Долгая история одной фальшивки: как Дмитрий Иванович Фост немцев с русскими мирил. Долгая история одной фальшивки: как Дмитрий Иванович Фост немцев с русскими мирил Долгая история

ВСЕМ ПРИВЕТ! МОЯ ИСТОРИЯ НАЧИНАЛАСЬ ТАК: МЫ УЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ В КОЛЛЕДЖЕ. НА ПЕРВОМ КУРСЕ МЫ ПРОСТО НЕ ВЫНОСИЛИ ДРУГ ДРУГА, НО ПОСТЕПЕННО МЫ НАЧИЛИ ХОРОШО ОБЩАТЬСЯ ГУЛЯТЬ ВМЕСТЕ И ВСЕ ТАКОЕ. И НА ВТОРОМ КУРСЕ 30 МАРТА МЫ НАЧАЛИ ВСТРЕЧАТЬСЯ!!! Я БЕЗУМНО ПОЛЮБИЛА ЕГО! БЫЛО ВСЕ ХОРОШО ПЕРВОЕ ВРЕМЯ,Я ДУМАЛА ЧТО ПОПАЛА В СКАЗКУ, ДУМАЛА ЧТО ТАКОГО В МОЕЙ ЖИЗНИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ И ТАКОГО КАК ОН БОЛЬШЕ НЕ ВСТРЕЧУ! НО ПОТОМ НАЧАЛОСЬ САМОЕ СТРАШНОЕ! ДО МЕНЯ У НЕГО БЫЛА ДЕВУШКА. ОНА ЕГО ЛЮБИЛА И ПОСТОЯННО ВМЕШИВАЛАСЬ В НАШИ ОТНОШЕНИЯ И ИЗЗА НЕЕ МЫ ПОСТОЯННО РУГАЛИСЬ! ДАЛЬШЕ ИЗМЕНЫ, ВСТРЕЧАЯСЬ СО МНОЙ ОН ЕЩЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ДРУГИМИ! ОН ПОСТОЯННО РАДИ ДРУГИХ ДЕВУШЕК БРОСАЛ МЕНЯ НО СНОВА ВОЗВРОЩАЛСЯ, ССЫЛАЯСЬ НА ТО ЧТО ЛЮБИТ, А Я ЛЮБИЛА ПРОЩАЛА!И ОДНАЖДЫ Я УЗНАЛА ПРО ДРУГУЮ, Я УШЛА ОТ НЕГО!НА ЧТО ОН СПОКОЙНО ОТРЕОГИРОВАЛ И БЫЛ СЧАСТЛИВ С ДРУГОЙ.А Я ПЫТАЯСЬ ЗАБЫТЬ ЕГО ОТВЛЕКАЛА СЕБЯ ЧЕМ МОГЛА, ГУЛЯЛА ОБЩАЛАСЬ С ДРУГИМИ ПАРНЯМИ, НО ВСЕ НЕ ТО БЫЛО, И ВОТ ПОСЛЕ ОЧЕРЕДНОЙ ССОРЫ Я УЕХАЛА В ДРУГОЙ ГОРОД ЧТОБ ЗАБЫТЬ, НО ПОПЫТКИ БЫЛИ НАПРАСНЫ. И В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ МНЕ СКИНУЛ АВТОРИЗАЦИЮ ПАРЕНЬ, НАЧАЛА ОБЩ С НИМ. ЭТОТ ПАРЕНЬ ДАЛ МНЕ СИЛЫ, ПОМОГ НАЧАТЬ ЗАБЫВАТЬ О ПРОШЛОМ, Я НАЧАЛА ВЕРИТЬ ЧТО НЕ ВСЕ ПОТЕРЕНО, НО С НИМ МЫ ОБЩ ТОЛЬКО ПО ТЕЛЕФОНУ В АГЕНТЕ И.Т.Д. Т.Е. НА РАССТОЯНИИ.ОБЩ ДЛИЛОСЬ ПОЧТИ 3 МЕСЯЦА,ПРИЕХАЛА К СЕБЕ В ГОРОД НА ПРАЗДНИКИ И МОЙ ПАРЕНЬ КОТОРОГО Я ЛЮБИЛА УЗНАЛ ЧТО ЯПРИЕХАЛА И НАЧАЛ КО МНЕ ЗВОНИТЬ НАСТАИВАТЬ НА ВСТРЕЧЕ. МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ, НАЧАЛ ОБЪЯСНЯТЬ КАК ЛЮБИТ КАК НЕ МОЖЕТ БЕЗ МЕНЯ, НА ЧТО Я СКАЗАЛА ЧТО НУЖНО БЫЛО ДУМАТЬ РАНЬШЕ КОГДА Я ПЫТАЛАСЬ ВЕРНУТЬ ЭТИ ОТНОШЕНИЯ.И СКАЗАЛА ЕМУ ЧТОБ БОЛЬШЕ НЕ ЗВОНИЛ.КОГДА Я ПРИЕХАЛА Я ВСТРЕТИЛАСЬ С ТЕМ ПАРНЕМ С КЕМ ОБЩ, ВСТРЕЧАЛА ПРОШЛА ОТЛИЧНО, ВСЕ БЫЛО ХОРОШО, И КАК ТО СИДЕЛИ МЫ В КАФЕ И ЗАЗВОНИЛ МОЙ ТЕЛЕФОН, ЗВОНИЛ БЫВШИЙ ПАРЕНЬ Я ЕМУ СКАЗАЛА НЕ ЗВОНИ БОЛЬШЕ, НО ОН ВСЕ РАВНО ЗВОНИЛ И ОТВЕТИЛ ЕМУ ПАРЕНЬ С КОТОРЫМ Я ОБЩ. ПОСЛЕ ЭТОГО ОН ВСЕМ НАПИСАЛ ЧТО Я ТИПИЧНАЯ ШАЛАВА! ВОПРОС В ЧЕМ МОЯ ВИНА БЫЛА ПЕРЕД НИМ? Я 4 ГОДА ТЕРПЕЛА ЕГО ИЗМЕНЫ И ПОХОЖДЕНИЯ, СЧИТАЮ ЧТО ЕСТЬ ВСЕМУ ПРИДЕЛ!И ОКАЗАЛАСЬ ПЛОХОЙ. ПОСЛЕ ОН НЕ ОСТАНОВИЛСЯ ЗВОНИЛ МНЕ ПРИШЛОСЬ НОМЕР ПОМЕНЯТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ. Я УЕХАЛА И ОБЩ С ПАРНЕМ С АГЕНТА ПРОДОЛЖИЛОСЬ.ПРИШЛО ВРЕМЯ СЕССИИ И Я СНОВА ПОЕХАЛА В СВОЙ РОДНОЙ ГОРОД,И СНОВА МОЙ НА ТОТ МОМЕНТ БЫВШИЙ ПАРЕНЬ ПОЯВИЛСЯ. В УНИВЕРСИТЕТЕ МЫ ТОЖЕ ВМЕСТЕ УЧИМСЯ. Я ВСЯКИМИ СПОСОБАМИ ОТТАЛКИВАЛА ЕГО НО ОН НЕВКАКУЮ НЕ ХОТЕЛ УХОДИТЬ ОТ МЕНЯ,ЗНАЯ ЧТО Я ОБЩ С ДРУГИМ! ПОСТОЯННО ЗАБЕРАЛ С УНИВЕРСИТЕТА, ПРИВОЗИЛ ТУДА, И Я СНОВА ПРОСТИЛА ЕГО! НО ПРОШЛОЕ НЕ ДАЕТ МНЕ ПОКОЯ, Я СКОЛЬКО НЕ ПЫТАЛАСЬ НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ.ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ????????? ПОДСКАЖИТЕ..

Пройдя через тернии поджогов, прокурорских проверок и истерик отдельно взятых депутатов, на широкие экраны выходит фильм «Матильда» , посвящённый отношениям Николая II и балерины Императорского театра. Работа режиссёра Алексея Учителя вызвала гнев поборников христианских ценностей, обвинивших авторов картины в очернении образа канонизированного самодержца и искажении исторической правды. Весь предшествующий год работа над этой лентой сопровождалась чередой нападок, грозивших поставить крест на её допуске в кинотеатры.

Но «Матильда» — далеко не первый случай, когда были задеты чувства верующих: истоки этого противостояния уходят в начало ХХ века и хранят множество других, не менее одиозных примеров.

Чтобы рассмотреть этот вопрос с точки зрения исторической ретроспективы, давайте взглянем на США ’30-ых годов.

Голливуд расправляет плечи и становится центром мировой киноиндустрии: количество снятых фильмов растёт по экспоненте, а перечень затрагиваемых тем становится всё шире. Объективной реакцией общественности становится желание установить на этот растущий поток своеобразный фильтр, который бы уберёг зрителя от нежелательного контента. В 1930-ом году Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов принимает т.н. “Кодекс Хейса ”, установивший стандарт кинопроизводства, несоблюдение которого препятствовало допуску фильма на широкие экраны.


Республиканец Уилл Хейс, автор Кодекса

Тремя годами позже эстафету перенимает Церковь и учреждает Национальный легион приличия , главной целью которого был поиск и борьба с проявлениями в фильмах неуважения к религии. Организация состояла не только из представителей Католической церкви, но и других конфессий, вследствие чего имела значительное влияние на людей самого разного вероисповедания. Легион добился права просмотра фильма ещё до его официальной премьеры, после чего тот получал специальный прокатный рейтинг или не получал его вовсе. Когда же запрета добиваться не удавалось, Легион объявлял, что просмотр фильма будет приравниваться к смертному греху.

На протяжении десятилетий их авторитет был непререкаем, но к ’60-ым годам общество начало претерпевать реформы, становилось всё более открытым новым идеям, а вместе с этим запреты, установленные Кодексом Хейса и системой рейтингов Легиона приличия , начали попросту игнорироваться. В 1968-ом году был отменён Кодекс , а Легион был фактически распущен - его преемником стала Служба конференции католических епископов по делам кино и вещания с куда меньшими правами - ни о каких запретах речи уже не шло, хотя свою систему рейтингов они используют до сих пор.

Кто же успел попасть под их горячую руку? Вот лишь немногие из десятков фильмов , получившие от религиозного Легиона самый низкий рейтинг “С” - от английского “ Condemned” (“приговорённый”, ”забракованный”).

«Восемь с половиной» Федерико Феллини.


Кадр из фильма "8 1/2", вдохновивший Кв.Тарантино при съёмках "Криминального чтива"

Полубиографическая, сюрреалистичная драмеди о творческом кризисе известного режиссёра, разочаровавшегося в жизни и любви, и отчаянно ищущего новые источники вдохновения. Бесспорная классика, регулярно попадающая во всевозможные топы. К слову, мировая премьера ленты прошла в Советском Союзе в рамках Московском кинофестиваля, где завоевала главный приз. Показ фильма посетил Никита Хрущёв , который на сеансе уснул. Узнав об этом, режиссёр саботировал вручение награды и уехал к своим друзьям на подмосковную дачу.

«Фотоувеличение» Микеланджело Антониони


Богемная жизнь в кадре фильма "Фотоувеличение"

Ещё одна классика мирового кино, полудетективная история в духе Хичкока , повествующая историю фотографа, в чей объектив попала сцена убийства. Развитие сюжета происходит на фоне откровенной жизни модельного бизнеса и свингующего Лондона ’60-ых.

«Барбарелла» Роже Вадима


Джейн Фонда в образе Барбареллы

Культовый научно-фантастический фильм о межгалактическом после из 41-го столетия в исполнении Джейн Фонды . Снятая по мотивам французского комикса, картина имела широкий прокатный успех и вовсю эксплуатировала образ сексуальной и раскрепощённой героини, в арсенале которой не только аппетитные формы, но и технические девайсы вроде “машины избыточного удовольствия”.

«Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне

Легендарный вестерн с Клинтом Иствудом, третий фильм из т.н. “Долларовой трилогии” Леоне.

«Ребёнок Розмари» Романа Полански

Мистический и скандальный триллер о девушке, переживающей череду пугающих событий: тайный культ, сатанизм, демоны и непорочное зачатие - ныне признанная классика и один из любимейших фильмов Стэнли Кубрика .

«Заводной апельсин» Стэнли Кубрика

Экранизация романа Энтони Бёрджесса исследовала природу человеческой агрессивности и не стеснялась показывать сцены насилия во всей отвратительно-притягательной красоте. Запрет на просмотр фильма католиками был снят лишь через 11 лет после выхода фильма.

«Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина

Один из самых коммерчески успешных фильмов ужасов в истории мирового кинематографа. Несмотря на присутствие на съёмочной площадке в качестве консультантов настоящих священников и желания авторов фильма показать сильную сторону Католической церкви, последняя фильм не оценила, что привело к катастрофически малому числу кинотеатров, согласившихся показать фильм на широком экране. В премьерную неделю по всем Штатам число кинозалов едва превышало 20 штук. Несмотря на это, лента вызвала широчайший резонанс, собрала невероятные $441 млн и продолжает оказывать влияние на современную поп-культуру.

«Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи


Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"

Эротическая драма о связи немолодого американца и юной француженки на фоне Парижа ’60-ых. Головокружительная страсть героев и обилие откровенных сцен широко обсуждались в прессе. Христианские активисты предлагали присвоить ленте порнографический рейтинг “Х”, а в Чили лента находилась под запретом в течение 30 лет.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» Джима Шармена

Культовый варьете-балагнчик с сексуальным трансвеститом из сексуальной Трансильвании всколыхнул общественность темами нетрадиционной любви и сексуально-вызывающих способов самовыражения. Несмотря на резкое неприятие консервативными слоями общества, лента завоевала огромную популярность среди прогрессивной молодёжи, а образ главного героя в исполнении блистательного Тима Карри остаётся одним из самых узнаваемых даже спустя 40+ лет.

«Омен» Ричарда Доннера


Кадр из фильма "Омен"

Фильм, сидящий в одном окопе с «Ребёнком Розмари» и «Экзорцистом» . Насилие, темы дьявольщины и одержимости, evil-child и мотивы Антихриста вогнали фильм в узкие рамки рейтинга “R”, что не помешало ему участвовать в оскаровской гонке и запустить успешную франшизу.

«Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро


Том Савини (Секс-машина) на съёмках фильма "Рассвет мертвецов"

Один из самых ярких фильмов в нежить-фильмографии классика и родоначальника жанра “zombie horror”. Лента вызвала злобное шипение не только из-за зашкаливающего насилия, но и из-за острой сатиры на общество потребления. В 2004-ом году по мотивам ленты был снят ремейк, в котором способный ученик Зак Снайдер в чём-то даже превзошёл учителя.

«Кэрри» Брайана де Пальмы


С.Спейсек в образе Керри из одноимённого фильма

Первая полнометражная экранизация произведения Стивена Кинга рассказывает о выпускнице, подвергающейся жёсткому психологическому и физическому прессингу со стороны одноклассников, которые, к своему несчастью, не знали, кто в этой игре окажется жертвой. Лента, кажется, угодила буквально всем: «Кэрри » хорошо прошла в прокате; её наперебой хвалили критики, сравнивая по уровню напряжения с «Челюстями » Ст.Спилберга , а Киноакадемия выдвинула ленту на соискание Оскара в нескольких номинациях (лента по сей день является одним из немногих “ужастиков”, удостоившихся такой высокой чести).

«Таксист» Мартина Скорсезе


Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро на съёмках "Таксиста"

Шлюхи, сутенёры, ворьё, голубые, бродяги, наркоманы - больные и порочные ”: в уста главного героя был заложен, кажется, исчерпывающий перечень раздражителей поборников морали. Но Скорсезе посчитал, что таких персонажей и визуально избыточных сцен насилия недостаточно, и подлил масла в огонь, сравнив Трэвиса Бикла (Роберт Де Ниро ) с образом святого, который хочет очистить свой разум и душу. Такой вот урбанистический религиозный символизм.

Послесловие . На протяжении десятилетий западное общество применяло инструменты культурного сдерживания, которые вроде и преследовали благие намерения, но в итоге обращались в какие-то репрессивные элементы. Под тяжестью такой чуткой заботы общество не оберегалось, а разобщалось, что в конечном итоге закономерно привело к упразднению всяких окологосударственных институтов, диктующих зрителям, какое кино правильное и полезное, а какое - бесполезное и вредное. Остались лишь оправданные возрастные ограничения.

В свою очередь, нам тоже есть чем гордиться: в советской России цензура была явной и неприкрытой угрозой, которая убрала свою цепкую лапу с горла киноделов лишь с развалом политической системы. Сегодня цензура официально запрещена, но на арену вышли новые игроки, марширующие под стягами религии и морали. Пока что своими действиями они лишь привлекают к неугодным по их мнению фильмам повышенное внимание, делая им, по сути, масштабную и совершенно бесплатную рекламную кампанию. Но вялая реакция общества на перегибы в действиях оскорблённых очередным фильмом не даёт никакой гарантии, что завтра в костре их негодования окажется не кинотеатр, а сам режиссёр.

Долгая история…………………………

Тишина, освобождающая разум и заставлявшая ее бояться. Напряжение, постепенно сменившееся пустотой. Непонимание. Я имею в виду не отстранение, хотя в какой-то мере оно и есть, а непонимание.
Нет …………….
нет вообще никаких чувств, даже самого человека. Нет…………..
Лампа…………….
.Настольная лампа, горит за рабочим пустым столом, но он не чистый, он пустой, почти
……………………….
Лампа накалена до предела и только слышна, как она трещит, монотонный такой звук.

Ттттттттт………………

И снова ттттттттт …………..

.
Шум успокаивает и приводит в мертвое желание. Нет………………... ничего психического, нет здесь совсем другое…………………. Просто пустота и звук, он слабый, но в тишине он жуткий. Это звук бегающего тока по раскаленной лампочке. Ложка на столе. Она лежит на этом письменном столе. Железная ложка, которой едят горячий суп и другие блюда. Синий свет, очень холодный, нет……………………………
…………………… холодно-белый свет с синим оттенком. Даже скорее с фиолетовым. Он освещает ложку и затаивается в ней навсегда. Еще одно слово
навсегда.
Чистое окно, на котором покоятся шторы………………….. Не важно, какие и не важно, что шторы, главное что окно…………………. Оно так же как свет и ложка…………. Оно пустое………….
……….. форточка открыта на распашку. Свежий воздух и мертвая тишина. Тихо. Небо, полностью усыпанное звездами, такое темное и далекое. Такое небо бывает только в мае. Фонарь освещает часть черного асфальта и ржавого облупившегося забора. Фонарь качается, хотя ветра нет. Тихо, кругом мертвая тишина, но он качается так медленно и тихо, будто в такт потрескивания лампы. Скрип, этот скрип фонаря такой спокойный……………………..

(одиноко, печально)

Тихий и громкий скрип фонаря…………………..

Мертвый фарфоровый свет…………………..

Безжизненно-белый с синим отливом, как лампа или ложка…………………..

Между ними какая-то связь………………….
письмо, брошенное небрежно на край стола. Тупой, мало-разборчивый почерк. В нем нет ничего особенного, и он ни о чем, ни говорит……….просто письмо…………….... Прощальное………… ручки нет. Странно…………..

Синие чернила………………..скорее нет…………..голубые…………почти выцветшие………..
В нем человек прощается с жизнью. Он не пишет, прощайте родственники……….он никого не винит в своей смерти. У него даже нет причины умирать. Он просто………... Здесь не было ни цели, ни мотива, даже не было пустоты. Он был обычным человеком с обыкновенной жизнью как у всех его друзей. Он был как все другие. Он не пытался создать тайну своей смерти. Он никому не говорил о нем……………..
это письмо, оно даже никому не адресовано, ……………………..…

……………………………………………..

Он не хочет извещать о чем-то серьезным…….
И ничего лишнего и бестолкового в нем тоже нет…...он просто открыл окно
.
(окно было открыто позже, намного позже, поэтому в начале упоминалась только форточка).

Ночь, темная тихая ночь и никакого ветра. Он сделал шаг…………………………

..
П и с ь м о о б р а щ е н н о е в н и к у д а. Л о ж к а, п р о д о л ж а в ш а я л е ж а т ь, п о г л а щ а я м е р т в ы й с в е т л а м п ы. Ш у м н а к а л е н н о й л а м п ы и о д и н о к и й ф о н а р ь. И н а о б о р о т е э т о й з а п и с к и о д н о с л о в о, о д н о б е с с м ы с л е н н о е с л о в о - Н А В С Е Г Д А.

День 25 апреля, утро.
Да все хорошо. Приехал снимать квартиру, у старенькой бабушки. Квартира сразу с мебелью, что очень удобно для меня. Кабинет хороший, правда, почему-то стула около письменного стола не оказалось. Пришлось принести с кухни табуретку. Вид с окна не очень, на заброшенный завод или что-то в этом роде.
Буду писать.
P.S.
Все хорошо.
Устроился на работу. Теперь личный секретарь директора одной очень крупной компании. Сказать по правде, деньги очень большие. Правду, не совсем законным путем. Все секреты рассказывать не буду. Прочитал книгу «Угольки прошлого». Впечатлила особенно последние главы. Хотя местами книга была натянута и нудна. Все до скорого.

Среда. 27 апреля.
Замотался. Появились крупные проблемы с перевозом груза. Вчера весь день был на роботе. Шеф был в гневе, но, кажется, это дело замяли приличной суммой. Съел пару бутербродов, пол вечера провел в кабинете, кое какие дела умял. Довольно поздно, завтра рано вставать.

Четверг. 28 апреля.
Познакомился с девушкой. Завтра иду на свидание. Немного волнуюсь. Поразмышлял о жизни. Уже поздно, засиделся до часу в кабинете. Разбирал планы продажи товара. Завтра товар должен выйти в Атлантический океан. Выкурил пачку сигарет.

Суббота. 30 апреля.
Вчерашний вечер прошел нормально. Посидели, поговорили. Оказалось Ларисой зовут. У нее классная фигура и она так смешно улыбаться и говорит. План разработки завершил и теперь подумал передохнуть. С грузом проблем пока нет. Должен скоро прийти в Рио-де-Жанейро. Ночь спокойная и тихая, слегка душно. Я открыл форточку, странный неприятный бледно-мертвый свет фонаря и……………...
P.S.
Извини, что не дописал, позвонили в дверь, ошиблись номером. Порылся на полках и взял почитать какой-то рассказ, правду он без названия. Начал только читать, на часах два часа ночи, но наверно пока не прочту, не успокоюсь.

Извините, я по объявлению………………………. Мне нужно снять квартиру, я правильно обратился.
- Да………...да………….конечно……….проходите, вот там кабинет, а вот здесь кухня, там дальше спальня.
Он оглянулся и, пройдя в кабинет, напоролся на какой-то рассказ без названия.
- Извините, телефон у вас есть?
- Нет, я всю жизнь живу без телефона.
- Просто понимаете……………. я, если честно………….... долго не мог отыскать вашу квартиру………...она без ……………..номера, понимаете………………………………на квартире……………нет………...номера. Есть 13 квартира и есть 14 квартира, но………между ними эта…….. без номера…….Я вначале подумал, что в редакции журнала ошиблись.
- Нет,………….все правильно, у этой квартиры нет номера………......никогда и не было.
Бабка мелкими шажками направилась из комнаты.
- Еще………....кое-что…………..- проговорил Коэн - как называется этот рассказ? -сказал он, взяв его со стола - он просто ………….здесь.. без названия.
- У него нет названия……….. нет……………. У этого рассказа……………………….. просто очень долгая история……………..

Это будет долгая история. Происходила она со мной на протяжении более десяти лет и косвенно происходит до сих пор. Рассказ я постараюсь выстроить более-менее хронологически, но, тем не менее, буду перемежать чужие рассказы с тем, что видел сам лично.

Сам я из небольшого городка в Нижегородской области. Да, история не деревенская, но в данном случае это неважно. У города есть одноэтажный придаток, вроде как та же деревня, и действо завязалось именно там. Моя мама как раз выросла в этом деревенском пригороде, и начало этой истории исходит из рассказов о её молодости там.

На улице, где жила моя мама (точнее, на улице, ей перпендикулярной, но совсем рядом), жила одна бабка. В сущности, в то время её бабкой назвать было нельзя, это скорее была тётка. Но только все знали, что с этой тёткой что-то нечисто. Моя бабушка по материнской линии рассказывала, что с этой тёткой боялись разговаривать, потому как нрав у неё был ну очень уж крутой, да и плюс репутация соответствующая. Бабушка говорила, что какая-то соседка повздорила с ней в бане (из водопровода там до сей поры лишь колонки на улицах - ванн нет, а кто без своей бани или водопровода ходили, те в общую городскую), и та ведьма сказала ей, мол, умрёшь ты ровно через две недели. Так и случилось. Эта соседка заболела и резко стала чахнуть, пока как раз через две недели не отдала Богу душу. Этого я не видел и пересказываю со слов бабушки, но есть кое-что, что я застал и видел лично. Один мужик при семье и троих детях однажды случайно машиной своротил лавку у её забора и сам забор повалил. Ну в общем-то, дело житейское, да та тётка его матом давай крыть, а мужик тоже в ответ возбухнул. В общем, разругались они очень мощно.

Меня отправляли к бабушке туда на лето вместо всяких лагерей, и я хорошо помню метаморфозы семьи этого мужика, хоть и немного лет мне было. В один год семья была нормальной и справной, но, когда я приехал на следующий год, я этих товарищей даже не признал сперва. В общем, мужик впал в лютый алкоголизм и прирезал свою жену. Старший сын был уже совершеннолетним, и двое остальных - парень моих лет и совсем маленькая дочка - остались под его попечением, да только сам он то ли наркоманом стал, то ли в криминал какой подался, и эти двое малых остались сами по себе. Короче, семья его, что в один год была вполне обычной, вдруг растрескалась по швам, и, приехав на следующий год, я застал только двоих малолетних голодранцев. Что я заметил - паренёк, мой ровесник, серьёзно тронулся умом. Поскольку мы были вроде как знакомы, он как-то затащил меня к себе в остатки дома и как бы играючи начал какой-то иглой зашивать себе рот. Ну не прямо до конца зашил, конечно, но пару стяжков сделал точно. Я был в полнейшем шоке. Бабушка мне строго-настрого запретила ещё до этого случая с ними разговаривать, но мне-то что?..

А на третий год их и не стало вовсе. То ли забрал кто в попечение, то ли сами куда-то уехали. Бабушка также говорила, что порчу та тётка наводит через иглы. Помню связанный с этим случай, меня поразивший. Проснувшись утром, я увидел, что в доме переполох, ну не прямо паника, но какая-то суета напряжённая. Бабушка то вбегала в дом, то выбегала, мама вообще в истерике была. Бабушка мне сказала, мол, ни в коем случае не подходи и не трогай калитку, вот ни в коем случае. Затем она подвела меня к калитке, и я на ней увидел две больших швейных иглы. Да, они просто лежали на калитке и всё, но тут бабушка и рассказала, что это за иглы и кто их сюда положил.

А вот что мама рассказала. Когда она была молодой, сразу после института, то работала на заводе местном. А там работа шла по сменам - то есть 1-я смена как обычно, 2-я - с двух до десяти вечера, а 3-я - с десяти вечера до утра. И это дело перемежалось - то есть одну неделю ты работаешь в одну смену, а потом уже в другую. Ну и возвращаясь со 2-й смены уже затемно по улице, где был дом той тётки, мама на крыше увидела тёмную фигуру, которая колотила несильно палкой по печной трубе. Маме стало страшно, но домой-то как-то надо прорываться, и она начала быстрым шагом двигаться мимо дома, поглядывая за этим товарищем. Тут, видать, товарищ услышал её шаги и прекратил стучать, и тут моя мама вообще в ужас пришла. Поворачивает этот товарищ голову в её сторону - и она понимает, что это вовсе и не человек. Хоть и было темно, но глаза мама разглядела, и они были явно не человеческие, а большие и круглые, и от них как от кошачьих глаз свечение было. Мама рванула бегом до дома.

Впрочем, это всё присказка. Сейчас сама история пойдёт.

У меня, собственно, есть сестра старшая. Девка довольно гулящая. Ну и как-то раз пропала она из дома, не пришла ночевать. Раз не пришла, два не пришла, ну и забеспокоились родители. Но тут она выходит на связь со мной и говорит, что домой она больше не придёт. Тут все ничего не поняли - родители в шоке, её тогдашний парень в шоке… Стали разбираться. Я её порасспрашивал, что к чему, и выяснилось, что живёт она теперь с каким-то парнем и домой возвращаться не хочет. Родители спрашивают, мол, что это ещё за парень такой? Выяснилось, что фамилия его ровно такая же, как у той тётки с улицы, и приходится он ей родным внучком. Маму это насторожило. В контакт вступать с родителями сестра отказывалась, почему-то пытаясь выходить на связь через меня (я тогда 9-й класс окончил).

Слово за слово, выяснилась такая ситуация. Этот парень подвёз сестру на тачке из района в район и как-то уломал к нему домой пойти. О том, что было после этого, сестра ничего внятного не говорила. Стали «копать» про этого парня - выяснилось, что он героиновый наркоман и вообще мерзотный тип. Родству с той бабкой значения поначалу не придавали, так как считали, что причина гораздо прозаичнее. Например, думали, что он её шантажирует или на иглу посадил. Приходили на адрес с участковыми, но сестра говорила, что она по собственной воле живёт там.

И тут странный момент произошёл. Как-то раз звонит мне сестра и говорит, мол, я домой вернусь, только ты встречай меня. Я подхожу по адресу, а сестры нет, телефон она не берёт, зато там дежурит тётка какая-то. Выясняется, что тётка ждёт меня и является мамашей того парня. Тётка довольно страшная по виду, но я бы не сказал, что какая-то особо выделяющаяся. Ну что-то там поспрашивала у меня, а потом такая хвать меня за руку и потащила к себе, мол, что-то ты какой-то худоватый, сейчас мы тебя накормим. Я такой:
– Обождите, гражданка, я у чужих людей, а особенно в первый раз виданных, не ем. Тётка упирается:
- Пошли, никаких разговоров.
Я тоже упираюсь. А она давай крепче держать мою руку и уже совсем невежливо настаивать. Я подумал, мол, вот дурная. Вырвался и убежал. Рассказал родителям, те плечами пожали, но поняли, что тут что-то нечисто. Отец позже собрал каких-то своих знакомых покрепче, изловил парня и пригрозил, что если моя сестра не вернётся домой, то ему несдобровать. А тот такой:
– Она по своей воле у меня, ничего вы не сделаете.
Ну они побили, но тем не менее, дело с мёртвой точки не сдвинулось.

Периодически сестра просила притащить ей на работу какие-то вещи из дома, и я носил, заодно слушал, что она рассказывает. Постепенно стал бросаться в глаза внешний вид сестры. Она сильно похудела и постарела. Конечно, не до уровня старухи, но заметно некрасивой становилась. Щёки впадали, мешки под глазами, волосы лезли… Следующий момент - голос. Он тоже изменился и стал больше похожим на мужской. Конечно, это всё не сразу, а в течение нескольких месяцев.

И вот что сестра мне рассказывала. В общем, она у меня глупая, и почему-то все эти странности её сперва не сильно смущали. Жили в её новой семье втроём (не считая её саму) - отец-алкаш, мамаша и их сын. Отец пил и особо не отсвечивал, а вот сынок с мамашей отжигали. Первое, что сестру позабавило, - то, что они не моются в ванной. Вообще. Только баня раз в неделю. Причём не городская, а за городом, в их родной деревне. Еду моей сестре готовили в отдельной посуде, которой сами они не пользовались. Кормили очень обильно, но при этом вес сестры неуклонно уменьшался. Спали они тоже странно - однажды сестра проснулась среди ночи, открыла глаза, а парень лежит напротив неё с открытыми глазами, широко раскрыв рот, и вдыхает жадно воздух. Более того, их дом заставлен иконами, и парень вечерами молится. Причём, как сестра сказала, молится он не как обычные люди, а на непонятном языке, не похожем на русский. Когда она его спрашивала: “Ты чего делаешь, с ума сошёл?”, он говорил, мол, нет, я истинно православный, не мешай. Я передавал эти истории родителям, они пребывали в глубочайшем недоумении. Впрочем, и до самой сестры стало потихоньку доходить, куда она попала.

Была одна очень странная история, коснувшаяся меня лично в те дни. Как-то я сидел уже глубокой ночью за компьютером и играл в «Казаков». Тут услышал, как в коридоре квартиры кто-то ходит. Сначала подумал, что родители пошли в туалет или на кухню. Потом понял, что это явно не человеческие шаги. Слишком легковесные и осторожные. Прислушиваюсь дальше - слышу, как шаги завернули на кухню, шебуршание, звон чайных ложек в кружках… Я начинаю паниковать, так как понимаю, что это НЕ РОДИТЕЛИ. Шаги из кухни идут обратно в коридор, и тут меня вообще дрожь пробирает. Слышу, как звенят лежащие на трюмо ножницы. Они металлические и немного разболтанные, так что их звук ни с чем не спутать. Я принимаю решение из комнаты бежать к родителям, но бежать надо через коридор. Собираю всю волю в кулак, ломлюсь, зажмурившись, в коридор и быстро к родителям. Те сном младенца спят. Бужу, говорю, мол, так и так. Пошли смотреть. Неизвестно, как там ножницы эти изначально лежали, но вот иконы на кухне (родители у меня православные, но без фанатизма) лежат лицами вниз. А в следующую встречу с сестрой она рассказала, что у парня был какой-то мощный припадок с пеной у рта, после которого он описал план нашей квартиры с точностью до табуретки, при этом он никогда в ней не бывал.

С каждым разом рассказы сестры становились всё страннее. Однажды она долго не могла заснуть и обратила внимание, что во дворе дома ночью слышен странный звук - будто дети резвятся, но как-то тихо слишком. Затем звук приближался и словно перекатывался с улицы через открытый балкон в соседнюю комнату. Сестра давай парня будить, а он ей и говорит, мол, не бойся, это черти, они к нам часто заходят…

Дальше интереснее. Помер у них какой-то дальний родственник в их деревне, что с баней. Поехали они туда. Сами похороны сестра описывала так - когда пришло время опускать в землю гроб, парень отогнал всех от него метров на двадцать и принялся ходить вокруг с какой-то книжкой и что-то бормотать. Затем он пальцами потёр лоб покойника, а после этого потёр свой лоб. Да, и вот интересная деталь - вопреки расхожему мнению о всеобщей нежности к котам, парень кошаков ненавидел. По словам сестры, на самом деле он сильно так на самом деле боялся их.

Мама моя в скором времени узнала адрес какой-то «знающей» бабки и хотела совершить к ней поездку. Откуда она узнала адрес бабки, не знаю, но вроде они были знакомы задолго до этих событий. Бабка жила в деревне, километрах в пятидесяти от города. Первый раз мама поехала одна. По приезду я стал её расспрашивать, что там было и что за бабка такая. Мамка сказала, что по виду бабка самая обычная. Что её поразило, так это то, что она откуда-то знала, что у неё не только дочь, но и сын есть - я. Хотя про меня ей она даже не заикалась никогда. И что самое интересное, бабка сходу сказала, что знает, чьих рук всё это дело, конкретного человека назвала. И это была та зловещая тётка с улицы, что приходилась бабулей нашего пассажира. От этого факта в шоке были все, включая скептика-отца, который после этого рассказа перестал держаться за свой скептицизм. Что и говорить, я сам стал относиться к событиям по-настоящему серьёзно. Бабка сказала, что денег ей не надо, хотя мать предлагала довольно щедрую награду за помощь. Она сказала, что нас коснулось нечто, что не должно было нас касаться. Что было особенно странно для меня, так это то, что бабка пригласила меня лично на беседу к ней. Я серьёзно испугался, но что поделать - в следующий раз мы с мамой поехали к ней вдвоём.

Приехали мы с утра. Дом как дом, ничего зловещего. Бабка сказала, чтобы мамка вышла на улицу, пока она будет говорить со мной. Я, услышав это, вообще чуть в обморок не упал. Бабка и вправду была обычная самая. Вошли мы в дом, входим из сеней в комнату, а там сидит здоровенный кошара. Кот был очень большой и сидел прямо напротив входа. Бабка говорит мне, мол, сперва поздоровайся с Тимофеем Матвеевичем. Я не сразу понял, что это она про кота. Я не без страха поздоровался, и тут весь мой страх почему-то пропал, я стал чувствовать себя довольно свободно. Мы сели за стол и, немного помолчав, стали разговаривать. Она спросила, мол, знаю ли я, что случилось с сестрой. Я пересказал, что мне было известно, тогда бабка снова спросила, знаю ли я, что НА САМОМ ДЕЛЕ произошло. Я сказал, что не знаю.

В общем, бабка рассказала мне, что семья той бабки с улицы - ну ладно, ту звали Зинаида, а то тут уже бабка на бабке, одну от другой не отличить, - так вот, семья этой Зинаиды непростая. И есть у них загвоздочка - некому эту семью продолжить-то. Сын у них ни на что не годный - нужна дочка. И моя сестра нужна именно для того, чтобы родить девочку, больше ни для чего. Как только, говорит, она забеременеет и родит, сразу помрёт. А пока они там дружно из неё все соки тянут. Я стал осторожно спрашивать, как так получилось, что она вообще ушла. А бабка говорит, мол, приворожили её. Но ворожба не простая, а на еду и питьё. Кто их еду съест, тот в их власти. Я тут перепугался, вспомнив, как сам еле вырвался из лап их мамаши, настойчиво предлагавшей мне поесть у них. Рассказал бабке про тот случай, и она сказала, мол, правильно сделал, поэтому ты здесь и сидишь, так как «ведаешь, не ведая». Тут мне стало не по себе, а она говорит, мол, ты не тушуйся, а слушай. Если ты думаешь, что это какое-то колдовство, то ты дурак, это не колдовство и не магия никакая. Магия, говорит, – это всё остальное, а эти вещи – сама природа и есть. Так вот, говорит, я вам помогу, но только потому, что неугодно семье Зинаиды дальше продолжаться - раз дочка не родилась, то и не родится никогда. Решено так. Поэтому денег она брать не будет, да и вообще ничего не будет брать.

Я спросил, что значит «ведать, не ведая». Она сказала, что именно по этой причине сестра со мной общается как с посредником, потому что я и есть посредник. Свойство у меня такое. В эти дела тебе, говорит, путь закрыт, но всё же свойство какое-то у тебя есть. Но цена этому свойству грош. Учить тебя нечему, говорит, но я могу помочь тебе быть внимательнее. Я тут вообще перестал что-либо чувствовать, думаю, ну ничего себе поворот. А бабка продолжает - ты, говорит, смотри, в эти дела полезешь, так не вылезешь никогда, поэтому не лезь. Я говорю: «Угу, не полезу». Потом спросил, что значит «быть внимательнее»? К чему внимание быть должно? А она отвечает: «Ты чаще смотри за людьми, сразу поймёшь, кто в беде, а кто нет. Нутром чуять будешь, просто сам не поймёшь этого». И ещё говорит, мол, в местные церкви не ходи. А город, надо сказать, у нас очень религиозный, но странный. Ладно, плевать на конфиденциальность и прочую ерунду - это Саров на юге Нижегородской области, закрытый ядерный центр, но вместе с тем место жития одного из очень почитаемых святых - Серафима Саровского. Молящихся и паломников довольно много, несмотря на пропускной режим. Но бабка мне говорит, что место гиблое теперь - низина. Так что в церкви, говорит, местные не ходи, свечей не ставь. Это, кстати, подтвердил впоследствии один странный дед-паломник, с которым я разговорился на остановке пару лет назад. Он сказал, что местные церкви только чертей и плодят, а место уж давно не святое. Говорил, что он что-то вроде странствующего попа и знает все места здесь и за Уралом.

Вообще про этого деда-паломника тоже интересная история, хоть и не страшная, но занятная. Он просто стоял на остановке, видать, отдыхал, так как по виду его не сказать, что он вообще транспортом пользуется. Он был седой и бородатый. Я-то как раз ждал автобуса, но он меня в разговор втянул, и я пропустил парочку автобусов. Сказал, что на самом деле он нигде не живёт, а ночует у людей, которые его приютят. Я спросил:
– И что, не было случая, когда никто не приютил?
Он говорит:
– Нет, не было. Нужно слова правильные говорить, и тогда тебя хоть на всю жизнь пустят.
Так, мол, и живёт. Сказал, что он на самом деле поп, даже удостоверение показал (оказывается, и такое есть). Но в попа не рядится и креста не носит. Говорил, что редко где церковь есть настоящая - хоть места и святыми числятся, но это не так. Что у нас, что в Дивеево - всё уже давно гнилое, и ходить в здешние церкви просто смысла нет. Но в деревнях, говорил, кое-где настоящие приходы остались.

Ну да ладно, к бабке вернёмся. Так вот, она говорит мне: «Ты нутром чуешь, если что-то неладно с человеком, свойство у тебя такое». А насчёт сестры, мол, дело страшное, но не гиблое. Снять приворот может только сама Зинаида, и мы, говорит, её принудим силой это сделать. Ты, говорит, нужен в этом деле именно как посредник - слушай внимательно сестру, что она тебе говорит, да исправно передавай. Потом велела мне звать маму. Я вышел, перед этим она сказала, чтобы я попрощался с котом. Я попрощался.

События дальше развивались так. Бабка сказала, что заставит Зинаиду отцепиться от сестры. Но дело это сложное. Она стала заниматься с мамой, которая стала каждую неделю ездить к ней. Во всякие тонкости меня не посвящали, хотя я активно пытался выяснить, что к чему. И кое-что выяснил. Мама на рынке покупала живых петухов, причём не любых, а каких-то особенных по внешности. Каждое полнолуние она рубила им головы и что-то делала с ними. Что конкретно делала, не знаю, но для этого нужны были какие-то травы и очень много перца с горошком. Бабка дала маме какую-то книгу, оттуда она и вычитывала, что нужно с петухами делать. Я мельком книгу видел, меня к ней и на выстрел не подпускали, но она вроде бы (не уверен, но так показалось) была рукописная и не очень толстая. Мама выписывала из неё слова в каком-то особом порядке, затем, произведя необходимые действия над петухом и книгой, шла в полнолуние в промежутке от полуночи до часа на кладбище и закапывала голову петуха у могилы, каждый раз у разной, но тоже не случайной - могила должна была быть указана той бабкой: она называла имена людей, и мама потом искала их на кладбище. Делала она это на протяжении четырёх месяцев. Что-то они делали ещё, но я больше не знал подробностей, так как меня не посвящали в них.

И вот однажды мама приехала от бабки и сказала, мол, сестра вернётся через два часа или через два дня. И что вы думаете? Она звонит мне через два часа и говорит, мол, всё, забирай меня. Я привёл её домой. Она сидела пару дней, с родителями почти не разговаривая. Затем в дождь опять ушла туда. Тут все опять ничего не поняли - что за дела, всё же нормально шло?.. При этом сестра всё-таки чуток начала с родителями разговаривать после этих дней. Отец, например, попросил её вернуть зонт, который она забрала - он ей новый даст. Пришёл на работу к ней, они обменялись зонтами. Идёт он домой, зонт в руке держит - и понимает, что у него рука отнимается. Та, в которой зонт. Он испугался и быстро выкинул зонт. Рука была почти парализована и неделю после этого в порядок приходила. С тех пор все вещи, побывавшие на той квартире, просто выбрасывались.

Какие результаты дали петушино-кладбищенские махинации бабки? А вот какие. От сестры, которая на связи со мной была всё время, стало известно, что эта самая Зинаида упала и сломала ногу. Причём сломала очень серьёзно, с открытым переломом. Лежит в больнице. Наверное, тут стоит рассказать, как этот её внучек вообще выглядел. Сказать, что он был урод - это, наверное, ничего не сказать. Лицо у него было довольно жуткое, помимо широченного расстояния между мелких глаз у него был жуткий скошенный лоб. В общем, выродок полный.

Итак, Зинаида со сломанной ногой, и, видать, у них там что-то щелкнуло на этот счёт. К тому времени сестра уже совсем плохая стала, как иссохлась. Бабка наша была встревожена и сказала моей маме, что время заканчивается, надо дать Зинаиде явный знак отлипнуть от сестры. Вот тут я не знаю, что они сделали, но после этого у этого парня повесился отец ни с того ни с сего. Сестра говорила, что в семье пришли в ужас. Описывала такую сцену - как-то вечером парень очень долго стоял, прислонив руки ладонями к стене, и что-то бормотал. Затем резко взбесился и буквально за волосы вытащил сестру из квартиры, мол, пошла отсюда. Тут стоит описать сам механизм приворота, что это такое со стороны самого привороженного. Сестра прекрасно понимала, в какой ситуации она находится, и понимала, почему. То есть она прекрасно знала, что это не её воля. Но она не могла противиться этому каким-то действием, не могла уйти, хоть эти люди были ей уже противны. В общем, парень её выгнал, но сестра не смогла уйти и заночевала прямо на пороге квартиры.

Долго ли, коротко ли, но в итоге сестру они отпустили, потому как вняли предупреждениям. Как я понимаю это сейчас, они поняли, что легче найти новую жертву, чем вести такое противостояние. Зинаида сняла свои заклятия с сестры, причём это тоже произошло очень странно. Как говорила сестра, её потащили в дом Зинаиды. Та из больницы уже выписалась, но ходить не могла - лежала на кровати. Сестру к ней подвели, а Зинаида посмотрела на неё, подняла руку, махнула и сказала: «Проваливай отсюда, чтоб видно тебя тут больше не было». И всё. Как сестра говорит, она сразу почувствовала жуткое отвращение к этим людям, вот прямо в одночасье после взмаха руки. В тот же вечер она была дома.

На этом основная история заканчивается. Но дело в том, что это не конец. Вообще говоря, всё это не кончилось и по сей день. Меня лично это больше не касается, но касается кое-кого, кого я знаю. И весь ужас для меня на самом деле в этом - меня здорово напрягает, что эти упыри постоянно так или иначе крутятся вокруг меня.

В майские дни, когда мы празднуем светлый праздник Победы, хочется еще разразоблачить одну грязную фальшивку, которая клевещет на советских воинов. Все началось в 2006 году, когда в журнале «Вокруг света» появилась статья некоего «историка» Дмитрия Ивановича Фоста,

«Русская былина». Суть байки, рассказанной в статье, такова: в мае 1945 года Красная Армия заняла остров Рюген (Германия). В ходе расквартирования войск выяснилось, что в одном из особняков расположен пансион для слепых девочек. Их почему-то опекали престарелые русские эмигрантки – графиня и баронесса. Советское командование разместило в пансионе разведроту для контроля над побережьем и помощи обитателям пансиона. Мимо острова плыли многочисленные корабли и баржи, наполненные солдатами вермахта, стремящимися сдаться в плен к англичанам. Для защиты десантно опасного участка в этот район был переброшен 137-й танковый батальон 90-й стрелковой дивизии.

И тут началось самое интересное. Командир танкистов, некий майор Гаврилец, в пьяном виде приехал в пансион. Чем мог заняться офицер Красной Армии, оказавшись в приюте для слепых несовершеннолетних девочек? Конечно, он попытался совершить акт сексуального насилия в отношении беззащитных детей-инвалидов. Однако бравые разведчики обезвредили негодяя и выставили его вон. Обиженный комбат явился в свою часть и приказал атаковать пансион силами своих танков. Завязался неравный бой. Разведчики гибли один за другим, защищая немецких девочек от озверевших советских варваров. Звуки сражения услышали плывущие рядом с островом бойцы вермахта, они высадились и вступили в схватку
с русскими танками. 137-й батальон был полностью разбит, а компания из выживших разведчиков, немецких солдат, девочек-инвалидов отправилась на пароходе в солнечную Португалию. В широкие объятия фашистского диктатора Салазара. Такая вот трогательная история о борьбе совестливых рыцарей объединённых вооружённых сил Германии - России с озверевшими азиатскими ордами насильников из РККА.

Надо отметить, что в своей статье Фост ссылается на Маршала Советского Союза К.С. Москаленко, который рассказал ему эту историю, когда автору публикации было 14 лет. Приводит выписки из политдонесений начальника политотдела 2-й ударной армии, в которых подробно описываются события на острове Рюген. Как не поверить такой трагической истории? Статья была переиздана в историческом журнале «Родина». История стала широко известной. Но если повнимательнее присмотреться к творению «историка» Фоста, возникает ряд вопросов. Зачем боевому маршалу рассказывать подросткам о таком неоднозначном случае? Тем более что автор утверждает, что «позже Кирилл Семенович при встречах часто возвращался к обсуждению событий того рассказа». Получается, Москаленко больше вспомнить было нечего?..

Так ли необходим танковый батальон в обороне острова? Понимал ли советский офицер, что преступный приказ напасть на своих означал смертный приговор трибунала? Почему нет архивных ссылок на политдонесения, которые автор так обильно цитирует?

В дальнейшем выявились другие странности. Дмитрий Иванович в своих интервью называл автором рассказа не маршала Москаленко, а генерала Федюнинского. Танкист-насильник называется то Гаврильцом, то Чуприной. 90-ая дивизия превращается в 372-ю.

Когда байкой Фоста заинтересовались настоящие историки, специалисты по Второй Мировой войне, все стало на свои места. Историк Алексей Исаев указал, что в 1945 году танковых батальонов в стрелковых дивизиях РРКА не было. Номер 137 носил батальон в составе 146-й танковой бригады, но к тому времени он был переформирован в 97-й тяжелый танковый полк 29-й гвардейской дивизии.

На книжной ярмарке на ВДНХ, в сентябре 2006 года, Алексей Исаев публично и аргументированно обвинил «историка» Фоста во лжи, тому не оставалось ничего другого, как сознаться. Он заявил, что цель байки лишь русско-германское примирение. Вот такая немецко-русская дружба ценой очернения советских воинов. Казалось бы, в этой истории можно ставить точку, но не тут-то было.

В 2011 году вышел фильм «4 дня в мае». Сценарий его был основан на клеветнической байке «историка» Фоста. Однако создателям данного «шедевра» удалось переплюнуть Дмитрия Ивановича. Рассказывать обо всех лживых мерзостях, показанных в фильме, автор статьи не будет, стоит только с удовлетворением констатировать, что фильм оглушительно провалился в прокате. Но и это не конец. В книге «Война. Мифы СССР 1939-1945» сказка о событиях на острове Рюген преподносится как сущая правда. Все бы ничего, но автор этого «труда» - министр культуры России Владимир Ростиславович Мединский. Так что фальшивка Фоста продолжает жить своей собственной жизнью, а раз так, необходимо ее искоренять ради памяти дедов и жизни будущих поколений.



Случайные статьи

Вверх