Маринованная свинина в духовке, с картофелем
Свинина имеет особенную черту – от предварительного маринования она становится только лучше. Маринад для свинины...
Если под рукой есть профессиональный инструмент, можно осваивать его возможности бесконечно. Так, например, обычная строительная токарка нередко используется в качестве основы для изготовления сувениров и различных декоративных изделий. Красиво сделанный деревянный подсвечник на токарном станке выглядит великолепно в классическом интерьере дома. Большая ваза, изготовленная из дерева способна поражать воображение. Иногда в руках опытного мастера обычная на первый взгляд чурка превращается в настоящий художественный шедевр. Как у них это получается? Что можно еще выточить самостоятельно?
Токарный станок по дереву позволяет делать не только строительные заготовки, но и различные декоративные изделия, которые призваны радовать глаз и демонстрировать возможности оборудования . Любые поделки из древесины очень практичны, им всегда найдется место в доме, поэтому можно смело поэкспериментировать и попробовать что-то сделать своими руками. Проще всего происходит точение вазы из дерева, легко может получиться кувшин, солонка и шкатулка для хранения всякой мелочи. Можно предложить сделать шахматы.
Как можно сделать вазу на токарном станке? Для ее изготовления может понадобиться определенный инструмент. Кроме токарного станка необходимо взять резцы, рубанок, ножовка, линейка, циркуль, топор и пила, шлифовальные шкурки и стамеска.
Процесс точения вазочки предельно прост. Правда, необходимо отметить, что вазы бывают сложные по конфигурации и простые. Рассмотрим, как можно выточить несложный вариант.
Так как вазочка может иметь разную форму: прямую, овальную и так далее, то соответственно и расточка верхней поверхности выдерживается точной формы. После чего производится шлифовка изделия снаружи и изнутри. Для чего используется наждачная бумага. Деревянное изделие снимается со станка, днище дорабатывается вручную с использованием рубанка и наждачки. После чего сувенир покрывается лаком.
Шахматы – фигурки маленькие, поэтому их изготовление требует определенного опыта и твердости руки токаря, а также его глазомера. Для изготовления фигуры вам потребуется небольшой чурбачок сечением 50х50 или 60х60 мм. Его с одной стороны формируют под более мелкое сечение, к примеру, 40х40 или 30х30 мм, как это показано на видео.
Этим меньшим концом заготовка вставляется и зажимается в патрон. Теперь необходимо резцом подрезать свободный торец болванки и прижать ее центром задней бабки. Снимается резцом слой древесины, чтобы заготовка стала круглого сечения. После чего можно приступать к изготовлению самой шахматной фигуры. Можно использовать традиционные формы, можно пофантазировать.
Как только фигура будет полностью готова, ее надо отшлифовать, а в конце отрезать от прижимаемой части заготовки. Остается только вручную ее обработать лаком или покрасить в черный или белый цвет. Кстати, подсвечник из дерева изготавливается на токарном станке точно также. Его длина больше, а значит, необходима будет более длинная заготовка.
Шкатулка – не самый сложный элемент, который можно обточить на токарном станке. Но если это будет изделие с крышкой, то чертежи здесь потребуются обязательно. Ведь крышка должна войти в шкатулку и сесть на паз, то есть, крышка должна стать вровень с краем самого изделия.
Для изготовления шкатулки потребуется цилиндрическая заготовка, которая устанавливается в токарный станок . Главное, чтобы заготовка не доставала до станины.
Крышка изготавливается из того же материала, что и сама шкатулка. Просто для этого необходима тонкая заготовка, которая закрепляется в патроне деревообрабатывающего токарного станка. Сначала обработка проводится широким прямым резцом, то есть формируется внутренняя часть, она может быть плоской или вогнутой внутрь. Обязательно производится шлифовка .
Затем формируется внешняя часть, для чего заготовку придется перевернуть. То есть, отрезается полуготовая часть крышки и уже почти готовой внутренней стороной устанавливается в патрон. Затем тем же резцом производится формирование внешней стороны крышки. Она также может быть плоской или выпуклой. В конце проводится шлифовка. После чего готовое изделие покрывается лаком.
В принципе, очередность изготовления сторон можно поменять, если на крышке будет ручка-держатель. Для этого придется взять заготовку потолще, чтобы точить ручку. Она может быть круглой, овальной или фигурной. Можно ручку изготовить, как отдельно выточенный элемент, и прикрепить ее на крышку шкатулки клеевым составом.
Диаметр крышки должен соответствовать диаметру внутреннего паза шкатулки. То есть, крышка должна свободно войти в паз.
Вот такие изделия можно делать своими руками на токарном станке по дереву . Самое сложное из вышеописанных декоративных предметов – это шкатулка. Здесь необходимо точно придерживаться размеров, особенно это касается толщины стенки. Сделали чуть тоньше, и появится большая вероятность, что она со временем лопнет. К тому же придется точно придерживаться диаметров крышки и паза на самой шкатулке. Если один из размеров не совпадет, то или крышка упадет внутрь шкатулки, или она окажется на крае изделия.
Поэтому при вытачивании на токарном станке самодельных поделок из дерева требуется внимание и аккуратность (работа ведь не грубая). Конечно, надо обязательно в процесс работы снимать размеры штангенциркулем.
5 675
Как сделать вазу из дерева. Вазы из дерева обычно круглые и делаются из монолитной заготовки, при этом токарная обработка перерабатывает 75 процентов дерева в стружку. На выходе мы получаем одну вазу и огромную кучу стружки, но вазы не из тополя делаются - из ценных пород дерева, хотя и тополь не один год растет. Наш способ изготовления вазы из дерева будет иным. Скоро вам станет понятно, как сделать вазу из дерева, с большой экономией древесины.
Нам понадобятся:
Ленточный станок для раскройки древесины.
Вся ваза из дерева может быть сформирована из одной клееной заготовки-доски. Это нам позволяет сделать угол, под которым вырезаются кольца нашей будущей вазы. А эффект такой как будто ваза сделана из цельной заготовки.
Первое нам нужна клеёная доска из различных пород дерева (орех, красное дерево, клен).
Склейка, вдоль по длинной стороне, идет в таком порядке орех, красное дерево, клен, затем красное дерево, орех. Прилаживаем шаблон к центральной линии клеевой полосы и наносим разметку. Именно точное, совмещение центральной полосы позволит добиться эффекта сплошной заготовки.
Вырезаем, заготовку по внешнему контуру первого кольца, для этого(как ни прискорбно) понадобится ленточный станок для раскройки древесины.
После этого. На пересечении центральной линий заготовки и внутреннего овала разметки нужно просверлить отверстие угол 25 градусов, для того чтобы заправить пилу.
Для сверления под углом, необходимо, вырезать вспомогательный шаблон - срезать один край деревянного бруска из твердой древесины, по этим углом. Значения угла написать на бруске (нам понадобится несколько с разными углами).
Затем выпиливаем сердцевину заготовки по контуру, угол стола выставляем 25 градусов. Прилаживаем кольцо к остатку доски, совместив центральные полосы, обводим по внутреннему краю, создаем линию резки второго кольца. Далее повторяем процедуру резки только, угол отверстия берем 28 градусов. При помощи второго кольца делаем третье, придерживаясь вышеозначенных указаний. В итоге у нас получается три кольца и донце нашей вазы из дерева.
Склеиваем три кольца вместе. Предварительно проверяем, плотно ли они прилегают друг к другу (можно совместить кольца и посветить внутрь фонариком). Подгонку неровностей, если они есть, делаем наждачной бумагой, и опять проверяем.
Намазываем кольца клеем, совмещаем, так чтобы центральная линия казалась сплошной. Зажимаем в струбцины при помощи двух досок.
Наш клей высох, время шлифовать.
Шлифуем различными насадками, постепенно уменьшая размер зерна, для получения ровной поверхности. После шлифовки, приклеиваем донце, стараемся, чтобы клей не выступал, если выступил, через пять минут, аккуратно разжать зажимы протереть клей смоченной тряпкой, и зажать обратно до полного высыхания. Далее шлифуем вазу вместе с донцем.
Заключительная операция – наносим несколько слоев шеллака, наводим блеск куском муслина.
Как сделать вазу из дерева теперь понятно - но воплотить задуманное не очень просто,как оказалось.
В последнее время ценность классического искусства уступает место всему оригинальному и нестандартному. Хорошо это или плохо, но мы живем в век нового и необычного. В моде натуральные материалы: неудивительно, нет ничего красивее по текстуре и более неповторимо, чем натуральное дерево, ветки, сухоцветы.
Ветки деревьев в интерьере должны быть уместны и почти незаметны – как все в хорошем ремонте, когда ничего не бросается в глаза, но создается ощущение уюта – вы все сделали правильно.
Декор вазы можно сделать из веток
На ветки можно повесить декоративные яйца
Украсить ветки можно бумажными цветами
Любовь к творчеству прививают со школы: велят делать гербарии, картины из сухоцветов, поделки. Так мы учимся понимать красоту природы и неповторимость натуральных материалов. Если вспомнить, мы делали поделки из веток к любому поводу: времена года, подарки на 8 марта и 23 февраля, или мастерили что-то полезное. Можно оплести подставку для карандашей как корзину, или сделать целую картину: к плетеной основе прикрепить деревянную панель с выжиганием. Хорошо также оформить рамки для фотографий из веточек деревьев. Подарок своими руками это стильно, красиво и оригинально в наш век дешевых сувениров и никому не нужных дешевых подарков.
Декорировать вазу можно абсолютно по разному
Когда мы вырастаем, важно, чтобы творчество оставалось в жизни. Бывает, в гостях можно увидеть необычную коллекцию фигурок из дерева: автор видел в сучках и веточках различных зверей, вырезал их, покрывал лаком и окружал ими комнату. С одной стороны, и собачка угадывается, и веточка не перестала быть собой, натуральной, неповторимой и асимметричной. Потому и собачка немного кривовата, зато уникальна. Таким же способом можно сделать и подсвечник из веточек деревьев – просто взять понравившийся сучок, выпилить отверстие под свечку, покрыть лаком – и вещь будет вас радовать на протяжении многих лет. Дешево и сердито.
Волнистые ветки буду выглядеть очень стильно
Сухие ветки можно разукрасить в разные цвета
Ветки можно покрасить в блестящую краску, это будет выглядеть красиво
После похода в лес, если вы решите использовать сухие ветки в интерьере, могут понадобиться следующие инструменты:
Сухие ветки можно скомбинировать с цветами
Цветы идеально подойдут для декора вазы
Вуаля! Материал для декора готов, можно переходить к следующей стадии – непосредственному процессу творчества.
Сухие ветки с цветами будут выглядеть шикарно
Разукрасить ветки можно разными цветами, это будет выглядеть оригинально
Золотистые ветки в вазе отлично дополнят интерьер комнаты
Вьющиеся ветки можно дополнить бумажными цветами
Украшенные сухие ветки для вазы на балконе будут выглядеть красиво
Декор вазы растениями и цветами
Большое количество растений в вазе будет гармонично дополнять интерьер комнаты
Ветки можно украсить маленькими цветами и бисером
Вазу с сухими ветками можно поставить в спальню
Цветы можно покрыть ярким блестящим лаком
И еще бесконечное множество идей! Редкие ветки в интерьере настолько сложны и красивы, что их хочется разглядывать. У каждого дерева ветви неповторимы, но часто мы так мало на этом акцентируем внимание, сосредотачиваясь на листьях.
Вариантов декора ветками для дома неограниченное количество, в принципе, любую понравившуюся веточку можно повесить на стену, на гардину, положить на полку в шкаф. Особенно, если эта ветка чем-то для вас ценна: привезенная из дальнего путешествия, она напоминает о других днях, о близких людях, о давних мечтах и надеждах. Немаловажно и функциональное использование декоративных веток – ими можно заменить многие привычные вещи нашего обихода.
Большие толстые ветки будут выглядеть очень красиво в интерьере комнаты
Ветки для напольной вазы можно покрасить в золотистый цвет
Для декора вазы подойдут любые ветки
Сочетание цветов будет отлично дополнять интерьер
Живые ветки будут смотреться очень красиво
Ветки деревьев в интерьере, как множество бесплатных материалов, лежащих в любом лесу, обладают очень ценным преимуществом: они бесплатные. Вы вдыхаете в них вторую жизнь, увеличиваете цену куска дерева временем, силами, затраченными материалами: красками и лентами. Когда надоест этот хлам, его всегда можно выкинуть. Все требует перемен, вкусы пересматриваются, рождаются дети, у них будут другие планы на ваше жизненное пространство, красивые, но бесполезные вещи покрываются толстым слоем пыли, удалить его без повреждения композиции практически невозможно. А когда дети подрастут, вы будете уже с ними искать в лесу красивые веточки, вырезать из них кукол, вешать на стену красивыми композициями или делать школьные поделки.
Вазы могут стать прекрасным украшением интерьера. Некоторые из них можно даже создать своими руками. Вазы возможно украшать и преображать очень быстро, даже собственноручно. Это позволит создавать всё новые и новые отличительные черты в интерьере.
Прекрасный вариант заполнение вазы при помощи винных пробок, при помощи которых ваза сразу же преображается.
Вторым важным условием безопасной работы мелкожелобчатой стамеской выступает требование всегда направлять ее вниз по склону, т. е. к меньшему диаметру. Заточка этого инструмента обычно выполняется под 30°. эту операцию очень удобно проводить
с помощью специального устройства, которое я сделал для заточки глубокожелобчатых стамесок, несколько изменив его настройку. Фаска получается идеально ровной без граней. Данное приспособление будет описано позже в другой статье, а сейчас следует уточнить, что вместо мелкожелобчатой стамески для формирования профиля вазы можно применять и глубокожелобчатую с менее зарывистым характером, что я часто и делаю.
На фото 6 показано чистовое скобление выточенной наружной поверхности вазы крыльями мелкожелобчатой стамески, которая ведется под 45° к поверхности детали. Окончательное выравнивание заготовки с продольным расположением древесных волокон можно выполнять и с помощью косячковой стамески, как это представлено на фото 7. Правда, она отличается весьма зарывистым характером и даже представляет опасность, так как при зарыве может вылететь из рук и поранить токаря. В то же время в руках опытного специалиста такой инструмент является универсальным, позволяющим выточить практически все, но только при долевом расположении древесных волокон, т. е. при поперечном точении ко-сячковая стамеска абсолютно неприменима. К слову, ее лезвие затачивается под 25° обязательно на платформе подручника электроточила.
Завершив формирование внешнего профиля вазы и выровняв ее поверхность, а также нанеся мелкие декоративные буртики и канавки мелкожелобчатой стамеской (фото #) я провожу мокрую шлифовку изделия наждачной бумагой зернистостью Р220. для чего окунаю «шкурку» в тарелку с водой, а поверхность сбрызгиваю опрыскивателем. Эта шлифовка носит предварительный характер. и в дальнейшем после сушки изделия потребуется окончательная доводка. Далее срезаю тонкой отрезной стамеской опорный выступ на донце вазы (фото 9) и зажимаю донце в патроне с подпором изделия задней бабкой (фото 10) для плотного прилегания передней плоскости губок к нижней части вазы. Следующим этапом будет сверление глубокого отверстия в горловине вазы, но поскольку она имеет большую длину, то для надежности я решил дополнительно зафиксировать горловину в люнете (фото 11), применение которого -обычная практика при точении ваз.
Люнеты для маленьких токарных станков не продаются, их приходится изготавливать самому. Мой трехколесный люнет (такие приспособления бывают еще двух- и четырехколесными) сделан из фанеры толщиной 40 мм. диаметр отверстия для заготовки составляет 220 мм, а колеса для роликовых коньков с прецизионными подшипниками обеспечивают относительную бесшумность работы. Только установил люнет, как мне понадобилось прервать работу: пришлось взять рулон пищевой пленки и обмотать ею вазу (фото 12), иначе изделие из влажной древесины яблони (чрезвычайно «трескучей» породы) обязательно треснуло бы за время моего отсутствия. Этой пленкой я, к слову, также оборачиваю полуготовые чаши из слабой, сильно подгнившей древесины для предотвращения их разлета на куски при расточке внутренней полости. Задуманная мною ваза должна была стать универсальной, т. е. пригодной как для искусственных, так и живых цветов. В последнем случае воду следует наливать в какой-либо подходящий небольшой сосуд, например, стеклянную пробирку длиной 200 мм и диаметром 20 мм, помещаемую внутрь вазы (фото 13).
У меня не нашлось подходящего длинного сверла (типа спирали Левиса или перового с канавками для отвода стружки) для проделывания отверстия в горловине вазы. Пришлось насадить простенькую плоскую «перку» шириной 22 мм из набора производства еще советских времен на длинный (300 мм) стальной стержень диаметром 10 мм и зажать его в мощном сверлильном кулачковом патроне с конусом Морзе (фото 14). Очень короткая база моего станка не позволяла вставить патрон в пи-ноль задней бабки, а толщина стержня созданного приспособления не давала возможности закрепить его в 10-миллиметровом патроне обычной дрели (9 мм). В итоге при сверлении глубокого отверстия в горловине вращающейся вазы пришлось просто с большим усилием удерживать патрон в руке, опирая стержень на подручник. На фото 15 и 16 показаны начальная и конечная стадии этого процесса. Кстати, для удобства дальнейшего использования пробирка, вставляемая в горловину вазы, должна выступать оттуда приблизительно на 5 мм.
На этапе финишной обработки донца, т. е. устранения вмятин от кулачков патрона и выравнивания торца, необходимо было развернуть почти готовую вазу на станке. Предварительно я выточил опорную планшайбу с углублением под диаметр горловины (фото 17). поместил ее туда и сзади подпер донце корончатым центром, в который вставил дополнительную самодельную узкую насадку. Когда позже я вытачивал другие вазы приблизительно такой же формы, то попросту осторожно зажимал горловину в патроне с использованием малых кулачков типа F, подложив под них полоску из пластика толщиной более 1 мм. В качестве смягчающей прокладки также сгодится отрезок коаксиального (антенного) кабеля.
На фото 18 показан поиск центра на донце, когда он по каким-то причинам не был намечен или исчез. Черным фломастером отмечается биение, далее нужно, постукивая по отметине киянкой, сместить заготовку так, чтобы искомый центр оказался на своем месте. После этого проводится обработка донца с помощью глубокожелобчатой либо мелкожелобчатой стамески (фото 19)
По завершении точения вазу необходимо высушить без растрескивания. На воздухе образование трещин почти неизбежно, что усугубляется большой толщиной вазы в нижней части (чем тоньше стенки изделия, тем выше шанс избежать трещин, а также некоторого коробления). Я просушиваю свои изделия из сырой древесины одним из двух способов: либо закладываю в бумажный крафт-пакет, наполненный влажными стружками того же дерева (фото 20), либо наполняю этими стружками само изделие, которое затем заворачиваю в два слоя газеты и ставлю на полку в сарае. Последний метод особенно удобен и эффективен для чаш и тарелок со стенками толщиной 4-8 мм, которые без трещин и коробления высыхают летом приблизительно за две недели.
К сожалению, образования трещин в нижней толстой части вазы из яблони избежать не удалось даже после двухмесячной сушки в крафт-пакете, а сушить дольше не позволяли обстоятельства. Пришлось заделывать трещины путем вклеивания тонких пластин того же материала, выпиленных на ленточной пиле и затем обработанных с помощью шлифовальной машинки Ргоххоп с твердосплавным диском и электронапильника Black&Decker. Вклейки оказались почти незаметными, однако эта дополнительная работа заставила меня пересмотреть методику точения ваз с тем, чтобы делать их нижние части полыми для уменьшения вероятности растрескивания.
Надо сказать, что с самого начала меня грызли сомнения в правомерности упрощенного подхода, ограниченного простым сверлением узкого канала в горловине, что можно видеть в ряде видеороликов в сети Интернет. Раньше я растачивал полости в нижней части ваз, но при этом всегда возникали различные трудности. Правда, вазы я делал редко. Прошедшим же летом я изготовил серию ваз близкой формы, и проблему надо было решать кардинально. С самого начала на обоих концах цилиндрической заготовки вытачивается по выступу. Сформировав внешний профиль нижней части вазы, следует тут же приступить к расточке ее полости с применением люнета, удерживая заготовку в патроне за выступ на месте горловины. С помощью глубоко- или мелкожелобчатой стамески растачивается отверстие диаметром около 50 мм. через которое далее можно будет ввести какую-нибудь из изогнутых стамесок – шарнирную, с твердосплавной насадкой или резцом-насадкой {фото 21), а остаточная толщина стенок постоянно контролируется кронциркулем.
По завершении процесса расточки необходимо отдельно выточить из того же древесного материала заглушку подходящего диаметра и вклеить ее в отверстие выступа (донца). Здесь следует прикинуть глубину выступания заглушки внутрь полости таким образом, чтобы пробирка, которая в дальнейшем будет на нее опираться, выходила наружу на вышеупомянутые 5 мм. Если же пробирка провалится в горловину, возникнет дополнительная морока с подклейкой кусочка древесины на дно вазы через узкий канал.
Ту часть вклеенной заглушки, которая выступает наружу, я срезаю на ленточной пиле. Далее донце будет окончательно обработано уже описанным выше способом.
Если ваза имеет другую форму со значительно более широкой горловиной, то про-
бирка в качестве сосуда с водой здесь никак не подойдет. Что делать? Решение пришло довольно быстро, когда я взял полусгнивший березовый сувель с яркой текстурой, заготовленный пару лет назад в лесу, и выточил из него вазу с горловиной диаметром 35 мм. Далее в своих запасах я нашел двухметровую пластиковую трубку ярко-зеленого цвета диаметром 32 мм и отрезал от нее на ленточной пиле кусок длиной около 160 мм, решив превратить его в требуемый сосуд. Сначала с помощью газовой микрогорелки я убедился в том, что данный пластик не является термопластичным, т. е. сварить из него нужную емкость не удастся. Пришлось обратиться к склеиванию, для начала отпилив от исходной трубки еще один небольшой кусок и сделав на нем дополнительный долевой пропил. С помощью промышленного фена я нагрел отрезок до мягкого состояния. развернул в плоскость, положил под пресс, а после остывания выровненного куска пластика циркулем нанес на нем контур кружка, который будет играть роль донышка в сосуде из трубки. Далее я довольно точно, хоть и на глаз, привел его
размер в соответствие внутреннему диаметру трубки (28 мм) с помощью электронапильника Black&Decker (фото 22). Загнал кружок в трубку на глубину приблизительно 3-5 мм и залил снаружи толстым слоем довольно универсального водостойкого суперклея «Мастер» на основе сополимеров винилацетата, который хранился у меня уже лет десять (фото 23). Яркий цвет сосуда показался мне вульгарным, и я покрасил его коричневой быстросохнущей нитроцеллюлозной эмалью. Последующая выдержка с водой в течение месяца показала герметичность изготовленного сосуда, а общие эстетические свойства точеной вазы с живой веткой золотарника можно оценить на фото 24.
Напоследок хотелось бы заметить, что в магазинах продаются самые разнообразные пластмассовые водопроводные трубы, из которых можно без труда сделать любые сосуды для живых цветов и поместить внутрь точеных деревянных ваз. На фото 25 показан ряд таких изделий, созданных мною прошедшим летом из различных пород древесины по вышеописанной методике.
Фото 1. Поперечное пиление бревна на козлах. Фото 2. Заточка обдирочной стамески на электроточиле. Фото 3. Черновая обработка заготовки обдирочной стамеской. Фото 4. Формирование выступа на конце цилиндра под патрон с помощью отрезной стамески. Фото 5. Формирование наружного профиля вазы с помощью мелкожелобчатой стамески. Фото 6. Чистовое скобление поверхности мелкожелобчатой стамеской. Фото 7. Чистовая обработка поверхности с помощью косяка. Фото 8. Нанесение декоративных буртиков и канавок мелкожелобчатой стамеской. Фото 9. Подрезание опорного выступа тонкой отрезной стамеской.
Фото 10. Зажим донца вазы в патроне с подпором задней бабкой. Фото 11. Фиксация горловины вазы в самодельном люнет. Фото 12. Герметизация вазы пищевой пленкой. Фото 13. Стеклянная пробирка. Фото 14. Самодельная перка
Фото 15. Начало сверления глухого отверстия под стеклянную пробирку.
Фото 16. Пробка в отверстии вазы.Фото 17. Вытачивание опорной планшайбы с отверстием под горловину вазы. Фото 18. Обратная фиксация вазы и поиск центра на донце. Фото 19. Дообработка донца мелкожелобчатой стамеской.