Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". «Живая Русь» в поэме «Мертвые души

Русь

« Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? ! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. » («Мертвые души», глава 11)

Н.В.Гоголь попытался максимально точно отразить все процессы и общественные устои, господствовавшие в тридцатые годы 19 века на Руси. Чиновники, помещики, крепостной народ - вот главные герои поэмы. Именно к простому народу, к родной России так благосклонно относился писатель: с нежностью, любовью и сочувствием. Его восхищали леса и степи, удаль, ум и талант русского народа. Гоголевский «смех сквозь слёзы» - это любовь и печаль великого писателя. И в этой печали выражалась вся скорбь, когда он внимательно всматривался в святую Русь, стонущую под гнётом крепостничества.

Писатель не случайно для произведения выбрал жанр поэмы: для неё весьма характерно мощное лирическое начало. В планах у Н.В.Гоголя было написать не один том. Так, подобно поэме Данте «Божественная комедия», первый том «Мёртвых душ» задумывался как «ад», а далее «чистилище» и «рай». Крепостные находились в рабском положении, ими распоряжались, как вещью. Даже мёртвый человек становился всего лишь средством наживы. И у помещиков души мертвы, в них нет Бога. Разве это не «ад»?

Вся Русь раскрывается в похождениях П.И.Чичикова. Этот человек с молоком матери впитал одну непреложную истину: главное в жизни - копить копейку, «прошибать всё на свете копейкой».

Очень характерен в произведении мотив дороги. Дороги в России скверные, по ним можно встретить разутых, полураздетых, оборванных мужиков. Они часто бежали от своих господ, чтобы где-нибудь попытаться найти себе лучшее пристанище.

В каждом отдельном помещике Н.В.Гоголь показывает «отвратительную» черту. Так, Ноздрёв - это страшный взяточник, в нём столько прыти, что его можно было назвать «разбитным малым».

Весь облик Манилова вызывал смертельную скуку. Он типичный невежда, лентяй. Но самое характерное в его владении - это запущенный и недвижимый пруд, избы крепостных: « … темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень... Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный».

Образ Коробочки - модель зарождения феодализма. Эта рьяная помещица знает всех своих крепостных, да и живут они гораздо лучше, чем крепостные Манилова. Но ей не жаль, например, своего сгоревшего кузнеца. Только об одном горюет, что теперь не может шиковать в карете, так как некому подковать лошадей.

Но именно в Чичикове и Плюшкине автор увидел надежду на возрождение, потому что только у них есть прошлое, они пытаются построить внутреннюю речь на протяжении всей поэмы, только у них «живые глаза».

Показываются, в противовес господам, искалеченные судьбы простого народа. Попов, беглый крепостной, очень грамотный человек, скитается без паспорта и предпочитает тюрьму, нежели возвращение к помещику Плюшкину. Сапожника Максима Телятникова, отличного мастера, обманывает поставщик кожи. Он, не выдержав трудностей, начинает пить. А Абакум Фыров выбрал для себя каторжный бурлацкий труд, потому что там хоть изредка удаётся отдохнуть в удовольствие.

Образ народа в поэме - это основа государства. Народ тёмен, забит, невежествен лишь по причине засилья крепостничества. Н.В.Гоголь пытается осмыслить настоящее, чтобы увидеть будущее России. Он размышляет о новом типе жизни в пределах старых форм. У него есть твёрдая уверенность, что государство, как бы ни отклонялось от своего развития, всё же эволюционирует. Но для этого необходимо, в первую очередь, преобразовать моральную сферу жизни. Человек должен увидеть в себе свет и возродиться душой.

Тема: - Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Н. А. Некрасов

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом - Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка...
Крестьяне - люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье - “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый...” - эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Ги-рина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий - “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша - выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “... проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь - все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Создал своего рода «Войну и мир» в стихах - легендарную поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Совершенно заслуженно этот труд поэта называют эпохальным. Сам Некрасов считал его главным своим произведением, венцом творчества. К сожалению, поэма так и не была закончена, однако в опубликованных четырёх частях и прологе уже чётко вырисовалась авторская революционная задумка. Если «Евгения Онегина» называли «энциклопедией русской жизни», то произведение Некрасова можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни.

Долгие годы поэт посвящал лиру «народу своему». Даже Муза Некрасова, «кнутом иссеченная», представлялась ему в образе прекрасной женщины-крестьянки, сильной, несломленной и непокорной. Николай Алексеевич был уверен в том, что отмена крепостного права станет своего рода точкой отсчёта, после которой неисчислимая человеческая сила Руси окрепнет, восстанет из небытия.

Однако после того как император подписал указ об освобождении крестьян, поэт с удивлением и ужасом увидел, что жизнь закабалённых людей не изменилась в лучшую сторону. Это подтолкнуло Некрасова к жестокой и безумной мысли о необходимости революции и даже свержении самодержавия. Но об этом чуть позже.

Итак, поэт разочаровался в результатах отмены крепостного права, к которому он так долго призывал власти и народ. В его голове теперь зреет другая мысль, и он, подобно Гоголю с его «Мёртвыми душами», собирается показать всю Русь - но не с одного боку, а со всех сторон. Именно поэтому мужики, ищущие ответ на вопрос «кому живётся весело, вольготно на Руси», собираются обойти всю империю, расспросив о счастье от попа до царя. Интересно, что путники не ищут счастливых среди крестьян, поскольку сами понимают, что таковых нет. Так, в главе «Счастливые» герои подносят водку каждому, кто докажет, что он счастлив. И оказывается, что благодать крестьян - суметь выжить среди всех невзгод и иметь силы работать. Солдат, например, счастлив тем, выжил в двадцати боях, бывал бит палками и много голодал, но всё равно выдюжил, справился с горестями.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Непривлекательная картина, не правда ли? Горько от осознания такого «счастия». А ещё горше поэту от того, что свободные люди не сумели «выдавить из себя раба». Именно поэтому он в неприглядном свете изображает раболепствующих крестьян, не решающихся постоять за себя: например, «Якова верного» — человека, который отомстил барину… собственной смертью! Такие персонажи не вызывают симпатии у Некрасова.

Особое место в поэме занимает история русской женщины, крестьянки Матрёны Тимофеевны. Сама эта тема проходит красной нитью в творчестве поэта, так что неудивительно, что именно национальной героине посвящена целая часть поэмы.

Некрасов рисует Матрёну Тимофеевну как красивую женщину, статную, работящую, очень сильную, верную и преданную. В первую очередь она мать, которая готова вынести все трудности ради собственных детей.

Крестьянка не сразу соглашается поведать историю своей жизни путникам, но всё же рассказывает, что до замужества она жила счастливо, хоть и проводила дни в трудах и заботах. После свадьбы ей пришлось худо: муж бил её, свекровь «в три погибели гнула», а труды стали почти нестерпимыми. Поэт без прикрас показывает, как тяжела женская доля: Матрёна Тимофеевна теряет первенца, переживает голод, рабский труд, боли и обиды, но не сдаётся. Как истинная мать, она принимает наказание розгами за собственного сына. В конце концов судьба улыбается ей, и сама губернаторша Елена Александровна становится заступницей Матрёны Тимофеевны.

Сама поэма написана белым стихом, ритмично, но без рифмы. Кроме того, Некрасов пользуется традиционно сказочными зачинами («В каком году — рассчитывай, /В какой земле - угадывай, /На столбовой дороженьке/Сошлись семь мужиков»), прибегает к сказочным символам, поэтому, например, в тексте появляется скатерть-самобранка. Своеобразный стиль поэмы призван сделать её близкой по духу к песенной и сказочной традициям Древней Руси, сохранившимся до наших дней. Художественными средствами достигается «народность» произведения.

Плач и слёзы - один из символов поэмы, мотив, встречающийся в каждой главе. Наверное, именно он ярче всего отображает жестокость реальности, в которой живут освобождённые крестьяне. В их среде господствуют предрассудки, голод, нищета, боль, рабский труд. Н.А. Некрасов пытается найти для этих людей выход, помочь им справиться с невзгодами. Именно поэтому в поэме появляются такие персонажи, как Ермил Гирин, честный крестьянин, отказавшийся усмирять бунтующих крестьян, или Савелий - «богатырь святорусский». Именно из его уст звучит удивительно точная фраза, отражающая, пожалуй, авторское отношение к действительности: «Клейменый, да не раб!».

При этом Некрасов совершает ужасную ошибку, оправдывая так называемое «разрешение крови по совести» (по терминологии Ф.М. Достоевского). Так, в поэме оправданы и Савелий, закопавший живьём немца-управляющего, или жестокий атаман Кудеяр, получивший отпущение своих грехов Господом за… убийство пана Глуховского! При этом поэт будто бы забывает, что самому христианскому духу противоречит мысль об убийстве, ведь это - один из семи смертных грехов. Именно поэтому, несмотря на свою кажущуюся близость к народу, Некрасов оказывается чрезмерно далёк от него. Он демонстрирует полнейшее незнание русской культуры, религии, которая являлась основой крестьянской жизни.

Некрасов уподобляется либералу-Белинскому, писавшему: «Я начинаю любить человечество маратовски (Марат - один из лидеров Великой Французской революции - прим. автора). Чтобы сделать счастливою малейшую часть человечества, я огнём и мечом перебил бы оставшуюся. Но смешно и думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастию». Таким образом, Некрасов в образе своих положительных героев, в том числе и Гриши Добросклонова, становится идеологом философии крови, насилия, не понимая, что добросердечного русского человека, нравственного, духовного, невозможно «привести к счастию» людоедством, страданиями. Получается, что Некрасов, без прикрас нарисовавший жестокую действительность жизни русского крестьянства, толкает народ на неправильный путь избавления, тем самым укореняя господствующую в их мире жестокость.



Случайные статьи

Вверх