Исследование отношение молодежи к. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей

Социологическое исследование

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

Луганск 2011

Аналитический раздел программы

1.1. Основной вопрос исследования

Каковы причины низкой степени религиозности современной молодежи на данном этапе развития общества? Каковы потребности молодежи в посещении церкви, в общении со священнослужителями, чтении религиозной литературы? Почему сейчас молодежь отодвигает на второй план знания как о современной религиозности, так и о ее истории? Как мы знаем, сейчас идет процесс решения этого пробела в жизни современного общества. Главным же вопросом данного исследования на религиозную тематику является вопрос о количественной характеристики религиозности молодежи.

Современная молодежь имеет несколько другие представления о религиозности. Кто в этом виноват и как выдвинуть критерии религиозности, это современный вопрос.

1.2. Цель исследования

Установить и изучить мнения и отношения студентов второго курса Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка (в последующем ЛГУВД) к религиозности. Обозначить и вывести конкретные понимания основ религиозности (соблюдение постов, вера в Бога, по каким условиям можно считать себя религиозным).

1.3. Задачи исследования

1. Изучить понимание религиозности современной молодежи в целом;

2. Изучить потребности молодежи в посещении церкви (если таковые есть);

3. Изучить отношение молодежи к религиозным таинствам:

Крещение;

Венчание;

Соблюдение поста;

4. Изучить критерии основ религиозности большинства;

5. Изучить повседневное поведение студентов на основах веры;

1.4. Объект исследования

Студенты второго курса Луганского университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка.

1.5. Предмет исследования

Основы религиозности современной молодежи в целом. Мнения и представления о религиозности студентов второго курса ЛГУВД.

Логический анализ предмета исследования

1.6.1. Отбор основных понятий

Исходя из понятия и цели данного исследования логическому анализу подлежат такие понятия, как: религиозность и молодежь.

1.6.2. Интерпретация основных понятий

а) религиозность – это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему

б) молодежь – это социально-демографиеская группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

1.6.3. Операционализация основных терминов

Религиозность

1. значение основ веры:

Символы веры;

Заповеди;

2. соблюдение в повседневной жизни основ веры:

Не грешить;

Не оскорблять верующих;

Чтить веру;

3. общение с религиозной громадой:

4. участие в таинствах:

а) крещение

Крещенный

Некрещенный

б) исповедь

Исповедываешься

Не исповедываешься

в) венчание

Венчанный

Невенчанный

5. посещение церкви:

По религиозным праздникам;

2-3 раза в месяц;

2-3 раза в год;

Не посещаю;

6. в чем заключается соблюдение церковных праздников:

Посещение церкви в день праздников;

Причащение;

Не соблюдаю;

7. чтение религиозной литературы:

Чтение иногда;

Не читается вообще;

8. вера в Бога:

9. наличие предметов культа дома:

Молодежь

1. по возрасту:

Студенты 2 курса;

Мужской;

Женский;

3. с какой семьи:

Религиозной;

Не религиозной;

4. являетесь ли слушателем религиозной дисциплины:

5. состоите ли в религиозной громаде:

Религиозность

Вера в Бога Соблюдение Посещение церкви

основ религиозности

Молодежь

Студенты Учащиеся

Гипотезы исследования

1.7.1. Описательная гипотеза

В современном обществе очень часто затрагивается вопрос о религиозности молодежи. Сейчас определенная часть молодежи верит в Бога, посещает церковь. Эта молодежь отличается внутренним миром от обычных студентов, которые не признают религиозные праздники, не посещают церковь во время всех священных служб. Как известно из средств массовой информации религиозности уделяется большое внимание. В вузах ввели религиозные дисциплины для повышения степени религиозности студентов.

1.7.2. Основная гипотеза

Молодежь не понимает самого содержания религиозности, не стремиться понять, чем отличается религиозный человек от нерелигиозного. Студенты отрицают религиозные таинства, которые могут быть присущими каждому студенту (крещение, причащение, молитва и другие), по определенным причинам: проведение свободного времени в другом обществе, из-за нестремления к познанию основ религиозности, круга общения, неспособность самостоятельно понимать суть таинств и их цель.

Можно заметить, что не все студенты, которые говорят, о своей вере в Бога действительно это почитают. Вера в Бога – это не просто слова, это целая нить признаков, подтверждающих это, которые, конечно, очень малостью соблюдаются.

1.7.3. Дополнительная гипотеза

Дополнительной гипотезой являются предположения о том, что узнав критерии отбора для религиозности многие студенты задумаются о том, что явно ли они являются религиозными и соблюдают ее. Является ли вера в Бога основной для определения религиозности данных студентов. Многие студенты не считают основу для религиозности важной.

Верите ли Вы в Бога?

в) ваш вариант ответа

Какие обряды Вы совершали?

а) крещение

б) венчание

в) исповедь

г) причащение

д) никаких

е) ваш вариант ответа

5. По факту крещения Вы являетесь:

а) крещенный

б) некрещеный

Из какой Вы семьи?

а) религиозной

б) не религиозной

в) Ваш вариант ответа

Ваш пол

а) мужской

б) женский

11. Ваш возраст_______

Заключение

Из данных, приведенных выше, можно сделать выводы и сопоставить их с гипотезами.

В настоящее время многие члены украинского общества испытывает определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что для значительной части респондентов отнесение себя к группе "православные" не означает высокий уровень воцерковлённости, а скорее служит индикатором отнесения к определённой социо -культурной традиции.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что научное знание, основанное на позитивизме, на определённом историческом этапе довольно чётко отделило себя от религиозного познания, что для сферы некоторых естественных наук было в то время вполне логичным.

Существенной методологической проблемой в рамках социологического исследования на сегодняшний день является типология религиозности, так как здесь существуют разные подходы к вопросу субъективности и объективности критериев религиозной идентификации. Существуют определённые противоречия между религиозной самоидентификацией респондентов и различными интерпретациями результатов количественных исследований.

Подводя итог следует сказать, что наше исследование в значительной мере расширило наше мировоззрение в отношении религиозности наших студентов а также дало понять важность нашего исследования в области православия.

Социологическое исследование

«Отношение современной молодежи к религии»

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологический опрос «Отношение молодежи к институту семьи» .

Дата проведения: апрель - май 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Семейные ценности современной молодежи

Чтобы говорить об образе современной молодежи, для начала нужно изучить семью как первичный институт социализации личности и понять условия воспитания нового поколения. Об этом и поговорим в нашем исследовании «Отношение молодежи к институту семьи, которое МБУ ММЦ «Шанс» провел в апреле-мае этого года.В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат: большинство респондентов отметили, что в их доме хорошие взаимоотношения.

Современные девушки и парни в браке предпочитают равноправие (59%), когда всегда можно найти компромисс. За мужское лидерство проголосовали 19% и 7% - за женское.

Мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Большинство опрошенных отметили, что привыкли собираться все вместе за праздничным столом и отмечать различные праздники. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания, уборка по выходным. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни (совместный отдых, путешествия, походы в кино), а также – поддержание теплых отношений.

Далее мы решили узнать у молодежи о планах в создании собственной ячейки общества, так 63% отметили, что хотели бы создать собственную семью. Причем 86% респондентов отдают предпочтение официальному браку. Были получены данные об идеальном возрасте для вступления в брак, по мнению молодых тольяттинцев. У женщин средний возраст составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3.

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране, этому свидетельствуют различные поощряющие программы. Данные опроса показали: большинство молодых (52%) считают идеальным два ребенка в семье, 23% - «Три ребенка» и 12% ответили, что в настоящее время идеально, когда в семье один ребенок.

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи. Результаты показывают, что в Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% – большими. 27% участников опроса сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24%. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.


Анализ социологического исследования


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов, из которых мужчин 41% (205 человек), женщин – 59% (295 человек).


Диаграмма №2 «Возраст респондентов»

Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: наибольшая часть опрошенных представляет возрастную группу 14-18 лет – 49% (244 респондента), вторая по численности группа – 19-23 года – 26% (133 респондента) и самая малочисленная – 24-30 лет – 25% (123 респондента).



Диаграмма №3 «Ваш социальный статус»

Учусь– 394 (79% респондентов). Из них:

Школьник – 171 (44% респондентов)

Студент колледжа (техникума, училища) – 96 (24% респондентов)

Студент ВУЗа – 127 (32% респондентов)

Работаю – 210 (42% респондентов)

Работаю в сфере услуг – 164 (78% респондентов)

Работаю в производстве – 46 (22% респондентов)

Учусь и работаю – 114 (23% респондентов)

Другое – 2% (10 респондентов). Среди ответов такие, как: «Эколог», «Состою на государственной службе», «Фрилансер», «Инженер проектировщик», «Декретный отпуск», «Безработный».


Диаграмма №4 «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?»

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, системы образования, рынка. Институт семьи считается базовым, фундаментальным в социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы знания, навыки поведения. В связи с огромным вкладом в развитии человечества, исследованием института семьи занимались многие великие западные и отечественные социологи. Чтобы говорить об образе современной молодежи, нужно изучить их семьи, понять условия воспитания нового поколения, определить ценности, которые закладывает первичный институт в умы подрастающего поколения. Для начала мы решили задать респондентам вопрос: «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?». В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат и высокий уровень социального самочувствия. Так большинство респондентов оценили взаимоотношения в семье как «Хорошие» и «Очень хорошие» (43% и 37% соответственно). Удовлетворительные отношения у 12% семей респондентов. Варианты «Плохие» и «Очень плохие» выбрали 4% и 1% молодежи соответственно. Затруднились дать оценку семейной обстановке 2%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответа: «Супер классные», «Смотря с кем», «Я пока не создал своей семьи», «Нет семьи».


Диаграмма №5 «Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?»

Немаловажной частью семьи является психологическая атмосфера. Практически в каждой семье время от времени возникают недопонимания и конфликты. И тольяттинские семьи в этом плане не стали исключением. Половина опрошенных респондентов (47%) отметили, что в их семьях иногда случаются ссоры и конфликты. Вариант «Да, редко» выбрали 34% молодежи. Частые разногласия в семье случаются у 11%. О том, что в их семье не бывает конфликтов, заявили 5% исследуемой выборки. Затруднились дать ответ 2%. И еще 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «Очень-очень редко», «Слишком серьезные конфликты, которые затрагивают личность, случаются раз в год», «Нет семьи».


Диаграмма №6 «Каковы способы разрешения конфликтов в Вашей семье?»

Для того чтобы быть успешным, иметь крепкие отношения в семье либо с близкими нам людьми, необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации. Мы выяснили, как решаются спорные моменты в тольяттинских семьях. 43% молодежи отметили, что при возникновении конфликта идет обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения. 36% видят основным способом разрешения конфликтов – примирение. К помощи других лиц прибегают в 6% семьях участников опроса. 9% респондентов отметили, что в их семье конфликты практически не разрешаются и имеют затяжной характер. Также 5% молодежи сказали, что вовсе не попадают в такую ситуацию, так как в их семье не бывает конфликтов. И еще 2% предложили свои варианты ответов: «Смирение», «Когда как», «Само собой все разрешается», «По-разному бывает», «Все отходят сами», «Подчинение старшему поколению», «Нет семьи».


Диаграмма №7 «Какой тип взаимодействия наиболее приемлем для Вас?»

От типа распределения в семье зависит характер взаимоотношений между членами семьи, распределение обязанностей и общая семейная политика. На вопрос: «Какой тип взаимодействия в семье наиболее приемлем для Вас?» 59% респондентов выразили симпатию к равноправным отношениям, где всегда можно найти компромисс. Кардинальных различий между ответами мужчин и женщин в данном вопросе не прослеживается. На втором месте был ответ «патриархат», 19% участников опроса считают, что мужчина должен быть главным. За матриархат – 7% молодежи, они уверены, что женщина способна брать на себя ответственность. 14% всех опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Также, 1% респондентов предложили свои варианты: «Равноправие, но мужчина пусть считает, что он главный», «Считаю, что может быть и то, и то: в зависимости от характера людей», Семьи ещё нет, но я за равноправие – вести каждый раз должен тот, кто больше разбирается в конкретном деле». Был и такой вариант ответа, как: «В разных жизненных ситуациях каждый из членов семьи берёт на себя ответственность и решает появившуюся проблему: зависит от её направленности».

Диаграмма №8 «Какие традиции существуют в Вашей семье?»

Еще одним направлением в формировании внутрисемейной культуры является влияние глобализации на обрядовые, бытовые празднества и традиции, т.е. бытовую культуру. Технические возможности быта, бытовой обрядности значительно увеличились, в связи с этим происходит сближение, а порой унификация ритуалов. Так, мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Всего рассказали о традициях в их семье 32% респондентов. 29% из числа ответивших на данный вопрос отметили, что в их семье не существует никаких традиций и 2% затруднились ответить на данный вопрос. Данные ответы были систематизированы, затем нами был составлен список традиций, которые существуют в тольяттинских семьях, так, среди ответов, были такие традиции, как:

1) все делать вместе;

2) совместные празднования семейных и общенародных знаменательных дат;

3) дарить всем подарки на праздники;

4) наряжать елку всем вместе;

5) обсуждение важных вопросов и того, что происходило за день;

6) звонить и говорить членам семьи о результатах важного дня (дни сессии, конкурсов);

7) приготовление определенных блюд к определенным праздникам;

8) готовить вместе;

9) совместная трапеза;

10) каждый моет посуду за собой;

11) кто последний покушал, тот и убирает;

12) по выходным убираться всей семьей;

13) просмотр фильмов и телепередач и их обсуждение;

14) на каждую годовщину смотреть свадебный фильм;

15) совместное проведение выходных;

16) баня по выходным;

17) семейные ежегодные выезды за грибами, ягодами и т.д.;

18) ездить на рыбалку и охоту;

19) совместные путешествия, поездки на родину, к родственникам;

20) выезжать на семейный отдых, природу;

21) каждый вечер гулять перед сном;

22) посещать кафе раз в неделю, ходить в кино;

23) открытие дачного сезона;

24) всей семьей ходить в кругосветку, походы;

25) ездить на Грушинский фестиваль каждый год;

26) устраивать домашние музыкальные концерты;

27) в день знакомства ходить туда, где познакомились;

28) делать семейное фото в день годовщины свадьбы;

29) совместная молитва;

30) четкое распределение обязанностей по дому;

31) не входить в комнату без стука;

32) махать в окошко уходящему;

33) встречать домочадцев, когда они возвращаются домой;

34) проявление заботы друг о друге (пожелание удачного дня, спокойной ночи и т.д.);

35) уважение друг к другу, любовь и доверие как традиция. Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.

Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.


Диаграмма №9 «Хотели бы Вы создать свою семью?»

Далее мы решили узнать у респондентов о планах в создании собственной ячейки общества. Так, 63% молодежи отметили, что хотели бы создать собственную семью. При этом среди мужчин так ответили 57%, а среди женщин – 67%. Еще не задумывались об этом 17% опрашиваемых. Каждый десятый участник опроса (11%) уже создал свою семью. И не хотят вступать в семейные отношения 8% молодых. Примечательно, что данный вариант мужчины выбирали в 2 раза чаще, чем женщины (12% и 5% соответственно). Еще 1% респондентов дали свои ответы: «Не сейчас», «Да, но после того, как сам поднимусь с колен», «В раздумьях», «Это очень обширный и трудный вопрос с дискуссиями не на одни сутки», «Нахожусь в бракоразводном процессе».


Диаграмма №10 «Как Вы считаете, каков идеальный возраст для вступления в брак?»

Затем, респондентам был задан открытый вопрос о том, какой возраст они считают идеальным для вступления в брак. Полученные данные показали, что средний возраст для женщины составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3. Минимальный возраст для вступления в брак для женщины составил 16 лет, что является возрастом младше совершеннолетнего, максимальный – 55. Максимальный возраст узаконивания отношений для мужчин чуть выше – 18 лет, а максимальный возраст, который указывали респонденты, также составил 55 лет. Особых возрастных и гендерных в данном вопросе не обнаружено. Несколько респондентов выразили свое мнение: «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Для каждого свой возраст», «Нет идеального возраста», «Это личный выбор каждого», «По уму», «Любви все возрасты покорны», «Не в возрасте дело, а в возможностях». Также были такие варианты, как: «Тот, когда осознаешь все обязанности в браке и берешь ответственность на себя», «Когда созреют умственно (в разном возрасте)», «Зависит от состояния, но не раньше 20», «Для каждого свой возраст: все люди развиваются по-разному (в зависимости от воспитания, характера, жизненного опыта)», «Тогда, когда человек сам к этому будет готов: и морально и психологически (у всех это в разный возраст наступает)».



Диаграмма №11 «Какой брак для Вас является предпочтительнее?»

Подавляющее большинство молодежи (86%) отдает свое предпочтение официальному браку. За сожительство – 6%. Никакой брак не привлекает 5% молодых тольяттинцев. Различий между ответами мужчин и женщин не выявлено. И 3% предложили свои варианты ответа: «Без разницы», «Любой», «Не вижу разницы», «Главное – любовь», «Роспись не обязательна», «Религиозное бракосочетание», «Ведение общего бюджета и хозяйства», «Брак – не самое важное, возможно жить вместе и не состоять в браке, это все формальности», «В котором комфортно всем членам семьи», «Пока не думал об этом».


Диаграмма №12 «Вступили бы Вы в брак по расчету?»

На вопрос «Вступили бы Вы в брак по расчету?» больше половины опрошенной молодежи (55%) ответили отрицательно. Причем женщины на 10% чаще мужчин выбирали данный вариант. Четверть респондентов отметили, что это будет зависеть от обстоятельств. Каждый десятый участник опроса не против браков по расчету и мог бы рассмотреть для себя такой вариант. Затруднились дать ответ 9%. И еще 2 человека дали свои ответы: «Вряд ли», «Нет, чаще всего молодых девушек выдают замуж за стариков».


Диаграмма №13 «При создании семьи Вы бы хотели заключить брачный договор?»

Мнения респондентов по поводу брачного договора разделились поровну. 29% молодежи отметили, что хотели бы заключить брачный договор при создании семьи. Столько же процентов заявили, что не стали бы этого делать. Примечательно, что в данном вопросе мужчины чаще женщин изъявляли желание заключить данный договор (34% мужчин и 25%женщин). Еще 27% участников опроса сказали, что решат данный вопрос в зависимости от обстоятельств. Немало и тех, кто затруднился ответить на данный вопрос – 15%. И 2% респондентов предложили свои варианты ответов: «Зачем?», «Нет, я не собираюсь выходить замуж».


Диаграмма №14 «Насколько важно для Вас материальное положение Вашего партнера?»

Затронули и финансовую сторону семейной жизни. 55% молодежи заявляют, что материальное положение партнера – это не самое главное. Для каждого пятого тольяттинца это важно и вариант «Очень важно» выбрали 6%. Совсем не важно материальное положение партнера для 11% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос 7%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Важно, но не самое главное», «Важно, но не первостепенно», «Вообще не важно, главное – что есть мы», «Главное, чтобы человек был целеустремленным, а не богатым», «Куда важнее умственные и психологические способности», «Это не самое главное, но важно. Как минимум, если не хватает финансов, необходимо наличие желания это исправить и реальные действия».


Диаграмма №15 «Как Вы относитесь к смене фамилии при регистрации брака?»

Нередко смена фамилии при регистрации брака становится предметом спора между парой, которая решила узаконить свои отношения. Мы решили выяснить, что этому поводу думает современная молодежь. По-прежнему, большинство опрошенных (50%) солидарны с распространенной практикой, когда жена берет фамилию мужа. Немало и тех, кто считает, что пара должна сама решить, как им будет комфортнее – 39%. На том, что при регистрации брака каждый должен оставлять свои фамилии настаивают 5% участников опроса. Только 3% убеждены, что при регистрации брака муж должен взять фамилию жены. Воздержались от ответа 2%. Гендерных различий в данном вопросе не обнаружено. И еще 1% молодежи предложили свои варианты ответов: «Не важно», «Нужна двойная фамилия», «Никто ничего не должен, все по желанию пары. Сам склоняюсь к двойной или к тому, чтобы выдумать новую», «Нейтрально. Как говорила героиня фильма Керри Брэдшоу «Каждая пара устанавливает свои правила». Я планирую взять фамилию будущего мужа».


Диаграмма №16 «Какова, по Вашему мнению, должна быть разница в возрасте между супругами?»

Какова наилучшая разница в возрасте супругов, позволяющая сохранить крепкую и счастливую семью? Существует много точек зрения на эту проблему. Всегда считалось, что супруг должен быть старше. Но сегодня женщины выходят замуж за мужчин младше себя. Существует ли формула идеального соотношения возрастов? Данный вопрос мы задали респондентам нашего исследования. 31% опрошенных считают, что разница в возрасте должна составлять до 5-ти лет. 29% респондентов выбрали вариант «Не имеет значения». Число тех, кто считает идеальной разницу между супругами в 3 года, составляет 22%. До 10-ти лет считают нормальной разницу в возрасте 13% молодежи. Затруднились ответить на данный вопрос 4%. И еще 1% исследуемой выборки предложили свои варианты ответов: «2-3 года», «От 3 до 5 лет», «Не важно», «По желанию пары», «Нет разницы», «Любви все возрасты покорны».



Диаграмма №17 «Какое количество детей в семье Вы считаете идеальным?»

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране. Этому свидетельствуют различные программы, поощряющие рождение второго и третьего ребенка. Также, в средствах массовой информации в рекламных роликах можно проследить тенденцию транслируемого образа семьи с тремя детьми. Поэтому, в рамках нашего исследования, актуальным будет вопрос о том, какое количество детей в семье тольяттинцы считают идеальным. Большинство опрошенных, а именно 52% респондентов, считают идеальным два ребенка в семье. 23% молодежи полагают, что число детей в семье должно быть равно трем. 12% тольяттинцев отметили, что в настоящее время идеальным будет иметь одного ребенка в семье, возможно, это связано с финансовыми возможностями семей содержать ребенка. 4% считают, что в семье должно быть четыре и более ребенка. И 5% молодежи за бездетную семью (8% мужчин и 2% женщин). Также, 4% респондентов предложили свои варианты ответов: «Сколько душе угодно», «Любое количество идеально», «Два и больше», «10 детей», «Детей много не бывает», «Сколько получится», «Сколько Бог даст», «В зависимости от обстоятельств», «Выбор каждого», «Столько, сколько возможно, в зависимости от желания, финансового благополучия и обстоятельств», «Сколько захочет женщина и потянет воспитать семья», «Когда есть хотя бы один ребенок в семье - это уже радость», «Сложный вопрос», «Пока не знаю», «Лично я не хочу ребенка, но думаю, что один ребенок в семье – это хорошо», «Кому как больше нравится, большинству лучше вообще не заводить».


Диаграмма №18 «Как Вы относитесь к браку с иностранцем?»

Россия является многонациональной страной, в последнее время формируется толерантное отношение к представителям разных наций. Мы решили выяснить отношение тольяттинцев к бракам с иностранцем. У большинства тольяттинцев наблюдается нейтральное отношение к таким бракам, так ответили 64% респондентов. Четверть тольяттинцев (24% респондентов) положительно относятся к браку с иностранцем. Отрицательно настроены 11%. Также, 1% респондентов написали свой вариант ответа: «Класс», «В зависимости от обстоятельств», «Национальности не имеют значения», «Скорее отрицательно, но все зависит от обстоятельств».



Диаграмма №19 «Как Вы относитесь к браку с представителем другой религиозной конфессии?»

С наибольше опаской тольяттинцы относятся к бракам с представителями другой религиозной конфессии. Всего 10% респондентов положительно относятся к данному браку и считают, что это делает семью разносторонней в духовном плане. Нейтрально относятся к данным бракам большинство опрошенных – 69% респондентов, они считают, что в этом нет никакой проблемы. И 17% молодежи отрицательно относятся к такому браку, по их мнению, нельзя жениться на представителе другой веры. Также, 4% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Сложный вопрос», «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Какая разница, кто какой национальности», «Нежелательно, будут разногласия в мировоззрениях», «Положительно, если один не принуждает второго сменить веру». Также были такие варианты ответов, как:
-«Если другой конфессии – нормально, другой религии – отрицательно»;
-«Нейтрально, но если представитель одной не будет требовать перехода в его веру партнера»;
-«Нейтрально, если это не будет мешать или ущемлять права друг друга или одного из супругов»;
-«Может возникнуть вопрос о воспитании детей, на этой почве и на многих других могут возникнуть разногласия»
-«Я не являюсь последователем какой-либо веры, и заводить отношения с верующим человеком не стал бы, не говоря уже о вступлении с ним в брак»;
-«В зависимости от того, какую роль играет религия для партнера»;
-«Не рекомендуется, могут быть в будущем разногласия»;
-«Я не думаю, что это проблема. Меня больше смущает фанатизм в религии, нежели ее направленности. Если человек является фанатиком, то я отношусь к этому с небольшой опаской»;
-«Смотря как оба относятся к вере - если очень религиозные, то ничего хорошего не получится, если малорелигиозны - то проблем не возникнет»;
-«Трудно ответить на подобный вопрос, главное, чтобы супруги были верующими; но когда у них разные религиозные взгляды - это тяжело».


Диаграмма №20 «Как Вы охарактеризуете свою семью?»

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи, также у респондентов была возможность предложить свой вариант ответа. Так, получилось, что в г.о. Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% тольяттинских семей – большие. 27% тольяттинцев сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24% участников опроса. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи. И еще 2% респондентов предложили свои варианты: «Понимающая», «Творческая», «Надежная», «Замечательная», «Любящая, открытая, веселая, разношерстная», «Веселая», «Моя», «Обычная нормальная семья», «Сложная», «Не полная», «Нет семьи».

Скачать социологическое исследование с диаграммами вы можете

Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось.

Целью данного социологического исследования является выяснение отношения молодежи к браку и его формам, к семье.

Объектом исследования является молодежь (ученики 11 классов, студенты 1-2 курсов).

В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были опрошены 100 человек в возрасте 16-20 лет (50 человек мужского пола и 50 женского), студенты историко-социологического факультета Мордовского государственного университета им. Огарева (1-2 курс) и ученики 11 классов Лицея №43. 100% респондентов родились и проживают в данное время в городе и не состоят в браке. Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку. Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание - основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства. Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы "откосить" от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни. 75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений. Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. Тем не менее,85%опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет. Среди девушек лицея и университета мнения по поводу вопроса "Обязательно ли брак должен основываться на любви?" сошлись. Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных. А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников лицея №43 ответили положительно, а среди студентов 1-2 курсов таких было только 63%. Это можно объяснить не столько разницей в возрасте, сколько различием таких организаций как школа и университет, а также отношениями в них. Школа предполагает более мягкое отношение к действительности. В университете же происходит переход ко взрослой жизни, с более реальным восприятием окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами. Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина. Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей.

Мнения по поводу вопроса "Кто должен приносить основной доход семьи?" разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.

Здоровая крепкая семья - это и здоровое и крепкое общество. Семья является тем звеном цепи, взявшись за которое можно изменить ситуацию к лучшему в обществе в целом. Под угрозой распада находятся сами устои нашего общества, основой которых является семья, что создает нестабильность самого общества, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, физически и нравственно здоровыми. В настоящее время современные семьи переживаю кризис, ведь большинство людей ставят на первое место карьеру, а не рождение детей.

Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, ценностные ориентиры и так же изменялись и отношения между мужем и женой. Но, несмотря на все изменения которые касались семей за последнее десятилетие, институт семьи и брака до сих пор остается самым важным для человеческого общества.

Тема данного социологического опроса "Отношение молодежи к браку и семье" выбрана мной не случайно. Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Понятие "семья" не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Семью можно рассмотреть как малую социальную группу, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство; а брак - санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. . Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов ниже среднего уровня..

Также актуальна в наше время проблема "сожительства" или "фактического брака". Это понятие часто путают с термином "гражданский брак", под которым как раз наоборот понимается брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти. Половина россиян (55 %) положительно относится к тому, что молодые люди все чаще живут вместе, не вступая в брак, среди молодежи таких 77 %, пенсионеров - всего 30 %. Минусов у фактического брака больше, чем плюсов, и рискует больше всего женщина: отдельная проблема гражданского брака, прежде всего для матери - общие дети. В случае разрыва отношений, женщина не получает ни каких прав на алименты и есть риск остаться в нищете. Юридическая незащищенность - второй и главный минус. Дети, рожденные в гражданском браке, рискуют стать "безотцовщиной", а так же лишиться материальной помощи со стороны отца и возможного наследства. Такая семья фактически лишается поддержки со стороны государства. Дети, родившиеся в таком браке, повзрослев сами начинают думать, что такие отношения абсолютно приемлемы, а значит, вряд ли захотят вступать в брак… И это малая доля негативных последствий, которые несёт в себе брак без регистрации..

Стоит также задуматься над проблемой увеличения количества ранних браков в нашей стране. По статистике практически 13-15 % от общего количества браков - ранние. Ранним считают брак, заключенный до наступления брачного возраста (в России 18 лет) по специальному разрешению административных органов. Интересно то, что зачастую браки, заключенные и в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Ранние браки - очень спорный вопрос. Причины и последствия таких браков выясняют психологи и социологи.

Главная причина заключения брака в раннем возрасте - ожидание ребенка. В настоящее время множество молодых людей вступают в брак после получения профессионального образования, а заключив брак, не торопятся обзавестись детьми, предпочитая заниматься карьерой, чтобы обеспечить семье и будущему ребенку материальное благополучие..

Молодая семья имеет ряд особенностей. Они связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы молодой семьи в 1,5 раза ниже, чем средний уровень по стране, 69 % процентов из них живут за чертой бедности. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями в семье.

При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, так как для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего иногда нет в юношеском возрасте. Молодые люди вступают в брак зачастую необдуманно. К такому шагу их подталкивают разные причины. Статистика показывает, что у ранних браков в большинстве случаев нет будущего - 90 % их заканчиваются разводом..

С целью более углубленного изучения данной проблемы мной было проведено интервью на тему: "Отношение студенческой молодежи к браку и семье". Среди 13 опрошенных, представлены студенты ППИ им. Белинского, Пензенского Государственного Университета, факультета Педагогики, Психологии и Социальных наук 1-го курса, обучающихся по направлению "Социология", среди которых 10 девушек и 3 парня, в возрасте 17-18 лет.

Большая часть опрошенных относится к браку положительно (84,6 %), остальные еще не задумывались над своим отношением к браку (15,4 % - в основном мужской пол). К ценностям семьи студенты отнесли доверие, понимание уважение, любовь и детей. Ответив на третий вопрос, большинство студентов ошибались, давая неправильное определение гражданского брака, что говорит о незначительной осведомлённости большей части опрошенных о таком социальном институте, как брак (правильно ответило лишь 15,4 %). Отрицательно относится к так называемому "гражданскому" браку только 23 % опрошенных, остальные студенты высказались "за" "гражданский" брак, аргументируя это тем, что перед регистрацией брака, необходимо пожить вместе, узнать друг друга лучше. Можно предположить, что "гражданский" брак является "репетицией" семейных отношений. 54 % опрошенных считают, нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе, из чего можно сделать вывод о том, что современная молодёжь плохо представляет себе всю тяжесть ответственности брака, особенно, если совместить его с учебой и работой, воспитанием детей. Самым благоприятным возрастом для вступления в брак студенты посчитали 20 - 25 лет (в основном девушки - 61,5 %) и 27 -30 (в основном мужской пол - 38,5 %). К браку в раннем возрасте (до 18 лет) все опрошенные относятся негативно, положительно отнеслись только 15 % в том случае, если это действительно необходимо (чаще всего этой необходимостью в столь раннем возрасте становится ребёнок). Основной причиной для вступления в брак молодые люди считают детей, любовь. У всех опрошенных есть желание вступать в брак в будущем, лишь 8 % не уверены, что хотят вступать в брак. 69 % студентов планируют пышное торжество, это говорит о том, что брак занимает далеко не последнее место в жизни молодых людей, они стремятся соблюсти традиции, запомнить этот день, подходят к нему серьёзно. Многие считают, что семья может распасться из-за измен, недоверия, несходства в характерах. У 46 % студентов есть друзья, состоящие в браке. На вопрос: "Одобряете ли Вы их поступок?" лишь 38,5 % ответило положительно. 54 % опрошенных имеют друзей, которые не регистрируют брак, а просто сожительствуют. Примечательно, что к причинам, которые мешают регистрации брака, опрошенные отнесли: разные национальности, плохие отношения с родителями, неуверенность в своих чувствах, финансовые проблемы, боязнь обременять себя заботами, разного рода ответственностью, независимость партнёров друг от друга ("Проще потом уйти"). Девушки называют ещё в качестве основополагающего компонента сожительства проверку чувств, причём интерпретируют это тем, что партнёры должны лучше узнать друг друга, подготовка к семейной жизни.

Подводя итоги, следует обратить внимание на общую ошибку молодых людей в том, что они, планируя создавать семью, полагаются лишь на силу чувств. У молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи, им служат примером неудачные браки родных, друзей и знакомых. У большей части студентов нет понятия, что такое гражданский брак, юридический риск неофициального брака не волнует ни одного студента, а это говорит о юридической неграмотности молодежи, и требует кардинальных перемен и преобразований в области юридического консультирования и добрачного просвещения студентов.

Таким образом, социологическое исследование, проведённое со студентами, красноречиво говорит об актуальности проблемы гражданского брака среди молодежи, требующие новых подходов в ее решении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ

Введение

Актуальность исследования : Брак – это сложнейший социальный институт, который является совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, общественного и индивидуального, общего и единичного характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака, от факторов «укрепления» брака, от намеренности молодежи юридически заключать брак. Альтернативные формы брака (сожительство) разрушают социальные нормы, и нормативные принципы современного общества. Поэтому важно рассмотреть все факторы, влияющие на представления студентов о браке.

Наиболее крупный вклад в исследование брака и семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Борисов (потребность в детях), М.С. Мацковский (методология и методика), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Т.Ж. Гурко (молодая семья).

Межполовое взаимодействие, определяемое человеческими сущностными силами, является одним из определяющих составляющих социальной динамики. Студенческая пора – время полоролевого самоопределения, выработки стратегии жизненного пути, формирования тактик социального поведения, время проектирования основных планов, время выработки оригинального стиля поведения во всех сферах жизнедеятельности. В ряду жизненных задач поиск спутника жизни, создание семьи, гендерная самореализация в целом занимает одно из главенствующих мест в приоритетах молодого человека. Успешному осуществлению означенных задач, эффективному выполнению плана жизни во многом способствует наличие крепкой семьи, верного супруга/супруги, благодарных детей и любимых внуков. В силу данных бесспорных обстоятельств, потенциальный будущий семьянин должен быть компетентным во всех социально-практических и интеллектуальных составляющих семейно-брачной сферы. Однако мы наблюдаем обратное. В ВУЗе обучают профессии, преподают вереницу предметов. К профессиональной деятельности готовят как будто серьезно, а вот к личной жизни никак. Такого рода пренебрежение со стороны государства чревато огромными бедами. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее.

Проблемная ситуация заключается в том, что существует противоречие между потребностью общества в крепких, выполняющих свои репродуктивные и воспитательные функции семьях, и низким уровнем представлений молодежи и ее готовности к активной деятельности в системе формирования супружеских отношений. Масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи, диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений.

Замечая, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует отметить необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, однако она не торопится своевременно и официально регистрировать свой брак.

Для того чтобы решить все эти проблемы, молодежи важно пропагандировать ценности брака, детей, семьи, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить значимый эффект в социально-демографическом развитии страны.

Вышесказанное позволилоопределить проблему исследования : представления студенческой молодежи о браке, как правило, не соответствуют динамично изменяющимся в обществе условиям заключения брачно-семейных отношений, что требует анализа условий их формирования в сознании будущих родителей.

Объект исследования студенческая молодежь (на примере студентов исторического факультета Школы педагогики в г. Уссурийске, группа С2509в).

Предмет : представления студенческой молодежи о браке.

Цель работы –анализ представлений студенческой молодежи о браке в контексте укрепления семейно-брачных отношений.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) изучить понятие брачно-семейных отношений;

2) выяснить динамику брачных норм и формирование семьи

3) проанализировать отношение мужчин и женщин в браке;

4) рассмотреть мотивы брачных отношений;

5) описать факторы «укрепления» брака;

6) охарактеризовать отношение молодежи к факторам «укрепления» брака в России.

Основная гипотеза : на формирование представления студенческой молодежи о браке влияет в основном такой фактор, как возможность состоять в гражданском браке, что, в свою очередь, является препятствием для создания полноценной семьи с ее важнейшими моральными и правовыми основами.

Дополнительные гипотезы :

1. Представления студентов о браке зависит от представлений о понятии «брак» и «семья».

2. Влияние лидерства на представления студенческой молодежи о браке.

3. Различия в представлениях студентов о будущей семье связаны с мотивами брачных отношений.

4. Брачно-семейные отношения родителей молодежи играют большую роль в представлении ими о браке.

5. Сохранение студенческой семьи зависит от факторов «укрепления» брака.

Метод исследования – изучение и анализ научной литературы; сравнение, анализ, синтез; анкетный опрос и анализ анкетного опроса.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

32. Основы психологии семьи и семейного консультирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pciholog.com/os№ovy-psixologii-semi-i-semej№ogo-ko№sultirova№iya/

33. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». [Электронный ресурс] - Режим доступа: rusla .ru /.../Ko №tseptsiya %20gosudarstve №№oy %20semey №oy %20politiki .

34. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] - Режим доступа: www . gks . ru

Приложение А

Т а б л и ц а 1 – Таблица сопряженности переменных «Уровень знания о семье» и «Готовность регистрации брака и создания семьи»

Уровень знания о семье

Готовность регистрации брака и создания семьи

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Всего

Низкий

Средний

Высокий

Всего

Т а б л и ц а 2 – Причины вступления в брак

Причины вступления в брак

Количество ответов (%)

Любовь

Желание создать семью

Рождение ребенка

Расчет

Независимость от родителей

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 3 – Сожительство, «За» или «Против»

Считаете ли сожительство («гражданский брак») приемлемой для вас формой отношений

Количество ответов (%)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 4 – «Семья для Вас – это…»

Семья для Вас – это …

Количество ответов (%)

Продолжение рода

Проявление любви к супруге (у) и детям

«Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

Место для самореализации и самовыражения

Помеха самореализации

Место постоянных скандалов и проявления насилия

Обуза во всем

Т а б л и ц а 5 – «Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания»

Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания

Количество ответов (%)

Родители – образец для подражания

Не во всем, но в целом да

Многое не нравится в семье моих родителей

Приложение Б

Анкета «Представление студенческой молодежи о браке»

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ

Данный опрос связан с исследованием представления образа брака и семьи в сознании студента.

Просим внимательно ознакомиться со всеми вопросами и ответить на каждый из них, обведя кружком номер соответствующего варианта ответа. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА АККУРАТНО ЗАПОЛНЕННУЮ АНКЕТУ!

1. ПОЛ

    Мужской

    Женский

2. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ РОДИЛИСЬ?

(Запишите цифрами)

3. ВАШ БРАЧНЫЙ СТАТУС

    В браке не состою

    В браке состою, брак официально не зарегистрирован

3. В браке состою, брак официально зарегистрирован

4. СЧИТАЕТЕ ЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО («ГРАЖДАНСКИЙ БРАК») ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ ВАС ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЙ (Отметить только один вариант)

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5. УКАЖИТЕ ВАШЕ ОСНОВНОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Живу вместе с родителями

    В общежитии

    Живу отдельно от родителей, снимаю жилье

    Живу отдельно от родителей, в собственной квартире

    У знакомых, друзей, родственников

    Живу с мужем в его квартире

    Другое_____________________________ ___________________________________

6. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ УРОВЕНЬ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Высокий

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    Затрудняюсь ответить

7. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫ ГОТОВЫ К РЕГИСТРАЦИИ БРАКА И СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

(Отметить только один вариант)

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3 . Нет

4. Скорее нет, чем да

8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ВСТУПАТЬ В БРАК (Отметить только один вариант)

  1. 30 лет и старше

    Затрудняюсь ответить

9. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (Отметить только один вариант)

1. Любовь

2. Желание создать семью

3. Рождение ребенка

4. Расчет

5. Независимость от родителей

6. Затрудняюсь ответить

10. ИМЕЕТ ЛИ ДЛЯ ВАС ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ ПОЛОВИНЫ (Отметить только один вариант)

    Затрудняюсь ответить

11. УРОВНИ ДОХОДОВ ВАШИ И ВАШЕГО ПАРТНЕРА РАЗЛИЧАЮТСЯ (Отметить только один вариант)

    Да, доход партнера больше

    Да, мой доход больше

    Доходы отличаются незначительно

    Затрудняюсь ответить

12. СЕМЬЯ ДЛЯ ВАС - ЭТО... (отметьте не более 3-х вариантов)

1 . Продолжение рода

2. «Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

3. Место для самореализации, самовыражения

4. Помеха моей самореализации

5. Место постоянных скандалов и проявления насилия

6. Обуза во всем

7. Проявление любви к супруге (супругу)

8. Проявление любви к детям

9. Затрудняюсь ответить

13. ВАЖНЫ ЛИ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: 1 – СОВСЕМ НЕ ВАЖНО, 7 – ОЧЕНЬ ВАЖНО. (Отметьте в каждой строке)

Я должен быть главным в семье

1 2 3 4 5 6 7

Участие жены (супруга) в доходе семьи

1 2 3 4 5 6 7

Благоприятное нравственно-психологическое состояние семьи

1 2 3 4 5 6 7

Карьера жены (супруга)

1 2 3 4 5 6 7

Крепкое здоровье

1 2 3 4 5 6 7

Материальное благосостояние

1 2 3 4 5 6 7

Создание в семье равных возможностей для всех

1 2 3 4 5 6 7

Крепкая семья

1 2 3 4 5 6 7

Возможность высказывать мнения по любым вопросам, не опасаясь скандала в семье

1 2 3 4 5 6 7

Благополучие детей

1 2 3 4 5 6 7

Интересная работа

1 2 3 4 5 6 7

Независимость жены (супруга) в делах, суждениях, поступках

1 2 3 4 5 6 7

Повышение образовательного уровня жены (супруга)

(интеллектуальное развитие)

1 2 3 4 5 6 7

Участие в воспитании детей

1 2 3 4 5 6 7

14. КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ? (Отметьте в каждой строке)

Семейные обязанности

Вы

Ваш супруг/супруга

Совместно

Ремонт квартиры

Глажение белья

Починка домашней утвари

Воспитание детей

Финансовое обеспечение семьи

Контроль успеваемости детей в школе

Мытье посуды

Осуществление покупок

Приготовление пищи

Стирка

Уборка жилья

15. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕМЬЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

    Да, конечно

    Не во всем, но в целом семья моих родителей достойна подражания

    Многое, что есть в семье моих родителей, мне не нравится

    Затрудняюсь ответить

16. ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ?

(Отметьте только один вариант)

    Да, один ребенок

    Больше, чем один ребенок

17. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ? (Запишите цифрами)

18. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПРОЙТИ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРЕПКИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»? (Отметьте только один вариант)

1. Да

2 . Нет

3. Затрудняюсь ответить



Случайные статьи

Вверх