситуация и с Духом Святым. Ряд верующих, которые не хотят считать Святого Духа личностью, находят в Священном Писании тексты, где употреблено слово “дух” но в другом значении – ветра, жизни, человеческого характера, личности, в т. ч. под влиянием Бога и т.д. Тем они успокаиваются, подтвердив для себя самого собственную позицию. Однако, не сложно догадаться, что у многих слов существует несколько значений. В частности о значениях слова “дух” читайте в главе книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения». Так и другие однокоренные, похожие и даже одинаковые по написанию слова, употребляемые в Библии, имеют несколько значений: Бог Живой и языческие боги, Господь и господин и т.д. Поэтому любой библейский текст нужно разбирать исключительно с учетом контекста повествования и ни в коем случае нельзя закрывать глаза на “ненравящиеся” стихи Священного Писания.

Библия неоднократно нам четко показывает Святого Духа – как именно личность Божества.

Давайте посмотрим эти тексnы:

Дух вместе с Отцом посылают Христа на земное служение:

Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его ” (Ис. 48:13-16).

Дух является Творцом. Посмотрите, здесь не написано, что Бог летал над землей, а именно Дух носился. Сложно поверить, что слово “Дух” там оказалось случайно, учитывая то, что все Писание Боговдохновенно, а также то, что ранее писцам было не так просто прописывать каждое “лишнее” слово, по сравнению с сегодняшней печатной технологией.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ” (Быт. 1:2).

Дух Святой приравнивается в Библии к Богу и называется Им. Грех Анании состоял в попытке солгать Богу – Духу Святому. В книги пророка Исаии, мы также видим Бога, который именуется то Господом, то Духом:

Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? … Ты солгал не человекам, а Богу ” (Деян. 5:3-4).

Он был для них (Израильтян) Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их... Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ; поэтому Он обратился в неприятеля их : Сам воевал против них... Тогда народ Его вспомнил древние дни... Как... Дух Господень вел их к покою . Так вел Ты народ Твой... Только... Ты, Господи , Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" ” (Ис. 63:8-16).

Дух общается с людьми и помагает отбирать миссионеров:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал : отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ” (Деян.13:2).

Дух принимает непосредственное участие в миссионерстве:

Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ” (Деян.16:7).

Дух приходит, обличает, утешает, наставляет, говорит, возвещает будущее, прославляет Христа:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о гребе … Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня , потому что от Моего возьмет и возвестит вам ” (Ин. 16:7-14).

Дух подкрепляет нас и ходатайствует за нас перед Богом:

Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ” (Рим. 8:26).

Дух Святой мыслит:

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией ” (Рим. 8:27).

У Духа есть Своя собственная позиция:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого… ” (Деян.15:28).

Дух пребывает, где хочет:

Все вышеперечисленные качества никак не подходят безвольной энергии.

Кроме этого, Библия нам описывает телесное сошествие Духа на Иисуса после крещения:

Дух Святый нисшел на Него в телесном виде , как голубь ” (Лук. 3:22).

Мы видим, что Иисус призывает крестить во ИМЯ Его, Отца и Святого Духа:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ” (Матф. 28:19).

Разве можно что-либо делать во ИМЯ безликой эфемерной энергии, причем в перечне с Богом Отцом и Сыном. Тем более, крещение, это завет – договор (читай раздел ) с Богом. Разве можно завет заключать с энергией?!

Также вспомните слова апостола Павла, который отдельно указывал на разумную помощь Святого Духа:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ” (2 Кор. 13:13).

Таким образом, все попытки превратить Святого Духа в безликую энергию не основаны на Библии, а построены на стремлении выдать желаемое за действительное, игнорировании ряда прямых Библейских текстов и придании некоторым “спорным” стихам той вести, которую в нее не закладывал автор, что сразу видно при анализе контекста.

Итак, анализируя все приведенные выше аргументы и цитаты Библии можно сделать только ОДИН вывод: Бог Един - Отец, Сын и Дух Святой. Именно так Бог представил Себя в Библии, хотим мы этого или нет. Если же мы отвергаем прямые Слова Господа, то должны опасаться предупреждения, высказанного апостолом Павлом:

“Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим. 1:18,19).


Валерий Татаркин


28.09.2014

В христианстве принято восприятие единого Бога, но при этом представленного в трех лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Иначе говоря, в Святом Духе заключается одна из ипостасей творца, которая является частью неразделимой Святой Троицы. Вновь пришедшим к христианской вере, пытающимся вникнуть в её основы, такая природа Бога часто кажется замысловатой, её бывает трудно представить и разобраться в ней.

Святой Дух — иудаизм

Святой Дух упоминается ещё в Ветхом Завете, но не слишком часто. Священное писание чаще акцентирует внимание просто на «духе» или на «духе Божьем». По иудейской религии ещё со времён составления ветхого Завета считается, что Бог один. Всё, что касалось представлений о двоичности, троичности Творца относилось у евреев к категории ереси.
В словах о «духе Божьем» у иудеев имеется в виду сила божественная, имеющая личностную окраску, но при этом остающаяся свойством Бога, одним из его неотъемлемых атрибутов. Именно в этом и есть разница между христианством и иудаизмом, ведь для христиан святой дух является частью триединого Бога.
Восприятие Святого Духа в иудаизме происходит как реально действующей в мире силы, божественного дыхания. Все дела и творения Бога пронизываются его духом. При этом для ортодоксальных иудеев Божий Дух никогда не предстаёт как личность, что свойственно для христианской религии.

Святой Дух — христианство

В течение нескольких столетий происходило развитие учения о Святой Троице, куда, как неотъемлемая часть, входит Святой дух. Природа Бога активно обсуждалась богословами, происходил поиск единого мнения относительно вопроса, нужно ли Творца воспринимать как единую личность, или следует принимать его триединство. Подобные темы становились причиной жарких споров во время церковных соборов, их отражение можно увидеть в произведениях защитников и сторонников христианства.
Большинством конфессий, входящих в христианскую религию, признается высочайшая важность Святого духа при объяснении божественной природы. По мнению богословов, посредством этого лица Троицы происходит действие триединого Бога в человеке и мире. Среди толкователей христианского вероучения принято считать, что в Ветхом Завете была особо велика значимость Бога-Отца. А вот служение людям Сына Божьего – Иисуса Христа – происходило в описанный в Евангелиях период. При этом работа божественных сил была во все времена пронизана Святым Духом.


У Троицы имеются разные названия, смотря в какой стране, празднуют этот праздник. В России – Пятидесятница или Троица, западные и южные славяне называют этот праздник русадла, свентки, зеленее или лестнице. Англичане...



У большинства людей, которым незнакомо учение и история Церкви Христовой, может возникнуть вопрос – откуда повелось в христианстве почитать святых и их мощи. Чтобы определить, где находятся причины подобного...



Двадцать третьего июня проходила Пятидесятница. Отцом и Главой Греко-Католической Церкви Блаженнейшим Святославом была произнесена проповедь, которая произошла в Патриаршем соборе. Его рассуждения касались...


ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

Святой Дух - это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет помогать им. Иисус никогда не говорил, что Он Сам является Святым Духом.

Святой Дух - это не Бог Отец. Иисус никогда не описывал Своего Отца Небесного как Святого Духа. Во всем Новом Завете нигде не сказано, что Святой Дух - это то же самое, что и Бог Отец. Однако Библия ясно указывает, что Святой Дух очень тесно связан с Богом Отцом и Иисусом Христом.

1. Святой Дух - это личность. Евангелие от Иоанна дает нам подробную информацию о том, что Иисус говорил Своим ученикам относительно Святого Духа. В Ин. 13:16 Иисус показывает Святого Духа как реальную личность. А в Ин. 16:7-11 Иисус объясняет то, что будет делать Святой Дух в этом мире после того, как Иисус возвратится на небеса.

Святой Дух - это не какая-то неясная сила, носящаяся в воздухе вокруг земного шара. Он является реальной Личностью, и мы должны знать это. Послание к Ефес. 4:29-32 указывает, что Святой Дух имеет эмоции - мы можем огорчить Святого Духа.

2. Святой Дух - это Бог. Одной из характеристик Бога с самого начала сотворения мира является Его вездесущность. Он присутствует везде в одно и то же время. Рим. 8:9 ясно показывает, что Святой Божий Дух не будет жить в вас, если вы не христианин. Есть только один путь, чтобы объяснить, как Святой Дух одновременно может жить в миллионах христиан - это то, что Он может находиться всюду в одно и то же время.

Если вы читаете Новый Завет с самого начала, вы видите, что Святой Дух описывается как Бог, не как ангел, и не как какое-то другое Божье творение. Второе Послание Петра 1:20-21 говорит, что вся Библия написана людьми под руководством Святого Духа.

3. Святой Дух равен Богу Отцу и Иисусу Христу. Ни Иисус Христос, ни те, кто писал книги Библии, не опускают Святого Духа на позицию ниже, чем Бог Отец. Как мы видим во всей Библии, и Святой Дух, и Бог Отец, и Иисус Христос - каждый из Них имеет свою собственную, отличную от других, область служения Божьего. По тому, как Писание говорит о Святом Духе, мы можем видеть уровень сходства между Ними. Святой Дух действительно является Богом. Он не «вице- президент» или «третья персона». Он делит всю власть вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Многие христиане называют этот союз Троицей. Эти три личности - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух являются одним Богом.

ЧТО ДЕЛАЛ СВЯТОЙ ДУХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, КОГДА ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ?

Даже задолго до того, как человек станет христианином, Святой Дух проявляет глубокий интерес к его жизни. Бог любит грешников задолго до того, как они откликнутся на Его любовь.

1. Он обличает нас во грехе. Когда мы были еще совсем маленьким ребенком, уже тогда Святой Дух начал уведомлять нас о грехе. Евангелие от Иоанна 16:6-11 говорит, что Святой Дух трудится во всем мире, обличая людей в их грехах и указывая для них наилучший путь жизни. Святой Дух обращается ко всем людям через их совесть. Когда человек всячески старается игнорировать свою совесть, он придет к тому, что уже не сможет услышать голос Святого Духа, когда Тот будет обличать его.

Очень часто грешники не осознают серьезных последствий своих грехов. Сатана пытается заставить их думать, что в их жизни все нормально. Но когда приходит Святой Дух, Он говорит каждому грешнику: «Ты совершенно пустой внутри. И ты сам не сможешь удовлетворить свои духовные потребности. Только Бог сможет заполнить эту пустоту внутри тебя». Вы можете вспомнить это чувство пустоты внутри вас, которое вы испытывали до того, как стали христианином.

2. Он приводит нас ко Христу. Святой Дух приводит людей к Богу. Не грешники ищут Бога, но Бог ищет грешников. Бог любит нас и каждого человека в этом мире даже до того, как мы повернемся к Нему от наших грехов. Святой Дух ведет нас к истине и говорит всю правду о жизни.

3. Он приходит и живет в нас (1Кор.3:16 ). Когда человек решает отдать свою жизнь Богу и следовать за Ним, Святой Дух приходит и живет внутри этого человека. Послание к Римлянам 8:9 ясно показывает, что это приносит немедленные изменения. Он не станет ждать день, неделю или месяц. Он хочет принимать активное участие в нашей жизни, а не только обличать нас во грехах. Он хочет помочь нам вырасти духовно и стать зрелыми христианами. Во время покаяния, человек переживает внутри себя чувство новой жизни. Это Святой Дух приносит нам жизнь.

ЧТО ДЕЛАЕТ СВЯТОЙ ДУХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ?

Когда мы приняли решение стать христианином - это было только начало работы Святого Духа. Он хочет делать в нашей жизни гораздо больше.

1. Святой Дух помогает нам стать успешным христианином (Ин.14:26 ). Когда мы еще были неверующими, наш дух был мертв. Но теперь, когда мы уже стали христианами, Святой Дух пришел, чтобы жить внутри нас. Теперь Он хочет быть нашим Руководителем и помочь вам стать зрелым христианином. Он хочет, чтобы мы могли применить все его учения во всех областях нашей жизни.

2. Святой Дух поможет нам понять Божью истину (Ин. 16:13 ). Теперь, когда мы стали христианином, мы понимаем, как важна Божья истина. Библия обещает нам, что Святой Дух наставит нас на всякую истину. Если мы хотим стать успешным христианином, нам необходимо знать Библию, где говорится, как нам жить такой жизнью, которой хочет от нас Бог. Мы должны выделить определенное время для постоянного изучения Библии и просить Святого Духа наставлять нас.

3. Он поможет нам противостоять искушениям. Конечно, сатана будет искушать нас грехом. Он будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы разрушить наши новые отношения с Богом. Но мы не должны бояться этих искушений. Библия обещает нам, что Бог будет нашим помощником, когда придут эти искушения. Мы не будем им подвластны (Рим. 8:12,13 ).

Но, пожалуйста, будем реалистами. Никто не совершенен. Даже великие мужи Божьи иногда впадали в искушения. Но Бог не похлопывает нас по спине и не говорит: «Это нормально. Я не ожидаю от тебя совершенства». Грех остается грехом. Мы должны исповедовать свои грехи и никогда к ним больше не возвращаться.

Каждый христианин на своем пути встречает искушения. Но одной из главных обязанностей Святого Духа является предостеречь нас от существующей впереди опасности и показать Божий путь выхода из этой ситуации. Если же мы игнорируем Его предостерегающий голос и идем вперед, к опасности и греху, тогда Святой Дух будет обличать нас во грехе. Через наши успехи и провалы Он будет помогать нам расти, конечно, если мы позволим Ему учить нас.

4. Он производит плоды Святого Духа в нашей жизни (Гал. 5:22-23) . Некоторые места в Новом Завете описывают процесс становления успешного христианина как избавление от нашего ветхого человека и преображение в нового. Бог хочет, чтобы мы стали совершенно новой личностью. Это значит выбросить все наши старые греховные привычки и отношения и заменить их другими качествами, чтобы быть все больше и больше похожим на Иисуса и иметь такие же привычки и такое же мышление, какие были у Иисуса Христа, когда Он жил на земле. Если мы хотим видеть эти возрастающие качества в нашей жизни, мы должны сотрудничать со Святым Духом. Изменения не придут автоматически, просто потому, что мы ходим в церковь. В Гал.5:24, 25 это показано очень ясно. Каждый день нужно искать возможность проявить в жизни эти «плоды».

5. Мы можем пережить крещение Святым Духом. Не все церкви сегодня согласны в отношении того, что этот дар существует, и как он должен быть использован. Но если мы хотим получить этот дар, тогда нужно ответить на следующие вопросы:

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

Что это такое? Крещение Святым Духом - это Божий духовный подарок Его детям. Во 2-ой главе книги Деяний говорится о том, как первый раз после воскресения Иисуса Христа Бог дал этот подарок Его детям. И в этот день Петр объяснил всему народу, что сбылось пророчество Иоиля 2:28-32 , который говорил, что Бог изольет Свой Дух на всякую плоть.

Во 2-ой главе книги Деяний и некоторых других местах Нового Завета имеется очевидное доказательство первого крещения Святым Духом, когда люди начали говорить на языках, которых они никогда не учили. Что же произошло, если каждый стал молиться и славословить Бога словами на языке, которого он никогда не учил? Это говорил Святой Дух. Каждый человек предоставил Святому Духу возможность контролировать его речь.

Дар крещения Святым Духом дается не для того, чтобы мы испытывали какое-то особенное эмоциональное переживание. Многие христиане стремятся получить этот дар, веря, что он принесет в их жизнь огромную радость. Это приятно, но это не главная причина, по которой Бог дает этот дар Своим детям. Бог дает этот дар для того, чтобы Его дети могли строить свою духовную жизнь. И именно этот духовный рост будет непосредственно воздействовать на нашу повседневную жизнь и отношения с другими людьми.

Мы не сможем полностью понять это нашим разумом до тех пор, пока мы не переживем это в нашем духе и во всей нашей жизни.

Какая польза от крещения святым духом?

ŸДеяния 1:8 говорит о той большой пользе, которую будут иметь те, кто получит этот дар. Они получат силу, чтобы свидетельствовать об Иисусе Христе и Его спасающей силе всем людям. Когда мы получаем дар крещения Святым Духом, не нужно удивляться, если мы не увидим немедленных изменений в нашей жизни. Но благодаря этому дару мы получим силу духовно возрастать и становиться все более похожим на Христа. Только потому, что мы получили в подарок ракетку для тенниса, мы не стали первоклассным теннисистом. Но в то же время мы не можете стать хорошим теннисистом, если у нас нет теннисной ракетки. Такая же ситуация и здесь - этот дар от Бога дает нам много возможностей для духовного роста и служения.

ŸЭтот дар дается для того, чтобы помочь нам приблизиться к Богу . Это одно из основных проявлений этого дара. Дар говорения языками - языками, которых мы никогда не учили - станет тем самым наилучшим путем, который приведет нас к близкому общению с Богом. Но мы должны правильно использовать этот дар. Мы не становимся гораздо лучше других христиан только потому, что имеем этот дар. Если этот дар не оказывает положительного влияния на наши отношения с Богом - значит, мы небрежно относимся к этому дару, используя его не так, как нужно. Если гордость, возмущение и мысли: «Я все это знаю», - появились и растут в нас, то мы используем этот дар совершенно не так, как хочет Бог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы не сможем заработать этот дар у Бога. Бог только дарит Свои драгоценные подарки Его детям. Только Он принимает решения. И есть только один путь, чтобы получить этот дар, - дать Богу возможность знать о том, что мы хотим его получить. Бог не навязывает Своим детям Его подарки. С другой стороны, мы также не можем заставить Бога дать нам этот дар. Бога невозможно под давлением заставить дать нам то, что мы хотим. Если мы хотим получить крещение Святым духом, то нужно об этом молиться.

Дух Святой – зачем Он нам

Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух?

Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века.

Человек может познавать Бога только в Духе Святом.

Человек может побеждать грех только Духом Святым.

Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа.

Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15).

Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29).

Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой.

Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

Итак, Дух Святой открывает нам Бога Отца и Христа как нашего Господа и Спасителя – да; Он раскрывает перед нами Церковь как нашу общую семью, собранную вокруг Христа и Его Евхаристической Трапезы.

Тайная вечеря. Миниатюра из армянского Евангелия 1232 года

Но Дух открывает нам и нас самих! Он раскрывает богатство и красоту нашей личности, со всей ее хрупкостью и дарами. Он стремится постепенно преобразить все наше существо. Потому что Он любит нас. И более и более высвечивает те грани, которыми каждый из нас начинает становиться отдаленно похожим на Христа…

В этом смысле можно сказать, что дар Святого Духа дается для служения другим, для полного раскрытия личности человека в таком служении. Ранняя Церковь прекрасно это осознавала: очень часто, в момент схождения Духа, верующие сразу же переживали необычайные действия в себе духовных даров: пророчества, особой вдохновенной молитвы, исцелений и др. (1 Кор 12). Дар, через который Дух Святой проявляется в каждом конкретном верующем, соответствует отчасти его природным склонностям, особенностям характера, а отчасти отражает неисповедимые пути Промысла об этом человеке.

И сейчас, как и 2000 лет назад, Дух Святой все еще осиявает верующих и ищущих Его, хоть и не всегда это происходит столь же наглядно и ярко – однако, если благодать коснулась сердца, она обязательно оставит в нем некое «внутреннее свидетельство», знание (ср. 1 Ин 2:20). Считать иначе означало бы отвергать Церковь как таковую, обесценивать все дело Христово и, по мысли великого византийского мистика прп. Симеона Нового Богослова , впасть в наихудшую из ересей.

Но, так же, как и в случае с Крещением, благодать Миропомазания необходимо углублять и раскрывать в себе в течение всей дальнейшей жизни. Иначе христианин останется бесплодной смоковницей (Мф 21:18-19). Какие же плоды должно иметь вселение Святого Духа в христианина? Их перечисляет ап. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Эти плоды вызревают только при условии теснейшего общения с Духом Святым, в прямом смысле сотрудничества с Ним. А оно, в свою очередь, проходит по четырем основным каналам:

— молитва;

— Таинства (особенно Евхаристия);

— чтение Слова Божия;

— общение с людьми, с братьями и сестрами по вере, и все вытекающие отсюда поступки, слова и мысли.

Конечно, такое деление условно: в конце концов, абсолютно все в нашей жизни должно одухотвориться – стать «духовным», т. е. причастным благодатному действию Святого Духа. Но это – христианское совершенство. А до тех пор, пока мы на пути к нему, необходимо использовать указанные «инструменты». Свят. Феофан Затворник высказывает такую мысль, что благодать Миропомазания – как огонь, скрывающийся под пеплом наших страстей, забвения, небрежности: следует раздуть этот огонь трудом молитвы и других христианских добродетелей. А прп. Серафим Саровский даже учил , используя наглядные образы из жизни купцов, что этими добродетелями нужно «торговать духовно», т. е. смотреть, какие из них дают каждому из нас больше благодати Святого Духа: «дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым). Эти образы могут кого-то смутить своей кажущейся «меркантильностью», словно вся жизнь христианина вращается вокруг собственного эго и его духовной пользы. На деле же здесь заключена глубокая истина: то дело, тот труд, при исполнении которого человек ощущает благодать в большей мере, чем при других занятиях, указывает на его призвание и служение в Церкви и в мире, формирует его как личность. Это и есть тот личный и уникальный дар (или дары) Святого Духа конкретному человеку, который дается, в конце концов, ради одной цели: возрастания в любви. Если внимательно, с рассуждением и советом с духовными наставниками, братьями и сестрами во Христе прислушиваться к этому тихому веянию Святого Духа (ср. 3 Цар 19:12), можно – и безусловно нужно! – найти ответ на часто задаваемый вопрос: «к чему меня призывает Бог?»

И это не так трудно, как иногда кажется. По остроумному замечанию прот. Алексия Уминского , Бог не скрывает от нас Свою волю (а Его призвание – это всегда и самая большая радость для самого человека!), словно некий ребус. Отец заинтересован в том, чтобы Его дети были счастливы. Реализация личности христианина – не что иное, как его ответ на Божий призыв лично к нему, и полнота этой реализации зависит от полноты самоотдачи в следовании водительству Духа.

Вот сколько даров, смыслов и целей заключено в самом малоизвестном Таинстве Церкви. Если Крещение является отправной точкой христианского пути, то Миропомазание в самом себе заключает семя его конечной цели – «обожения», когда все существо человека преображается, претворяется и обновляется нетварными энергиями Святого Духа. Все же последующие Таинства Церкви, равно как и все его труды, призваны раскрыть тот потенциал, который дан в Миропомазании. И если ученик Христов станет, как губка, напоенная благодатью, так что она течет и изливается из всего его существа реками воды живой (Ин 7:38–39) – иными словами, если он станет святым – это и есть тот совершенный плод, рост и созревание которого началось в таинстве Миропомазания. А на меньшее Евангелие не согласно…

P. S. В завершение приведем самый известный гимн Симеона Нового Богослова о Святом Духе:


Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или что это невозможно в настоящее время!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.




Случайные статьи

Вверх