Сирийцы сунниты или шииты. Сунниты, алавиты и все-все-все: религиозная карта войны в Сирии

В последние годы Ближний Восток не выходит из топов мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие в нем, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. Здесь переплелись интересы практически всех крупнейших мировых игроков: США, Европы, России и Китая.

Но чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть несколько глубже. Многие противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все больше начинают напоминать религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобные события уже случались в истории человечества: европейская Реформация привела к нескольким столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если сразу после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами. Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией и находился на этапе своего становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет читателю разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – это одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, которые проживают в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что такое многочисленное религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит большое количество различных течений, некоторые из которых считаются маргинальными даже самими мусульманами. Крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны передаться все его чесноты и духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «власть Али». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, который используют сунниты частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное отличие суннитов и шиитов. Оно было причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако, следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, но и религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций («арабская весна»), прокатившихся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируется даже детали внешнего вида человека и его поведение.

Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.

Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.

Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.

Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего – его звали Мухаммад аль-Махди – из которых неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания

Сколько же всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – это, скорее, исключение, вызванная политическими причинами. Этот конфликт скорее связан с противостоянием персов и арабов, который своими корнями уходит в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество , совершают всего лишь два намаза в день (хотя, по исламским нормам их должно быть пять), не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.
О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, так как эта группа активно использует практику такия, которая позволяет верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

По всей видимости, древний мудрец был прав, когда сказал, что всё имеет свое начало и свой конец. Режим Башара Асада постепенно сдает свои позиции. Многие западные страны открыто признают оппозицию в качестве легитимной власти. Но, самое главное, затянувшийся сирийский конфликт приобрел ярко выраженный межконфессиональный характер, что может вылиться в многочисленные беды для сирийского народа…

В настоящее время значительная часть шиитов Сирии являются алавитами. Алавизм был основан в IX веке шиитским богословом по имени Абу Шауиб Мухаммад Ибн Нусайр. Религия алавитов плохо изучена (в первую очередь по причине закрытости алавитской общины). Кроме того, алавиты (подобно друзам) используют тактику «такийя», которая позволяет соблюдать чужие религиозные обряды при условии сохранения в душе истинной веры. Однако, на основании доступной информации можно сделать вывод, что алавизм очень сильно отличается от шиитского ислама, не говоря уже об исламе суннитском.

Тем не менее, сами алавиты не раз заявляли о своей принадлежности к шиитской ветви ислама. Шейхи алавитов приняли несколько деклараций о принадлежности алавизма к шиитскому исламу еще в первой половине XX столетия. Президент Сирии Хафез аль-Асад, алавит, поддерживал курс на военно-политическое сближение Сирии с шиитским Ираном. С 1973 года шииты считают алавитов частью шиитского мира (фетва о распространении правил, определяющих гражданские правоотношения, на алавитов).

А вот сунниты, особенно салафиты, относятся к алавизму как к извращению истинной веры. Один из основателей салафизма Ибн Таймия утвержал, что алавиты наносят вред мусульманской общине и запрещал мусульманам вступать с алавитами в гражданские правоотношения по правилам, принятым среди мусульман.

В настоящее время в Сирии против законного правительства, во главе которого стоит алавит Башар аль-Асад, воюют мятежники-сунниты. Ситуация эта не нова – так, с 1976 по 1982 год правящая в Сирии партия БААС (генеральным секретарем партии являлся Хафез аль-Асад) уже вела вооруженную борьбу с исламистами-суннитами, которых возглавляли сирийские Братья-мусульмане.

*Наша справка:
Население Сирии составляет около 20 млн. человек. Более половины сирийцев - сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %) и исмаилитов.
Государственный язык - арабский. С 1963 года республика находится под управлением партии «Баас». Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в 4-м тысячелетии до н. э. Столица - Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира. По утверждениям некоторых историков, Дамаск - древнейшая из существующих сейчас столиц мира.

** иллюстрация - «Аллах хранит Сирию». Плакат с изображением президента в Дамаске.

(По материалам открытых СМИ).

Рецензии

В Сирии есть еще около миллиона друзов, религия которых есть ответвление ислама, возникшее еще в 11 веке. Друзы занимают нейтральную позицию в этой войне и сейчас, наверное, массово перейдут к нам на Голаны, являясь для нас дружественным народом, составляющим в том числе ядро пограничных войск на ливанской границе. Нейтралитет друзов и сгубил Асада.С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке.Сергей

Спасибо, Сергей! Дельное дополнение! Друзы - особая тема!
"С Голан можно наблюдать в ясную погоду Дамаск, окутанный дымом от пожарищ, но пока граница на замке..."
Пусть будет на замке!
Мирного неба!
С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Корреспондент телеканала "Аль-Джазира" Сафван Джуллак - сириец. Знаком с ситуацией в стране изнутри. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов о религиозной составляющей сирийского конфликта.

- Мы знаем, что в Сирии живут сунниты, шииты, алавиты... Алавизм - одна из ветвей шиизма. Якобы шииты отличаются от суннитов тем, что настаивают: умму должен возглавлять лишь прямой наследник пророка Мухаммада (мир ему), а у суннитов такого нет. Неужели из-за этого столько крови? Насколько важна в сирийском конфликте религиозная составляющая?

Сейчас религиозный фактор уже важен. Есть такое правило: если ваши враги сильны, то их нужно разделить. В арабском мире нет лучшего способа, чем разделение на религиозной почве.

Например, в Ираке много шиитов и много суннитов. До того, как туда влезла Америка, никто не говорил о разночтениях. Люди жили мирно, независимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов – искусственный процесс. Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад".

Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья среди одних, других и третьих, у нас общая Родина. Сирийская революция – это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого. Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну. С Капитолия наблюдают, как Сирия разрушается своим народом, как народ воюет сам с собой...

Этот же процесс поедает и сирийскую оппозицию. Она очень разношерстная. Как я уже говорил, чтобы уничтожить врага, его нужно разделить. Несмотря на то, что разных батальонов очень много, ни та, ни другая сторона не добьются успеха. У каждого свои цели.

- Приходилось читать, что алавиты всегда были самым бедным людом и потому охотно шли в армию. От того и отцу Башара Асада - алавиту Хафезу Асаду было не сложно провести госпереворот, ибо все офицеры были алавиты. Это правда?

Нет. Когда в 1970 году Хафез Асад совершил переворот и стал единоличным властителем, лишь тогда убрал всех суннитов с руководящих постов в армии и спецслужбах и назначил алавитов, которым доверял. Хафез Асад и его сын Башар доверяли руководящие должности в стране алавитам, курдам, туркменам, всем, кроме суннитов. Это продолжалось долго и в результате они сделали из Сирии королевство под вывеской "республика".

86% населения Сирии - сунниты. Башар Асад боялся и до сих пор боится суннитов. Ибо меньшинство (алавиты) управляет большинством.

Кстати, когда началась т.н. "арабская весна", на улицы вышли и сунниты, и шииты, и курды, и туркмены, не вышли только алавиты. И это их ошибка...

Сунниты, шииты, алавиты - названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

полный текст

Сунна - вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна - два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей - халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы - правовые школы и акиды - «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Что обозначает название

Шийа - «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка - халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе - главной святыне магометан в Мекке .

полный текст

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом - имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов - шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует - джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества - аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

полный текст

Основные черты суфизма - очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши - монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев - салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф - «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун - призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты - основные критики суфии. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане» .

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления - Аравия.

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)- изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение. Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

полный текст

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

полный текст

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты - самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера - Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов - по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика - Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка - Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

полный текст

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

полный текст

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл - творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

полный текст

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда - Имени Бога, Салмана аль-Фариси - Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

В течение продолжительного времени в Сирии идет гражданская война. Сначала она носила локальный характер, но постепенно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. В конечном итоге к военным действиям подключилась даже давно не воевавшая столь далеко от своих границ Россия. «Телеграф» разобрался, кто и какие цели преследует в Сирии.

Шииты против суннитов

По словам известного российского арабиста и исламоведа, профессора Восточного факультета СПбГУ Ефима Резвана, в районе сирийского города Алеппо сейчас воюют 15 группировок. С одной стороны, это шииты — ливанские, иранские и некоторые другие, а с другой стороны — сунниты. К первым можно отнести Корпус стражей исламской революции (КСИР) из Ирана, представителей ливанской организации «Хезболла». А ко вторым, например, сирийских туркменов (туркоманов). Шииты выступают в поддержку действующего президента Башара Асада, а сунниты — против него и в поддержку демократии.

На самом деле, вражда между суннитами и шиитами зародилась еще на заре становления ислама и тянется с конца VII века. Если вкратце и поверхностно объяснять суть их противоречий, то можно охарактеризовать их как разногласия о преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда (Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 12 почитаемых имамов. Именно в этом конфликте и лежит корень всех остальных противоречий между двумя самыми крупными ветвями ислама.

Ефим Резван

Как считает профессор Ефим Резван, вся политическая конъюнктура западной цивилизации сейчас заточена под большую войну. «Без этого Запад прожить уже не может. Напрямую с Россией и Китаем воевать тяжело, а вот война на Ближнем Востоке как нельзя кстати подходит для этого. Это попытка сбросить долги, продать оружие и так далее», — подчеркнул эксперт.

По мнению Ефима Резвана, в Сирии фактически идет интернациональная внутриисламская война, поддерживаемая с двух сторон с той целью, чтобы она не прекратилась. «То, что мы видим сейчас в Сирии, можно сравнить, например, с гражданской войной в Испании 1936-1939 годов, Корейской войной 1950-1953 годов», - пояснил арабист.

Ефим Резван считает, что Россию вынудили в итоге поддержать шиитскую сторону. Кроме этого, по мнению эксперта, внутриисламский конфликт между шиитами и суннитами активно хотят переместить на территорию России, но основная масса российских мусульман — это сунниты, а шиитов совсем мало. Конфликта между ними нет. Для России гораздо больше актуальны противоречия внутри самих суннитов — допустим, между последователями суфизма и салафизма, о которых «Телеграф» писал ранее.

Кто за Асада, а кто против?

Как пояснил Ефим Резван, за Башара Асада воюют фактически частные военные компании из числа шиитов. «Причем особо отмечу, что бойцы Асада сейчас получают гораздо больше денег, чем воюющие на противоположной стороне. Они получают гигантские суммы. Сюда можно отнести и КСИР, и ливанских шиитов из "Хезболлы", и иракских шиитов. Отстаивают они интересы Ирана, Сирии и Ливана», — подчеркнул исламовед.

Что касается противников Башара Асада, то в их число входят монархии Персидского залива (Катар, Саудовская Аравия). Причем подпитывают эти страны оппозицию нынешнего сирийского президента в первую очередь финансово — покупают амуницию и оружие. «Части повстанцев, которые недавно прорвали оцепление в Алеппо, были вообще экипированы как западный спецназ», — добавил Ефим Резван.

Арабист считает, что оппозицию Башару Асаду поддерживают и США. «Но они делают это очень завуалированно. Они даже уходят от прямого ответа на вопрос о том, какие именно группировки получают их поддержку», — резюмировал Ефим Резван.

Особняком здесь стоит запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ). Эти люди никого не поддерживают и воюют со всеми, а целью ставят создание на части Сирии и Ирака авторитарного государства. Фактически это религиозные нацисты. Их задача — обращать население в радикальный ислам, а тех, кто не захочет этого сделать, уничтожать.

Курды

Еще одним воюющим в Сирии движением являются курды. Как рассказал «Телеграфу» сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархат Патиев, в Сирии проживает около 3,5 млн курдов, что составляет около 18% от общего числа населения страны. Большинство курдов живут на своих исторических землях — в Курдистане. До гражданской войны в Сирии треть курдов проживала в городах Алеппо, Дамаск, Хомс, Ракка, Хама. По мере углубления сирийского кризиса наметился отток части курдского населения с арабской части страны на территорию сирийского Курдистана. Географически под сирийским Курдистаном подразумевают три кантона (района) на севере страны, включая практически освобожденный район Манбидж и пока еще занятые боевиками районы Азаз, Баб и Джараблус с населением около 4,6 млн человек.

Фархат Патиев

«В Сирии курды находятся в состоянии войны с ИГИЛ, "Джабхат Фатш аш-Шам" (бывшая "Джабхат ан-Нусра") и другими террористическими организациями. За пять лет противостояния курдам удалось освободить практически всю северную Сирию, называемую курдами Западным Курдистаном, кроме трех районов — Джараблус, Азаз и Баб», — пояснил Патиев.

По его словам, единственное, что может сгладить существующие сейчас противоречия (и в Сирии, и в Турции) — это введение гибкой системы управления. «План по внедрению унитаризма в ближневосточном регионе потерпел крах. Федерализм — не идеальная, но лучшая модель для региона», — подчеркивает Патиев.

За минувшие годы в Западном Курдистане (называемом также Рожавой) были сформированы все институты, необходимые для полноценного функционирования автономии. 17 марта 2016 года здесь было провозглашено создание Федерации Рожава — Северная Сирия. Тем самым курды и другие этнические и конфессиональные группы региона провозгласили курс на федеративную Сирию. В то же время Башар Асад негативно воспринял эту инициативу. «Сирия слишком мала для федерализации», — заявил он.

«Если в целом оценивать отношения между курдами и сирийским правительством, то начиная с гражданской войны в 2011 году курды объявили нейтралитет и строго придерживались его. За пять лет между курдскими силами самообороны и правительственными силами иногда возникали столкновения, но не столь значимые, чтобы говорить о наличии серьезного конфликта. Отношение курдов к сирийскому режиму в настоящий момент держится на формуле: не трогай меня, не трону тебя», — резюмировал Патиев.

Саудовская Аравия

«Темной заинтересованной стороной» в сирийском конфликте является Саудовская Аравия с ваххабизмом в качестве государственной религии. А что нужно ей? Ефим Резван рассказал «Телеграфу», как он когда-то посетил религиозное учебное заведение под Эр-Риядом, где готовят богословов, причем прививая им достаточно радикальную форму ислама и нелюбовь к западной цивилизации. Он задал высокопоставленному чиновнику вопрос, зачем они это делают, готовя фактически будущих радикалов. «Знаете, если мы не направим это (радикальные идеи — прим. ред.) вовне, это вернется к нам», — ответил тот.

Саудовская Аравия заинтересована во внутренней стабильности. С одной стороны, они инвестируют в сирийский конфликт. Но с другой, есть огромная инерция, ведь заявленная цель боевиков ИГ — Мекка и Медина, расположенные на территории Саудовской Аравии.

По словам Резвана, эту страну также обижает обделенность. «Есть G7, есть Совбез ООН. А где там представлен исламский мир? Мусульман никто не спрашивает, хотя их огромное количество. В Саудовской Аравии считают, что когда возникнет огромное мусульманское государство с атомной бомбой, то тогда с мусульманами и начнут считаться», — подытожил исламовед.



Случайные статьи

Вверх