Материал на тему: Дидактическая игра "Доскажи словечко".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе Е. В. Колесниковой «Раз – словечко, два - словечко» во второй младшей группе детского сада

Тема:

Задачи:

Упражнять детей в правильном произношении согласных звуков.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический вкус, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Учить читать стихи, не спеша, четко проговаривая каждое слово.
Закрепление полученных знаний.

Материал:

Рабочие тетради, цветные карандаши, игрушка - кошка, конверт с разрезанными карточками, мешочек с игрушками (пирамидка, мяч, матрешка, кубики).

Ход НОД:

Вовлечение детей в деятельность

Воспитатель обращает внимание детей на кошку (мягкая игрушка).

Ребята, посмотрите какая красивая кошка пришла сегодня к нам в гости. Она держит в своих лапках какой-то конверт! Посмотрим, что в нем лежит?

В конверте лежат карточки с незаконченными фразами.

Тут что-то написано, вы сами сможете прочитать, что там написано? (нет)

1. Словесная игра «Подскажи словечко»

А давайте мы с вами, вместе выполним это упражнение, сейчас присядем на стульчики, вы по очереди будете давать мне карточку, я ее прочитаю, и выполним вместе задание со всех карточек.

Дети садятся на стульчики, по очереди каждый ребенок выходит к воспитателю, воспитатель читает незаконченную фразу, а остальные дети дополняют фразу нужным словом.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...
(воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись...
(фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за...
(животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке...
(лапу)

А возле этой елки
Бродили злые...
(волки)

Долго, долго крокодил
Море синее...
(тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало...
(жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая...
(лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без...
(бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ...
(телефон)

Отлично справились с заданием.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

А посмотрите, здесь стоит какой-то мешочек, его нам тоже принесла кошечка. Вы хотите узнать, что она там нам принесла?
- Но просто так, она вам ничего оттуда не даст, она приготовила загадки, если вы отгадаете загадку, то попробуете в мешочке найти на нее отгадку.

Загадки:

Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(мяч)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
(кубики)

Меня разбирают, меня собирают,
Колечки на ногу одну надевают.
(пирамидка)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка
Острые зубки.
(мышка)

Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа.
(рыба)

Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это...
(еж)

Молодцы, вы достали все игрушки из «чудесного мешочка», а сейчас давайте сядем за столы и найдем там такие игрушки и раскрасим их, чтобы они были такие же красивые как эти игрушки, которые нам принесла кошечка.

Физминутка «Кто в домике живет?»

Дети образуют два круга, в каждом кругу на стуле сидит игрушка (кошка и ежик). Воспитатель поочередно подходит к каждому кругу и спрашивает: «Кто в домике?», дети отвечают, имитируя голоса животных. Затем воспитатель предлагает детям расцепиться и погулять по группе, а сам в это время меняет местами игрушки на стульях. Затем дети по сигналу воспитателя должны снова собраться в круг возле той игрушки, у которой стояли вначале игры. Повторить игру 2-3 раза.

3. Игровое упражнение «Кто что любит?»

Кошечка и ежик рады, что вы поиграли с ними, и они немного устали и проголодались, давайте сейчас поможем им найти еду, которую они любят. (работа в тетрадях)
- Что любит кошечка?
- Что любит ежик?
- Проведите дорожку от животного к той еде, которую они любят.
- Молодцы, отлично справились с заданием.

4. Чтение стихотворений наизусть по картинкам

Сейчас давайте еще расскажем нашим гостям сколько стихов мы с вами знаем.
Воспитатель показывает детям картинку со стихотворением, дети читают стихотворение наизусть по рисункам.

Итог занятия:

Кошечке очень понравилось с вами играть, и за это она вас хочет угостить вашим любимым блюдом (конфеты)
- Я очень рада, что вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас кошечка, я вместе с ней дарю вам вот эти тетрадочки, чтобы вы доделали пустые странички, и не забывали о том, что мы проходили в течение года.
- Тетрадочки давайте положим к себе в шкафчики, и немного поиграем с кошечкой и со всеми игрушками, которые она для вас принесла.

Самоанализ проведенного открытого показа НОД по кружку во второй младшей группе, воспитатель: Пашкова С. С.

Тема:

Закрепление пройденного материала (согласные звуки), рисование дорожек, раскрашивание фигур, рассказывание стихотворений.

Программное содержание:

1. Словесная игра «Подскажи словечко», повторили умение подбирать рифму к словам.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», закрепили умение отгадывать загадки и на ощупь находить отгадку (игрушку), закрепление мелкой моторики (раскрашивание картинок в рабочей тетради).
3. Игровое упражнение «Кто что любит» (развитие мелкой моторики и соотнесение предметов пищи с животным).
4. Чтение стихотворений наизусть (самостоятельное чтение стихотворений по картинке, четкое проговаривание всех слов).

Непосредственно образовательная деятельность прошла по плану, все поставленные задачи были успешно решены в ходе проведения деятельности. Интерес детей поддерживался на протяжении всего мероприятия. Постаралась использовать все пространство группы. В деятельности были задействованы все дети.
Результатом остались довольны и воспитатели и дети группы.

0-0---------------------

Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: -
Вылезай на свет...(морковка).

Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах!
Ох! Покатился...(горох).

Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее...(капуста).

Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем...(кабачок).

А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые...(огурцы).

Верите - не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке...(помидоры).

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).

Желтая, пушистая,
Нежная, душистая,
Боится мороза,
Зовется... (мимоза).
Н. Нищева

Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется... (подснежник).
В. Нищев

Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя... (фиалка).
Н. Нищева

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (одуванчик).

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это... (сыроежки).

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый... (мухомор).

Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице - в полоску.
Ты узнаешь... (березку)?

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (ёлки).

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля... (енот).

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь).

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я... (осьминог).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?.. (лиса)

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это... (рысь).

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это?.. (слон)

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится... (кошки).

Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?... (ёж)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?.. (мышка)

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется... (ишак).

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?.. (олень)

На ветке птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? ... (белка)

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша... (львица).

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын... (жираф).

В реке большая драка –
Поссорились два... (рака).

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится -
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
Е. Ильин

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый... (гусь).

Угадай-ка, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это... (сова).

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его... (скворец).

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица... (грач).

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» -
И ставит подпись: ... (дятел).

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем,
Хоть кругом и красота?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина... (орла).

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь -
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Е. Ильин

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (ворона).

Верещунья, белобока,
И зовут ее... (сорока).

Костя в комнату вошел
И поставил сок... (НА стол).

Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки... (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла... (СО стула).

Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика... (ИЗ шкафа).

Закатила барабан
Наша Оля... (ПОД диван).

На портрете - Аня с бантом,
А портрет тот... (НАД сервантом).

Если хочет Миша спать,
Он приляжет... (НА кровать).

Книжку новую Ивана
Я достал... (ИЗ-ПОД дивана).

Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть... (НА стуле).

Сегодня все ликуют:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
(шары).

Он - с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он - веселая игрушка,
А зовут его...
(Петрушка).

В этой молодице
Прячутся девицы,
Каждая сестрица -
Для меньшой темница.
Красные щечки,
Пестрые платочки.
Хлопают в ладошки
Веселые...(матрешки).

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю... (игрушки).

Хлоп - и конфета
стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно:
это... (хлопушка).

На одной ножке кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица –
Музыкальная... (юла).

Игра «Доскажи словечко»

Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Растения», «Птицы», «Животные», «Мебель», «Игрушки», развивать фонематический слух, внимание, память, мышление

Варианты игр

1.В игре используются карточки по одной из тем. Логопед читает стихотворение, ребенок должен правильно досказать слово (без опоры на картинку, в случае затруднений картинка показывается), карточку получает ребенок, который первым правильно произнес слово.
2.В игре используются только те карточки, в названии которых есть необходимый звук. Играть, так же как и в первом варианте.
3.Игра «Четвертый лишний». Сначала дети договаривают слова, затем определяют лишнее слово.
4.Ребенок должен разложить карточки на группы. Затем одна из них используется для игры «Доскажи словечко».
5.У детей по одной (или более) карточек. Логопед зачитывает стихотворение, а тот, у кого карточка с нужным словом называет его и поднимает карточку.

Изучение русского народного костюма. Игра «Подскажи словечко»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", г.Рыбинск Ярославской области.
Описание:
Стихи представляют интерес для учителей, воспитателей ДОУ, родителей. Стихотворная словарная игра может быть использована при ознакомлении детей старшего дошкольного и школьного возраста с древнерусским костюмом.
Смысл игры заключается в том, чтобы быстро сообразить и подсказать подходящее слово на заданную рифму. В данном случае такой отгадкой всегда будет слово "сарафан".
Цель: формирование и закрепление знаний об истории и элементах женского народного костюма на Руси.
Задачи:
- расширять знания детей о древнерусском народном костюме, его элементах, сарафане в частности;
- развивать познавательную и речевую активность, реакцию, смекалку, любознательность, кругозор;
- воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традициях;
- воспитывать чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Основным типом женского костюма в северных районах Руси стал комплекс одежды с сарафаном. Первое упоминание о сарафанах относится к 13 веку. Любопытно, что изначально сарафан считался мужской одеждой, затем его носили представители обои полов. Лишь спустя время сарафан стал исключительно женским платьем.
Для изготовления сарафана сначала ткали узкие полотнища из льняных или шерстяных нитей. Для пошива одного сарафана требовались десятки метров ткани. Так, на пошив «русского» - косоклинного распашного сарафана - уходило до 44 метров холщовых полотнищ. Суровая ткань (суровье) подвергалась белению и крашению.
Шить умели все девушки: и крестьянки, и дворянки. Сарафаны являлись непременной частью приданого. У богатых невест сарафанов было очень много. Часто для их пошива использовались дорогие ткани: парча, кисея, шелк. Бахрому и кружева мастерицы обычно плели сами. Украшали сарафаны вышивкой, тесьмой, пуговицами, бусинками, даже жемчугом.
В период правления Петра 1 был издан ряд указов, утверждающих европейский костюм на Руси. Но русское крестьянство по-прежнему являлось хранителем народного идеала и костюма.

Игра: «Подскажи словечко»

Что наши прабабушки носили?
Душегрею, опашень, кафтан...
Издавна все девушки любили

Грациозный русский... (сарафан)


Бедные крестьянки и особы,
На которых выпал важный сан,
Берегли, не износился чтобы
Яркий и нарядный... (сарафан)


На Руси невесты так красивы!
Украшал всегда девичий стан
Неизменный, бабушкин, любимый,
Длинный, весь расшитый... (сарафан)


Не страшны Петровские указы
Под влияньем чужеземных стран.
Так хотел он уничтожить сразу
И изгнать народный... (сарафан)


Шли века. Но он как прежде в моде.
Пусть французы шепчут:«О, шарман!»
Выбрать можно по любой погоде
Стильный современный... (сарафан)


Знают все про школьную нагрузку,
И про форму всем совет был дан:
«Белую купите дочкам блузку,
А поверх наденьте... (сарафан)»


Молнии, заклёпки и застёжки,
Спереди отстроченный карман.
Представитель фирменной одёжки -
Джинсовый удобный... (сарафан)


Всё пройдёт... Или уже проходит...
Но живёт, и это не обман!
Никогда из моды не выходит
Всем известный русский... (сарафан)!

Анна Жиганова
Речевые игры для старших дошкольников

Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры , вы обогащаете его словарный запас. Речевые игры - прекрасная тренировка памяти.

Обязательно объясняйте ребенку значение незнакомых слов, обращайте его внимание на слова-синонимы, антонимы, омонимы. Это позволит ему почувствовать красоту и богатство языка. Игры этого раздела способствуют развитию творческого мышления и логики.

Игровое задание : «Что подойдет?»

Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней ребенок должен распределить объекты на различные группы.

Задавайте детям вопросы и проследите, сколько ответов они смогут дать. Например :

Пирожки с какой начинкой вы любите? Назовите предметы, которые могут взлететь. Сколько явлений природы вы знаете? Сколько дней недели вам известно? Каких перелетных птиц вы знаете?

Назовите «волшебные слова» , которые вы чаще всего произносите. Сколько домашних животных вы знаете?

Рифмы. Игровое задание : «Подумай и скажи»

Прочтите ребенку стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»

На улице Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

Написано : «Игра» .

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру) .

И наконец Спросил его :

А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал :

Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц -

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,

Другая сразу - гость и трость.

Одна достала слово слон,

Другая - звон и телефон.

Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил : бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье точка.

Мы с ним играли целый час

Похожими словами, теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам. Например :

лисичка - сестричка; машина - шина; мишка - шишка и т. д.

Доскажи словечко Игровое задание : «Закончи стихотворение»

Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете ребенка внимательно слушать текст, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Есть одна игра для вас :

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Прочтите ребенку, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису) .

С. Маршак

Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, а не. (киска) .

С. Маршак

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался. (зайка)

Телефон опять звонит От него в ушах. (звенит) .

Хитрый след плести стараясь , По сугробам прыгал. (заяц) .

Р. Рашидов

Лежебока рыжий кот Отлежал себе. (живот) .

И. Замбаева

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как. (трещотки) .

К. Чуковский

В реке большая драка - Поссорились два. (рака) .

А малыш пускай внимательно слушает и договаривает подходящее слово. Ведь все эти стихи вам так знакомы.

Цепочка слов Игровое задание : «Паровозик отправляется»

Вам понадобятся карточки с предметными картинками (например : трактор - рыба - аист - телевизор - ракета - автобус - самолет - телефон - носки - индюк - крокодил - лук - колесо - обруч - чашка - альбом - мышь - шарф - фартук - книга и т. д.) размером 8x5 см. К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас необходимо сформировать состав. Но формирование состава будет происходить необычным способом.

А именно : к паровозу необходимо присоединять вагоны, определяя первый и последний звуки в словах названий тех предметов, которые на них изображены.

Наша цепочка начинается со слова «трактор» . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «трактор» . Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Многозначность слов Игровое задание : «Многозначные слова, какие они?»

Прочтите ребенку следующие предложения. Поясните, что обозначают выделенные слова.

На уроке ученики пишут ручками.

У двери ручка расположена очень высоко.

Перед едой Машенька всегда моет ручки.

На новой чашке резная ручка.

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

У колокола - язык.

Колокол без языка нем.

Малыш, сидя в коляске, всем показывал язык.

Чтобы удобно было ходить, необходимо поправить в ботинке язык.

Много разных есть ключей :

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной.

У Оли очень длинная коса.

Дядя Петя рано утром взял косу и отправился в поле.

Рыбаки вернулись с дальней косы с хорошим уловом.

Теперь самостоятельно попробуйте составить предложения со следующими многозначными словами : лук, мышка.

Скажи наоборот (антонимы)

Игровое задание : «Страна противоположностей»

Вам понадобится мяч (или любой предмет, который есть под рукой) .

Прочтите ребенку стихотворение «Скажу я слово.» поясняя все непонятные фразы и словосочетания.

Предложите малышу отправиться в «страну противоположностей» , в которой, чтобы перейти с улицы на улицу, необходимо назвать слово, противоположное тому, которое написано на вывеске. Игрок передает мяч только в том случае, если произнес нужное слово. Например :

Мягкий - твердый

Тяжелый - легкий

Грустный - веселый

Громко - тихо

Горячо - холодно

Добрый - злой

Высокий - низкий

Сильный - слабый

Толстый - худой

Новый - старый

Пустой - полный

Узкий - широкий

Шершавый - гладкий

Глупый - умный

Больной - здоровый

Быстро - медленно

День - ночь

Зажечь - потушить

Забыть - вспомнить

Закопать - выкопать

Друг - враг

Мокрый - сухой

Голодный - сытый

Открыть - закрыть и т. д.

Игровое задание : «Чем все закончилось?»

В этой игре используется сказочный сюжет.

Сказочный сюжет

Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес за грибами. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал.

Прочтите ребенку начало сказочного сюжета и попросите продолжить его.

Продолжите игру, предложив «досказать словечко» : Днем ежи спят, искать пропитание выходят. (ночью) . Заячья защита - быстрые ноги, а у ежа - острые. (колючки) . Вы можете исправить «веселые перевертыши» : У ежа пушистая шубка, а у зайца острые иголки. Осенью зайцы залегают в зимнюю спячку.

Назови одним словом (обобщение, классификация)

Игровое задание : «Если знаешь - продолжи»

Предложите ребенку подобрать слова с обобщающим значением, соотнося при этом родовые и видовые понятия.

1. Называйте родовое понятие - слово с обобщающим значением, а ребенок - слово, относящееся к данному роду, с конкретным значением.

Например :

Одежда - платье, брюки, свитер, плащ, колготы, майка и т. д.

Фрукты - яблоко, груша, апельсин, банан, персик и т. д.

2. Называйте видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Например :

Ромашка, колокольчик, пион, гербера, нарцисс, гладиолус - цветы и т. д.

Дуб, сосна, клен, липа, тополь, рябина, каштан - деревья и т. д. Попробуйте составить предложения с обобщающими словами.

Придумайте сказку «несбивайку» , рассказывая которую надо не запутаться в содержании и в словах с похожим звучанием.

Скажи по-другому

Игровое задание : «Что обозначают выражения?»

Предложите ребенку выяснить, что обозначают устойчивые выражения, придумать короткие истории, объясняющие их смысл.

Например, выражение «белая ворона» обозначает значительное отличие кого-то от других.

Предложите составить рассказ о человеке - «белой вороне» . Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл высказываний. Использовать можно следующие выражения :

Золотые руки.

Буря в стакане воды.

Золотая середина.

Козел отпущения.

Рыльце в пуху.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Волков бояться - в лес не ходить.

Не все золото, что блестит.

Игровое задание : «Мысль, но другими словами»

Выберите простую фразу. Например : «Нынешняя весна будет ранней» .

Предложите ребенку несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например :

Нынешняя весна будет ранней. В начале марта сошел снег.

Прилетели из теплых стран первые перелетные птицы.

Уже появились подснежники.

Эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Поскольку количество используемых слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее. Использовать можно следующие фразы : Этой осенью было очень много дождей. Лед на реке стал очень толстым. На грядке появилось очень много вредителей. Дождь начал лить как из ведра. Зима в этом году была очень сложной. Нынешнее лето будет очень жарким.

Игровое задание : «Как ты это понимаешь?»

Попросите ребенка пояснить, как он понимает следующие фразы :

Человек, как стена.

Мальчик, как медведь.

Девушка, как лебедь.

Трава, как ковер.

Машина, как игрушка.

Деревья, как богатыри.

Лед, как камень.

Человек, как облако.

Ноги, как ватные.

Воздух, как стеклянный.

Игровое задание : «С чем можно сравнить?»

Придумайте вместе с ребенком, с чем можно сравнить : розу, облако, яблоко, медведя, дождь, водопад, звезды, голубя, снежинку, одуванчик.

Например : одуванчик.

Красота : маленькое солнышко, яркая искорка на стебельке.

Форма : шарик, комочек ваты, солнечный взрыв.

Цвет : как звездочка в небе, как жемчужина, как искорка во тьме и т. д.

Постарайтесь придумать к остальным объектам как можно больше сравнений.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури…(альбатрос)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?… (Апрель)
***
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
***
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает …(боровик)

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)

***
Hе спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке,
Подойдет она к избе
И зовет меня: ... (бе-бе)

«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела…(божья коровка)

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей плотины строит,

Зубы – точно топоры?

Это трудятся ….(бобры)

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь …(берёзку)

***
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это... (белка)

***
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василек)

***
Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…(весна)

Что за стайка на опушке?

Это рыжие подружки.

Как волна, круги на шляпках.

Значит, все …(волнушки)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их …(волнушки)

***
Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это …(ворона)

Много можно умываться,

Я умею поливаться,

В кранах я живу всегда.

Ну конечно, я …(вода)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).

***
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …(волк)
***
День рожденья у меня -
Подарили мне коня.
Замечательный какой!
Голубой -преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь?… (Велосипед)

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в… (волейбол)
***
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)
***

Говорю я брату:

Ох! С неба сыплется горох!

Вот чудак, - смеётся брат,-

Твой горох – ведь это …(град)

***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох)

Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
***
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем -
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я… (гантели)
***
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый …(гусь)

***
Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а… (гусь)

***
Гусь крикливый, с длинным носом.
Шея - словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: ... (га-га-га)

У меня учёный пес -
Круглой пуговкою нос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ... (гав-гав)

***
На вербе с треском рвутся почки.
На речке лед трещит в ночи.
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые… (грачи)

***
Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
***
Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я… (дикобразу).
***
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я - приветливая… (дверь).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: …(Дятел)

***
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван… (ежевика)
***
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот)
***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик)
***
За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках - иголки.
Что же это?… (Ёлки)

Колюч, да не ёж.

Кто же это? …(Ёрш)

***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (еж)
***

Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….(еж)

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…(енот)

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его…(ежиха)

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно…(ёлки)
***
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
***

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).

Только вишня расцвела,
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: ... (жу-жу)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

***
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?... (Зайка)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …(зима)

Ясными ночками
Гуляет с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно. -
Потому что мать - луна,
А дочурки…(звезды).

***
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
***
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку).
***
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (задача).
***
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс… (звонок).
***
Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная… (ива).
***
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан… (иней).

***
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется… (ишак).
***
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).
***
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста).

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица,

Что за диво?

Это же..(крапива)

Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот - кошмар -
Слышно только: ... (кар-кар-кар)

Переваливаясь важно,
В речку прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
Шумно плещутся: ... (кря-кря)

***
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)
***

Снег в лесу. Сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает …(капель)

Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)!
***

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд

И мелькают огоньки.

Кто несёт меня?...(Коньки)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…(карандаш)

***
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я?.. (Кровать).
***
«Я в зеленку угодил!» -
Горько плачет… (крокодил).
***
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно… (карандаш).
***

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится… (кошки).
***
Не хотел котенок мыться,
Убежал он из… (корытца).
***
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?.. (Лиса)
***
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
- Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).
***
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам).

Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …(лиса)

На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …(Лягушка)
***

На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).
***
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).
***

Удивляется народ:

Водят чудный хоровод

Рыжие сестрички –

То грибы …(лисички)

***
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
***
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук).
***

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …(львица)

В шкуре жёлтой, кислый он,

Называется …(лимон)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я – лето …(лето)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?...(Лыжи)

Дупло и берлогу,

Дом лисий и птичий

В лесу охраняет надёжно..(лесничий)

Растут в лесу сестрички,

Рыжие …(лисички)

Два берёзовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их …(лыжи)

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(лужам)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?.. (Май)
***
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной…(медведь).
***
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик).
***

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …(муравей)

Он в лесу стоял, никто его не брал:

В красной шапке молодой,

Никуда не годный …(мухомор)

Средь молодых сосёнок

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок…(маслёнок)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется …(медведь)

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? …(Мышка)

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? …(Мел)

Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней мгле,
Где искать ее: ... (ме-ме)

Кто усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает: ... (мур-мур)

Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: ... (му-му)

Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? …(Медведь)

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Зовётся …(мимоза)

Голичок на длинной ножке

Пляшет прямо на дорожке,

Убирает всё дотла.

А зовут меня...(метла)

В поле снежную постель

Стелет зайчикам …(метель)

***
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?.. (Мел)
***

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
***
Каждый тут в лесу талант -
И певец, и… (музыкант).
***
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей)

***
Кто имеет один рог?
Отгадайте! ... (Носорог)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -... (осьминог)
***
Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? ... (Олень)
***
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (Огурцы)
***

Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку -
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется … (орех)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(осень)

***
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова:
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик)

***
Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул 2 банана?
Догадались?... (Обезьяна)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто ж это? …(олень)

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …(опята)

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это... (поросенок)
***

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу …(проталинки)

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под берёзой растут.

Как их зовут? …(Подберёзовики)

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (Палатка.)
***
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).
***
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звёзды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны …(подушка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …(помидора)

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?… (Петух)

***
Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева», -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).
***
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал).

***
Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять)

***
Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).
***
Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).
***
Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).
***
Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).

***
Посмотрите –ка, ребята,

Тут – лисички, там опята.

Ну а это, на полянке,

Ядовитые …(поганки)

***
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
***
В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).

***
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
«Кошка, брысь»,
Потому что это… (рысь).

За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный… (рост).
***

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? …(Рояль)

***
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
***

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его… (скворец).

***
С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

***
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая… (собака).
***

Меня не растили.

Из снега слепили.

В место носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки.

Руки-сучки.

Холодная, большая…

Кто я такая?...(Снежная баба)

Труд в саду он уважает,

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве «дворец»:

В нём живёт с семьёй …(скворец)

***
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они - морские… (свинки).

***
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный… (салют).

***
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это... (снегири)

***
Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все..(солнце)

Мойщик окон спозаранку

Залезает на … (стремянку).

Вымыл пыльное стекло –

Стало в комнате …(светло)

***
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать... (сверчок)

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там... (сверчок)

***
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок)

***
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова...Это... (сова)
***
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?... (Соловей)
***
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?... (Слон)
***

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера …(снегирь)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Всё хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится …(синица)

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовём

Красногрудым …(снегирём)

Синяя косынка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её …(синичка)

***
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой… (тучи).

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется …(трамвай)

***
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
***
- Почему корова эта
Маленького роста? -
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
Это же - ребенок,
Это же… (теленок).
***

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг –

Электрический …(утюг)

***
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (фарфор).

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные …(фонари)

Хлоп – и конфета стреляет,

Как пушка!

Каждому ясно: это …(хлопушка)

На маленькой площадке крик:

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

Весёлая игра!...(Хоккей)

Пятачок помоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: ... (хрю-хрю)

***

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля...
Кто же это? ... (Цапля)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

***
Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)
***

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно, это …(щука)
***

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …(Эскимо)

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось …(эхом)
***

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная …(юла)

Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме!

И за это братик мой

Называл меня …(юлой)

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким …(ягнёнком)



Случайные статьи

Вверх