Литературно-музыкальная композиция «Детям войны посвящается…. Литературно – музыкальная композиция «Эти песни спеты о войне Музыкально литературная композиция перед началом войны

Литературно - музыкальная композиция

«Эти песни спеты о войне»

Ведущий 1. День Победы был, есть и должен оставаться са-мым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жиз-нью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы... Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти па-мятные даты, всплывают строки песен, прошагавшие долгие ог-ненные дороги войны вместе с мужественными защитниками Ро-дины.

Ведущий 2. Некоторые приобретают сумас-шедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Авторы их уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушате-ля даже спустя десятилетия и дела-ет песню вечной.

Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о легендарных песнях, которые смогли выжить и победить в страшные годы Ве-ликой Отечественной войны. Песни действительно сража-лись! В Германии перед войной вообще не пели лирические пе-сни, повсюду слышались одни марши. В них прославлялась фа-шистская страна, воспевалась не-мецкая нация и нацистские вож-ди. Эти песни должны были поднять боевой дух солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С та-ким боевым духом враги пересту-пили границу нашей страны. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матро-сы, старики и дети, люди всех на-циональностей встали на борьбу, чтобы никогда не слышать на сво-ей земле эти нацистские марши.

Ведущий 2. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лириче-ские — «Соловьи», «Синий плато-чек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали не жизненное прос-транство, а родную землю, люби-мых и близких.

Ведущий 1. Зная и испол-няя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фа-шизма. Ибо память — это связую-щее звено между прошлым и буду-щим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Война и песня... Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровож-дала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помога-ла мобилизоваться, побороть сла-бость и панику. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных храни-лись блокноты с записями фрон-товых песен. Иной старшина тре-бовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Гово-рилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг бо-ится песни больше, чем огне-стрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.

(Звучит песня «Священная война».)

Ведущий 2. Одна из глав-ных композиций — «Священная война». Эта песня содержала за-ряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатыва-ет к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вста-вай, страна огромная, вставай на смертный бой...» «...«Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлериз-му» — так говорил об этой песне композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны её слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ведущий 1. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач на-писал стихотворение, а компози-тор Александр Александров музы-ку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья прово-жали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жут-кое зрелище: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сли-вались в единый гул. Когда артис-ты ансамбля появились на перро-не, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстрои-лись полукругом, музыканты за-няли свои места, и над толпой за-гремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проро-нить хоть слово. «Не смеют кры-лья чёрные над Родиной летать, Поля её просторные не смеет враг топтать!» Такого люди ещё не слышали. В словах песни вырази-лась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.

Ведущий 2. С этого памят-ного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воин-ская присяга, она стала музыкаль-ным гимном Великой Отечест-венной войны. Её пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. В летописи Оте-чественной войны есть немало ге-роических эпизодов, рассказыва-ющих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пе-щере, гитлеровцы яростно штур-мовали эту естественную кре-пость, забрасывали её гранатами. Силы защитников иссякали... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины нена-вистному врагу. Многие воена-чальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом»

Ведущий 1. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война - это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2. Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня be:ни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря со-временным языком, это много-летний музыкальный «хит». Песня «Катюша» была написана вконце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветушие сады, любовь и верность. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то,что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особоезначение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался — «Катюша». А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новыеслова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье.

(звучит песня «Катюша»)

Ведущий 1. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь враг был разбит.

ЧТЕЦ:

(Звучит песня «В землянке».)

Ведущий 2. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Сурко-ва «В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гар-монь. И не предполагал поэт Сур-ков, что сочиняет слова всенарод-но известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, опи-сывал свои чувства после трудных боёв за Москву. Песня получилась очень тёплая, задушевная, немно-го грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смер-ти. «В землянке» была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению Побе-ды. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую пес-ню, которую вы сейчас услышите.

(Звучит песня «Тёмная ночь».)

Ведущий 1. Автор песни «Тёмная ночь» Владимир Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, друж-бу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроват-ку, за любимую воевал солдат, по-ка не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ведущий 2. Песню «Си-ний платочек» московские люби-тели джаза распевали ещё до войны. Но эту лёгкую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народ-ная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лей-тенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. В ней было много правды. У каждого воина есть од-на родная женщина, самая люби-мая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. «Строчит пулемётчик за синий платочек, Что был на плечах до-рогих!»

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с на-шим солдатом до самого Берлина. Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были необходимы в бою солдатам и офицерам.

Ведущий 1. Фронтовые песни звучали не только на пере-довой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Второй фронт снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Пес-ня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на тру-довой подвиг. Таковой являлась песня неизвестного композитора на стихи Михаила Исаковского «Огонёк».

(Звучит песня «Огонёк».)

Песня объединяла людей, как бы протягивала нить между фрон том и тылом, между передовой и родным домом. Представьте се-бе привал бойцов перед боем, кто-то наигрывает на походной гар-мошке, и под нехитрый вальс люди вспоминают свою жизнь, свою молодость, понимая, что че-рез несколько минут они подни-мутся в смертельной бой, чтобы сохранить всё это. В этой песне проходит и лирическая тема — те-ма любви, молодости, несбывше-гося счастья, и патриотическая — размышления о родине, своём ге-роическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить под-виг. Текст песни «В лесу при-фронтовом» принадлежит Михаи-лу Исаковскому, а музыка Матвею Блантеру.

(Звучит песня «В лесу прифронто-вом».)

Ведущий 2. Наверное, нет человека, который, хоть раз услы-шав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, ка-ким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца. Это было в конце 1944 года, Василий Соловьёв-Седой, нена-долго приехавший в Москву, остановился в гостинице. Однаж-ды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Алексей Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшейгимнастёрке, поэт из Вязников Владимирской об Оказывается, он только что приехал из освобождённого го ему дали отпуск на несколько дней. И привёз с собой написанные на фронте стихи. Среди были и «Соловьи».

(Звучит песня «Соловьи».)

«Я не спал после этого два, — вспоминал композитор, не мог сладить с необычным волнением, охватившим меня. Ещё шла война, ещё лиласькровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжёлые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужнаи лирика. И так уж получилось, продолжал он, — что в один присест я написал песню. И песня получилась сразу».

Ведущий 1. Впесне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, и веснасмертельная опасность. Вдумайтесь, вслушайтесь в песню. Поэт, словно отстраняясь от своих героев, отдыхающих, спящих в весеннее утро солдат, просит природу, весну не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Он сообщает, правда, что едва ли природа его послушается. «Но что война для соловья? У соловья ведь жизнь своя...»

Просьба поэта к весне, к соловьям, вселяющим в молодых солдат состояние, когда «солдатом стало не до сна», какая-то нерешительная, очень нежная, но настойчивая, напевная. «Соловьи соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят

Ведущий 1. Не спит солдат, припомнив дом И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут.

(Звучит песня «Дороги».)

Ведущий 2. Трудными до-рогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное призвание стали «Дороги». Но первоначально онаназывалась «Солдатские дороги». «Эх, дороги» и просто «Дороги». Под этим названием она и во-шла в золотой фонд советского песенноготворчества, стала родной и близкой, особенно для тех, ктопомнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, черезчто довелось пройти, что вынести в минувшей войне нашему народу.Песня далёким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце памятитех, кто поёт и слышит её знакомый до боли мотив. Секрет успеха этой песни очень точно объяснилмаршал Г.К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа», — говорил он. В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги»

Ведущий 1. Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история нашей страны. Давно отгремело эхо Великой Отечественной, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе, места боев отмечены обелисками, памят-ники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. 1418 страшных, мучительных дней, 27 миллионов погибших, невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была за-воевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Майский день 1945-го... Знакомы и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. День Победы самый главный наш праздник. Он вобрав в себянеизбывную скорбь по каж-дому, кто сгинул в этой страшной войне, стал праздником жизни.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2. Сегодня вы познакомились с историей не-скольких песен времён Великой Отечественной войны. Какое впе-чатление произвели на вас эти песни? Как вы считаете, совмес-тимы такие понятия, как «война» и «песня»? Можно ли назвать та-кую песню бойцом, грозным ору-жием? Для чего нужна в тяжёлое время для страны песня? Как пес-ня помогала солдатам в фронто-вой жизни? Как в вашей семье от-носятся к старым песням?

Ведущий 1. Действитель-но, песня — это и боец, и грозное оружие. Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто па-мять, они сохраняют душу народа, согревают сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм побе-дили не сказочные богатыри, а са-мые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни помога-ли им побеждать. И мы поём их, так как чувствуем душевную необ-ходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

(Звучит песня «День Победы».)

Материал использован из журнала Читаем, учимся, играем 2011, № 3.

Разработка музыкально-литературной композиции

«Войны не знали мы, но всё же…»

Карасёва Ирина Дмитриевна

Звучит “Рио-Рита»

Чтец 1:

Городок провинциальный, летняя жара,

На площадке танцевальной - музыка с утра.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.

Через месяц и не больше кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной - сорок первый год.

Звучит песня « Священная война »

Чтец 2:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких – то пять минут осталось!

Учитель:

К нападению на нашу страну Гитлер начал готовиться летом 1940 года. К концу этого года был утверждён план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Война длилась страшных четыре года, 1418 дней и ночей.

Чтец 3:

Чёрные тени в тумане росли.

Туча на небе темна …

Первый снаряд разорвался вдали –

Так начиналась война.

Учитель:

В первую же военную ночь фашистские бомбардировщики атаковали города Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, появились над главной базой Черноморского флота – Севастополем. В 3 часа 13 минут флот открыл по ним огонь. Война для севастопольцев началась. В тот же день о ней стало известно всему Крыму.

Чтец 4:

Кабинеты и классы превратились в палаты

Ряд носилок плывёт, там – страданье в глазах …

И заметили мы, озорные ребята,

Настоящую кровь на « учебных » бинтах

Закачался над нами солнцем сбрызнутый тополь,

И послышался шепот из кровавых бинтов:

« На рассвете сегодня враг бомбил Севастополь!

Собирайтесь, солдаты, кто ещё не готов!»

Звучит песня « Жди меня»

Чтец 5:

Так пришла к нам война: до приказа наркома

Взвился вой матерей, в нем - проклятье и стон,

А сыны уже шли от дверей военкома

И в стволы загоняли свой первый патрон.

Звучит песня Берковского «Вспомните, ребята»

Чтец 6: Родина! Пламя ударило в небо – Ты помнишь Родина? Тихо сказала: « Вставайте на помощь…Родина»

Учитель:

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. Свою цель Гитлер определил так: уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению.

Чтец 7:

Кровью закат окрашен,

Молча идём без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен

В горе, в слезах, в огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвётся уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток…

Звучит песня «Дороги»

Учитель:

На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители – старики, женщины, дети. Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения.

Ученица читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами -
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных. Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих.
Земля моя, скажи мне, что с тобой?!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Учитель:

В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них - битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение и была остановлена.

Москва, Москва священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьёмся за тебя.

Окончательный перелом в войне - Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. « За Родину! Ни шагу назад!» с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Чтец 8:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

Учитель:

В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после советского контрнаступления под Москвой и Сталинградской битвы - операция, которая окончательно решила исход противоборства между СССР и Третьим рейхом.

Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Советские солдаты верили в победу, и эта вера имела под собой твердую почву: немецкие войска были разгромлены в этой битве.

Чтец 9:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывали

Под великой Курскою дугой…

Звучит песня «Катюша»

Учитель:

Севастополь, Керчь!!!

Славой овеяно имя городов героев. 320 военных дней и ночей Керчь была фронтовым городом. Борьба с ненавистным врагом шла на земле и под землёй, на воде и в воздухе.

Звучит песня «Здесь птицы не поют»

Завершающий этап войны – взятие Берлина. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенные через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя. Артиллерия ещё больше усилила огонь, пехота и танки дружно бросились вперед, их атака сопровождалась мощным двойным огневым валом. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии. Час расплаты с фашистскими извергами наступил!

Сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем немцев 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец 10:

Где трава от росы и крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост над окопом переднего края

Поднялся победитель - солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина…Не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! –

И приметил подснежник во рву.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом, попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день (А. Сурков)

Звучит песня «Последний бой»

Учитель:

    мая невиданным салютом 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют её большим и малым,

Творцам, что шли путем одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженный труд тружеников тыла. Война вошла в каждый дом, каждую семью. Трудно найти тех, кто не потерял бы близких. Безмерна горечь утрат.

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идёт, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Звучит песня « Алёша »

Чтец 11:

Помните, через века, через года!

Помните о тех, кто уже не придёт никогда.

Не плачьте,

В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны.

Вечно достойны.

Учитель:

Прошу встать! Давайте минутой молчания почтим память павших в этой жестокой войне!!! (Звучит метроном. Учащиеся встают)

Минута молчания

Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом.

Родина высоко оценила подвиг бойцов освободителей – присвоив им звания Героя Советского Союза, но наряду с человеческим подвигом оценила и подвиг городов, которые выдержали страшную вражескую осаду, присвоив им звание Город – герой с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда ». Этими наградами удостоены города – герои: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Киев, Волгоград, Брестская крепость, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, город Феодосия награждён орденом Отечественной войны

Мы не знали войны

Да зачем это нам?

Слышать грохот орудий

И раненых крик

Слышать вздох партизан,

Замеревших на миг

Видеть пепел,

Разорванный бомбами дом.

Замеревших от страха

Детишек кругом.

Надо мир укреплять

Чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь

Знали бы мы о войне.

Пришла долгожданная Победа!

С днём нашей Славы!

С днём Победы!

Звучит песня « День Победы

Спасибо за внимание.

Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Поэтому хорошо поставленная композиция силами самих обучающихся может стать великолепным дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны. Данная композиция является существенным подспорьем педагогам в достижении воспитательных задач в образовательных учреждениях. В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов.

Литературно-музыкальная композиция “Война глазами детей” может быть поставлена на празднике “День Победы”. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной (21-22 июня, 5-6 декабря и т.п.). Композиция предполагает участие школьного вокально-инструментального ансамбля.

Вторая часть мероприятия проходит на улице.

Возраст обучающихся: 2-10 класс.

  • создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.
  • расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
  • способствование формированию гражданской и нравственной направленности личности;
  • воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, за подвиг дедов и прадедов.
  • совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения.

Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа :

  • организационный этап (подбор участников композиции, приобретение реквизита, костюмов, подбор музыкальных инструментов, репетиционного зала). В рамках этого этапа предлагается провести с отобранными участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия;
  • репетиционный этап (разучивание слов, стихов, песен, репетиции) Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.
  • этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.

Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.

Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, музыкальные инструменты для инструментального ансамбля, микрофоны, костюмы, “гимнастёрки”, баннеры, оформление сцены (по усмотрению организаторов).

Сценарий

Звучит музыка (01.Колокола). Слайд 1 (Война глазами детей).

1 ведущий: Мы – нынешнее поколение никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды. Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта. Для тех, кому сейчас семьдесят, восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание. Давайте сегодня попробуем посмотреть на войну глазами детей, осознать, что наш хрупкий мир надо беречь и защищать, чтобы дарить детям счастливое детство.

Стихотворение “Я никогда не видела войны”. Слайд 2. (Я не видела войны).

Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем “война”,
Которая уносит всё святое.
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.

Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Выходит хор. Слайд 3 (Бухенвальдский набат).

Исполняется песня “Бухенвальдский набат”.

Хор уходит.

Звучит музыка (02.Рахманинов 2-й концерт). На фоне музыки голос за сценой:

Что есть дороже наших детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери? У любого отца?
Вам, кому ещё нет и 16-ти.
Вам, кто не знает, что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Музыка затихает, выходят ведущие.

1 ведущий: А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды?

2 ведущий: Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

1 ведущий: Они, и по сей день, кричат и плачут над каждой братской могилой. Ребёнок, прошедшей через ужасы войны, ребёнок ли?

2 ведущий: Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать?

1 ведущий: Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?..

Музыка звучит громче. Ведущие замирают. На фоне музыки голос:

Ведущие расходятся в разные стороны. На сцене стул, столик, на столе тетрадка и карандаш. У занавеса стоят, прижавшись друг к другу, дети. За столом сидит девочка, закутанная в тёплый платок. Свет падает на девочку. Девочка берёт со стола тетрадку.

Звучит музыка (03.Аdazhio). Слайд 4 (Дневник Тани Савичевой).

Девочка: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня".

Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд 5 (Дети войны).

1 чтец – Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда, где-то щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь верёвку – носила я верёвку с собой – и тащишь по снегу.

2 чтец – Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.

3 чтец – Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.

4 чтец – Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

5 чтец – Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома. Только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

6 чтец – Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотел жить без мамы…

Из группы детей вперёд выходят две девочки. Одна девочка держит в руках игрушку, у другой веник (вид у девочки взрослый, хозяйственный).

Слайд 6 (Корочка хлеба).

Миниатюра “Диалог двух сестер”.

Как холодно и мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодно страшно мне идти в кровать

А разве я есть не хочу?
Хочу, но всё равно мочу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А, главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

А, помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам она пекла?
Сейчас я б съела всё одна…

Опять ты о еде заговорила.
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.

А мне воспоминанья эти не нужны…
А вот и мамины шаги слышны!
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Миниатюра заканчивается, дети подходят к сёстрам прижимаются друг к другу, опускают головы. На этом фоне голос за кадром.

Звучит музыка (04.Бетховен “Лунная соната” ).

Дети гордо поднимают головы и смотрят в зал. Пауза. Дети уходят со сцены. Ведущие убирают реквизит. За занавесом ансамбль. Выходит чтец. Музыка становится тише.

Слайд 7 (Я не видел войны).

Чтец – Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я её проходил и читал про неё с детских лет.
Сколько книг про войну, где
Как будто всё очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино,
Как-то очень цветно.
Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

На сцене ансамбль. Песня "Соловьи". (Из репертуара ВИА “Ариэль”)

Выходит чтец. Слайд 8 (Дети-военные).

Чтец: Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет, по взрослому, сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Выходят ведущие, сменяя чтеца. Звучит музыка (05.Шуман “Грезы”) . Слайд 9 (Дети-партизаны)

1 ведущий – Но не все доживут до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово "Победа". Смерть не выбирала в цепи солдат, идущих в атаку.

2 ведущий – Голиков Лёня – партизан Великой Отечественной войны, герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

1 ведущий – Котик Валя – юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, погиб в бою.

2 ведущий – Казей Марат – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик Партизанского отряда. Окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.

1 ведущий – Кого-то из этих сыновей полка ждала тяжёлая участь – плен, пытки, лагеря. Многие оставшиеся в оккупации столкнулись лицом к лицу с ужасами.

Ведущие уходят. На сцену выходит чтец.

Стихотворение М. Джалиль “Варварство”. Слайд 10 (Варварство).

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Музыка. Чтеца сменяет солистка. Сцена освещена. Песня "Мама" (из репертуара А.Цой) Слайд 11 (Матери и дети)

Солистка уходит. На сцену выходят ведущие. Слайд 12 (Дети на заводах).

1 ведущий: Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жён, матерей и детей.

2 ведущий: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Из воспоминаний токаря завода “Красный пролетарий” Ячменёвой – Шиловой.

1 ведущий: “Пришла я на завод в июне 42-го со школьной скамьи. Мне было всего 15 лет… В бригаде нас было 9 человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания…

Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая… Теперь понимаешь, что это был великий “Подвиг молодого поколения”.

Ведущие уходят. Их сменяет чтец. Стихотворение С. Михалкова

… Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.

В большой, не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло 28-го.
Гудели динамо – жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь, друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
"Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!"
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминают в сражении лютом!

Чтеца сменяют ведущие. 03.Аdazhio

1 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.

Звучит музыка (06.Рахманинов 2-й концерт-1ч)

Слайд 14 (Отдайте детям солнце)

2 ведущий: Первый советский солдат в освобождённом Минске подхватил не руки 4-летнюю Галю Забавчик, и она назвала его папа. А Нелла Бершек рассказывает, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: "Папы идут". Не солдаты, а папы.

1 ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его?

2 ведущий: "Я родом из детства", - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рождён вспоминать о себе каждый человек.

Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть чёрным солнцу над детской головой, так напоминающий наш маленький земной шар.

Ведущие уходят. На сцене ансамбль. Песня “Отдайте детям солнце”. (Муз. Бруква Е., сл. Ерёминой А.)

Много столетий
На нашей планете
Смерть видят дети.
Её носит ветер
Войны.

Не спится детям,
Когда над миром гром.
Когда всё гибнет
Под страшным взрывом бомб.
Стало в мире, вдруг темно.
Ветер распахнул окно.
Ветер горя и войны
Оборвал детские сны.

Припев: Отдайте детям солнце,
Отдайте небеса.
Им нет дел до войны.
Им не нужна война.

Миллионы матерей
Потеряли сыновей.
Где дети их играли в мяч,
Не раздаётся детский плач.
На месте, где цвели цветы.
И детский голос слышан был.
Теперь развалины одни
И почерневшие кусты.

За счастье всех своих детей
Готова жизнь свою отдать,
За дочерей и сыновей,
Родная, любящая мать.
За мирный сон своей страны,
За небо чистое, без туч,
За мир, в котором нет войны.
За светлый день, за солнца луч.

Финал песни можно выставит в виде театрально -хореографической композиции со всеми участниками.

На сцену выходят все участники.Звучит музыка (07. M.Mrvica_Leeloos Tune). Слайд 15 (Ветераны).

1 ведущий: День Победы – праздник боевой славы советского народа – героя, народа – богатыря. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня победы. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить? Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас.

2 ведущий: Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Оно вечно в благодарной памяти потомков, чьё право на жизнь и на счастье досталось, в годы войны, дорогой ценой.

1 ведущий: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

2 ведущий: Сегодня праздник входи в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом,
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей Славы!
С днём Победы!

1 ведущий: Ещё нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май!
Победный Май!

2 ведущий: Дорогие ветераны! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что 70 лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и тем самым обеспечили нам, потомкам, мирную и счастливую жизнь. Будьте здоровы и счастливы!

Звучит музыка (08. День Победы). Слайд 16 (День Победы.)

Все участники, хор, зрители исполняют песню “День Победы”.

Во время второго припева ветеранам дарят цветы, и все зрители цепочкой подходят к ветеранам со словами – “Спасибо за Победу”.

Второй этап – на улице

1. После литературно-музыкальной композиции, ветеранов подводят к импровизированной “Берлинской стене” (несколько соединенных ватманов, разрисованных под стену), где каждый из них оставляет свою надпись.

2. На территории школы расположена военно-полевая кухня, где ветеранов угощают традиционной военной едой.

3. Вместе с ветеранами поются известные военные песни.

4. Ветеранов приглашают посадить алею памяти из саженцев. (Заранее саженцы, ведра и лейки с водой).

5. Вместе с ветеранами запускаются шары мира или голуби мира.

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,

для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Разработала и провела

учитель начальных классов:

Панькова Л.В.

Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опаленное войной»

(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 - 4 классов с применением презентации)

Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Задачи:

Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.

Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.

Оформление:

Рисунки детей о войне, портреты пионеров - героев, выставка книг

Ход праздника:

1 ученик:

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Звучит фонограмма песни

«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.

Ведущий 1:

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

2 ученик:

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, дети, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:2

Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.

Ведущий : 1

Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.

Ведущий: 2

Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.

Сценка: «На солнечной полянке»

На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.

Мальчик 1:

Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока

Рождённые в крае глухих

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего…

Мальчик 2:

А я буду врачом.

Девочка 1:

А я буду просто хорошим человеком.

Девочка 2:

Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…

Ведущий:1

А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.

(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)

Ведущий: 2

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Ведущий: 1

Плыло небо в светлых точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась ВОЙНА.

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Ведущий: 2

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)

1 ученик :

Сороковые, роковые

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

2 ученик:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…

Но нас учили Родину любить!

3 ученик:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!...

Ведущий: 1

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Ведущий: 2

В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.

Ведущий: 1

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.

Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.

Сценка «Брат и сестра»

Сестра:

Как холодно и мама не идет

Быть может хлебушка, она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать

Голодной страшно мне идти в кровать

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

дай отдохнуть сначала ей.

1 ученик:

В эти дни невеселые

Мы росли во дворах

Годы были нешкольные,

Всюду слезы и страх.

Апельсины, бананчики

Кушать мы не могли -

На очистках картофельных

Все тогда мы росли.

Ведущий:2

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи!

Ленинградских детей число,

Чьи жизни в те чёрные ночи

В те страшные дни унесло.

Ведущий: 1

18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.

(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)

Ведущий: 2

Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.

Сценка «Бабушка и внук»

(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)

Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему «свастика»

Внук: Мотоциклы мчатся…

(Фонограмма - немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)

Внук: Бабушка, гляди - фриц за поросёнком гоняется!

Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…

Внук: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…

Внук: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!

Внук: Не пойду я в сарай!

Бабушка : Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.

Внук : Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Внук : А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.

Бабушка : (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.

Внук : Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца - и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно - прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…

Внук : Это голос Серёжи.

(Входит Серёжа)

Бабушка : Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…

Серёжа: Расстреляли, расстреляли!

Внук: Кого расстреляли?

Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.

(Все уходят со сцены)

Ведущий: 1

За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.

1 ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас,

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

Сколько вас, весёлых и счастливых

По родной земле погребено?

2 ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания)

Ведущий: 2

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Во имя Отчизны -

Дети (хором)

- Победа

Во имя живущих

Дети (хором)

- Победа

Во имя грядущих -

Дети (хором)- Победа

Ведущий: 2

9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…

Группа детей исполняют песню «Победный марш».

Несколько пар детей танцуют вальс.

1 ученик :

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты мая, слава вам навеки,

От всей земли, от всей Руси!

2 ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,

Но закончилась победой шесть десятков лет назад.

Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,

Когда, наконец, прекратилась война!

3 ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.

Книгу я прочитаю. Увижу в кино.

Но так трудно сегодня поверить мне,

Что прадедушка мой был убит на войне.

4 ученик:

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Ведущий: 1

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.

Учителя исполняют песню «Живые помнят»

Ведущий: 2

Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.

1 ученик:

2 ученик: Мир - это главное слово на свете,

3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!

4 ученик : Мир нужен детям!

5 ученик: Мир нужен взрослым!

6 ученик: Мир нужен всем!

Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»

Живые помнят о живых,

О тех, кто рядом был когда-то

Легенды сложены о них,

О верных подвигам ребятах.

Все помнит русский наш солдат:

С кем ел из котелка он кашу,

Махоркой, порохом пропахшей.

Об этом трудно вспоминать, -

Да только горя не забудешь

Россию, как родную мать,

Горячим сердцем не остудишь!

Живые помнят о живых…



Случайные статьи

Вверх