Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи. Экспозиция “Посмертная фотография”

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

- Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии - криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

девочка слева-мертва

- Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, - объясняет Лебедев, - к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

- Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, - говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

- И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, - сообщил Лебедев.

девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

- Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг - прямо в камеру, - отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

- У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, - объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы - не профессионалы - не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее - исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

- Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, - уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности - как, например, память рода - уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо - чтобы все видели, как он опечален случившимся.

- Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, - рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.














Невероятные факты

Самые жуткие фотографии, бесспорно, те, от которых веет смертью.

Страшные посмертные снимки –это зрелище не для слабонервных. От них кровь стынет в жилах. Ведь на них люди, запечатленные в последний раз.

У людей, живших в викторианскую эпоху, было свое видение жизни и смерти. Они охотно фотографировались с уже умершими родственниками, выдавая их на фото за живых.

Некоторые из этих фотографий, действительно реальные, другие же были сделаны забавы ради.

Взгляните на следующие 13 фото и попытайтесь понять, на которых из них реальные покойники, а которые не что иное, как фейк и обман.

Посмертные фото

1. Фейк: Близнецы на фоне странного объекта в капюшоне



Эта довольно очаровательная фотография двух пухлых, здоровых и живых младенцев была преподнесена пользователям всемирной паутины, как посмертное фото.

Близнецы сидят на фоне драпировки, очень похожей на кусок савана. А саван ассоциируется у нас именно со смертью.

Вы знаете, что это такое?

Скорее всего, задрапированный объект-это мать малышей.

Такой прием под названием "мать-невидимка" позволял сфотографировать самых неспокойных малышей.

На мать накидывалось покрывало, чтобы она могла успокаивать своих детей в случае, если они вели чересчур неспокойно и непоседливо. Скорее всего, она разговаривала с ними, возможно, даже пела.

У малышей на фото глаза открыты, руки опущены вниз, и очевидно, что на заднем фоне их мать, накрытая куском ткани, чтобы в случае чего успокоить младенцев.

Если бы дети были мертвы, необходимости в так называемой "матери-невидимке", держащих их неподвижно, не было бы.

Вывод: дети на этом снимке живы.

2. Реальное посмертное фото: Братья-близнецы, сидящие на диване



Это фотография двух братьев, один из которых смотрит в камеру, обняв брата, кажущегося спящим. Он легко склонил тело, сложив руки на коленях. Парни одеты одинаково и выглядят крепкими и здоровыми.

Но какие причины могли быть для того, чтобы взрослого человека фотографировали спящим? Только младенцев могли заснять во сне.

Для взрослого человека нормальной практикой было и будет фотографироваться бодрствующим.

Кроме того, обратите внимание на лицо брата. В его глазах печаль, а выражение лица застыло в неприкрытой скорби.

Вывод: это настоящая посмертная фотография викторианской эпохи.

3. Фейк: Мать, отец и ребенок



Эта немного разрисованная фотография, на которой семейная пара с ребенком, была объявлена также посмертной. Ребенок все еще находится на коленях матери, взгляды родителей устремлены мимо чада.

В интернете вокруг фото развернулись бурные дискуссии. Многие назвали снимок посмертным. Однако, стоит внимательно приглядеться и можно легко понять, что это не так.

Первая причина, по которой фото не может быть посмертным - это то, что одежда на мужчине не соответствует траурной.

Вторая причина в том, что на ребенке слюнявчик, что свидетельствует о том, что малыш готов к трапезе, а на столе у головы ребенка лежат чашка с ложечкой.

Вопрос: зачем мертвому ребенку нужны слюнявчик и посуда для еды?

Вывод: ребенок на фото жив.

Посмертные фото не для слабонервных

4. Реальное посмертное фото: бородатый мужчина на стуле



Глаза молодого человека, действительно, выглядят мертвыми, но это может быть связано с тем, что очень яркая вспышка на старом фотоаппарате вымывает светло-голубые глаза.

Однако, положение головы и его странная обмякшая поза заставляют поверить в то, что парень, действительно, мертв.

Кроме того, платок на шее явно был использован для того, чтобы зафиксировать голову в необходимом положении.

Снимок довольно холодный, с мертвыми безжизненными глазами и странным поворотом головы.

Вывод: это реальное посмертное фото.

5. Реальное посмертное фото: мальчик с белой собакой



Нет никаких сомнений в том, что мальчик на снимке жив. Об этом явно свидетельствует и выражение лица, и его поза.

А вот белый пёс на руках у мальчика, скорее всего, мёртв.

Собаки были самым популярным домашним животным в викторианскую эпоху. Их приравнивали к полноценным членам семьи.

Поэтому неудивительно, что когда любимый питомец умирал, ему также делали посмертную фотографию.

Скорее всего, этот молодой человек настолько любил своего пса, что решил запечатлеть его на фото в последний раз.

Вывод: это реально посмертное фото любимого питомца.

Посмертные снимки

6. Фейк: девочка, отдыхающая на кушетке



Эту девочку преподнесли пользователям всемирной паутины как мертвую. Однако это не так.

Девочку, о которой идет речь, звали Александра Китчин, (известная как Экси). Её часто фотографировал сам Льюис Кэрролл, автор книги "Алиса в стране чудес".

Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Доджсон) был известен своей страстью к маленьким детям.

Он фотографировал их в разных ракурсах. Это звучит ужасно и не совсем неправильно. Однако, для жителей викторианской эпохи, это не считалось непристойностью.

Снимок с девочкой на кушетке был представлен в качестве посмертного фото.

Но это глубокое заблуждение. Ведь достоверно известно, что Александра Китчин выросла, вышла замуж и родила 6 детей.

Вывод: девочка на фотографии жива.

Пост мортем

7. Фейк: бледная темноволосая женщина, лежащая в окружении белых лилий



У брюнетки на фото впалые глаза, а лицо бледное как будто, действительно, тронутое рукой смерти. Её холодная и тихая красота кажется самим воплощением смерти.

Эта женщина неподвижна, спокойна и красива. В руках у неё книга и четки. Ее тело задрапировано куском ткани из тафты, а ее плечи украшены обрезом искусственного меха.

Искусственный мех? Такое возможно?

Ведь в викторианскую эпоху не было искусственного меха!

Даже бедняки носили мех кролика.

Оказывается, эта фотография является современным произведением искусства под названием "Бриджит", взятое с сайта Deviant Art.

Фотография хотя и современная, но выглядит по-готически мрачно.

И хотя в интернете эта фотография выдаётся за настоящее пост мортем фото, это не что иное, как современная дань уважения викторианской эпохе.

Вывод: девушка на фото жива.

8. Реальное посмертное фото: две девочки в сарафанчиках



Перед нами две прекрасные девочки, сидящие на диване. Скорее всего, эти девочки сестры.

Одна из сестер пристально смотрит в камеру. В её глазах печаль и грусть.

Вторая же девочка кажется мирно спящей. Обе сестры одеты в клетчатые сарафаны…

Если внимательно приглядеться, за спиной спящей девочки можно увидеть книгу, которая подпирает её тело, чтобы оно удерживалось в нужном положении.

Её руки мирно сложены на груди. Лицо неподвижно и мертвенно бледно.

Теперь взгляните на вторую сестру.

Скорбь в глазах живой сестры не оставляет никаких сомнений в том, что её старшая сестра умерла. Очевидно, родители девочек хотели запечатлеть обеих дочерей вместе в последний раз.

*Для справки: младенческая смертность была высокой в викторианскую эпоху, а в Англии смертность среди детей в возрасте до пяти лет была равной 1 к 4.

В те времена в семьях было в среднем по 6 детей. До взрослой жизни доживали не все.

Вывод: это реальная посмертная фотография.

9. Фейк: дети и мать без лица



Утверждали, что на этой фотографии либо мать мертва, либо девочка, стоящая с ней рядом, так как её глаза выглядят весьма странно для живого человека.

Однако, стоить учесть тот факт, что фотография тех времен отличалась от современной тем, что вспышка была гораздо ярче. Это заставляло людей прищуриваться. А очень светлые глаза не выходили слишком хорошо. Поэтому глаза, которые не получались на снимках, ретушировали специалисты. За счет чего они на некоторых фото выглядели очень странно.

Так почему же лицо матери на этом снимке отсутствует?

Возможно, она просто кому-то не нравилась или же лицо на фото было удалено в силу каких-то других причин.

Вывод: на этой фотографии все живы.

Пост мортем фото

10. Реальное посмертное фото: девочка в постели в окружении цветов



В викторианскую эпоху цветы имели особое значение. Они использовались по любому поводу.

Благодаря цветам, люди выражали свои эмоции, как грустные, так и радостные. Часто цветы помещались рядом с умершим в знак траура и скорби.

На этом фото можно увидеть небольшие букетики рядом с кроватью умершей девочки. Покойница одета в белое платье, её руки мирно сложены на груди. По виду девочка спит. Но это лишь кажется.

Это последняя фотография горячо любимого ребенка, который умер, так и не успев повзрослеть.

Вывод: девочка на фото, действительно, мертва.

Фотографии пост мортем

11. Фейк: пятеро ребятишек выстроены в ряд по росту



На фото пять братьев и сестер. О родстве говорит явное сходство детишек между собой.

Пол крайнего ребенка определить сложно. Все дело в том, что в викторианскую эпоху и мальчиков и девочек одевали в платья, им также независимо от пола отпускали длинные волосы.

Поэтому часто дети обоих полов выглядели одинаково.

Почему же дети на снимке стоят в такой странной позе с крепко сжатыми кулачками? Особенно это касается крайнего ребенка. Скорее всего, им просто был дан наказ вести себя хорошо, чтобы не испортить фотографию.

Дети просто перестарались, изображая послушание и покорность. А самый младший ребенок слишком уж напрягся. Лицо же выглядит так странно, вероятно потому, что было ослеплено яркой вспышкой.

Вывод: все дети на фотографии живы.

Пост мортем фото с пояснениями

12. Фейк: три странных парня



На фото группа из трех молодых мужчин. Все трое выглядят очень чопорно и жестко.

Такая неестественная жесткость во взглядах привела к тому, что интернет пользователи решили, что мужчина посередине на стуле –покойник.

Однако это не так.

Парень, сидящий на стуле, живой. По всей видимости, он просто чувствует себя не очень комфортно, позируя перед камерой несколько часов.

Этим и объясняется его неестественная немного жесткая поза.

Все трое молодых людей выглядят несчастными и чересчур напряженными, потому что им нужно было оставаться неподвижными, чтобы не испортить снимок. Улыбаться на фото в викторианскую эпоху было вообще не принято.

Вывод: на этом фото все живы, просто чувствуют себя не вполне комфортно.

13. Фейк: малыш на фоне странной драпировки



Это еще одна фотографии я так называемой матерью-невидимкой на заднем фоне.

Обратите внимание на объект в странном капюшоне. И хотя фото выглядит жутким, и кажется, что на нем мертвый ребенок, это не так. Позади ребенка, очевидно, мать, укрытая одеялом. Женщина удерживает своё испуганное чадо, успокаивая его.

Такой приём вряд ли понадобился, если бы ребенок был мертвым. Нет нужды удерживать мертвого ребенка неподвижным.

Малыш держит голову и смотрит на камеру с сомнением, потому что вся ситуация кажется ему странной.

Вывод: ребенок на фото жив и здоров.

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.


Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.


Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.


После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.

C изобретением дагеротипа (предка фотоаппарата) в середине XIX века особую популярность получили посмертные фотографии усопших людей. Родные и близкие покойного нанимали фотографа, чтобы тот запечатлел мертвого человека на память и оставил снимок в качестве сувенира. Что это: дурная прихоть или мистическая примета?

Посмертные фотографии и их предназначение

История

В те времена детская смертность была большой проблемой, поэтому на сохранившихся посмертных фотографиях можно часто увидеть ребенка. Люди, как правило, умирали не в больницах, а дома. Подготовкой погребения обычно занималась семья умершего, а не ритуальные организации. В такие дни прощания и нанимался фотограф.

В викторианскую эпоху было иное отношение к смерти. Люди того времени остро испытывали разлуку и потерю, но само тело умершего не вызывало страх и ужас. Смерть была чем-то обыденным, даже среди детей. Обычно младенцев и малышей постарше не успевали фотографировать при жизни. Распространенная скарлатина или грипп отправляли на тот свет огромное количество детей. Поэтому посмертная фотография была вполне адекватным способом сохранения памяти о человеке.

Чтобы нанять фотографа с дагеротипом, требовались серьезные денежные средства. Обычно такую услугу заказывали состоятельные семьи. Несовершенный дагеротип требовал выдержки и долгой неподвижности фотографируемого. Но в случае с обездвиженным и бездыханным телом процесс в разы упрощался и приносил солидную прибыль фотографу. Если живые родственники изъявляли желание сфотографироваться вместе с усопшим, то получались размазанными на снимке, зато труп выглядел идеально четко.

Особенности

Умершим любили придавать непринужденные позы: будто они живые, но отдыхают или спят. Поэтому детей размещали не только в гробах, но и на диванах, в колясках, на стульях. Ребенка наряжали, делали ему красивую прическу, окружали любимыми игрушками или даже домашними животными. Чтобы тело сохраняло положение, его могли посадить на колени родителей.

Развитие посмертной фотографии вылилось в своеобразное искусство. Был разработан специальный штатив, фиксирующий тело в нужной позе. Чем выше мастерство фотографа, тем живее выглядел на снимке усопший. Фотографы применяли и другие ухищрения, например, рисовали глаза на закрытых веках, подкрашивали щеки румянами, кадрировали фотографии лежащего вертикально, имитируя стоячее положение.

А был ли смысл?

Уже к началу XX века популярность посмертных фотографий пошла на спад

Посмертные фотографии являются предметом изучения и достоянием исторических коллекций, ведь самые качественные и необычные снимки стоят баснословных денег.

Необычное искусство в те времена заставляло лишний раз переосмыслить жизнь и смерть. Среди великих людей, которые были сфотографированы посмертно, можно назвать Виктора Гюго, а самый известный фотограф мертвецов – Надар (Гаспар Феликс Турнашон).

Любопытно и то, что посмертная фотография породила альтернативный стиль, когда живые притворялись мертвыми. Такая культура появилась из-за упомянутого выше несовершенства дагеротипа. Невозможность моментальной съемки и необходимость долгого позирования вынуждала создавать образы умерших.



Случайные статьи

Вверх