Правила игры балда в одноклассниках. Настольная игра балда

Кол-во игроков От 2 до 4

Время партии От 15 минут

Сложность игры Легкая

Балда – настольная игра для 2-4 игроков с использованием бумаги и карандаша. Подходит для семейная вечера.

Цель игры Балда

Правила игры

  • Игровое поле обычно 5х5.
  • Посередине вписывается слово, которое состоит из пяти букв.
  • Слово должно быть существительным в единственном числе. Или во множественном числе, если слова в единственном числе нет.
  • Ни одно слово не должно повторятся.
  • По очереди игроки вписывают 1 букву в пустое поле и составляют таким образом слова.
  • Не допускаются прилагательные, аббревиатуры, уменьшительно-ласкательные слова и т.д.
  • Слова составляются строго по заполненным полям по вертикали, вниз, горизонтали, верх (как указано на рисунке).
  • По диагонали слова не составляются.
  • Если оба участника пропускают 3 хода подряд, то объявляется ничья.
  • В конце игры игроки считают свои очки. Побеждает тот у которого больше всего очков.

сайт - портал настольных игр, в котором постарались собрать самые популярные настолки, а также новинки игровой индустрии. На странице "Настольная игра Балда" представлен обзор игры, фотографии и правила. Если вас заинтересовала "Настольная игра Балда", то рекомендуем ознакомиться с играми в других категориях со схожими характеристиками.

Первое слово из любого количества букв - не более 15-ти, случайным образом выбранное игроками, вписывается горизонтально в центр игрового поля. В каждой клетке может быть только одна буква. Игроки делают ходы поочередно.

Процесс игры

Во время своего хода игрок должен поставить на игровое поле букву так, чтобы она распола¬галась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы

Окончание игры

  • Первый вариант - игра продолжается до заполнения всего игрового поля. В конце подсчитывается общее количество очков - побеждает тот, кто набрал большее количество очков.
  • Второй вариант - устанавливаете предел набранных очков. Побеждает тот, кто первым наберет необходимое количество очков.
  • Третий вариант- заканчиваете игру по желанию, подсчитываете очки. Побеждает тот игрок, который набрал большее количество очков.

Правила начисления очков

  • За каждое слово игрок получает столько очков, сколько в сумме составляют очки каждой буквы составленного слова. Например: слово «БАЛЛ», сумма очков 3+1+2+2=8 очков.
  • Для более азартного «завоевания» очков, в игре присутствуют премиальные клетки. Премиальные клетки для буквы обозначают количество очков буквы; буква расположена на красной клетке - очки буквы утраиваются, на синей - удваиваются.

На «Грамоте.ру»

В игре принимают участие два человека или человек и компьютер (компьютерная программа, работающая на сервере портала «Грамота.ру»).

Первое слово из пяти букв, случайным образом выбранное компьютером, вписывается в центр игрового поля размером 5х5 клеток. Игроки делают ходы поочередно.

Игрок с помощью левой клавиши мыши выбирает одну букву на экранной клавиатуре и указывает клетку игрового поля, на которую эту букву следует поместить. Затем игрок последовательно отмечает буквы нового слова, среди которых обязательно должна быть добавленная буква. Допустимые направления передвижения: вниз, вверх, влево, вправо. Прыжок через клетку и движение по диагонали не допускаются.

За каждое новое слово игрок получает столько очков, сколько букв в слове.

Можно составлять только нарицательные имена существительные в начальной форме (единственное число, именительный падеж), длиной от 2 до 8 букв. Также допускается использование слов, имеющих только форму множественного числа (ножницы, сани, брюки). Слова, имеющие форму единственного числа, во множественном числе не принимаются (например, следует использовать слово зулус , а не зулусы ). Разрешается использование терминов, разговорных и устаревших слов. Не принимаются слова, не входящие в состав русского литературного языка, а именно: диалектные, просторечные и жаргонные, а также слова с уменьшительно-ласкательными и оценочными суффиксами. Кроме этого, не принимаются аббревиатуры.

Игра продолжается до заполнения всего игрового поля или истечения лимита времени у одного из игроков. Побеждает тот, кто а) набрал наибольшее количество очков и б) уложился в отведенный лимит времени. Соперник, прервавший игру досрочно, считается сдавшимся и проигрывает.

Правила начисления очков

Изначально (при регистрации) игроку начисляется 1000 очков. После каждой игры количество очков меняется следующим образом:

1) при игре с «Грамотой.ру» (компьютерной программой):

    если, проигрывая по ходу партии, пользователь сдался, то из его рейтинга вычитается количество набранных им очков, а также разница набранных им и «Грамотой.ру» очков, умноженная на два. Если пользователь сдался, имея равное с «Грамотой.ру» (или большее) количество очков, то из его рейтинга вычитается количество набранных им очков.

2) при сетевой игре:

    если оба игрока уложились во времени, то к рейтингу победителя прибавляется количество набранных им очков, а также разница очков, набранных им и противником; количество очков проигравшего не меняется;

    если оба игрока уложились во времени, а партия закончилась вничью, то из рейтинга каждого игрока вычитается количество набранных им очков;

    если же игрок просрочил время или сдался, то из его рейтинга вычитается набранное им к тому времени количество очков.

Подробнее о назначении кнопок вы можете узнать из раздела «Помощь».

Желаем успехов в игре!

Популярная лингвистическая игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, добавляемых на игровое поле.

В ИГРЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  • Нарицательные имена существительные в единственном числе в именительном падеже (БАЛДА , ИГРА );
  • Сущестительные, образованные от глаголов (ЛЁЖКА от гл. лежать, ОБЖИГАНИЕ от гл. обжигать);
  • Cуществительные, образованные от прилагательных (БАСТУЮЩИЙ , ДЕТСКАЯ );
  • Слова, имеющие только множественную форму (ДРОЖЖИ , БУДНИ ).

НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  • Слова с уменьшительно-ласкательными и оценочными суффиксами (ДОМИК , ДОМИЩЕ );
  • Имена собственные: имена, географические названия, компании и другие (ФЁДОР , ВОЛГА , ТОМСК );
  • Редко употребляемые сокращения и составленные с использованием только первых букв слов (ГЛАВСНАБСБЫТ , КГБ );
  • Диалектные, просторечные и жаргонные слова, сниженную лексику (БАЛАРУЖИНА , ВЫДА );
  • Другие части речи, кроме существительных: глаголы, наречия, прилагательные, числительные и другие (ВАРИТЬ , ЛЕГКО , СИНИЙ , ДЕСЯТЬ , БАСТА ).

Игра ведется на поле 3х3, 5х5 или 7х7 клеток, в зависимости от режима. В начале игры в центре поля появляется выбранное случайным образом слово. Каждый из соперников за ход может добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово. Последовательность букв в слове может быть в любом направлении, кроме диагоналей.

За составленное слово даётся количество очков равное его длине.

При игре с компьютером ограничений по времени нет, при игре с реальным соперником на ход даётся 2 минуты (кроме режима «Блиц»). Если не сделать ход в течение 2-х минут, право хода передаётся сопернику. Также вы можете пропустить ход, не дожидаясь истечения отведённого времени, нажав кнопку «Пропустить ход» . После пропуска 3-х ходов игроку присуждается поражение.

Если составленного вами или соперником слова нет в словаре, об этом будет написано, и слово засчитано не будет. Однако, если вы уверены в том, что такое слово существует и удовлетворяет правилам игры, вы можете запросить подтверждение у соперника (в случае его согласия, слово будет засчитано).

Как установить букву:

  • перетащить букву с панели на нужную клетку;
  • выделить клетку на поле, затем нажать кнопку на клавиатуре или на букву панели;
  • нажать на букву, а затем на клетку поля.

Как выделить и добавить составленное слово:

  • нажимая на клетки поля, последовательно выделить слово от первой до последней буквы, затем нажать на кнопку под полем. Если дальнейшее выделение невозможно, слово будет принято автоматически;
  • нажать на первую букву слова, а затем, удерживая кнопку мыши, выделить слово до последней буквы.

Панель истории игры

Справа от игрового поля располагается панель истории игры, в которой отображаются имена игроков, общий счет по серии игр и список набранных слов для каждой из игр серии.

После завершения игры, при продолжении серии, она будет свернута и примет вид стартового слова, отмеченного цветом, обозначающим победу (желтый), ничью (синий) или поражение (красный).

При нажатии на слово и удержании кнопки мыши отображается его определение.

В нижней части панели расположено поле "Запомнить слово", предназначенное для заметок, и поле "Проверить слово", с помощью которого вы можете проверить наличие слова в словаре. Если слово присутствует в словаре, Вы также можете посмотреть его определение.

3х3, 5х5, 7х7 - переключает текущий размер игрового поля.

5х5 Блиц - включает режим Блиц, в котором при игре с человеком каждому игроку на всю игру отводится 2 минуты. По истечении времени игроку присуждается поражение.

Другие игры - перейти к другим нашим играм.

Ход назад, Ход вперед - позволяет отменить или повторить свой ход в игре с компьютером. Вы можете повторить отменненый ход, нажав на часть кнопки, обозначенную символом >

Пропустить ход - позволяет передать право хода сопернику.

Начать сначала - начинает текущую игру с компьютером заново.

Новая игра - начинает новую игру с компьютером.

Предложить ничью - предложить сопернику ничью.

Сдаться - сдаться (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Параметры - открывает меню настроек игры, в котором вы можете:

  • Изменить вид панели алфавита;
  • Выбрать режим сложности игры компьютера;
  • Включить или отключить подсветку допустимых для установки новой буквы клеток;
  • Включить или отключить звук;
  • Запретить приглашать вас в совместную игру;
  • Открыть черный список игроков.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История – история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

Я большой фанат игры «Балда». Еще с университетских и, кажется, школьных времен, когда в «Балду» играли ручками на бумажке. Сейчас же играю, в основном, в тырнетах, например в соответствующем приложении в «Контакте» , которое меня полностью устраивает.

По мере игры я постепенно выработал небольшой сводик рекомендаций, который будет весьма полезен всем любителям этой игры. Там двенадцать несложных, местами даже очевидных, правил. Итак.

Чтобы успешно играть в «Балду» даже с самыми сильными соперниками, мало иметь отличный словарный запас и прекрасную память. Часто решающими факторами оказывается не знание слов, а умение их правильно располагать на игровом поле. О таких маленьких хитростях и пойдет речь.

1. В дебюте первые буквы ставь как можно ближе к краю.

2. Самое начало. Если ты ходишь вторым, ставь свою букву в противоположной полуплоскости относительно буквы, поставленной твоим соперником (если только иначе невозможно). Старайся поступать так автоматически, не задумываясь. Это делается для того, чтобы у соперника было меньше вариантов соединений своей и твоей буквы в одно слово.

3. Если есть возможность написать два или более слов одинаковой ценности, пиши наиболее известное из них. Возможно, твой соперник не знает другого варианта и он достанется через ход тебе.

4. Двухбуквенные блоки — это краеугольный камень всей тактики. Играя, всегда старайся оставлять блоки из двух смежных пустых клеток, лучше — с краю, еще лучше — чтобы одна была угловая. Старайся делать так, чтобы сопернику приходилось заполнять одну из этих клеток, а тебе доставалась последняя. Если же получается наоборот (такое чаще случается, когда ты ходишь первым), старайся, напротив, всячески избегать появления таких двуклеточных блоков. В правильном использовании двухбуквенных блоков, на мой взгляд, вся сила игры в эндшпиле. Иногда бывает выгоднее закрыть коротким словом однобуквенный пустой блок, чем использовать более длинное слово, заполнив одну клетку двухклеточного блока.

5. Чем дольше остается нетронутым блок из двух пустых клеток (то есть, над ним дольше думали, но не заполняли), тем менее он переспективен для того, кто ставит туда первую букву и тем более переспективен для его соперника.

6. Если ситуация на поле откровенно плохая и тебе не составить хорошего слова, — суши игру, то есть постарайся добавить такую букву, которая не оживляет ситуации — или очень редкую или такую, которая повторяет соседние (и не создает много принципиально новых буквенных цепочек).

7. Общее правило для дебюта — пиши как можно более прямые слова. Особенно это касается начального наполнения игрового поля. Каждое изогнутое слово дает дополнительное пространство для маневра твоему сопернику. Пример: начальное слово эрдит . Соперник написал над «и» букву «р» и получил «тир». Все, что ты можешь, — написать слово «тире ». Так вот, «е» надо написать точно над «р». Таким образом убиваются два зайца: делается прямое слово, из которого соперник ничего не составит, плюс создается описанный выше пустой двухбуквенный блок в углу. Однако, где-то с середины игры и до самого конца правило меняется на противоположное — старайся не вписывать первым букву в чистый ряд или чистую строку. После твоего хода площадь, занятая буквами, должна выглядеть чуть более компактной и чуть более прямоугольной, чем до него. По ходу игры надо уловить момент, когда писать прямые слова становится менее выгодно, чем оставлять после себя компактную прямоугольную область.

8. Как и в футболе, в «Балде» можно играть авантюрно, с «открытым забралом», не думая об обороне. А можно «сушить игру», играть «на разрушение», «от обороны». Эффектно смотрятся поединки между яркими представителями двух «открытых» стилей, когда слова по семь-восемь букв сыпятся одно за другим. Интересны бывают битвы между представителями разных стилей. Но на мой взгляд, высший пилотаж — это выиграть в закрытом стиле у равного себе соперника-оборонца. Когда со скрипом составляются трех- и четырехбуквенные слова из сплошных букв «щ», «э», «ж» и «ы». Такая игра не очень зрелищна, небыстра, но полна внутреннего нерва и вызывает сильнейшие эмоции у соперников. Что касается меня, я, как мне кажется, неплохо владею обоими стилями игры. С более слабыми соперниками я играю в сдержанно-атакующем стиле. И только с самыми сильными соперниками, уровня меня и выше, я предпочитаю играть от обороны. К счастью, их не так много:)

Вот отличный пример закрытого начала, когда коротенькие слова скромно жмутся по краям, чтобы не дай Бог не расшевелить игру.
.

Насколько помню, через ход-два после ошибки одного из игроков эта игра перешла из закрытой в откровенно открытую, и эта ошибка в конечном итоге стоила победы.

9. Если пишешь название химического вещества или минерала xxxxxxx , будь готов, что соперник напишет его производную xxxxxxx -ит, xxxxxxx-ин , xxxxxxx-ат , xxxxxxx-ид и т. п. Таких случаев миллион. Вот ждешь, бывает, когда выстроится слово кобальт . Дождался, выстроил. А он — раз тебе! — кобальтин , о котором ты слыхом не слыхивал. Из этого правила можно сделать вывод — на всякий случай проверяй такие возможные химические соединения. Ты поразишься, как часто ты будешь попадать в яблочко.

10. А из этого следствия вот тебе еще одно общее правило: вообще не бойся вписывать слова, которые тебе не знакомы, но похожи на настоящие. Нередко такое срабатывает, а потом ты запомнишь эти слова и будешь на них опираться в дальнейшем.

11. Выигрывая хотя бы в два-три очка, с середины партии не стесняйся провоцировать «размены», то есть пары ходов (твой, затем соперника), когда вы с ним пишете слова одинаковой длины. Чем ближе к концу, тем меньше у него шансов отыграть отставание.

12. И последнее. Никогда не пользуйся «помощником» — программой-подсказчиком для игры в «Балду» при игре с живым человеком. Этим ты оскорбляешь и игру, и соперника, и себя. «Помощник» — первый шаг к безалкогольному пиву и резиновой женщине.



Случайные статьи

Вверх